kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по биологии на тему "Моногибридное скрещивание" (9 - 10 классы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию по биологии на тему "Моногибридное скрещивание" можно использовать на уроках в 9 и 10 классах. Цели урока: познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики; изучить закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, при моногибридном скрещивании; научиться использовать генетическую символику при решении задач. На протяжении урока на разных его этапах я использую презентацию, которая помогает в доступной, наглядной форме объяснить школьникам новый материал по биологии. Этот материал можно использовать для подготовки учащихся к ЕНТ и ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Моногибридное скрещивание. 9 - 10 классы.»

Три к одному –  Такой закон!  Как много дум  Наводит он …

Три к одному –

Такой закон!

Как много дум

Наводит он …

На уроке мы должны:

На уроке мы должны:

  • познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики;
  • изучить закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, при моногибридном скрещивании;
  • научиться использовать генетическую символику при решении задач.
Фронтальный опрос: 1. Что служит предметом изучения генетики? 2. Какая разница между гомозиготой и гетерозиготой? 3. Где расположены аллельные гены? 4. Как распределяются аллельные гены при мейозе? 5. Какую информацию несет ген? 6. Где расположен ген? 7. От чего зависит фенотип?

Фронтальный опрос:

1. Что служит предметом изучения генетики?

2. Какая разница между гомозиготой и гетерозиготой?

3. Где расположены аллельные гены?

4. Как распределяются аллельные гены при мейозе?

5. Какую информацию несет ген?

6. Где расположен ген?

7. От чего зависит фенотип?

Биологическая эстафета: Генетика Гены Наследственность Изменчивость Генотип Фенотип Доминантный признак Рецессивный признак Гибридизация Гибрид

Биологическая эстафета:

Генетика

Гены

Наследственность

Изменчивость

Генотип

Фенотип

Доминантный признак

Рецессивный признак

Гибридизация

Гибрид

Ответы   Выберите правильные ответы:  1. Б; 2.Б; 3. В; 4. В; 5. Б; 6. Б; 7. А; 8. А.   Выберите правильные суждения: 1, 2, 4, 6, 8, 9. Шкала оценок : “ о” ошибки – “5” “ 1-2” ошибки – “4” “ 3-4”ошибки – “3” “ 5” и более - “2”

Ответы

Выберите

правильные ответы:

1. Б;

2.Б;

3. В;

4. В;

5. Б;

6. Б;

7. А;

8. А.

Выберите

правильные

суждения:

1, 2, 4, 6, 8, 9.

Шкала оценок :

о” ошибки – “5”

1-2” ошибки – “4”

3-4”ошибки – “3”

5” и более - “2”

III. Выполни задание: Слева предлагается условие задачи. Справа – логическое следствие из этого условия. Заполните пропуски. 1. Дано: Потомство доброй собаки Греты всё было доброй в нескольких поколениях 1 . Следовательно, доминирует ген .............. характер, рецессивен ген .............. характер. Грета была ....................... по данному признаку 2. Следовательно, белые кролики ........................... по признаку и все гаметы содержали ......................  ген . 2. Дано: Белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном.

III. Выполни задание:

  • Слева предлагается условие задачи. Справа – логическое следствие из этого условия. Заполните пропуски.

1. Дано: Потомство

доброй собаки Греты всё было доброй в нескольких поколениях

1 . Следовательно, доминирует ген .............. характер, рецессивен ген .............. характер. Грета была ....................... по данному признаку

2. Следовательно, белые кролики ........................... по признаку и все гаметы содержали ...................... ген .

2. Дано: Белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном.

Моногибридное скрещивание Цель: Познакомиться с законаи Г.Менделя. Научится составлять схемы скрещивания. Три к одному –  Такой закон!  Как много дум  Наводит он …

Моногибридное скрещивание

Цель: Познакомиться с законаи Г.Менделя. Научится составлять схемы скрещивания.

Три к одному –

Такой закон!

Как много дум

Наводит он …

Новые понятия: Гибридологический метод Моногибридное скрещивание Чистые линии Альтернативные признаки  Гомологичные хромосомы Аллельные гены Гетерозигота Гомозигота

Новые понятия:

Гибридологический метод

Моногибридное скрещивание

Чистые линии

Альтернативные признаки

Гомологичные хромосомы

Аллельные гены

Гетерозигота

Гомозигота

I закон Г. Менделя   Молодая пара мечтает о ребенке с голубыми глазами. Муж и жена имеют карие глаза. Возможно ли это?

I закон Г. Менделя

Молодая пара мечтает о ребенке с голубыми глазами. Муж и жена имеют карие глаза. Возможно ли это?

Грегори Мендель. 1865 год.  «Опыты над растительными  гибридами». ( 1822 – 1884гг.) 1900 год. Г. де Фриз, К. Корренс, Э.Чермак -  независимо друг от друга переоткрыли законы Г. Менделя. (видеофрагмент)

Грегори Мендель.

1865 год. «Опыты над растительными

гибридами».

( 1822 – 1884гг.)

1900 год. Г. де Фриз, К. Корренс, Э.Чермак - независимо друг от друга переоткрыли

законы Г. Менделя. (видеофрагмент)

Преимущества гороха огородного  как объекта для опытов: Легко выращивать, имеет короткий период развития. Имеет многочисленное потомство. Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Самоопыляющееся растение. Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды плодовиты. Альтернативные признаки – противоположные, контрастные (красный– белый; высокий– низкий) Альтернативные признаки

Преимущества гороха огородного как объекта для опытов:

Легко выращивать, имеет короткий период развития.

Имеет многочисленное потомство.

Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков.

Самоопыляющееся растение.

Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды плодовиты.

Альтернативные признаки – противоположные, контрастные (красный– белый; высокий– низкий)

Альтернативные признаки

Гибридологический метод основан на гибридизации, скрещивании.

Гибридологический метод основан на гибридизации, скрещивании.

Условные обозначения: P – родительское поколение F 1 - первое поколение потомков F 2 – второе поколение потомков A – ген, отвечающий за доминантный признак а – ген, отвечающий за рецессивный признак ♀ - женская особь ♂ - мужская особь АА – гомозигота по доминантному гену аа – гомозигота по рецессивному гену Аа - гетерозигота

Условные обозначения:

P родительское поколение

F 1 - первое поколение потомков

F 2 второе поколение потомков

A ген, отвечающий за доминантный признак

а – ген, отвечающий за рецессивный признак

♀ - женская особь

♂ - мужская особь

АА – гомозигота по доминантному гену

аа – гомозигота по рецессивному гену

Аа - гетерозигота

Моногибридное скрещивание скрещивание двух организмов отличающихся  друг от друга по одной паре альтернативных признаков (видео) P высокий рост низкий рост X P жёлтые семена зелёные семена

Моногибридное скрещивание

  • скрещивание двух организмов отличающихся

друг от друга по одной паре альтернативных признаков (видео)

P

высокий рост низкий рост

X

P

жёлтые семена зелёные семена

рецессивный признак доминантный признак гомозиготные организмы Р. Х аа АА А а А а генотип фенотип Единообразие F 1 А а

рецессивный признак

доминантный признак

гомозиготные организмы

Р.

Х

аа

АА

А

а

А а

генотип

фенотип

Единообразие F 1

А а

Задача №1  Дано: Решение: ♂ А А а а г Р X А- ♀ жёлтая окраска семян а- зелёная окраска семян Ф Р жёлтая окраска семян жёлтая зелёная зелёная окраска семян G а А г  F 1 : Определить: Аа гетерозигота генотип F 1 ? ф  F 1 : жёлтая F 1 ? фенотип Аа Ответ: 1. Генотип- гетерозигота 2. Фенотип- жёлтая окраска семян Закон единообразия гибридов первого поколения

Задача №1

Дано:

Решение:

А А

а а

г Р

X

А-

жёлтая окраска семян

а-

зелёная окраска семян

Ф Р

жёлтая окраска семян

жёлтая

зелёная

зелёная окраска семян

G

а

А

г F 1 :

Определить:

Аа

гетерозигота

генотип

F 1 ?

ф F 1 :

жёлтая

F 1 ?

фенотип

Аа

Ответ:

1. Генотип-

гетерозигота

2. Фенотип-

жёлтая окраска семян

Закон единообразия гибридов первого поколения

Первый закон Г. Менделя  ( закон единообразия гибридов первого поколения- правило доминирования ) –  При скрещивании двух гомозиготных организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, всё первое поколение гибридов ( F 1 ) окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей. P ♀ ♂  X F 1 По фенотипу: единообразно

Первый закон Г. Менделя ( закон единообразия гибридов первого поколения- правило доминирования )

При скрещивании двух гомозиготных организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, всё первое поколение гибридов ( F 1 ) окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.

P

X

F 1

По фенотипу: единообразно

«Практическая генетика»  Цель : Развитее умений применять генетические знания на практике при решении задач.

«Практическая генетика»

Цель : Развитее умений применять генетические знания на практике при решении задач.

А - красная окраска лепестков а - белая окраска лепестков АА АА  А АА генотип фенотип АА Закон

А - красная окраска лепестков

а - белая окраска лепестков

АА

АА

А

АА

генотип

фенотип

АА

Закон

аа аа а а аа Чистая линия Единообразие F 1 аа

аа

аа

а

а

аа

Чистая линия

Единообразие F 1

аа

Анализирующее скрещивание. Скрещивают организм неизвестного генотипа с организмом, гомозиготным по рецессивному аллелю .  Рыжий теленок может быть по генотипу гомозиготой или гетерозиготой (рыжий цвет доминирует над белым).  Для установления генотипа этого быка его скрещивают с коровой, гомозиготной по рецессивно-му аллелю, т.е. проводится анализирующее скрещивание . Если все телята при этом скрещивании будут рыжими, то бык гомозиготен по доминантному аллелю; если в потомстве появляются и белые, и рыжие телята, то бык – гетерозиготен.

Анализирующее скрещивание.

Скрещивают организм неизвестного генотипа с организмом, гомозиготным по рецессивному аллелю .

Рыжий теленок может быть по генотипу гомозиготой или гетерозиготой (рыжий цвет доминирует над белым). Для установления генотипа этого быка его скрещивают с коровой, гомозиготной по рецессивно-му аллелю, т.е. проводится анализирующее скрещивание . Если все телята при этом скрещивании будут рыжими, то бык гомозиготен по доминантному аллелю; если в потомстве появляются и белые, и рыжие телята, то бык – гетерозиготен.

А а аа А а а аа А а генотип фенотип аа А а

А а

аа

А

а

а

аа

А а

генотип

фенотип

аа

А а

Задача №2  У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Кареглазая женщина, отец которой голубоглазый, вышла замуж голубоглазого мужчину. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей и генотипы и фенотипы возможного потомства. Ответ: 1- генотипы родителей: Аа, аа 2. г F1 - 50% Аа- гетерозиготы, 50% аа – гомозиготы 3. ф F1 - 50% -кареглазы, 50% - голубоглазы

Задача №2

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Кареглазая женщина, отец которой голубоглазый, вышла замуж голубоглазого мужчину. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей и генотипы и фенотипы возможного потомства.

Ответ: 1- генотипы родителей: Аа, аа

2. г F1 - 50% Аа- гетерозиготы, 50% аа – гомозиготы

3. ф F1 - 50% -кареглазы, 50% - голубоглазы

Задача №2  У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Кареглазая женщина , отец которой голубоглазый, вышла замуж голубоглазого мужчину. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей и генотипы и фенотипы возможного потомства.  Решение: Дано: А ♂ г Р а а ? а X ♀ А- карий цвет глаз ф Р гол кар а- голубой цвет глаз G - кареглазая А а а голубоглазый г F 1 : Аа : аа г Р-? ф F 1 кар : гол (1:1) г F 1 -? ф F 1 -? Ответ: 1- генотипы родителей: Аа, аа  2. г F 1 - 50% Аа- гетерозиготы, 50% аа – гомозиготы  3. ф F 1  -  50% -кареглазы, 50% - голубоглазы

Задача №2

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Кареглазая женщина , отец которой голубоглазый, вышла замуж голубоглазого мужчину. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей и генотипы и фенотипы возможного потомства.

Решение:

Дано:

А

г Р

а

а

? а

X

А-

карий цвет глаз

ф Р

гол

кар

а-

голубой цвет глаз

G

- кареглазая

А

а

а

голубоглазый

г F 1 :

Аа : аа

г Р-?

ф F 1

кар : гол (1:1)

г F 1 -?

ф F 1 -?

Ответ: 1- генотипы родителей: Аа, аа

2. г F 1 - 50% Аа- гетерозиготы, 50% аа – гомозиготы

3. ф F 1 - 50% -кареглазы, 50% - голубоглазы

Неполное доминирование (промежуточное), при котором гетерозиготные особи обладают промежуточным проявлением признака.   У растения ночная красавица наследование окраски цветов осуществляется по промежуточному типу (А- красные цветки, а- белые, Аа - розовые). Каким по генотипу и фенотипу будет F 1 при скрещивании двух растений с красными и белыми цветами. Решение: Дано: АА ♂ а а г Р X ♀ А- красные цветы ф Р а- белые цветы красные цветы кр б белые  цветы А G а г F 1 -? Аа г F 1 гетерозиготы ф F 1 -? ф F 1 Розовые Ответ: г F 1  -  Аа гетерозигота; ф F 1 - розовые  При неполном доминировании гомозиготные организмы имеют белые и красные цветы, а у гетерозигот они розовые.

Неполное доминирование (промежуточное), при котором гетерозиготные особи обладают промежуточным проявлением признака.

У растения ночная красавица наследование окраски цветов осуществляется по промежуточному типу (А- красные цветки, а- белые, Аа - розовые). Каким по генотипу и фенотипу будет F 1 при скрещивании двух растений с красными и белыми цветами.

Решение:

Дано:

АА

а

а

г Р

X

А- красные цветы

ф Р

а- белые цветы

красные

цветы

кр

б

белые

цветы

А

G

а

г F 1 -?

Аа

г F 1

гетерозиготы

ф F 1 -?

ф F 1

Розовые

Ответ:

г F 1 - Аа гетерозигота; ф F 1 - розовые

При неполном доминировании гомозиготные организмы имеют белые и красные цветы, а у гетерозигот они розовые.

Ответьте на вопросы: 1. Обозначь буквами генотип:  рецессивная гомозигота - …..  доминантная гомозигота - …..  гетерозигота - ….. 2. Какой закон отражает запись:  Р ♀ простые бобы X  ♂ вздутые бобы  F1 простые бобы (100%) 3. Как называется признак у гибридов F 1 ? 4. Какой фенотип у гибридов первого поколения при неполном доминировании у ночной красавицы  Р ♀ красные цветки X  ♂ белые цветки  ф F1 (100%)

Ответьте на вопросы:

1. Обозначь буквами генотип:

рецессивная гомозигота - …..

доминантная гомозигота - …..

гетерозигота - …..

2. Какой закон отражает запись:

Р ♀ простые бобы X вздутые бобы

F1 простые бобы (100%)

3. Как называется признак у гибридов F 1 ?

4. Какой фенотип у гибридов первого поколения при неполном доминировании у ночной красавицы

Р ♀ красные цветки X белые цветки

ф F1 (100%)

Проверь себя: 1. аа  АА  Аа 2. Закон доминирования или  Закон единообразия гибридов F 1 3. Доминантный признак 4. Закон расщепления 5. Розовые цветки

Проверь себя:

1. аа

АА

Аа

2. Закон доминирования или

Закон единообразия гибридов F 1

3. Доминантный признак

4. Закон расщепления

5. Розовые цветки

Закон доминирования (единообразия F 1 ) – гибриды F 1 все высокого роста , поэтому высокий рост - доминантен.    Гипотеза чистоты гамет - каждая гамета несет только один из аллельных генов высоты растения.

Закон доминирования

(единообразия F 1 ) – гибриды F 1

все высокого роста , поэтому

высокий рост - доминантен.

Гипотеза чистоты гамет -

каждая гамета несет только

один из аллельных генов

высоты растения.

Запишите домашнее задание: § – 36-37;  Решите задачу (оформите в тетради, используя генетическую символику): Седая прядь волос у человека — доминантный признак .  Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца — нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

Запишите домашнее задание:

§ – 36-37;

Решите задачу (оформите в тетради, используя генетическую символику):

Седая прядь волос у человека — доминантный признак . Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца — нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

Спасибо за работу! МОЛОДЦЫ! Всего доброго!

Спасибо за работу!

МОЛОДЦЫ!

Всего доброго!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Презентация по биологии на тему "Моногибридное скрещивание" (9 - 10 классы).

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 172084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Открытый урок на тему "Моногибридное скрещивание.Основные законы Г.Менделя" "
    ["seo_title"] => string(85) "otkrytyi-urok-na-tiemu-monoghibridnoie-skrieshchivaniie-osnovnyie-zakony-g-miendielia"
    ["file_id"] => string(6) "199509"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428588448"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Решение генетических задач Моногибридное скрещивание"
    ["seo_title"] => string(59) "reshenie_geneticheskikh_zadach_monogibridnoe_skreshchivanie"
    ["file_id"] => string(6) "489684"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1544345021"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Решение генетических задач" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-rieshieniie-ghienietichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "111998"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408122437"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства