Просмотр содержимого документа
«"Лабораторная работа - изучение дрожжей"»
«Дрожжи» Тема: комплексное изучение дрожжей
Урок биологии в 6 классе
Учитель: Водякова О.Н.
Тема урока
Цели:
1.Познакомиться с органическим составом дрожжей, их размножением.
2. Применить умения самостоятельно проводить опыты.
Задачи:
Отработать умения при работе с лабораторным оборудованием.
2. Содействовать экологическому воспитанию к царству Грибов.
3. Сформировать умение в выделении главных моментов ( составление вывода)
План урока:
Организационный момент.
Сообщения учащихся.
Выполнение лабораторной работы.
Итоги урока
д/з. окончание урока
Используемая литература
Учебник биологии 6 класс. И.Н. Понамарёва
Биология справочные материалы. И. Трайтак.
Микробиология.
Е.Н Мишустов.
Журнал «Биология в школе» №6 2004г.
Статья из газеты «Челябинский рабочий»
Сегодня наш урок посвящен царству Грибов. Это второй и последний урок по программе по данной теме, который мы посвятим, научному исследованию. Выполнению лабораторной работы № 21.
Посмотрите на доску, представителя какого царства живых организмов вы видите ?
Сапоги мои - скрип, да скрип
Под берёзою, сапоги мои скрип,
да скрип.
Под осиною,
И под каждой берёзой – гриб.
Подберёзовик.
И под каждой осиной – гриб.
Подосиновик.
Н Рубцов
Действительно это царство Грибов. Но так ли мы хорошо знаем представителей этого царства, а нет ли здесь секрета?
Чтобы решить этот вопрос мы займемся научными открытиями. Нам необходимо решить ряд задач: 1-познакомиться с органическим составом дрожжей, 2-отработать умения в обращении с лабораторным оборудованием. И наша основная задача ответить на вопрос, который записан на доске
Что человеку дают дрожжи?
ЧТО? ЗАЧЕМ? КАК?
Все вы получили рабочий лист , с подробным описанием этапов работы, но перед выполнением давайте вспомним правила техники безопасности.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАНОСТИ:
При работе с лаб. посудой, приборами из стекла - соблюдайте осторожность.
Не допускать попадания растворов веществ на кожу рук, в глаза и на одежду. Если это случилось срочно промыть водой.
Не сливать отработанные растворы.
В конце работы прибрать на столе.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
ОПЫТ№1
ОПЫТ№2
в пробирку налейте 2мл суспензии дрож- жей, и по каплям добавляйте мед- ный купорос. После каждой капли встряхи- вайте.
Если возникло фиолетовое окрашивание, зна
чит. В дрожжах есть белки
ОПЫТ№3
Нагрейте суспен зию дрожжей в пробирке и доведите до кипи
Ния. Наблюдайте, происходят ли видные изменения с суспензией, т.е. появляется ли осадок и какого его количество?
Наличие осадка также есть подтверждения присутствия белков в грибах.
ОПЫТ№4
К 3-4 мл суспен зии дрожжей прилейте 1мл азотной кис-ты р-р осторожно нагрей те. В процессе нагревания может появится желтый осадок, тогда после его охлаждения в проирку добавьте щелочи до оранжевого окрашивания.
В случае прохож дения цветовых реакций доказано, что грибы содер жат необходимые человеку вещ-ва
ОПЫТ№5
Нанесите каплю суспензии дрож жей на предметное стекло подсушите на воздухе или пламени горелки и окрасьте р-ом йода.
Наличие крахмала определяется по темно-фиолето вому окрашиванию, гликогена по красно-бурому цвету.
Для исследования возьмите каплю суспензии «подни
мающихся» дрож жей и рассмотрите их под микрос копом, найдите участок, где клетки лежат не густо. Особое внимание следует обратить на почкующиеся клетки.
Зарисуйте почкующиеся клетки.
Результаты работы
Опыт №
Н а б л ю д е н и я
Опыт № 1
Опыт № 2
Опыт № 3
Опыт № 4
Опыт № 5
Сообщение первое
Грибы низшие эукоритические одноклеточные организмы. Их относят к особому царству живых существ-ГРИБЫ ( Mukota)
Длинные разветвленные нити, или грибницы, составляют тело гриба, называемого мицелием или грибницей.
По размерам грибы значительно крупнее бактерий. Диаметр их гиф колеблется от 5 до 50мкм и более.
Под клеточной стенкой гриба находится цитоплазма, она содержит рибосомы, являющиеся основным местом синтеза белка. В цитоплазме также содержатся митохондрии, где содержатся включения жиров. В клетках грибов четко выраженное ядро.
Наличие мицелия – один из отличительных признаков гриба.
способы размножения грибов весьма разнообразны. Это вегетативное, бесполое, половое размножение.
Сообщение второе
Грибы относятся к весьма широко распространённой групе организмов. Их обнаруживают во всех естественных субстратах (почвах, растительных и животных остатках), продуктах питания. Среди грибов имеются не только сапрофиты? Назовите какие организмы называются сапрофитами?
Но паразиты и даже хищники. В почве эти организмы разлагают различные органические в-ва. Назовите их? (грибы, белки, углеводы - ПРАВИЛЬНО)
Грибы могут вызывать порчу пищевых из продуктов. Деревянных построек изделий из каучука. (резины). Кроме того многие из них являются возбудителями болезней растений, животных и человека.
Например – кила капусты,
- фитофтора картофеля
- спорынья злаков,
- возбудители ржавчины и головни, злаковых культур
- грибковые заболевания человека, вызванные конидиями.
Сообщение третье.
ДРОЖЖИ. Изученный род грибов.
Относятся к несовершенным грибам. Это одноклеточные организмы овальные формы.
Размножаются почкованием или деление.
К данному семейству принадлежат хорошо изученный род грибов, многие виды которого имеют большое значение в пищевой промышленности.
Среди микроорганизмов этого семейства имеются возбудители