kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и ориентирована на использование учебника В.В. Пасечника (М; Дрофа, 2014).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (5 класс)»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


БИОЛОГИЯ 5 класс

(название предмета (курса) в соответствии с учебным планом)

основное общее образование (базовый уровень)

(уровень программы общего образования)


34часа

(кол-во часов)








Программу составила: учитель биологии и химии Е.А.Линова














2015 год






1.Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и ориентирована на использование учебника В.В.Пасечника(М; Дрофа, 2014).


Общие цели преподавания биологии на ступени основного общего образования.

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:«Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература».


2.Общая характеристика курса «Биология. 5 класс».


Курс биологии в 5 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Окружающий мир» на начальной ступени образования.

Цели обучения в 5 классе:

  • формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;

  • систематизация знаний обучающихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;

  • освоение обучающимися знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;

  • овладение обучающимися умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;

  • развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творчесикх способностей в прцессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

Материал курса биологии в 5 классе разделен на четыре главы, которым предшествует введение.

Во введении обучающиеся знакомятся с биологией как наукой о живой природе, с биологическими науками и объектами их изучения. Школьники получают представления о методах научного познания и приобретают навыки их использования.

Глава 1 знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности растительной клетки как единице живого. Школьник узнают также о тканях растительного организма и научатся их различать на микропрепаратах. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами.

Глава 2 посвящена изучению особенностей строения и жизнедеятельности бактерий как представителей самостоятельного царства живой природы.

При изучении главы 3 обучающиеся узнают об особенностях строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, получают представления об их многообразии. Особое внимание уделяется значению грибов в природе и жизни человека.

Глава 4 посвящена царству Растения. Обучающиеся знакомятся с многообразием растений и расширяют свои знания об их значении в природе и жизни человека.

Содержание курса биологии в 5 классе строится на основе деятельностного подхода.


3.Место учебного предмета в учебном плане.


В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Биология» в 5 классе изучается 1 час в неделю. На прохождение программного материала отводится 34 часа в год.




4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.


Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна бытьнаправлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ

здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на

изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы

по биологии являются:

1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника,

научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оцениватьинформацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющимиисследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставитьвопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурироватьматериал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы,

ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и

прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случаеобнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном.Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено ичто еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях ипоступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивноевзаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевыесредства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы побиологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаковживых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

• приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды;соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,бактериями, грибами.

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к

определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (напримере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки;на живых объектах и таблицах растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов;опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и

умозаключения на основе сравнения;

• выявление приспособлений организмов к среде обитания;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологическихобъектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение ихрезультатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов рискана здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,растениями; рациональной организации труда и отдыха;

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы


5.Содержание учебного предмета

Биология – наука о живых организмах

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов их проявление у растений, грибов и бактерий.

Царства живой природы.

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный мир родного края.


Клеточное строение организмов

Клетка–основа строения ижизнедеятельности организмов. История изучения клетки.Методы изучения клетки.Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Растительная клетка.

Царство Растения

Ботаника–наука о растениях. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями.

Многообразие растений

Принципы классификации.Классификациярастений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство Бактерии

Бактерии,их строение и жизнедеятельность.Рольбактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство Грибы

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Список лабораторных и практических работ:

Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью.

Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей;

Изучение строения водорослей;

Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);

Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);

Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;

Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;

Изучение строения плесневых грибов.


6.Тематическое планирование


урока


Тема урока


Виды деятельности

Введение (6 ч)

1

Биология – наука о живой природе.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инстру­ментами, правила работы в кабинете биологии.

2

Методы исследования в биологии.

Практическая работа «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью»

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.

4

Среды обитания организмов.

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

6

Систематизация знаний по теме «Биология – наука о живой природе»

Глава 1. Клеточное строении организмов ( 7 ч)

7

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними».

Выделять существенные признаки строения и существенные жизне­деятельности клетки.

Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их.

Выделять существенные признаки биологических процессов (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ).

Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизне­деятельности организмов и объяснять их результаты. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тка­ней, органов, систем органов и их функциями.

8

Строение клетки.

9

Строение клетки.

Лабораторная работа №2. «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

10

Химический состав клетки.

11

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост.

12

Ткани.

Лабораторная работа № 3 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

13

Систематизация знаний по теме «Клеточное строение организмов».

Глава 2. Царство Бактерии (3 ч)

14

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий.

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблю­дения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.


15

Роль бактерий в природе.

16

Роль бактерий в жизни человека.

Глава 3. Царство Грибы (5 ч)

17

Общая характеристика грибов.


Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

Освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовиты­ми грибами.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблю­дения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

18

Шляпочные грибы.


19

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа № 4

«Изучение особенностей строения плесневых грибов».

20

Грибы - паразиты.

21

Систематизация знаний по темам « Царство Бактерии» и «Царство Грибы».

Глава 4. Царство Растения ( 13 ч)

22

Разнообразие, распространение, значение растений.

Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения.

Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль различных растений в жизни человека. Освоить приемы работы с определителями, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.

Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительно­го мира.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюде­ния мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

23

Водоросли.

Лабораторная работа № 5

«Изучение строения водорослей».

24

Лишайники.

25

Мхи.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мха» (на примере местных видов)

26

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения папоротника(хвоща).».

27

Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека.

28

Голосеменные.

29

Многообразие голосеменных.

Лабораторная работа № 8 «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений».

30

Покрытосеменные, или Цветковые.

31

Многообразие покрытосеменных.

Лабораторная работа № 9 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»

32

Происхождение растений.

33

Основные этапы развития растительного мира.

34

Систематизация знаний по теме «Царство Растения»


Всего 34ч.

Из них Л.р.- 9; П.р. -1





7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы.


1.     Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

Нормативные документы:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования,

Примерная программа основного общего образования по биологии,

учебник по биологии для 5 класса; научная, научно-популярная литература,

методические пособия для учителя.

2.     Печатные пособия:

таблицы по биологии для 5 класса, портреты ученых биологов.

3.     Информационные средства:

мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.

4.     Технические средства обучения:

персональный компьютер,проектор,телевизор,интерактивная доска,

цифровая лаборатория «Архимед».

5.     Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

доска магнитная, весы с разновесами, лупа, микроскоп учебный, набор микропрепаратов, спиртовка лабораторная, капельница с пипеткой, ложка для сжигания вещества, мензурка 50 мл, палочка стеклянная, пробирка стеклянная, стекло покровное, стекло предметное, фильтровальная бумага,

цилиндр мерный, чашка Петри 100, штатив для пробирок, штатив универсальный, набор микропрепаратов.


Коллекции:

«Семена», «Плоды». 

Гербарии:

«Культурные растения», «Основные группы растений», «Дикорастущие растения», «Лекарственные растения», «Сельскохозяйственные растения».

Наборы муляжей 

«Плоды»,«Грибы».


8.Планируемые результаты изучения курса.

Выпускник научится:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Получит возможность научиться:

-соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами иинструментами;

-использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями.

-выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

-осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

-находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии (5 класс)

Автор: Линова Елена Александровна

Дата: 26.07.2016

Номер свидетельства: 338068

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства