kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (9 класс)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основе:

Закон об образовании от 29.12.2012г. №273 ФЗ:

ст.47 п.4 - право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания;

ст. 37 п.2 –предоставление обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья;

ст. 37 п.3 –обучение по индивидуальному учебному плану;

Приказ Министерства труда от 18.10.2013г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»;

Приказ от 24.03.2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень);

с учётом: «Образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Трубачевской основной общеобразовательной школы для учащихся 7-9 классов», Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова, Н. И. Сонин "Биология. Общие закономерности": Программа курса для 7-9 классов общеобразовательных учреждений», Учебного плана МБОУ Трубачевской ООШ на 2015/2016 учебный год


Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.


Характеристика учебного предмета:


Программа курса полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической географии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). Сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации.



Место предмета «Биология» в учебном плане МБОУ Трубачевской ООШ

В соответствии с БУП, примерной программой «Биология 9 класс», авторской программы В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова, Н. И. Сонин "Биология. Общие закономерности" в Учебном плане МБОУ Трубачевской ООШ на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.


Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:

При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении Биологи. Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, географии, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённые растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать экологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе ( классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить собственный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведение наблюдений за состоянием собственного организма.


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Содержание учебного предмета:

Раздел 1. Эволюция Живого мира на Земле (20 часов)

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа)

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Царства живой природы. Видовое разнообразие.

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об изначальной целесообразности и неизменности живой природы. Работы К. Линнея, Ж.Б. Ламарка.

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Лабораторные и практические работы

1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Тема 1.5. Микроэволюция (2 часа)

Вид как генетически изолированная система. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Видообразование. Эволюционная роль мутаций.

Лабораторные и практические работы

2. Изучение критериев вида.

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический процесс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Общие закономерности биологической эволюции. Результаты эволюции.

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир, как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический этапы развития жизни. Теория академика А.И. Опарина.

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа)

Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, и кайнозойскую эры. Происхождение человека. Стадии эволюции человека. Человеческие расы.


Раздел 2. Структурная организация живых организмов (14 часов)

Тема 2.1. Химическая организация клетки (4 часа)

Химический состав живых организмов. Элементарный состав клетки. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические вещества (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры и липиды) и их основные функции в организме.

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)

Обмен веществ в клетке. Мембрана – универсальный строительный материал клеточных органелл. Поступление веществ в клетку. Фагоцитоз и пиноцитоз. Биосинтез белка как регулируемый процесс. Ферменты и их регуляторная функция (белки в роли ферментов запускают биосинтез белка). Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы. Извлечение и использование энергии, запасенной в форме химических связей. Энергетический обмен клетки. АТФ – универсальный переносчик энергии.

Тема 2.3. Строение и функции клеток (7 часов)

Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных. Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке. Клеточная теория (Р. Гук, А. Левенгук, М. Шлейден и Т. Шванн).

Цикл деления и развития клетки. Митоз и мейоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков в ряду клеточных поколений и поколений организмов.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Вирусные инфекции и их профилактика.

Лабораторные и практические работы

3. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.


Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Тема 3.1. Размножение организмов (2 часа)

Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Образование половых клеток. Оплодотворение. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка. Биологическое значение размножения.

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (3 часа)

Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Формы постэмбрионального развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Достоинства и недостатки разных типов жизненных циклов. Типичный онтогенез многоклеточного организма. Важнейшие стадии онтогенеза. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Биогенетический закон Э Геккеля и К Мюллера.


Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (18 часов)

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (9 часов)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Законы наследования признаков Г. Менделя. Генетическое определение пола и связь генов с хромосомами. Сцепленное наследование. Цитологические основы наследственности.

Лабораторные и практические работы

4. Решение генетических задач.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости (5 часов)

Изменчивость. Основные формы изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип. Мутации. Комбинативная изменчивость. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Лабораторные и практические работы

5. Изучение изменчивости организмов.

6. Построение вариационного ряда, кривой.

Тема 4.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов (4 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт. Порода. Штамм. Методы селекции растений и животных. Основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельского хозяйства, медицины и других отраслей.


Раздел 5. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии (9 часов)

Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции (6 часов)

Экология – наука о взаимоотношениях организмов с средой обитания, включающей их живое и неживое окружение. Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Взаимоотношения организмов и их адаптации к абиотическим (свет, температура, влажность), биотическим (конкуренция, хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным факторам среды. Закон оптимума. Лимитирующий фактор. Регулирующая роль факторов среды.

Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи организмов в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии цепей питания. Пищевые пирамиды на суше и в океане. Смена биоценозов. Причины смены сообществ, формирование новых сообществ.

Экскурсия Взаимоотношения организмов и среды обитания (на примере экосистемы своей местности)

Лабораторные и практические работы

7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

8. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.

Тема 5.2. Биосфера и человек (3 часа)

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Проблемы рационального природопользования, охрана природы. Роль человека в биосфере.

Лабораторные и практические работы

9. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах своей местности.

Заключение (1 час)


Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.


Критерии оценивания

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объѐма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров

обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески

применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах

устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение

культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров

обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания

на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала,

соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при

самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменѐнные

вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала,

незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные

представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на

стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного


Ожидаемые результаты:

знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ. Перечень обобщающих уроков

п/п

Тема

Количество часов

1.

По теме: «Эволюция живого мира на Земле»

1

2.

По теме: «Структурная организация живых организмов»

1

3.

По теме: «Наследственность и изменчивость организмов»

1

4.

По теме: «Наследственность и изменчивость организмов»

1

5.

По теме: «Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии»

1



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

№№

Темы и содержание учебного материала

Уровень требований учителя к ЗУН-ам учащихся

Кол-во часов

Что подлежит проверке; критерии оценки достижений учащихся

1

Введение Место курса "Общ.биол-я" в системе естествен-х дисциплин, а также в биол. науках. Цели и задачи курса. Зн-е предмета для поним-я ед-ва всего жив-о и взаимосв-и всех частей биосферы Земли.

Уметь объяснять роль биологии в формир-ии естественнонаучной картины мира

1

Цели и задачи общей биологии.Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа)

2

Эволюция животного мира на Земле


15



Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов Единство химического состава живой материи; основные группы хим-х элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биол-х системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешнее воздействия.Ритмичность процессов жизнедеятельности; биол.ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характенристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Знать основные понятия: биология, жизнь, осн. отличия живых орг-ов от объектов неживой природы. Уровни орг-ии живой материи. Объекты и методы изуч-я в биологии. Многообр-е живого мира. Уметь объяснять осн.св-ва живых орг-ов (метаболизм, саморегул-я, гомеостаз)

2

Многообразие живого мира(царства живой природы), основные свойства живых организмов (клеточное строение, обмен веществ и энергии, саморегуляция, самовоспроизведение, рост, развитие, раздражимость). Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа); индивидуальный контроль


Развитие биологии в додарвиновский период Господство в науке представлений об "изначальной целесообр-ти" и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Знать развитие биологии до Ч.Дарвина

1

Развитие биологии до Дарвина. Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа)


Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естеств. наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Знать основные понятия: эволюция, вид, популяция; их критерии, борьба за существование, ест.отбор как рез-т борьбы за существование в конкр. условиях среды обитания, "волны жизни".

4

Теория Дарвина о происхождении видов (предпосылки, основные положения). Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа)


Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Знать понятия: приспособленность организмов к внешней среде, физиологическая адаптация

1

Приспособленность организмов как результат действия естественного отбора. Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа), выполнение лаб. работы


Микроэволюция Вид как генетич-ки изолир-ая система; репродукт. изоляция и её мех-мы. Популяц. стр-ра вида; экол. и генетич. хар-ки популяций. Популяция - элементарная эвол. ед-ца. Пути и скорость видообр-я; географическое и экологическое видообразование.

Знать основные понятия: эволюция, вид, популяция; их критерии

2

Вид, его структура; пути и скорость видообразования. Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа), выполнение лаб. работы


Биологические последствия адаптации. Макроэволюция Главные направления эволюционного процесса. Биол.прогресс и биол. регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биол. прогресса. Осн.е закон-ти эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Рез-ты эволюции: многообр-е видов, органич. целесообразность, постеп-е усложнение орг-ии

Знать осн. понятия: макроэвол-я, биол.прогресс и биол.регресс, пути достижения биол.прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.

2

Главные направления эволюционного процесса, пути достижения биологического прогресса, результаты эволюции


Возникновение жизни на Земле Орг. мир как рез-т эволюции. Возник-е и р-тие жизни на Земле. Химич., предбиол. (теория академика А.И.Опарина), биол. и социальный этапы р-тия живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Знать основные понятия: теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.Уметь объяснять процесс возник-я жизни на Земле.

1

Возникновение и развитие жизни на Земле, этапы развития живой материи


Развитие жизни на Земле Р-тие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Р-тие водных растений. Р-тие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возник-е позвоночных: рыбы, земноводные, пресмык-ся. Р-тие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появл-е и распростр-е покрытосем-х растений. Возник-е птиц и млекопитающих. Появл-е и р-тие приматов. Происх-е человека. Место чел-ка в живой природе. Систематич. полож-е вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эвол-ии чел-ка: древнейший и древний чел-к, первые соврем. люди. Св-ва чел-ка как биол. вида. Популяцион. стр-ра вида Homo sapi

Знать основные понятия: развитие животных и растений в различные периоды существования Земли, постепенное усложн-е орг-ии и приспособ-е к условиям среды живых орг-ов в пр-се эвол-ии, происх-е человека, движущ.силы антропогенеза, роль труда в процессе превращ-я обезьяны в чел-ка, челов. расы, их ед-во, критика расизма.

2

Развитие жизни на Земле в различные эры. Стадии эволюции человека. Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа)

3

Структурная организация живых организмов


11



Клеточная теория Основные положения клеточной теории строения организмов.

Знать осн. полож.клет. теории стр-я орг-в

2

Основные положения клеточной теории строения организмов.


Химическая организация клетки Элемент. состав Кл-ки. Распростр-ть эл-тов, их вклад в обр-е живой материи и объектов неживой природы. Макроэл-ты, микроэл-ты; их вклад в обр-е неорг-их и орг-их молекул живого вещества. Неорг-ие молекулы живого в-ва: вода; хим. св-ва и биол. роль. Соли неорг-их к-т, их вклад в обеспеч-е пр-ов жизнедеят-ти и поддержание гомеостаза. Роль кат-в и ан-в в обеспеч-е пр-ов жизнедеят-ти. Осмос и осмотич. давление; осмотич. поступление молекул в клетку. Орг-ие молекулы. Биол-е полимеры - белки; струк-ая орг-я, ф-ии. Углеводы. Стр-е и биол. роль. Жиры – осн. структ-ый компонент клет. мембран и источник энергии. ДНК - молекулы наслед-ти. Репликация ДНК, передача наслед-ой инф-ии из пок-я в пок-е. Передача наслед. Инф-ии из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, струк-ра и ф-ии; информ., транспорт.и рибосом. РНК

Знать основные понятия: орг-ие и неорг-ие в-ва, образующие структурные компоненты клеток,; репликация ДНК, транскрипция и трансляция

2

Химическая организация клетки (органические и неорганические вещества, их значение и функции)


Обмен веществ и преобразование энергии в клетке Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Клеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Уметь объяснять различие пластического и энергетического обменов

2

Сущность обмена веществ и энергии в клетке; клеточное пищеварение; биосинтез органических ввеществ.


Строение и функции клеток Прокариотич.кл-ки; форма и размеры. Стр-е цит-мы бактер. кл-ки; орг-я метаболизма у прокариот. Генетич. аппарат бактерий. Спорообр-е. Размн-е. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукар. кл-ка. Цит-ма эукар.кл-ки. Органеллы цит-мы, их стр-ра и ф-ии. Цитоскелет. Включ-я, зн-е и роль в метаболизме кл-ок. Клет. ядро - центр упр-я жизнедеят-тью кл-ки. Стр-ры клет. ядра: ядерная обол-ка, хроматин (геерохроматин), ядрышко. Особ-ти стр-я раст. кл-ки. Деление кл-ок. Кл-ки в многоклет. орг-ме. Понятие о диффер-ке кл-ок многоклет. орг-зма. Митотич.й цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотич.о деления и преобр-я хромосом; биол. смысл и зн-е митоза(бесполое размножение, рост, восполнение клет. потерь в физиол. и патоген. условиях). Клет. теория стр-ия орг-ов

Знать осн. понятия: прокариоты, эукар. клетка, многообр-е эукариот, особ-ти раст. и животн. клеток, ядро и цитоплазма, органоиды цитоплазмы, включения, хромосомы, кариотип, митотич. цикл, митоз, биол. смысл митоза. Уметь распознавать на табл. основные органоиды клетки, работать с микроскопом

5

Строение и функции прокариотических и эукариотических клеток; органоиды клеток, ядро, деление клеток (митоз).

4

Размножение и индивидуальное развитие организмов

9



Размножение организмов Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Знать осн. понятия: многообр-е форм и распространённость бесполого разм-я, биол. зн-е бесполого и полового разм-я, гаметогенез, мейоз и его биол. значение, оплодотв-е. Умение объяснять пр-с мейоза , этапы обр-я пол. кл-ок по табл., хар-ть сущ-ть беспол. полового разм-я.

5

Сущность и формы размножения. Оплодотворение. Биологическое значение полового размножения (мейоз).


Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) Эмбр. период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закон-сти обр-я двуслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбр-ый период развития. Формы постэмб-го п-да р-тия. Непрямое р-тие; полный и неполный метаморфоз. Биол-ий смысл р-тия с метаморфозом. Прямое р-тие. Старение. Общие закон-ти развития. Биогенетич. з-н. Сходство зародышей и эмбриональная дифференциация признаков (закон К.Бэра). Биогенетич. закон (Э.Геккель и К.Мюллер). Работы А.Н. Северцова об эмбр. изм-ти.

Знать основные понятия: эмбриональный и постэмбриональный периоды развития,бластула, гаструла, органогенез, дифференцировка. Уметь объяснять биол.значение развития с метаморфозом

4

Индивидуальное развитие организмов (эмбриональный и постэмбриональный), общие закономерности развития, биогенетический закон.

5

Наследственность и изменчивость организмов

14



Закономерности наследования признаков Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Знать осн. понятия: ген, генотип, признак, св-во, фенотип, генетич. опред-е пола у р-ний и жив-х. Уметь объяснять мех-мы передачи признаков и св-в из пок-я в пок-е, составлять родосл-е и решать генет. задачи

8

Закономерности наследования признаков, методы изучения наследственности, генотип как целостная система. Решение генетических задач и составление родословной.


Закономерности изменчивости Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Знать осн.понятия: наследственная и ненаследственная изм-ть, мутац.и комбинат-я изм-ть, модификации, норма реакции

4

Основные формы изменч-ти (генотипическая, комбинат-ая, модификац-я). Значение изменчивости организмов для эволюции. Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа), выполнение лаб. работы


Селекция растений, животных и микроорганизмов Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Знать осн. понятия: селекция, гибр-я, отбор, гетерозис, полиплои-я, сорт, порода, штамм. Уметь понимать необх-ть р-тия теор.генет-и и практ. селекции для с

2

Методы селекции растений и животных, значение селекции.

6

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

9



Биосфера, её структура и функции Биосфера - живая обол-ка планеты. Стр-ра биосферы. Ком-ты биосферы: живое в-во, видов. состав, разнообр-е и вклад в биомассу; биокосное и косное в-во биосферы (В.И.Вернадский). Круговорот в-в в природе. Естест. сооб-ва живых орг-ов. Биогеоценозы. Комп-ты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видов. разнообр-е, плотность популяций, биомасса. Абиотич. факторы среды. Роль т-ры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеят-ти сооб-в. Интенс-ть действия факторов среды; огранич. фактор. Взаимод-е факторов среды, пределы выносливости. Биотич. факторы среды. Цепи и сети питания. Экол. пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формир-е новых сооб-в. Формы взаимоотн-ий между орг-ми. Позитивные отн-я - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотич. отн-я: хищничество, паразитизм.

Знать основные понятия: биосфера, биомасса Земли, биол. продукт-ь, биол.круговорот в-в в природе, экология, внешняя среда, экол. факторы (абиот., биот., антропоген.), экол.с-мы (биогеоценоз, биоценоз, агроценоз, продуценты, консументы, редуценты, саморегуляция, смена биоценозов и их восстановление. Уметь выявлять признаки приспособ-ти к совместному сущ-ю в экол. с-мах

4

Биосфера, её структура (компоненты) и функции. Биоценозы и биогеоценозы. Факторы среды. Взаимоотношения между организмами (позитивные, нейтральные, антибиотические. Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа), выполнение лаб. и практич.работы


Биосфера и человек Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Знать осн. понятия: возд-е чел-ка на биосферу, охрана природы, рац. природопол-е, неисчерп.и исчерп.ресурсы, заповедники, заказники, парки, Красная книга, бионика. Уметь применять на прак-ке охрану окр.среды

5

Природные ресурсы и их использование. Влияние человека на биосферу. Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа), выполнение лаб. и практич.работы

7

Заключение и резервное время


1+8




Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов по разделам

Кол-во часов по теме


Введение

1


1

Эволюция живого мира на Земле

19



Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов


2

Развитие биологии в додарвиновский период


1

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора


3

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора


2

Микроэволюция


3

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция


3

Возникновение жизни на Земле


2

Развитие жизни на Земле


3

2

Структурная организация живых организмов

14



Химическая организация клетки


4

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке


3

Строение и функции клеток


7

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5



Размножение организмов


2

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)


3

4

Наследственность и изменчивость организмов

13



Закономерности наследования признаков


6

Закономерности изменчивости


4

Селекция растений, животных и микроорганизмов


3

5

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

11



Биосфера, её структура и функции


7

Биосфера и человек


4


Обобщение

5



Резервное время

2




Учебно-методический комплекс по биологии



ОсновнаяС.Г.Мамонтов, Захаров В.Б., Сонин Н.И. , Биология. Общие закономерности: Учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.

Дополнительная – 1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

2. «Биология справочные материалы» под ред.Д.И.Трайтака, Москва, «Просвещение» 1983

3. «Дарвинизм» А.Б.Георгиевский, Москва, «Просвещение» 1985

4. « Генетика» З.С.Кисилёва, А.Н.Мягкова, Москва, «Просвещение» 1983

5. «Эволюция органического мира» Н.Н.Воронцов, Л.Н.Сухорукова, Москва, «Просвещение» 1991

6. «Основы экологии» Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов, Москва, «Просвещение» 1997

7. Биология. Занимательные факты и тесты. А. П. Большаков

8. «Экология» Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидоров, Москва, «Дрофа», 1997

9. «Общая биология» под ред. В.К.Шумного и Г.М.Дымшица, Москва, «Просвещение

10. «Биология ответы на вопросы» А.А.Каменский, Н.А.Соколова, С.А. Титов, Москва, «Экзамен», 1998

11. «Биология» В.А.Глумова, В.Н.Марков и др., Ижевск, изд.Удмуртского университета, 1995

12. «Биология пособие-репетитор», И.Ю.Павлов, Д.В. Вахненко, Д.В.Москвичёв, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии (9 класс)

Автор: Муратова Марина Юрьевна

Дата: 11.08.2016

Номер свидетельства: 339082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства