Дата | Тема урока | Цели уроков | Ожидаемый результат | Виды работ | Ресурсы | Оценивание | Рефлексия |
Введение 1 час | |
1 | Общая биология в системе естественно - научных дисциплин, её цель и задачи. Экскурсия №1 на природу для ознакомления с многообразием живого мира. | Познакомить с задачами и содержанием курса «Общая биология», сформировать четкое представление о современных проблемах общей биологии и понимание актуальности биологических исследований для человека и общества, сформировать знания об основных методах биологического исследования. | Знакомятся с задачами и содержанием курса «Общая биология, понимают актуальность биологических исследований для человека и общества, обсуждают перспективы и значение изучения курса. | Презентация, индивидуальная работа, экскурсия, эвристическая беседа. | Натуральные объекты, коллекции, таблицы, фото | Формативное | Консультирова-ние |
Раздел I. Клетка – единица живого (14 часов). Глава I. Химический состав клетки (5 часов). | |
1 | Предмет и задачи цитологии. Клетка - элементарная единица жизни, неорганические вещества клетки. | Продолжить формирование знаний о клетке, раскрывая сущность цитологии, ее задач. | Знают что такое цитология, умеют характеризовать клетку как структурную, функциональную и генетическую единицу организма, умеют объяснить значение неорганических веществ в клетке. | Работа в парах | Учебники, таблицы. | Взаимное | Синквейн |
2 | История открытия клетки. Клеточная теория – величайшее открытие ХIХ века. | Познакомить учащихся с историей формирования знаний о клетке, сформировать знания об истории создания клеточной теории, ее современных положениях, методах изучения клетки и ее органелл; развить понятие о клеточном уровне жизни. | Знают основные этапы развития цитологии, ученых, изучавших клетку и сформулировавших клеточную теорию. | Презентация, работа в группах, сообщения | Таблицы, презентация | Взаимное | Конструктивная таблица "Знаю – узнал - хочу узнать" |
3 | Углеводы и липиды. | Познакомить учащихся с общей характеристикой молекулярного уровня, с понятиями «биополимер», их ролью в живом организме, продолжить формирование знаний об органических веществах – углеводах и липидах. | Понимают роль биополимеров в жизни организмов, систематизируют знания об органических веществах – углеводах и липидах, умеют их классифицировать и характеризовать. | Работа в парах – составление опорного конспекта, обсуждение | Презентация, учебник | Самооценивание | «Мишень» |
4 | Единство химического состава. Белки. | Продолжить формирование знаний об органических веществах – белках, выяснить особенности строения белковой молекулы и ее свойства и функции белка. | Систематизируют знания об органических веществах – белках, умеют характеризовать их особенности и функции. | Работа в парах – составление опорного конспекта, обсуждение | Презентация, учебник | Взаимное | «Спираль» |
5 | Органические вещества: нуклеиновые кислоты, АТФ. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Лабораторная работа № 1. Каталитическая активность ферментов в живых тканях. | Продолжить формирование знаний об органических веществах – нуклеиновых кислотах, АТФ, ферментах. | Систематизируют знания об органических веществах – нуклеиновых кислотах, АТФ, ферментах. | Работа в парах - лабораторная | Лабораторное оборудование и инструменты | Суммативное | Оформление своих наблюдений |
Глава II. Структура и функции клетки (3 часа). | |
1 | Клеточные структуры, их функции. Лабораторная работа № 2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука. | Сформировать знания об особенностях строения клеток эукариот, совершенствовать умение работы с текстом, рисунками, таблицами | Систематизируют и углубляют знания о строении эукариотической клетки, умеют работать с текстом, таблицами, рисунками. | Работа в парах - лабораторная, индивидуально, презентация | Микроскоп, временные микропрепараты кожицы лука, рисунки | Суммативное | Оформление своих наблюдений |
2 | Ядро, его строение и функция. | Сформировать у учащихся представление о ядре клетки, как о функциональном центре, руководящем процессами обмена веществ, размножения и развития. | Понимают роль ядра в клетке, руководствуясь знаниями о его строении. Быстро ориентируются в ситуации, грамотно формулируют вопросы, предполагают, делают выводы. | Индивидуальная – подготовка вопросов любому ученику, опрос по «цепочке» | Таблицы, учебник, модель, магнитная модель-апликация | Взаимное | «Да» - «Нет» |
3 | Клетки прокариот и эукариот, особенности их строения. Лабораторная работа № 3. Строение растительной, животной и бактериальной клеток. Найти различия в их строении. | Выявить характерные признаки клеток прокариот и эукариот, показать в сравнении преимущества эукариотических клеток в ходе эволюции. | Знают особенности строения клеток прокариот и эукариот, умеют различать их, анализировать материал и обобщать знания. | Работа в парах - лабораторная, индивидуальная, презентация | Микроскоп, готовые микропрепараты | Суммативное | Оформление своих наблюдений |
Глава III. Обеспечение клеток энергией (2 часа). | |
1 | Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах - фотосинтез. | Продолжить развитие у учащихся понятия о фотосинтезе, как об одном из способов автотрофного питания организмов, научить выявлять причинно-следственные связи, лежащие в основе процесса фотосинтеза и составляющие сущность его световой и темновой фаз. | Систематизируют и углубляют знания об обмене веществ в клетке. Понимают важность полученных знаний в практической жизни человека и деятельности по охране природы. | Работа в группах, презентация | Таблицы, презентация, флеш-анимация | Формативное, взаимное | «Лист» |
2 | Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ – дыхание. | Сформировать у учащихся правильное представление о двух этапах внутриклеточного энергетического обмена: бескислородном и кислородном, научить сравнивать этапы и выявлять причины их сходства и различия. | Знают два этапа внутриклеточного энергетического обмена, умеют их сравнивать и выявлять причины сходства и различия. | Работа в группах, презентация | Таблицы, презентация, флеш-анимация | Взаимное, Суммативное | «Ромашка» |
Глава IV. Наследственная информация и реализация её в клетке (4 часа). | |
1 | Генетическая информация. | Рассмотреть способы передачи и хранения генетической информации, начать знакомить учащихся с генетическим кодом и расшифровкой генома человека. | Знают способы передачи и хранения генетической информации, умеют анализировать информацию, делать выводы. | Работа в парах, презентация | Презентация, эвристическая беседа | Формативное | «Интерьвью» |
2 | Генетический код. ДНК – матрица для биосинтеза белка. | Углубить знания о метаболизме клеток путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка, продолжить формирование знаний о хранении информации о белках в ДНК, познакомить с понятием «генетический код» и основными его свойствами с позиций единства происхождения всех живых организмов Земли. | Систематизируют и углубляют знания о генетическом коде, о ДНК, умеют обобщать и делать выводы. | Работа в группах, презентация | Таблицы, рисунки, схемы, фото | Самооценка, взаимооценка | «Конверты» |
3 | Этапы биосинтеза белка. Транскрипция. | Начать формирование знаний об этапах биосинтеза белка. Рассмотреть особенности транскрипции у эукариот как одного из этапов биосинтеза белка. | Получают представление о биосинтезе белка, пластическом обмене, понимают важность биосинтеза белка для жизни организма и влияния факторов окружающей среды на этот процесс. | Работа в группах, презентация | Таблицы, рисунки, схемы, фото | Формативное, взаимное | «Воздушный шар» |
4 | Этапы биосинтеза белка. Трансляция. Обобщающее повторение. | Продолжить формирование знаний о механизмах биосинтеза белка на примере транскрипции; показать роль транспортных РНК в процессе биосинтеза белка; раскрыть механизмы матричного синтеза полипептидной цепи на рибосомах. | Знают об основных этапах биосинтеза белка, механизмах матричного синтеза, умеют обобщать материал и делать выводы. | Работа в группах, презентация | Таблицы, рисунки, схемы, фото | Суммативное, взаимооценка | «Альпинист» |
Раздел II. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов). Глава V. Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого (4 часа). | |
1 | Митоз как основа бесполого размножения, его фазы. Биологическая сущность митоза. | Обеспечить учащихся знаниями об особенностях непрямого деления клетки – митозе, о подготовке клетки к делению и его фазах, убедить учащихся в том, что деление клетки является основой размножения и индивидуального развития организма. | Углубляют знания о жизненном цикле клетки, понимают значение митоза для нормального функционирования организма – митоз обеспечивает рост организма и обновление его клеток. | Работа в группах, презентация | Таблицы, рисунки, презентация | Само - , взаимооценивание | «Солнце» |
2 | Мейоз и его биологическая сущность. Фазы мейоза. | Сформировать новые понятия о мейозе и его биологическом значении. Продолжить формирование умений работать с текстом, рисунками. | Знают характерные особенности мейоза, умеют сравнивать его с митозом, различают черты сходства и различия, анализируют, делают выводы. | Работа в парах, презентация | Модель, таблицы, рисунки | Формативное, само и взаимооценивание | «Волны» |
3 | Формы размножения организмов. Типы бесполого размножения. Половое размножение. | Углубить знания о способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов. | Знают способы бесполого размножения, умеют систематизировать информацию, обсуждать проблему, строить схемы. | Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров | Таблицы, фото, видеофрагменты, карточки-задания | Формативное, само и взаимооценивание | «Медузы» |
4 | Гаметогенез и оплодотворение у животных и цветковых растений. Биологическое значение. | Сформировать новые знания об особенностях сперматогенеза, овогенеза, строения половых клеток. Углубить знания о половом размножении и процессе оплодотворения у животных и растений; сформулировать новые знания о формах полового размножения, показать взаимосвязь между методом оплодотворения и митозом и их роль в сохранении постоянства числа хромосом и наследственных признаков вида при размножении. | Знают новые термины, умеют характеризовать процессы, происходящие в период оплодотворения. | Работа в парах, презентация | Таблицы, схемы | Самооценка | Мини-сообщение |
Глава VI. Индивидуальное развитие организмов (2 часа). | |
1 | Элементарное понятие индивидуального развития организмов. | Сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов, основных стадиях эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типах постэмбрионального развития. | Знают особенности стадий эмбрионального развития организмов, выполняют задания, обсуждают проблему, работают с текстом и рисунками учебника. | Работа в парах, презентация, эвристическая беседа | Таблицы, фото, видеофрагменты, карточки-задания | Суммативное | Эссе |
2 | Организм как единое целое. Влияние внешних условий на раннее развитие организмов. | Показать вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. | Умеют анализировать дополнительный материал, систематизировать полученные знания. | Работа в группах, сообщения | Таблицы, видеофрагменты | Взаимное | Пресс-конференция |
Раздел III. Основы генетики и селекции (13 часов). Глава VII. Основные закономерности наследственности (5 часов) | |
1 | Краткая история развития генетики. Основные генетические понятия и законы. | Познакомить учащихся с предметом генетики, некоторыми ее достижениями, значением для практики, для развития медицины и различных областей биологии; пробудить у учащихся интерес к предмету, желание больше узнать о нем; научить правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом. | Получают представление об истории развития генетики, ее методах, закрепляют знание терминов. | Работа в группах, презентация | Таблицы, рисунки | Формативное | «Лист возможностей» |
2 | Закон доминирования. Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 1. Решение простейших генетических задач. | Сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов, анализирующем скрещивании, познакомить с сущностью первого и второго законов Менделя, неполного доминирования на примере промежуточного наследования признаков, научить использовать знания основных понятий генетики открытых Г.Менделем для объяснения законов, решения генетических задач, умения записывать схемы скрещивания; способствовать развитию познавательного интереса к изучению проблем генетики. | Знают новые понятия и термины, умеют решать генетические задачи, записывать схемы скрещивания, анализировать полученные результаты, делать выводы. | Работа в парах, презентация | Таблицы, задачники | Взаимное | «Ступени» |
3 | Дигибридное скрещивание. Независимое наследование. | Сформировать знания о дигибридном скрещивании, закон независимого наследования признаков Г.Менделя; научить учащихся использовать специальную систему записи результатов скрещивания; показать на примерах, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания | Узнают о независимом наследовании признаков, умеют оформлять генетические задачи, дают формулировки законов Менделя. | Работа в парах, презентация | Таблицы, задачники | Суммативное | «Горячий стул» |
4 | Сцепленное наследование генов. Неаллельное взаимодействие генов. Влияние условий среды на качественные и количественные признаки. | Сформулировать у учащихся представление о сцепленном наследовании, группах сцепления – расположенных в одной хромосоме, генах, о законе сцепленного наследования Моргана; объяснить причины нарушения сцепления между генами, продолжить формирование навыков решения генетических задач. | Знают, чем определяется пол организмов и причину наследования признаков, сцепленных с полом. Анализируют информацию, обсуждают, обобщают. | Индивидуальная работа, эвристическая беседа | Таблицы, задачники | Самооценка | «Альпинист» |
5 | Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни человека. Практическая работа № 2. Составление своей родословной. | Сформировать знания об основных типах взаимодействия аллельных и неаллельных генов на примерах, известных генетической науке; расширить знания о гене и его свойствах, генотипе как системе взаимодействующих генов; подвести к пониманию того, что соотношения между геном и признаком на самом деле гораздо сложнее и не столь однозначны, как это казалось вначале; продолжить формирование навыков решения генетических задач. | Узнают методы и значение изучения генетики человека. Закрепляют умения по решению генетических задач и получают представление о составлении родословной. Систематизируют и обобщают знания по закономерностям наследственности. | Работа в группах, презентация, сообщения | Видеосюжеты, фото. | Суммативное | «Веер» |
Глава VIII. Закономерности изменчивости (4 часа). | |
1 | Типы наследственной изменчивости. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Лабораторная работа № 4. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой модификационной изменчивости. | Расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования признаков организмов; познакомить учащихся с понятиями «модификационная» и «мутационная» изменчивости. | Углубляют и обобщают знания о наследственной изменчивости. Знают и умеют строить вариационный ряд и кривую модификационной изменчивости. | Работа в парах - лабораторная, презентация | Таблицы, рисунки, презентация | Формативное | Оформление своих наблюдений |
2 | Экспериментальное получение мутаций. Лабораторная работа № 5. Изменчивость организмов. | Усвоить характеристику наследственной изменчивости; сформулировать знания о типах мутаций и частоте их появления, значении мутаций; научить определять форму изменчивости по ее характеристикам, сравнивать их друг с другом, приводить примеры, иллюстрирующие проявления каждой из них. | Знают характерные признаки наследственной изменчивости, типы мутаций, умеют определять форму изменчивости, сравнивать, иллюстрировать примерами. | Работа в парах, презентация | Таблицы, коллекции, гербарии | Формативное | «Молния» |
3 | Методы изучения наследственности человека. | Сформировать у учащихся знания о значении генетики для медицины и здравоохранения, познакомить с основными методами изучения наследственности человека и результатами их практического использования. | Знают о значении генетики для медицины, методы изучения наследственности человека, умеют анализировать. | Работа в группах, презентация | Таблицы, рисунки, фото, видеофрагменты | Взаимное | Эссе |
4 | Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование. Обобщающее повторение. | Показать необходимость генетических знаний для прогнозирования появления наследственных болезней у человека и их ранней диагностики. Обобщить и систематизировать знания. | Обсуждают, анализируют и обобщают знания о необходимости медико-генетического консультирования. | Работа в группах, презентация | фото, видеофрагменты | Суммативное | «Дерево знания» |
Глава IX. Генетика и селекция (4 часа). | |
1 | Одомашнивание как начальный этап селекции. | Сформировать первоначальные знания о селекции как науке, определить цели и задачи науки селекции. Познакомить учащихся с предковыми формами сельскохозяйственных растений и животных. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать. | Знают о селекции, ее целях, задачах и особенностях, как науки. Умеют анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать. | Работа в парах, презентация, сообщения | Таблицы, фотографии | Взаимооценка | «Зоологическое домино» |
2 | Методы современной селекции. | Сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с растениями и животными и их использовании в сельскохозяйственной практике; дать учащимся новые понятия о гетерозисе, инбридинге, особенностях отдаленной гибридизации; отрабатывать умения применять знания закономерностей наследственности и изменчивости для обоснования методов селекции. | Знают основные методы селекции растений и животных, новые термины и понятия, умеют применять знания на практике. | Работа в группах, презентация | Таблицы, рисунки | Формативное, взаимооценивание | «Лист клевера» |
3 | Родственные скрещивания и их значение в селекции. Центры происхождения. Особенности селекции грибов и микроорганизмов. | Познакомить учащихся с центрами происхождения культурных растений и домашних животных, научить находить их по географической карте; сформировать уважительное отношение к труду ученых-селекционеров на примере научной деятельности Н.И.Вавилова. Рассмотреть особенности селекции микроорганизмов и их использования в хозяйственной деятельности человека. Сформировать знания о биотехнологии и ее направлениях. | Углубляют и систематизируют знания о центрах происхождения культурных растений и домашних животных, уважительно относятся к труду селекционеров, оценивают важность и необходимость работы селекционеров для сельского хозяйства. Знают новые термины и понятия. | Работа в группах, презентация | Таблицы | Суммативное | «Монетки» |
4 | Успехи современной селекции. Новейшие селекционные методы. Лабораторная работа № 6. Фенотипы местных сортов растений. | Показать учащимся достижения отечественной селекции и дальнейшие перспективы развития этой области науки и практики. Отработать умение сравнивать сорта, породы, формы отбора и формулировать выводы. | Знают достижения отечественных селекционеров и перспективы развития селекции. Умеют сравнивать, анализировать и обобщать. | Работа в группах, презентация | Видеосюжеты, фотографии, гербарии, коллекции семян, плодов | Взаимное | Оформление своих наблюдений |
Раздел IV. Эволюция (23 часа). Глава X. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (4 часа). | |
1 | Возникновение и развитие эволюционных представлений. | Обогатить знания учащихся об историческом прошлом биологической науки, познакомить с сущностью эволюционных представлений разных ученых. Развить умение анализировать взгляды и утверждения ученых прошлого. | Знают суть эволюционных представлений ученых прошлого, умеют анализировать их взгляды и утверждения. | Работа в парах, презентация, сообщения | Видеосюжеты, фотографии | Взаимное | «Смайлики» |
2 | Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. | Сформировать представление о предпосылках возникновения дарвинизма и основных положениях эволюционного учения Ч.Дарвина; научить использовать логику науки при обсуждении эволюционных идей; убедить учащихся в том, что эволюционное учение Ч.Дарвина имеет большую мировоззренческую ценность в наши дни. | Систематизируют и углубляют знания о факторах эволюции, обсуждают проблему, анализируют и структурируют информацию, привлекают личный опыт. | Работа в группах, презентация. | Видеосюжеты, фотографии | Взаимное, формативное | Конструктивная таблица "Знаю – узнал - хочу узнать" |
3 | Доказательства эволюции органического мира. | Познакомить учащихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; Сформировать умение использовать данные палеонтологии, сравнительной анатомии, биогеографии, эмбриологии, молекулярной биологии для доказательства эволюции; научить объективно оценивать степень убедительности этих доказательств. | Знают новые понятия и термины, умеют использовать доказательства эволюционного процесса, используя примеры из различных разделов биологии. Анализируют информацию, систематизируют, обобщают. | Работа в группах, презентация. | Рисунки, схемы, рельефные таблицы | Взаимное, формативное | «Ладошки» |
4 | Вид. Критерии вида. Популяция. Лабораторная работа № 7. Морфологические особенности растений различных видов. | Сформировать у учащихся представление о биологическом виде и популяции как элементарной единице эволюции; научить школьников правильно использовать знания о критериях вида и процессе изучения натуральных биологических объектах | Узнают критерии вида, его структуру, понятие популяции, ее характеристики. Анализируют определения, образцы, делают выводы. | Работа в парах – лабораторная | Рисунки, фото, коллекции, гербарии. | Суммативное | Оформление своих наблюдений |
Глава XI. Механизмы эволюционного процесса (7 часов). | |
1 | Роль изменчивости в эволюционном процессе. | Сформировать у учащихся систему знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе; научить школьников определять форму изменчивости по ее существенным характеристикам, используя свои знания при работе с конкретными биологическими объектами. | Знают новые понятия и термины, определяют форму изменчивости по ее существенным характеристикам, используя свои знания при работе с конкретными биологическими объектами, убеждены в том, что наследственная изменчивость имеет большое значение для эволюционного процесса. | Работа в парах, презентация | Таблицы, схемы, коллекции | Взаимооценивание | «Пирамида» |
2 | Борьба за существование. | Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование, которые осуществляются в природе; научить школьников правильно определять формы борьбы за существование, сравнивать их друг с другом. | Знают формы борьбы за существование, умеют иллюстрировать их примерами, сравнивать, обобщать. | Работа в группах, презентация, сообщения, постеры | Видеосюжеты, фото, рисунки | Взаимооценивание, суммативное | «Зонтик» |
3 | Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. | Сформировать у учащихся систему знаний о естественном отборе и его роли в эволюции. | Убеждены в том, что естественный отбор является основной и направляющей движущей силой эволюционного процесса. | Индивидуальная работа, презентация | Видеосюжеты, фото, рисунки | Формативное | Синквейн |
4 | Формы естественного отбора в популяциях. | Научить сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом и правильно определять их по сущностным характеристикам. | Углубляют знания о естественном отборе. Умеют определять различные формы естественного отбора, анализируют, обобщают. | Работа в группах, презентация | Таблицы, схемы, рисунки | Формативное, взаимное | «Архивариус» |
5 | Дрейф генов. Популяционные волны. Изоляция. | Продолжить формирование знаний у учащихся о факторах эволюции, случайным образом изменяющих частоты генов и генотипов в популяции, определить их роль в процессе эволюции. | Знают новые понятия и термины, умеют определять роль факторов эволюции в процессе исторического развития. Анализируют, делают выводы. | Индивидуальная, презентация | Таблицы, схемы, рисунки | Формативное | «Шпаргалка» |
6 | Приспособленность организмов. Лабораторная работа № 8. Приспособленность организмов. | Рассмотреть с учащимися факты разнообразных приспособлений к среде обитания у растений и животных; научить школьников выявлять приспособления к среде обитания у различных биологических объектов (на конкретных примерах); сформировать материалистическое представление о механизме возникновения приспособлений у растений и животных. | Расширяют и систематизируют знания о приспособительных особенностях организма. Анализируют информацию, делают выводы. | Работа в парах - лабораторная | Фото, рисунки, коллекции, гербарии | Суммативное | Оформление своих наблюдений |
7 | Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Лабораторная работа № 9. Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых. | Сформировать знания о механизмах видообразования, ознакомить с главными путями и направлениями эволюционного процесса; научить правильно сравнивать различные направления и пути эволюции. | Знают новые понятия и термины, обогащают знания о главных направлениях эволюции, понимают многоплановость эволюционного процесса | Работа в парах - лабораторная | Фото, рисунки, коллекции, гербарии | Суммативное | Оформление своих наблюдений |
Глава XII. Возникновение жизни на Земле (2 часа). | |
1 | Развитие представлений о возникновении жизни. | Познакомить учащихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле. | Знают разные взгляды ученых на проблему возникновения жизни на Земле. Умеют высказывать свое мнение, аргументировать его, доказывать свою правоту. | Работа в группах презентация, сообщения | Таблицы, видеофильм | Взаимооценивание | «Яблоко знаний» |
2 | Современные взгляды на возникновение жизни. | Продолжить формирование знаний учащихся о возникновении жизни на Земле, об условиях, способствующих возникновению живого из неживого, о возникновении планеты Земля; познакомить с основными постулатами теории Опарина-Холдейна. | Знают основные постулаты теории Опарина-Холдейна, иллюстрируют примерами, систематизируют знания, обобщают. | Презентация, сообщения | Фото, рисунки, схемы | Суммативное | «Улыбка» |
Глава XIII. Развитие жизни на Земле (6 часов). | |
1 | Развитие жизни в криптозое. Геологическая летопись Земли. Архей. Развитие жизни в протерозое. | Сформировать новые знания о понятии «криптозой». Познакомить учащихся с основными ароморфозами у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую и протерозойскую эры. Научить выявлять и обосновывать значение для эволюции тех ароморфозов у микроорганизмов, растений и животных, которые возникли в эти эры. Убедить в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. | Запоминают основные этапы развития жизни на Земле, последовательность периодов развития органического мира. Знают основные ароморфозы живых организмов в архее и протерозое, глобальные климатические изменения, происходившие в это время. | Работа в группах, презентация | Таблицы, коллекции | Формативное, взаимооценивание | «Винтовая лестница» |
2 | Развитие жизни в палеозое. | Сформировать знания об основных ароморфозах у животных и растений, возникших в палеозойскую эру. Научить школьников правильно обосновывать эволюционное значение основных итогов развития жизни в палеозое. Убедить учащихся в том, что процесс исторического развития организмов в палеозойскую эру подчинялся естественным биологическим закономерностям и может быть объяснен с материалистических позиций. | Углубляют и систематизируют знания о развитии жизни в палеозое, анализируют информацию, заполняют таблицу, обсуждают, делают выводы. | Работа в группах, презентация | Таблицы, коллекции | Формативное, взаимооценивание, самооценивание | «Цветные карандаши» |
3 | Жизнь в мезозое. | Сформировать знания об основных ароморфозах у животных и растений, возникших в мезозойскую эру. Научить школьников правильно обосновывать эволюционное значение основных итогов развития жизни в мезозое. Убедить учащихся в том, что процесс исторического развития организмов в мезозойскую эру подчинялся естественным биологическим закономерностям и может быть объяснен с материалистических позиций. | Углубляют и систематизируют знания о развитии жизни в мезозое, используют различную информацию, выделяют главное, высказывают свое мнение. | Работа в группах, презентация | Таблицы, коллекции | Формативное, взаимооценивание, самооценивание | ЗУХ |
4 | Жизнь в кайнозое. Многообразие органического мира | Сформировать знания у учащихся об основных ароморфозах у животных и растений, возникших в кайнозойскую эру. Научить школьников правильно обосновывать эволюционное значение основных итогов развития жизни в кайнозое. Убедить учащихся в том, что процесс исторического развития организмов в кайнозойскую эру подчинялся естественным биологическим закономерностям и может быть объяснен с материалистических позиций. | Углубляют и систематизируют знания о развитии жизни в кайнозое, формулируют выводы, сравнивают имеющиеся знания. | Работа в группах, презентация | Таблицы, коллекции | Взаимооценивание, суммативное | «Смайлики» |
5 | Возникновение систематики. Классификация организмов. | Продолжить формирование знаний у учащихся о систематике как формальном подходе обобщения знаний, обнаруживающем внутренние возможности объективного описания эволюции жизни. | Систематизируют и обобщают знания о систематике, понимают ее роль и степень необходимости для изучения организмов. | Работа в парах, презентация | Магнитные модели, схемы, таблицы, определители | Формативное, взаимное | «Облака» |
6 | Обобщающее повторение. | Обобщить и систематизировать знания и умения по теме. | Демонстрируют свои знания и умения по теме. | Работа в группах, презентация | Таблицы, схемы | Суммативное | «Звезды» |
Глава XIV. Происхождение человека (4 часа). | |
1 | Доказательства происхождения человека. | Ознакомить школьников с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука. Сформировать у учащихся умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения. Убедить учащихся в том, что происхождение человека могло быть связано с эволюцией древних человекообразных обезьян. | Знают группы доказательств происхождения человека от животных, умеют сравнивать и делать выводы на основе сравнения. Убеждены в том, что происхождение человека могло быть связано с эволюцией древних человекообразных обезьян. | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы, коллекции | Взаимооценивание, самооценивание | «Вершки и корешки» |
2 | Предпосылки антропогенеза. Первые люди. | Сформировать у учащихся представления об общих предках человека и человекообразных обезьян. Научить школьников сравнивать предков человека и объяснять причины их сходства и различия. | Знают общих предков человека и человекообразных обезьян, умеют сравнивать и объяснять причины их сходства и различия. | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы, коллекции | Взаимооценивание, самооценивание | «Паутина» |
3 | Древнейшие люди. Древние люди. Ископаемые люди современного типа. | Сформировать знания о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа. Научить школьников выявлять черты биологической и социальной организации ископаемых предков человека. Убедить в том, что человек мог пройти длительный путь исторического развития, сопровождающийся постепенным усложнением его биологической и социальной организации. | Знают об особенностях строения, образе жизни, поведении, древнейших, древних и ископаемых людях современного типа. Умеют выявлять черты биологической и социальной организации ископаемых предков человека. | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы, фото, рисунки | Взаимооценивание, самооценивание | «Лесные жители» |
4 | Человеческие расы. Несостоятельность расизма. | Дополнить и обобщить имеющиеся у учащихся знания о человеческих расах. Научить использовать знания о расах человека для доказательства единства их происхождения. Сформировать отрицательное отношение к реакционной сущности расизма. | Знают о расах, расоведении, отличают расоведение от расизма, осуждают расизм, аргументируя примерами из истории, доказывают свою точку зрения, делают выводы. | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы, рисунки, фото, сообщения | Взаимооценивание, самооценивание, суммативное | «Выбор есть!» |
Раздел V. Основы экологии (11 часов). Глава XV. Экосистемы (7 часов). | |
1 | Предмет экологии, его история и разделы. | Сформировать у учащихся систему знаний о задачах экологии, закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Заинтересовать учащихся наукой и сформировать желание изучать ее закономерности на последующих уроках. | Знают о задачах экологии, закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Заинтересованы дальнейшим изучением предмета экологии. | Работа в парах, презентация, сообщения | Таблицы, рисунки | Суммативное | "Как я себя ощущал на уроке" |
2 | Экологические факторы. | Сформировать представление о разнообразии экологических факторов. Продолжить развитие умения у школьников выявлять признаки приспособленности организмов к влиянию экологических факторов. Убедить в том, что каждый организм находится под комплексным воздействием разнообразных экологических факторов и характеризуется приспособленностью к ним. | Знают о разнообразии экологических факторов, классифицируют их, характеризуют признаки, анализируют полученную информацию. Убеждены в том, что каждый организм находится под комплексным воздействием разнообразных экологических факторов и характеризуется приспособленностью к ним. | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы, схемы, флеш-анимации | Взаимооценивание, самооценивание | «Росток» |
3 | Взаимодействие популяций разных видов. Приспособленность организмов к среде обитания. | Обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся – экологической – позиции. Научить выявлять в природе основные биотические факторы и давать им краткую сущностную характеристику. | Знают основные принципы взаимодействия организмов в популяциях, руководствуясь экологическими понятиями и терминами. Умеют выявлять в природе основные биотические факторы и дают им краткую сущностную характеристику. | Индивидуальная, парная, групповая работы | Таблицы, коллекции, видеосюжеты | Взаимооценивание, самооценивание | "Бабочка", |
4 | Функциональные группы организмов в сообществах. Поток энергии и цепи питания. | Сформировать начальные знания о потоке веществ и энергии в экосистеме, правилах экологических пирамид; овладеть понятиями биологической продуктивности; формировать убеждение в необходимости сохранения ценности и устойчивости экосистем. | Знают новые понятия и термины, правила и законы, умеют их применять для характеристики групп живых организмов. Анализируют, делают выводы. | Работа в парах, презентация | Фото, рисунки, коллекции | Взаимооценивание | «Пирамида» |
5 | Сообщества. Экосистемы. | Познакомить учащихся с сущностью понятий «биоценоз», «экосистема» и «биосфера», с их составом и структурой. | Повторяют понятия и обогащают их новыми характеристиками с позиции экологии. Умеют делать выводы, анализируя материал. | Работа в группах, презентация | Фото, рисунки | Взаимооценивание, самооценивание | «Улей» |
6 | Свойства экосистем. | Сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии. | Знают новые понятия и термины, умеют применять их на практике, анализировать и систематизировать полученную информацию. | Работа в парах, презентация | Фото, рисунки, флеш-анимации | Взаимооценивание | «Ярусы» |
7 | Применение экологических знаний в практической деятельности человека. Агроценозы и промышленные ландшафты. | Ознакомить школьников с необходимостью применения экологических знаний в практической деятельности человека. Расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу. | Понимают необходимость применения экологических знаний в практической деятельности человека. | Работа в группах, презентация | Видеосюжеты, фото, рисунки | Суммативное | Эссе |
Глава XVI. Биосфера. Влияние деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы (4 часа). | |
1 | Учение В.И.Вернадского о биосфере. | Ознакомить учащихся с учением В.И.Вернадского о биосфере как оболочке Земли, населенной живыми организмами; продолжить формирование знаний об экосистемах, в том числе о биосфере как самой большой экосистеме. | Обобщают и конкретизируют знания о структуре и мощности биосферы. Понимают вклад Вернадского В.И. в развитие знаний о биосфере. | Индивидуальная, парная, фронтальная работы, сообщения | Таблицы, рисунки, фото | Взаимооценивание, самооценивание | «Парашют» |
2 | Биохимические процессы в биосфере. | Сформировать знания о круговороте веществ и превращении энергии в биосфере; конкретизировать знания о круговороте веществ на примере круговорота углерода, фосфора, азота. | Получают представление о процессах происходящих в биосфере, углубляют и систематизируют знания. | Работа в парах, презентация. | Таблицы, рисунки | Формативное | «Неоконченное предложение» |
3 | Общество и окружающая среда. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. | Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами; показать зависимость всего живого от деятельности человека; помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности. | Систематизируют знания о нежелательных последствиях хозяйственной деятельности человека. | Работа в группах, презентация | Видеосюжеты, фото, рисунки | Взаимное | «Эссе» |
4 | Экологические проблемы Республики Казахстан. Устойчивое развитие. | Продолжить знакомить учащихся с основными экологическими проблемами Республики Казахстан. Продолжить формирование у учащихся негативного отношения к действиям человека, разрушающим естественную среду обитания популяций различных биологических видов, а также – к их прямому хищническому истреблению. | Негативно относятся к действиям человека, разрушающим естественную среду обитания популяций различных биологических видов, а также – к их прямому хищническому истреблению. | Работа в группах, презентация | Видеосюжеты, фото, рисунки | Суммативное | «Интервью» |