kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 10 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования по биологии, учебного плана и авторской программы для 10-11 классов "Общая биология" авторов Д.К. Беляева и Г.М.Дымшица// Сборник нормативных документов. Биология/Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2006, - 127 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающий требования к уровню подготовки обучающихся.

в соответствии с учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 10-11 классах отводится 136 часов, в том числе учебный план Беловской СОШ предусматривает изучение биологии в 10 классе в кличестве 68 часов (1 час +1 час школьного компонента).

Рабочая программа адресована обучающимся 10-х классов средней образовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (10 класс)»



муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Беловская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области



Рассмотрена

на заседании ШМО учителей

биологии, географии, химии

Протокол №1

от «25» августа 2015 г.

Принята

на заседании педагогического совета

Протокол №1

от «26» августа 2015 г.

Утверждена

приказом № 225

от 26 августа 2015 г.

Директор Беловской СОШ

_________О.А.Курбатова



Рабочая программа

по биологии

для 10 класса

на 2015-2016 учебный год



Учитель: Воробьева Екатерина Юрьевна




  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 10 класса разработана на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, учебного плана Беловской СОШ и авторской программы для 10-11 классов «Общая биология» авторов Д. К. Беляева и Г. М. Дымшица // Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006, - 172 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 10-11 классах отводится 136 часов, в том числе учебный план Беловской СОШ предусматривает изучение биологии в 10 классе в количестве 68 часов (1 час + 1 час за счёт школьного компонента).

Рабочая программа адресована обучающимся 10 –х классов средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации обучающихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора обучающихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Концептуальной основой раздела биологии являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у обучающихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Цели и задачи:

Изучение биологии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в
    практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области
    биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками
    информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Ожидаемый результат изучения курса - знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающийся должен знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на
    основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий (клонирование, искусственное оплодотворение).

  1. Учебно-тематический план



Тема

Кол-во часов


Введение

1

1.

Химический состав клетки

9

2.

Структура и функции клетки

8

3.

Обеспечение клеток энергией

3

4.

Наследственная информация и реализация её в клетке

9

5.

Размножение организмов

4

6.

Индивидуальное развитие организмов

3

7.

Основные закономерности явлений наследственности

14

8.

Закономерности изменчивости

7

9.

Генетика и селекция

7

10.

Повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в курсе общей биологии

3


Итого

68


  1. Основное содержание курса

Глава 1. Биология как наука (1 ч)

      Живая природа как объект изучения биологии.
      Отличительные признаки жизни: структурно-уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.
      Методы познания живой природы.
      Значение биологических теорий, идей и гипотез в развитии современной естественно-научной картины мира.
      Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

Глава 2. Клетка: строение и значение (29 ч)

  Из истории развития современных представлений о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн).
      Основы клеточной теории. Роль клеточной теории в биологии и научном мировоззрении.
      Химические основы строения клетки. Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.
      Важнейшие органические вещества клетки: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты. Структура и функции ДНК и РНК.
      Основные части строения клетки: поверхностный комплекс, ядро и цитоплазма с органоидами. Органоиды клетки, их строение и функции.
      Доядерные и ядерные клетки. Сравнение клеток растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни.
      Деление клетки: митоз и мейоз.
      Строение и функции хромосом. Роль постоянства состава и формы хромосом в клетках.
      ДНК как носитель наследственной информации клетки. Ген и его значение в клетке. Генетический код как матричная основа синтеза в клетке.
      Клеточная инженерия. Клонирование клеток.
      Лабораторная работа № 1. Каталитическая активность ферментов в живых тканях
      Лабораторная работа № 2. Строение растительной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом. Лабораторная работа №3 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Глава 3. Организм: развитие, изменчивость и наследственность ( 31ч)

      Организм — единое целое, как биосистема.
      Обмен веществ и превращения энергии — основное свойство живых организмов.
      Размножение организмов: половое и бесполое. Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
      Рост и развитие организма. Индивидуальное развитие организма. Этапы онтогенеза. Индивидуальное развитие человека.
      Репродуктивное здоровье. Причины нарушений развития организма. Последствия вредных факторов на развитие зародыша человека: алкоголя, никотина, наркотических веществ.
      Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика.
      Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.
      Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
      Наследственная и ненаследственная изменчивость.
      Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни, их причины и профилактика.
      Значение генетики для медицины и селекции. Селекция как наука и практика. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
      Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
      Биотехнология, ее достижения и значение. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии.
      Решение элементарных генетических задач.
      Лабораторная работа № 4.Описание фенотипов комнатных или сх растений
      Лабораторная работа № 5. Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Лабораторная работа№6. Изменчивость организмов.

  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол.

час

Требования к уровню подготовки

Оборудование

Домашнее

задание

Дата

проведения

План

Факт

1.

Введение. Глава 1.

Биология как наука. Методы научного познания.


1

Называть:

- естественные науки, составляющие биологию;

- вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее становления;

- методы исследований живой природы.


Стр.4 - 6



2.

Неорганические соединения

1

Давать определение ключевым понятиям. Перечислять биоэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Прогнозировать последствия для организма недостатка этих элементов: минеральных веществ и воды.


Таблица «Содержание химических элементов в клетке»

Глава 1. § 1. Вопросы 1-3(стр. 10).


3.

Биополимеры. Углеводы. Липиды.

1

Описывать элементарный состав углеводов и липидов. Характеризовать биологическую роль липидов и углеводов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов Прогнозировать последствия для организма недостатка углеводов и липидов..

Таблица « Строение молекул углеводов»

§ 2. Вопрос №3


4.

Биополимеры. Белки их функции.





1

Давать определение

ключевым понятиям.

Называть:

-элементарный состав и мономеры белков;

-функции белков.

Описывать

проявление функций белков.

Перечислять

причины денатурации белков.

Объяснять

механизм образования белков.

Характеризовать

биологическую роль белков в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

Находить

информацию о белках в различных источниках и критически оценивать ее.

Объяснять

опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности при пересадке органов и тканей.

Таблица «Структура белковой молекулы»

§3,4 Вопрос1,2,5,6


5.

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты, АТФ

1

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

- типы нуклеиновых кислот;

- функции нуклеиновых кислот.

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК.

Находить информацию о нуклеиновых кислотах в различных источниках и критически оценивать ее.

Прогнозировать последствия для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот.

Таблица строения ДНК, РНК, АТФ.

§4,5


6. -

Решение задач по теме: «Биополимеры. Нуклеиновые кислоты»

1

Решать задачи


Задача1.2 в тетради


7.

Решение задач по теме: «Биополимеры. Нуклеиновые кислоты»

1

Решать задачи




8,

Ферменты

1

Давать определение ключевым понятиям.


Таблица строения белков.

Конспект,

подгот. к лаб. раб.


9.

Ферменты. Лаб. раб. № 1

Каталитическая активность ферментов в живых тканях

1

Давать определение ключевым понятиям.



подгот. к зачёту


10.

Тематический зачёт по теме:

« Химический состав клетки»

1

Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.






Глава 2. Структура и функция клетки.

8






11.

Клеточная теория.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

- части мембраны;

- структуры ядра.

Описывать мембрану, ядро и их значение в жизнедеятельности клетки.

Раскрывать взаимосвязь строения и функций мембраны.

Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки.

Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки нарушения функций мембраны и ядра.

Таблица строения живой и раститель-ной клетки, строение бактериаль-ной клетки, грибы.

Конспект, подг. к лаб. раб.


12.

Клеточная теория.

Лаб. раб. №2.

Строение

растительной,

живой, грибной и

бактериальной

клеток под

микроскопом

1

Знать строение клеток: животной, растительной, грибной и бактериальной;

Уметь определять черты сходства и различия.

Микроскоп,

Микропрепа-раты

клеток.



13.

Цитоплазма.

Плазматическая мембрана. ЭПС, Комплекс Гольджи и лизосомы.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы
клеточные включения и их значение в жизнедеятельности клетки.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки.

Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки нарушения функций ЭПС, лизосом, аппарата Гольджи и клеточных включений.

Таблица строения растительных и животных клеток»

§8, подг. к лаб.раб.


14.

Цитоплазма.

Плазматическая мембрана

Лаб. раб № 3. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы
клеточные включения и их значение в жизнедеятельности клетки.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки.

Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки нарушения функций ЭПС, лизосом, аппарата Гольджи и клеточных включений.




15.

Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения.


Давать определение ключевым понятиям. Описывать митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения и их значение в жизнедеятельности клетки.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки.



Таблица строения раститель-ной и живой клетки, строение хлоропла-стов.

§9 таб. в тетр.


16.

Ядро. Прокариоты и эукариоты.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Называть

- части и органоиды прокариотической клетки;

- экологическую роль бактерий.

Описывать

Влияние болезнетворных микроорганизмов на состояние макроорганизма.

Выделять различия

В строении клеток эукариот и прокариот.

Раскрывать сущность процесса спорообразования у бактерий.

Таблица строения растительной и живой клетки, Сине-зелёные водоросли и бактерии, вирусы.

§10



17.

Вирусы

1

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать процесс проникновения вируса в клетку.

Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку.

Использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

Таблица вирусы.

Конспект лекции, погт. к зачету



18.

Тематический зачёт по теме:

« Структура

и функция клетки»

1

Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.







Глава 3. Обеспечение клеток энергией.

3






19.

Фотосинтез.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать типы питания живых организмов. Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов.

Характеризовать сущность фотосинтеза.

Доказывать, что организм растения – открытая система.

Таблица Фотосинтез, строение хлоропласта.

§11, вопрос 5 стр. 49



20- 21

Анаэробный и аэробный гликолиз.

2

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать Анаэробный и аэробный гликолиз.

Таблица Схема энегретиче-ского обмена углеводов

§12,13

конспект урока




Глава4. Наследственная информация и реализация её в клетке.

9






22.-

Генетическая информация. Удвоение ДНК

1

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать удвоение ДНК

Таблица Строения молекулы ДНК

§14



23.

Образование и РНК на матрице ДНК. Генетический код

1

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать Образование и РНК на матрице ДНК.

Таблица строения молекул ДНК, Биосинтез белков.

§15, задача в тетради



24


Решение задач по теме: «Генетический код»

1

Решать задачи

Таблица генетического кода

Задача 4 стр. 56,задача 3 стр.59



25

Решение задач по теме: «Генетический код»

1

Решать задачи

Таблица генетического кода




26.

Биосинтез белков

1

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать:

- процесс биосинтеза белков


Таблица Биосинтез белка.

§16



27.

Регуляция транскрипции и трансляции.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать:

- процесс регуляции транскрипции и трансляции


Таблица Биосинтез белка.

§17



28.

Генная и клеточная инженерия. Микробиологический синтез органических веществ.

1

Давать определение ключевым понятиям.


Таблица Бактерии, грибы.

§19 стр.71-74,подгот. к зачёту



29.

Тематический зачёт по теме:

« Клетка – функциональ-ная и генетическая единица живого»

1

Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.



Повторить тему:

« Клетка - функциональная и генетическая единица живого»



30.

Итоговый зачёт по теме: «Клетка- единица живого»

1

Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.







Раздел 2. Размножение и развитие организмов. Глава 5. Размножение организмов.

4






31.

Деление клетки. Митоз.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать:

- процесс удвоения ДНК;

- последовательно фазы митоза.

Объяснять:

- значение процесса удвоения ДНК;

- сущность и биологическое значение митоза.

Таблица Митоз,

§20



32.

Бесполое и половое размножение.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы.

Сравнивать бесполое и половое размножение делать выводы на основе сравнения.

Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни на Земле появления полового размножения.

Таблица Строения половых клеток, комн. растения.

§21.



33.

Мейоз.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Называть фазы мейоза.

Описывать процесс мейоза.

Выделять отличия мейоза от митоза.

Объяснять биологический смысл и значение мейоза.


Таблица « Митоз, Мейоз»

§22



34.

Образование половых клеток и оплодотворение.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Называть стадии гаметогенеза.

Описывать:

- строение половых клеток.



§23




Глава 6. Индивидуальное развитие организмов.

3






35.

Зародышевое развитие организмов.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Называть

- периоды онтогенеза;

- причины нарушения развития организмов.

Описывать процесс эмбриогенеза

Таблица

«Индивиду-альное развитие на прим. Ланцетника»

§24



36,

Организм как единое целое.

1

Давать определение ключевым понятиям.



§22 вопрос 2 стр.95

(письменно)



37,

Тематический зачёт по разделу 2 «Размножение и индивидуальное

развитие организма»

1

Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.







Раздел 3. Основы генетики и селекции. Глава 7. Основные закономерности явлений наследственности.







38.

Генетическая символика. Задачи и методы генетики. Пр.р. «Составление простейших схем скрещивания»


1

Давать определение ключевым понятиям.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять:

- причины наследственности и изменчивости;

- роль генетики в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей


§26 задача в тетради




39.

1 и 2 законы Менделя Пр.р. «Решение элементарных генетических задач на моногибридное  скрещивание»

1

Давать определение ключевым понятиям.

Воспроизводить формулировку правила единообразия.

Описывать:

- механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Составлять:

- схему моногибридного скрещивания.

Определять:

По фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип.

Таблица, «Моно гибридное скрещивание»

Задача в тетради



40.

Решение задач на 1 и 2 законы Менделя

1

Решать задачи

Таблица

«Моногибридное скрещивание»




41.

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование

1

Анализировать:

- содержание определений основных понятий;

- схему дигибридного скрещивания Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Таблица « Промежуточный хар -р

Наследования признаков у ночной красавицы»

§27, зад.5,6 стр.102



42.

Решение задач по теме: «Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование»

1

Решать задачи


Задача в тетради



43.

3 закон Менделя


1

Давать определение ключевым понятиям.

Формулировать3 закон Менделя


Таблица «Моно и дигибридное

скрещивание

§28, зад.6 стр.106



44.

Решение задач Пр.р. «Решение элементарных генетических задач на  дигибридное и   анализирующее скрещивание»

1 1

Решать задачи

Таблица «Моно и дигибридное скрещивание

Задача в тетради



45.

Сцепленное наследование генов.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Формулировать закон сцепленного наследования Т.Моргана.

Объяснять:

- сущность сцепленного наследования;

- причины нарушения сцепления;

- биологическое значение перекреста хромосом.

Называть основные положения хромосомной теории.

Таблица «Сцепленное наследова-ние генов у дрозофилы»

§29



46.

Генетика пола

1

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить примеры механизмов определения полов..

Объяснять:

- причину соотношения полов 1:1;

- механизм наследования

Таблица

« Генетика пола»

§30



47.

Решение задач Пр.р. «Решение элементарных генетических задач на сцепленное   наследование генов и наследование сцепленное с полом»

1

Решать задачи


Задачи в тетради



48.

Взаимодействие генов.

Цитоплазма-тическая

Наследственно-сть

1

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать строение гена эукариот.

Приводить примеры взаимодействия генов.


§31



49.

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признаков

1

Давать определение ключевым понятиям.



§34.



50.

Урок обобщения и подведения итогов  по теме: «Генетика – наука о закономерно-стях наследственности и изменчивости. Решение генетических задач.»

1

Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.



, повтор. тему: «Генетика – наука о закономернос-тях наследственности и измен-чивости



51.

Тематический зачёт по главе 7. Основные закономерности явлений наследственности

Административное тестирование

1

Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.


Таблица

«Моногибридное

скрещивание»,

Дигибридн.

скрещивание»,

Генетика пола»,

Сцепление

Наследован-ных

генов»





Глава 8. Закономерности изменчивости.

7






52.

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Называть различные виды изменчивости.

Характеризовать проявление модификационной изменчивости.

Объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.

Таблица

«Модификац.

изменчи-вость»

§35, подгот.к лаб раб.



53.

Модификационная и наследственная изменчивость.

Лаб. раб. №4. Описание фенотипов комнатных или с/х растений .

1

Давать определение ключевым понятиям.

Называть различные виды изменчивости.

Характеризовать проявление модификационной изменчивости.

Объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.

Комнатные растения


подгот.к лаб раб.



54

Модификационная и наследственная изменчивость.

Лаб.раб. № 5. Изменчивость. Построение вариационного ряда и

вариационной кривой.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Называть различные виды изменчивости.

Характеризовать проявление модификационной изменчивости.

Объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.

сантиметр




55.

Мутационная изменчивость

1

Выявлять источники мутагенов в среде. Обосновывать биологическое значение мутаций. Объяснять последствия влияния на организм мутаций. Использовать математические методы статистики в биологии.

Таблица

«Мутацион-ная

Изменчи-вость»

§36. подгот.к лаб раб.



56.

Мутационная изменчивость

Лаб. раб..№6.

Изменчивость организмов

1

Выявлять источники мутагенов в среде. Обосновывать биологическое значение мутаций. Объяснять последствия влияния на организм мутаций. Использовать математические методы статистики в биологии.





57.

Наследственная изменчивость человека. Значение генетики для медицины и здравоохран.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

- основные причины наследственных заболеваний человека;

- методы дородовой диагностики;

- объяснять опасность близкородственных браков.

Объяснять влияние соматических мутаций на здоровье человека.


Самод.табли-ца

«Наследова-ние гемофилии»

§35,36




Глава 9. Генетика и селекция.

7,






58.

Значение генетики для медицины и селекции

1

Объяснять Значение генетики для медицины и селекции


Гербарн. экземпляр культурных растений.

§36



59.

Методы современной селекции.

1

Давать определение ключевым понятиям.

Называть основные методы селекции растений и животных.

Характеризовать:

- роль учения Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции;

- методы селекции растений и животных.

Выделять различия массового и индивидуального отборов.

Объяснять:

- причины затухания гетерозиса;

- причины трудности постановки межвидовых скрещиваний.

Таблица « И люстр.

методы селекции»

§37,38



60.

Успехи отечественной селекции

1

Приводить примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.

Выделять проблемы и трудности генной инженерии.

Выявлять преимущество клонирования по сравнению с традиционными методами селекции.

Анализировать и оценивать значение биотехнологии для развития с/х-ого производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.

Методы селекции

§40



61.

!

Экскурсия: « Многообразие сортов растений и пород животных Методы их выведения»

1

Знать сорта растей и породы животных.





62,

Урок обобщения и подведения итогов  по теме: «Основы генетики, селекции, биотехнологии»

1

Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.


Таблица

« Виды изменчивости, методы селекции»





Повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в курсе общей биологии.

3






63.

Клетка - структурная, функциональная и генетическая единица живого.

1

Знать строение клетки и основных её органоидов.

Таблица

« Строение растительной и животной клетки»

Повт. «Митоз, «Мейоз»



64.

Размножение и развитие организмов.

1

Знать способы размножения организмов.

Таблица «Митоз», «Этапы онтогенеда на примере ланцетн», Развитие насекомых, рыб.

Повтор.тему «Основы генетики, селекции, биотехнологии»



65.

Основы селекции и генетики

1

Знать основные понятия генетики и селекции, уметь решать генетические задачи.

Моногибридное и дигибридное скрещивание методы селекции.




66-68

Резервный урок









  1. Программно-методическое обеспечение


Литература для учителя:

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.К.Беляев. Общая биология. 10-11 класс, 2007 г.

  1. Журнал «Биология в школе»

  2. Контрольные и проверочные работы. 9-11 класс. дрофа, 2000.

  3. Поурочное планирование по биологии. Волгоград, 2002.

  4. Биология. примеры решения заач. м.; 1997.

  5. Шахнович В.Н. Общая биология. Схемы, таблицы, рисунки. Минск, 2004.

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Литература для обучающихся:

1. А.Ю. Гаврилова. Биология 10 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006 г.

2. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.

3. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.

4. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.: «Илекса», 1997 г.


25



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии (10 класс)

Автор: Воробьева Екатерина Юрьевна

Дата: 10.12.2015

Номер свидетельства: 264506

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства