| дата | тема | Характеристика видов деятельности | |
Введение 1 час |
1 | | Введение. Вводный контроль | | |
| Общая характеристика живых организмов (5часов) |
2 | | Чем живое отличается от неживого | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. называют основные группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Выделяют основные признаки строения клетки. называют основные ор- ганоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки. Сравнивают строение клеток растений и животных, ядерных и безъядерных организмов- | Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. |
3 | | Химический состав живого организма | |
4 | | Клетка-основа жизни | Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток. |
5 | | Ткани. Органы. Системы органов. | Распознают основные типы тканей растений и животных. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей. называют основные системы органов животных. Сравнивают системы надземных и подземных органов растений. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. | Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений |
6 | | Повторение темы | | |
Многообразие живых организмов (9 часов) |
7 | | Систематика живых организмов. | называют основные царства живой природы и единицы систематики растений и животных. Дают общую характеристику основных царств живой природы. Разбирают отличительные при- знаки, свойственные представителям разных царств. Приводят примеры биологических наук и называют предмет их изучения. характеризуют основные методы изучения природы. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом | Систематика — наука многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных |
8 | | Основные царства живой природы. | Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств. |
9 | | Бактерии | Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии. |
10 | | Растения | Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. значение растений в природе и жизни человека. |
11 | | Животные | Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека. |
12 | | Грибы. | Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. значение грибов в природе и жизни человека. |
12 | | Биология — наука о живых ор- ганизмах | . Биологические науки. Методы изучения природы |
13 | | Повторение по теме | |
14 | | Промежуточный контроль | | |
Основные жизненные функции живых организмов (12 часов) |
15 | | Питание и пищеварение | Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зеленых растений в природе. Определяют тип питания животных. характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. знакомятся с ролью ферментов в процессе пищеварения. Узнают, как питаются паразитические организмы | Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушноепитание растений — фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеарительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире |
16 | | Дыхание | Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. называют структуры растений, участвующие в процессе дыхания. Описывают и сравнивают органы дыхания разных представителей животного мира. характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания. | значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное. Транспорт веществ в организме, его значени |
17 | | Транспорт веществ | Определяют значение транспорта веществ в живом организме. называют и описывают транс- портные (проводящие) системы растений и животных. называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Сравнивают незамкнутую и замкнутую кровеносные системы. Определяют особенности значения кровеносной системы сухопутных членистоногих. харак- теризуют процесс кровообращения у позвоночных. Определяют роль сердца в передвижении веществ в организме. Устанавливают взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем. | Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистыпучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система: незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце. |
18 | | Выделение | Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. При- водят примеры выделительных систем животных. характеризуют особенности выделения у растений и грибов. | |
19 | | Обмен веществ и преобразование энергии | Обсуждают значение листопада в растительном мире. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Обсуждают особенности обмена веществ и преобразования энергии у представителей разных царств Сравнивают хо- лоднокровных и теплокровных животных. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого. | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделениеу животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночныхживотных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад. Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. холоднокровные и теплокровные животные. |
20 | | Скелет –опора организма | характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями. | значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших(фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелетпозвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма |
21 | | Движение | называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений | Движение как важнейшая особенность живых организмов. значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточныхорганизмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание,реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег ноги). Движение у растений |
22 | | Размножение (бесполое) | . . Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют пре- имущества полового размножения перед бесполым. Описывают особенности полового размножения покрытосеменных растений. | Биологическое значение размножения. Виды размножения.Бесполое размножение животных (деление простейших, поч- кование гидры). Бесполое раз- множение растений. |
23 | | Размножение (половое) | |
24 | | Рост и развитие организмов | называют единицы строения живых организмов(клетки, ткани, органы). Определяют и показывают на рисунках органы и системы, составляющие организмы растений и животных. Сравнивают процессы жизнедеятельности различных организмов. Объясняют сущность основных процессов жизнедеятельности организмов. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом | Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищи- пывание. Проростки. Рост и раз- витие животных. Прямое и непрямое развитие |
25 | | Организм как единое целое | Организм как единое целое. Растение — целостный организм.животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой Описывают особенности роста и развития растения. характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят на- блюдения за ростом и развитием организмов. | |
26 | | Повторение по теме | | |
Организм и окружающая среда ( 5 часов) |
27 | | Среда обитания. Экологические факторы | Среды обитания: наземно-воз- душная, водная, почвенная, организменная Называют основные экологические факторы. Приводят примеры влия- ния абиотических факторов на жи- вые организмы. характеризуют и сравнивают основные среды оби- тания, а также называют виды рас- тений и животных, населяющих их. Приводят примеры приспособлен- ности организмов к своей среде обитания | Экологические факторы. Влияние абиотических факторов — факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов |
28 | | Природные сообщества | . Называют основные типы природных сообществ. При- водят примеры природных сооб- ществ, типичных для родного края. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Объ- ясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объ- ектов. Приводят примеры расте- ний и животных родного края, за- несенных в Красную книгу. Работают с текстом и иллюстра- циями учебника. Выполняют лабораторные, прак- тические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практи- ческие и творческие задания. Ра- ботают с текстами и дополнитель- ным иллюстративным материалом | Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. естественные и искусственные причины смены природных сообществ. |
29 | | Значение живых организмов в природе | Значение живых организмов в природе. человек и живые ор- ганизмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ | Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады |
30 | | Человек и живые организмы |
31 | | Охрана живых организмов |
Резерв 4 часа |
32 | | Повторение темы | | |
33 | | Итоговый контроль | |
34-35 | | Повторение изученного в 6 классе | |