Презентация к уроку биологии "Энергетический обмен в клетке"
Презентация к уроку биологии "Энергетический обмен в клетке"
Презентация к уроку по курсу "Общая биологи" по теме: "Энергетический обмен в клетке" для рбучающихся 10 класса.
В презентации содержаться слайды с целями и задачами урока, объснением значения понятия "энергетический обмен", этапами энергетического обмена, характеристикой каждого этапа, а также выводы и рекомендации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии "Энергетический обмен в клетке" »
Урок в 10 классе по курсу
«Общая биология».
Подготовила учитель биологии
МБОУ «СОШ №43 им. Г.К. Жукова» г. Курска
Холодова Е.Н.
Источник энергии на Земле - Солнце
Солнечная энергия
Фотосинтез
Белки
Энергия
органических
веществ
Жиры
Углеводы
Метаболизм
Энергетический
Пластический обмен
Ассимиляция
Анаболизм
обмен
Диссимиляция
Катаболизм
Вспомните вещество, связанное со всеми выписанными словами. Определите его роль в клетке.
Аденин
Рибоза
Энергия
3 остатка фосфорной кислоты
Митохондрии
Аккумулятор
Макроэргическая связь
Единым и универсальным источником энергии в клетке является АТФ (аденозинтрифосфорная кислота),которая образуется в результате окисления органических веществ .
2
АТФ + Н2О = АДФ + Н3РО4+ энергия
АДФ + Н3РО4+ энергия = АТФ + Н2О
реакция ФОСФОРИЛИРОВАНИЯ
т.е. присоединения одного остатка фосфорной кислоты к молекуле АДФ (аденозиндифосфата).
«Рост, размножение, подвижность, возбудимость , способность реагировать на изменение внешней среды- все эти свойства живого в конечном счете неразрывно связаны с определенными химическими превращениями , без которых ни одно из этих проявлений жизнедеятельности не могло бы существовать»
В .А. Энгельгардт
Цели:
Сформировать знания о трех этапах энергетического обмена на примере углеводного обмена .
Дать характеристику реакциям энергетического обмена.
Уметь из сложного материала классифицировать и обобщить материал по этапам, видам и по месту их протекания .
2
Чтотакое энергетический обмен или катаболизм?
КАТАБОЛИЗМ – это совокупность реакций ферментативного расщепления сложных органических соединений, сопровождающихся выделением энергии.
2
ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
у АЭРОБОВ
1.Подготовительный
2.Бескислородный
3.Кислородный
у АНАЭРОБОВ
1.Подготовительный
2.Бескислородный
Характеристика этапов энергетического обмена.
Этапы
Химические реакции
I этап - Подготовительный в пищеварительной системе.
Выход энергии
II этап (анаэробный) – Гликолиз. Идет без О 2 в цитоплазме клетки
Образование АТФ
III этап (аэробный) – Кислородное расщепление.
Идет в присутствии О 2 в митохондриях (клеточное дыхание).
Итоговое суммарное уравнение:
1 ЭТАП-подготовительный
Где происходит?
В лизосомах и пищеварительном тракте.
Что происходит в пищеварительной системе?
Расщепление полимеров до мономеров.
Белкиаминокислоты
Жирыглицерин + ВЖК
Углеводыглюкоза
Что происходит с энергией при расщеплении всех этих веществ?
2 ЭТАП-бескислородное окисление илигликолиз.
Где происходит?
В цитоплазме клеток, без кислорода.
Виды расщепления глюкозы
Гликолиз – процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода под действием ферментов.
Где происходит?В клетках животных.
Что происходит?Глюкоза с помощью
ферментативных реакций
окисляется.
С6Н12О6+ 2 Н3РО4+2 АДФ = 2 С3Н4О3+ 2 АТФ +2 Н2О
глюкоза фосфорная ПВК вода
кислота
Итог:энергия в виде 2 молекул АТФ .
Спиртовое брожение.
Где происходит?В растительных и
некоторых дрожжевых
клетках вместо гликолиза.
Что происходит
и образуется?На спиртовом брожении
основано приготовление
вина, пива, кваса. Тесто,
замешанное на дрожжах,
даёт пористый, вкусный хлеб.
С6Н12О6+ 2Н3РО4+2АДФ = 2С2Н5ОH+ 2CO2+ АТФ +2 Н2O
глюкоза фосфорная этиловый вода
кислота спирт
Молочно - кислое брожение.
Где происходит?В клетках человека
животных, в некоторых
видах бактерий и грибов.
Что образуется?При недостатке кислорода –
молочная кислота. Лежит в
основе приготовления
кислого молока, простокваши,
кефира и др. молочнокислых
продуктов питания.
ИТОГ:40% энергии запасается в АТФ, 60%
рассеивается в виде тепла в
окружающую среду.
Кислородное расщепление(аэробное дыхание или гидролиз).
Что происходит?Дальнейшее окисление продуктов
гликолиза до СО2 и Н2О с помощью
окислителя О2 и ферментов и дает
много энергии в виде АТФ .
Где происходит?Осуществляется в митохондриях,связан с матриксом митохондрийи ее внутренними мембранами.
Этапы кислородного окисления:
а) цикл Кребса
б) окислительное фосфорилирование
Цикл Кребса – циклическийферментативный процесс полного окисленияорганических веществ, образовавшихся в процессе гликолиза до углекислого газа, воды и энергии запасаемой в молекулах АТФ.
Ханс Адольф Кребс (1900-1981г.г.)
ПВК 3С
2Н
СО 2
Ацетил-КоА 2С
ЩУК 4С
Лимонная
кислота 6С
2 Н
Яблочная
кислота 4С
2 Н
СО 2
Глутаровая
кислота 5С
2 Н
Фумаровая
кислота 4С
2 Н
СО 2
АТФ
Янтарная кислота 4С
Процесс кислородного расщепления молочной выражается уравнением:
2 С3Н6О3+6О2+ 36 АДФ + 36 Н3РО4=
6СО2+42Н2О + 36 АТФ
Энергия в виде 36 молекул АТФ(более 60% энергии).
Подумай и ответь
1.Почему при разрушении митохондрий в клетке будет наблюдаться снижение уровня активности, а затем приостановка жизнедеятельности клетки?
2. Сколько всего молекул АТФ образуется в результате энергетического обмена?
Просуммировав это уравнение с уравнением гликолиза получим итоговое уравнение:
В организме всех живых существ ежедневно, ежечасно, ежесекундно происходит процесскатаболизма. Любое нарушение этого процесса может привести к непоправимым последствиям! И чтобы этот процесс не нарушился необходимо: …
Для образования энергии
необходим чистый воздух, т.е. кислород.
2. Для образования энергии
необходимы питательные вещества.
3. Для образования энергии
необходимы биологические катализаторы,
т.е ферменты.
4. Для образования энергии
необходимы биологические активаторы,
т.е. витамины.
Значение дыхания
В результате окисления сохраняется равновесие между синтезом органики и её распадом.
СО2 используется для образования карбонатов, накапливается в осадочных породах, для процесса фотосинтеза.
Сохраняется равновесие между кислородом и углекислым газом в атмосфере.
3. Не исключать из рациона питания молочно -кислые продукты.
4. Не забывать о витаминах.
Продолжите предложения.
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать:
- для меня было открытием то, что...
- сегодня на уроке мне удалось (не удалось)...
Домашнее задание:
Параграф 22,
?Как взаимосвязаны анаболизм и катаболизм в едином процессе обмена веществ?
Задачи (приложение 2).
Решение задач.
Задача 1. В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному (кислородному) расщеплению подверглось только 2 моль. Определите:
а) сколько молей молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано;
б) сколько молей АТФ при этом синтезировано;
в) сколько энергии и в какой форме аккумулировано в этих молекулах АТФ;
г) Сколько молей кислорода израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты.
Литература:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2007, - 367с.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. – М.: Дрофа, 2006, - 304с.
Козлова Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы» – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 286с.
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии.
9 класс. – М: «ВАКО», 2009.- 462 с.
Лернер Г. И. Биология. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009. – 168с.