Задачи урока:
• Систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности растительной клетки;
• сформировать представления о растительных тканях и их многообразии;
• раскрыть особенности строения и функций расти¬тельных тканей.
Планируемые результаты обучения:
предметные:
— усвоение системы научных знаний о строении и функциях тканей растений, описание и характеристика различных тканей растений;
— обобщение и систематизация знаний по теме , формулирование выводов;
метапредметные:
— развитие умения пользоваться аппаратом ориентировки учебника;
— развитие умений систематизировать информацию, делать выводы и заключения;
личностные:
— умение обобщать приобретённые знания и применять их на практике;
— формирование ответственного отношения к учению.
I. Актуализация о строении растительной клетки; о процессах жизнедеятельности растительной клетки и их значении.
II. Изучение нового материала
1. Понятие о ткани растений. Функции тканей.
2. Виды растительных тканей: образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая.
3. Появление тканей у растений, вышедших на сушу. Условия жизни растений в наземно-воздушной среде.
4. Растительные ткани как основа объединения всех органов растения в одно целое — организм.
III. Закрепление знаний о растительных тканях
Ответы учащихся на итоговые вопросы по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку: Ткани растений. »
Ткани растений
По учебнику:
И.Н. Пономаревой
И.В. Николаева
О.А. Корниловой
Учитель химии и биологии МКОУ БСОШ №2
п Бреды Ушкарева В.Я
Вспомните
Из каких частей состоит клетка;
Какой процесс обеспечивает появление новых клеток растения.
Укажите основные отличительные признаки растительной клетки.
Понятие о ткани
растений
Ткани растений:
1- покровная;
2- основная;
3- проводящая .
Группы клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее
происхождение, называюттканями, а промежутки , образующие между клетками,-межклеточнымпространствомилимежклетниками.
1
Виды тканей у растений
2
3
4
5
Ткани растений
Ткань
Образовательная
Функции
Особенности строения
Рост,
Месторасположение
Клетки мелкие, лежат плотно друг к другу, тонкостенные с крупным ядром
образование всех тканей.
Места активного роста растений, кончик корня, верхушка побега, почки
Ткани в нижней части корня:
1- клетки образовательной ткани;
2- преобразование молодых клеток
в покровную ткань;
3- преобразование молодых клеток
в проводящую ткань;
4- корневой чехлик.
Ткань
Основная
Функции
Особенности строения
Образование и накопление питательных веществ
Месторасположение
Клетки крупные, неправильной формы, расположены рыхло; у некоторых растений развиваются большие межклетники.
Мякоть листьев, стеблей. корней.
Капли масла
Белковые зерна
Крахмальные зерна
Ткань
Покровная
Функции
Особенности строения
1. Защитная ( от высыхания, перегрева, механических повреждений);
Месторасположение
Клетки плотно прилегают друг у другу.
2. Связь растения с внешней средой.
На границе с внешней средой
Ткань
Проводящая ткань
Функции
Особенности строения
Проведение питательных веществ
Месторасположение
Образуют сосуды, трахеиды. Ситовидные трубки
В всех частях растения
Ситовидные
трубки
Сосуды древесины
Ткань
Механическая ткань
Функции
Особенности строения
Защита, форма растений
Месторасположение
Клетки с толстыми стенками
В всех частях растения
Древесные волокна
Поперечный срез листа- синтез тканей
Верхняя кожица –покровная ткань
Основная фотосинтезирующая ткань
Проводящие ткани– сосуды и ситовидные трубки
Нижняякожица-покровная ткань
Волокна-механическая ткань
Все разнообразие тканей растения обусловлено их различными функциями и особенностями клеток, входящих в состав тканей.
Появление тканей у растений.
Разнообразные ткани встречаются не у всех растений. У морских многоклеточных водорослей все клетки обладают сходной формой и размерами, содержат хлорофилл.
Клеточное строение слоевища водоросли.
Когда одна часть растения оказалась в воздушной среде, а другая часть –корневая - в почве, появилась необходимость доставки воды и минеральных солей от корней к листьям, а органических веществ- от листьев к корням.
Так в ходе эволюции растительного мира возникли два типа проводящих тканей- древесина (восходящий ток) и луб (нисходящий ток). .
В процессе исторического развития живой природы-эволюции- возникновение разных тканей у растений было связано с их выходом на сушу.
Покровные тканисформировались в процессе исторического развития растений в целях защиты от высыхания на суше.
Для удержания растения в почве, особенно при сильном ветре, появилисьмеханические ткани.
Создание растением в условиях яркого солнечного света органических веществ и их запасание способствовало формированиюосновных тканей.
Разнообразие тканей у растений возникло в процессе длительного исторического развития растительного мира. Оно обусловлено различными функциями, выполняемыми тканями, и особенностями их клеток.
Растение- целостный живой организм.
Ткани растений, выполняя различные функции, тесно взаимодействуют между собой, поддерживают равновесие всех процессов в отдельных клетках и в целом во всем растении. Они обеспечивают жизнь и развитие растения как единого организма.
Подведем итоги
Клетка- это мельчайшая структурная часть любого организма, в том числе и растения.
Клетки не только воспроизводят себя, но и образуют новые ткани, создающие весь организм растения, снабжающего его питательными веществами, обеспечивающие их передвижение и хранение.
Все клетки и ткани, тесно взаимодействуя между собой, обеспечивают растению способность жить и развиваться в среде обитания как целостному живому организму.
Ткань;
Виды тканей:
проводящие,
образовательные,
основные,
покровные,
механические.
1. Почему основная ткань получила такое название?
2. Имеют ли старые сосна и дуб образовательные ткани?
3. В клетках какой растительной ткани происходит образование органических веществ?
4. Назовите ткани, по которым в растениях передвигаются вода и минеральные соли, органические вещества?
Подумай5. Объясните на отдельных примерах взаимосвязь между строением и функцией тканей растений.