Просмотр содержимого документа
«"Занимательная биология"»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
педагогического совета
от «15» мая 2018 г.
Протокол № ___ М.П.
Утверждаю
Директор МБОУ ДО ЦТ
__________/Е.С. Миндрина/
Пр. №____ от _____________
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« Занимательная биология »
(указывается наименование программы)
Уровень программы:ознакомительный
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 12 часов
(общее количество часов)
Возрастная категория: от7 до 15 лет
Вид программы:модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Автор-составитель:
Зинченко Екатерина Владимировна -
педагог дополнительного образования
(указать ФИО и должность разработчика)
с. Красное, 2019
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы дополнительного образования «Цветок» - естественнонаучная.
Актуальность программы. Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются со способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы «Цветок» от уже существующих является то, что она направлена на развитие коммуникативных навыков у обучающихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических знаний в кругу общения. Также данная программа способствует развитию у обучающихся экологической грамотности, экологической культуры.
Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы от 7 до 15 лет.
Объём программы: 12 часов.
Формы обучения и виды занятий: форма работы - групповая.
Методы: теория + практика.
Срок освоения программы: две недели.
Режим занятий. Занятия проводятся – 3 раза в неделю по 2 часа.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы - развитие интереса детей к природе.
Задачи программы:
Образовательные:
- научить обучающихся наблюдать за жизнью природы;
- привлечь к практической деятельности и дать навыки работы с живыми организмами.
Развивающие:
- развить коммуникативные навыки, с целью распространения экологических знаний, умений у обучающихся;
- развить способность добиваться намеченной цели, даже потерпев неудачу.
Воспитательные:
- воспитать у ребят любовь к природе;
- воспитывать ответственность за сохранность живой природы;
- воспитывать бережное отношение к жизни, ценность жизни.
1.3 Содержание программы:
-учебный план -
№
Название раздела, темы
Всего часов
теория
практика
Формы аттестации,
контроля
1
Вводное занятие. Инструменты и материалы.
2
2
2
Ландшафтный дизайн. Садовые фигуры.
4
2
2
3
Наблюдение за ростом растений, уход за ними.
Практические работы на участке при Центре.
6
6
Итого:
12
4
8
-содержание учебно-тематического плана-
Тема №1 Вводное занятие.
Теория. Предусматривает ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учебном заведении, в объединении и программой обучения. Знакомство с детьми. Техника безопасности.
Тема № 2 Инструменты и материалы.
Теория. Включает в себя: подготовку инструментов и приспособлений для изготовления поделок из бросовых материалов.
Тема №3 Ландшафтный дизайн. Садовые фигуры.
Теория. Ознакомление детей с всевозможными способами изготовления садовых фигур.
Практика. Изготовление садовых фигур.
Тема № 4 Наблюдение за ростом растений, уход за ними.
Практические работы на участке при Центре.
Теория. Ознакомление детей, как нужно ухаживать за живыми растениями.Размещение комнатных растений. Полив и банный день. Подготовка почвы и пересадка. Пикировка. Подкормка и размножение. Наиболее распространенные вредители комнатных растений: паутинные клещики, тли, щитовка. Болезни комнатных растений: гниль, ржавчина и меры борьбы с ними.
Практика. Наблюдения и уход за живыми растениями
1.4 Планируемые результаты.
Должен знать
Должен уметь
Технику безопасности при работе с бытовыми орудиями труда, правила поведения в коллективе, в обществе.
Выполнять технику безопасности.
Инструменты и материалы.
Пользоваться инструментами и материалами по назначению.
Связь между человеком и природой.
Бережно относится к природе и к своей жизни.
Поделки из подручных средств, бросового материала.
Самостоятельно делать поделки.
Как правильно распределить растения на клумбе.
Высаживать семена и растения на клумбы.
Правильный уход за растениями.
Использовать свои наблюдения в уходе за растениями.
2.5 Методические материалы.Главный методологический принцип преподавания – освоение закономерностей поведения в обществе и наедине с природой. В проведении занятий используются следующие методы обучения – словесный и наглядный, индивидуальный и групповой.
Беседа;
Самостоятельная работа;
Наблюдения;
Анализ;
Экспериментальная деятельность;
Исследовательская деятельность.
Игровое начало – основа всех упражнений и заданий, предусмотренных программой. Это увеличивает объём изучаемого материала и снижает утомляемость детей. Даёт выход избыточной энергии и помогает детям реализовать инстинкт подражания. Она полезна для тренировки навыков, необходимых в разных делах. И предоставляет удовлетворять потребность в отдыхе и разрядке. Компенсируются вредные побуждения и невыполнимые в реальной жизни желания. Дети испытывают потребность в игре. В игре же формируются их эстетические запросы.
Программа расширяет познания обучающихся в области экологии, даёт возможность проведения самостоятельной исследовательской работы. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений любить, ценить и оберегать окружающую их природу
3. Список литературы.
1. Г. В. Вагин - Азбука огородника/(2004г.)
2. Н.Я.Дмитриева, И. П. Товпинец - учебное издание Естествознание
3. Б.М.Каплан - Научно-методические основы учебного исследования флоры(2016г.)
5. Научно-популярное издание «Хочу всё знать» - И.В.Черныш - Мир растений(2010г.)