Технологическая карта дифференцированного урока по теме "Бактерии"
Технологическая карта дифференцированного урока по теме "Бактерии"
На конкурс представлены следующие материалы:краткая аннотация, технологическая карта, методические рекомендации, ссылки на электронные образовательные ресурсы, приложения (методические дополнения, рабочий лист, материалы для работы в группе)/
Предмет-биология,УМК Пасечник ВВ,тема:бактерии;цельурока:изучить строение, жизнедеятельность и значение бактерий.Задачи:формировать представление об отличительных признаках представителей царства Бактерии,их значении
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
5) ссылки на используемые электронные образовательные ресурсы;
На сегодняшний день я еще не работаю по ФГОС ,но уже пройдены курсы (теоретическая подготовка) и хочется применить свои знания на практике :попробовать разработать и провести урок в соответствии с требованиями ФГОС ООО .Именно это я и сделала в прошлом году в 6 классе: провела урок на тему «Бактерии». Результат меня порадовал (дети были активны на уроке, показали хорошую работоспособность, хорошо усвоили материал. А главное, все работали, были настроены позитивно, проявляли интерес к новым видам деятельности).В этом году я стараюсь чаще проводить такие уроки. Да, это трудно, затратно (требует много времени для подготовки),но интересно и ,главное, результативно.
На уроке применяется фронтальная (Ф) индивидуальная (И) ,парная (П), групповая (Г) работа, что способствует решению основной дидактической задачи урока.(дополнительный материал в приложении 1,2,4)
Я на уроке выполняю роль консультанта и помощника. В основном учащиеся работают самостоятельно (добывают новые знания, решают проблемные задачи, осуществляют контроль и самоконтроль деятельности).
На уроке применяется ИКТ мною и учащимися, что повышает интерес к предмету, стимулирует работоспособность, улучшает восприятие материала не только у одаренных детей, но и у слабоуспевающих, т.к. постепенно и они втягиваются в самостоятельную работу, ощущают улучшение результатов обучения.
Особое внимание следует обратить на то, что я даю на уроке ребятам свободно выбирать способ решения того или иного задания (работать индивидуально или в паре; выполнить задание по «желанию»; выполнить репродуктивное или творческое задание и т.п.)
Домашнее задание дано дифференцированное.(см. методические рекомендации по проведению урока).
Данный урок разработан с использованием материалов с курсов «Современный урок», «Системно-деятельностный подход в образовании», «Урок с позиции ФГОС», интернет-ресурсов (drofa.ru school-collection.edu.ru),ЦОР, а так же «Дифференциация на уроке: методы и приемы, и ее значение».
Цель урока: изучение строения, жизнедеятельности и значения бактерий .
Задачи урока:
- сформировать представление об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
- создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
-формировать опыт работы в коллективе, стимулировать развитие познавательного интереса
Тип урока :урок изучения нового
Необходимое оборудование: таблицы, учебник, рабочая тетрадь, рабочий лист, листы с дополнительной информацией ,компьютер, проектор, экран, презентации к уроку.
Планируемые резудьтаты:1)Предметные: выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии; 2)Метапредметные: умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения;3)Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Бактерии»
Этап
Содержание
Деятельность
Формируемые УУД
Форма работы
учителя
ученика
1.Организационно-
На доске таблицы с изображением растений, животных, грибов, бактерий.
Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.
Самоорганизация.
Самопроверка готовности к уроку.
Регулятивные:
Самоконтроль учебной деятельности
мотивационный
актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся
Ребята! На уроках биологии мы знакомимся с разными группами живых организмов .Посмотрите на доску и скажите : «Какие царства живой природы здесь представлены?»
Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.
О каких организмах идет речь?
Какова цель нашего урока?
Что вы уже знаете об этих организмах?
Что бы вы хотели узнать на уроке? (задание 1 в рабочем листе)
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.
Определяют тему урока;
Участвуют в постановке познавательной цели урока.
Регулятивные:
Целеполагание
И
Ф
2.Операционально-технологический
Постановка проблемы
Открытие нового через её решение
Первичное закрепление
Открытие нового
Постановка и решение проблемы
Динамическая пауза
1)Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?
2) Какие организмы, из изображённых на рисунке, нельзя отнести к бактериям? Почему?
3) На рисунке вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах.(дифференциация)
Параграф 5 (стр 29) и 4 (стр25)
Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий.
Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
Делают вывод о малом размере бактерий.
Делают вывод об одноклеточности бактерий.
Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.
Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос.
Познавательные:
Формулирование проблемы, поиск путей решения;
Информационный поиск;
Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение
Построение речевого высказывания.
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование;
Контроль;
Оценка и самооценка.
Коммуникативные:
Участие в совместной деятельности;
Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести
дискуссию.
Личностные:
Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Ф
И
П
Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание23 (стр 14) в рабочей тетради.
4)Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 22, стр 14).Зарисуйте бактериальную клетку (задание «по желанию»)
Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?.(У доски)
5) Формы бактериальных клеток разнообразны(.задание 21,стр 14).
Проверьте работу соседа по парте в рабочей тетради, поставьте оценку , прокомментируйте оценку(по «желанию»)
Организует первичное закрепление материала.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Осуществляют проверку и оценивание друг друга.
И
П
Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение.
Выполните в рабочей тетради задание № 24, с. 15 и проверьте выполнение у своего соседа. Прокомментируйте оценку.(по «желанию»)
Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий.
Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.
Высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают его в группе
Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку.
Г
И
В группах проанализируйте дополнительную информацию и сделайте предположение о питании бактерий.(дополнительная информация представлена 1) на отдельных листах или 2) в виде презентации (учителем или учащимися как домашнее задание к данному уроку)
Результаты запишите в рабочий лист (задание 2).
Высказывают предположение о питании бактерий. Обсуждают его в группе.
Делают вывод о разнообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются готовые питательными веществами).
Г
И
Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.
Почему этого не происходит?
Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение.
Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
Выполнят упражнения на расслабление мышц глаз, спины, кисти рук.
Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Повторяют упражнения за учителем
Г
И
Работа в группах по уровням сложности (от 1 до 5):
Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бактерий в природе; 2 группа – пользы бактерий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций.(выступление групп сопровождается иллюстрациями, презентациями и др. наглядностью)
Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.(задание 4 в рабочем листе).
Оцените свою работу над этим заданием, проставьте оценку.
Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос.
Обсуждает с учащимися критерии оценивания выступления групп
Во время выступления группа демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры.
Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку по выработанным критериям
Делают вывод об огромной роли бактерий.
Г
И
3.Рефлексивно-оценочный
Закрепление знаний
рефлексия
подведение итогов урока
Домашнее задание
Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. Давайте вернемся к началу урока (задание 1).Что нового вы узнали? Где вы можете применить полученные знания? (в каких областях своей жизни?)
Проверим свои знания. Ответьте на вопросы теста (задание 5).Посмотрите на доску с правильными ответами, проверьте себя. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты.
Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?
Оцените свою работу в рабочем листе.
Подсчитайте сумму баллов.
1)Параграф 5,6-прочитать,знать основные термины, ответить на вопросы 1-5,стр 30 (у), 1 стр34 (у)
2)Творческое задание :придумайте научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль.
3)Задача: Подсчитайте, сколько бактерий содержится в 1 мм3 воздуха, если известно, что в морском воздухе на 1 мм3 воздуха содержится 1 бактерия, в воздухе городского парка в 400 раз больше, на городской улице в 12 раз больше ,чем в парке. Сколько их будет через 1 час?
4)Выполните опыт со стр.30-31 (самостоятельно или с помощью учителя)
5)Подготовьте сообщение на тему «Профессия микробиолог», «Бактерии на службе у человека».
Организует закрепление материала и рефлексию.
Комментирует домашнее задание
1)-общее
2)-5)-выполняется по желанию учениками,интересующимися биологией.
Осуществляют рефлексию.
Записывают и выбирают домашнее задание
Регулятивные:
Участие в подведении итогов урока;
Самооценка.
Личностные:
Профессиональное и жизненное определение
Регулятивные
Планирование и корректировка домашнего задания с учетом своих возможностей и интересов
Познавательные:
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
И
Ф
Приложение 1
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
Приложение 2
Рабочий лист
Фамилия имя_______________________________________________________________
Задание 1
Что вы знаете о бактериях?
Что нового узнали о бактериях?Где эти знания вы могли бы применить?
Оценка_______
Задание 2 Заполните таблицу:
Питание бактерий
Автотрофное
Гетеротрофное
1.Особенности
2.Виды бактерий
Задание 3
Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.
Почему этого не происходит?
Оценка_____________
Задание 4
Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бактерий в природе; 2 группа – пользы бактерий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций.
Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.
Оценка__________
Задание 5
Вопросы для тестирования по теме «Бактерии»
А1. Бактерии – это организмы:
только одноклеточные;
только многоклеточные;
и одноклеточные, и многоклеточные.
А2. Клетка бактерий состоит из:
оболочка, цитоплазма, ядро;
цитоплазма, ядро, ДНК;
оболочка, цитоплазма, ДНК.
А3. Бактерии питаются
гетеротрофно;
автотрофно;
верно 1 и 2.
А4. Споры бактерий необходимы для
размножения;
переживания неблагоприятные условий и распространения;
верно 1 и 2
А5. Определите правильное высказывание.
Все бактерии приносят вред другим живым организмам.
Патогенные бактерии приносят пользу человеку.
Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.
Оценка______
Подсчитайте сумму полученных баллов за урок __________________
Оцени урок и свою работу:
Урок
На уроке я
Не понравился
Не работал
Понравился
Работал
Узнал много нового
Помогал другим
Оцени свое настроение на уроке
(поставь галочку)
Спасибо!
Методические рекомендации по проведению урока
К современному уроку предъявляется множество требований. Мною представлены некоторые (основные) из них:
1. Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим планированием).
2.Цель урока:
образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…).
развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат).
воспитательная ( какие качества личности формируются).
3.Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид).
4.Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические средства обучения
2.Актуализация (опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогает в восприятии нового материала; планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету - сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, форма получения обратной связи)
3.Выявление места и причины затруднения ( указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения; формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, формулируются проблемные и информационные вопросы).
4.Построение выхода из затруднения
5.Реализация построенного проекта и решения исходной задачи
6.Первичное закрепление с комментированием
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение
9. Рефлексия
10.(Домашнее задание( указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированные творческие задания)).
Для подготовки данного урока необходимо следующее:
1.Заранее разделить детей на группы (по успеваемости, психологической совместимости ) , выдать им задание (соответствующее их уровню) , чтобы они успели подготовить сообщения или презентации к уроку (рекомендую учителю заранее посмотреть их, проверить, внести корректировки)..
2.Для каждого ребенка распечатать рабочие листы (рекомендую учителю внимательно их изучить, может бать придется откорректировать «под себя» и «под своих учеников»).
3.Работа на уроке предполагает наличие у всех учащихся рабочей тетради (В.В. Пасечник.Биология.Бактерии,грибы,растения.6кл.:рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология.6 класс»/В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко.-3-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2013.-94,[2]с.). Поэтому, если учитель не использует данное пособие на уроках, необходима коррекция работы учащихся.(можно их внести в рабочий лист, в презентацию или вообще заменить другими).
4.Урок очень насыщен разными видами работы учащихся (индивидуальная, парная, групповая). Если учитель чувствует, что времени не хватает на рассмотрение всех вопросов, то лучше не «впихивать» материал в голову школьника «на скорую руку», а провести рефлексию по той части материала, которая уже выдана. Считаю, что это более важно для хорошего усвоения темы.
5.Рекомендую изучить все этапы урока и четко им следовать.
6.Особое внимание обращаю на дифференцированное домашнее задание. Оно должно быть разноуровневым, интересным, чтобы дети сами могли выбирать. Кроме того, особое внимание я уделяю профориентации (сообщение «Профессия микробиолог»),т.е. знакомлю учеников с разными профессиями, связанными с биологией.
7.Считаю правильным дать ребенку выбрать задание своего уровня, выполнить его, и , главное, не забыть проверить (не страшно, если ребенок ошибся, главное правильно, корректно указать на ошибку и дать возможность ребенку ее исправить).
7.Удачи на уроке!
Ссылки на используемые электронные образовательные ресурсы