Зачастую наше невнимание к детским проблемам, переживаниям приводит детей к единственному, по их мнению, выходу – суициду.
Под суицидальным поведением понимается различные формы активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного роста.
У подростков часты не столько завершенные суициды, сколько замыслы и попытки. Присутствуют демонстративно-шантажное поведение, которое предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц. При таком поведении подросток в действительности не хочет умирать и избирает суицид как способ влияния на условия и людей, от которых зависит изменение этих условий.
Оптимальным методом психолого-социальной коррекции таких подростков является включение их в групповую коррекционную работу, где они имеют возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации.
Групповая работа дает возможность снять ощущение уникальности собственных трудностей, позволяет получить обратную связь, взглянуть на свою семью с иной точки зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекция по профилактике суицидального поведения»
ПРОФИЛАКТИКА АУТОДУСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Зачастую наше невнимание к детским проблемам, переживаниям приводит детей к единственному, по их мнению, выходу – суициду.
Под суицидальным поведением понимается различные формы активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного роста.
У подростков часты не столько завершенные суициды, сколько замыслы и попытки. Присутствуют демонстративно-шантажное поведение, которое предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц. При таком поведении подросток в действительности не хочет умирать и избирает суицид как способ влияния на условия и людей, от которых зависит изменение этих условий.
Оптимальным методом психолого-социальной коррекции таких подростков является включение их в групповую коррекционную работу, где они имеют возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации.
Групповая работа дает возможность снять ощущение уникальности собственных трудностей, позволяет получить обратную связь, взглянуть на свою семью с иной точки зрения.
При помощи социально-психологического тренинга осуществляется психологическое воздействие, основное на активных методах групповой работы. Это форма специального организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, коррекции, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
У подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям, они становятся более компетентными в сфере общения.
Структура тренинговых занятий.
Каждое занятие состоит из пяти основных частей:
Приветствие.
Разминка. Включает упражнения, способствующие активации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.
Основное содержание. Это игры, упражнения, задания, помогающие реализовать главные цели тренинга.
Рефлексия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своих достижениях.
Прощание.
Каждое выполняемое участниками упражнение ведущей заканчивает обсуждение. В обсуждении акцентируют внимание на чувства, переживания, затруднения, с которыми пришлось столкнуться каждому участнику.
Приветствие, рефлексию занятие и прошения в тренинге необходимо закрепить в виде групповой традиции.
Тренинг может проводиться в форме внеклассной работы с подростками. Программа рассчитана на 10-12 занятий, продолжительностью около 2 часов. В случае необходимости программу можно корректировать. Число участников не должно превышать 15 человек.
Занятие № 1
Знакомство
Упражнение «Снежный ком». Ведущий предлагает начать знакомство по часовой стрелке, первый участник называет свое имя, далее – сосед повторяет его имя и только потом называет свое, третий участник должен повторить два предыдущих имени и назвать свое и т.д. Сложнее всего придется последнему участнику, который должен повторить все имена без единой ошибки.
Разминка.
Упражнение «Надувная кукла»
Ведущий. Сейчас мы превратимся в надувных кукол, из нас выпущен воздух: наклоните головы, опустите руки, расслабьте все тело. Теперь я буду выполнять функцию насоса и производить движения, напоминающие работу человека, который накачивает колесо, и произносить характерный звук: «пщ, пщ, пщ». После каждого движения насоса вы надуваетесь и распрямляетесь, встаете, расставляете ноги, поднимаете вверх руки и напрягаете все мышцы. Далее ведущий говорит, что он вынимает пробку, после чего все куклы сдуваются, садятся на стулья и расслабляются.
Основное содержание.
Упражнение «Взаимные презентации». Участники разбиваются на пары, желательно чтобы это были незнакомые люди. Задание: необходимо рассказать о себе (возраст, увлечения, семья, что привело сюда…) в течение 3 минут своему партнеру. Затем поменяться ролями. После этого наступает время презентаций: один из участников пары встает за спину другого, кладет ему руки на плечи и от его имени рассказывает все ранее услышанное.
Рефлексия.
Проводится в виде беседы, обсуждения занятие в целом. Ведущий задает вопросы участникам по поводу их самочувствия, настроения, настоящих желаний, предложений и т.д.
Прощание.
Упражнение «Энергетическая разгрузка». Все участники, соединяя руки, образуют круг (левая рука ладонью вверх – принимающая себе, что энергия ходит по кругу (1-2 минуты).