О.В. Журавлева
МБОУ «Ржевская СОШ
Ровеньского района
Белгородской области»
учитель биологии
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАБОТЕ С ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ.
Подготовка учащихся к ЕГЭ – сложный, многогранный процесс. Это работа не одного дня, и даже не одного года. Подготовку к ЕГЭ по биологии необходимо начинать с шестого класа. Я считаю, что именно с начала изучения предмета необходимо учить детей работать с тестами. Нужно систематически использовать тестовые задания для текущей проверки знаний учащихся, а так же знакомить детей с различными видами тестов и обучать работе с ними.
Тесты по биологии бывают:
1. С выбором одного правильного ответа.
2. С выбором нескольких правильных ответов.
3. Тесты на выбор правильной гипотезы, метода исследования.
4. Тесты на классификацию объектов и процессов.
5. Тесты на установление последовательности прцессов и явлений в живой природе.
При составлении тестов важно исходить из дифференцированного подхода и с помощью заданий выявить подготовку на обязательном и более высоком уровне [1]. Например, для проверки знаний учащихся 6 класса о растительных тканях на обязательном уровне я предлагаю следующее тестовое задание:
Какую функцию выполняют клетки кожицы листа?
А. Запасающую
Б. Образовательную
В. Защитную
Г. Опорную
Для проверки знаний на более высоком уровне тестовые задания усложняются. Например, даю следующее задание:
Какие особенности клеточного строения листа обеспечивают проникновение света к хлоропластам?
А. Наличие в листовой пластинке жилок.
Б. Прозрачность клеток кожицы листа.
В. Наличие в клетках основной ткани хлоропластов.
Г. Большое число устьиц в покровной ткани листа.
Прежде всего, важно обучить школьников работе с заданиями на выбор одного правильного ответа. При выполнении заданий, ориентированных на выбор ответа, я предлагаю учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву. Вначале провожу такую работу фронтально, затем перехожу к индивидуальным заданиям. На первых этапах применения тестовых заданий я уделяю много времени обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Ответы к заданиям я составляю с учетом школьной практики, достижений учащихся и типичных ошибок. По форме такие задания могут быть разнообразными. Чаще всего они требуют утвердительного ответа на вопрос. Например, при изучении в 6 классе темы «Соцветия» предлагаю тестовые задания:
1. Соцветие – это:
а) группы цветков, расположенных близко один к другому в определенной последовательности
б) видоизмененный побег
в) видоизмененный цветок
2. Простым называется соцветие, у которого:
а) цветки располагаются непосредственно на главной оси
б) цветки располагаются на боковых побегах
в) цветки располагаются на верхушках побегов
3. Сложный колос у:
а) ромашки
б) вишни
в) пшеницы
4. Соцветие корзинка у:
а) вишни
б) астры
в) сирени
5. Соцветие сложная кисть или метелка у:
а) сирени и вишни
б) ландыша и черемухи
в) сирени и винограда.
Иногда в вопросах тестовых заданий включаются отрицательная частица «не», слова «нельзя», «не следует». При выполнении заданий этого типа школьники часто не обращают внимания на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания даю только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, выделяю его жирным шрифтом. Эти задания ориентируют школьников на другой, более сложный характер умственной деятельности, и чаще всего превышают уровень обязательного усвоения. Например:
Какая функция не свойственна кишечной полости полипов и медуз с окружающей ее энтодермой?
А. Обеспечение организма кислородом.
Б. Выведение продуктов обмена.
В. Размещение защитных стрекательных клеток.
Г. Захват и переваривание пищевых частиц. [2]
Лист – это орган, в котором не происходит:
А. Образование на свету органических веществ из неорганических.
Б. Перемещение воды и минеральных веществ.
В. Поглощение углекислого газа и выделение кислорода.
Г. Всасывание воды и минеральных веществ. [3]
Среди заданий с выбором одного ответа наиболее сложны тесты, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак: основную причину биологического явления или процесса. Ученику в этом случае предстоит определить наиболее точный ответ. Подобные тесты позволяют выявить полноту и глубину знаний, учат школьников анализировать явления или процессы, выделять главное. Например:
Основу поведения птиц составляют:
А. Условные и безусловные рефлексы.
Б. Элементарная рассудочная деятельность.
В. Раздражимость, инстинкты.
Г. Перелеты.
Свойства молекулы белка зависят от ее:
А. Вторичной структуры.
Б. Первичной структуры.
В. Третичной структуры.
Г. Четвертичной структуры.
Характер мыслительной деятельности школьников усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. Такие тестовые задания побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Например:
Какие функции в клетке выполняют углеводы?
А. Каталитическую.
Б. Запасающую.
В. Структурную.
Г. Двигательную.
Д. Сократительную.
Е. Энергетическую.
Задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу, относят к разряду сложных. Поэтому такие тесты я даю ученикам только после многократных упражнений.
Таким образом, если мы научим детей работать с тестами, в сочетании с формированием прочных знаний по предмету на уроках, то проблем со сдачей ЕГЭ у школьников не возникнет.
Библиографический список
-
Резникова В. З., Мягкова А. Н., Калинова Г. С., Иванова Т. В. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1997.-152 с.
-
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2008.-158 с.
-
Кривошеева М. А., Кислицкая М.В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МарТ»,2004. – 192с.