Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - златоустовец!»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - златоустовец!»
Представленный курс “Я - златоустовец” углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.
Программа «Я - златоустовец», представляет собой интегрированный курс занятий, направленный на знакомство с историей развития родного Златоуста. История и география, биология и литература, и многие другие науки, позволяя школьникам лучше узнать свой край, понять его и полюбить, чтобы бережно хранить и приумножать природное и историко-культурное наследие.
В процессе преподавания курса “Я - златоустовец” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом карту Златоуста и Челябинской области и контурные карты.
Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, о его культурных, политических, экономических особенностях, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившие родной город.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - златоустовец!»»
М униципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36»
Россия, 456238, Челябинская область, г.Златоуст, ул. 40 - летия Победы, д. 38а,
тел. директора 69-02-15, тел. зам. дир. по УР, факс: 69-02-14, e-mail: sch36zlat@mail.ru
Приложение 16
к Основной образовательной программе начального общего образования
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Я - златоустовец!»
ФГОС начального общего образования
Направление: социальное
Нормативный срок освоения 4 года
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Представленный курс “Я - златоустовец” углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.
Программа «Я - златоустовец», представляет собой интегрированный курс занятий, направленный на знакомство с историей развития родного Златоуста. История и география, биология и литература, и многие другие науки, позволяя школьникам лучше узнать свой край, понять его и полюбить, чтобы бережно хранить и приумножать природное и историко-культурное наследие.
В процессе преподавания курса “Я - златоустовец” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом карту Златоуста и Челябинской области и контурные карты.
Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, о его культурных, политических, экономических особенностях, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившие родной город.
Цели:
развитие умения наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи в природе, исследовать свойства природных объектов при помощи простейших опытов;
освоение краеведческих знаний, помогающих сформировать представление о целостной картине мира, в которой окружающие природные и социальные объекты рассматриваются в неразрывном единстве;
воспитание патриотических чувств средствами краеведения; активной гражданской позиции, включающей ответственность за настоящее и будущее родного города; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе родного города.
Задачи:
1. Систематизация имеющихся у учащихся представлений о родном городе;
2. Формирование элементарных знаний о природе и обществе в их взаимосвязи;
3. Знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, исследование);
4. Социализация ребенка;
5. Развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение);
7. Формирование самостоятельной познавательной деятельности;
8. Развитие мышления, воображения и творческих способностей;
9. Формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, ее систематизация);
10. Формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходство и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
11. Формирование умений работать в парах и группах (постоянного и сменного составов);
12. Формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями);
13. Формирование основ экологической культуры;
14. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Формы и методы организации занятий
1. Беседы с учащимися.
2. Наблюдения в природе.
3. Экскурсии в природу, на различные предприятия района, в музей и т.д.
4. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, тружениками города самых разных профессий, интересными людьми
5. Утренники, викторины, конкурсы, соревнования.
6. Выполнение творческого задания: оформление альбомов, фотоальбомов, рефератов, сочинения, рисование, лепка, выполнение поделок, подготовка небольших устных сообщений на разные темы, выпуск газет с сочинениями и стихами.
7. Изучение специальной литературы, знакомство с документами архива, с местной периодической печатью.
8. Организация выставок рисунков, поделок из природного материала.
9. Беседы с местными старожилами.
10. Организация частично-поисковой работы (сбор материала для краеведческого уголка).
11. Использование музыки (прослушивание, разучивание, исполнение детьми репертуара соответствующего материала, отрывков из художественной и научно-популярной литературы).
12. Просмотр видео- и кинофильмов, телепередач, использование наглядных пособий.
13. Работа с картой города, области, с контурными картами.
14. Использование различных игр краеведческого характера.
15. Библиотечные часы
Перечень наблюдений, экскурсий, практических работ
Экскурсии
Экскурсия к памятнику И.Златоуста и башню-колокольню, в городской Краеведческий музей и к памятнику П.П. Аносова, на площадь III Интернационала, в ассортиментный кабинет ПО «Булат», по микрорайону прилежащему к школе, (пешеходная или автобусная) по городу, на Мемориал Славы, экскурсия по школе, в школьный музей, осенняя экскурсия в лес, к ближайшему к школе водоему, на метеостанцию, на Косотур, в музей Национального парка Таганай, в пожарную часть, в музей полиции, в поликлинику, посещение ЦЭВД, ДДТ, КЮТ, МШ, ДЮСШ, автобусная экскурсия по городу к архитектурным и скульптурным памятникам, в учебные заведения Златоуста.
Практические занятия
Разучивание и исполнение песни о городе, работа с книжкой-раскраской, составление герба города, создание эскиза гравюры, разгадывание кроссвордов, работа с историческими источниками (чтение текста), изготовление поделок (работа с разными материалами), коллективный творческий проект «Моя семья», составление и оформление генеалогического древа семьи, работа с планом-картой Златоуста, самостоятельная исследовательская деятельность: «Их именами названы улицы города», нанесение названия улиц на план-карту города, самостоятельная исследовательская деятельность: собрать информацию о людях, работающих в школе, работа с природным материалом, нанесение названия рек на план-карту города, коллективный социальный проект «Чистый город», ведение дневника наблюдения за погодой, работа с гербарием, создание гербария «Растения Златоуста», творческая работа «Малахитовая шкатулка» (пластилин, аппликация, работа с коллекцией минералов, работа с физической картой: нахождение и обозначение на контурной карте границ Челябинской области, соседей нашего края, областного центра и родного города,
Конкурс сочинений или рассказов "Моя семья", «Если бы я был мэром Златоуста» или «За что я люблю свой город».
Праздники (спортивный или интеллектуально-развлекательный)
Игра-путешествие «Где эта улица, где этот дом», «Где твой дом?».
Викторина «Деревья, кустарники, травы».
Конкурс мини-плакатов «Берегите водоемы! »
Спортивный турнир «Мама, папа, я – спортивная семья».
Встречи:
с людьми разных профессий, с местными писателями и поэтами, интересными людьми
с ветеранами Великой Отечественной войны и труда.
Результат обучения
В итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного города в развитии Челябинской области, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
работать в читальном зале библиотеки;
готовить и выступать с докладами и сообщениями;
работать в семейных архивах;
умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
сравнивать и обобщать факты;
работать с атласом и контурной картой;
воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.
воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков
Кроме этого результатом обучения по курсу «Я - златоустовец» должно стать овладение детьми коммуникативной и информационной компетентностью, формирование самостоятельной познавательной деятельности.
Коммуникативная и информационная компетентности относятся к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.
Эти компетентности влияют на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями. Главная задача учителя – помочь ученику овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.
Развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Курс «Я - златоустовец» – уникальный по своей универсальности предмет. Он легко интегрируется не только с природоведением и другими предметами, но и позволяет затронуть практически любую проблематику.
Все мы хорошо знаем задачи общего образования в XXI веке – это научить:
учиться; создавать; жить; жить вместе;
Все эти задачи способна решать программа курса «Я - златоустовец».
Итогами реализации данной программы будет являться большое количество детских творческих работ.
Конечный прогнозируемый результат
Личностные:
сформировано положительное отношение и интерес к изучению природы, истории, общества своей малой родины;
осознание себя как гражданина, чувства гордости за свою малую родину, ответственности за общее благополучие;
осознанное положительное отношение к культурным и природным ценностям;
знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного города;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
Предметные:
научатся характеризовать особенности природы своего края;
устанавливать связи между природными и социальными объектами и явлениями, рассматривая их в неразрывном единстве;
описывать достопримечательности родного края;
рассказывать об основных событиях истории края;
проводить самостоятельно наблюдения и фиксировать результаты;
выполнять правила поведения в природе;
Регулятивные:
научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
Познавательные:
находить, отбирать, анализировать необходимую информацию в различных источниках;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
осуществлять анализ, проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи в природе и истории;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении коллективных творческих заданий
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Срок реализации программы 4 года.
Участники программы: педагог, дети, родители, взрослые, имеющие непосредственное отношение к городу.
Учебный год начинается с диагностики знаний детей о городе, на основе которых строится учебная программа. Содержание программы несет профориентационную направленность – дети знакомятся с наиболее востребованными профессиями города, с действующими предприятиями, организациями, образовательными учреждениями.
Непрерывное, в течение четырех лет, освоение программы дает возможность изучить историю рождения города, его нынешнюю жизнь, научить бережному отношению к историческому наследию и духовно-культурным традициям города; развить способность к саморазвитию, осмысленному присвоению положительных навыков социального поведения, творчеству.
Режим занятий
Программа рассчитана на 68 часов. Реализуется программа по 17 часов на четыре года обучения. Периодичность занятий - 1 раз в 2 недели или по 1 часу в первом или во втором полугодии.
I год обучения
«Моя Родина»
1. «Златоуст – моя Родина». Введение в программу. Правила работы на занятиях. Техника пожарной безопасности. Правила дорожного движения. Златоуст на карте области, страны, мира.
Практика: Беседа - игра «Путешествие в страну прекрасного».
2 . История основания города Златоуста. Исторические моменты зарождения города. День города.
3. О чем расскажет герб? Кто создал герб города. Флаг города Златоуста.В.П. Жариков.
4. Население города. Численность населения. Национальный состав. Занятость.
5. Городской Краеведческий музей. История основания музея.
Практика: Экскурсия в музей.
Мастера и умельцы
6. «Будни и праздники Златоуста». Жизнь «настоящего» Златоуста. Современные районы города.
Фотовыставка.
7. Город оружейников. История русского холодного оружия.
8. Искусство Златоустовской гравюры на стали. Из истории ремесла. Граверы.
Практика: Экскурсия в музей. Рисунки «Гравюра Златоуста».
Сказы и легенды
9. «Уральские сказы» П.П. Бажов. Биография писателя, его творчество.
Практика: Прослушивание и просмотр сказов П. П. Бажова. Рисунки: «Уральские сказы».
Природа края
10. Животный и растительный мир окрестностей города. Животные, обитающие в окрестностях города Златоуста, их жизнь и повадки. Растительный мир родного края.
11. Национальный парк «Таганай». Горный хребет Таганай, горы. «Сказ о Таганае и его сыновьях». Просмотр фильма о Таганае.
Практика: Рисунки – «Родная природа».
12. «Лунная река» - река Ай. Главная река города Златоуста.
Мой город
13. Родные улицы мои. Районы города. Исторического центра города Златоуста. Предприятия, учреждения района.
14. Памятники района, города. Памятники района и города, история их создания.
Практика: Экскурсия к памятникам района, города. Выставка рисунков по итогам экскурсии «Памятники Златоуста».
Золотые имена Златоуста
15. «Почётный гражданин Златоуста». История возникновения звания «Почётный гражданин города Златоуста».
16. Златоуст в годы Великой Отечественной войны. Роль Златоуста в годы Великой Отечественной войны. Пулемет для фронта. Госпитали.
Практика: Открытка «Ветерану Великой Отечественной войны», «Ветерану тыла».
17. Итоговое занятие.
Выставка рисунков, стихотворений о городе, его окрестностях.
Итоговая игра «Мой город».
II год обучения
«Моя Родина»
1. Мой Златоуст. Правила работы на занятиях, техника пожарной безопасности, правила дорожного движения.
Практика: Выставка рисунков и фотографий города.
2. «Здравствуй, музей». Путешествие по родному краю с помощью музейных экспонатов.
Практика: Экскурсия в Краеведческий музей города Златоуста.
3. Таинственный мир театра. Театр «Омнибус». История основания. Репертуар. Актеры театра.
Практика: посещение театра «Омнибус».
4. Златоустовцы – первые жители города. Первые жители города. Кузюки.
5. Главные памятники Златоуста.
Урок-путешествие по основным памятникам города.
Мастера и умельцы
6.«Первые рейсы» - Златоуст – крупный транспортный узел горнозаводской части Южного Урала.
Транспорт и Златоуст.
7. Спортивный Златоуст. Спортивные сооружения города. Виды спорта в городе.
8. «Многонациональная семья города». Многонациональный город Златоуст. Традиции и обычаи людей разных национальностей.
Сказы и легенды
9. «Горы, овеянные легендами». Предания о возникновении гор.
Практика: Выставка рисунков на тему уральских гор.
10. «Сердце-озеро» - Зюраткуль. Легенды о озере Зюраткуль.
Природа края
11. Памятники Уральской природы. Геологические, гидрологические, геоморфологические, ботанические памятники природы Челябинской области.
13. «Жизнь в городе продолжается». Настоящая жизнь города.
Практика: Выставка сочинений «Жизнь в городе продолжается».
14. «Моя школа…». История основания родной школы. Школьная жизнь. Конкурс мини-сочинений «Моя школа».
Золотые имена Златоуста
15. «Почётный гражданин Златоуста». Почетные граждане города. Экскурсия к Доске почета города.
16. «Гордимся Вашим подвигом». Роль Златоуста в годы Великой отечественной войны. Златоустовцы – Герои Великой отечественной войны. Фронтовые бригады.
Практика: Социальная акция «Ветерану Великой отечественной войны».
17. Итоговое занятие. Выставка рисунков, стихотворений о городе, его окрестностях.
III год обучения
«Моя Родина»
1. Мой Златоуст. Правила работы на занятиях, техника пожарной безопасности, правила дорожного движения.
Практика: Конкурс рисунков «С Днем рождения любимый город!»
2. «Знай и люби свой край». Викторина «Знай и люби свой край».
3. «Тайны нашего города и области в книгах». Книги о городе и области.
Практика: Экскурсия в библиотеку.
4.Города-соседи Златоуста. Города Челябинской области, их особенности.
Мастера и умельцы
5. Гильдия мастеров-оружейников. Понятие «гильдия», состав гильдии мастеров-оружейников города Златоуста, ее роль и деятельность.
6. Первый лауреат премии И.Н. Бушуева – В.П. Жариков. Жизнь и достижения В.П. Жарикова.
Сказы и легенды
7. Реки Златоустовского Урала в сказах и легендах. Легенды о реках и родниках края.
8. «Мастера изумрудного края» - сказы и легенды о сокровищах Уральских гор и об удивительных мастерах края. Предания и легенды, повествующие о сокровищах Уральских гор, о тайных силах, оберегающих эти сокровища от человеческой алчности, и об удивительных людях, населявших эти места.
Природа края
9. «Уральская жемчужина» - озеро Тургояк. Озеро Челябинской области – Тургояк, его положение на карте области, его происхождение.
10. «Голубое ожерелье Урала» – озеро Кисегач. Озеро Челябинской области – Кисегач, его положение на карте области, его происхождение.
11. «Голубая жемчужина» – озеро Увильды. Озеро Челябинской области – Увильды, его положение на карте области, его происхождение.
12. «Заповедный край Ильмены». Ильменский заповедник, его территория, положение на карте.
Практика: Экскурсия в Естественно-научный музей Ильменского государственного заповедника им. В.И. Ленина Уральского отделения РАН.
Мой город
13. Район проспекта Ю.А. Гагарина. Район проспекта Ю.А. Гагарина, его происхождение, особенности, его положение на карте города.
14. «Каким вы видите наш город в будущем?». Перспективы города Златоуста. Конкурс сочинений «Каким вы видите наш город в будущем?»
Практика: Анкетирование жителей города «Каким вы видите наш город в будущем?»
Золотые имена Златоуста
15. «Златоустовская бойня». Историческое событие города - расстрел царскими властями рабочих-стачечников казенного оружейного завода в городе Златоусте 13 марта 1903.
Практика: Экскурсия к месту событий.
16. Челябинская область в годы Великой отечественной войны. Роль городов Челябинской области в годы Великой отечественной войны. Герои Великой отечественной войны.
Практика: Социальная акция «Поздравление Ветерану Великой отечественной войны».
17. Итоговое занятие.
Выставка рисунков, стихотворений о городе, его окрестностях.
IV год обучения
«Моя Родина»
1. Мой Златоуст. Правила работы на занятиях, техника пожарной безопасности, правила дорожного движения.
Практика: Конкурсная программа «С Днем рождения любимый город!»
2.Городская власть города Златоуста от начала основания златоустовского железоделательного завода до сегодняшних дней.
Практика: Экскурсия к зданию Администрации Златоустовского городского округа.
3. Хранители истории Златоуста. Заводские и школьные музеи, городской архив. Имя города в энциклопедиях.
Практика: Экскурсии в музеи заводов, школ, в городской архив.
4. «Люби свой город». Интеллектуальная игра «Люби свой город».
Мастера и умельцы
5. Лик Златоуста. Мастера и мастерские декоративно-прикладного искусства Златоуста.
Практика: Экскурсия в мастерские Лик.
6. «Уральский самоцвет» А.Е. Карпов. Жизнь, талант А.Е. Карпова. Развитие шахмат в городе. Игра-турнир «Лучший шахматист».
Практика: Экскурсия в музей имени Анатолия Карпова.
7. «Где родился, там и пригодился». Интеллектуальная игра «Где родился, там и пригодился».
Сказы и легенды
8. «Уральской души самоцветы». Легенды книги Легенды Южного Урала. Истоки народной души, народного характера, тема судьбы народной.
9. Народный костюм Южного Урала. Истоки народного костюма на Южном Урале. История костюма, его особенности.
Практика: Изготовление куклы-сувенира.
10. Златоустовское литературное объединение «Мартен». История рождения объединения, его руководители, состав.
11. Весна в Златоусте. Особенности весеннего времени года в Златоусте, традиции, весенние праздники и обряды. «Светлая Пасха».
Природа края
12. Необычное в природе Златоустовского Урала. Необычные природные явления. Хроники Уральских землетрясений. «Грозная» Громатуха.
13. Исследование и исследователи Златоустовского Урала. Из истории исследования Златоустовского Урала, его исследователи.
14. «Помогите выжить!» - вести из Красной книги. Красная книга. Животные и растения Красной книги.
Золотые имена Златоуста
15. Златоуст в Отечественной войне 1812 года. Роль Златоуста в Отечественной войне 1812 года.
16. «Почётный гражданин Златоуста». Почетные граждане города.
17. Итоговое занятие.
Выставка рисунков, стихотворений о городе, его окрестностях.
Итоговая игра «Мой город»
Тематическое планирование
Классы
Разделы
Листая странички прошлого
Моя малая Родина
Наша горная «страна»
Современный Златоуст
Промежуточная
аттестация
Всего часов
1 класс
4
4
5
3
1
17
2 класс
4
4
4
4
1
17
3 класс
3
4
4
5
1
17
4 класс
2
6
4
4
1
17
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема, раздел (количество часов)
1 класс 17 часов
Вводное занятие. С чего все начиналось? Знакомство с новым предметом; выявление первичных знаний учащихся о городе; уточнение и расширение знаний об истории возникновения города.
Его имя носит город. Рассказ о жизни святого Иоанна Златоуста; о златоустовцах, решивших создать памятник И. Златоусту в городе.
Я рисую тебя, Златоуст!
Рефлексия после экскурсии.
Листая странички прошлого
(4 часа)
Моя семья. Рассказы детей о своей семье, о профессиях родителей, о семейных традициях. Оформление выставки семейных фотографий или рисунков, создание презентации.
Семейные династии. Чествование семейных династий учащихся школы (класса) или семейные «Веселые старты» (три поколения семьи).
Наши бабушки и дедушки. Рассказы детей о своей семье, о старших рода, знакомство с бабушками и дедушками - умельцами.
Моя малая родина
(4 часа)
Растения нашего края. Знакомство и расширение знаний о растительном мире (флоре) нашего города.
Закрепление знаний о деревьях, кустарниках и травянистых растениях; о правилах поведения на природе.
Животные нашего края. Знакомство и расширение знаний о животном мире (фауне) нашего города.
Закрепление знаний о разнообразии животных (звери, птицы, насекомые, рыбы), условиях обитания, охране животных и среды из обитания.
Наша горная «страна»
(5 часа)
Воспетый в песнях и стихах. Знакомство с поэтами, писателями, композиторами, художниками – скульпторами, которые прославляют наш город в своих творениях.
Воспитание гражданских патриотических чувств.
Знакомство с работой литературного объединения «Мартен» с момента образования до наших дней.
Сверстники о городе. Проба пера. Знакомство с детским творчеством юных горожан, произведениями сверстников о родном городе.
Современный Златоуст
(3 часа)
Промежуточная аттестация
1ч
2 класс 17 часов
Наречь сей град – Златоуст. Беседа об основателях Златоустовского железоделательного завода купцах Мосоловых и о строительстве завода.
Тайны знакомых названий. Познакомить, что изучает наука топонимика, значение названий реки Ай, Таганай, Уреньга, Косотур.
Крылатый конь на гербе города. Расширить знания о геральдике. Закрепить знания о символике города: флаге, гербе.
Познакомить с творчеством художника, скульптора, автором герба и памятников В.П.Жариковым.
Исторический центр города. Беседа об историческом центре Златоуста, о памятниках истории и культуры, находящихся в зоне видимости; знакомство с вариантами названия площади и внешнем виде в разные времена.
Листая странички прошлого
(4 часа)
Моя родословная. Расширить знания о генеалогии – науке, занимающейся изучением и составлением родословных, составление своего генеалогического древа.
Моя улица. Выявление имеющихся знаний о районе, в котором проживают дети.
Расширение и уточнение знаний об общественных зданиях, правилах культурного поведения в общественных местах.
Быт горожан вчера и сегодня. Расширение представлений о быте горожан в разные временные отрезки.
Моя малая родина
(4 часа)
Водоемы Златоуста. Знакомство с реками и речушками, которые протекают в городе; с поэтическими строками земляков, посвящёнными рекам города и легендами о реках. Изучение их расположения на карте и перенесение на контурную карту. Охрана водоемов.
Это нас волнует! Расширение представления об экологических проблемах города, связанных с водоемами.
Организация совместной трудовой деятельности с родителями по очистке водоема.
У природы нет плохой погоды. Знакомство с метеорологией, особенностями климата, сезонными изменениями, фенологическими наблюдениями.
Научиться работать с информацией: получать (наблюдать), фиксировать и анализировать.
Наша горная «страна»
(5 часов)
Все время на посту! Познакомить с административным устройством городской власти, численностью и этническим составом.
Обеспечение порядка и безопасности в городе.
Познакомить с учреждениями оказания экстренной помощи, правилами вызова и ответственности за ложные вызовы.
Нормы этикета разговора по телефону.
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться. Знакомство с дополнительным образованием, кружками и секциями для детей, возможностями собственного развития и поиска занятия по интересам.
Современный Златоуст
(3 часа)
Промежуточная аттестация
1ч
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема, раздел (количество часов)
3 класс 17 часов
У истоков ремесла. Иван Бушуев. Знакомство с искусством украшения холодного оружия в Златоусте на примере сказов и исторических документов, связанных с именем И. Бушуева.
Расширить знания о легендах и сказах Златоуста, о мастерских Златоуста, занимающихся украшением холодного оружия, выпускающими гравюру на стали.
Павел Петрович Аносов – великий русский металлург. Знакомство с деятельностью нашего земляка П.П. Аносова на примере сказов и исторического материала
Листая странички прошлого
(4 часа)
Старые улочки города. Сбор и оформление материала о людях, чьими именами названы улицы города.
Научить работать с географической и контурной картой.
Расширение знаний об истории города и его архитектурных памятниках.
Закрепление знаний о правилах поведения на дорогах.
Повторить основные части улицы, их назначение, общественный транспорт, виды пассажирского транспорта.
Моя школа. Познакомить с историей школы, с экспозициями школьного музея.
Повторить правила поведения в школе.
Их именами гордится школа. Воспитание интереса к родной школе, к ее выпускникам, желание больше узнать о школе.
Моя малая родина
(4 часа)
Тур на Косотур. Знакомство и расширение знаний о растительном и животном мире нашего города. Знакомство с Красной книгой Челябинской области, лекарственными и ядовитыми растениями, произрастающими на территории Златоуста.
Уральские самоцветы. Знакомство и расширение знаний о горных породах и минералах. Поделочные камни и изделия из них.
Наша горная «страна» (4 часа)
Их именами гордится Златоуст. Знакомство с известными земляками – златоустовцами, Почетными гражданами города.
Научиться работать с информацией.
Воспитание чувства гордости за наших земляков и свой город.
Златоуст театральный. Знакомство с театром «Омнибус», актерами, профессиями, связанными с театром.
Златоуст литературный и художественный. Знакомство с известными земляками – златоустовцами (в области исскуства).
Научиться работать с информацией.
Воспитание чувства гордости за наших земляков и свой город.
Златоуст спортивный. Знакомство с известными земляками – златоустовцами (в области спорта).
Воспитание здорового образа жизни, чувства гордости за наших земляков и свой город.
Город – сердцу дорогой. Познакомить с творением художника – скульптора В.П. Жарикова.
Современный Златоуст (4 часа)
Промежуточная аттестация
1ч
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема, раздел (количество часов)
4 класс 17 часов
Заграничные мастеровые. Познакомить с историей появления иностранных мастеров в Златоусте на оружейной фабрике; их вкладом в культуру и быт златоустовцев.
Обуховские пушки. Знакомство с деятельностью нашего земляка на историческом материале. Создание макета (аппликации, поделки) пушки.
Листая странички прошлого
(2 часа)
Те, кто с нами рядом. Расширить представление о профессиях, связанных со школой.
Научиться брать интервью у сотрудников школы и оформлять собранный материал.
Научиться работать с информацией.
Героические страницы прошлого. Расширить представление о событиях 1941-1945 годов, о ветеранах Великой Отечественной войны, о тружениках тыла, об их жизни и работе во время Великой Отечественной войны, об эвакуированных заводах и фабриках.
Златоустовцы – Герои Советского Союза и России. Знакомство с Аллеей Славы и Героями-златоустовцами.
Герои нашего времени. Дать представление о понятии «Горячие точки», познакомить с людьми, кто в наше время стоит на защите Родины.
Моя малая родина
(6 часа)
Природа Таганая. Знакомство с вершинами Таганайского горного хребта, их названиями, легендами, растительным и животным миром.
Воспитание интереса к природе, стремление познать тайны природы, увидеть её красоту.
«Русская Швейцария». Знакомство с особенностями рельефа, многообразием форм поверхностей, названием горных вершин в черте города и близ Златоуста, их местоположением, краткой характеристикой, историей названия, стихотворениями земляков, с легендами и сказами о местных вершинах.
Научиться работать с информацией.
Географическое положение Златоуста на карте.
Наша горная «страна»
(4 часа)
Образование и наука. Знакомство с учреждениями профессионального образования, возможностями собственного развития и поиска занятия по интересам.
Профориентационная работа.
Промышленность города. Рассказ о градообразующих предприятиях города, о некоторых частных предприятиях, о выдающихся тружениках.
Современные мастера и умельцы Златоуста. Знакомство с искусством украшения холодного оружия в Златоусте; расширить о мастерских Златоуста, занимающихся украшением холодного оружия, выпускающими гравюру на стали.
Я – Златоустовец! Рефлексия.
Знакомство с правилами ведения дискуссии (умением отстаивать свою точку зрения).
Воспитывать потребность делать лучше окружающую действительность и принимать в этом процессе активное участие.
Современный Златоуст
(4 часа)
Промежуточная аттестация
1ч
Текущий контроль и промежуточная аттестация
Текущий контроль по курсу осуществляется педагогом по следующим критериям:
посещаемость занятий;
участие в школьных и городских конкурсах, школьных концертах, проектной деятельности по темам курса.
формирование прописанных УУД в форме встроенного педагогического наблюдения.
Промежуточная аттестация по курсу проводится в форме письменной зачетной работы в апреле – мае текущего года.
УМК
Я – златоустовец. 1 - 4классы:программа курса / Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – 2-е изд., исп., доп. – Челябинск: АБРИС, 2017г. – 44с.: ил.
Я – златоустовец: рабочая тетрадь 1 класс / Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – 2-е изд., исп., доп. – Челябинск: АБРИС, 2017г.
Я – златоустовец: рабочая тетрадь 2 класс / Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – 2-е изд., исп., доп. – Челябинск: АБРИС, 2017г.
Я – златоустовец: рабочая тетрадь 3 класс / Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – 2-е изд., исп., доп. – Челябинск: АБРИС, 2017г.
Я – златоустовец: рабочая тетрадь 4 класс / Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – 2-е изд., исп., доп. – Челябинск: АБРИС, 2017г.