kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференцированный подход в обучении биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференцированный подход в обучении биологии, где применяются разноуровневые тестовые задания и вопросы.Одаренным ученикам составляются усложненные тесты и задания, а слабым задания с заполнением таблицы и составлением схемы.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в обучении биологии»

Дифференцированный подход в обучении биологии  Учитель биологии Калашникова Г.А.

Дифференцированный подход в обучении биологии

Учитель биологии

Калашникова Г.А.

Эпиграф «…дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью.»  К.Д. Ушинский.

Эпиграф

«…дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью.»

К.Д. Ушинский.

Проблема учителя  Каким образом построить обучение, чтобы ученик с низким уровнем подготовки чувствовал себя более комфортно, чтобы знания были доступны ему, а ученик с высоким уровнем подготовки «не топтался» на месте, а изучал материал более углубленно.  В современной школе, в условиях большого объема учебной информации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что он является часто недостижимым для многих обучающихся. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.

Проблема учителя

Каким образом построить обучение, чтобы ученик с низким уровнем подготовки чувствовал себя более комфортно, чтобы знания были доступны ему, а ученик с высоким уровнем подготовки «не топтался» на месте, а изучал материал более углубленно.

В современной школе, в условиях большого объема учебной информации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что он является часто недостижимым для многих обучающихся. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.

Проблема и его решение  Можно наблюдать, что у детей наблюдается снижение интереса к предмету. Что снижает интерес к предмету? Как исправить это положение? К снижению интереса ведет: отсутствие знаний  серьезные отставания по предмету  повышенная требовательность учителя.  Непосильные задания. Как решать проблему? выяснить причину отставания определить действительный уровень его знаний

Проблема и его решение

Можно наблюдать, что у детей наблюдается снижение интереса к предмету. Что снижает интерес к предмету? Как исправить это положение?

К снижению интереса ведет:

  • отсутствие знаний
  • серьезные отставания по предмету
  • повышенная требовательность учителя.
  • Непосильные задания.

Как решать проблему?

  • выяснить причину отставания
  • определить действительный уровень его знаний

Причины Причины дифференциации на уроках биологии различие интересов обучающихся различие уровня умственного развития различие личностно-психологических факторов -зависит от типа мышления, характера темперамента преобладание объяснительно -иллюстративного способа обучения  фронтальные формы обучения, низкий уровень познавательной самостоятельности обучающихся, низкий уровень мотивации учения

Причины

Причины дифференциации на уроках биологии

  • различие интересов обучающихся
  • различие уровня умственного развития
  • различие личностно-психологических факторов -зависит от типа мышления, характера темперамента
  • преобладание объяснительно -иллюстративного способа обучения
  • фронтальные формы обучения, низкий уровень познавательной самостоятельности обучающихся, низкий уровень мотивации учения

Цели дифференцации Цели дифференцированного подхода преподавания биологии:  1) использования технологии разноуровневого обучения  2) обеспечение полного усвоения учащимися базисного компонента образования, а также выше базисного  3) обеспечение возможности для развития личности ученика и его эффективного учения

Цели дифференцации

Цели дифференцированного подхода преподавания биологии:

1) использования технологии разноуровневого обучения

2) обеспечение полного усвоения учащимися базисного компонента образования, а также выше базисного

3) обеспечение возможности для развития личности ученика и его эффективного учения

Пути внедрения Внедрение дифференцированного подхода в образовательный процесс:  1) обосновать распределение времени на учебном занятии на самостоятельную работу учащихся, работу в диалоге, в группе  2) выявить место разноуровневых занятий в целостном учебном процессе  3)выявить условия повышения эффективности обучения и развития обучающихся  4) разработать методические рекомендации по исследованию технологии дифференцированного обучения другие после длительной работы.

Пути внедрения

Внедрение дифференцированного подхода в образовательный процесс:

1) обосновать распределение времени на учебном занятии на самостоятельную работу учащихся, работу в диалоге, в группе

2) выявить место разноуровневых занятий в целостном учебном процессе

3)выявить условия повышения эффективности обучения и развития обучающихся

4) разработать методические рекомендации по исследованию технологии дифференцированного обучения другие после длительной работы.

Уровни дифференцации Первый уровень — минимальный. Выполнение заданий такого уровня основано на памяти учащихся. За выполнение такого задания они получают отметку «3» Это способствует: 1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базисного уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умения 3 Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Уровни дифференцации

Первый уровень — минимальный. Выполнение заданий такого уровня основано на памяти учащихся. За выполнение такого задания они получают отметку «3»

Это способствует:

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базисного уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умения

3 Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Уровни дифференцации Второй уровень — понимания и творчества. Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого задания они получают отметку «4». Этот уровень называют общим. 1 Развивать устойчивый интерес к предмету. 2 Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 3 Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. 4 Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием и проектом.

Уровни дифференцации

Второй уровень — понимания и творчества. Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого задания они получают отметку «4». Этот уровень называют общим.

1 Развивать устойчивый интерес к предмету.

2 Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3 Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4 Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием и проектом.

Уровни дифференцации Третий уровень — продвинутый. Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение задания такого уровня оцениваются отметкой «5» 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 3. Развивать воображение, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Уровни дифференцации

Третий уровень — продвинутый. Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение задания такого уровня оцениваются отметкой «5»

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3. Развивать воображение, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Сущность дифференцации Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимися в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию

Сущность дифференцации

Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимися в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию

Наиболее приемлемый - комбинированный урок В структуру которого входят: Организационный момент Объяснение нового материала Его закрепление и домашнее задание.

Наиболее приемлемый - комбинированный урок

В структуру которого входят:

  • Организационный момент
  • Объяснение нового материала
  • Его закрепление и домашнее задание.

При опросе и  актуализации знаний Обучающиеся с низким уровнем выполняют задания, используя алгоритмы или записи в тетради. Со средней мотивацией не только выполняют задание, но и объясняют свои действия, отвечают на дополнительные вопросы учителя. Обучающиеся с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера.

При опросе и актуализации знаний

Обучающиеся с низким уровнем выполняют задания, используя алгоритмы или записи в тетради.

Со средней мотивацией не только выполняют задание, но и объясняют свои действия, отвечают на дополнительные вопросы учителя.

Обучающиеся с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера.

Этап подготовки к восприятию нового материала Включаются дифференцированные задания. Использую разноуровневые карточки- задания, терминологические диктанты, задания для работы с рисунками и схемами, биологические сказки- ложный рассказ, разноуровневые тестовые задания.

Этап подготовки к восприятию нового материала

Включаются дифференцированные задания.

Использую разноуровневые карточки- задания, терминологические диктанты, задания для работы с рисунками и схемами, биологические сказки- ложный рассказ, разноуровневые тестовые задания.

При изложении нового материала Обучающиеся с низким уровнем знаний выполняют простые задания – находят готовую информацию в таблицах, схемах и объясняют её. Со средним уровнем знаний анализируют, сравнивают, систематизируют полученную информацию. С высоким уровнем знаний самостоятельно находят способ решения поставленной задачи и делают вывод.

При изложении нового материала

Обучающиеся с низким уровнем знаний выполняют простые задания – находят готовую информацию в таблицах, схемах и объясняют её.

Со средним уровнем знаний анализируют, сравнивают, систематизируют полученную информацию.

С высоким уровнем знаний самостоятельно находят способ решения поставленной задачи и делают вывод.

Тема урока «Ткани» (8 класс) Изучите материал параграфа и ответьте на вопросы. 1 уровень : Что такое ткань? Какие виды тканей встречаются у человека? Сделайте рисунки клеток каждого вида тканей.  2 уровень: Укажите особенности строения каждого вида ткани.  3 уровень: Перечислите функции каждого вида тканей

Тема урока «Ткани» (8 класс)

Изучите материал параграфа и ответьте на вопросы.

1 уровень :

Что такое ткань?

Какие виды тканей встречаются у человека?

Сделайте рисунки клеток каждого вида тканей.

2 уровень:

Укажите особенности строения каждого вида ткани.

3 уровень:

Перечислите функции каждого вида тканей

Этап закрепления Задания по заполнению таблиц: обучающиеся учатся систематизировать полученную информацию, каждый самостоятельно работает с учебником. Биологические задачи, при решении которых каждый ученик стремиться высказать своё мнение.

Этап закрепления

Задания по заполнению таблиц: обучающиеся учатся систематизировать полученную информацию, каждый самостоятельно работает с учебником.

Биологические задачи, при решении которых каждый ученик стремиться высказать своё мнение.

Виды домашнего задания Задания по составлению плана к тексту параграфа. Составить рассказ, биологическую сказку, памятку по ЗОЖ. Заполнить таблицу или составить схему. Работа с иллюстрациями- рассмотреть рисунок учебника , задания на сравнение. Составить кроссворд к параграфу.

Виды домашнего задания

Задания по составлению плана к тексту параграфа.

  • Составить рассказ, биологическую сказку, памятку по ЗОЖ.
  • Заполнить таблицу или составить схему.
  • Работа с иллюстрациями- рассмотреть рисунок учебника , задания на сравнение.
  • Составить кроссворд к параграфу.

Вывод  Индивидуальный и дифференцированный подход позволяет развивать интерес к предмету, вовлекать детей в процесс подготовки к уроку, анализировать полученные знания. Обучающиеся, начиная с самого начала изучения биологии получают посильные задания, не перегружены домашними заданиями.  Повышается качество обучения и развития каждого ученика.  Применяя разные виды дифференцированных заданий, я устраняю пробелы в знаниях и формирую самостоятельность учащихся.

Вывод

Индивидуальный и дифференцированный подход позволяет развивать интерес к предмету, вовлекать детей в процесс подготовки к уроку, анализировать полученные знания. Обучающиеся, начиная с самого начала изучения биологии получают посильные задания, не перегружены домашними заданиями.

Повышается качество обучения и развития каждого ученика.

Применяя разные виды дифференцированных заданий, я устраняю пробелы в знаниях и формирую самостоятельность учащихся.

Задания для успевающих обучающихся.   Опрос в 6 классе  На доске нарисовать схему строения однодольного и двудольного растения. Сравнить их. Ответить на вопрос : «В чём преимущества семени перед спорой?»  Карточка –задание  Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка. Сделайте вывод.

Задания для успевающих обучающихся.

Опрос в 6 классе

На доске нарисовать схему строения однодольного и двудольного растения. Сравнить их. Ответить на вопрос : «В чём преимущества семени перед спорой?»

Карточка –задание

Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка. Сделайте вывод.

Задания для слабоуспевающих. Опрос в 6 классе Терминологический диктант ( на доске термины, дать им определения) Эндосперм Микропиле Зерновка Однодольное растение Зародыш На доске рисунок, отметьте основные части семени.

Задания для слабоуспевающих.

Опрос в 6 классе

Терминологический диктант ( на доске термины, дать им определения)

Эндосперм

Микропиле

Зерновка

Однодольное растение

Зародыш

На доске рисунок, отметьте основные части семени.

Разноуровневые контрольные работы по биологии 6 класс. Тема «Бактерии. Грибы. Лишайники». 1 уровень. 1 вариант Дайте характеристику пенициллу. Строение лишайника. Нарисовать и подписать строение бактерии

Разноуровневые контрольные работы по биологии

6 класс.

Тема «Бактерии. Грибы. Лишайники».

1 уровень.

1 вариант

Дайте характеристику пенициллу.

Строение лишайника.

Нарисовать и подписать строение бактерии

Разноуровневые контрольные работы 2 вариант. Дать характеристику дрожжам Строение шляпочного гриба Дать характеристику мукору.

Разноуровневые контрольные работы

2 вариант.

Дать характеристику дрожжам

Строение шляпочного гриба

Дать характеристику мукору.

Разноуровневые контрольные работы 2 уровень. 1 вариант. Почему без деятельности бактерий жизнь на земле была бы невозможна? Особенности размножения грибов. Каковы особенности питания лишайников.

Разноуровневые контрольные работы

2 уровень.

1 вариант.

Почему без деятельности бактерий жизнь на земле была бы невозможна?

Особенности размножения грибов.

Каковы особенности питания лишайников.

Разноуровневые контрольные работы 2 вариант. Почему бактерии нельзя отнести к растениям? Особенности питания грибов. Чем грибы трутовики отличаются от шляпочных грибов?

Разноуровневые контрольные работы

2 вариант.

Почему бактерии нельзя отнести к растениям?

Особенности питания грибов.

Чем грибы трутовики отличаются от шляпочных грибов?

Разноуровневая контрольная работа 3 уровень. Какие леса богаче грибами: леса средней полосы или тропического леса? Почему лишайники называют пионерами растительного мира? Почему некоторые грибы встречаются около определённых пород деревьев?

Разноуровневая контрольная работа

3 уровень.

Какие леса богаче грибами: леса средней полосы или тропического леса?

Почему лишайники называют пионерами растительного мира?

Почему некоторые грибы встречаются около определённых пород деревьев?

Самостоятельная работа 7 класс «Класс Жгутиконосцы» Вопросы 1 уровня. 1. Среда обитания, строение и передвижение эвглены зелёной. 2. Питание эвглены. 3. Дыхание и выделение эвглены. 4. Размножение эвглены.

Самостоятельная работа

7 класс «Класс Жгутиконосцы»

Вопросы 1 уровня.

1. Среда обитания, строение и передвижение эвглены зелёной.

2. Питание эвглены.

3. Дыхание и выделение эвглены.

4. Размножение эвглены.

Самостоятельная работа Вопросы 2 уровня. 1. Почему жгутиконосцы занимают промежуточное положение между растительными и животными царствами? 2. В чём проявляется усложнение организации колониальных форм жгутиковых? 3. Чем отличается колония одноклеточных от многоклеточных организмов?

Самостоятельная работа

Вопросы 2 уровня.

1. Почему жгутиконосцы занимают промежуточное положение между растительными и животными царствами?

2. В чём проявляется усложнение организации колониальных форм жгутиковых?

3. Чем отличается колония одноклеточных от многоклеточных организмов?

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дифференцированный подход в обучении биологии

Автор: Калашникова Галина Анатольевна

Дата: 16.12.2020

Номер свидетельства: 567261

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Презентация "Индивидуализация и дифференциация процесса обучения на уроках биологии" "
    ["seo_title"] => string(100) "priezientatsiia-individualizatsiia-i-diffierientsiatsiia-protsiessa-obuchieniia-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "175055"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424203639"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад: "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ ПО БИОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(49) "doklad-osobiennosti-podgotovki-k-ient-po-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "151030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624626"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
    ["seo_title"] => string(77) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-na-urokakh-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "252389"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447361613"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАБОТЕ С ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ "
    ["seo_title"] => string(58) "obuchieniie-uchashchikhsia-rabotie-s-tiestovymi-zadaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "240891"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445154390"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Планирование по биологии 5 класс ФГОС Пасечник "
    ["seo_title"] => string(50) "planirovaniie-po-biologhii-5-klass-fgos-pasiechnik"
    ["file_id"] => string(6) "148756"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419842003"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства