Цель: изучить основные патологии осанки, узнать об их последствиях и причинах их возникновения
Задачи:
Найти информацию о нарушениях осанки
Изучить причины возникновения болезней и профилактические меры
Провести исследование соблюдения правил сохранения правильной осанки на примере класса
Осанка – это положение тела, естественное для человека в положении стоя, сидя и во время ходьбы. Если голова держится прямо, изгибы позвоночника проявлены равномерно, плечи и лопатки составляют одну линию, ее можно считать правильной.
Чего опасаться?
Каковы самые распространённые патологии осанки?
Выделяют 3 вида искривления позвоночника:
Лордозное – искривление изгиба позвоночника, который выступает своей выпуклостью вперед.
Кифозное – искривление изгиба позвоночника, который выступает своей выпуклостью назад.
Статистика:
80%
населения планеты страдает заболеваниями позвоночника
Сколиоз – искривление спины, которое диагностируется в боковой проекции.
Лордозное искривление
Признаки лордоза :
Опущенные плечи.
Голова незначительно наклонена вперед.
Поясничный отдел прогнутый.
Живот выпячивает.
Таз отклоняется назад.
«Утиная» походка
Лордоз часто провоцирует опущение внутренних органов – почек, кишечника, желудка. В результате подобных процессов возникают всевозможные нарушения в их функционировании.
Кифозное искривление
Самым распространенным считается кифоз грудной клетки, поначалу его называют сутулостью. Если стадия патологии запущенная, то возникает горб, который провоцирует смещение ребер и грудины,
отмечаются проблемы
с внутренними
органами.
Такое искривление позвоночника нарушает осанку и провоцирует нарушение кровообращения. Появляется выпяченный живот, опущенные руки.
Сколиоз
Обычно является следствием неравномерного распределения нагрузки на мышцы спины. О развитии болезни может свидетельствовать нарушение осанки, слабость мышечной ткани, выступающая лопатка.
Сколиоз приводит к нарушению формы позвонков и связок, что провоцирует устойчивое искривление.
Почему?
Каковы причины нарушений осанки?
Главными причинами искривления осанки у ребенка считаются:
последствия травмы при родах или детский рахит;
ускоренный рост (особенно в подростковом возрасте);
плохое освещение места для занятий, подобранная не по росту мебель;
неправильное положение тела во сне, при ходьбе и в сидячем положении;
слишком мягкая постель;
несбалансированное питание (недостаточное количество кальция, фосфора, витаминов);
Что следует делать, чтобы избежать развития данных болезней?
На практике проверка правильности осанки базируется на определении таких признаков:
Голова находится в прямом положении.
Симметрия в расположении углов лопаток и надплечий.
Равномерная выраженность изгибов позвоночника.
Строго горизонтальное расположение оси таза и симметричность его костных ориентиров.
Одинаковая длина нижних конечностей и нормальные характеристики сводов стоп.
Сумка или рюкзак?
Для осанки предпочтительнее рюкзак. Он равномерно распределяет нагрузку и предотвращает развитие сколиоза. Масса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей в идеале не должна превышать 4 кг для учащихся 9-11-х классов.
При ношении сумки следует выбирать модель с короткими широкими ручками (3-4 см), и носить сумку в руке. При ношении на плече, нужно менять сторону каждый день.
Если постоянно
носить сумку на
одном плече, то со временем оно поднимется, изменится наклон верхней части спины, вследствие чего увеличится нагрузка на поясницу.
Для девочек от 13 до 17 лет норма каблука до 4 сантиметров.
Хорошо переобуваться несколько раз в день. Не стоит «зацикливаться» на каблуках; носить их следует не больше 2—3 часов пару раз в неделю, тогда большого вреда для здоровья не будет.
А что у нас?
Соблюдаются ли правила учениками нашей школы?
Посадка на уроке
В результате наблюдений я выяснила, что большая часть нашего класса имеет вполне удовлетворительную осанку. Отличной посадку можно назвать не у многих: лишь шестеро из 24 человек сидят правильно. Кроме того, почти у всех отмечается сутулость.
Масса сумок и рюкзаков
Массы сумок и рюкзаков у учеников нашего класса в большинстве превышают норму.
Из 15 девушек (в классе 25 учащихся) 7 – то есть почти половина - носят сумки.
Вывод: среди учеников 10 класса немногие соблюдают правила для сохранения осанки, и, как следствие, большинство имеет отклонения от нормы.
Нормы осанки стоит соблюдать, так как нарушения опорно-двигательного аппарата отрицательно сказываются не только на внешнем виде, но и на работе многих внутренних органов.