kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УМК ПО БИОЛОГИИ РАЗДЕЛА "ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ" 11 КЛАСС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный учебно-методический комплекс может быть с успехом использован для подготовки к сдаче ЕГ, ЕНТ (Единое Национальное Тестирование в Казахстане), для подготовки к Международным исследованиям учебных достижений учащихся и оценки уровня их естественно-научной грамотности - TIMSS, PISA/ 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УМК ПО БИОЛОГИИ РАЗДЕЛА "ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ" 11 КЛАСС.»

ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ ПО БИОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ Задачи по биологии на наследование, сцепленное с полом. Подготовила учитель биологии  высшей категории  школы – лицей №8  Синицына Ирина Юрьевна

ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ ПО БИОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ

Задачи по биологии на наследование,

сцепленное с полом.

Подготовила учитель биологии

высшей категории

школы – лицей №8

Синицына Ирина Юрьевна

Задача № 1.

Задача № 1.

  • В медико-генетическую консультацию (МГК) обратилась молодая пара, собиравшаяся вступить в брак, но обеспокоенная здоровьем будущих детей. Их тревога объясняется тем, что молодые люди – троюродные брат с сестрой. Юноша (пробанд) страдает рахитом, который не излечивается обычными дозами витамина Д. Эта форма рахита наследуется по доминантному типу, сцепленному с полом.
Сестра пробанда здорова. Мать - больна рахитом, отец – здоров. У матери пробанда двое братьев - оба здоровы. Дед пробанда по линии матери болен, бабка здорова. Дед имел двух братьев – здорового и больного. У здорового брата деда от здоровой жены было два здоровых сына. У больного брата деда жена была здорова, от их брака родились две больные дочери и здоровый сын. У одной больной дочери брата деда пробанда от здорового мужа родилась здоровая дочь; у другой больной дочери состоящей в браке со здоровым мужчиной , родились два сына, один из которых болен и больная дочь. У здорового сына брата деда пробанда жена здорова, здоровы и их дети : мальчики-близнецы.
  • Сестра пробанда здорова. Мать - больна рахитом, отец – здоров. У матери пробанда двое братьев - оба здоровы. Дед пробанда по линии матери болен, бабка здорова. Дед имел двух братьев – здорового и больного. У здорового брата деда от здоровой жены было два здоровых сына. У больного брата деда жена была здорова, от их брака родились две больные дочери и здоровый сын. У одной больной дочери брата деда пробанда от здорового мужа родилась здоровая дочь; у другой больной дочери состоящей в браке со здоровым мужчиной , родились два сына, один из которых болен и больная дочь. У здорового сына брата деда пробанда жена здорова, здоровы и их дети : мальчики-близнецы.
Примечание 1:  рахит, резистентный к витамину Д ( фосфат-диабет
  • Примечание 1:
  • рахит, резистентный к витамину Д ( фосфат-диабет ). Клиническая картина сходна с рахитом. Характерно искривление длинных трубчатых костей, голеностопные и коленные суставы деформированы. При отсутствии лечения дети утрачивают способность ходить. Отмечается необычно низкая концентрация неорганического фосфора в крови. Наследуется по доминантному типу, сцепленному с полом .
Примечание 2: планирование пола будущего ребёнка можно осуществить с помощью формулы, взятой из брошюры А.А. Медведевой «Мальчик или девочка?»(Москва: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1994), со ссылкой на журнал «Наука», США, 1989. 49 – [3х – (y + 1)] = чётное число – девочка 49 – [3х – (y + 1)] = нечётное число – мальчик , Где х – полный возраст матери на момент рождения ребёнка (к моменту зачатия прибавить 40 недель), y – порядковый номер месяца зачатия ребёнка.
  • Примечание 2:
  • планирование пола будущего ребёнка можно осуществить с помощью формулы, взятой из брошюры А.А. Медведевой «Мальчик или девочка?»(Москва: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1994), со ссылкой на журнал «Наука», США, 1989.
  • 49 – [3х – (y + 1)] = чётное число – девочка
  • 49 – [3х – (y + 1)] = нечётное число – мальчик ,
  • Где х – полный возраст матери на момент рождения ребёнка (к моменту зачатия прибавить 40 недель),
  • y – порядковый номер месяца зачатия ребёнка.

Примечание 3: При образовании гамет в ходе мейоза каждая яйцеклетка получает 22 аутосомы и одну Х-хромосому, то есть все яйцеклетки одинаковы. В отличии от них половина сперматозоидов имеет 22 аутосомы и одну Х-хромосому, а другая половина – 22 аутосомы и одну Y-хромосому. Каковы возможные сочетания гамет при оплодотворении? Яйцеклетка с одинаковой вероятностью может быть оплодотворена как сперматозоидом, содержащим Х-хромосому, так и сперматозоидом с Y-хромосомой. В первом случае в зиготе оказывается две Х-хромосомы (ХХ), и из неё формируется женский организм, во втором случае в зиготу попадают Х и Y-хромосомы, и из неё формируется мужской организм.
  • Примечание 3:
  • При образовании гамет в ходе мейоза каждая яйцеклетка получает 22 аутосомы и одну Х-хромосому, то есть все яйцеклетки одинаковы. В отличии от них половина сперматозоидов имеет 22 аутосомы и одну Х-хромосому, а другая половина – 22 аутосомы и одну Y-хромосому.
  • Каковы возможные сочетания гамет при оплодотворении? Яйцеклетка с одинаковой вероятностью может быть оплодотворена как сперматозоидом, содержащим Х-хромосому, так и сперматозоидом с Y-хромосомой. В первом случае в зиготе оказывается две Х-хромосомы (ХХ), и из неё формируется женский организм, во втором случае в зиготу попадают Х и Y-хромосомы, и из неё формируется мужской организм.
Примечание 4: Пол, образованный одинаковыми гаметами, называется гомогаметным и обозначается ХХ. Пол, образованный разными гаметами, называется гетерогаметным и обозначается ХY. Выделяют три основных типа хромосомного определения пола. У млекопитающих, в том числе у человека, и у некоторых насекомых (например, у мухи дрозофилы) женский пол гомогаметный (ХХ). В этом случае особи женского пола имеют один тип гамет, содержащих только Х-хромосому. Мужской пол – гетерогаметный (ХY), то есть у особей мужского пола образуется два типа сперматозоидов, содержащих или Х-хромосому, или Y-хромосому.
  • Примечание 4:
  • Пол, образованный одинаковыми гаметами, называется гомогаметным и обозначается ХХ. Пол, образованный разными гаметами, называется гетерогаметным и обозначается ХY.
  • Выделяют три основных типа хромосомного определения пола. У млекопитающих, в том числе у человека, и у некоторых насекомых (например, у мухи дрозофилы) женский пол гомогаметный (ХХ). В этом случае особи женского пола имеют один тип гамет, содержащих только Х-хромосому. Мужской пол – гетерогаметный (ХY), то есть у особей мужского пола образуется два типа сперматозоидов, содержащих или Х-хромосому, или Y-хромосому.
Примечание 5: Различия в хромосомном наборе у мужского и женского организмов служат причиной различий и по другим признакам. У человека известен ряд наследственных заболеваний, чаще встречающихся у определённого пола, и обусловленных генами, расположенными в половых хромосомах. Наследование признаков организма, которые определяются генами, расположенными в половых хромосомах, называется наследованием, сцепленным с полом
  • Примечание 5:
  • Различия в хромосомном наборе у мужского и женского организмов служат причиной различий и по другим признакам. У человека известен ряд наследственных заболеваний, чаще встречающихся у определённого пола, и обусловленных генами, расположенными в половых хромосомах. Наследование признаков организма, которые определяются генами, расположенными в половых хромосомах, называется наследованием, сцепленным с полом . У большинства организмов, Y-хромосома не содержит генов, имеющих отношение к развитию признаков. Её иногда называют генетически инертной, так как в ней очень мало генов.
Примечание 6: Х-хромосома, наоборот, содержит много генов. К заболеваниям – признакам, сцепленным с Х-хромосомой относятся: дальтонизм ( ахроматопия , или частичная цветовая слепота; различают протанопию – слепота на красный цвет , дейтеронопию – слепота на зелёный цвет и тританопию – слепота на синий цвет), близорукость , раннее облысение , гемофилия , рахит , резистентный к витамину Д (фосфат - диабет), гемералопия
  • Примечание 6:
  • Х-хромосома, наоборот, содержит много генов. К заболеваниям – признакам, сцепленным с Х-хромосомой относятся: дальтонизм ( ахроматопия , или частичная цветовая слепота; различают протанопиюслепота на красный цвет , дейтеронопиюслепота на зелёный цвет и тританопиюслепота на синий цвет), близорукость , раннее облысение , гемофилия , рахит , резистентный к витамину Д (фосфат - диабет), гемералопия (ночная, или куриная слепота, выражается в отсутствии способности видеть при сумеречном или ночном освещении )
Задание к задаче 1: составить родословную;  определить вероятность рождения здоровых детей в семье пробанда , если он вступит в брак со своей троюродной сестрой, родившейся 1 июня 1977 года, учитывая, что молодые люди обратились в МГК 1 декабря 1998 года спланировать пол будущего ребёнка .
  • Задание к задаче 1:
  • составить родословную;
  • определить вероятность рождения здоровых детей в семье пробанда , если он вступит в брак со своей троюродной сестрой, родившейся 1 июня 1977 года, учитывая, что молодые люди обратились в МГК 1 декабря 1998 года
  • спланировать пол будущего ребёнка .

Решение: Начать решение задачи необходимо с определения её типа . Эта задача на моногибридное  скрещивание (т.к. в задаче говорится только об одном признаке – рахите, резистентном к витамину Д ) и на наследование  признака, сцепленного с полом.
  • Решение:
  • Начать решение задачи необходимо с определения её типа . Эта задача на моногибридное скрещивание (т.к. в задаче говорится только об одном признаке – рахите, резистентном к витамину Д ) и на наследование признака, сцепленного с полом.
Обозначим рахит – А (так как из условия задачи и примечаний нам известно, что болезнь наследуется по доминантному типу), отсутствие болезни – а; но, поскольку из условия задачи и примечаний нам известно ещё и то, что это – признак, сцепленный с полом, то обозначим генотип мужчины – Х А Y, потому что он болен, а генотип женщины Х а Х а , потому что, согласно условию задачи, она здорова.
  • Обозначим рахит – А (так как из условия задачи и примечаний нам известно, что болезнь наследуется по доминантному типу), отсутствие болезни – а; но, поскольку из условия задачи и примечаний нам известно ещё и то, что это – признак, сцепленный с полом, то обозначим генотип мужчины – Х А Y, потому что он болен, а генотип женщины Х а Х а , потому что, согласно условию задачи, она здорова.
Тогда данный мужчина образует два типа гамет: ХА и Y, а женщина – только один тип гамет: Ха. Следовательно, у этой пары могут рождаться как мальчики, так и девочки, но здоровыми в этом браке могут быть только сыновья, они будут иметь генотип ХаY, а девочки, рождённые в этом браке все в 100% случаях будут больны. Теперь необходимо спланировать пол будущего ребёнка
  • Тогда данный мужчина образует два типа гамет: ХА и Y, а женщина – только один тип гамет: Ха. Следовательно, у этой пары могут рождаться как мальчики, так и девочки, но здоровыми в этом браке могут быть только сыновья, они будут иметь генотип ХаY, а девочки, рождённые в этом браке все в 100% случаях будут больны. Теперь необходимо спланировать пол будущего ребёнка
Для планирования пола ребёнка будем отталкиваться от даты 1 декабря 1998 года, это время обращения данной пары в МГК (медико – генетическую консультацию). Используем формулу из примечания 2 . Подставляем в неё значения: х = 22 (находим это число так: 1999 – 1977=22, это возраст матери на момент рождения ребёнка, поскольку родить его в 1998 году она уже не успеет, а 1 июня 1999 года, ей исполнится 22 года); а y =1 (2, 3, 4, 5, 6,7 – это порядковые номера месяцев года до июля включительно):49–[66 – (1+1) ]=-15 (это нечётное число, указывающее на рождение мальчика; 66 – произведение 3 х 22; 1 – это порядковый номер первого месяца года – января.
  • Для планирования пола ребёнка будем отталкиваться от даты 1 декабря 1998 года, это время обращения данной пары в МГК (медико – генетическую консультацию). Используем формулу из примечания 2 . Подставляем в неё значения: х = 22 (находим это число так: 1999 – 1977=22, это возраст матери на момент рождения ребёнка, поскольку родить его в 1998 году она уже не успеет, а 1 июня 1999 года, ей исполнится 22 года); а y =1 (2, 3, 4, 5, 6,7 – это порядковые номера месяцев года до июля включительно):49–[66 – (1+1) ]=-15 (это нечётное число, указывающее на рождение мальчика; 66 – произведение 3 х 22; 1 – это порядковый номер первого месяца года – января.
Подставляя в формулу вычисления пола будущего ребёнка порядковые номера месяцев года, мы получим ответ , что мальчик (а только мальчики в этом браке могут быть здоровы) родится, если беременность наступит в январе, марте, мае, июле 1999 года.
  • Подставляя в формулу вычисления пола будущего ребёнка порядковые номера месяцев года, мы получим ответ , что мальчик (а только мальчики в этом браке могут быть здоровы) родится, если беременность наступит в январе, марте, мае, июле 1999 года.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
УМК ПО БИОЛОГИИ РАЗДЕЛА "ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ" 11 КЛАСС.

Автор: Синицына Ирина Юрьевна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа  учебного предмета «Математика» 6 класс  УМК «Сферы» Е.А.Бунимович и др.   на 2014/2015  УЧЕБНЫЙ  ГОД. "
    ["seo_title"] => string(122) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-matiematika-6-klass-umk-sfiery-ie-a-bunimovich-i-dr-na-2014-2015-uchiebnyi-god"
    ["file_id"] => string(6) "136482"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417109874"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Разработка конспекта урока по биологии для 7 класса по теме "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые.""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_konspiekta_uroka_po_biologhii_dlia_7_klassa_po_tiemie_klass_dvudol_ny"
    ["file_id"] => string(6) "370832"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482065476"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии (II ступень обучения) 7 класс "
    ["seo_title"] => string(108) "mietodichieskaia-razrabotka-razdiela-obrazovatiel-noi-proghrammy-po-biologhii-ii-stupien-obuchieniia-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223042"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437141618"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Пассечник В.В. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-umk-passiechnik-v-v"
    ["file_id"] => string(6) "190169"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427114687"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства