Красочная презентация на тему :"Видоизменения корней". Разработана к учебнику В.В. Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Учтена возрастная категория учащихся. Презентация содержит в себе проверку предыдущей темы, последовательное изложение нового материала, яркие и понятные иллюстрации.В презентации используется анимация, что позволяет сделать ее более насыщенной материалом и иллюстрациями, сокращая по минимуму количество слайдов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Видоизменения корней »
Видоизменениякорней
Юрина И.В.,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №18
им. Э.Д. Потапова
г. Мичуринска
Тамбовской области
Цель урока: Познакомитьсяс многообразием корней.
Задачи:
Изучить видоизмененные корни.
Узнать их практическое значение.
Выяснить, что видоизмененные корни результат приспособленности растений к условиям существования.
Выбери один правильный ответ
1. Прорастание семени начинается с:
3 . Для однодольных растений в отличии от двудольных характерно наличие:
а) поглощения воды;
а) зародыша с двумя семядолями;
б) разбухания семени;
б) зародыша с одной семядолей;
в)разрыва кожуры;
в) эндосперма;
г) сочной кожуры.
г) усиленного поглощения кислорода.
2 . Зародыш семени состоит из:
4 . Корневая система представлена:
а)корешка, стебелька и эндосперма;
а) боковыми корнями;
б) боковыми корнями и главным корнем
б)корешка, стебелька и семядолей;
в) главным корнем;
в)эндосперма, корешка и листочков;
г)корешка и побега.
г) всеми корнями растения.
Выбери один правильный ответ
5 . Многие двудольные растения имеют:
7 . Мертвые клетки, по которым вода и растворённые вещества поднимаются вверх по стеблю к листьям, называются:
а) мочковатую корневую систему;
а) межклетники;
б) только придаточные корни;
б) сосуды
в) стержневую корневую систему;
в) механическая ткань
г) корневой волосок.
г) боковые и придаточные корни.
6 . Самая длинная часть корня:
8. Роль корневого чехлика в том, что он :
а) зона роста;
а) обеспечивает передвижение веществ по растению;
б) выполняет защитную роль;
б) зона деления;
в) придают корню прочность и упругость;
в) зона проведения ;
г) зона всасывания.
г) участвует в делении клеток.
Выбери один правильный ответ
9 . Вода необходима клеткам корня:
11. Через корни растение получает:
а) для дыхания;
а) воду;
б) для растворения питательных веществ;
б) минеральные вещества;
в) для увеличения плодородия почвы;
в) воду и минеральные вещества;
г) органические вещества.
г) является питательным веществом.
10 . В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня:
12 . Придаточными называют корни:
а) зона деления;
а) развивающиеся из корешка зародыша;
б) отрастающие от стебля;
б) зона роста;
в) развивающиеся на главном корне;
в) зона всасывания;
г) зона проведения.
г) развивающиеся на всех корнях.
Выбери один правильный ответ
13. Многие однодольные растения имеют:
а) мочковатую корневую систему;
б) только придаточные корни;
в) стержневую корневую систему;
г) боковые и придаточные корни.
14.Что такое корень?
а) видоизмененный побег
б) зачаточное растение
в) подземный орган
г) часть побега
15. Мочковатой считают такую корневую систему, у которой:
а) главный корень не отличается от придаточных
б) главный корень сильно раз-вит и не похож на придаточные
в) главный корень сильно развит и развивается из корешка зародыша
16. В какой зоне корня клетки растягиваются в длину?
а) в зоне корневого чехлика
б) в зоне проведения
в) в зоне корневых волосков
г) в зоне роста
II. Выберите номера правильных утверждений.
1. У фасоли корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У тюльпана, лука и чеснока хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У овса, риса и пшеницы корневая система мочковатая.
7. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
8. На черенке розы, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
9. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
10 . У подорожника корневая система стержневая.
11. Придаточные корни образуются только на главном корне.
12. Главный корень хорошо заметен в корневой системе свеклы и репы.
Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают
Картофель
Горох
Рожь
Подсолнечник
Сахарная
свёкла
2,25 м
2,8 м
1,7 м
1,6 м
3,2 м
Из – за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Так, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, т.к. грунтовые воды уходят глубоко.
15 м
Тундра
Клубеньковые корни.
Вы помните, что существуют азотфиксирующие
бактерии. Они поселяются на корнях бобовых
растений и от этого корни покрыты клубеньками.
Это симбиоз бактерий и растений.
В процессе приспособления к условиям существования корни некоторых растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции
Корнеплоды
образуются как из главного корня, так и из нижних
участков стебля. В этих частях накапливается
большой запас органических веществ.
Корнеплоды моркови, свёклы, редьки, редиса,
репы – важные овощные культуры.
Корневые клубни
образуются на боковых и придаточных корнях.
Георгина
Батат
Корни могут служить и для запасания воды. Особенно хорошо эта функция выражена у некоторых тропических эпифитных (растущих на деревьях) орхидей. Наружная часть коры свисающих вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных и пустых клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая затем расходуется на нужды растения.
У целого ряда эпифитных орхидей плоские, зелёные и весьма длинные корни являются основными фотосинтезирующими органами.
Корни - прищепки
У плюща и некоторых других лазающих растений имеются при-
даточные корни – прищепки, образующиеся на стороне стеб-
ля. Обращённой к дереву, скале или другой опоре. Проникая
в трещины, они утолщаются, закупоривая отверстия, подобно
хорошо пригнанной пробке, и таким образом крепко удержива-
ет растение на опоре. Если же корешки плюща наталкиваются
на совершенно гладкую поверхность, конец корешка расширя-
ется, и из него выделяется клейкий сок, с помощью которого
корешок максимально плотно прикрепляется к поверхности.
Корешки в нижней части стебля крепко прирастают к стене,
а молодые, образующиеся на вырастающих побегах, ищут
новой опоры.
Воздушные корни
У растений, живущих как орхидеи, на стволах и ветках деревьев влажных тропических лесов, образуются воздушные корни, свободно свисающие вниз. Такие корни поглощают дождевую воду и помогают растениям жить в этих своеобразных условиях.
Формирование баньяна начинается с образования на крупных горизонтальных ветвях взрослого дерева воздушных корней , обычно не несущих корневых волосков. В определённые моменты жизни дерева их появляется очень много, и они гирляндами свисают с горизонтальных ветвей. Воздушные корни растут очень медленно, и через некоторое время большая часть их засыхает, так и не достигнув почвы. Единичные воздушные корни дорастают до земли и укореняются, после чего надземная их часть интенсивно утолщается, приобретая облик и проводящую функцию стволов.
О священном баньяне, произрастающем на Шри – Ланке в местечке Алурадхануре, известно, что ещё молодым деревцем от был привезён сюда из Индии в 288г до н.э. Это самое древнее из посаженных человеком деревьев, возраст которого имеет документальное подтверждение.
Душители — изначально эпифитные фикусы, воздушные корни которых дорастают до земли и укореняются, а затем, все больше ветвясь, постепенно оплетают ствол дерева-хозяина, используя его в качестве опоры. Корни утолщаются, переплетаются и срастаются между собой. Происходит механическое сдавливание дерева-хозяина, что препятствует его развитию и росту и вызывает через несколько десятилетий его гибель. В итоге остается плотный и полый ствол-каркас из корней фикуса.
В некоторых местностях фикусы-душители являются настоящим бедствием, так как «нападают» на ценные культурные растения (пальмы, цитрусовые). На более поздних стадиях своего развития фикусы-душители могут стать баньянами.
Ходульные корни
Очень своеобразны ходульные корни растений. Наиболее часто они встречаются у видов рода панданус и являются важным приспособлением к обитанию в условиях сильных, а иногда и ураганных ветров на тропических океанических островах. Ходульные корни нередко встречаются также у тропических растений, произрастающих на мягкой почве, например, у мангровых деревьев, некоторых пальм и даже трав тропического дождевого леса.
Панданус
Дыхательные корни
У ряда тропических деревьев, живущих на бедных кислородом почвах, например, у мангровых, а также видов, произрастающих на пресноводных тропических болотах, развиваются специальные дыхательные корни. Развиваются они из подземных боковых корней и растут вертикально вверх, поднимаясь над водой или почвой. Около поверхности почвы на дыхательных корнях образуются целые «бороды» из тонких корешков, которые и составляют основную всасывающую силу корневой системы мангровых растений. При каждом новом повышении уровня воды на дыхательных корнях образуются новые группы корешков.
Дыхательные корни – мангры. Прилив и отлив
Досковидные корни
Очень впечатляющими являются досковидные корни, которые в основном характерны для крупных деревьев дождевого тропического леса. Эти образования представляют собой боковые корни, выступающие над поверхностью почвы. Вначале они имеют округлое сечение, но со временем на их верхней стороне происходит сильный односторонний вторичный рост, и в итоге корни начинают напоминать прислонённые к дереву плоские доски. Иногда слабо выраженные досковидные корни встречаются у растений умеренной зоны, например, у бука, вяза, тополя.
Корни - присоски
У некоторых паразитических растений (заразиха, петров крест) корни превратились в присоски.
Петров крест
Заразиха
Домашнее задание
§21,
Вопросы после параграфа.
Рабочая тетрадь стр. 37, №№4, 5
Благодарность
Выражаю большую благодарность учителю биологии и химии первой квалификационной категории МОУ «Новогеоргиевская СОШ» Курганской области, Петуховского района Яковлевой Ларисе Александровне за возможность использовать материалы ее презентации при создании этой работы.