kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему "Вирусы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня на уроке мы познакомимся с уникальными организмами невидимого нам мира – вирусами, которые являются неклеточными формами жизни. Мы рассмотрим особенности  их строение и этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, а так же вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний.        Открываем тетради,  записываем тему урока.

Зимой мы слышим такую информацию, что возникает вспышка гриппа, вирусы быстро поражают людей, прививки, поставленные от гриппа мало помогают. Почему защититься от сезонного гриппа трудно, почему заболевание быстро распространяется, мы сегодня постараемся выяснить. Поставим перед собой проблемный вопрос – почему  с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Стихийным злом эволюции назвали ученые свехмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения, значение их огромно, и многое еще не известно об этих загадочных существах нашей планеты. Это внеклеточные формы организмов – вирусы. Вирусы – латинское  слово virus – яд. Это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Вирусы"»

Вирусы   Ум и здоровье дороже всего

Вирусы Ум и здоровье дороже всего

Проблемный вопрос  Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Проблемный вопрос

Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Вирусы – латинское слово virus – яд.  Их объединяют в царство живой природы – царство Vira - Вирусы (неклеточные формы жизни). Вирусология - наука, изучающая неклеточные формы организмов - вирусы.
  • Вирусы – латинское слово virus – яд.
  • Их объединяют в царство живой природы – царство Vira - Вирусы (неклеточные формы жизни).
  • Вирусология - наука, изучающая неклеточные формы организмов - вирусы.
История открытия вирусов Вирус табачной мозаики

История открытия вирусов

Вирус табачной мозаики

Формы вирусов  1. Вирус в клетке хозяина - живой организм, находится во внутриклеточной форме, образует комплекс «вирус – клетка хозяина».   2. Вирус вне клетки хозяина , в покоящейся внеклеточной форме - вирусная частица или вирион, не проявляет признаков живого организма.

Формы вирусов

1. Вирус в клетке хозяина - живой организм, находится во внутриклеточной форме, образует комплекс «вирус – клетка хозяина».

2. Вирус вне клетки хозяина , в покоящейся внеклеточной форме - вирусная частица или вирион, не проявляет признаков живого организма.

Многообразие строения вирусов Герпес Грипп Табачная мозаика Бактериофаг Полиомиелит Аденовирус

Многообразие строения вирусов

Герпес

Грипп

Табачная мозаика

Бактериофаг

Полиомиелит

Аденовирус

Строение вируса табачной мозаики Нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) Белковая оболочка – капсид (от лат. слова « capsa » - вместилище).

Строение вируса табачной мозаики

Нуклеиновая

кислота (ДНК или РНК)

Белковая оболочка –

капсид (от лат. слова « capsa » - вместилище).

Характерные особенности вирусов Сходство с живыми организмами Отличия от живых организмов Специфические черты, характерные только для вирусов

Характерные особенности вирусов

Сходство с живыми организмами

Отличия от живых организмов

Специфические черты, характерные только для вирусов

Характерные особенности вирусов Сходство с живыми организмами Отличия от живых организмов 1. способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться) 2. обладают наследственностью 3. изменчивость 4. приспосабливаются к изменяющимся условиям среды Специфические черты, характерные только для вирусов 1 . не проявляют свойства живого 2. не потребляют пищи  3. не вырабатывают энергию 4. не растут  5. нет обмена веществ 6. имеют форму  кристаллов, не имеют клеточного строения, т.е. нет цитоплазматической мембраны и цитоплазмы с органоидами 1. очень маленькие размеры 2. простое строение нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) заключенная в белковую оболочку – капсид 3. занимают пограничное положение между живой и неживой материей 4. высокая скорость размножения 5. Наследственная информация находится в ДНК или РНК 6. вирусы – обязательные паразиты, вне клеткихозяина существуют в виде вирусной частицы или вириона

Характерные особенности вирусов

Сходство с живыми организмами

Отличия от живых организмов

1. способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться)

2. обладают наследственностью

3. изменчивость

4. приспосабливаются к изменяющимся условиям среды

Специфические черты, характерные только для вирусов

1 . не проявляют свойства живого

2. не потребляют пищи

3. не вырабатывают энергию

4. не растут

5. нет обмена веществ

6. имеют форму кристаллов,

не имеют клеточного

строения, т.е. нет

цитоплазматической

мембраны и цитоплазмы с

органоидами

1. очень маленькие размеры

2. простое строение нуклеиновая

кислота (ДНК или РНК)

заключенная в белковую

оболочку – капсид

3. занимают пограничное

положение между живой и

неживой материей

4. высокая скорость

размножения

5. Наследственная

информация находится в

ДНК или РНК

6. вирусы – обязательные

паразиты, вне клеткихозяина

существуют в виде вирусной

частицы или вириона

Классификация вирусов Вирусы   Простые  Сложные   (белковая оболочка – (белковая оболочка - капсид и ДНК или РНК ) капсид и мембрана из вирус табачной молекул углеводов и мозаики липидов и ДНК или РНК)  вирус гриппа

Классификация вирусов

Вирусы

Простые Сложные

(белковая оболочка – (белковая оболочка -

капсид и ДНК или РНК ) капсид и мембрана из

вирус табачной молекул углеводов и

мозаики липидов и ДНК или РНК)

вирус гриппа

Классификация вирусов

Классификация вирусов

Этапы жизнедеятельности вируса 1. Прикрепление вируса к клетке –хозяина. 2. Проникновение вируса в клетку. 3. Производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. 4. Самосборка вирусной частицы. 5. Выход вируса из клетки.

Этапы жизнедеятельности вируса

1. Прикрепление вируса к клетке –хозяина.

2. Проникновение вируса в клетку.

3. Производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков.

4. Самосборка вирусной частицы.

5. Выход вируса из клетки.

Строение бактериофага

Строение бактериофага

Вирусные заболевания человека. Натуральная оспа - острое вирусное заболевание, которое в типичных случаях характеризуется общей интоксикацией, лихорадкой, своеобразными высыпаниями на коже и слизистых оболочках, последовательно проходящими стадии пятна, пузырька, пустулы, корочки и рубца. Оспа Признаки : Способы передачи : воздушно-капельный; пылевой путь. жар; головная боль; общая слабость; появление оспин.

Вирусные заболевания человека.

  • Натуральная оспа - острое вирусное заболевание, которое в типичных случаях характеризуется общей интоксикацией, лихорадкой, своеобразными высыпаниями на коже и слизистых оболочках, последовательно проходящими стадии пятна, пузырька, пустулы, корочки и рубца.

Оспа

Признаки :

Способы передачи :

воздушно-капельный;

пылевой путь.

жар;

головная боль;

общая слабость;

появление оспин.

Натуральная оспа  и герпес

Натуральная оспа и герпес

Пути передачи вирусов

Пути передачи вирусов

  • 1. Контактный путь – т. е. контагиозный
  • 2. Воздушно – капельный путь
Чума 21 века: ВИЧ и СПИД

Чума 21 века: ВИЧ и СПИД

  • СПИД (ВИЧ) - синдром приобретенного иммунодефицита. Состояние глубочайшего иммунодефицита, развивающееся в результате действия на иммунную систему вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).
  • ВИЧ поражает именно те клетки человеческого организма, которые призваны бороться с инфекцией — клетки иммунной системы.
ВИЧ-инфекция и СПИД Вирионы ВИЧ

ВИЧ-инфекция и СПИД

Вирионы ВИЧ

Вирус гриппа Признаки: Лихорадка; боль в горле; Кашель; Конъюнктивит; Ринит; Слезотечение; Тяжелая дыхательная недостаточность.   Способы передачи: воздушно-капельный путь.

Вирус гриппа

Признаки:

Лихорадка;

боль в горле;

Кашель;

Конъюнктивит;

Ринит;

Слезотечение;

Тяжелая дыхательная недостаточность.

Способы передачи:

воздушно-капельный путь.

Проблемный вопрос  Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Проблемный вопрос

Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Ответ

Ответ

  • 1 . Маленькие размеры
  • 2. Быстро приспосабливаются
  • 3. Встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют, (клетки начинают синтезировать генетический материал вируса)
  • 4. Изменчивы, быстро меняются, мутируют
Синквейн  (от французского слова «пять строк»)

Синквейн (от французского слова «пять строк»)

  • 1. название синквейна – существительное (что?)
  • 2. прилагательное, прилагательное (какой?)
  • 3. глагол, глагол, глагол (что делает?)
  • 4. «крылатая фраза» на тему синквейна
  • 5. существительное (суть темы)
Синквейн

Синквейн

  • 1. Вирусы
  • 2. Маленькие, опасные
  • 3. Размножаются, приспосабливаются, несут болезни
  • 4. Вирусы – внеклеточные формы организмов
  • 5. Паразиты
Самостоятельная работа  Закончите предложения, вставив слова: 1. Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри ее это - …….. 2. Наследственная информация вируса находится в однонитчатой или двунитчатой молекуле ………. 3. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется………… 4. Вирусы бактерий называют ……….. 5. Наука, изучающая строение и поведение вирусов …… 6. Один из путей передачи вирусной инфекции контагиозный т. е. ………….

Самостоятельная работа

Закончите предложения, вставив слова:

1. Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри ее это - ……..

2. Наследственная информация вируса находится в однонитчатой или двунитчатой молекуле ……….

3. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется…………

4. Вирусы бактерий называют ………..

5. Наука, изучающая строение и поведение вирусов ……

6. Один из путей передачи вирусной инфекции контагиозный т. е. ………….

Будьте осторожны, берегите свое здоровье!
  • Будьте осторожны, берегите свое здоровье!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация на тему "Вирусы"

Автор: Слукина Наталья Владимировна

Дата: 22.05.2020

Номер свидетельства: 551021

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока биологии в 11 классе по теме Вирусы "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-v-11-klassie-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "224628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438973363"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Методическая разработка урока по теме "Вирусы" "
    ["seo_title"] => string(50) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "151619"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420727290"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация на тему: Вирусы и антивирусные программы. "
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-na-tiemu-virusy-i-antivirusnyie-proghrammy"
    ["file_id"] => string(6) "168979"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423325752"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "О микробах и вирусах.  Интегрированное заняие."
    ["seo_title"] => string(50) "o-mikrobakh-i-virusakh-intieghrirovannoie-zaniaiie"
    ["file_id"] => string(6) "268320"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450616015"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "О микробах и вирусах.  Интегрированное занятие."
    ["seo_title"] => string(51) "o-mikrobakh-i-virusakh-intieghrirovannoie-zaniatiie"
    ["file_id"] => string(6) "268322"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450616382"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства