Рабочая программа составлена для изучения биологии в10 класс по учебнику « А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Биология Общая биология 10-11класс». М., Дрофа 2010 год.
На изучение биологии на базовом уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1час в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»
Рассмотрено и одобрено Согласовано УТВЕРЖДАЮ на заседании естественно-
математической секции Зам.директора по УВР Директор школы:_____
Протокол №_ от ______2015 г ________ Приказ № _от______2015г.
МБОУ Польниковская СОШ
ПРОГРАММА КУРСА биологии
ДЛЯ 10 КЛАССА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Программу разработала
Камкова Татьяна Алексеевна
Учитель биологии и химии
На 2015/2016 учебный год.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся
10 класса, разработана на основе следующих документов:
Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.
Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования».
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Приказа департамента образования и науки Брянской области от 26 марта 2015 года №776 «о базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-2016 учебный год».
Примерная программа основного общего образования по биологии для 10 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету биология 10 класс, авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г
Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной школы» на 2015-2016 учебный год и годового календарного графика на 2015- 2016 учебный
Главной целью изучения курса биологии в 9 классе является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.
Данная рабочая программа составлена для изучения биологии в
10 класс по учебнику « А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Биология Общая биология 10-11класс».
М., Дрофа 2010 год.
На изучение биологии на базовом уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1час в неделю.
Программа рассчитана на 35часов из расчета 1 учебного часа в неделю, а исходя из годового календарного плана школы – 35
В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу внесены изменения .
Уменьшено количество часов в теме:
«Биология как наука. Методы научного познания (2ч) - вместо 4 часов 2
Увеличено количество часов в теме:
«Основы цитологии» - вместо 13 часов 16 в связи с тем, что учащиеся 10 класса испытывают затруднения при изучении генетики: основные закономерности передачи наследственной информации и закономерностях изменчивости, а так же при решении генетических задач.
Формы организации учебного процесса:
• Индивидуальное
• Групповые
• Индивидуально-групповые
• Фронтальные
Формы контроля ОУУН:
• Устные ответы
• Тематические сообщения
• Наблюдение
• Беседа
• Фронтальный опрос
• Самостоятельная работа
• Тестирование
Перечень учебно – методических средств обучения:
для учителя:
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в. вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3. Фроси н В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.;
www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
4http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
5. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
6.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
7. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
8.http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию.
Содержание тем учебного курса .
Биология 10 класс
Введение(2ч.)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Основы цитологии (16ч.)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.
Размножение и индивидуальное развитие( 6ч.)
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Основы генетики (8ч.)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека
Генетика человека (3ч.)
Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Итого: 35 часов.
Учебно - тематический план по биологии 10 класс
1 час в неделю, всего 35 часов.
Наименование темы
Кол-во часов
Лабораторные работы
Практические работы
1.Введение
2
2.Основы цитологии
16
Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».
Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных»
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов
6
Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».
4.Основы генетики
8
Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».
Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».
Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».
5.Генетика человека
3
Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».
Итого:
35
4
4
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать/понимать
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
• фундаментальные понятия о биологических системах;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
• основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности.
уметь
• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
• владеть языком предмета.
Календарно- тематический план.
10 класс.
Биология ( базовый уровень)
(1ч. в неделю, всего-35 часов)
№ урока
Тема урока
Количество часов
Вид урока
Элементы содержания
Содержание и форма контроля знаний
лабораторная работа
практическая работа
Домашнее
задание
Дата
план
факт
Биология как наука. Методы научного познания (2ч)
1.
Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.
1
ИНМ
Предмет и задачи общей биологии, методы исследования в биологии, связь биологии с другими науками.
фронтальный опрос
§1,2
04.09
2.
Cущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.
1
КУ
Биология. Жизнь. Основные свойства живых организмов. Многообразие живого мира.
фронтальный устный опрос
§3,4
11.09
Основы цитологии (16ч)
3.
Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки.
1
ИНМ
Клетка, цитология, основные положения клеточной теории
фронтальный устный опрос
Индивидуальный и фронтальный устный опрос
§5,6
18.09
4.
Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.
1
ИНМ
Элементарный состав живого вещества. Строение и биологическое значение воды и минеральных солей.
устный
фронтальный опрос
§7,8
25.09
5.
Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.
1
КУ
Строение и биологическое значение углеводов, липидов .
проверочная беседа
§9,10
02.10
6.
Строение и функции белков.
1
КУ
Биополимеры, полипептиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых молекул; биологические катализаторы - ферменты
устный фрон-тальный опрос
§11
09.10
7.
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.
1
КУ
ДНК, РНК, генетический код.
устный фрон-тальный опрос
§12
16.10
8.
АТф и другие соединения клетки.
1
КУ
АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь
Индивидуальный и фронтальный устный опрос
§13
23.10
9.
Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.
1
Строение и функции оболочки, цитоплазматической мембраны, ядра.
письменный опрос
§14
30.10
10
Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.
1
Строение и функции цитоплазмы и её органоидов.
Индивидуальный и фронтальный устный опрос
Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
§15
13.11
11.
ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения
1
Строение и функции органоидов клетки( ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения.
Индивидуальный и фронтальный устный опрос
Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».
§16,17
20.11
12.
Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.
1
ИНМ
Строение бактериальной клетки, спорообразование, размножение и значение бактерий.
Индивидуальный и фронтальный устный опрос
Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных»
§18,19
27.11
13.
Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги.
1
ИНМ
Вирусы и бактериофаги.
Индивидуальный и фронтальный устный опрос
§20
04.12
14.
Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки.
1
ИНМ
Гомеостаз, метаболизм.
письменный контроль
§21,23
11.12
15.
Энергетический обмен в клетке.
1
КУ
Три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.
поисковая беседа
§22§
18.12
16.
Пластический обмен в клетке..Фотосинтез.
Хемосинтез.
1
КУ
Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, хемосинтез.
устный фронтальный опрос
§24,25
25.12
17.
Генетический код. Транскрипция.
Синтез белков в клетке.
1
КУ
Транскрипция и трансляция генетической информации клетки.
устный фронтальный опрос
§26
15.01
18.
Обобщение и повторение тем: «Клетка» и «Обмен веществ и энергии в клетке».
1
КУ
Метаболизм,анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания Транскрипция и трансляция генетической информации клетки.
Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, хемосинтез.
письменный контроль.
§27
22.01
Размножение и индивидуальное развитие организма (6ч)
19.
Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.
1
ИНМ
Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.
поисковая беседа
§28,29
29.01
20.
Мейоз.
1
ИНМ
Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овогенез, биологическое значение полового процесса.
устный фронтальный опрос.
§30
05.02
21.
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.
1
КУ
Формы бесполого размножения: митоз, спорообразование, почкование и вегетативное размножение.
Составление сводной таблицы,
Устный фронтальный опрос
§31
12.02
22.
Развитие половых клеток.
Оплодотворение.
1
КУ
Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у растений, развитие без оплодотворения.
устный фронтальный опрос.
§32,33
19.02
23.
Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период.
1
КУ
Эмбриогенез и постэмбриональное развитие. Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.
устный фронтальный опрос.
Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».
§35,36
26.02
24.
Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период
Обобщение тем «Размножение» и «Индивидуальное развитие организма»
1
КУ
письменный контроль.
§37
04.03
Основы генетики (8 ч)
25.
История развития генетики. Гибридологический метод
1
ИНМ
Основные термины и понятия генетики. Гибридологический метод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.