Просмотр содержимого документа
«тематическое планирование»
Рабочая программа по биологии 5 класса
1.Пояснительная записка
УМК:
1.Программа:И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова. Программа по биологии. //Рабочие программы. Биология 5-11 классы. Учебно-методическое пособие./ Автор:И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова. 3-е изд., стереотипное.-М: Вентана-Граф, 2014г.стр.16-33
2.Учебник: И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Биология 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Вентана-Граф, 2012г
Рабочая программа по биологии для 5 класса основной школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований крезультатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологическогообразования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальнымитребованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростоминформационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальныхвзаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённыеособенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрениярешения задач развития подростка, является интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологическогообразования как компонентасистемы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 5 классе являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,накопленных обществом в сфере биологической науки.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:
-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости иобъяснимости на основе достижений науки.
-осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамкахсамостоятельной деятельности вне школы.
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступкидругих людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Предметные результаты (цели предмета):
-осознание роли биологических процессов в развитии жизни;
-рассмотрение биологических процессов в развитии;
-использование знаний в быту;
-объяснять мир с точки зрения биологии (тесты и задачи);
-оценивать риск взаимоотношений человека и природы;
-оценивать поведение с точки зрения здорового образа жизни (тесты и задачи);
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология 5 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности , выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средствами достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений ( учебных успехов)
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основании и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поискинформации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии;
– использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемногодиалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
3.Содержание учебного курса «Биология, 5 класс»
(35 часов, 1-час в неделю. Из них 1 час- резервное время).
Отличие живого от неживого (6 ч)
Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путём признака
органических веществ – обугливания при горении. Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: органические и неорганические вещества; их роль в организме. Белки, жиры, углеводы – важнейшие органические вещества, необходимые для жизни. Вода – необходимое условие жизни. Содержание воды и минеральных солей в живых организмах.Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов.Свойства живых организмов - обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост,развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология – наука о живом. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Раздражимость. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Экскурсия «Живая и неживая природа».Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Клеточное строение организмов ( 5 ч )
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие. Понятие об органоидах клетки. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды – органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие о ткани. Клеточное строение организмов. Устройство увеличительных приборов иправила работы с ними.Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений на микропрепаратах.Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Жизнедеятельность организмов (21 ч)
Продолжительность жизни разных организмов. Экспериментальные доказательства появления живого от неживого. Опыты Ф. Реди и ванГельмонта. Рост и развитие организмов.Размножение Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образованиезиготы. Оплодотворение. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении. Появление точных копий материнского организма при бесполом размножении. Бесполое и половое размножение у животных. Клетки, участвующие в половом и бесполом размножение животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Дождевой червь и виноградная улитка – гермафродиты. Миф о Гермафродите. Животные. Размножение, рост и развитие. Бесполое и половое размножение. Цветок, плод, семя – органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножение цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения. Растения. Рост, развитие и размножение. Половое размножение. Изучение органов цветкового растения. Бесполое размножение растений: частями, стебля, корня, листьями, усами и др. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян. Растения. Рост, развитие и размножение. Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл. Экспериментальные подтверждения образования растением органических веществ из неорганических (опыт ван Гельмонта). К.А. Тимирязев о значении зеленых растений на Земле. Растения , Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Взаимосвязь организмов и окружающей среды.Роль корней в жизни растений. Корень – орган минерального питания.Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники. Органы растений. Питание растений. Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей. Наблюдение за питанием домашних животных.
Экскурсия «Живые организмы зимой»
Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Приспособления живых организмов к различным средам обитания .Признаки паразитов. Роль паразитов в регулировании численности других организмов. Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктовпитания. Понятие о нитратах, их отрицательном влиянии на организм. Роль питания,транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.Вода – необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов.Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода – растворительвеществ, входящих в состав живого организма. Испарение воды листьями. Значение процессаиспарения всохранению воды. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле, жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию исохранению воды. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности.Пища – источник энергии, необходимой для жизни. Растения – преобразователи энергииСолнца, создатели органического вещества богатого энергией. Растительная пища – источникэнергии для растительноядных животных. Растительноядные как источник энергии дляхищника. Процесс питания как процесс получения энергии. Обмен веществ и превращенияэнергии – признак живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Взаимосвязь способовпитания растений и животных с их строением и образом жизни. Движения. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи – источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез. Регуляция процессов жизнедеятельности. Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятия о росте организма за счет деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах – источниках энергии. Среда – источник веществ и энергии.Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез.
Рост и развитие организмов. Дыхание – общее свойство живого. Понятие о газообмене. Рольорганов дыхания в обеспечении процесса газообмена. Экспериментальное доказательствоотличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма. Отличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха .Приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способдобывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическоеприменение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма.
Экскурсия «Живые организмы весной».
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Повторение (1 ч)
Итоговое тестирование (2 ч)
Задание на лето (1 ч)
Резервное время (1 ч)
5.Учебно-тематическое планирование 5 класс
№
Тема и тип урока
Демонстрационный материал
Дата
Коррекция
Раздел №1. Отличие живого от неживого (3 ч)
1
Введение. Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Урок –изучение нового.
Презентация
6.09.
2
Отличительные признаки живых организмов.
Комбинированный.
Маршрутный лист
13.09.
3
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент (комбинированный). Лабораторная работа №1. «Изучение строения увеличительных приборов». Урок изучения нового
Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений».
Комбинированный
Маршрутный лист
27.09.
5
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме (комбинированный).
Презентация
04.10.
6
Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организма.
(комбинированный).
Маршрутный лист
11.10.
7
Биология как наука. Подведем итоги. Урок-обобщение).
Тесты
18.10.
8
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств природы (урок-изучения нового).
Маршрутный лист
25.10.
Раздел №3. Жизнедеятельность организмов (21 ч)
9
Бактерии. Многообразие бактерий.
(комбинированный).
Презентация
08.11.
10
Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии – возбудители заболеваний. Роль бактерий в природе и жизни человека. Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Урок изучения нового
Иллюстрации, маршрутный лист
15.11.
11
Итоговый мониторинг за первое полугодие ( тестирование).
Урок контроля знаний.
Тестовые задания
22.11.
12
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений».
Комбинированный
Маршрутный лист
29.11.
13
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №4. «Наблюдение за передвижением животных».
Комбинированный.
Презентация, набор открыток
6.12.
14
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Урок применения знаний.
Маршрутный лист
13.12.
15
Грибы. Многообразие грибов. (комбинированный).
Маршрутный лист
20.12.
16
Многообразие и значение грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Урок применения знаний.
Презентация
27.12.
17
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.(комбинированный).
Тесты
10.01.
18
Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека. Урок применения знаний.
Набор открыток
17. 01.
19
Многообразие живых организмов. Урок контроля знаний
24.01.
20
Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Урок-изучения нового.
Маршрутный лист
31.01.
21
Влияние экологических факторов на организмы.
Комбинированный.
Маршрутный лист
07.02.
22
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Комбинированный
Маршрутный лист
14.02.
23
Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии.
Комбинированный.
Видеозапись
21.02.
24
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания. Комбинированный.
Тесты
28.02.
25
Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания.
Комбинированный.
Маршрутный лист
07.03.
26
Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания.
Комбинированный
14.03.
27
Жизнь организмов в морях и океанах.
Комбинированный.
Маршрутный лист
21.03.
28
Обобщение по теме «Жизнь организмов на планете Земля». Урок-обобщение.
Тесты
04.04.
29
Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среды обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление.
Урок-изучения нового.
Маршрутный лист
11.04.
30
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.
Комбинированный.
Презентация
18.04.
31
Итоговый мониторинг за год (тестирование).
Урок-обобщения.
Тестовые задания
25.04.
32
Последствия деятельности человека в экосистемах
Комбинированный.
Презентация
02.05.
33
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.
Урок изучения и закрепления знаний
Маршрутный лист
16.05.
34
Задания на лето. Заключительный урок.
23.05.
35
Экскурсия «Весенние явления в природе». Урок-экскурсия.