Урок по биологии на тему «Тип Моллюски»
Цель:
- обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся;
Задачи:
- закрепить знания об основных классах типа Моллюски;
- сформировать знания о происхождении современных моллюсков и их значении;
- привить интерес к обучению;
- продолжить формировать умения и навыки анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
Средства обучения:
Карточки с изображениями моллюсков, карточки «Внутреннее строение моллюсков», экран, карточки с рабочим словарём, презентация Power Point «Тип Моллюски»
План урока:
1. Организационный момент
2. Систематизация, проверка и обобщение знаний
3. Итог урока, домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Систематизация, проверка и обобщение знаний
Задание 1. Разложи карточки по группам. По какому принципу ты разложил(а) карточки? Как можно назвать всех этих животных?
Осьминог Слизень
Мидия Аргонавт
Каракатица Катушка
Перловица Наутилус
Кальмар Виноградная улитка
Ахатиниды Гребешок
Устрица Прудовик
Задание 2. Выпишите номера признаков, характерных для представителей моллюсков.
Осьминог:______________________________________
Виноградная улитка: ____________________________
Беззубка: _______________________________________
Признаки
1. Тело можно разделить на голову, туловище и ногу.
2. Раздельнополое животное.
3. Личинки паразитируют на теле рыб.
4. Гермафродиты.
5. Есть глаза.
6. Головы нет.
7. Раковина замыкается мускулами.
8. Сердце двухкамерное.
9. Кровеносная система незамкнутая.
10. Дыхание жаберное.
11. Дыхание легочное.
12. Имеется терка.
13. Раковина редуцирована.
Задание 3. Раскрась внутренние органы брюхоногого моллюска:
зелёным – органы пищеварения;
красным – органы кровообращения;
жёлтым – органы нервной системы, и подпиши их.
Раскрась внутренние органы двустворчатого моллюска:
зелёным – органы пищеварения;
красным – органы кровообращения;
голубым – органы дыхания, и обозначь их.
Задание 4. Выпишите номера правильных утверждений.
Правильные утверждения: _________________________________________
Утверждения
1. Все моллюски — водные животные.
2. У водных и наземных моллюсков жаберное дыхание.
3. Тело всех моллюсков состоит из головы, туловища и ноги.
4. У двустворчатых моллюсков фильтрация воды происходит в двух сифонах.
5. Туловище моллюсков окружено большой кожной складкой — мантией.
6. Между мантией и телом находится мантийная полость.
7. Раковина образуется из веществ, выделяемых мантией.
8. Прудовики и катушки дышат легкими.
9. У кальмаров и каракатиц нет пищевода.
10. Прудовики и катушки — раздельнополые животные.
11. Кальмары и осьминоги — хищники.
12. Все моллюски — растительноядные животные.
13. Нервная система у головоногих моллюсков более развита, чем у двустворчатых и брюхоногих моллюсков.
14. У моллюсков, так же как и у кольчатых червей, замкнутая кровеносная система.
15. Личинки головоногих моллюсков паразитируют на рыбах.
3. Итог урока. Оценка деятельности учащихся.
Домашнее задание: сделать таблицу «Сравнительная характеристика классов моллюсков»
Просмотр содержимого документа
«Молюски»
Урок биологии по теме «Тип Моллюски»
Цель:
- обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся;
Задачи:
- закрепить знания об основных классах типа Моллюски;
- сформировать знания о происхождении современных моллюсков и их значении;
- привить интерес к обучению;
- продолжить формировать умения и навыки анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
Средства обучения:
Карточки с изображениями моллюсков, карточки «Внутреннее строение моллюсков», экран, карточки с рабочим словарём, презентация Power Point «Тип Моллюски»
План урока:
Организационный момент
Систематизация, проверка и обобщение знаний
Итог урока, домашнее задание
Ход урока
Организационный момент.
Систематизация, проверка и обобщение знаний
Задание 1. Разложи карточки по группам. По какому принципу ты разложил(а) карточки? Как можно назвать всех этих животных?
Осьминог Слизень
Мидия Аргонавт
Каракатица Катушка
Перловица Наутилус
Кальмар Виноградная улитка
Ахатиниды Гребешок
Устрица Прудовик
Задание 2. Выпишите номера признаков, характерных для представителей моллюсков.
Осьминог:______________________________________
Виноградная улитка: ____________________________
Беззубка: _______________________________________
Признаки
1. Тело можно разделить на голову, туловище и ногу.
2. Раздельнополое животное.
3. Личинки паразитируют на теле рыб.
4. Гермафродиты.
5. Есть глаза.
6. Головы нет.
7. Раковина замыкается мускулами.
8. Сердце двухкамерное.
9. Кровеносная система незамкнутая.
10. Дыхание жаберное.
11. Дыхание легочное.
12. Имеется терка.
13. Раковина редуцирована.
Задание 3. Раскрась внутренние органы брюхоногого моллюска:
зелёным – органы пищеварения;
красным – органы кровообращения;
жёлтым – органы нервной системы, и подпиши их.
Раскрась внутренние органы двустворчатого моллюска:
зелёным – органы пищеварения;
красным – органы кровообращения;
голубым – органы дыхания, и обозначь их.
Задание 4. Выпишите номера правильных утверждений.
Правильные утверждения: _________________________________________
Утверждения
1. Все моллюски — водные животные.
2. У водных и наземных моллюсков жаберное дыхание.
3. Тело всех моллюсков состоит из головы, туловища и ноги.
4. У двустворчатых моллюсков фильтрация воды происходит в двух сифонах.
5. Туловище моллюсков окружено большой кожной складкой — мантией.
6. Между мантией и телом находится мантийная полость.
7. Раковина образуется из веществ, выделяемых мантией.
8. Прудовики и катушки дышат легкими.
9. У кальмаров и каракатиц нет пищевода.
10. Прудовики и катушки — раздельнополые животные.
11. Кальмары и осьминоги — хищники.
12. Все моллюски — растительноядные животные.
13. Нервная система у головоногих моллюсков более развита, чем у двустворчатых и брюхоногих моллюсков.
14. У моллюсков, так же как и у кольчатых червей, замкнутая кровеносная система.
15. Личинки головоногих моллюсков паразитируют на рыбах.
Итог урока. Оценка деятельности учащихся.
Домашнее задание: сделать таблицу «Сравнительная характеристика классов моллюсков»
Просмотр содержимого презентации
«molluski»
«Тип Моллюски»
Алпеева Ирина Викторовна
учитель биологии
МБОУ «Обоянская средняя общеобразовательная школа №2»
Тип Моллюски или Мягкотелые
Моллюски – от латинского слова
« molluskus », что в переводе
означает – мягкий .
РАЗНООБРАЗИЕ МОЛЛЮСКОВ
НАЙДИТЕ ОТЛИЧИЯ
ВИНОГРАДНАЯ УЛИТКА
ОСЬМИНОГ
СЛИЗЕНЬ
ПЕРЛОВИЦА
Задание 1
Разложи карточки по группам. По какому принципу ты разложил(а) карточки?
КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛЛЮСКОВ
Количество видов более 130 тысяч
Тип Моллюски
Класс
Брюхоногие
Класс
Двустворчатые
Класс
Головоногие
ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛЛЮСКОВ
УСТРИЦА
ПРУДОВИК
Виноградная улитка
КАЛЬМАР
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ
Части тела моллюсков:
1. Голова (у двустворчатых – нет)
2. Туловище
3. Нога (щупальца – у головоногих)
4. Мантия
5. Раковина
Симметрия тела большинства моллюсков -
двусторонняя.
Брюхоногие – асимметричные животные.
У НЕКОТОРЫХ ВИДОВ РАКОВИНЫ НЕТ
РАЗНООБРАЗИЕ РАКОВИН
Задание 2
Выпишите номера признаков, характерных для представителей моллюсков.
Задание 3
Раскрась внутренние органы моллюска. Подпиши их.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Органы осязания – на голове, в ноге, жабрах.
Органы зрения – на голове.
Органы обоняния – на голове, в коже.
Органы равновесия в ноге.
Органы химического чувства – в жабрах.
ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ
Задание 4
Выпишите номера правильных утверждений.
Отличительные черты :
- Среда обитания моллюсков :
Моря, пресные водоёмы, суша.
- Симметрия тела большинства моллюсков :
Двустронняя.
- Тело большинства моллюсков защищено :
Раковиной.
- Тело покрыто кожной складкой :
Мантией.
- Между телом и мантией находится :
Мантийная полость.
- Тело большинства моллюсков состоит из :
Головы, туловища, ноги, раковины, мантии.
Незамкнутая.
Лёгкое или жабры.
- В пищеварительной системе появляются органы :
Радула (тёрка), печень, слюнные железы.
Почки.
Нервные узлы, нервные стволы, нервы.
Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.
- По способу размножения моллюски :
Раздельнополые и гермафродиты.
Источники информации:
- Рабочая тетрадь по биологии 7 кл. С.В.Суматохин, В.С. Кучменко
- Биология.Справочник. Е.М.Баканова
- Учебник по биология 7кл. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. – внутреннее и внешнее строение моллюсков .