Разработка конспекта урока по биологии для 7 класса по теме "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые."
Разработка конспекта урока по биологии для 7 класса по теме "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые."
Урок биологии спланирован для учащихся 7 классов с учетом возрастных особенностей детей и изученного ими материала. Проводится в разделе «Растения – производители органического вещества», тема урока «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые». Урок составлен на основе рабочей программы линии УМК «Биология – Сферы», разработанной в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Общее число учебных часов за 5 лет обучения – 280, из них 68 (2 ч в неделю) в 7 классе. Авторы Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по биологии для 7 класса по теме "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые."»
Пояснительная записка.
Урок биологии спланирован для учащихся 7 классов с учетом возрастных особенностей детей и изученного ими материала. Проводится в разделе «Растения – производители органического вещества», тема урока «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые». Урок составлен на основе рабочей программы линии УМК «Биология – Сферы», разработанной в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Общее число учебных часов за 5 лет обучения – 280, из них 68 (2 ч в неделю) в 7 классе. Авторы Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко.
Материал урока отражает современный уровень преподавания и соответствует требованиям ФГОС.
В ходе урока стало возможным реализовать различные виды задач.
В качестве основных источников знаний были использованы: учебник, памятки, карточки для проверки домашнего задания, тетрадь-тренажер, ИКТ.
Учитель на уроке активно управляет учебной деятельностью учащихся, стимулирует, контролирует и корректирует её. Тем самым способствует организации учебной деятельности с наибольшей продуктивностью. Урок позволил дифференцировать обучение и дать возможность ученикам выполнять посильные задачи и продвигаться к цели оптимальным темпом.
Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет использования содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля.
Урок биологии. ТЕМА: Семейство паслёновых.
Класс: 7
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений
семейства пасленовые, их многообразием и использованием растений
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь реализовывать теоретические познания на практике, умение работать в группах, умение отстаивать свою точку зрения, умение оперировать фактами для доказательства существующего мнения, понимать необходимость ответственного, бережного отношения к природе.
Метапредметные: умение самостоятельно формулировать проблему, ставить цели, работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, проводить исследовательскую и самостоятельную работу в соответствии с инструкцией.
Предметные: знать характерные признаки двудольных растений, признаки растений семейства Пасленовые, важнейшие сельскохозяйственные растения изученного семейства и их народнохозяйственное значение.
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие (проверка готовности к уроку, отметить кто отсутствует)
II. Проверка домашнего задания
- Вспомните, на какие две группы делятся цветковые растения? (однодольные и двудольные)
- каждому из вас я раздала карточки с заданиями (приложение 1), которые вам необходимо выполнить, вспомнив тему прошлых уроков.
1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений.
А - Однодольные Б - Двудольные
в семени 1 семядоля
в семени две семядоли
мочковатая корневая система
стержневая корневая система
дуговое и параллельное жилкование листьев
сетчатое жилкование листьев
2. Назовите 3-4 растения, принадлежащие к семейству крестоцветные.
Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд. (слайд 1)
Травы сосновых лесов, у которых длинный, ветвящийся, ползучий побег, покрытый мелкими листьями. Относится к папоротникообразным.
Гигантская экологическая система, в которой доминируют разные виды хвойных деревьев.
Плод крестоцветных, семена в котором расположены на пленчатой перегородке.
Территория, в пределах которой распределены его особи, может быть сплошным и прерывистым.
Трава – кузнечик – ящерица – сова
Основатель теории об эволюции.
Особь, живое существо, состоящее из взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое.
Наиболее крупная систематическая группа. Всего этих групп 4.
Тип зеленых растений, к которым относятся мхи, папоротники, плауны, хвощи, голосеменные.
Одна из естественных экосистем.
- Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые) - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством паслёновые.
IV. Изучение нового материала
Тема урока: « Семейство паслёновые.» (слайд 2)
- Запишите тему урока в тетрадь.
- А какие задачи перед нами встают? Что мы узнаём при изучении нового семейства? (узнаем его общие признаки, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые).
- На столе каждого из вас лежат памятки (приложение 2), в них указаны те признаки семейства, на которые мы сегодня обратим внимание, знакомясь с пасленовыми. Эту памятку вы будете заполнять в течение урока. (У учащихся на парте лежат памятки)
Название семейства
Жизненные формы растений данного семейства
Особенности строения цветка и соцветия
Типы плодов
Особенности строения корневой системы, стебля, листьев
Представители семейства
1.Название семейства нам уже известно (записали – пасленовые)
2. С жизненными формами мы ознакомимся, работая в парах (читают
текст (приложение 3) и выписываю жизненные формы)
Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя очень редко встречаются кустарники и даже деревья. Паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного. Кроме паслёна к этому семейству относятся: картофель, томат, перец, баклажан.
Мы познакомились с представителями семейства Пасленовые.
- О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка.
- А какие растения изученного семейства выращиваются у вас дома?
V. Закрепление изученного материала
- Итак, мы изучили два семейства класса двудольные. Какие?
+ крестоцветные и пасленовые.
Посмотрим, как же вы научились различать растения этих семейств.
Я буду называть растение, а вы у себя в тетради записывать в строчку только букву семейства К – крестоцветные, П – пасленовые.
- Проверяем( взаимопроверка) обменялись тетрадями с соседом по парте.
(слайд 12) ПККПККККПП
( слайд 13) Если 1-2 ошибки, оценка 4, 3-4 ошибки – оценка 3, 5 и более ошибок – 2.
- Открываем рабочую тетрадь на с. 36 №5. Необходимо самостоятельно заполнить таблицу о двух изученных семействах: крестоцветных и пасленовых. (Кто не успевает на уроке, тот заполняем дома).
Оценивание детей за работу на уроке.
VI. Домашнее задание
(слайд 14) п.22 пересказ. Рабочая тетрадь – тренажер, часть 2 с.26 №9 Творческое задание: подготовить сообщение о происхождении картофеля.