Просмотр содержимого документа
«Суицид и подросток»
Кустовая научно-практическая конференция«Шаг в будущее» Секция «Психологические науки»Тема: «Я выбираю жизнь!»
Выполнила:
Ученица 11 класса
МБОУ «Сангарская СОШ №1»
Сарафанова Софья
Руководитель:
учитель биологии
Полятинская
Марина Степановна
“Мы выбираем жизнь, они - смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них……
У них нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Но как велика пропасть между нами,
Читающими эти строки,
И тем, кто решился на самоубийство?
Как сильно нужно измениться человеку,
Чтобы сделать этот шаг? Всего лишь - шаг.
Они не были рождены самоубийцами, но умерли
С этим клеймом.
Они продолжают умирать”.
Статистика
По данным Всемирной организации здоровья, в 1993 году в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тысяч человек, а 15 лет спустя, в 2008 году – уже 820 тысяч человек. Из них 20% приходятся на подростковый и юношеский возраст. За последние 15 лет число самоубийц в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономических развитых странах стоит на 2 – 3 местах.
Полученная информация вызывает серьезную обеспокоенность, поскольку указывает на рост в течение последних трех лет, как количество самоубийств, так и попытки к ним среди подростков. Всего за анализируемый период произошло 750 фактов и 1146 попыток суицида среди несовершеннолетних.
Исследование, проведенное среди учащихся восьмых и девятых классов, показало, что подростки, ведущие асоциальный образ жизни, подвергаются большому риску самоубийства, чем те кто от этого воздерживается.
Актуальность нашей работы обусловлена следующим обстоятельством: количество детских суицидов увеличилось на 25% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 10 до 16 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.
Объектом исследования являются - подростки в возрасте 11-15 лет.
Предмет исследования - суицидальное поведение подростков.
Цель - выявить причины суицидального поведения подростков и предотвращении данного явления.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по данной проблеме.
2. Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
3. Рассмотреть общие понятия, типологию, предпосылки и условия проявления суицида.
4. Дать общую характеристику суицидального поведения в подростковом возрасте.
Возрастные особенности суицидального поведения.
Детский возраст. Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет - редкое явление, и только с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16 - 19 годам.
Подростковый возраст. Несколько иную картину суицидального поведения мы наблюдаем в подростковом возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногое из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе - шантажа.
Подростковый возраст и его особенности.
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей.
Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности.
Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:
1. Возникают трудности и отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне её.
2. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).
3. Подросток начинает вести дневник.
В подростковом возрасте возрастает количество суицидов. По данным статистики, самоубийство является третьей основной причиной подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. В медицине есть даже специальный термин «пубертатный суицид». Более того, суицид рассматривают как один из вариантов проживания данного возрастного кризиса. Для подростков самоубийство - типичная реакция на стрессовые ситуации и кризисы. А это значит, что в любой момент подросток может почувствовать себя совершенно лишним в этом мире.
Лишь у 10% подростков имеется истинное желание убить себя, в 90% суицидальное поведение - это «крик о помощи», обращенный к родным и близким. Неслучайно, что 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время.
Также склонны к суицидам - одаренные подростки; подростки с плохой успеваемостью в школе; беременные девочки; подростки, жертвы насилия.
Объектом нашего исследования стали ученики 5 - 9-х классов МБОУ ССОШ №1. Наше исследование проводилось с октября 2016 г. по март 2017 г. в рамках Месячника психологического здоровья учащихся.
Нами была проведена методика «Оценка склонности к суицидным реакциям» (Приложение 1), результаты которой показали, что у 57 школьников - низкий уровень склонности к суицидным реакциям, у 71 - уровень ниже среднего, у 6 - средний уровень, у 7 - уровень выше среднего и у 2 школьников высокий уровень склонности к суицидным реакциям. Таким образом, мы отобрали для нашего исследования группу подростков, которые показали результаты от среднего до высокого уровня склонности к суицидным реакциям (15 человек: 6 мальчиков, 9 девочек).
Таблица №1. Результаты пометодике «Оценка склонности к суицидным реакциям».
№
«Оценка склонности к суицидным реакциям»
1
Выше среднего
2
Средняя
3
Средняя
4
Средняя
5
Ниже среднего
6
Средняя
7
Ниже среднего
8
Средняя
9
Средняя
10
Средняя
11
Средняя
12
Ниже среднего
13
Ниже среднего
14
Ниже среднего
15
Ниже среднего
Диаграмма 1. Соотношение уровней склонности к суицидным реакциям.
1 - высокий уровень - 2 человека (13,3%);
2 - уровень выше среднего - 7 человек (46,7%);
3 - средний уровень - 6 человек (40%).
Диаграмма 2. Анализ результатов по методике «определение нервно-психической устойчивости».
1. Низкая нервно-психическая устойчивость – 9 человек (60%)
2. Средняя нервно-психическая устойчивость – 6 человек (40%)
3. Нервно-психическая устойчивость выше среднего – 0 человек
Таким образом, можно сделать следующий вывод: чем выше уровень склонности к суицидным реакциям, тем выше уровень тревожности, депрессии и ниже уровень нервно-психической устойчивости.
Темы, при которых требуется формирование антисуицидальных факторов:
Н. Карамзин справедливо назвал самоубийство «неизъяснимым феноменом в нравственном мире». И, на наш взгляд, к детским и подростковым суицидам эту фразу можно отнести вдвойне и втройне. Все существующие теории, с помощью которых психологи, социологи и философы пытаются объяснить суицидальное поведение, не справляются со своей задачей. Понять суицид невозможно.
Главный вывод моего исследования заключается в том, чтобы каждый подросток ощущал себя нужным и дома, и в школе, и среди своего окружения. Ведь именно ощущение, что ты важен, даже если ты далеко не отличник и не спортсмен, придает чувство уверенности и помогает преодолеть «трудный» подростковый возраст.
Афоризмы на тему “ОтражениЯ ”
“ Лошади никогда не кончают самоубийством, потому что, будучи лишены дара речи, они не имеют возможность выяснять отношения.” (В. Маяковский)
” Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу.” (Ж. Санд) .
” Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого .”
( Веслав Брудзиньский )
” Убийца убивает человека, самоубийца – человечество.” (Г. Честертон)
” Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал .”