kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАБОТЕ С ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

О.В. Журавлева

МБОУ «Ржевская СОШ

Ровеньского района

Белгородской области»

учитель биологии

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАБОТЕ С ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ.

Подготовка учащихся к ЕГЭ – сложный, многогранный процесс. Это работа не одного дня, и даже не одного года. Подготовку к ЕГЭ по биологии необходимо начинать с шестого класа. Я считаю, что именно с начала изучения предмета необходимо учить детей работать с тестами. Нужно систематически использовать тестовые задания для текущей проверки знаний учащихся, а так же знакомить детей с различными видами тестов и обучать работе с ними.

Тесты по биологии бывают:

1. С выбором одного правильного ответа.

2. С выбором нескольких правильных ответов.

3. Тесты на выбор правильной гипотезы, метода исследования.

4. Тесты на классификацию объектов и процессов.

5. Тесты на установление последовательности прцессов и явлений в живой природе.

При составлении тестов важно исходить из дифференцированного подхода и с помощью заданий выявить подготовку на обязательном и более высоком уровне [1]. Например, для проверки знаний учащихся 6 класса о растительных тканях на обязательном уровне я предлагаю следующее тестовое задание:

Какую функцию выполняют клетки кожицы листа?

А. Запасающую

Б. Образовательную

В. Защитную

Г. Опорную

Для проверки знаний на более высоком уровне тестовые задания усложняются. Например, даю следующее задание:

Какие особенности клеточного строения листа обеспечивают проникновение света к хлоропластам?

А. Наличие в листовой пластинке жилок.

Б. Прозрачность клеток кожицы листа.

В. Наличие в клетках основной ткани хлоропластов.

Г. Большое число устьиц в покровной ткани листа.

Прежде всего, важно обучить школьников работе с заданиями на выбор одного правильного ответа. При выполнении заданий, ориентированных на выбор ответа, я предлагаю учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву. Вначале провожу такую работу фронтально, затем перехожу к индивидуальным заданиям. На первых этапах применения тестовых заданий я уделяю много времени обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Ответы к заданиям я составляю с учетом школьной практики, достижений учащихся и типичных ошибок. По форме такие задания могут быть разнообразными. Чаще всего они требуют утвердительного ответа на вопрос. Например, при изучении в 6 классе темы «Соцветия» предлагаю тестовые задания:

1. Соцветие – это:

а) группы цветков, расположенных близко один к другому в определенной последовательности

б) видоизмененный побег

в) видоизмененный цветок

2. Простым называется соцветие, у которого:

а) цветки располагаются непосредственно на главной оси

б) цветки располагаются на боковых побегах

в) цветки располагаются на верхушках побегов

3. Сложный колос у:

а) ромашки

б) вишни

в) пшеницы

4. Соцветие корзинка у:

а) вишни

б) астры

в) сирени

5. Соцветие сложная кисть или метелка у:

а) сирени и вишни

б) ландыша и черемухи

в) сирени и винограда.

Иногда в вопросах тестовых заданий включаются отрицательная частица «не», слова «нельзя», «не следует». При выполнении заданий этого типа школьники часто не обращают внимания на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания даю только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, выделяю его жирным шрифтом. Эти задания ориентируют школьников на другой, более сложный характер умственной деятельности, и чаще всего превышают уровень обязательного усвоения. Например:

Какая функция не свойственна кишечной полости полипов и медуз с окружающей ее энтодермой?

А. Обеспечение организма кислородом.

Б. Выведение продуктов обмена.

В. Размещение защитных стрекательных клеток.

Г. Захват и переваривание пищевых частиц. [2]

Лист – это орган, в котором не происходит:

А. Образование на свету органических веществ из неорганических.

Б. Перемещение воды и минеральных веществ.

В. Поглощение углекислого газа и выделение кислорода.

Г. Всасывание воды и минеральных веществ. [3]

Среди заданий с выбором одного ответа наиболее сложны тесты, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак: основную причину биологического явления или процесса. Ученику в этом случае предстоит определить наиболее точный ответ. Подобные тесты позволяют выявить полноту и глубину знаний, учат школьников анализировать явления или процессы, выделять главное. Например:

Основу поведения птиц составляют:

А. Условные и безусловные рефлексы.

Б. Элементарная рассудочная деятельность.

В. Раздражимость, инстинкты.

Г. Перелеты.

Свойства молекулы белка зависят от ее:

А. Вторичной структуры.

Б. Первичной структуры.

В. Третичной структуры.

Г. Четвертичной структуры.

Характер мыслительной деятельности школьников усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. Такие тестовые задания побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Например:

Какие функции в клетке выполняют углеводы?

А. Каталитическую.

Б. Запасающую.

В. Структурную.

Г. Двигательную.

Д. Сократительную.

Е. Энергетическую.

Задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу, относят к разряду сложных. Поэтому такие тесты я даю ученикам только после многократных упражнений.

Таким образом, если мы научим детей работать с тестами, в сочетании с формированием прочных знаний по предмету на уроках, то проблем со сдачей ЕГЭ у школьников не возникнет.

Библиографический список

  1. Резникова В. З., Мягкова А. Н., Калинова Г. С., Иванова Т. В. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1997.-152 с.

  2. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2008.-158 с.

  3. Кривошеева М. А., Кислицкая М.В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МарТ»,2004. – 192с.

Просмотр содержимого документа
«ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАБОТЕ С ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ »


О.В. Журавлева

МОУ «Ржевская СОШ

Ровеньского района

Белгородской области»

учитель биологии


ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАБОТЕ С ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ.


Подготовка учащихся к ЕГЭ – сложный, многогранный процесс. Это работа не одного дня, и даже не одного года. Подготовку к ЕГЭ по биологии необходимо начинать с шестого класа. Я считаю, что именно с начала изучения предмета необходимо учить детей работать с тестами. Нужно систематически использовать тестовые задания для текущей проверки знаний учащихся, а так же знакомить детей с различными видами тестов и обучать работе с ними.

Тесты по биологии бывают:

1. С выбором одного правильного ответа.

2. С выбором нескольких правильных ответов.

3. Тесты на выбор правильной гипотезы, метода исследования.

4. Тесты на классификацию объектов и процессов.

5. Тесты на установление последовательности прцессов и явлений в живой природе.

При составлении тестов важно исходить из дифференцированного подхода и с помощью заданий выявить подготовку на обязательном и более высоком уровне [1]. Например, для проверки знаний учащихся 6 класса о растительных тканях на обязательном уровне я предлагаю следующее тестовое задание:

Какую функцию выполняют клетки кожицы листа?

А. Запасающую

Б. Образовательную

В. Защитную

Г. Опорную

Для проверки знаний на более высоком уровне тестовые задания усложняются. Например, даю следующее задание:

Какие особенности клеточного строения листа обеспечивают проникновение света к хлоропластам?

А. Наличие в листовой пластинке жилок.

Б. Прозрачность клеток кожицы листа.

В. Наличие в клетках основной ткани хлоропластов.

Г. Большое число устьиц в покровной ткани листа.

Прежде всего, важно обучить школьников работе с заданиями на выбор одного правильного ответа. При выполнении заданий, ориентированных на выбор ответа, я предлагаю учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву. Вначале провожу такую работу фронтально, затем перехожу к индивидуальным заданиям. На первых этапах применения тестовых заданий я уделяю много времени обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Ответы к заданиям я составляю с учетом школьной практики, достижений учащихся и типичных ошибок. По форме такие задания могут быть разнообразными. Чаще всего они требуют утвердительного ответа на вопрос. Например, при изучении в 6 классе темы «Соцветия» предлагаю тестовые задания:

1. Соцветие – это:

а) группы цветков, расположенных близко один к другому в определенной последовательности

б) видоизмененный побег

в) видоизмененный цветок

2. Простым называется соцветие, у которого:

а) цветки располагаются непосредственно на главной оси

б) цветки располагаются на боковых побегах

в) цветки располагаются на верхушках побегов

3. Сложный колос у:

а) ромашки

б) вишни

в) пшеницы

4. Соцветие корзинка у:

а) вишни

б) астры

в) сирени

5. Соцветие сложная кисть или метелка у:

а) сирени и вишни

б) ландыша и черемухи

в) сирени и винограда.

Иногда в вопросах тестовых заданий включаются отрицательная частица «не», слова «нельзя», «не следует». При выполнении заданий этого типа школьники часто не обращают внимания на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания даю только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, выделяю его жирным шрифтом. Эти задания ориентируют школьников на другой, более сложный характер умственной деятельности, и чаще всего превышают уровень обязательного усвоения. Например:

Какая функция не свойственна кишечной полости полипов и медуз с окружающей ее энтодермой?

А. Обеспечение организма кислородом.

Б. Выведение продуктов обмена.

В. Размещение защитных стрекательных клеток.

Г. Захват и переваривание пищевых частиц. [2]

Лист – это орган, в котором не происходит:

А. Образование на свету органических веществ из неорганических.

Б. Перемещение воды и минеральных веществ.

В. Поглощение углекислого газа и выделение кислорода.

Г. Всасывание воды и минеральных веществ. [3]

Среди заданий с выбором одного ответа наиболее сложны тесты, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак: основную причину биологического явления или процесса. Ученику в этом случае предстоит определить наиболее точный ответ. Подобные тесты позволяют выявить полноту и глубину знаний, учат школьников анализировать явления или процессы, выделять главное. Например:

Основу поведения птиц составляют:

А. Условные и безусловные рефлексы.

Б. Элементарная рассудочная деятельность.

В. Раздражимость, инстинкты.

Г. Перелеты.

Свойства молекулы белка зависят от ее:

А. Вторичной структуры.

Б. Первичной структуры.

В. Третичной структуры.

Г. Четвертичной структуры.

Характер мыслительной деятельности школьников усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. Такие тестовые задания побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Например:

Какие функции в клетке выполняют углеводы?

А. Каталитическую.

Б. Запасающую.

В. Структурную.

Г. Двигательную.

Д. Сократительную.

Е. Энергетическую.

Задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу, относят к разряду сложных. Поэтому такие тесты я даю ученикам только после многократных упражнений.

Таким образом, если мы научим детей работать с тестами, в сочетании с формированием прочных знаний по предмету на уроках, то проблем со сдачей ЕГЭ у школьников не возникнет.


Библиографический список

  1. Резникова В. З., Мягкова А. Н., Калинова Г. С., Иванова Т. В. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1997.-152 с.

  2. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2008.-158 с.

  3. Кривошеева М. А., Кислицкая М.В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МарТ»,2004. – 192с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАБОТЕ С ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ

Автор: Журавлева Ольга Васильевна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 240891

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Доклад "Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля первоклассников на уроках русской грамоты"."
    ["seo_title"] => string(142) "doklad-tiestovyie-zadaniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-navykov-orfoghrafichieskogho-samokontrolia-piervoklassnikov-na-urokakh-russkoi-ghramoty"
    ["file_id"] => string(6) "264026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449647919"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Доклад"Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля первоклассников на уроках русской грамоты"."
    ["seo_title"] => string(144) "doklad-tiestovyie-zadaniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-navykov-orfoghrafichieskogho-samokontrolia-piervoklassnikov-na-urokakh-russkoi-ghramoty-1"
    ["file_id"] => string(6) "264034"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449648845"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Разработка и применение тестовых заданий на уроках технологии и тест по теме "Пиление столярной ножовкой" "
    ["seo_title"] => string(119) "razrabotka-i-primienieniie-tiestovykh-zadanii-na-urokakh-tiekhnologhii-i-tiest-po-tiemie-pilieniie-stoliarnoi-nozhovkoi"
    ["file_id"] => string(6) "196950"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1428149784"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Тестовые задания – один из методов закрепления знаний учащихся."
    ["seo_title"] => string(66) "tiestovyiezadaniiaodinizmietodovzakrieplieniiaznaniiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "284531"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453993858"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Тестовые задания по познанию мира.."
    ["seo_title"] => string(37) "tiestovyie-zadaniia-po-poznaniiu-mira"
    ["file_id"] => string(6) "294864"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1455728014"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства