kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое планирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по УМК Пономаревой И.Н с УУД. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«тематическое планирование»

Рабочая программа по биологии 5 класса

1.Пояснительная записка

УМК:

1.Программа:И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова. Программа по биологии. //Рабочие программы. Биология 5-11 классы. Учебно-методическое пособие./ Автор:И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова. 3-е изд., стереотипное.-М: Вентана-Граф, 2014г.стр.16-33

2.Учебник: И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Биология 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Вентана-Граф, 2012г

Рабочая программа по биологии для 5 класса основной школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований крезультатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологическогообразования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальнымитребованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростоминформационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальныхвзаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённыеособенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрениярешения задач развития подростка, является интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологическогообразования как компонентасистемы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 5 классе являются:

•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,накопленных обществом в сфере биологической науки.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:

-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости иобъяснимости на основе достижений науки.

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамкахсамостоятельной деятельности вне школы.

-оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступкидругих людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Предметные результаты (цели предмета):

-осознание роли биологических процессов в развитии жизни;

-рассмотрение биологических процессов в развитии;

-использование знаний в быту;

-объяснять мир с точки зрения биологии (тесты и задачи);

-оценивать риск взаимоотношений человека и природы;

-оценивать поведение с точки зрения здорового образа жизни (тесты и задачи);

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология 5 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности , выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средствами достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений ( учебных успехов)

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основании и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поискинформации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде

всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

– осознание роли жизни;

– рассмотрение биологических процессов в развитии;

– использование биологических знаний в быту;

– объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемногодиалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.



3.Содержание учебного курса «Биология, 5 класс»

(35 часов, 1-час в неделю. Из них 1 час- резервное время).

Отличие живого от неживого (6 ч)

Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путём признака

органических веществ – обугливания при горении. Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: органические и неорганические вещества; их роль в организме. Белки, жиры, углеводы – важнейшие органические вещества, необходимые для жизни. Вода – необходимое условие жизни. Содержание воды и минеральных солей в живых организмах.Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов.Свойства живых организмов - обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост,развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология – наука о живом. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Раздражимость. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Экскурсия «Живая и неживая природа».Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Клеточное строение организмов ( 5 ч )

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие. Понятие об органоидах клетки. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды – органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие о ткани. Клеточное строение организмов. Устройство увеличительных приборов иправила работы с ними.Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений на микропрепаратах.Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Жизнедеятельность организмов (21 ч)

Продолжительность жизни разных организмов. Экспериментальные доказательства появления живого от неживого. Опыты Ф. Реди и ванГельмонта. Рост и развитие организмов.Размножение Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образованиезиготы. Оплодотворение. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении. Появление точных копий материнского организма при бесполом размножении. Бесполое и половое размножение у животных. Клетки, участвующие в половом и бесполом размножение животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Дождевой червь и виноградная улитка – гермафродиты. Миф о Гермафродите. Животные. Размножение, рост и развитие. Бесполое и половое размножение. Цветок, плод, семя – органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножение цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения. Растения. Рост, развитие и размножение. Половое размножение. Изучение органов цветкового растения. Бесполое размножение растений: частями, стебля, корня, листьями, усами и др. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян. Растения. Рост, развитие и размножение. Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл. Экспериментальные подтверждения образования растением органических веществ из неорганических (опыт ван Гельмонта). К.А. Тимирязев о значении зеленых растений на Земле. Растения , Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Взаимосвязь организмов и окружающей среды.Роль корней в жизни растений. Корень – орган минерального питания.Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники. Органы растений. Питание растений. Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей. Наблюдение за питанием домашних животных.

Экскурсия «Живые организмы зимой»

Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Приспособления живых организмов к различным средам обитания .Признаки паразитов. Роль паразитов в регулировании численности других организмов. Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктовпитания. Понятие о нитратах, их отрицательном влиянии на организм. Роль питания,транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.Вода – необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов.Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода – растворительвеществ, входящих в состав живого организма. Испарение воды листьями. Значение процессаиспарения всохранению воды. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле, жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию исохранению воды. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности.Пища – источник энергии, необходимой для жизни. Растения – преобразователи энергииСолнца, создатели органического вещества богатого энергией. Растительная пища – источникэнергии для растительноядных животных. Растительноядные как источник энергии дляхищника. Процесс питания как процесс получения энергии. Обмен веществ и превращенияэнергии – признак живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Взаимосвязь способовпитания растений и животных с их строением и образом жизни. Движения. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи – источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез. Регуляция процессов жизнедеятельности. Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятия о росте организма за счет деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах – источниках энергии. Среда – источник веществ и энергии.Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез.

Рост и развитие организмов. Дыхание – общее свойство живого. Понятие о газообмене. Рольорганов дыхания в обеспечении процесса газообмена. Экспериментальное доказательствоотличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма. Отличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха .Приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способдобывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическоеприменение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма.

Экскурсия «Живые организмы весной».

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Повторение (1 ч)

Итоговое тестирование (2 ч)

Задание на лето (1 ч)

Резервное время (1 ч)

5.Учебно-тематическое планирование 5 класс

Тема и тип урока

Демонстрационный материал

Дата

Коррекция

Раздел №1. Отличие живого от неживого (3 ч)

1

Введение. Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.

Урок –изучение нового.

Презентация

6.09.


2

Отличительные признаки живых организмов.

Комбинированный.

Маршрутный лист

13.09.


3

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент (комбинированный). Лабораторная работа №1. «Изучение строения увеличительных приборов». Урок изучения нового

Маршрутный лист

20.09.


Раздел №2.Клеточное строение организмов ( 5 ч )

4

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений».

Комбинированный

Маршрутный лист

27.09.


5

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме (комбинированный).

Презентация

04.10.


6

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организма.

(комбинированный).

Маршрутный лист

11.10.


7

Биология как наука. Подведем итоги. Урок-обобщение).

Тесты

18.10.


8

Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств природы (урок-изучения нового).

Маршрутный лист

25.10.


Раздел №3. Жизнедеятельность организмов (21 ч)

9

Бактерии. Многообразие бактерий.

(комбинированный).

Презентация

08.11.


10

Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии – возбудители заболеваний. Роль бактерий в природе и жизни человека. Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Урок изучения нового

Иллюстрации, маршрутный лист

15.11.


11

Итоговый мониторинг за первое полугодие ( тестирование).

Урок контроля знаний.

Тестовые задания

22.11.


12

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений».

Комбинированный

Маршрутный лист

29.11.


13

Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №4. «Наблюдение за передвижением животных».

Комбинированный.

Презентация, набор открыток

6.12.


14

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Урок применения знаний.

Маршрутный лист

13.12.


15

Грибы. Многообразие грибов. (комбинированный).

Маршрутный лист

20.12.


16

Многообразие и значение грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Урок применения знаний.

Презентация

27.12.


17

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.(комбинированный).

Тесты

10.01.


18

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека. Урок применения знаний.

Набор открыток

17. 01.


19

Многообразие живых организмов. Урок контроля знаний


24.01.


20

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Урок-изучения нового.

Маршрутный лист

31.01.


21

Влияние экологических факторов на организмы.

Комбинированный.

Маршрутный лист

07.02.


22

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Комбинированный

Маршрутный лист

14.02.


23

Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии.

Комбинированный.

Видеозапись

21.02.


24

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания. Комбинированный.

Тесты

28.02.


25

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания.

Комбинированный.

Маршрутный лист

07.03.


26

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания.

Комбинированный


14.03.


27

Жизнь организмов в морях и океанах.

Комбинированный.

Маршрутный лист

21.03.


28

Обобщение по теме «Жизнь организмов на планете Земля». Урок-обобщение.

Тесты

04.04.


29

Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среды обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление.

Урок-изучения нового.

Маршрутный лист

11.04.


30

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

Комбинированный.

Презентация

18.04.


31

Итоговый мониторинг за год (тестирование).

Урок-обобщения.

Тестовые задания

25.04.


32

Последствия деятельности человека в экосистемах

Комбинированный.

Презентация

02.05.


33

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

Урок изучения и закрепления знаний

Маршрутный лист

16.05.


34

Задания на лето. Заключительный урок.


23.05.


35

Экскурсия «Весенние явления в природе». Урок-экскурсия.


30.05.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
тематическое планирование

Автор: Кемжаева Екатерина Николаевна

Дата: 04.10.2016

Номер свидетельства: 347382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "календарно тематическое планирование по изобразительному искусству в 1 классе"
    ["seo_title"] => string(85) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "264807"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449767788"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Тематическое планирование по информатике и ИКТ 5-11 классы "
    ["seo_title"] => string(64) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-informatikie-i-ikt-5-11-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "165706"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422860492"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Календарно-тематическое планирование 7 класс ФГОС УМК И.Л.Бим"
    ["seo_title"] => string(58) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniie7klassfgosumkilbim"
    ["file_id"] => string(6) "309178"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458749555"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Календарно-тематическое планирование по химии 11 класс.  (1 час в неделю). "
    ["seo_title"] => string(80) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-khimii-11-klass-1-chas-v-niedieliu"
    ["file_id"] => string(6) "147136"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419332563"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Календарно-тематическое планирование по изодеятельности 2 класс "
    ["seo_title"] => string(72) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-izodieiatiel-nosti-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "108150"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403592036"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства