|    Дата   |    Тема урока   |    Цели уроков   |    Ожидаемый результат   |    Виды работ   |    Ресурсы   |    Оценивание   |    Рефлексия   |  
  |   Введение (1 час).   |         |  
  |   1   |     Науки о человеке. Вклад учёных в становление наук о знании человеческого организма. Понятия о ЗОЖ. Биосоциальная природа человека.   |    Познакомить с задачами и содержанием курса «Анатомия и физиология человека», сформировать четкое представление о физиологии, анатомии и гигиене, понимание актуальности биологических исследований для человека и ЗОЖ. Определить место человека в системе органического мира. Формировать умения работы с учебником, совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.   |    Знакомятся с задачами и содержанием курса , понимают актуальность биологических исследований для человека, его ЗОЖ, обсуждают перспективы и значение изучения курса. Умеют работать с учебником, совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.   |    Презентация, индивидуальная работа, эвристическая беседа.   |    Таблицы, фото   |    Формативное   |    Консультирова-ние   |  
  |    Раздел I. Человек как биологический вид. Общий обзор организма человека (8 часов).     |         |  
  |   1   |    Топография внутренних органов.   |    Сформировать понятие об организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов. Провести анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела. Формировать навыки умения работать с анатомическими таблицами, схемами.   |    Знают об организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов. Умеют работать с анатомическими таблицами, схемами.   |    Работа в парах     |    Учебники, таблицы, модели   |    Взаимное   |    Синквейн «Орган», «Система»   |  
  |   2   |    Клетка и её строение: ядро и цитоплазма, хромосомы и гены.   |    Продолжить формировать знания об особенностях строения клеток эукариот, совершенствовать умение работы с текстом, рисунками, таблицами.   |    Знают особенности строения клеток животных, умеют работать с текстом, рисунками, таблицами.   |    Презентация, работа в группах, сообщения   |    Таблицы, презентация   |    Взаимное   |    Конструктивная таблица  "Знаю – узнал - хочу узнать"   |  
  |   3   |    Органоиды клетки.   |    Закрепить знания о клеточном строении организма, строении животной клетки, функциях частей и органоидов клетки. Формировать умения раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки человека, называть части и органоиды клетки тела человека, распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, выделять главное, логически мыслить.   |    Понимают роль клетки как структурной единицы организма, знают органоиды клетки и их функции. Умеют раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки человека, называть части и органоиды клетки тела человека, распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, выделять главное, логически мыслить.   |    Работа в парах – составление опорного конспекта, обсуждение   |    Презентация, учебник, таблицы, модель клетки   |    Самооценивание   |    «Кирпичный дом»   |  
  |   4   |    Химический состав клетки: вода, минеральные соли.   |    Сформировать знания о химическом составе клетки человека, показать значение воды и минеральных солей для клетки и организма человека.     |    Систематизируют знания о неорганических веществах. Умеют характеризовать их особенности и функции.   |    Работа в парах – составление опорного конспекта, обсуждение   |    Презентация, учебник, сообщения   |    Взаимное   |    «Спираль»   |  
  |   5   |    Химический состав клетки: органические вещества.   |    Продолжить формирование знаний о химическом составе клеток. Показать значение БЖУ, НК, АТФ, ферментов в организме человека.   |    Систематизируют знания об органических веществах – БЖУ, НК, АТФ, ферментах. Умеют составлять таблицы.   |    Работа в парах     |    Схемы, учебник   |    Суммативное   |    «Лист»   |  
  |   6   |    Жизнедеятельность клеток.   |    Сформировать понятие об основных процессах жизнедеятельности клетки – обмене веществ, клеточном гомеостазе, раздражимости и возбудимости, движении, делении. Развивать умения работать с рисунками учебника, таблицами.   |    Знают о клетке как функциональной и генетической единице организма. Различают основные процессы жизнедеятельности клетки. Умеют анализировать информацию и делать выводы.   |    Презентация, работа в группах   |    Флеш-анимации, таблицы   |    Взаимное   |    «Интервью»   |  
  |   7-8   |    Основные ткани человека.    Лабораторная работа № 1. Просмотр под микроскопом строение клетки и эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных тканей.   |    Развить понятия ткань, межклеточное вещество. Дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать связь строения и функции. Продолжить формирование умений работать с микроскопом и фиксировать результаты своих наблюдений.   |    Знают понятия ткань, межклеточное вещество. Умеют характеризовать принцип их строения, показывать связь строения и функции. Умеют работать с микроскопом и фиксировать результаты своих наблюдений.   |    Индивидуальная работа, работа в парах - лабораторная   |    Таблицы, микроскопы, готовые микропрепараты   |    Суммативное   |    «Парашют»  Оформление своих наблюдений   |  
  |   В результате изучения темы учащиеся должны:    Знать: общие признаки живого организма, основные части и органоиды клетки, органические и неорганические вещества клеток; анатомические понятия и термины.     Уметь: характеризовать биологическую сущность человека; место человека как биологического вида в природной среде; его отличительные особенности; строение и функции человеческого организма; клетку как структурную и функциональную единицу организма. Делать выводы: о клеточном строении организмов всех царств живой природы и в том числе человека, о родстве и единстве органического мира, о происхождении человека от животных.   |  
  |   Раздел II. Согласованность функций систем органов в организме человека. Гуморальная регуляция систем (3 часа)     |         |  
  |    1   |     Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов. Гипофиз.         |    Ввести понятие гуморальной регуляции деятельности органов и их систем. Сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о железах внутренней, внешней и смешанной секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма. Определить роль гормонов гипофиза.   |    Знают новые понятия и термины, характеризуют ЖВС, роль гипофиза. Умеют определять заболевания, связанные с гипо- и гиперфункцией гипофиза. Анализируют меры профилактики заболеваний.   |    Работа в парах, индивидуальная, презентация   |    Рисунки, таблицы, учебник, фотографии   |    Формативное   |    «Дерево знаний»   |  
  |    2   |     Щитовидная железа и функции её гормонов. Меры профилактики заболеваний щитовидной железы в Республике Казахстан.    Демонстрации 1. Женские портреты Рубенса с увеличенной щитовидной железой у их героинь вследствие недостатка йода в местности, где они жили.   |    Продолжить формирование представлений о гуморальной регуляции организма. Сформировать у учащихся представление о строении, функциях и значении щитовидной железы.   |    Понимают роль щитовидной железы в регуляции обменных процессов в организме. Умеют определять заболевания, связанные с гипо- и гиперфункцией щитовидной железы. Анализируют меры профилактики заболеваний.   |    Индивидуальная – подготовка вопросов любому ученику   |    Таблицы, учебник   |    Взаимное   |    «Да» - «Нет»   |  
  |    3   |    Роль гормонов поджелудочной железы инсулина в регуляции глюкозы в крови. Роль гормонов в регуляции полового развития.   |    Выявить характерные признаки строения, функций и роли поджелудочной железы.   |    Знают особенности строения функций и роли поджелудочной железы. Умеют определять заболевания и меры профилактики.   |    Работа в парах индивидуальная, презентация   |    Таблицы, учебник   |    Суммативное   |    «Яблоко»   |  
  |    В результате изучения темы учащиеся должны:   Знать: железы внутренней секреции, гормоны.  Уметь: Характеризовать роль гормонов в регуляции жизнедеятельности организма как единого целого.   |  
  |   Раздел III. Нервная система (5 часов).   |         |  
  |    1   |    Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона. Рефлекс и рефлекторная дуга. Центральная и периферическая части нервной системы. Лабораторная работа № 2. Изучение коленного рефлекса.   |    Сформировать понятия о строении и функциях нервной системы, нервной ткани, нейронах. Развивать умения работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.   |    Систематизируют и углубляют знания о нервной ткани, нервной системе, рефлексе. Умеют работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.   |    Работа в парах - лабораторная, презентация   |     Таблицы, флеш-анимация   |     Формативное, взаимное   |     Оформление своих наблюдений   |  
  |    2   |    Спинной мозг. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.   |    Закрепить и скорректировать знания о составных частях центрального отдела нервной системы, дать знания о морфологии спинного мозга, его рефлекторной и проводящей функциях, разобрать принцип действия дуги безусловных рефлексов спинного мозга и показать его связь с головным мозгом; развивать умения работать с учебниками, таблицами, схемами.   |    Знают о составных частях центрального отдела нервной системы, о морфологии спинного мозга, его рефлекторной и проводящей функциях, принципе действия дуги безусловных рефлексов спинного мозга, его связи с головным мозгом. Умеют работать с учебниками, таблицами, схемами, анализируют и обобщают информацию.   |    Работа в группах, презентация   |     Таблицы, флеш-анимация   |     Взаимное, Суммативное   |     «Ромашка»   |  
  |    3   |    Головной мозг. Отделы головного мозга их строение и функции.    Демонстрации 2. Рефлексы продолговатого мозга: мигательный, глотательный. Функции мозжечка: координация целевых движений (пальценосовая проба), противодействие силам, вызывающим помехи (инерция).   |    Сформировать у учащихся правильное представление о строении и функциях отделов головного мозга, регулирующих сложную рефлекторную деятельность организма. Продолжить развивать умение мыслить логически.   |    Знают о строении и функциях отделов головного мозга, регулирующих сложную рефлекторную деятельность организма. Умеют логически мыслить, анализировать, обобщать.   |    Работа в группах, презентация.   |     Таблицы, модель   |     Формативное   |     «Облака»   |  
  |    4   |    Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Лабораторная работа № 3. Получение мигательного рефлекса и его торможение.   |    Познакомить учащихся с особенностями строения и функциями долей и зон коры больших полушарий, показать их ведущую роль в поведении высших животных и человека, раскрыть симметрию левого и правого полушарий. Формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека.   |    Знают особенности строения и функции долей и зон коры больших полушарий, их ведущую роль в поведении высших животных и человека, симметрию левого и правого полушарий. Умеют сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека.   |    Работа в парах, презентация, сообщения   |     Рисунки, схемы   |     Взаимное   |     «Бабочка»   |  
  |    5   |    Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их строение и функции. Обобщающее повторение. Лабораторная работа № 4. Штриховое раздражение кожи и последующее расширение кожных сосудов под воздействием парасимпатического подотдела вегетативной нервной системы.   |    Формировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях периферической НС, научить отличать соматической НС от вегетативной и адаптивную роль двойной иннервации органов в регулировании деятельности внутренних органов.   |    Знают новые понятия и термины. Умеют сравнивать, анализировать и обобщать информацию об отделах ВНС.   |    Работа в парах - лабораторная   |     Таблицы, схемы   |     Суммативное   |     Оформление своих наблюдений   |  
  |    В результате изучения темы учащиеся должны:   Знать: части нервной системы (центральная и периферическая), вегетативной нервной системы (симпатическая и парасимпатическая), рефлекторной дуги, отделы головного и спинного мозга.   Уметь: характеризовать роль нервной системы в регуляции жизнедеятельности организма как единого целого, нейрон как структурную и функциональную единицу нервной системы, рефлекс как основу нервной деятельности, строение и функции спинного мозга.   |  
  |   Раздел IV. Органы чувств - анализаторы (4 часа).   |          |  
  |    1   |    Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.     |    Раскрыть содержание понятия анализатор; сформировать знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека; видах ощущений; раскрыть взаимодействие анализаторов, роль ощущений и восприятий в жизни человека в познании окружающего мира.   |    Знают новые понятия и термины, умеют обобщать информацию о роли ощущений и восприятий в жизни человека в познании окружающего мира, выделять главное, сравнивать.   |    Работа в парах, презентация, эвристическая беседа   |     Схемы, рисунки, фотографии   |     Формативное   |     «Интерьвью»   |  
  |    2   |    Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Лабораторная работа № 5. Определение остроты зрения. Выявление функций радужки и хрусталика, нахождение слепого пятна.   |    Раскрыть строение и значение зрительного анализатора; углубить знания о строении и функциях глаза и его частей, показать взаимосвязь строения и функций, рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию. Продолжить формировать гигиенические навыки.   |    Систематизируют и углубляют знания о строении и значении зрительного анализатора. Умеют применять гигиенические навыки для профилактики заболеваний, связанных с органом зрения.   |    Работа в парах - лабораторная, презентация   |     Таблицы, рисунки, схемы, модель   |     Самооценка, взаимооценка   |     Оформление своих наблюдений   |  
  |    3   |    Орган слуха и слуховой анализатор. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждение. Лабораторная работа № 6. Определение остроты слуха.   |    Сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии. Рассмотреть строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, преобразование звуковой энергии в механическую; дать понятие о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха. Воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены, логически мыслить.     |    Получают представление о слуховом анализаторе, его строении, частях, функциях отделов. Умеют применять гигиенические правила для профилактики заболеваний органа слуха. Логически мыслят.   |    Работа в парах - лабораторная, презентация   |     Таблицы, рисунки, схемы, фото   |     Формативное, взаимное   |     Оформление своих наблюдений     |  
  |    4   |    Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.    Демонстрации 3. Приёмы определения запаха неизвестных веществ.   |    Продолжить конкретизацию понятия анализатор. Сформировать знания о значении каждого из анализаторов в жизни человека, об их взаимодействии и взаимном контроле. Формировать умения делать выводы о связи между строением и функциями органов чувств, самостоятельно работать с учебником.   |    Знают об основных анализаторах, умеют их различать и характеризовать. Логически мыслят, анализируют и обобщают информацию.   |    Работа в группах, презентация   |     Таблицы, рисунки, схемы, фото   |     Суммативное, взаимооценка   |     «Альпинист»   |  
  |    В результате изучения темы учащиеся должны:   Знать: строение зрительного, слухового и других видов анализаторов.   Уметь: применять знания о строении и функциях зрительного анализатора для соблюдения гигиенических норм, профилактики нарушений зрения.   |  
  |   Раздел V. Опорно-двигательная система (6 часов).   |          |  
  |    1   |    Компоненты опорно-двигательной системы, их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов.    Демонстрации 4. Самонаблюдения, выявляющие роль костей плечевого пояса в движении руки вверх и вращении лучевой кости вокруг локтевой при поворотах кисти ладонью вниз. Утомление при статической и динамической работе. Приёмы определения правильности осанки и наличия плоскостопия   |    Обеспечить учащихся знаниями о значении аппарата опоры и движения, строении и функциях скелета человека, соединениях костей и суставах. Формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, распознавать части ОДС, показывать их на своем теле, модели.     |    Углубляют знания о значении и строении ОДС, умеют показывать части скелета, самостоятельно работают с учебником.     |    Индивидуальная работа, презентация   |     Таблицы, рисунки, модель, скелет   |     Самооценка   |     «Солнце»   |  
  |    2   |    Состав, строение и рост костей. Лабораторная работа № 7. Изучение свойств прокаленной и декальцинированной кости.   |    Сформировать новые знания о строении и свойствах костей, их химическом составе, об особенностях роста костей в длину и толщину. Продолжить развивать общеучебные навыки работы с различными источниками информации.     |    Знают характерные особенности строения и свойств костей, их химический состав, особенности роста костей в длину и толщину. Умеют работать с различными источниками информации.   |    Работа в парах - лабораторная, презентация   |     Таблицы, рисунки, лабораторное оборудован   |     Взаимное   |     Оформление своих наблюдений   |  
  |    3   |    Основные отделы скелета. Отделы позвоночника. Особенности скелета человека. Лабораторная работа № 8. Определение гибкости позвоночника, место положения мышц и костей.     |    Углубить знания о строении скелета. Познакомиться со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Раскрыть особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью. Развивать умения работать с учебником.   |     Знают строение и функции отделов скелета человека, особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью. Умеют проводить исследования и фиксировать их.          |    Работа в парах - лабораторная   |     Таблицы, модели, скелет   |     Взаимное   |     Оформление своих наблюдений          |  
  |    4   |    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.    Демонстрации 5. Наложение шины на предплечье и фиксация его подручными средствами. Модельный опыт: сравнение прочности двух одинаковых бумажных листов, один из которых свёрнут в трубку.   |    Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научить различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; определять цели доврачебной помощи; оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы. Формировать умения логически мыслить формулировать и задавать вопросы.   |    Знают признаки различных видов травм системы опоры и движения. Умеют их различать, определять цели доврачебной помощи; оказывать доврачебную помощь. Логически мыслят, конструируют вопросы и задают их.   |    Работа в парах, презентация   |     Таблицы, схемы   |     Самооценка, взаимное   |     Мини-сообщение   |  
  |    5   |    Мышцы, типы мышц, их строение и значение.   |    Продолжить формировать у учащихся знания об особенностях строения и свойствах мышечной ткани, скелетных мышцах, основных группах мышц и их предназначении. Развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.     |    Знают особенности строения и свойства мышечной ткани, скелетные мышцы, основные группы мышц и их предназначение. Умеют самостоятельно работать с текстом учебника, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.   |    Индивидуальная работа, презентация   |     Таблицы, рисунки, фотографии   |     Самооценка   |     «Конверты»   |  
  |    6   |    Предупреждение нарушения осанки и плоскостопия. Влияние тренировки мышц на формирование скелета и мускулатуры. Обобщающее повторение. Лабораторная работа № 9. Антропометрический метод определения уровня роста и развития организма.   |    Раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения. Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъяснить отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки. Научить определять и фиксировать уровень роста и развития организма.   |    Знают влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения. Обобщают и систематизируют знания. Умеют определять и фиксировать уровень роста и развития организма.   |    Работа в парах – лабораторная, презентация   |     Рисунки, фотографии, лабораторное оборудован.   |     Взаимное, суммативное   |     «Воздушный шар»   Оформление своих наблюдений          |  
  |    В результате изучения темы учащиеся должны:   Знать: части опорно-двигательной системы (скелет и мышцы), основные отделы скелета и группы мышц, функции ОДА. Состав и свойства костей, значение опорно-двигательного аппарата, влияние физического труда и спорта на его формирование, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки и развитие плоскостопия.     Уметь: характеризовать особенности строения и функций костей, скелета и мышц как частей ОДА человека; типы их соединений, работу мышц. Оказывать первую доврачебную помощь при травмах ОДА: ушибах, растяжении связок, вывихах суставов, переломах. Приводить примеры приспособленности скелета человека к трудовой деятельности и к прямохождению. Устанавливать взаимосвязь строения частей скелета и выполняемых ими функций. Обосновывать особенности скелета, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью человека, значение двигательной активности для сохранения здоровья, меры профилактики нарушения осанки, плоскостопия. Применять знания о строении и функциях ОДА для соблюдения гигиенических норм, профилактики травматических заболеваний.   |  
  |   Раздел VI. Внутренняя среда организма (7 часов).   |          |  
  |    1   |    Компоненты внутренней среды организма. Состав крови. Лабораторная работа № 10. Микроскопическое строение крови человека.   |    Сформировать знания о внутренней среде организма, ее составе и роли в организме, значение ее постоянства. Сформировать знания о составе крови и ее функциях. Формировать умения самостоятельного исследования и оформления работы в письменной форме.   |    Знают новые понятия и термины, умеют самостоятельно исследовать и оформлять работу в письменной форме.   |    Работа в парах - лабораторная   |     Таблицы, фото, видеофрагменты   |     Суммативное   |     Оформление своих наблюдений          |  
  |    2   |    Роль тромбоцитов в свёртывании крови.   |    Показать роль свертывания крови в предохранении организма от потерь крови. Продолжить формировать умение работать с учебником.   |    Знают строение, функции и особенности тромбоцитов. Умеют систематизировать материал учебника.   |    Работа в парах, презентация   |     Таблицы, видеофрагменты   |     Взаимное   |     «Ступени»   |  
  |    3   |    Транспортировка кислорода и углекислого газа эритроцитами.   |    Сформировать у школьников знания об особенностях строения эритроцитов в связи с выполняемыми ими функциями, совершенствовать навыки работы с учебником и дополнительной информацией.   |    Знают строение, функции и особенности эритроцитов. Умеют анализировать дополнительный материал, систематизировать полученные знания.   |    Работа в парах, презентация   |     Таблицы, флеш-анимация   |     Формативное   |     «Волны»   |  
  |    4   |    Лейкоциты, их строение и функция. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза. Процессы воспаления.   |    Сформировать у школьников знания об особенностях строения лейкоцитов в связи с выполняемыми ими функциями, о вкладе И.И.Мечникова в развитие знаний об иммунологии. Совершенствовать навыки работы с дополнительной информацией.   |    Знают строение, функции и особенности лейкоцитов. Умеют анализировать дополнительный материал, систематизировать полученные знания.   |    Работа в группах, сообщения   |     Таблицы, флеш-анимация   |     Взаимное   |     «Медузы»   |  
  |    5   |    Иммунитет. Органы иммунной системы.   |    Ознакомить учащихся с защитными барьерами организма; продолжить формирование понятий об иммунитете и его видах. Показать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических правил для сохранения здоровья.   |    Знают защитные барьеры организма, понятие иммунитет и его виды. Умеют применять гигиенические навыки для сохранения здоровья.   |    Работа в парах, презентация   |     Схемы, видеосюжет   |     Формативное   |     Эссе        |  
  |    6   |    Изобретение вакцин и лечебных сывороток. Профилактика СПИДа и других инфекционных заболеваний.   |    Сформировать знания у учащихся о сыворотке и вакцине, их отличиях, значении и истории изобретения. Научить отличать признаки инфекционных заболеваний.   |    Знают новые понятия и термины, умеют сравнивать их, обладают навыком характеризовать инфекционные заболевания и знают их меры профилактики.   |    Работа в группах, презентация, сообщения   |     Таблицы, схемы, фото и видеоматериалы   |     Взаимное   |     Мини-сочинение   |  
  |    7   |    Группы крови и переливание крови. Обобщающее повторение.   |    Сформировать новые знания о группах крови и их отличительных признаках, значении переливания крови. Повторить, систематизировать и обобщить знания по теме.   |    Знают новые понятия и термины, повторяют, систематизируют, обобщают знания по теме.     |    Работа в группах, презентация   |     Схемы, рисунки   |     Суммативное   |     «Дерево знания»   |  
  |    В результате изучения темы учащиеся должны:   Знать: компоненты внутренней среды организма, форменные элементы крови, химический состав крови, виды иммунитета, группы крови, виды инфекционных заболеваний и их профилактику.   Уметь: характеризовать форменные элементы крови по плану, сравнивать микроскопическое строение образцов крови, отличать понятия сыворотка и вакцина.   |  
  |   Раздел VII. Сердечно – сосудистая система (5 часов).   |          |  
  |    1   |    Строение сердца. Кровеносные сосуды. Лабораторная работа № 11. Последствия перетяжки указательного пальца; застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов.   |    Углубить знания о строении сердца и кровеносных сосудах – венах, артериях, капиллярах. Научить показывать отделы сердца по таблице, по модели; фиксировать свои наблюдения в письменной форме.   |    Получают представление о строении сердца и кровеносных сосудах, закрепляют знание терминов.     |    Работа в парах - лабораторная, презентация   |     Таблицы, рисунки, схемы   |     Суммативное   |     Оформление своих наблюдений          |  
  |    2   |    Круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам. АД крови. Пульс. Лабораторная работа № 12. Измерение пульса на лучевой артерии; проведение сердечно - сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированной нагрузки (20 приседаний).  Демонстрация 6. Измерение артериального давления с помощью сфигмоманометра и фонендоскопа; приёмы наложения закрутки.     |     Сформировать у учащихся понятия о кругах кровообращения и лимфообращения, значении кровообращения и лимфообращения. Продолжить формирование понятий о связи между строением и функцией органов на примере органов кровеносной системы. Научить измерять АД, подсчитывать число пульсовых ударов до и после дозированной нагрузки, сравнивать результаты, фиксировать наблюдения.   |    Знают новые понятия и термины, умеют подсчитывать число пульсовых ударов до и после дозированной нагрузки, сравнивать результаты, фиксировать наблюдения.     |    Работа в парах - лабораторная, презентация   |     Таблицы, схемы   |     Взаимное   |     Оформление своих наблюдений          |  
  |    3   |    Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности.   |     Сформировать знания об автоматизме работы сердца, сердечном цикле, регуляции работы сердца и сосудов.   |    Узнают об автоматизме работы сердца, регуляции работы сердца и сосудов. Умеют анализировать информацию, делать выводы.   |    Индивидуальная работа, презентация   |     Таблицы, схемы   |     Формативное   |     «Горячий стул»   |  
  |    4   |    Гуморальная регуляция. Значение тренировки сердца.   |    Продолжить формирование у учащихся представление о гуморальной регуляции. Сформировать представление о морфологических и функциональных различиях сердца тренированного и нетренированного человека. Разъяснить необходимость ведения ЗОЖ, показав вредное влияние курения, алкоголя и гиподинамии на сердце и сосуды.   |     Знают, гуморальной регуляции, морфологических и функциональных различиях сердца тренированного и нетренированного человека, о вредном влиянии курения, алкоголя и гиподинамии на сердце и сосуды.   |    Индивидуальная работа, эвристическая беседа   |     Таблицы, схемы   |     Самооценка     |     «Альпинист»   |  
  |    5   |    Первая помощь при кровотечениях.     |    Сформировать знания о типах кровотечений, познакомить с правилами наложения жгута и повязок, обработки ран, обучить приемам оказания доврачебной помощи.     |    Узнают о типах кровотечений, о правилах наложения жгута и повязок, обработки ран, умеют оказывать доврачебную помощь.   |    Работа в группах, презентация   |     Видеосюжеты, фото.   |     Суммативное   |     «Веер»   |  
  |    В результате изучения темы учащиеся должны:   Знать: строение сердечно-сосудистой системы, строение сердца, виды кровеносных сосудов и их строение, функции ССС, движение крови по большому и малому кругам кровообращения, факторы, влияющие на деятельность ССС.   Уметь: находить органы ССС на таблице и называть их, выделять факторы, отрицательно влияющие на ССС, определять пульс, измерять кровяное давление, различать виды кровотечений и оказывать ПМП, определять взаимосвязь строения и функций органов ССС, значение ЗОЖ для нормального функционирования ССС, объяснять анатомические понятия и термины, объяснять нервную и гуморальную регуляцию функций ССС, значение гигиены для сохранения здоровья ССС. Оказывать ПМП при кровотечениях, остановке сердца.   |  
  |   Раздел VIII. Дыхание (3 часа).   |          |  
  |    1   |    Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких, газообмен в лёгких и тканях.    Демонстрации 7. Определение окружности грудной клетки при вдохе и выдохе.     |    Расширить знания учащихся о процессе дыхания, его роли в обмене веществ и превращении энергии. Сформировать понятия о строении и функциях органов дыхания, о легочном дыхании и обмене газов между кровью и тканями, процессе образования голоса, мерах профилактики заболеваний голосовых связок. Научить определять обхват грудной клетки.   |    Углубляют и обобщают знания о процессе дыхания, его роли в обмене веществ и превращении энергии, о строении и функциях органов дыхания, процессе образования голоса, умеют использовать гигиенические навыки в профилактике заболеваний голосовых связок.   |    Работа в парах, презентация   |     Таблицы, рисунки, модели   |     Формативное   |     «Монетки»        |  
  |    2   |    Дыхательные движения и их регуляция. Жизненная ёмкость лёгких. Первая помощь при поражении органов дыхания.    Практическая работа №1 по оказанию первой помощи при остановке дыхания.   |    Сформировать понятие о механизме вдоха и выдоха, ЖЕЛ, нервной и гуморальной регуляции дыхания. Познакомить с мерами первой помощи при утоплении, завалах землей, признаками клинической и биологической смерти и способами реанимации. Научить оказывать первую доврачебную помощь.   |    Знают характерные признаки дыхательных движений, механизм вдоха и выдоха, понятие ЖЕЛ. Умеют оказывать первую доврачебную помощь при остановке дыхания.   |    Работа в парах, презентация   |     Таблицы, видеосюжет   |     Взаимное   |     «Молния»   |  
  |    3   |    Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания. Обобщающее повторение.   |    Сформировать у учащихся знания о болезнях органов дыхания. Разъяснить влияние курения и других вредных привычек на органы дыхания. Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме.   |    Знают о болезнях органов дыхания, о вреде курения и вредных привычек на органы дыхания. Повторяют, обобщают и систематизируют знания по теме.   |    Работа в группах, презентация   |     Таблицы, рисунки, фото, видеофрагменты   |     Суммативное   |     Эссе   |  
  |    В результате изучения темы учащиеся должны:   Знать: строение дыхательной системы; носовой полости; легких, функции дыхательной системы, болезни органов дыхания, регуляцию работы дыхательной системы, факторы, влияющие на деятельность дыхательной системы.   Уметь: объяснять механизм вдоха и выдоха, находить органы дыхания на таблице и называть их, выделять факторы, отрицательно влияющие на дыхательную систему, оказывать ПМП при остановке дыхания.   
      
      
      
           |  
  |   Раздел IX. Пищеварение (6 часов).   |          |  
  |    1   |    Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества.   |    Сформировать знания о пищевых продуктах, питательных веществах, значении питания. Раскрыть функции питательных веществ. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.   |     Знают о пищевых продуктах, питательных веществах и их функциях, значении питания. Умеют анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.   |    Работа в группах, презентация, сообщения   |     Таблицы, рисунки   |     Взаимное   |     «Продуктовое домино»   |  
  |    2   |    Значение пищеварения. Пищеварительная система.   |    Сформировать у учащихся представление о значении пищеварения, пищеварительной системы, строении органов пищеварения, отделах ЖКТ. Продолжить формировать привычку к ЗОЖ.   |    Знают основные отделы ЖКТ, органы пищеварения, значение пищеварительной системы. Имеют привычки ЗОЖ.   |    Работа в парах, презентация   |     Таблицы, рисунки   |     Формативное, взаимооценивание   |     «Лист клевера»   |  
  |    3   |    Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа № 13. Действие слюны на вареный крахмал.  Демонстрация 8. Челюстной аппарат на черепе.     |    Сформировать знания о строении ротовой полости, зубов, языка, слюнных железах. Познакомить учащихся с процессом пищеварения в ротовой полости, роли ферментов в них, влиянии никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости. Продолжить формировать привычку к ЗОЖ.   |    Углубляют и систематизируют знания о строении ротовой полости, зубов, языка, слюнных железах. Знают новые термины и понятия. Умеют применять правила гигиены.   |    Работа в парах - лабораторная, презентация   |     Таблицы, модели   |     Суммативное   |     Оформление своих наблюдений          |  
  |    4   |    Пищеварение в желудке. Роль ферментов.    Демонстрация 9. Опыт действия желудочного сока на белки.   |    Сформировать знания о строении желудка. Показать учащимся свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, роль в пищеварении, нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока.   |    Знают строение желудка, свойства ферментов, их роль в пищеварении. Умеют характеризовать и показывать строение желудка по моделям и таблицам.   |    Работа в парах, презентация   |     Видеосюжеты, модели, таблицы   |     Взаимное   |    Конструктивная таблица   "Знаю – узнал - хочу узнать"        |  
  |    5   |    Действие кишечного сока на пищу. Переваривание и всасывание пищи. Роль толстого кишечника в пищеварении. Регуляция пищеварения.     |    Раскрыть материал о пищеварении в кишечнике, роли поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении, о всасывании питательных веществ в пищеварительном канале. Познакомить с этапами пищеварения в тонком кишечнике.   |    Знают о пищеварении в кишечнике, роли поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении, о всасывании питательных веществ в кишечнике.   |    Работа в парах, презентация   |     Динамические таблицы, флеш-анимация   |     Взаимное   |     «Лист возможностей»   |  
  |    6   |    Инфекционные заболевания органов пищеварения. Профилактика глистных заболеваний. Пищевые отравления, меры первой помощи.   |    Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, дать физиологическое обоснование правил гигиены питания, познакомить с наиболее опасными кишечными инфекциями и глистными заболеваниями, продолжить выработку привычки к ЗОЖ.   |    Обобщают и систематизируют знания по теме, умеют характеризовать признаки отравления, инфекционные заболевания, обладают навыками и привычками ЗОЖ.   |    Работа в группах, презентация, сообщения   |     Фото, видеосюжет, схемы   |     Суммативное   |     «Неоконченное предложение»   |  
  |    В результате изучения темы учащиеся должны:   Знать: функции пищеварительной системы; процессы пищеварения в ротовой полости, желудке, кишечнике; особенности строения ротовой полости, зубов, желудка, кишечника, пищеварительных желез; особенности процесса всасывания; меры предупреждения желудочно-кишечных и зубных заболеваний.   Уметь: обосновывать связь строения и функций органов пищеварительной системы и желез; изображать рефлекторную дугу слюноотделительного рефлекса; оказывать ПМП при пищевых отравлениях.   |  
  |   Раздел X. Обмен веществ и превращение энергии (3 часа).   |         |  
  |    1   |    Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.   |    Обогатить знания учащихся понятиями об энергетическом и пластическом обменах. Формировать умения объяснять биологическую роль обмена веществ, самостоятельно работать с текстом, рисунками и схемами учебника, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.     |    Знают суть процессов метаболизма – энергетическом и пластическом обменах. Умеют работать с текстом, выделять, систематизировать и обобщать информацию.   |    Работа в парах, презентация, сообщения   |     Видеосюжеты, фотографии   |     Взаимное     |     «Смайлики»   |  
  |    2   |    Нормы питания и их связь с энерготратами организма. Основной и общий обмен. Энергоёмкость питательных веществ. Лабораторная работа № 14. Примерное определение энерготрат по числу пульсовых ударов. Определение норм питания, составление пищевых рационов.   |    Сформировать представление об энергетической емкости пищи, разъяснить роль питания в поддержании здоровья. Научить правилам составления пищевого рациона в зависимости от энергозатрат.   |    Систематизируют и углубляют знания о роли питания в поддержании здоровья. Умеют  составлять пищевой рацион в зависимости от энергозатрат.   |    Работа в парах - лабораторная, презентация.   |     Видеосюжеты, фото, раздаточный материал   |     Взаимное, формативное   |     Оформление своих наблюдений          |  
  |    3   |    Витамины, их значение. Авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Сохранение витаминов в пище.   Демонстрации 10. Витаминные препараты.     |    Углубить и обобщить знания о значении витаминов, содержании их в продуктах питания, условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов. Познакомить учащихся с различными группами витаминов и содержании их в продуктах питания. Научить различать признаки авитаминозов.   |    Знают новые понятия и термины, умеют характеризовать группы витаминов. Анализируют информацию, систематизируют, обобщают.   |    Работа в группах, презентация, сообщения   |     Рисунки, схемы, таблицы   |     Взаимное, формативное   |     «Ладошки»   |  
  |    В результате изучения темы учащиеся должны:   Знать: Основные виды витаминов, их значение, признаки авитаминозов, меры их профилактики .Способы сохранения витаминов в продуктах.   Уметь: биологическую роль витаминов в обмене веществ; классифицировать витамины.   |  
  |   Раздел XI. Выделение (2 часа).     |          |  
  |    1   |    Значение выделения. Органы мочевыделения. Строение почки. Образование мочи.    Демонстрации 11. Строение почки млекопитающего (влажный препарат). Выявление органических веществ в природных источниках воды (путём обесцвечивания йода).   |    Сформировать у учащихся систему знаний о значении и строении мочевыделительной системы, особенностях внешнего строения почек в организме, взаимосвязи строения почек с выполняемой функцией. Научить распознавать органы выделительной системы по таблицам и моделям.   |    Знают новые понятия и термины, определяют особенности внешнего строения почек и умеют показывать их по таблицам и моделям.   |    Работа в парах, презентация   |     Таблицы, схемы, модели   |     Взаимооценивание   |     «Пирамида»   |  
  |    2   |    Предупреждение заболевания почек. Лабораторная работа № 15. Оценка загрязнённости воды из талого снега путём определения её прозрачности.   |    Познакомить учащихся с влиянием заболеваний почек на здоровье человека, ролью гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек на функционирование органов выделения и организма в целом. Формировать умения самостоятельной работы, делать сообщения, конструировать вопросы и формулировать ответы.   |    Знают заболевания почек и факторы, влияющие на нормальную работу почек, имеют навыки ЗОЖ , умеют иллюстрировать их примерами, сравнивать, обобщать.   |    Работа в парах - лабораторная, презентация, сообщения   |     Видеосюжеты, фото, рисунки   |     Взаимооценивание, суммативное   |     Оформление своих наблюдений          |  
  |    Раздел XII. Кожа и теплорегуляция (2 часа).   |          |  
  |    1   |    Барьерная роль кожи. Строение кожи. Типы кожи и уход за ней. Лабораторная работа № 16. Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти с помощью лупы. Выявление тактильных и холодовых рецепторов кожи. Определение жирности кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки.  Демонстрация 12. Теплорегуляция на примере электрического утюга, снабжённого теплорегулятором с датчиком и контрольной лампочкой.     |    Познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кожи. Формировать умения устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, логически мыслить, фиксировать наблюдения.   |    Знают строение и функции кожи, находят соответствия между структурами кожи и функциями. Умеют высказывать свое мнение, аргументировать его, доказывать свою правоту. Умеют вести наблюдения и их фиксировать.   |    Работа в парах - лабораторная презентация   |     Таблицы, видеофильм   |     Взаимооценивание   |     Оформление своих наблюдений          |  
  |    2   |    Заболевания кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание кожи. Первая помощь при тепловом, солнечном ударах и ожогах, обморожениях. Гигиена кожи и одежды.   |    Продолжить формирование знаний учащихся о гигиенических требованиях к уходу за кожей с точки зрения ее анатомо-физиологических особенностей. Познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний и других нарушений функций кожи. Научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях.   |    Знают основные гигиенические требования по уходу за кожей, причины и признаки кожных заболеваний. Иллюстрируют примерами, систематизируют знания, обобщают. Умеют оказывать первую помощь при обморожениях и ожогах.   |    Презентация, сообщения, работа в группах   |     Фото, рисунки, схемы   |     Суммативное   |     «Зонтик»     |  
  |    В результате изучения темы учащиеся должны:   Знать: органы системы мочевыделения (почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал); строение и функции кожи.  Уметь: характеризовать выделение конечных продуктов жизнедеятельности в организме человека; обосновывать роль мочевыделительной системы в обмене веществ, значение почек в поддержании постоянства внутренней среды организма; соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены.   |  
  |   Раздел XIII. Индивидуальное развитие организма (4 часа).   |          |  
  |    1   |    Значение размножения. Строение и функции половых органов.   |    Продолжить развитие общебиологических понятий о самовоспроизведении организмов, познакомить с особенностями полового размножения у человека, со строением его половых желез и половых клеток. Продолжить формирование умений определять особенности строения органа в связи с выполняемой функцией.     |    Запоминают основные понятия и термины связанные с особенностями полового размножения у человека, со строением его половых желез и половых клеток.   |    Работа в парах, презентация   |     Таблицы, схемы   |     Формативное, взаимооценивание   |     «Винтовая лестница»   |  
  |    2   |    Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Планирование семьи. Охрана материнства и детства.   |    Сформировать знания об основных этапах полового созревания юношей и девушек, о различиях в понятиях биологической и социальной зрелости. Убедить в необходимости планирования семьи, охране материнства и детства.   |    Углубляют и систематизируют знания об этапах полового созревания юношей и девушек. Анализируют информацию, делают выводы. Убеждены в необходимости планирования семьи, охране материнства и детства.   |    Работа в парах, презентация   |     Таблицы, схемы   |     Формативное, взаимооценивание, самооценивание   |     «Цветные карандаши»   |  
  |    3   |    Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие плода. Роды. Развитие после рождения. Периоды жизни человека.   |    Углубить знания учащихся об особенностях развития зародыша и плода, раскрыть сущность оплодотворения, познакомить с понятием «беременность», выяснить режим беременной женщины. Раскрыть особенности роста и развития ребенка первого года жизни, познакомить с периодами формирования организма до 18 лет.   |    Углубляют и систематизируют знания о развитии зародыша, развитии после рождения. Используют различную информацию, выделяют главное, высказывают свое мнение.   |    Работа в группах, презентация   |     Таблицы, схемы   |     Формативное, взаимооценивание, самооценивание   |     ЗУХ   |  
  |    4   |    Наследственные и врожденные болезни. Болезни, передающиеся половым путём и их профилактика.   |    Раскрыть различие между наследственными и врожденными заболеваниями, дать понятие о болезнях, передающихся половым путем, в том числе и венерических, познакомиться с симптомами, рассмотреть меры профилактики.     |    Углубляют и систематизируют знания о различиях между наследственными и врожденными заболеваниями, ЗППП. Формулируют выводы, сравнивают имеющиеся знания.   |    Работа в группах, презентация, сообщения   |     Таблицы, фото, видеосюжет   |     Взаимооценивание, суммативное   |     «Смайлики»   |  
  |    В результате изучения темы учащиеся должны:   Знать: значение полового размножения, строение репродуктивных органов, особенности строения и формирования половых клеток; развития зародыша, влияние вредных факторов на развитие зародыша, возрастные периоды жизни человека.   Уметь: определять особенности строения органа в связи с выполняемыми функциями.   |  
  |    Раздел XIV. Поведение и психика (7 часов).   |          |  
  |    1   |    Врождённые и приобретенные формы поведения. Безусловное и условное торможение. Сон и его значение. Сновидения.    Демонстрации 13. Безусловные рефлексы человека, выработка условного рефлекса у человека на базе речевого подкрепления. Тест на проверку наблюдательности, внимания, памяти и консерватизма мышления.     |    Ознакомить школьников с физиологической обусловленностью врожденных форм поведения, направленных на сохранение вида в целом, и приобретенные формы индивидуального поведения, позволяющие особи приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной, а человеку и социальной среды. Дать понятие о биоритмах, раскрыть физиологическую природу сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение, несостоятельность предрассудков, связанных с верой в «вещие сны», необходимость правил, предупреждающих нарушения сна.     |    Знают новые понятия и термины, умеют сравнивать и делать выводы на основе сравнения. Убеждены в том, что гигиена сна обеспечивает нормальную работу организма в результате отдыха.         |    Работа в группах, индивидуальная, презентация   |     Таблицы, схемы, фото, видео   |     Взаимооценивание, самооценивание   |     «Вершки и корешки»   |  
  |    2   |    Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание, трудовая деятельность.   |    Сформировать у учащихся представления о рефлекторной теории поведения, определить особенности ВНД человека, показать значение речи в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов.     |    Знают рефлекторную теорию поведения, особенности ВНД человека, значение речи, ее функции. Умеют анализировать и систематизировать материал.   |    Работа в группах, индивидуальная, презентация   |     Таблицы, схемы   |     Взаимооценивание, самооценивание   |     «Паутина»   |  
  |    3   |    Деятельность человека. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.   |    Сформировать знания о трудовой деятельности человека, роли труда для общества.   |    Знают об особенностях деятельности человека, ее видах.   |    Работа в группах, индивидуальная, презентация   |     Таблицы, фото, рисунки   |     Взаимооценивание, самооценивание   |     «Лесные жители»   |  
  |    4   |    Познавательные процессы человека.   |    Дополнить и обобщить имеющиеся у учащихся знания о познавательных процессах человека – восприятии, мышлении, сознании, памяти. Научить определять объем внимания и памяти.   |    Знают о познавательных процессах человека. Умеют определять объем внимания и памяти.   |    Работа в группах, индивидуальная, презентация   |     Таблицы, рисунки, фото   |     Взаимооценивание, самооценивание, суммативное   |     «Выбор есть!»   |  
  |    5   |    Волевые процессы. Эмоции, эмоциональные состояния, отношения, их зарождение, развитие, угасание, переключение.   |    Дать понятие о воле, эмоциях как проявлениях ВНД. Рассмотреть их как составные черты личности человека.     |    Знают о волевых процессах, эмоциях, эмоциональных состояниях и условиях их формирования. Умеют использовать дополнительный материал для иллюстрации своих ответов.   |    Работа в парах, презентация   |     Рисунки, тесты   |     Формативное   |     «Пирамида»   |  
  |    6   |    Внимание. Работоспособность. Режим дня.   |    Сформировать знания о понятиях внимание, работоспособность. Научить планировать свой день и показать важность и необходимость в режиме дня для здоровья человека.   |    Знают новые понятия и термины. Умеют планировать свой день и понимают важность составления режима дня.   |    Работа в группах, презентация   |     Рисунки, схемы   |     Формативное, взаимное   |     «Улей»   |  
  |    7   |    Личность и её способности. Выбор профессии. Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, агросфера.   |    Сформировать представление об уникальности каждой личности, условиях ее становления, дать понятие о психологических особенностях человека: темпераменте и характере; обозначить разницу между понятиями «интерес», «склонность», «способность», проследить за формированием способностей и учесть их при выборе профессии.   |    Знают новые понятия и термины, умеют различать их. Анализируют, делают выводы.   |    Индивидуальная работа, презентация   |     Схемы     |     Формативное, взаимное   |     "Бабочка"   |  
  |    В результате изучения темы учащиеся должны:   Знать: биологические и социальные основы поведения человека.     Уметь: обосновывать биологическую и социальную сущность человека. Объяснять биологические понятия и термины. Нервную регуляцию функций организма.   |  
  |   Заключение (резервное время) - (2 часа)   |          |  
  |    1   |     Здоровье человека и общество.   |    Заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщить к ЗОЖ, объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.     |    Знают об аспектах ЗОЖ Заинтересованы дальнейшим приобщением к ЗОЖ.     |    Работа в парах, презентация, сообщения   |     Таблицы, рисунки   |     Суммативное   |     "Как я себя ощущал на уроке"   |  
  |    2   |     Заключительный урок.   |    Обобщить и систематизировать знания всего курса.   |    Повторяют, обобщают и систематизируют знания по курсу.   |    Работа в группах, индивидуальная, презентация   |     Таблицы, схемы, флеш-анимации   |     Взаимооценивание, самооценивание   |     Эссе     |