kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "клетка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот  урок  один  из  первых уроков ,где  мы  знакомимся  с  цитологией. Урок  называется Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Цель: начать формирование знаний о строении эукариотической клетки, охарактеризовать строение и функции плазматической мембраны и ядра как важнейшего компонента эукариотических клеток.

Задачи:

образовательная: сформировать знания об особенностях эукариотической клетки, обратив особое внимание на строение мембраны и ядра.

развивающая: способствовать развитию умений сравнивать объекты и делать обобщения.

воспитывающая: способствовать формированию ответственности и бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Данный урок включён в тему «Клетка» курса общей биологии. Всего на изучение данной темы  отведено 8 часов ( Программы среднего (полного) общего образования по биологии  для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника 

В начале урока на организационном этапе ученикам  сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности. Цели урока  формулируется учителем совместно с учащимися, что способствует формированию ценностно- смысловых компетенций. В течение урока ученики изучают особенности строения,функции и жизнедеятельности плазматической  мембраны  и  ядра.

В ходу  урока  используются  различные  методы  обучения: видеофильм, презентация, самостоятельная  работа  с  учебником, заполнение  таблицы, сообщения  учащихся, работа  с тестом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "клетка"»

Общее строение клетки Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица растительного и животного организмов. Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица растительного и животного организмов.  Наука о клетке называется - цитология

Общее строение клетки

Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица растительного и животного организмов.

  • Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица растительного и животного организмов.

Наука о клетке называется - цитология

Клеточная теория

Клеточная теория

  • клетка – является универсальной структурной и функциональной единицей живого
  • клетки всех организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности;
  • каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки;
  • Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирован и организм представляет собой целостную
Строение клетки. Плазматическая мембрана. Ядро

Строение клетки. Плазматическая мембрана. Ядро

Цель урока:

Цель урока:

  • углубить знания о строении и функциях клеточной мембраны и ядра.
  • Сформировать представление об основных видах транспорта веществ, через мембрану.
  • Раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.
Плазматическая мембрана клеточный центр лизосома Клеточная стенка АГ ядро митохондрия хлоропласт ЭПС Вакуоль

Плазматическая

мембрана

клеточный центр

лизосома

Клеточная стенка

АГ

ядро

митохондрия

хлоропласт

ЭПС

Вакуоль

Поверхность клетки   Плазматическая мембрана Надмембранный комплекс У животных У растений Клеточная стенка  Гликокаликс состоящая из полисахаридов (клетчатки и др.) Очень плотная и толстая ( в составе белки  полисахариды) Очень тонкий (1 мкм) Связь клетки с внешней средой

Поверхность клетки

Плазматическая

мембрана

Надмембранный

комплекс

У животных

У растений

Клеточная стенка

Гликокаликс

состоящая из

полисахаридов

(клетчатки и др.)

Очень плотная

и толстая

( в составе белки

полисахариды)

Очень тонкий

(1 мкм)

Связь клетки с внешней средой

1 углеводы белки  2 полупогруженные пронизывающие двойной слой липидов периферические Молекула липида Функции   ограничение внутренней среды клетки;  сохранение формы клетки;  защита от повреждений и разнообразных воздействий извне;  регуляция поступления ионов в клетку;  выведение из клетки конечных продуктов обмена веществ;  объединение отдельных клеток в ткани;  обеспечение фагоцитоза и пиноцитоза

1

  • углеводы
  • белки

2

полупогруженные

пронизывающие

двойной слой липидов

периферические

Молекула

липида

Функции

  • ограничение внутренней среды клетки;
  • сохранение формы клетки;
  • защита от повреждений и разнообразных воздействий извне;
  • регуляция поступления ионов в клетку;
  • выведение из клетки конечных продуктов обмена веществ;
  • объединение отдельных клеток в ткани;
  • обеспечение фагоцитоза и пиноцитоза

фагоцитоз пиноцитоз Захват плазматической мембраной твёрдых частиц и впячивание их внутрь клетки  Впячивание мембраны внутрь клетки в виде тонкого канальца в который попадает жидкость

фагоцитоз пиноцитоз

Захват плазматической

мембраной твёрдых частиц

и впячивание их

внутрь клетки

Впячивание мембраны

внутрь клетки в виде

тонкого канальца

в который попадает

жидкость

Транспорт веществ через мембрану 1. Пассивный способ 3. Активный способ  (затрачивается значительное количество энергии на транспорт веществ через мембрану) (энергия практически не затрачивается) Диффузия.  Этим способом проходят вещества, способные растворяться в липидах (например, эфиры, жирные кислоты) Эндоцитоз  Фагоцитоз - захват твердых частиц  Пиноцитоз - захват жидких частиц Осмос.  Это прохождение воды через избирательно проницаемую мембрану (она проходит из более разбавленного раствора в более концентрированный) Натрий-калиевый насос – перенос трех катионов Na ⁺ из клетки на каждые два катиона К⁺ в клетку против градиента концентрации  2.Облегчённая диффузия . В этом случае белок-переносчик, находящийся в мембране, делает её проницаемой. Идёт не против градиента концентрации. Так транспортируется глюкоза

Транспорт веществ через мембрану

1. Пассивный способ

3. Активный способ (затрачивается значительное количество энергии на транспорт веществ через мембрану)

(энергия практически

не затрачивается)

Диффузия. Этим способом проходят вещества, способные растворяться в липидах (например, эфиры, жирные кислоты)

Эндоцитоз

  • Фагоцитоз - захват твердых частиц
  • Пиноцитоз - захват жидких частиц

Осмос. Это прохождение воды через избирательно проницаемую мембрану (она проходит из более разбавленного раствора в более концентрированный)

Натрий-калиевый насос перенос трех катионов Na ⁺ из клетки на каждые два катиона К⁺ в клетку против градиента концентрации

2.Облегчённая диффузия . В этом случае белок-переносчик, находящийся в мембране, делает её проницаемой. Идёт не против градиента концентрации. Так транспортируется глюкоза

1.Ядро Функции: Контролирует жизнедеятельность клетки, регулируя процессы синтеза белка, обмена веществ и энергии Хранит генетическую информацию, заключенную в ДНК, и передает ее дочерним клеткам в процессе клеточного деления. Компоненты ядра: Ядерная оболочка Хроматин Ядрышко кариоплазма

1.Ядро

Функции:

Контролирует жизнедеятельность клетки, регулируя процессы синтеза белка, обмена веществ и энергии

Хранит генетическую информацию, заключенную в ДНК, и передает ее дочерним клеткам в процессе клеточного деления.

Компоненты ядра:

  • Ядерная оболочка
  • Хроматин
  • Ядрышко
  • кариоплазма

1. Ядерная оболочка

1. Ядерная оболочка

  • Общая толщина оболочки – 30 нм
  • В оболочке располагаются поры, через которые осуществляется активный и пассивный транспорт:
  • Из ядра выходят и-РНК ,т-РНКи белки
  • - В ядро входят аминокислоты, ферменты, белки, АТФ.
2.кариоплазма

2.кариоплазма

  • рН 7,4 – 7,8
  • 70% составляют белки
  • 10-20% - липиды
  • 0,5-10% - минеральные вещества (P, K, Na, Fe, Zn, Co, Au)
  • Состояние кариоплазмы постоянно меняется в зависимости от физиологического состояния ядра и клетки
2. Хроматин

2. Хроматин

  • Хроматин – ДНК, связанная с белками
  • (40% составляет ДНК, 60% - белки)
  • Хроматин форма существования генетического материала в интерфазных клетках
3.ХРОМОСОМА (от греч. chroma - цвет, краска + soma - тело) Перед делением клетки нити ДНК скручи-ваются с белками гистонами. Это структура называется хромосома. Хромосома состоит из 4 хроматит,которые связаны центромерой

3.ХРОМОСОМА

(от греч. chroma - цвет, краска + soma - тело) Перед делением клетки нити ДНК скручи-ваются с белками гистонами. Это структура называется хромосома. Хромосома состоит из 4 хроматит,которые связаны центромерой

4. Ядрышко

4. Ядрышко

  • В ядрышках происходит синтез рРНК и сборка субъединиц рибосом
  • В ядре может содержаться несколько ядрышек
Кариотип

Кариотип

  • Кариотип – набор хромосом, содержащихся в клетках какого-либо вида живых существ.
  • Соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом.
  • Половые клетки – гаплоидный набор.
  • Гаплоидный набор хромосом – набор различных по размеру и форме хромосом клеток данного вида, каждая из которых представлена в единственном числе.
ответы

ответы

  • 1а,2в,3в,4б,5а,6г,7в,8б,9а,б.
  • 10.Ген -это участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении одного белка.
  • 11.Гомологичные хромосомы-– одинаковые по форме, размеру, несут одинаковые гены .
  • 12.Соматические клетки-клетки,составляющие
  • ткани любого многоклеточного организма с
  • диплоидным набором хромосом
Д/з

Д/з

  • § 14изучить ответиь вопросы устно1-6, ,в таблицу рис24 в 1 колонку,вопр7-8 найти ответ в дополнительных источниках
  • Ответить по тестам ЕГЭ
  • Найти в интернете научные новости о клетке и подготовить доклад.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Презентация "клетка"

Автор: Насырова Валентина Михайловна

Дата: 28.11.2017

Номер свидетельства: 441228

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Презентация "Клетка""
    ["seo_title"] => string(20) "prezentatsiia_kletka"
    ["file_id"] => string(6) "633099"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1685901016"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Презентация "Клетка""
    ["seo_title"] => string(23) "priezientatsiia_klietka"
    ["file_id"] => string(6) "387933"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486292732"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-priezientatsiia-po-tiemie-klietochnaia-tieoriia-osobiennosti-stroieniia-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "113452"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410254898"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Тема урока в 9 классе: Химические элементы в клетках живых организмов. Химия в овощах. "
    ["seo_title"] => string(102) "tiema-uroka-v-9-klassie-khimichieskiie-eliemienty-v-klietkakh-zhivykh-orghanizmov-khimiia-v-ovoshchakh"
    ["file_id"] => string(6) "119370"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413392637"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Химический состав клетки (открытый урока по биологии 8 Б класс) "
    ["seo_title"] => string(66) "khimichieskii-sostav-klietki-otkrytyi-uroka-po-biologhii-8-b-klass"
    ["file_id"] => string(6) "166459"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422963734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства