Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 5 класса»
МБОУ гимназия №5 г.Хабаровск
Щербина И.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2013 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Учебного плана МБОУ гимназия №5 на 2016 – 2017 учебный год
Авторской программы по биологии для 5 класса общеобразовательных учреждений «Биология. Введение в биологию» авторов А.А. Плешакова, Н.И.Сонина (Сборник рабочих программ по биологии для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.» Авторы: В.Б.Захаров Е.Т.Захарова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, В.И. Сивоглазова)
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования от 31.12.2015 г. №1577
Примерной программы по биологии основного общего образования.
Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Содержание программы
Биология. Введение в биологию. 5 класс.
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Введение - 4ч.
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма- 3ч .
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:
Устройство ручной лупы и светового микроскопа.
Строение клеток кожицы чешуи лука.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 3. Процессы жизнедеятельности организмов – 2ч.
Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы:
Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
Выделение зелеными листьями в процессе фотосинтеза кислорода.
Раздел 4. Многообразие организмов, их классификации – 1ч.
Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид.
Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники – 3ч
Царства живой природы: Бактерии, Грибы. Лишайники.
Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы:
Съедобные и ядовитые грибы.
Раздел 6. Многообразие растительного мира – 6ч
Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Лабораторные и практические работы:
Водоросли в аквариуме.
Листья и споры папоротников.
Хвоя и шишки голосеменных растений.
Строение цветкового растения (органы).
Раздел 7. Многообразие животного мира - 4ч
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Раздел 8.Эволюция растений и животных – 1ч
Как развивалась жизнь на Земле.
Раздел 9 .Среда обитания живых организмов – 5ч
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.
Раздел 10 . Человек на Земле – 5ч
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Объясняет «дружбу» некоторых шляпочных грибов и деревьев (симбиоз – взаимовыгодное сожительство)
Описывает значение основных групп грибов
13
Лишайники
1
Знакомится с Лишайниками - симбиотическими организмами (гриба и водоросли);
Изучает строение слоевища лишайника
Выясняет роль лишайников, как индикаторов чистоты воздуха и «пионеров» почвообразовательного процесса.
Понимает роль лишайников в природе и жизни человека
Раздел 6. Многообразие растительного мира - 6ч
14
Водоросли
1
лр
Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез)
Приводит примеры систематических групп растений
Узнает особенности строения и распространения водорослей
Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение
Описывает значение водорослей в природе и для человека
15
Мхи
1
Знакомится с мхами (появление органов и спор)
Сравнивает строение водоросли и мха
Понимает причину их отличия (растения суши)
Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума
16
Папоротники
1
лр
Знакомится с папоротниками (особенностями строения и размножения)
Распознает листья со спорами папоротника в гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов
Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов
Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле
Понимает происхождение каменного угля и нефти
Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник
17
Голосеменные
1
лр
Знакомится с многообразием голосеменных
Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.
Выясняет отличие споры от семени
Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.
Изучает расположение семян на шишках, хвоинки – видоизмененные листья
Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения)
Приводит примеры использования голосеменных растений человеком
18
Покрытосеменные
(цветковые) растения
1
лр
Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений. Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных (цветок, плод)
Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых
Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные).
Выделяет и сравнивает особенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания
19
Значение растений в природе и жизни человека.
1
Выстраивает эволюционное направление развития растений
Понимает причины изменения в филогенезе (от воды на сушу)
Отличает по картинкам древние вымершие или редкие растения (псилофиты, риниофиты, древовидные папоротники, хвощи, плауны, секвои…)
Приводит примеры роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека
Классифицирует растения на дикорастущие и культурные (пищевые, технические, декоративные, кормовые, лекарственные)
Доказывает, что в природе не существует абсолютно вредных растений
Приводит примеры растений, занесенных в Красную книгу
Формулирует правила поведения в лесу
Раздел 7. Многообразие животных – 4ч
20
Животные. Простейшие
1
Приводит примеры животных
Выделяет особенности представителей царства животных
Отличает клетку растения и клетку животного
Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими
Отличает Простейших от бактерий
Описывает некоторых представителей Простейших (амебу, инфузорию, малярийного плазмодия)
Понимает опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути его заражения
21
Беспозвоночные
1
Делит животных на одноклеточных и многоклеточных (беспозвоночных и позвоночных)
Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных
Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных типов беспозвоночных: кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих, иглокожих
Распознает беспозвоночных животных по типам
Определяет наиболее распространенный тип
22
Позвоночные
1
Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных
Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в зависимости от среды обитания.
Распознает позвоночных животных по классам
Определяет наиболее распространенный класс, наиболее высокоорганизованный.
Анализируют и моделируют очередность исторической последовательности появления классов животных в процессе эволюции.
Знакомятся с названиями вымерших древних животных: стегоцефала, динозавров, фороракоса, археоптерикса, саблезубого тигра, мамонта…
23
Значение животных в природе и жизни человека.
1
Характеризуют роль животных в природе (цепи питания) и жизни человека (домашние, служебно-декоративные, паразиты, ядовитые)
Демонстрируют знания о существовании различных пород животных
Осваивают навыки содержания домашних животных.
Раздел 8. Эволюция растений и животных -1ч.
24
Как развивалась жизнь на Земле.
1
Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле
Различает древних животных и растений по картинкам
Комментирует первичность водных обитателей
Объясняет необходимые изменения у животных при выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанном с полетом и с похолоданием.
Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды.
Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов
Дает определение Эволюции органического мира
Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных.
Раздел 9. Среда обитания живых организмов - 5ч.
25
Три среды обитания.
1
Знакомится с тремя средами обитания
Характеризует условия каждой из них
Выявляет приспособления организмов к среде обитания.
Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания
26
Жизнь на разных материках.
1
Демонстрирует элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты
Отличает представителей флоры и фауны по полушариям, материкам
Использует карту растений и животных Земли
Знает и умеет находить материки планеты на карте.
Систематизирует информацию о многообразии растительного и животного мира материков.
27
Природные зоны Земли.
1
Перечисляет природные зоны Земли
Понимает причины их смены
Характеризует положение и условия основных природных зон:
(тундра, тайга, широколиственный и смешанный лес, травянистая равнина – степь и саванна, пустыня, субтропический лес)
Приводит примеры многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).
28
Жизнь в морях и океанах.
1
Приводит примеры морских обитателей
Объясняет приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана.
Понимает рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах
Соотносит внешний вид морских обитателей и природное сообщество
Осознает роль Мирового океана на планете.
29
Природные сообщества
1
Демонстрирует элементарные представления о природных сообществах планеты.
Различает естественные и искусственные сообщества
Составляет элементарные пищевые цепи
Понимает значение пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ
Делает вывод о круговороте веществ в природе
.
Раздел 10. Человек на Земле – 5ч.
30
Как человек появился на Земле?
1
Получает представление об эволюции человека.
Выделяет три вида людей
Характеризует все три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного: неандертальца и кроманьонца)
Находит сходство и отличия человекообразных обезьян и современного человека
Понимает роль совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека
Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа
Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека
31
Как человек изменил Землю
1
Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности
Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект)
Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации
32
Жизнь под угрозой
1
Называет исчезнувшие виды растений и животных.
Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.
Понимает причины исчезновения видов
Обсуждает способы сохранения биологического разнообразия
33
Не станет ли Земля пустыней?
1
Объясняет причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.
Определяет степень личного участия в природоохранной работе.
Предлагает меры по уменьшению опустынивания планеты
34
Здоровье человека и безопасность жизни.
Формулирует понятие Здорового образа жизни
Запоминает ядовитые растения и животные
Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных
Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-образовательные ресурсы:
Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008.
Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009
1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009