kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для изучения биологии в 10 класс по учебнику « А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Биология  Общая биология 10-11класс». М., Дрофа 2010 год.

На изучение биологии на базовом  уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для среднего (полного)   общего  образования  программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1час в неделю. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»

Рассмотрено и одобрено Согласовано УТВЕРЖДАЮ на заседании естественно-

математической секции Зам.директора по УВР Директор школы:_____

Протокол №_ от ______2015 г ________ Приказ № _от______2015г.








МБОУ Польниковская СОШ





ПРОГРАММА КУРСА биологии

ДЛЯ 10 КЛАССА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
















Программу разработала

Камкова Татьяна Алексеевна

Учитель биологии и химии

На 2015/2016 учебный год.





Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся

10 класса, разработана на основе следующих документов:


  • Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.

  • Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования».

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  • Приказа департамента образования и науки Брянской области от 26 марта 2015 года №776 «о базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-2016 учебный год».

  • Примерная программа основного общего образования по биологии для 10 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.

  • Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету биология 10 класс, авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г

  • Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной школы» на 2015-2016 учебный год и годового календарного графика на 2015- 2016 учебный

Главной целью изучения курса биологии в 9 классе является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Данная рабочая программа составлена для изучения биологии в

10 класс по учебнику « А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Биология Общая биология 10-11класс».

М., Дрофа 2010 год.

На изучение биологии на базовом уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1час в неделю.


Программа рассчитана на 35часов из расчета 1 учебного часа в неделю, а исходя из годового календарного плана школы – 35


В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу внесены изменения .

Уменьшено количество часов в теме:

«Биология как наука. Методы научного познания (2ч) - вместо 4 часов 2

Увеличено количество часов в теме:

«Основы цитологии» - вместо 13 часов 16 в связи с тем, что учащиеся 10 класса испытывают затруднения при изучении генетики: основные закономерности передачи наследственной информации и закономерностях изменчивости, а так же при решении генетических задач.

Формы организации учебного процесса:

• Индивидуальное

• Групповые

• Индивидуально-групповые

• Фронтальные


Формы контроля ОУУН:

• Устные ответы

• Тематические сообщения

• Наблюдение

• Беседа

• Фронтальный опрос

• Самостоятельная работа

• Тестирование


Перечень учебно – методических средств обучения:

для учителя:

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в. вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3. Фроси н В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.;

www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

4http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

5. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

6.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

7. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

8.http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию.

















Содержание тем учебного курса .

Биология 10 класс


Введение(2ч.)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.


Основы цитологии (16ч.)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.


Размножение и индивидуальное развитие( 6ч.)

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Основы генетики (8ч.)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека

Генетика человека (3ч.)

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Итого: 35 часов.




Учебно - тематический план по биологии 10 класс

1 час в неделю, всего 35 часов.

Наименование темы

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические работы

1.Введение

2



2.Основы цитологии

16

Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»


Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».


Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных»



3.Размножение и индивидуальное развитие организмов

6

Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».


4.Основы генетики

8


Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».


Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».


Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

5.Генетика человека

3


Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

Итого:

35

4

4














Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе


В результате изучения предмета учащиеся должны:

знать/понимать

• особенности жизни как формы существования материи;

• роль физических и химических процессов в живых системах раз­личного иерархического уровня организации;

• фундаментальные понятия о биологических системах;

• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственнос­ти и изменчивости;

• основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности.

уметь

• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхожде­ния и развития жизни на Земле, а также различных групп расте­ний, животных, в том числе и человека;

• давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

• решать генетические задачи, составлять родословные, строить ва­риационные кривые на растительном и животном материале;

• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

• владеть языком предмета.


























Календарно- тематический план.

10 класс.

Биология ( базовый уровень)


(1ч. в неделю, всего-35 часов)


урока




Тема урока





Количество часов





Вид урока



Элементы содержания



Содержание и форма контроля знаний

лабораторная работа

практическая работа

Домашнее

задание




Дата

план

факт

Биология как наука. Методы научного познания (2ч)

1.

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

1

ИНМ

Предмет и задачи об­щей биологии, методы исследования в биологии, связь биологии с другими науками.


фрон­тальный опрос


§1,2

04.09


2.

Cущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

1

КУ

Биология. Жизнь. Основ­ные свойства живых организмов. Многообра­зие живого мира.

фрон­тальный устный опрос


§3,4

11.09


Основы цитологии (16ч)

3.

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки.

1


ИНМ

Клетка, цитология, основные положения клеточной теории

фрон­тальный устный опрос

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос



§5,6

18.09


4.

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

1

ИНМ

Элементарный состав живого вещества. Строение и биологиче­ское значение воды и минеральных солей.

устный

фрон­тальный опрос



§7,8

25.09


5.

Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1


КУ

Строение и биологиче­ское значение углеводов, липидов .


прове­рочная беседа




§9,10

02.10


6.

Строение и функции белков.

1

КУ

Биополимеры, полипептиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых мо­лекул; биологические катализаторы - фермен­ты

устный фрон-тальный опрос



§11

09.10


7.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1


КУ

ДНК, РНК, генети­ческий код.


устный фрон-тальный опрос



§12

16.10


8.

АТф и другие соединения клетки.

1




КУ

АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос



§13

23.10


9.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.



1

Строение и функции оболочки, цитоплазматической мембраны, ядра.

письмен­ный оп­рос



§14

30.10


10

Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

1


Строение и функции цито­плазмы и её органои­дов.

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос


Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

§15

13.11


11.

ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

1










Строение и функции органои­дов клетки( ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения.


Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос


Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

§16,17

20.11


12.

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

1

ИНМ

Строение бактериальной клетки, спорообразование, размножение и значение бактерий.

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос


Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных»

§18,19

27.11


13.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги.

1

ИНМ

Ви­русы и бактериофаги.

Индивидуальный и фрон­тальный устный опрос





§20

04.12



14.

Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки.

1

ИНМ

Гомеостаз, метаболизм.

письмен­ный контроль



§21,23

11.12












15.

Энергетический обмен в клетке.

1

КУ

Три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.


поиско­вая бесе­да



§22§

18.12


16.

Пластический обмен в клетке..Фотосинтез.

Хемосинтез.

1

КУ

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фото­синтеза, хемосинтез.

устный фрон­тальный опрос



§24,25

25.12


17.

Генетический код. Транскрипция.

Синтез белков в клетке.

1

КУ

Транскрипция и транс­ляция генетической ин­формации клетки.


устный фрон­тальный опрос



§26

15.01


18.

Обобщение и повторение тем: «Клетка» и «Обмен веществ и энергии в клетке».

1

КУ

Метаболизм,анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания Транскрипция и транс­ляция генетической ин­формации клетки.

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фото­синтеза, хемосинтез.

письмен­ный кон­троль.



§27

22.01


Размножение и индивидуальное развитие организма (6ч)

19.

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

1

ИНМ

Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.


поиско­вая бесе­да



§28,29

29.01


20.

Мейоз.

1

ИНМ

Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овоге­нез, биологическое значение полового про­цесса.


устный фрон­тальный опрос.



§30

05.02


21.

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.

1

КУ

Формы бесполого раз­множения: митоз, спорообразование, почкование и вегетативное размно­жение.

Составление сводной таблицы,

Устный фронтальный опрос


§31

12.02


22.

Развитие половых клеток.

Оплодотворение.

1


КУ

Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у рас­тений, развитие без оп­лодотворения.


устный фрон­тальный опрос.



§32,33

19.02


23.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период.

1






КУ

Эмбриоге­нез и постэмбриональ­ное развитие. Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.


устный фрон­тальный опрос.


Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

§35,36

26.02


24.

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период

Обобщение тем «Размножение» и «Индивидуальное развитие организма»

1


КУ

письмен­ный кон­троль.



§37

04.03



Основы генетики (8 ч)

25.

История развития генетики. Гибридологический метод

1


ИНМ

Основные термины и понятия генетики. Гибридологический ме­тод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.


фронтальный опрос


§38

11.03


26.

Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание.

1

семинар

Решение задач на моногибридное наследование. Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование

Письмен­ный и устный опрос.


Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».

§39,40

18.03


27.

Дигибридное скрещивание.

1




ИНМ

Дигибридное скрещива­ние, третий закон Мен­деля.

устный фронтальный опрос.


§41

25.03


28.

Хромосомная теория наследственности.

1




ИНМ

Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты, цитоплазматическая наследственность. Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.


устный фронтальный опрос.



§42

08.04


29.

Взаимодействие неаллельных генов.

1




ИНМ

Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

Решение задач на сцепленное с полом наследование.


Устный фрон­тальный опрос

Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».

§43

15.04


30.

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

1


КУ

Устный фрон­тальный опрос


§44,45

22.04


31.

Изменчивость. Виды мутаций


1

ИНМ

Наследственная измен­чивость: комбинативная, мутационная и соотно­сительная, мутагены, му­тации и мутагенез, за­кон гомологических ря­дов Вавилова.


Письменный контроль


§46,47

29.04


32.

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

1










ИНМ

Устный фрон­тальный опрос

Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

§48

06.05



Генетика человека (3ч)

33.

Методы исследования генетики человека.

1








КУ

Влияние различных вредных факторов на наследственность человека.

Поиско­вая бесе­да

Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

§49

13.05


34.

Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

1


Ролевая игра

Медико-генетическое консультирование

Ролевая

игра. Работа в группах.


§50,51

20.05


35

Обобщение


1



Письменный контроль



27.05










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии 10 класс

Автор: Камкова Т.А.

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства