Данная презентация разработана для проведения урока биологии в классе по теме "Лишайники" в соответствии с вфедеральным государственным образовательным стандартом, 2004 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по биологии "Лишайники"»
Лишайники
Биология 7 класс
«Лишайники»
Туполева Л.В., учитель биологии МБОУ СОШ №32
Тема «Лишайники»
Структура урока
Организационный момент -1 минута
Проверка знаний – 8 минут
Изучение нового материала – 25 минуты
Закрепление изученного материала – 5 минут
Итог – 3 минуты
Домашнее задание - 3 минуты
II. Проверка знаний- 8 минут
Тест (проверка знаний)
1.Грибы схожи с растениями, так как:
А) способны к фотосинтезу
Б) способны неограниченно расти
В) потребляют готовое органическое вещество
Г) содержат целлюлозу
2. Грибы схожи с животными, так как:
А) неподвижны
Б) поглощают воду путем всасывания
В) являются гетеротрофами
Г) содержат хитин
3. К трубчатым грибам относятся
А) волнушка
Б) опенок
В) рыжик
Г) подосиновик
4. К пластинчатым грибам относятся
А) белый
Б)сыроежка
В) масленок
Г) подберезовик
5. Какой из перечисленных грибов является несъедобным?
А) трутовик
Б) сыроежка
В) сморчок
Г) вешенка
6. Вегетативное тело гриба образует:
А) микоризу
Б) шляпку
В) мицелий
Г) ножку
7. Фитофтора относится к классу:
А) несовершенные грибы
Б) оомицеты
В) базидиомицеты
Г) сумчатые грибы
Индивидуальная работа (заполните таблицу)
Сходство с растениями
Сходство с животными
Вопросы для фронтальной работы
-как называется наука, занимающаяся изучением грибов? (микология),
-к какой группе живых организмов по способу питания относятся грибы? ( гетеротрофы),
-из чего состоит вегетативное тело гриба? ( из гифов, которые формируют грибницу-мицелий),
- что такое микориза? ( симбиоз корней деревьев и нитей грибницы, дается пояснение, что такое симбиоз ),
-что такое базидии? ( органы спороношения, при прорастании споры образуется гаплоидный мицелий-грибница),
- как размножаются грибы? ( спорами или частями мицелия).
Результат проверки знаний:
Обучающие первого варианта, первого ряда проводят самопроверку (на экран проецируются правильные ответы);
1-Б
2-Б,Г
3-Г
4-Б
5-А
6-В
7-Б
(критерии оценивания: одна ошибка- «5», две- «4»)
Индивидуальная работа (результат заполнения таблицы -проецируется на экране, одна ошибка- «5», две «4»)
Сходство с растениями
Сходство с животными
Неограниченный рост
Гетеротрофный способ питания
Пищу всасывают, а не захватывают
Наличие среди продуктов обмена-мочевины
Неподвижны
Запасной продукт-гликоген
В оболочке клеток имеется углевод хитин
Итог проверки знаний
Манна небесная
(рассказ учителя о библейской легенде)
Что это могло быть?
Вывод:
Предполагают, что, крупинки, о которых идет речь в легенде, это съедобный лишайник леканора, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки и Азии.
В далекие времена эти организмы называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали «хаосом природы». В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Слушателей собралось много их заинтересовало название лекции. А Тимирязев рассказывал…
Что вы знаете о лишайниках?
Задачи урока:
Ключевые вопросы нового материала
Лишайники
(рассказ учителя о лишайниках)
Вывод (в тетрадь):лихенология – наука,
изучающая лишайники
Изумительная выдумка природы
Среда обитания
«Выступит ли где-то из под океана подводный утес, оторвется ли обломок скалы, обнажив свой излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землей, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник»К.А.Тимирязев
Вывод (в тетрадь):
камни
древесные стволы
старые постройки, шифер, бетон, кирпич, шлакоблок
почва
отливно - приливная полоса
Разнообразие лишайников
Самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника (стр.28) по определению формы тела у разных лишайников(вывод-схема в тетради, результаты самостоятельной работы можно сравнить со схемой на экране)
Накипные Листоватые Кустистые
Строение лишайников
Русские ботаники Фаминцин А.С. и Баранецкий И.Д. открыли, что тело
лишайника состоит из двух организмов: гриба и водоросли.
(Самостоятельная работа с текстом учебника: прочитайте внимательно текст учебника на стр.28-29. Выясните строение лишайника, сформулируйте понятие симбиоз применительно к лишайникам. Вывод запишите в тетрадь).
Лишайники -
группа симбиотических организмов, представляющая собой совместное сожительство фотосинтезирующего организма – водоросли и гриба
Клетки водоросли
Гифы гриба
Ризоиды
Размножение лишайников (рассказ учителя)
Половое
Бесполое
Гаметами
Кусочками
таллома
Спорами
Значение лишайников
Работа с учебником (стр.31) «Значение лишайников в природе и жизни человека».
Предложите меры по охране лишайников.
Проверка (проецируется на экране)
Значение лишайников
В природе
В жизни человека
1.Разрушают горные породы
1.Корм для оленей
2.Образуют почву
2. Употребляют в пищу
3.Служат пищей животным
3.получают краску и лакмус
4.Используют в медицине и парфюмерной промышленности
5. Определяют степень загрязнения окружающей среды
Меры по охране лишайников
Допишите предложение:
Лишайники - это___________организмы. Они состоят из________ и зеленой водоросли.
Гриб снабжает _________водой и растворенными в ней __________________веществами.
Итог урока:
Домашнее задание
стр.28-31. Работа с рубрикой «Проверьте свои знания», «Подумайте».
Внимательно рассмотрите рисунки учебника на стр.29. Подумайте, сможет ли водоросль лишайника жить без гриба?, а гриб – без водоросли? Подготовьте сообщение «Лишайники ХМАО-Югры»