Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и ориентирована на использование учебника В.В. Пасечника (М; Дрофа, 2014).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (5 класс)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
БИОЛОГИЯ 5 класс
(название предмета (курса) в соответствии с учебным планом)
основное общее образование (базовый уровень)
(уровень программы общего образования)
34часа
(кол-во часов)
Программу составила: учитель биологии и химии Е.А.Линова
2015 год
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и ориентирована на использование учебника В.В.Пасечника(М; Дрофа, 2014).
Общие цели преподавания биологии на ступени основного общего образования.
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:«Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература».
2.Общая характеристика курса «Биология. 5 класс».
Курс биологии в 5 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Окружающий мир» на начальной ступени образования.
Цели обучения в 5 классе:
формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
систематизация знаний обучающихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;
освоение обучающимися знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;
овладение обучающимися умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творчесикх способностей в прцессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
Материал курса биологии в 5 классе разделен на четыре главы, которым предшествует введение.
Во введении обучающиеся знакомятся с биологией как наукой о живой природе, с биологическими науками и объектами их изучения. Школьники получают представления о методах научного познания и приобретают навыки их использования.
Глава 1 знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности растительной клетки как единице живого. Школьник узнают также о тканях растительного организма и научатся их различать на микропрепаратах. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами.
Глава 2 посвящена изучению особенностей строения и жизнедеятельности бактерий как представителей самостоятельного царства живой природы.
При изучении главы 3 обучающиеся узнают об особенностях строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, получают представления об их многообразии. Особое внимание уделяется значению грибов в природе и жизни человека.
Глава 4 посвящена царству Растения. Обучающиеся знакомятся с многообразием растений и расширяют свои знания об их значении в природе и жизни человека.
Содержание курса биологии в 5 классе строится на основе деятельностного подхода.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Биология» в 5 классе изучается 1 час в неделю. На прохождение программного материала отводится 34 часа в год.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна бытьнаправлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по биологии являются:
1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника,
научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оцениватьинформацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющимиисследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставитьвопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурироватьматериал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы,
ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и
прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случаеобнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном.Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено ичто еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях ипоступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивноевзаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевыесредства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы побиологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаковживых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
• приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды;соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,бактериями, грибами.
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (напримере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки;на живых объектах и таблицах растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов;опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологическихобъектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение ихрезультатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов рискана здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,растениями; рациональной организации труда и отдыха;
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
5.Содержание учебного предмета
Биология – наука о живых организмах
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов их проявление у растений, грибов и бактерий.
Царства живой природы.
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный мир родного края.
Клеточное строение организмов
Клетка–основа строения ижизнедеятельности организмов. История изучения клетки.Методы изучения клетки.Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Растительная клетка.
Царство Растения
Ботаника–наука о растениях. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями.
Многообразие растений
Принципы классификации.Классификациярастений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Царство Бактерии
Бактерии,их строение и жизнедеятельность.Рольбактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Царство Грибы
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Список лабораторных и практических работ:
Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью.
Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей;
Изучение строения водорослей;
Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);
Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);
Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;
Изучение строения плесневых грибов.
6.Тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Виды деятельности
Введение (6 ч)
1
Биология – наука о живой природе.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.
2
Методы исследования в биологии.
Практическая работа «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью»
3
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.
4
Среды обитания организмов.
5
Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
6
Систематизация знаний по теме «Биология – наука о живой природе»
Глава 1. Клеточное строении организмов ( 7 ч)
7
Устройство увеличительных приборов.
Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними».
Выделять существенные признаки строения и существенные жизнедеятельности клетки.
Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их.
Выделять существенные признаки биологических процессов (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ).
Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.
8
Строение клетки.
9
Строение клетки.
Лабораторная работа №2. «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
10
Химический состав клетки.
11
Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост.
12
Ткани.
Лабораторная работа № 3 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
13
Систематизация знаний по теме «Клеточное строение организмов».
Глава 2. Царство Бактерии (3 ч)
14
Строение и жизнедеятельность бактерий.
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий.
Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
15
Роль бактерий в природе.
16
Роль бактерий в жизни человека.
Глава 3. Царство Грибы (5 ч)
17
Общая характеристика грибов.
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека.
Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.
Освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами.
18
Шляпочные грибы.
19
Плесневые грибы и дрожжи.
Лабораторная работа № 4
«Изучение особенностей строения плесневых грибов».
20
Грибы - паразиты.
21
Систематизация знаний по темам « Царство Бактерии» и «Царство Грибы».
Глава 4. Царство Растения ( 13 ч)
22
Разнообразие, распространение, значение растений.
Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения.
Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения.
Объяснять роль различных растений в жизни человека. Освоить приемы работы с определителями, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.
Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
23
Водоросли.
Лабораторная работа № 5
«Изучение строения водорослей».
24
Лишайники.
25
Мхи.
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мха» (на примере местных видов)
26
Плауны. Хвощи. Папоротники.
Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения папоротника(хвоща).».
27
Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека.
28
Голосеменные.
29
Многообразие голосеменных.
Лабораторная работа № 8 «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений».
30
Покрытосеменные, или Цветковые.
31
Многообразие покрытосеменных.
Лабораторная работа № 9 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»
32
Происхождение растений.
33
Основные этапы развития растительного мира.
34
Систематизация знаний по теме «Царство Растения»
Всего 34ч.
Из них Л.р.- 9; П.р. -1
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы.
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
Нормативные документы:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования,
Примерная программа основного общего образования по биологии,
учебник по биологии для 5 класса; научная, научно-популярная литература,
методические пособия для учителя.
2. Печатные пособия:
таблицы по биологии для 5 класса, портреты ученых биологов.
3. Информационные средства:
мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Получит возможность научиться:
-соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами иинструментами;
-использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями.
-выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
-осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
-находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.