№ | Наименование раздела примерной программы | Тема урока | Тип урока | Лабораторные и практические работы; экскурсии | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся |
личностные | метапредметные | предметные |
ученик научится | ученик получит возможность научится | |
| 1.Биология как наука (10ч). |
1. | Живые организмы | Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Бережное отношение к природе | Урок формирования знаний | | Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное; умение устанавливать причинно-следственные связи Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества. Учащиеся должны уметь: - определять понятия «биология», «экология», «биосфера» | Учащиеся могут узнать: - науки, изучающие живую природу. Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «флора», «фауна» | Знакомятся с учебником и его методическим аппаратом. Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. |
2. | Живые организмы | Методы изучения живых организмов. | Урок закрепления и совершенствования знаний | | Понимание значимости научного исследования природы | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: формирование интереса к предмету; проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативные УУД: умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | Учащиеся должны знать: - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; Учащиеся должны уметь: - определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение» - пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием | Учащиеся могут узнать: - современные методы биологии; | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. |
3. | Живые организмы | Сезонные явления в жизни растений. | Комбинированный (смешанный урок) | Экскурсия «Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных» | Понимание значимости проведения научных исследований, наблюдений | Познавательные УУД: умение проводить наблюдения в природе, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке и правила поведения во время проведения экскурсии Регулятивные УУД. умение оформлять результаты экскурсии Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в парах | Учащиеся должны знать: - закономерности изменений, происходящих в жизни растений осенью; Учащиеся должны уметь: - определять понятия «фенология», «наблюдение», «исследование» | Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «фенология», «наблюдение», «исследование»; - оформлять результаты экскурсии. | Определяют понятия: «фенология», «наблюдение», «исследование». Проводят наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений осенью. Характеризуют значение сезонных изменений в жизни растений. Оформляют отчёты по итогам экскурсии. |
4. | Живые организмы | Многообразие организмов. Основные царства живой природы. | Комбинированный (смешанный урок) | | Понимание научного значения классификации живых организмов | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям «царства живой природы», «классификация», «систематика»; умение классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы учителя | Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - название царств живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; Учащиеся должны уметь: - определять понятия «царства живой природы», «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные»»; | Учащиеся могут узнать: - науки, изучающие живую природу; Учащиеся смогут научиться: - определять понятия низшие растения, высшие растения | Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Составляют план параграфа. Сотрудничают с одноклассниками при обсуждении материала. |
5. | Общие биологические закономерности | Основные признаки живого | Комбинированный (смешанный урок) | | Понимание значимости единства всех живых организмов | Познавательные УУД: умение отличать живых организмов от объектов неживой природы. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; Учащиеся должны уметь: - отличать живые организмы от неживых; | Учащиеся могут узнать: - на основе каких признаков объединены все живые организмы Учащиеся смогут научиться: - определять признаки живого | Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа. |
6. | Живые организмы | Среды жизни. Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. | Урок закрепления и совершенствования знаний | | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно -следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - основные среды обитания живых организмов Учащиеся должны уметь: - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «место обитания» -характеризовать среды обитания организмов; | Учащиеся могут узнать: - отличие среды обитания от местообитания; Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы»; | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу |
7. | Живые организмы | Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. | Урок формирования знаний | | Понимание значения приспособлений организмов к среде обитания | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; умение объяснять значение приспособлений в жизни организмов Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Учащиеся должны знать: -приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной и водной среде Учащиеся должны уметь: -характеризовать особенности наземно-воздушной и водной сред обитания | Учащиеся могут узнать: - причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда. Анализируют связи организмов со средой обитания. |
8. | Живые организмы | Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. | Урок формирования знаний | | Понимание значения приспособлений организмов к среде обитания | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; умение объяснять значение приспособлений в жизни организмов Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Учащиеся должны знать: -приспособления организмов к жизни в почвенной и организменной среде Учащиеся должны уметь: -характеризовать особенности почвенной и организменной среды | Учащиеся могут узнать: - причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания; | Определяют понятия «почвенная среда», «организменная среда». Анализируют связи организмов со средой обитания. |
9. | Общие биологические закономерности | Экология. Экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемы | Урок формирования знаний | | Осознание влияния факторов среды на живые организмы | Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные знания при решении ситуационных задач Регулятивные УУД: умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; -экологические факторы; Учащиеся должны уметь: - определять понятия «биология», «экология», «эко-логические факторы», «экосистемы»; -характеризовать экологические факторы; | Учащиеся могут узнать: - особенности влияния экологических факторов на живые организмы; Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы» | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника |
10. | Живые организмы | Контрольно-обобщающий урок по теме «Биология – наука о живых организмах» | Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | | Познавательный интерес к естественным наукам | Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, формулировать выводы, структурировать учебный материал Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения. | Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; - экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, назем-но-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь: - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; - пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; - характеризовать экологические факторы; - проводить фенологические наблюдения; - соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. | | Формулируют выводы по пройденной теме, выполняют задания предложенные учителем в группах. |
2.Клеточное строение организмов (6 ч.) |
11. | Живые организмы | Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами | Урок применения знаний на практике | Практическая работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними» | Познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведению простейших исследований | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Применять практические навыки в процессе практической работы Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Учащиеся должны знать: - устройство лупы и микроскопа. Учащиеся должны уметь: - работать с лупой и микроскопом; | Учащиеся могут узнать: - историю открытия клетки, историю создания светового микроскопа, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки; | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. Обсуждают результаты практической работы. |
12. | Живые организмов | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основа строения и жизнедеятельности организмов. Растительная клетка. | Урок применения знаний на практике | Практическая работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)» | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное; умение владеть приёмами исследовательской деятельности Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение выполнять контроль ,коррекцию, оценку деятельности. составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность. Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения. | Учащиеся должны знать: - строение клетки; Учащиеся должны уметь: - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом | Учащиеся могут узнать: клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных час-ей клетки; Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «мембрана», «хлоропласты», «лейкопласты»; объяснять отличия молодой клетки от старой; | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их в тетради. Обсуждают результаты практической работы. |
13. | Общие биологические закономерности | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Многообразие клеток | Урок формирования знаний | | Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе клетки. | Познавательные УУД: умение использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы. Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе. | Учащиеся должны знать: - строение клетки; химический состав клетки Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», | Учащиеся могут узнать: клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки; Учащиеся смогут научиться: - доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма; | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. |
14. | Общие биологические закономерности | Деление клетки- основа размножения, роста и развития организмов | Урок формирования знаний | | Понимание сложности строения живых организмов, осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития. | Познавательные УУД: предлагают способы решения, анализируют полученные знания, выделяют главное и второстепенное в росте и развитие клетки. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение корректировать знания, оценивать собственные результаты. Коммуникативные УУД: умение выражать своё мнение и оценивать свою работу в группе. | Учащиеся должны знать: - строение клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; Учащиеся должны уметь: - определять значение деления в жизни клетки | Учащиеся могут узнать: клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки; Учащиеся смогут научиться: доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. |
15. | Живые организмы | Ткани организмов | Урок формирования знаний | | Понимание сложности строения живых организмов | Познавательные УУД: умение использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Учащиеся должны знать: - функции тканей растений - характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «ткань»; - распознавать различные виды тканей. | Учащиеся могут узнать: - клетка –единица строения и жизнедеятельности, Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»; - находить отличительные особенности строения раз-личных типов растительных тканей; | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах |
16. | Живые организмы | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | Комбинированный (смешанный) урок | | Формируется научное мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого | Познавательные УУД: умение систематизировать полученные знания, формулировать выводы Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, аргументировать свою точку зрения | Учащиеся должны знать: - устройство лупы и микроскопа; - строение клетки; - химический состав клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «не-органические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»; - работать с лупой и микроскопом; - распознавать различные виды тканей. | Учащиеся могут узнать: -особенности биологии как науки; -отличительные особенности царств живой природы Учащиеся смогут научиться: - работать с лабораторным оборудованием; -определять характер приспособлений организмов к среде обитания | Работают с учебником и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом |
3. Царство Бактерии (3 ч.) |
17. | Живые организмы | Царство Бактерии. Бактерии, их строение и жизнедеятельность | Урок формирования знаний и умений | | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; - разнообразие и распространение бактерий; Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику бактериям; - отличать бактерии от других живых организмов; | Учащиеся могут узнать: значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; Учащиеся смогут научиться: - выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку; | Выделяют существенные признаки бактерий |
18. | Живые организмы | Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями | Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение оказывать первую помощь при отравлении грибами | Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение принимать учебную задачу, воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию, находить ответы на вопросы. | Учащиеся должны знать: - разнообразие и распространение бактерий; - роль бактерий в природе и жизни человека; Учащиеся должны уметь: - объяснять роль бактерий в природе и жизни человека; | Учащиеся могут узнать: -значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека |
19. | Живые организмы | Контрольно-обобщающий урок по теме «Царство Бактерии» | Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | | Формирование познавательной самостоятельности и мотивации на изучение объектов природы | Познавательные УУД: умение систематизировать полученную информацию, формулировать выводы по пройденной теме Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение строить диалог, аргументировать свою точку зрения | Учащиеся должны знать: - начальные сведения о роли бактерий в природе и жизни человека; -общую характеристику бактерий Учащиеся должны уметь: - выделять отличительные признаки представителей Царства Бактерии; - характеризовать условия, пригодные и непригодные для жизнедеятельности бактерий | | Работают с учебником и дидактическими материалами. Сотрудничают с одноклассниками при обсуждении материала. |
4. Царство Грибы (4 ч.) |
20. | Живые организмы | Царство грибы. Отличительные особенности грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами | Урок формирования знаний | | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | Познавательные УУД: умение выдвигать гипотезы строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство Анализировать информацию (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков Структурировать информацию Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение грибов; - меры оказания первой помощи при отравлении грибами Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; | Учащиеся могут узнать: -многообразие грибов Мурманской области; - основные отличия съедобных грибов от ядовитых Учащиеся смогут научиться: - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами |
21. | Живые организмы | Грибы паразиты. Многообразие грибов. | Урок формирования знаний | | Понимание роли представителей Царства Грибы в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение определять цели своего обучения; структурировать информацию; самостоятельный информационный поиск; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; контролировать действия партнера. Регулятивные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; | Учащиеся должны знать: - разнообразие и распространение грибов-паразитов; - меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами-паразитами Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику грибам-паразитам; - отличать грибы от других живых организмов; | Учащиеся могут узнать: -многообразие грибов-паразитов Мурманской области; - Учащиеся смогут научиться: - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов-паразитов. |
22. | Живые организмы | Роль грибов в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами | Урок применения знаний на практике | Практическая работа №3 «Изучение строения плесневых грибов» | Понимание роли представителей Царства Грибы в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный мате-риал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, пони-мание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Учащиеся должны знать: - особенности строения грибов-паразитов; - разнообразие и распространение грибов; - роль грибов в природе и жизни человека; - меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами Учащиеся должны уметь: - объяснять роль грибов в природе и жизни человека; - выделять существенные признаки плесневых грибов; - работать с микроскопом | Учащиеся могут узнать: жизнедеятельность грибов-хищников Учащиеся смогут научиться: - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение плесневых грибов. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением |
23. | Живые организмы | Контрольно-обобщающий урок по теме «Царство Грибы» | Комбинированный (смешанный) урок | | Формирование научного мировоззрения на основе выделения существенных признаков представителей разных царств живой природы | Познавательные УУД: умение систематизировать информацию и формулировать выводы Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение работать в парах и группах; аргументировать свою точку зрения | Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение и грибов; - роль грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - отличать съедобные грибы от ядовитых; - оказывать первую помощь при отравлении грибами; - объяснять роль грибов в природе и жизни человека. | Учащиеся могут узнать: - многообразие грибов Мурманской области; - меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами Учащиеся смогут научиться: - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. | Работают с учебником и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) |
5. Царство Растения (5ч.) |
24. | Живые организмы | Царство Растения. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. | Урок формирования знаний и умений | | Осознание важности растений в природе и жизни человека | Познавательные УУД: умение выделять существенные признаки растений. Сравнивать представителей низших и высших растений. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Учащиеся должны знать: - отличительные особенности представителей Царства Растения; - основные методы изучения растений; - роль растений в природе и жизни человека; Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику растительного царства; - объяснять роль растений биосфере; | Учащиеся смогут научиться: - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к условиям среды обитания, | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием |
25. | Живые организмы | Многообразие растений. Классификация растений. Принципы классификации. | Урок формирования знаний и умений | | Понимание значения экологической культуры для важности охраны растений | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Учащиеся должны знать: - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые; - вклад учёного К.Линнея в систематику растений; - основные принципы классификации растений. Учащиеся должны уметь: - определять особенности таксонов Царства Растения | Учащиеся смогут научиться: - выделять признаки основных групп растений | Определяют понятия «систематика», «таксон». Выделяют существенные признаки основных групп растений. Готовят сообщения о вкладе учёного К.Линнея в систематику. |
26. | Живые организмы | Водоросли- низшие растения. Многообразие водорослей | Урок формирования знаний и умений | Практическая работа № 4 «Изучение строения водорослей» | Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, ставить цели практической работы Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; умение составлять план и последовательность действий Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Учащиеся должны знать: - особенности строения водорослей; - роль водорослей в жизни человека; Учащиеся должны уметь: - объяснять роль водорослей биосфере; - давать характеристику основным группам водорослей; | Учащиеся могут узнать: - особенности полового и бесполого размножение водорослей, Учащиеся смогут научиться: - выявлять приспособления у водорослей к условиям среды обитания, | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей |
27. | Живые организмы | Лишайники, их роль в природе и жизни человека. | Урок формирования знаний и умений | | Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды | Познавательные УУД: умение составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Личностные УУД: осознание необходимости бережного отношения к природе Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные УУД: умение использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Учащиеся должны знать: - особенности строения и жизнедеятельности лишайников; - типы слоевищ лишайников Учащиеся должны уметь: - давать характеристику лишайникам; | Учащиеся могут узнать: - особенности жизнедеятельности лишайников; Учащиеся смогут научиться: - выявлять приспособления лишайников к условиям среды обитания; - определять значение симбиоза в природе | Определяют понятия: «симбиоз»,«кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Работают с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием. |
28. | Живые организмы | Высшие споровые растения (мхи), отличительные особенности и многообразие. | Урок формирования знаний и умений | Практическая работа №5 «Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)» | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | Познавательные УУД: умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям Личностные УУД: умение ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления Регулятивные УУД: умение применять полученные практические навыки в процессе выполнения практической работы Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать друг друга; делать выводы при изучении материала | Учащиеся должны знать: - особенности строения и жизнедеятельности моховидных Учащиеся должны уметь: - выделять отличительные признаки Отдела Моховидные; - работать с микроскопом | Учащиеся могут узнать: - жизненные циклы мхов - редкие и охраняемые растения Мурманской области Учащиеся смогут научиться: - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания | Выполняют практическую работу. Выделяют существенные признаки моховидных. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека |
29. | Живые организмы | Высшие споровые растения (папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие | Урок формирования знаний и умений | Практическая работа №6 «Изучение внешнего строения папоротника (хвоща)» | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. | Познавательные УУД: умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить , папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям Личностные УУД: развитие представлений о единстве природы Регулятивные УУД: умение применять практические навыки в процессе выполнения практической работы Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, выслушивать мнения одноклассников | Учащиеся должны знать: - особенности строения и жизнедеятельности папоротниковидных Учащиеся должны уметь: - выделять отличительные признаки Отдела Папоротникообразные; -работать с микроскопом | Учащиеся могут узнать: - жизненные циклы папоротников, - древовидные папоротники, Учащиеся смогут научиться: - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими су-ши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания | Выполняют лабораторную работу. Объясняют роль папоротников в природе и жизни человека |
30. | Живые организмы | Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие | Урок формирования знаний и умений | Практическая работа №7 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений» | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении | Познавательные УУД: умение описывать представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Личностные УУД: умение ориентироваться в информационном пространстве Регулятивные УУД: умение объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека Коммуникативные УУД: интересоваться чужим мнением и высказывать свое. Умение слушать и слышать друг друга делать выводы | Учащиеся должны знать: - характерные особенности голосеменных растений; - значение голосеменных растений в природе и жизни человека Учащиеся должны уметь: - давать характеристику голосеменным растениям; - устанавливать преимущества семенных растений перед высшими споровыми растениями | Учащиеся могут узнать: - жизненный цикл сосны; - многообразие голосеменных растений Мурманской области Учащиеся смогут научиться: - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими су-ши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, | Выполняют практическую работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека |
31. | Живые организмы | Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. | Урок формирование знаний и умений | | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. | Познавательные УУД: умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение описывать представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала. | Учащиеся должны знать: - основные понятия: «цветок», «плод», «жизненная форма растений» - особенности строения Цветковых растений Учащиеся должны уметь: - давать характеристику Цветковым растениям | Учащиеся могут узнать: - покрытосе-менные – гос-подствующая группа расте-ний, - редкие и ох-раняемые рас-тения Мурманской области Учащиеся смогут научиться: - уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освое-нием ими су-ши, - выявлять приспособления у растений к среде обита-ния, - различать ле-карственные и ядовитые растения. | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека |
32. | Живые организмы | Общее знакомство с цветковыми растениями. Многообразие цветковых растений. Растительный мир родного края | Урок применения знаний на практике | Практическая работа №8 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений» | Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | Познавательные УУД: умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции) Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Учащиеся должны знать: - многообразие цветковых растений; - растения Мурманской области, занесённые в Красную книгу - основные методы изучения растений; - происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: - объяснять происхождение растений и основные этапы развития расти-тельного мира. | Учащиеся могут узнать: - растительный мир Мурманской области Учащиеся смогут научиться: - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши. | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую. Готовят сообщения и презентации. |
33. | Живые организмы | Контрольно-обобщающий урок по теме «Многообразие цветковых растений» | Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | | | Познавательные УУД: умение обобщать полученные знания, формулировать выводы Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение работать в группе; умение аргументировать свою точку зрения | Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности цветковых растений; - разнообразие и распространение цветковых растений ; Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику цветковым растениям ; - объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека. | Учащиеся могут узнать: - многообразие покрытосеменных растений и их отличительные особенности Учащиеся смогут научиться: -характеризовать циклы развития высших растений | Работают с учебником и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Готовят сообщения и презентации «Многообразие цветковых растений и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) |
|
34. | Живые организмы | Обобщение пройденного материала по теме «Биология- наука о живых организмах» | Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | | | Познавательные УУД: умение анализировать полученную информацию, сравнивать объекты живой природы, обобщать материал, формулировать выводы Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Учащиеся должны знать: - роль биологии в познании окружающего мира; -основные признаки живого; -группы экологических факторов; - основные методы изучения растений Учащиеся должны уметь: - характеризовать значение биологии в практической деятельности людей; | | Работают с учебником и дидактическими материалами. Готовят сообщения «Значение биологических наук в практической деятельности людей» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) |
35. | Живые организмы | Обобщение пройденного материала по теме «Царства живой природы» | Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | | | Познавательные УУД: умение анализировать полученную информацию, сравнивать царства живой природы, обобщать материал, формулировать выводы Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп, умение аргументировать свою точку зрения | Учащиеся должны знать: - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; - особенности строения и жизнедеятельности лишайников; - роль растений в биосфере и жизни человека; - происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: - объяснять роль растений в биосфере; - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); - объяснять происхождение растений и основные этапы развития расти-тельного мира. | | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую. |