Просмотр содержимого документа
«Развитие формирующего оценивания учебных достижений учащихся на уроках биологии»
Развитие
формирующего оценивания учебных достижений учащихся
на уроках биологии
Термин «формирующее оценивание» впервые был предложен в 1967 году Майклом Скривеном в работе «Методология оценивания».
«Формирующее оценивание относится ко всем видам деятельности, которые осуществляют учителя и учащиеся. Оно обеспечивает обратную связь, позволяющую регулировать обучение и учение в интересах учащегося»
Проблема
- процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично;
- предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам, а оцениваются только предметные;
- развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (внеурочная деятельность), а оцениваются достижения ребенка только во время урока;
- цель оценивания - развитие ребенка, но реально оценивание проводится с целью констатации факта его обученности
ФГОС НОО направлен на ….
формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования…
ФГОС ООО ….
новые учебные результаты, соответствующие новому видению учебного процесса и требующие новых подходов к оцениванию . Система оценки должна:
фиксировать цели оценочной деятельности,
фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления результатов,
фиксировать условия и границы применения системы оценивания.
Оценивание
Формирующее (внутреннее)
цель
Суммативное (внешнее)
мотивирование учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.
Время проведения
определение соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения констатация факта обученности учащихся
Непрерывно, в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения учащегося
Шкала оценивания
по итогам прохождения определенного блока
Разработана совместно с учащимися
Кем проводится
используется общепринятая государственная шкала оценивания.
самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения целей
проводится субъектом, непосредственно не участвующим в процессе обучения
Формирующее оценивание
это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
СИСТЕМА ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ
1) Настроенная на оценку индивидуального прогресса;
2) Основанная на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях ;
3) Включающая самого ученика в процесс оценивания (с целью повышения мотивации и самостоятельности учащегося);
4) Доступная и прозрачная для всех участников образовательного процесса: ученика, учителя, родителей ;
5) Показывающая динамику образовательных достижений учащихся с учетом уровня обучаемости данного класса и качества создаваемых учителем условий обучения.
Тенденции мировые и происходящие в нашей стране связаны с тем, что оценка становится инструментом развития детей и школы.
Оценивается динамика образовательных достижений учащихся с учетом уровня обучаемости данного класса и качества создаваемых учителем условий обучения
С чего начать работу?
Определение цели работы и планируемых результатов
Разработка критериев
Шаги к успеху
Организация деятельности учащихся
Оценочная деятельность по инструментарию
Рефлексия оценочной деятельности
Инструменты оценочной деятельности
Комментарии (обратная связь) - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе, что помогает ему успешно учиться. При оценке работы отмечаются не только ошибки и погрешности, но и все удачные места.
НЕДОПУСТИМЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Сколько раз можно повторять!
Я уже сто раз сказала…
Если ты будешь продолжать в том же духе, то...
Вы что, забыли, что скоро конец четверти…
Что с тебя возьмешь…
Смотри лучше, как отвечает Иванов.
Тебе что, нечего делать?
Мое терпение лопнуло!
ХВАЛИТЕ УЧЕНИКА!
Я не видела ничего подобного!
Ещё лучше, чем прежде.
Это как раз то, что нужно.
С каждым днём у тебя получается лучше.
Прекрасно! Молодец! Умница! Хорошо!
Удивительно! Остроумно!
Несравненно! Очень точно!
Ты увлек всех. Ты помог другому!
Выдающаяся работа!
Ты хорошо постарался!
Великолепное открытие!
Я знала, что ты сможешь это сделать.
Ты добился большого успеха! И Т.Д.
Приемы формирующего оценивания
Недельные отчёты
Карты понятий
Листы самооценки
Поиск ошибки
Составление тестов
Если бы я был учителем
ПРИЕМ «Недельные отчёты»
это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, ДОМА, отвечая на 3 вопроса:
1. Чему я научился за эту неделю?
2. Какие вопросы остались для меня неясными?
3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем,
чтобы проверить, поняли ли они материал?
Цель проведения: дают учащимся возможность провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно.
Учитель может: узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса; понять, как учащийся осознает собственную учебную деятельность
«Составление тестов»
Вовлечение ученика в индивидуальную творческую работу, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Ученик сможет: Повысить качество выполнения домашнего задания.
Учитель может: Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, подготовить учащихся к проверочной работе.
Прием «Карты понятий»
Цель: обобщение, систематизация понятий, знаний
Учителю позволяет определить , насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
Ученику Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, в паре или групповой работы детей
При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета.
ВИДЫ «КАРТ ПОНЯТИЙ»
Заполнение карт.
Учеников просят подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл.
Выборочное заполнение карты понятий. Возможно сделать карту и убрать часть понятий из рамок – примерно 1/3. Извлечённые из карты понятия надо поместить в пронумерованный список, приложенный к карте, для того чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки.
Карта для выборочных понятий. Можно приготовить список из 10–20 понятий и попросить учеников построить карту, используя только эти термины.
Картирование-выращивание.
Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5–10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же число понятий, которые они добавят, опираясь на собственные знания данной темы.
Направленный выбор при составлении карт.
Учитель предлагает ученикам список, включающий 20 понятий, из которого они должны выбрать 10 понятий и построить карту. Эта работа повторяется через какой-то период времени. Преподаватель фокусирует внимание на том, какие понятия появились на карте, а какие исчезли.
Приём «Поиск ошибки»
Цель - анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.
Учащимся раздают тексты, содержащие ошибки (также текст может быть представлен на слайде). Необходимо исправить ошибки и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме.
Приём «Если бы я был учителем»
Цель - выявить ошибки, трудности, неточности объяснения учащегося и откорректировать их.
Учащимся (на групповом занятии) предлагается поставить себя на место учителя и объяснить своим одноклассникам определенный раздел темы, используя информацию учебника, интернет - ресурса, раздаточного материала.
Приём «Перевод информации»
Цель - анализ понимания материала и умения переводить один вид информации в другой.
Учащимся предлагается преобразовать один вид информации в другой, например текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку и т.д. Данный вид работы выполняется в письменной форме.
Приём «Самооценивание»
Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы .
Что такое критериальное оценивание?
Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся
Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, повышать качество своего образования
Задание: разработайте критерии оценивания
Оценивание составленной «Карты понятий» может осуществляться в баллах:
- 1 балл даётся за каждую правильно установленную связь (если связь установлена верно) между двумя соседними понятиями;
-5 баллов – за каждый правильно установленный иерархический уровень;
- 10 баллов – за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты;
-дополнительно 1 балл начисляется за каждый пример.
Листы самооценки работы учащихся на уроке «Моя работа на уроке»
Показатели
Критерии
1.Работа в паре
Оценка (в баллах)
-Выдвижение идей
2. Участие в общей беседе
-Устный отчет о работе
Наличие верных ответов на вопросы
3.Работа в группе
1балл
4. Итоговый тест
-Выполнение самостоятельного задания
1 балл
1 балл
-Выдвижение идей
Правильность выполнения задания
1 балл
5.Итог
-Устный отчет о работе группы
5 баллов
8 баллов-оценка отлично
6 баллов оценка хорошо
1 балл
4 балла- оценка удовлетв.
1 балл
Подведем итоги
Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения
От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом
Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание
Формативное оценивание и преподавание неразделимы
Я иду на урок не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не умеют, а чтобы помочь им быть успешными, продвинуться в обучении и, не повторяя ошибок.