Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: Значение дыхания. Органы дыхания»
Система органов дыхания человека
Урок биологии в 8 классе
Тестирование
А) Доноры – люди, принимающие кровь.
Б) ЛюдиIVгруппы крови – универсальные реципиенты.
В) Сердечный цикл это – сокращение предсердий, сокращение желудочков, общая пауза.
Г) Капилляры – крупные сосуды организма.
Д) Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу.
Е) Большой круг кровообращения проходит через лёгкие и длится 4 сек.
Ж) Давление крови – сила, с которой кровь давит на стенки сосудов.
З) При артериальном кровотечении кровь спокойно вытекает из раны.
Задачи урока:
Раскрыть сущность процесса дыхания.
Рассмотреть строение и функции дыхательных путей и легких.
Изучить процесс голосообразования.
Рассмотреть связь дыхательной и кровеносной систем.
План изучения новой темы:
Сущность процесса дыхания.
Значение дыхания.
Воздухоносные пути (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи).
Строение легких.
Газообмен в легких и тканях, связь дыхательной и кровеносной системы.
Сущность процесса дыхания
Дыхание –
совокупностьфизиологических процессов,
включающих газообмен междуорганизмом и окружающейсредой.
Значение дыхания:
обеспечение организма О2
образование и удаление из организма СО2
окисление органических соединений с высвобождением Е
удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ
Дыхание бывает:
Внешнее дыхание (легочное)
обмен газов между организмом и
окружающей средой
Внутреннее дыхание (тканевое)–
дыхание, протекающее в клетках
Транспорт газов кровью–
перенос кислорода от легких к тканям
и углекислого газа от тканей к легким.
Дыхательная система
Легкие
Дыхательные
(воздухоносные) пути
Носовая полость
Носоглотка
Глотка
Гортань
Трахея
Бронхи
Носовая
полость
Слизистая
Обонятель-
ные
рецепторы
Кровенос-
ные
сосуды
Мерцатель-
ный
эпителий
8
Нижние дыхательные пути
Трахея и бронхи
Трахея - трубка длиной около
12 см, состоящая из хрящевых полуколец.
Задняя стенка трахеи мягкая, прилегаетк пищеводу.
Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха.
Бронхи входят в легкие и
там делятся на бронхи меньшего
диаметра - бронхиолы .
9
Легкие
Лёгкие имеют форму конуса:
верхняя - суженная часть -
верхушка, а нижняя – более
широкая - основание. Правое
легкое состоит из трех, а левое
из двух долей.
Бронхиолы
переходят в расширения –
альвеолярные ходы , на стенках
которых находятся
выпячивания, называемые
легочными пузырьками , или
альвеолами (диаметр их 0,2-0,3
мм).
9
Газообмен в легких:
Стенки альвеол состоят из
однослойного эпителия
и к ним примыкают
капилляры.
Общая дыхательная
поверхность альвеол у взрослого
человека составляет
около 120 квадратных метров .
Кислород (1) через стенки
альвеол (2) и капилляров (3)
попадает в кровь (4), а углекислый
газ (5) перемещается
в противоположном направлении.
9
Домашнее задание:
1. Выучить параграфы 23-24, ответить на вопросы с.102, 105.
2. Выполнить рис. 52
Проверьте себя
Орган
Выполняемая функция
1. Носовая полость
2. Гортань
3. Трахея и бронхи
4. Легкие
5. Легочная и пристеночная плевра
а) содержит жидкость, снижающую трение б) увлажнение воздуха, задерживание пыли в) обеспечивает свободное прохождение воздуха г) образование звуков, рефлекторный кашель д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану