Рассмотрено на заседании Согласовано на заседании Утверждаю
МО учителей биологии методического совета Директор школы
Протокол №1 от 08.2018 Протокол №1 от 08. 2018 (Тканко Т. И.)
Руководитель МО Председатель МС Приказ
(Пушкина Т. Н.) (Майстренко С. В.) № от 08.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
10 класс (102 часа)
Профильное обучение.
Разработала Пушкина Т. Н. учитель биологии
1 квалификационной категории
Шилово 2018 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для обучающихся 10-х классов профильного уровня составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего среднего (полного) общего образования
2.Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по биологии (профильный уровень)
3.Требованиями к уровню знаний выпускников согласно документам ФИПИ
Курс общей биологии на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника необходимо сформировать биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего общего образования профильного уровня:
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке; обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности ученика современной средней школы
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убеждённости в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к
ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Основные идеи программы построены на гуманизме, историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний, многомерности разнообразия уровней организации жизни, понимания биологии как науки и как явления культуры, особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи, а также формированию компетентностных качеств личности
2.Общая характеристика курса.
Курс биологии на ступени среднего общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,
осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования,
проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов,
представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
работа в малых группах;
проектная работа;
подготовка рефератов;
исследовательская деятельность;
информационно-поисковая деятельность;
выполнение практических и лабораторных работ.
Семинарские занятия
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский ,лекционный.
Технологии обучения: совершенствование общеучебных умений и навыков, ИКТ, проектная технология, личностно-ориентированная, дифференцированного обучения
Формы обучения: урок, лабораторная работа, практическая работа, зачет, семинарское занятие.
Формы контроля знаний:
1.Тематические контроль
Фронтальный и индивидуальный опрос;
Тестовые работы
Отчеты по практическим и лабораторным работам;
Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)
Презентация творческих и исследовательских работ с использованием информационных технологий
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биология в 10 классе в объеме 102 часа
Программа углубленного изучения биологии 10 класса является продолжением программы по биологии 6-9 классов, но данная программа представляет содержание курса общей биологии как материалов с более высоким уровнем обучении, соответствующих уровню подготовки к ЕГЭ.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Понятия «ценности» и «культура» соотносятся между собой, но не тождественны друг другу, поскольку культура включает лишь ценности, созданные человеком. Личность в процессе деятельности овладевает системой ценностей, являющихся элементом культуры и соотносящихся с базовыми элементами культуры: познавательной, труда и быта, коммуникативной, этической, эстетической.
Поскольку само понятие ценности предполагает наличие ценностного отношения к предмету, включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологического образования как в основной, так и в старшей школе выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. По сути ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При этом ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
5. Содержание курса.
Введение (3 час)
Курс «общая биология» - основа понимания единства строения и происхождения живого, взаимозависимости всех уровней организации живого на Земле. Место курса в системе естественнонаучного знания. Значение общебиологических знаний для рационального природопользования, сохранения окружающей среды, сельского хозяйства, медицины и здравоохранения.
Предмет, задачи и методы современной цитологии. Место цитологии в системе естественнонаучных и биологических наук. История развития цитология. Теоретическое и практическое значение цитологических исследований в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах человеческой деятельности..
Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение жизнедеятельности клетки и поддержание гомеостаза. Ионы в клетке, их функции. Осмотическое давление и тургор в клетке. Буферные системы клетки.
Органические вещества клетки. Биополимеры – белки. Структурная организация белковых молекул. Свойства белков. Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. Функции белковых молекул. Ферменты, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Классификация ферментов.
Углеводы в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий. Структурные и функциональные особенности моносахаридов и дисахаридов. Биополимеры - полисахариды, строение и биологическая роль.
Жиры и липиды, особенности их строения, связанные с функциональной активностью клетки.
Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. История изучения. ДНК – молекула хранения наследственной информации. Структурная организация ДНК. Самоудвоение ДНК. РНК, ее виды, особенности строения и функционирования.
АТФ – основной аккумулятор энергии в клетке. Особенности строения молекулы и функции АТФ. Витамины, строение, источник поступления и роль в организме и клетке.
1.2.. Срукурная организация эукариот и прокариот(5 часов).
Плазматическая мембрана и оболочка клетки. Строение мембраны клеток. Проникновение веществ через мембрану клеток. Виды транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану клеток (пассивный и активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз). Особенности строения оболочек прокариотических и эукариотических клеток.
Цитоплазма и ее структурные компоненты. Основное вещество цитоплазмы, его свойства и функции.
Ядро интерфазной клетки. Химический состав и строение ядра. Значение ядра в обмене веществ и передаче генетической информации. Ядрышко, особенности строения и функции. Хромосомы, постоянство числа и формы, тонкое строение. Понятие о кариотипе. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом.
Аппарат Гольджи. Строение, расположение в клетках животных и растений, функции аппарата Гольджи: синтез полисахаридов и липидов, накопление и созревание секретов (белки, липиды, полисахариды), транспорт веществ, роль в формировании плазматической мембраны и лизосом. Строение и функции лизосом.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее типы. Особенности строения агранулярной (гладкой) и гранулярной (шероховатой) ЭПС. Значение гладкой ЭПС в синтезе полисахаридов и липидов, их накоплении и транспорте. Защитная функция ЭПС (изоляция и нейтрализация вредных для клетки веществ). Функции шероховатой ЭПС (участие в синтезе белков, в накоплении белковых продуктов и их транспорте, связь с другими органоидами и оболочкой клетки).
Рибосомы, особенности строения и роль в биосинтезе белка. Полирибосомы.
Вакуоли растительных клеток, их значение, связь с ЭПС.
Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Особенности, строение и функции пластид. ДНК пластид. Происхождение хлоропластов. Взаимное превращение пластид.
Митохондрии, строение (наружная и внутренняя мембраны, кристы). Митохондриальные ДНК, РНК, рибосомы, их роль. Функции митохондрий. Гипотезы о происхождении митохондрий. Значение возникновения кислородного дыхания в эволюции.
Клеточный центр, его строение и функции. Органоиды движения. Клеточные включения – непостоянный органоид клеток, особенности и функции.
1.3.. Обеспечение клеток энергией и реализация наследственной информации (6 часов)
Обмен веществ и энергии. Понятие о пластическом и энергетическом обмене.
Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза, основные процессы, происходящие в эти фазы. Основные итоги световой фазы - синтез АТФ, выделение кислорода, образование восстановленного никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФН2). Фотофосфорилирование. Суммарное уравнение фотосинтеза. Первичные продукты фотосинтеза. Фотосинтез и урожай сельскохозяйственных культур. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. К.А.Тимирязев о космической роли зеленых растений. Хемосинтез и его значение в природе.
Энергетический обмен в клетке и его биологический смысл. Этапы энергетического обмена, приуроченность этих процессов к определенным структурам клетки. Значение митохондрий и АТФ в энергетическом обмене.
Биосинтез белков в клетке и его значение. Роль генов в биосинтезе белков. Генетический код и его свойства. Этапы биосинтеза белка. Реакции матричного синтеза. Регуляция синтеза белков. Ген-регулятор, ген-оператор, структурные гены, их взаимодействие. Принцип обратной связи в регуляции функционирования генов. Современные представления о природе гена.
Демонстрация портретов ученых – биологов, микропрепаратов клеток растений, животных, грибов и микроорганизмов, органоидов клетки, модели клетки, объемных моделей структурной организации биологических полимеров (белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов), элементарного состава клетки, строения молекул воды, опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза, таблиц или компьютерных моделей, иллюстрирующих редупликацию молекул ДНК, строение молекул веществ, строение клетки и ее органоидов, строение клеток прокариот и эукариот, вирусов, процессы энергетического обмена в клетке, фотосинтеза, хемосинтеза, биосинтеза белка в клетке, моделей-аппликаций "Строение клетки", "Биосинтез белка".
Лабораторные работы:
Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма.
Определение крахмала в растительных тканях.
Строение эукариотических (растительной, животной и грибной) и прокариотической (бактериальной) клеток.
Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.
Изучение хлоропластов в замыкающих клетках устьиц листа герани.
.
1.4.Размножение и развитие организмов (12часов)
Жизненный цикл клетки и его этапы. Подготовка клетки к делению – интерфаза, ее периоды (пресинтетический, синтетический, постсинтетический). Биологическое значение интерфазы. Апоптоз. Митотический цикл.
Амитоз и его значение. Митоз - цитологическая основа бесполого размножения. Фазы митоза, их характеристика. Структурные изменения и физиологические особенности органоидов клетки во время митотического деления. Веретено деления, строение и функции нитей веретена. Биологическое значение митоза.
Мейоз - цитологическая основа полового размножения. Первое деление мейоза, его фазы, их характеристика. Уменьшение числа хромосом как результат первого деления. Второе деление мейоза, фазы, их характеристика. Биологическое значение мейоза.
Формы и способы размножения организмов. Бесполое размножение, его виды и значение. Половое размножение, его виды и эволюционное значение. Общая характеристика и особенности размножения основных групп организмов. Развитие мужских и женских половых клеток у животных и растений.
Оплодотворение и его типы. Оплодотворение и развитие зародыша у животных. Основные этапы эмбрионального развития животных. Взаимодействие частей развивающегося зародыша. Биогенетический закон, его современная интерпретация. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков, загрязнения окружающей среды на развитие зародыша животных и человека.
.
Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосом, яйцеклеток и сперматозоидов, моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клетки, развитие половых клеток у растений и животных, размножение и развитие организмов; динамических (компьютерных) моделей, характеризующих процессы митоза и мейоза.
Лабораторные работы:
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.
Изучение строения пыльцевых зерен, определение качества пыльцы у различных растений.
Изучение строения половых клеток животных на готовых микропрепаратах.
Практические работы:
Сравнение процессов митоза и мейоза.
Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.
Сравнение процессов бесполого и полового размножения.
.
Раздел 2 Основные закономерности наследственности и изменчивости (30 часов)
2.1 Основные закономерности наследственности (17 часов)
Предмет, задачи и методы генетики. Основные разделы генетики. Место генетики среди биологических наук. Значение генетики в разработке проблем охраны природы, здравоохранения, медицины, сельского хозяйства. Практическое значение генетики.
История возникновения и развития генетики. Значение эволюционной теории Ч.Дарвина в становлении генетики. Вклад отечественных ученых в развитие генетики в России (Н.И.Вавилов, Н.К. Кольцов, Г.А. Надсон, С.Г.Филиппов, Г.Д. Карпеченко, С.С.Четвериков, П.П.Лукьяненко, Н.П.Дубинин).
Г.Мендель – основоположник генетики. Метод генетического анализа, разработанный Г.Менделем. Генетическая символика. Правила записи схем скрещивания.
Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и рецессивные признаки. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя - закон расщепления. Правило чистоты гамет. Цитологические основы расщепления при моногибридном скрещивании. Статистический характер расщепления.
Понятие о генах и аллелях. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Расщепление при возвратном и анализирующем скрещивания.
Наследование при дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование независимых пар признаков - третий закон Менделя. Цитологические основы независимого комбинирования пар признаков.
Взаимодействие неаллельных генов. Новообразования при скрещивании. Особенности наследования количественных признаков. Комплиментарность. Эпистаз. Полимерия. Множественное действие генов. Примеры множественного действия генов. Возможные механизмы объяснения этого явления. Генотип как целостная исторически сложившаяся система.
Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Хромосомная теория определения пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Типы определения пола. Механизм поддержания соотношения полов 1:1. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Явление сцепленного наследования и ограниченность третьего закона Менделя. Значение работ Т.Г.Моргана и его школы в изучении явления сцепленного наследования. Кроссинговер, его биологическое значение. Генетические карты хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности. Вклад школы Т.Г.Моргана в разработку хромосомной теории наследственности.
Особенности методы изучения человека. Составление схем родословных. Наследственные болезни и их профилактика
2.2 Основные закономерности изменчивости(8 часов)
Изменчивость. Классификация изменчивости с позиций современной генетики.
Фенотипическая (модификационная и онтогенетическая) изменчивость. Норма реакции и ее зависимость от генотипа. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая.
Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Значение комбинативной изменчивости в объяснении эволюционных процессов, селекции организмов. Мутационная изменчивость, ее виды. Мутации, их причины. Классификация мутаций по характеру изменения генотипа (генные, хромосомные, геномные, цитоплазматические). Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Н.И.Вавилова. Экспериментальное получение мутаций.
Генетика человека.Особенности генетики человека. Родословные.
Демонстрация гербарных материалов по результатам скрещивания растений; моделей-аппликаций и динамических (компьютерных) моделей, иллюстрирующих законы Г.Менделя и перекрест хромосом; результатов опытов, проведенных учащимися; опытов, моделей, таблиц, иллюстрирующих влияние условий среды на изменчивость растений и животных; коллекции семян диплоидных и полипдоидных форм растений; гербариев, таблиц, иллюстрирующих особенности отдаленных гибридов; портретов ученых – генетиков и их биографий; карт хромосом; примеров модификационной и мутационной изменчивости.
Лабораторные работы:
1. Анализ расщепления во втором поколении по окраске семян у гороха..
Практические работы:
Составление схем скрещивания организмов.
Решение генетических задач.
Составление схем родословных
Тема 2.4 Селекция (5 часов)
Селекция и её задачи, методы селекции , их генетические основы. Центры многообразия и происхождения культурных растений,методы селекции растений. животных и микроорганизмов. Биотехнология
Лабораторная работа: «Составление вариационного ряда модификационной изменчивости».
Демонстрации
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости
Методы селекции
Селекция растений
Селекция животных
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Исследования в области биотехнологии
Раздел 3.Эволюция органического мира (14ч).
Тема 3.1.Возникновение и развитие эволюционной биологии (1ч)
.
Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина .Синтетическая теория эволюции
. Тема3.2. Механизмы эволюции (5ч).
Популяция – структурная единица вида. . Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Тема 3.3. Возникновение и развитие жизни на Земле (4ч.)
Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.
Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.
Тема 3.4. Возникновение человека – антропогенез (4ч.)
Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.
Демонстрации
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Аналогичные и гомологичные органы
Рудименты и атавизмы
Доказательства эволюции органического мира
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Движущий и стабилизирующий отбор
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе. Географическое и экологическое видообразование
Редкие и исчезающие вид
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Лабораторные и практические работы
Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию
Сравнительная характеристика естественного и искусственного обора
Выявление ароморфозов у растений
Выявление идиоадаптаций у растений
Выявление ароморфозов у животных
Выявление идиоадаптаций у животных
Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас
Раздел 4. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.( 14ч)
Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.
Тема 4.3. Понятие о биосфере (6ч.)Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере
Примерные темы экскурсий
Способы размножения растений в природе (окрестности школы)
Изменчивость организмов (окрестности школы)
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
.
6. Календарно-тематическое планирование
№ п\п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Дата проведения
Вид контроля
Домашнее задание
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Введение в биологию (3 часа)
1
Предмет и задачи общей биологии
1
Обобщения и систематиза-ции знаний
Биология как наука. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании научного мировоз-зрения. Методы позна-ния живой природы. Объект изучения биоло-гии – биологические системы
Описывать методы познания живых организмов.
Определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер.
Определять место биологии в системе естественных наук.
Выделять объект биологического исследования.
Осуществлять самостоятельный поиск информации биологической информации
лекция
2
Уровни организации живой материи
1
Обобщения и систематиза-ции знаний
Жизнь. Уровни организации живой материи. Иерархический (многоуровневый) принцип построения живой природы
Давать определение понятию жизнь.
Объяснять: проявление иерархического принципа построения живой природы; значение для развития биологии подразделения на уровни организации.
Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни
Давать определение ключевым понятиям,уметь привести примеры,указать их значение.
.
8
Сущность жизни. История представлений о возникновении жизни на Земле. Материалистические теории происхождения жизни.
1
Изучения и первичного закрепления новых знаний
Донаучные точки зрения на возникновение жизни.
Религиозная точка зрения. Теории и гипотезы самозарождения жизни.
Принцип «Всё живое – из живого»; «Всё живое из яйца». Теория вечности жизни. Абиогенез, материалистические теории
Анализировать и оценивать содержание мифологических и религиозной точек зрения по вопросу происхождения жизни.
Развернуто обосновывать суждения по проблеме происхождения жизни
Осуществлять самостоятельный поиск информации биологической информации
Самостоятель-ная работа с текстом учебника
Подготовка мини –проектов
.
9-10
Краткая история эволюции органического мира
1
Изучения и первичного закрепления новых знаний
Главные эволюционные события каждой эры
Описывать живой мир в каждую эру.
Объяснять происходящие события с материалистической точки зрения. Характеризовать развитие живых организмов по эрам и периодам
Задание со свободным ответом
по выбору учителя
§ 78
Заполнение таблицы
11
Происхождение человека.
1
Изучения и первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Атавизмы
Антропология
Рудименты
Факт Доказательства происхождения человека от животных: сравнительно-анатомические, эмбриологические.
Законы и правила Проявление биогенетического закона.
Давать определения ключевым понятиям Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие.. Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека.
Вопросы к параграфу.
Индивидуальные задания.
Подготовка сообщений,презентаций, мини проектов.
§ 82
Оформление схемы
12
Эволюция человека
1
Изучения и первичного закрепления новых знаний
Основные этапы присхождения человека.
Знать основные стадии эволюции человека, описывать прогрессивные черты на каждом этапе, называть представителей, описывать их образ жизни
03.03
Задание со свободным ответом
по выбору учителя
Карточка-задание
§ 82-84
Оформление схемы
13
Факторы антропогенеза.Расы человека
1
Изучения и первичного закрепления новых знаний
Биологические и социальные факторы Теории расизма и социального дарвинизма.
Знать основные ключевые понятия. Уметь доказать несостоятельность теории расизма
Задание со свободным ответом
по выбору учителя.
Защита минипроектов, сообщения.
14
Семинар по теме « Эволюция живых систем».
1
Урок контроля знаний учащихся
Экология -15 часов
.
1
Экология
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Предмет изучения и задачи экологии.Методы экологических исследований
Знать ключевые понятия
2
Среды обитания жизни
1
Урок повторения и углубления знаний
Основные среды жизни, адаптации к средам обитания
Назвать основные среды жизни, обосновать особенности адаптаций
Задание со свободным ответом
.
3
Экологические факторы
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Понятие о экологических факторах Классификация экологических факторов.
Уметь: характеризовать экологические факторы
Задание со свободным ответом
по выбору учителя.
4
Адаптации.
1
Изучения и первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия типы и пути адаптаций.
Давать определения ключевым понятиям.
Описывать типы и пути адаптаций
Работа с учебной литературой.
5
Закономерности действия экологических факторов
1
Изучения и первичного закрепления новых знаний
Закон оптимума .,пессимума, лимитирующего фактора .Зона толерантности
Знать и объяснять основные ключевые понятия
6
Характеристика основных экологических факторов. Биологические ритмы
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Классификация растений и животных по отношению к экологическим факторам
Знать основные термины ,их объяснение,уметь приводить примеры организмов по отношению к факторам среды
конспект лекции
7
Понятие популяции.
1
Урок изученя и первичного закрепления знаний
Ключевые понятия вид, популяция космополиты,убиквисты,эндемики..
Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры
Задание со свободным ответом
по выбору учителя
8
Статические и динамические показатели популяций
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Численность,плотность,структура,типы распределения особей в пространстве, рождаемость , смертность.
Давать определения ключевым понятия
Задание со свободным ответом
по выбору учителя
.
9
Экологические стратегии. Регуляция численности популяций
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Трофические,топические,форические,фабрические связи. Типы отношении нейтрализм, протокооперация,мутаализм, комменсализм, хищничество,паразитизм,конкуренция,аменсализмй
Давать определения ключевым понятиям.
.
Задание со свободным ответом
по выбору учителя.
12-13
Структура и функционирование экосистем.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Пищевая цепь Сеть питания Трофическая структура Трофический уровень Экологическая пирамида.
Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания.
Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания.
Описывать пищевые цепи.
Объяснять проявление правила пирамиды биомассы.
Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязей в жизни сообществ.
21.04
Практическая раб. «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)»
§96
14
Динамика экосистем
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Климакс Сукцессия
Факт Изменения сообщества в ходе сукцессии. Виды сукцессии: первичная и вторичная.
Процесс Смена экосистем. Причины. Установление равновесного состояния.
Теории и гипотезы Учение климакса.
Давать определения ключевым понятиям. Описывать механизм сукцесс Объяснять причины смены экосистем.ии.
22.04
Карточки – задания.
Решение экологических задач.
§100
15
Природные экосистемы Агроэкосистемы.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия разнообразие природных экосистем,
агроценозы
Примеры агробиоценозов: поля, огороды, парки, сады, лесопосадки, пастбища, оранжереи, аквариум. Отличия агроценоза: возделывание монокультуры, вмешательство человека в проявление борьбы за сущест-
Давать определение ключевому понятию - агроценоз. Приводить примеры природных экосистем, аг-
роценозов.
Выделять отличия агроценоза от биоценоза.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
Выделять особенности агроэкосистем.
Задание со свободным ответом
по выбору учителя.
Практич.работа №21 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»
.Учение о биосфере-8 часов
. .
.
.
1
Геосферы Земли.Структура биосферы
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
.Основные сферы Земли,учение В. И. Вернадского о типах веществ в биосфере
Знать основные ключевые понятии: сферы Земли, живое,косное,биокосное,биогенное вещество
2
Функции живого вещества.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Биохимическая, газовая .концентрационная функции.
.
Давать определения ключевым понятиям.
.
3-4
Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Ноосфера
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Факт
Причины загрязнения воздуха: сжигание топлива, металлургическое производство. Влияние загрязнения воздуха на биоценоз. Влияние на климат парникового Причины загрязнения пресных вод, почв.
Ключевое понятие: эрозия почв.
Описывать влияние загрязнения воздуха на биоценоз.
Объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы.
Приводить примеры истощения водных ресурсов.
Описывать влияние загрязнений природных вод на биоценоз.
Объяснять причины и последствия загрязнения пресных и морских вод
19.05
Решение экологич. задач,
Ситуаций.
Защита проектов.
.
6
Охрана природы и рационального природопльзования
1
Урок изучении и первичного закрепления знаний
Ключевые понятия природопользование, пути решения экологических проблем
Формулировать принципы рационального природопользования обосновывать необходимостьбережного отношения к природе и ее охраны
Защита проектов
7-8
Роль биологических знаний в жизни человека.
1
Урок обобщения знаний
Факт
Перспективы развития биологических знаний. Этические аспекты исследований в области биологии и биотехнологии.
Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии.
27.05
1час-резервное время
8. Планируемые результаты обучения.
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Критерии и нормы устного ответа по биологи
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал
Отметка «1» - ответ па вопрос не дан.
Оценка выполнения лабораторных работ по биологии:
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
• Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
• Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
• Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);
• Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
5. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Отметка «1» полное неумение заложить и оформить опыт.
Критерии оценки тестовых заданий с помощью коэффициента усвоения К
К = А : Р, где А – число правильных ответов в тесте