kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 11 класс. Профильный уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии. Профильный уровень по учебнику Захарова В.Б. М.: Дрофа, 2010. Расчитана на 3 часа в неделю, 105 часов за год. Полностью описаны все разделы, представлены тесты. Добавлен региональный компонент по республике Бурятия. Программа полностью соответствует нормативам ФГОС. Содержит лабораторные и практические работы. Имеет приложения с тестами по проверке знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс. Профильный уровень »

МАОУ «НОВОИЛЬИНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»



Согласовано

Руководитель ЕНЦ «Планета»

____________ Спирина Н.В.

Протокол №_____ от

«____» __________ 2014г

Согласовано

Заместитель директора по УВР МОУ НАТЛ

____________ Зубарева Н.И.

«____» __________ 2014г

Утверждаю

Директор МАОУ НАТЛ

____________ Ардаева Г.С.

Приказ №_____ от

«____» __________ 2014г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

для учащихся 11 класса










Составитель: Ситникова Н.А.

Учитель биологии МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»


Учебник: «Общая биология. Профильный уровень.11 класс» Захаров В.Б.

М.: Дрофа, 2010.










2014 – 2015

С.Новоильинск


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии (11 класс)


I.Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального Закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы по биологии основного общего образования.

Учебный предмет «биология» является необходимым компонентом учебного плана образовательного учреждения, т.к. общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, развитие предметных и универсальных компетенций учащихся, определяющих современное качество образования. Обязательный минимум учебного предмета включает основные ценности и достижения национальной и мировой науки, фундаментальные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающих условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности.


Программа адресована учащимся 11 класса Новоильинского агротехнического лицея Заиграевского района Республики Бурятия, ориентирована для работы по учебнику для 11-х классов (автор В.Б.Захаров), учитывает агротехническую направленность обучения школьников НАТЛ.

Программа учитывает возрастные особенности школьников, а также обязательный минимум образовательного стандарта, представленный в форме набора предметных тем (модулей), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, обеспечивая преемственность ступеней общего образования в изучении учебного предмета.


Цели и задачи (обучения, развития, воспитания):


Изучение биологии в 11 классе НАТЛ предусматривает решение следующих задач:

Обучения:

  • овладение знаниями, умениями, навыками в рамках стандарта;

  • формирование навыков работы с учебной литературой;

  • применение полученных знаний для объяснения различных явлений и процессов, решения практических задач.

Развития:

  • овладение методами научного познания законов природы и формирование на этой основе представления о картине мира;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • приобретение умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы.

Воспитания:

  • формирование представлений о познаваемости законов природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества;

  • воспитание личностных качеств учащихся: трудолюбие, настойчивость в достижении цели, навыков общения, самоконтроля.


Основным требованием к содержанию школьного образования в настоящее время выступает фундаментальность знаний, что реализуется в изучении основных видов предметных явлений и средств их описания.

Кроме собственных предметных знаний в содержании биологии включается исторический материал, изучение культурного фонда эпохи, формируются эмоционально-целостные представления о мире, природе, о значении научных знаний.

Рабочая программа является интегрированным курсом классической дисциплины «Биология», включающим элементы разделов в области зоологии, анатомии, морфологии, экологии, физиологии. Особое место в данной программе уделяется национально-региональному компоненту. Разработка региональной составляющей содержания программы с экологическим подходом в обучении биологии, позволяет учащимся установить связь между известными фактами из окружающей действительности и изученным материалом. Рабочая программа включает в себя климатические, природные, экологические, исторические и экономические особенности Республики Бурятия и Заиграевского района, осуществляется интегрированная связь с такими предметами как экология, география, история


Характеристика предмета


Биология, как учебный предмет- неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание», биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и имеет целью развитие у школьников экологической культуры поведения в ней, воспитание ответственного отношения к природным объектам. Использование регионального компонента позволяет изучить местную флору и фауну, в том числе культурные и сельскохозяйственные растения. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира. На темы национально-регионального содержания выделяется 10-15 % учебного времени.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В данной программе выражена гуманистическая и химико-экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших биологических знаний, раскрыта роль биологии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности.

Все это дает учащимся возможность не только лучше усвоить собственно биологическое содержание, но и понять роль и место биологии в системе наук о природе. Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

На изучение курса биологии в 11 классе отводится 105 часов. Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.


Цели обучения


Основными целями обучения школьного курса биологии являются:

  • овладение знаний о живой природе, как важной составной части содержания образования в целом, методами познания, учебными умениями;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • формирование биосферного мышления, необходимого для полноценного функционирования в обществе, для гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле.


Задачи обучения:


  1. Сформировать представление о месте биологии в современной научной картине мира, понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач.

  2. Обучить владению основополагающими биологическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование биологической терминологией и символикой.

  3. Обучить владению основными методами научного познания, используемыми в биологии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач.

  4. Сформировать умения давать количественные оценки и проводить расчеты.

  5. Обучить владению правилами техники безопасности при проведении лабораторных работ.

  6. Сформировать собственные позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.


Формы текущего и итогового контроля

При работе по данной программе предусмотрены такие формы контроля: фронтальная беседа, фронтальный опрос, заполнение схем, таблиц( в течение года на уроках повторения), лабораторные работы, различные тесты ( открытые тесты на опознание, на дополнение, закрытый тест на исключение и т.д.). Формы итогового контроля: контрольная работа, тест.


Ожидаемые результаты(характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся):

На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть ключевыми компетенциями, социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:

  1. Ценностно-смысловые компетенции. Ориентация ученика на общечеловеческие, вечные ценности, перевод их в личные ценности каждого ученика на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества. К числу таких ценностей относятся человек, семья, труд, знания, культура.

  2. Общекультурные компетенции. Понимание и развитие личностного отношения, как к своей малой родине, так и к государству в целом- особенности национальной и общечеловеческой культуры, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.

  3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включая овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

  4. Социально-трудовые компетенции. Использование информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, интернет), умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

  5. Компетенции личностного самосовершенствования. Включают навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, работать как индивидуально, так и в группе и пр.


Требования к результатам обучения


Обучающиеся должны знать:

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого

  • сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их

  • цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полипоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;



уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В ходе освоения учащимися биологического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: развитие логического и критического мышления, воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения, формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

Метапредметными результатами обучающихся являются: формирование представлений о биологии как о части общечеловеческой культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного общества, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для человеческой деятельности.

Предметными результатами обучающихся являются: овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для формирования механизмов мышления.


Место учебного предмета в учебном плане

Программа составлена на учебный год для учащихся 11 класса Новоильинского агротехнического лицея и рассчитана на 3 часа в неделю. Всего 105 часов за учебный год.


II. Содержание учебного предмета «Биология 11 класс. Профильный уровень»



РАЗДЕЛ 1

Эволюционное учение (37 часов)

Тема 1.1 Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина (6 часов)

Развитие биологии в додарвиновский Период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Жана Батиста Франсуа де Ламарка.

Тема 1.2 Дарвинизм (10 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая ин­дивидуальная изменчивость и избыточная числен­ность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Лабораторные и практические работы: Изучение изменчивости. Вид и его критерии. Региональный компонент: Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений данной местности.

Тема 1.3 Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция (12 часов)

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ живых растений и животных; гербариев и коллекций, демонстрирующих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторная работа: Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Тема 1.4 Основные закономерности эволюции. Макроэволюция (8 часов)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс(А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Межпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца XV — первой половиныXVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

РАЗДЕЛ 2

Развитие органического мира (20 часов)

Тема 2.1Основные черты эволюции животного и растительного мира (8 часов)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Демонстрация. Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Тема2.2 Происхождение человека (10 часов)

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний че­ловек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; челове­ческие расы; расообразование; единство происхож­дения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма». Региональный компонент: основные расы людей, населяющие данную местность.

Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

Межпредметные связи. Физическая география. История континентов.

Экономическая география. Население мира. География населения мира.

РАЗДЕЛ 3

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (28часов)

Тема 3.1 Понятие о биосфере (6 часов)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природеДемонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе. Региональный компонент: разнообразия живых организмов биосферы данной местности.

Тема 3.2 Жизнь в сообществах (7 часов)

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоля­ция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

Демонстрация. Карты, отражающие геологическую историю материков; распространенность основных биомов суши.

Тема 3.3 Взаимоотношения организма и среды (10 часов)

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Тема 3.4 Взаимоотношения между организмами (5 часов)

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Демонстрация. Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.

Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов. Региональный компонент: экологическая ситуация в республике Бурятия.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства.

Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность


РАЗДЕЛ 4

Биосфера и человек (13часов)

Тема 4.1 Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы (11 часов)

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Региональный компонент: проблемы рационального природопользования, охраны природы республики Бурятия.

Демонстрация, Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Карты заповедных территорий нашей страны и ближнего зарубежья.

Тема 4.2 Бионика (2 часа)

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).

Демонстрация. Примеры структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).

Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки; Красная книга. Бионика. Генная инженерия, биотехнология. Умения. Объяснять необходимость знания и умения практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Региональный компонент: Красная книга Бурятии

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Заключение (2 часа)

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Резервное время- 4 часа



III. Учебно-тематическое планирование «Биология 11 класс. Профильный уровень» В.Б.Захаров. 3 часа в неделю, всего 105 часов

п\п

Название темы урока

Часы

Дата

Характеристика основных видов деятельности ученика


Контр., лаборат., практич. работы

Домашнее задание

Эволюционное учение (36ч)

1

Введение. Учение об эволюции органического мира. Сущность эволюционных преобразований.

1














сентябрь

называть предмет и задачи общей биологии


п.1.1

2

История представления о развитии жизни на Земле. Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Идеи креационизма. Созда­ние мира Творцом и неиз­менность живой природы.

1

характеризовать сущность эволюционного учения; знать теории развития жизни на земле


п.1.1.1

3

Система органической природы К. Лин­нея. Идея о постоянстве видов. Значение работ К.Линнея.

1

понимать суть теории Линнея


п.1.1.2

4

Развитие эволюционных идей. Естествен­ное происхождение живых организмов. Развитие от простого к слож­ному (принцип градации).

1




сентябрь

характеризовать развитие эволюционных идей


п.1.1.2

5

Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка Ошибочность взгляда на ме­ханизм эволюции. Представ­ления о слитной наследст­венности. Эволюционная единица - отдельный орга­низм.

Первая теория эволюции. Значение учения Ж.-Б.Ламарка

1













сентябрь

знать теорию Ламарка


п.1.1.3

6

Обобщающий. История представлений о развитии жизни на Земле в додарвиновский пе­риод.

Семинар по теме «Разви­тие эволю­ционных идей в додарвинов­ский период».

1



п.1.1.1- п.1.1.3

Дарвинизм (10ч)

7

Естественнонаучные предпосылки тео­рии Ч. Дарвина Геологические предпосылки. Достижения в области цито­логии и эмбриологии.

1








сентябрь

называть естественно- научные предпосылки теории Дарвина


п.1.2.1

8

Экспедиционный материал Ч. Дарвина

1

суть экспедиции Дарвина


п.1.2.2

9

Учение Ч.Дарвина об искусственном от­боре. Искусственный отбор. механизм ис­кусственного отбора. Проис­хождение домашних жи­вотных и культурных рас­тений от дикого предка.

1

знать механизм искусственного отбора


п.1.3.1

10

Учение Ч.Дарвина об искусственном от­боре. Формы искусственного отбо­ра: сознательный (методи­ческий) и бессознательный. Значение учения об отборе для формирования эволю­ционных взглядов.

1






сентябрь

характеризовать формы искусственного отбора


п.1.3.1

11

Учение Ч. Дарвина о естественном от­боре. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избы­точная численность потомства. Причины борьбы за сущест­вование.

1

знать причины борьбы за существования


п.1.3.2

12

Учение Ч. Дарвина о естественном от­боре. Формы борьбы за существование и естественный отбор. Естественный отбор. Направленность эволюции.

1




сентябрь

знать формы естественного отбора


п.1.3.2

13

Учение Ч. Дарвина о естественном от­боре. Образование новых видов. Видообразование на основе дивергенции. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

1














октябрь

понимать роль эволюционной теории в формировании мира


п.1.3.2

14

Обобщающий. Зачет №1. «Развитие представлений об эволюции живой природы» и «Дарвинизм»

1


Практиче­ская работа «Срав­нительная характеристи­ка естествен­ного и искусственного отбора».

п.1.2.1-1.3.2

15

Современные представления о меха­низмах и закономерностях эволюции. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Микроэволю­ция, Вид. Критерии и структура . Ареал, радиус индивидуальной активности.

1

характеризовать современные представления об эволюции


п.1.4

16

Другие критерии вида: онтогенетический, эволюционный, географический, репродуктивный, экологический.

1




октябрь

знать критерии вида

Лабораторная работа «Изучение мор­фологического критерия вида».

п.1.4

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция (12ч)

17

Синтетическая теория эволюции. Эволюционная роль мутаций . Исследования С.С. Четверикова. Популяционно-генетические зако­номерности.


1











октябрь

понимать суть исследования Четверикова

Лабораторная ра­бота «Выявление изменчивости у особей одного вида»

п.1.4.1

18

Генетическая стабильность популяций. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга.

1

характеризовать закон Харди-Вайнберга


п.1.4.2

19

Генетические процессы в популяциях. Популяция - элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции: популяционные волны; ми­грации; природные катаст­рофы (дрейф генов); изоля­ция. Изменение частоты встре­чаемости гена.

1
















октябрь

знать движущие силы эволюции


п.1.4.3-1.4.4

20

Формы естественного отбора

1

характеризовать форм естественного отбора

Практиче­ская работа «Срав­нение про­цессов дви­жущего и ста­билизирую­щего отбо­ров».

п.1.4.5

21

Приспособленность организ­мов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора Формирование приспособленности к среде обитания.

1

характеризовать приспособленность организмов к среде обитания


п.1.4.6

22

Приспособленность организ­мов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Адаптация физиологиче­ская. Маскировка. Мимикрия.Покровительственная ок­раска . Предупреждающая окраска.

1

октябрь

характеризовать приспособленность организмов к условиям внешней среды


п.1.4.6

23

Относительный характер приспособ­ленности организмов

1






октябрь

понимать характер приспособленности организмов


п.1.4.6

24

Приспособлен­ность организмов к среде обитания как результат дей­ствия естественного отбора

1

понимать приспособленность организмов к среде обитания

Лабораторная работа «Приспособлен­ность организмов к среде обитания как результат дей­ствия естественного отбора».

п.1.4.6

25

Видообразование как резуль­тат микроэволюции. Отличительные особенности способов видообразования. Этапы географического и экологического видообразо­вания.

1













ноябрь

суть микроэволюции


п.1.4.7

26

Срав­нение про­цессов эколо­гического и географиче­ского видооб­разования


1

понимать процессы видообразования

Практиче­ская работа «Срав­нение про­цессов эколо­гического и географиче­ского видооб­разования».


п.1.4.7



27


Семинарское занятие по теме «Эволюционная роль и значение естественного отбо­ра».


1



глава 1

28

Зачет 2 «Синтетическая теория эволюции..Микроэволюция»

1

ноябрь




ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (9ч)

29

Введение в проблему «Биологические последствия приобретения приспособлений. Макро­эволюция» Доказательства эволюции. Биологический прогресс и регресс



1





ноябрь

характеризовать процесс и регресс эволюции

Прак­тическая работа «Сравни­тельная характе­ристика микро- и макроэволюции».

п.2.1

30

Пути достижения биологического про­гресса (главные направления прогрессивной эволю­ции). Арогенез Ароморфоз

Дегенерация. Идиоадаптация. Биологическая роль ароморфозов и идиоадаптаций .Учение А.Н. Северцева и И.И. Шмальгаузена о глав­ных направлениях эволю­ции.

1









ноябрь

знать учения русских эволюционеров


п.2.1.1

31

Главные направления прогрессивной эволюции. Аллогенез. Катагенез


1













ноябрь

понимать главные направления прогрессивной эволюции.

Практиче­ская работа «Срав­нительная характеристи­ка путей и на­правлений эволюции».

п.2.1.2-2.1.3

32

Выяв­ление аро­морфозов у растений .

Выяв­ление аро­морфозов у животных

1

характеризовать ароморфозы у растений и животных

Практиче­ская работа «Выяв­ление аро­морфозов у растений».

Практиче­ская работа «Выяв­ление аро­морфозов у животных».

п.2.2

33

Выяв­ление идиоа­даптаций у растений. Выяв­ление идиоа­даптаций у животных.

1

характеризовать идиоадаптации у растений и животных

Лаборатор­ная работа «Выяв­ление идиоа­даптаций у растений». Лаборатор­ная работа «Выяв­ление идиоа­даптаций у животных».

п.2.2

34

Пути и направления эволюции. Основные закономерности биологиче­ской эволюции: дивергенция, конвергенция, паралле­лизм. Гомологичные и аналогичные органы . Формы эволюции. Условия проявления.

1

декабрь

знать основные закономерности биологической эволюции


п.2.2.1

35

Правила эволюции: необратимости эволюции; правило происхождения новых видов от на­именее приспособленных предков; прогрессивной, спе­циализации; правило соотношения главных направле­ний прогрессивной эволюции. Правило чередования на­правлений эволюции.

1






декабрь

знать правила эволюции


п.2.2.2

36

Обобщение

Семинар по

теме «Основ­ные законо­мерности эволюции».

1



глава 2

37

Зачет 3 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ.

1

декабрь




Развитие жизни на Земле (17ч)

Основные черты развития животного и растительного мира (8ч)


38

Введение в изучение темы «Развитие жизни на Земле». Отличительные признаки живого. Этапы эволюции органического мира на Земле. Геохронологическая история.

1









декабрь

характеризовать этапы эволюции органического мира на Земле


п.3

39

Развитие жизни в ар­хейской и протерозой­ской эрах. Главные эволюционные собы­тия: возникновение фотосин­теза; появление полового процесса и многоклеточности.

1

знать главные события эволюции


п.3.1

40

Развитие жизни в ран­нем палео­зое. Главные эволюционные со­бытия: кембрия , ордовика , силура .

1









декабрь

характеризовать развитие организмов в разные эпохи


п.3.2

41

Развитие жизни в позднем па­леозое. Главные эволюционные со­бытия: девона , карбона , пермского периода

1

характеризовать развитие организмов в разные эпохи


п.3.2

42

Развитие жизни в мезозойской эре .Главные эволюционные со­бытия: триаса ,юрского периода , мелового периода.

1

характеризовать развитие организмов в разные эпохи


п.3.3

43

Развитие жизни в кайнозойской эре . Главные эволюционные со­бытия: палеогена , неогена - появление че­ловекообразных обезьян.

1










декабрь

характеризовать развитие организмов в разные эпохи


п.3.4

44- 45

Обобщение знаний о развитии жизни на протяжении эр в истории Земли. Семинар на тему «Эволюционное разви­тие растений и животных в истории Земли».

1



глава 3

45

Зачет №4. «Основные черты эволюции растительного и животного мира»

1




Происхождение человека (9ч)

46

Введение в изучение темы «Происхож­дение человека». Гипотезы происхождения человека. Формирование эволюционных представлений о происхождении человека Этапы эволюции человека.

1








январь

знать теории о происхождении человека


п.4

47

Положение человека в системе живот­ного мира. Доказательства происхож­дения человека от живот­ных.

1

понимать положение человека в системе животного мира


п.4.1

48

Эволюция приматов .Происхождение человекооб­разных обезьян и человека от дриопитека. Отличительные признаки австралопитеков. Особенно­сти строения, связанные с прямохождением. Образ жизни.

1






январь

характеризовать эволюцию приматов, знать отличительные черты древних людей


п.4.2

49

Стадии эволюции, человека. Древней­шие люди Представители: умелый, человек прямоходящий.Особенности строения: фор­мирование центров Брока Вернике в головном мозге. Образ жизни: использование и добыча огня, приготовле­ние пищи, изготовление орудий труда.

1


















январь

знать особенности строения древнейших людей


п.4.3

50

Стадии эволюции человека. Древние люди Два пути развития неандер­тальцев. Особенности строения. Образ жизни: развитие внут-ригрупповых связей, изго­товление одежды и жилищ. Зачаточная речь. Распространение.

1

характеризовать стадии эволюции человека


п.4.3

51

Стадии эволюции человека. Первые со­временные люди крманьенцы..Особенности строения: уве­личение объема головного мозга. Образ жизни: появление членораздельной речи, за­рождение культуры, строи­тельство постоянного жили­ща, шитье одежды. Роль труда в происхождении человека. Распространение.

1

характеризовать первых современных людей


п.4.3

52

Современный этап эволюции человека . Влияние биологических и социальных факторов в эво­люции человека.

1

















январь

характеризовать современный этап эволюции человека


п.4.4

53

Расы. Происхождение человеческих рас. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Человеческие расы как при­мер идиоадаптаций. Моноцентризм и полицен­тризм. Антинаучная сущность ра­сизма. Доказательства ра­сового равенства людей. Антинаучная сущность расизма и социал -дарвинизма

1

характеризовать основные расы человечества

Практиче­ская работа «Анализ и оценка раз­личных гипо­тез формиро­вания чело­веческих рас».

п.4.4


54

Обобщение знаний на тему «Проблемы происхождения че­ловека». Зачет 5 по теме «Происхождение человека»

1


Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез возникно­вения происхож­дения человека».

глава 4

Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии (31ч)

Биосфера, ее структура и функции (7ч)

55

Введение в изучение темы «Взаимоот­ношение организма и среды». Экология как наука. Учение Вернадского о биосфере.

1




февраль


понимать учение Вернадского


п.5

56

Биосфера, ее структура. Границы биосферы и ее чер­ты. Эволюция биосферы. Косное вещест­во биосферы.

1







февраль


знать структуру биосферы; косное вещество биосферы


п.5.1

57

Структура биосферы. Живые организ­мы. Живое вещество. Функции живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле.

1

знать функции живого вещества


п.5.1.1

58

Круговорот веществ в природе. Биогенная миграция атомов. Закон биогенной миграции атомов. Круговорот воды. Круговорот углерода. Биогеохимический цикл уг­лерода.Пути миграции С02

1











февраль


круговорот веществ в природе


п.5.1.2

59

Круговорот фосфора и серы. Круговорот азота.


1

круговороты фосфора и серы


п.5.2

60

Составление схем круговорота углеро­да, кислоро­да, азота

1

уметь составлять схемы круговорота веществ

Пр.работа «Составление схем круговорота углеро­да, кислоро­да, азота».

п.5.2

61

Обобщение знаний на тему «Биосфера, ее структура и функции». Проблемы устойчивого развития биосферы.


1




февраль




глава 5

Жизнь в сообществах. Основы экологии (7ч)

62

Введение в проблему «Жизнь в сообщест­вах. Основы экологии» Взаимосвязи и закономерности существования организмов в природе.

1






февраль


знать и понимать основы экологии


п.6

63

История формирования сообществ живых организмов. Причины различий животно­го и растительного мира: геологическая история ма­териков, изоляция, различие климатических условий в широтном направлении.

1

понимать различия растительного и животного мира


п.6.1

64

Биогеография. Биомы . Основные биомы суши. Неоарктическая и палеарктическая области.

1








февраль


история биогеографии


п.6.2.1

65

Основные биомы суши. Восточная и Неотропическая области.

1

знать основные биомы суши


п.6.2.12

66

Основные биомы суши. Эфиопская и Австралийская области


1

знать основные биомы суши


п.6.2.3

67

Семинарское занятие на тему «Основные биомы суши».


1




март



глава 6.1-6.2

68

Описа­ние экосисте­мы своей ме­стности

1


Лаборатор­ная работа №17

«Описа­ние экосисте­мы своей ме­стности».


Взаимоотношения организма и среды (12ч)

69

Взаимоотношения организма и среды. Биоценоз. Биомасса. Биогеоценоз. Первичная продукция. Экосистема. Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистем.

1





март

знать состав биоценоза


п.6.3

70

Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Абиотические факторы среды. Темпера­тура. Свет. Биологические ритмы, фотопериодизм. Приспособле­ния у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды,светового режима


1








март

характеризовать абиотические факторы среды


п.6.3.1

71

Абиотические факторы среды, Влаж­ность. Адап­тации растений и животных к поддерживанию водного баланса. Ионизирующее излучение. Вредное влияние ионизирующего излучения на животный и растительный мир.

1














март

характеризовать абиотические факторы среды


п.6.3.2

72

Абиотические факторы среды. Загряз­няющие вещества. Интенсивность действия факторов среды. Пределы выносливости

Типы изменений факторов среды: регулярно-периодические, нерегуляр­ные, направленные. Интенсивность действия абиотических факторов сре­ды в городе и сельской мест­ности.


1

характеризовать абиотические факторы среды


п.6.3.2

73

Взаимодействие факторов среды. Огра­ничивающий фактор. Экологическая ниша. Закон оптимума. Закон минимума.


1











март

знать законы минимума и оптимума


п.6.3.3

74

Обобщение знаний на тему «Естествен­ные сообщества организмов. Воздействия абиотиче­ских факторов на организмы»,


1




75

Биотические факторы среды. Видовое разнообразие.

Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни.

1

характеризовать биотические факторы


п.6.3.4

76

Цепи питания. Правила экологических пирамид. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.


1

апрель

понимать цепи питания

Практиче­ская работа «Со­ставление схем перено­са веществ и энергии в эко­системах (пи­щевых цепей и сетей)».

п.6.3.4

77

Смена биогеоценозов. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Изменения сообщества в ходе сукцессии. Виды сукцессии: первичная и вторичная.

1








апрель

характеризовать саморегуляцию; знать виды сукцессии


п.6.3.5

78

Обобщение по теме «Взаимоотношения организма и среды».


1


Практическая работа

«Решение эко­логических за­дач».


79

Агроэкосистемы. Отличия агроценоза: возде­лывание монокультуры, вме­шательство человека в про­явление борьбы за существование; использование, кроме солнечной энергии, дополнительных источников энергии; неполный кругово­рот веществ; низкая устой­чивость; регуляция челове­ком; смена по воле человека; высокая продуктивность. Плодородие почвы.

1















апрель

характеризовать агроэкосистемы


п.6.3.5

80

Ис­следование изме­нений в экосисте­мах на биологиче­ских моделях.

Срав­нительная характеристи­ка экосистем и агроэкосистем

1

понимать характеристику экосистем и агроэкосистем

Ла­бораторная ра­бота «Ис­следование изме­нений в экосисте­мах на биологиче­ских моделях».

Практиче­ская работа «Срав­нительная характеристи­ка экосистем и агроэкосистем».

п.6.3.5

81

Зачет 7 «Взаимоотношения организма и среды»

1




Взаимоотношения между организмами (5ч)

82

Взаимоотношения между ор­ганизмами: позитивные, антибиотические, нейтральные.

1








апрель

понимать отношения между организмами


п.6.4

83

Позитивные отношения — симбиоз, его формы. Эволюционное значение симбиоза.


1

понимать отношения между организмами


п.6.4.1

84

Антибиотические отношения: конку­ренция, хищничество, паразитизм. Проявление и биологиче­ское значение.

1

понимать отношения между организмами


п.6.4.2

85

Нейтрализм. Целостность экологичес­ких систем.

1






апрель

понимать отношения между организмами


п.6.4.3

86

Обобщение знаний по теме «Разнообра­зие взаимоотношений между организмами».

1



глава 6

Биосфера и человек. Ноосфера (13ч)

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы (11ч)

87

Введение в изучение темы «Биосфера и человек. Ноосфера» Ноосфера высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов приро­ды с законами общества. Развитие учения о ноосфере В.И. Вернадским.

1






апрель

знать учения Вернадского


п.7

88

Воздействие человека на природу в про­цессе становления общества. Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

1







май

понимать цель воздействия человека на природу


п.7.1

89

Природные ресурсы и их использование Неисчерпаемые ресурсы: космические, климатические, водные. Исчерпаемые ресурсы: во­зобновляемые и невозоб­новляемые. Значение природных ресур­сов для деятельности чело­века.

1

знать виды природных ресурсов


п.7.2.1-7.2.2

90

Последствия хозяйственной деятельнос­ти человека для окружающей среды. Загрязнение воз­духа, пресных и морских вод

Причины и по­следствия загрязнения атмосферы, пресных и морских вод.

1






май

знать причины загрязнения биосферы


п.7.3.1-7.3.3

91

Антропогенные изменения почвы. Причины загрязнения почвы. Влияние загрязнений почвы на биоценоз. Эрозия.


1











май

знать понятие «эрозия почвы», понимать причины ее загрязнения


п.7.3.4

92

Влияние человека на растительный и животный мир . Прямое и косвенное влияние на изменения природной среды. Меры по охране раститель­ного и животного мира.

1

характеризовать прямое и косвенное влияние человека на растительный и животный мир


п.7.3.5

93

Радиоактивное загрязнение биосферы. Источники радиоактивного загрязнения биосферы. Влияние на живые организ­мы и последствия радиоак­тивного загрязнения.

1

влияние радиации на живые организмы


п.7.3.6

94

Охрана природы и природопользование. Пути решения экологических проблем. Стратегии развития сельско­го хозяйства, промышленно­сти и энергетики и борьба с загрязнениями; сохранение природных сообществ. Обязательный характер ме­роприятий по охране приро­ды.

1






май

мероприятия по охране окружающей среды


п.7.4

95

Природопользование. Перспективы рационального природопользования. Принципы рационального природопользования.

1









май

рациональное использование природных ресурсов


п.7.4

96

Семинарское занятие на тему «Биосфера и человек. Ноосфера». Современный этап развития биосферы. Проблема устойчивого раз­вития биосферы.

1



глава 7

97

Зачет 9 «Взаимосвязь природы и общества. Охрана природы»

1

май




Бионика (2ч)

98

Бионика как научное обоснова­ние использования биологических знаний для реше­ния инженерных задач и развития техники.

1






май

знать определение и значение бионики


п.8

99

Значение бионики для НТП. Биомеханика. Эхолокация. Электролокация.

1

знать определение и значение бионики



Заключение ( 2 ч)

100

Заключительный. Роль биологических знаний в XXI веке. Перспективы развития биологии. Этические аспекты биологии и биотехнологии.

1











май

понимать роль и значение биологических знаний в 21 веке


стр.273

101

Итоговые занятия на тему «Значение общебиологических закономерностей для науки и практической деятельности людей». Биотехнология. Нанотехнологии в биологии. Значение биологии для НТП и цивилизационных перспектив.

1

подвести итоги



102-105

Резерв









IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


В результате изучения предмета учащиеся 11 класса должны:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук.

  • доказывать, что организм – единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации
    живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы;

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.


V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература для учащихся


  1. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл. :учеб. для общеобразоват. Учреждений.-М. : Дрофа, 2010.-285 с.: ил.

  2. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009.

  3. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

  4. Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

  5. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

  6. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002



Литература для учителя


  1. Козлова Т.А. Общая биология. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне – М: Дроф, 2006, 47с.

  2. ЛернерГ.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

  3. Биология 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. мамонтова, Н.И. Сонина/авт.-сост. Т.И. Чайка – Волгоград: Учитель, 2007. – 205с.

  4. Биология 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. мамонтова, Н.И. Сонина/авт.-сост. Т.И. Чайка – Волгоград: Учитель, 2007. – 271с.



Учебно-лабораторное оборудование


  1. Комплекты микропрепаратов по зоологии и ботанике.

  2. Микроскопы, предметные и покровные стекла.

  3. Коллекции раковин моллюсков, насекомых, скелетов различных животных, перьев, муляжей, таблиц и картин.


Технические средства обучения


1.Мультимедийный компьютер.









Приложение


ТЕСТ № 1


1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:

А) формулирование биогенетического закона;   В) разработка теории естественного отбора;

Б)  создание первой эволюционной теории;        Г) создание закона естественных рядов.

            2. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

А) борьбу с неблагоприятными условиями;        В) межвидовую;

Б) внутривидовую;                                                 Г) все перечисленные формы в равной степени.

            3. Естественный отбор действует на уровне:

А) отдельного организма;                                     В) вида;

Б) популяции;                                                         Г) биоценоза.

            4.Гомологичными органами являются:

А) лапа кошки и нога мухи;                                  В) чешуя рептилий и перья птицы;

Б) глаз человека и глаз паука;                               Г) крыло бабочки и крыло птицы.

            5. К обезьянолюдям относят:

А) кроманьонца;                                                    В) питекантропа;

Б) австралопитека;                                                 Г) неандертальца.

            6. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называют:

А) стимулирующим;                                             В) абиотическим;

Б) лимитирующим;                                               Г) антропогенным

            7. Эукариоты:

А) способны к хемосинтезу;                                В) не имеют многих органоидов;

Б) имеют ДНК кольцевой формы;                        Г) имеют ядро с собственной оболочкой.

            8. Общим признаком растительной и животной клетки является:

А) гетеротрофность;                                              В) наличие хлоропластов;

Б) наличие митохондрий;                                     Г) наличие жёсткой клеточной стенки.

            9. Биополимерами являются:

А) белки;                                                                В) нуклеиновые кислоты;

Б) полисахариды;                                                   Г) всё перечисленное.

           10. Урацил образует комплиментарную связь с:

А) аденином                                                           В) цитозином

Б) тимином                                                             Г) гуанином.

           11. Гликолизом называется:

А) совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке;

Б) бескислородное расщепление глюкозы;

В) полное расщепление глюкозы;                   Г) полимеризация глюкозы с образованием гликогена.

           12. Очерёдность стадии митоза следующая:

А) метафаза, телофаза, профаза, анафаза;          В) профаза, метафаза, телофаза, анафаза;

Б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза;           Г) телофаза, профаза, метафаза, анафаза;   

           13. Удвоение хромосом происходит в:

А) интерфазе                                                          В) метафазе

Б) профазе                                                               Г) телофазе

           14. В анафазе митоза происходит расхождение:

А) дочерних хромосом                                          В) негомологичных хромосом   

Б) гомологичных хромосом                                  Г) органоидов клетки.

          15. Из перечисленных животных самая крупная яйцеклетка у:

А) осетра                                                                 В) ящерицы

Б) лягушки                                                              Г) курицы.

          16. из эктодермы образуются:

А) мышцы                                                              В) скелет

Б) лёгкие                                                                Г) органы чувств.

          17. При Менделеевском моногибридном скрещивании доля особей хотя бы с одним рецессивным геном во втором поколении будет равна:

А) 25%         Б) 50%        В) 75%         Г) 100%

           18. Сцепленными называют гены, находящиеся в:

А) одной хромосоме                                             В) половых хромосомах

Б) гомологичных хромосомах                             Г) аутосомах.

           19. Мутации проявляются фенотипически:

А) всегда                                                                В) только в гомозиготном состоянии

Б) только в гетерозиготном состоянии               Г) никогда.

           20. Полиплоидия заключается в:

А) изменении числа отдельных хромосом         В) изменении структуры хромосом

Б) кратном изменении гаплоидного числа хромосом;     Г) изменении  структуры отдельных генов.




ТЕСТ № 2


Макроэволюлюция – результат микроэволюции

Начало формы

1. Что представляет собой дивергенция?

приобретение узкой специализации
образование гомологичных органов
схождение признаков неродственных видов
расхождение признаков у родственных групп

Конец формы

2. В направлении возникновения новых видов в природе действует:

межвидовая борьба
естественный отбор
искусственный отбор
наследственная изменчивость

3. Несмотря на появление мутаций в популяции и борьбу за существование между особями, новый вид не может возникнуть без действия:

искусственного отбора
естественного отбора
механизма саморегуляции
уменьшения численности популяции

4. Образование новых видов в природе происходит в результате:

методического отбора
искусственного отбора
деятельности человека
взаимодействия движущих сил эволюции

5. Пример экологического (симпатрического) видообразования – это формирование:

видов вьюрков на Галапагосских островах
форм прострела: западной и восточной
многих культурных видов растений
видов лютика: ползучего, прышинца, едкого

6. Формирование приспособленности и образование новых видов в природе происходит в результате:

стремления особей к самоусовершенствованию
сохранения человеком особей с полезными для него наследственными изменениями
сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями
сохранения естественным отбором особей с разнообразными наследственными изменениями

7. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

дрейфа генов
искусственного отбора
изоляции популяции внутри старого ареала
распада или расширения сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями

8. Микроэволюция завершается образованием новых:

семейств
отрядов
видов
популяций

9. При экологическом видообразовании, в отличие от географического, новый вид возникает:

внутри нового ареала
внутри старого ареала
в результате распада исходного ареала
в результате расширения исходного ареала

10. На образование новых видов в природе не влияет:

мутационная изменчивость
борьба за существование
естественный отбор
модификационная изменчивость



ТЕСТ № 3


1.Кто в своих трудах писал о том, что человек и животные имеют единый план творения? 
А. Гераклит 
Б. Аристотель 
В. Линней 
Г. Анаксимен 

2.В средние века в науке господствовали … 
А. Метафизические взгляды 
Б. Трансформизм 
В. Креационизм 
Г. Верного ответа нет 

3.Первая эволюционная теория была разработана 
А. В 1809 
Б. В 1859 
В. В 1897 
Г. В 1976 

4.Выведением новых сортов и пород растений и животных занимается… 
А. Селекция 
Б. Генетика 
В. Физиология 
Г. Цитология 

5.Все новые признаки возникают в результате… 
А. Комбинативной изменчивости 
Б. Наследственности 
В. Мутационной изменчивости 
Г. Верного ответа нет 

6.Какая из видов борьбы за существование происходит наиболее остро? 
А. Межвидовая борьба 
Б. Борьба с неблагоприятными условиями 
В. Внутривидовая борьба 
Г. Верного ответа нет 

7.Закон стабилизирующего скрещивания установил… 
А. Шмальгаузен 
Б. Мюллер 
В. Северцов 
Г. Пирсон 

8.Сходство между незащищёнными и защищёнными видами – это… 
А. Демонстрационная окраска 
Б. Маскировка 
В. Мимикрия 
Г. Все ответы верны 

9.Морфофизиологический процесс, который ведёт к упрощению организмов, к морфофизиологическому регрессу – это… 
А. Идиоадаптация 
Б. Общая дегенерация 
В. Ароморфоз 
Г. Верного ответа нет 

10.Назовите социальный фактор антропогенеза: 
А. Общественный образ жизни 
Б. Развитие речи 
В. Развитие мышления 
Г. Все ответы верны 

ТЕСТ № 4



Биосфера

  1. Оболочка земли, населённая живыми организмами и преобразованная ими, -

А. атмосфера.

Б. биосфера.

В. Литосфера.

Г. гидросфера

2. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км, так как там

А. мало кислорода.

Б. мало света.

В. Низкая температура воздуха.

Г. размещается озоновый слой

3. Учение о биосфере разработал

А. В.В. Вернадский.

Б. Ж.Б. Ламарк.

В. Ч. Дарвин.

Г. К. Линней.

4. Масса, приходящаяся на единицу площади или объёма, -

А. плотность популяции.

Б. биомасса.

В. Видовое разнообразие

5. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

А. в верхних слоях атмосферы.

Б. в глубине океанов.

В. На глубине 1 км. в литосфере

Г. на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы.

6. В океанах с глубиной биомасса уменьшается, так как там

А. мало кислорода

Б. низкая температура.

В. Мало света

Г. нет почвы.

7. В биосфере

А. биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

Б. биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

В. Биомасса растений равна биомассе животных

8. Биомасса суши, почвы и океана

А. уменьшается от полюсов к экватору

Б. увеличивается от полюсов к экватору.

В. Увеличивается от экватора к полюсу.

9. Биологический круговорот – непрерывное превращение веществ между

А. растениями и животными

Б. растениями и микроорганизмами

В. Почвой, растениями, животными и микроорганизмами.

10. Роль грибов и бактерий в круговороте веществ состоит в том, что они являются

А. производителями органического вещества

Б. потребителями органического вещества

В. Разрушителями органического вещества

11. Роль растений в круговороте веществ состоит в том, что они являются

А.потребителями органического вещества

Б. производителями органического вещества

В. Разрушителями органического вещества

12. Роль животных в круговороте вещества состоит в том, что они являются

А. истребителями органического вещества

Б. производителями органического вещества

В. Разрушителями органического вещества.

13. Способность организмов поглощать один газ и выделять другой в ходе фотосинтеза и дыхания- это функция живого

А. концентрационная

Б. газовая

В. окислительно – восстановительная

Г. биохимическая

14. Способность организмов поглощать и накапливать в теле химические элементы – это функция живого вещества

А. концентрационная

Б. газовая

В. окислительно – восстановительная

Г. биохимическая

15. Способность организмов окислять и восстанавливать различные вещества – это функция

А. концентрационная

Б. газовая

В. окислительно – восстановительная

Г. биохимическая

16. Функция живого вещества, связанная со сложными превращениями различных веществ в процессе питания, дыхания, размножения, разрушения после смерти, - это функция

А. концентрационная

Б. газовая

В. окислительно – восстановительная

Г. биохимическая

18. Появление «озоновой дыры» приводит к

А. повышению температуры

Б. усилению ультрафиолетового излучения

В. Понижению температуры

Г. уменьшению прозрачности атмосферы

19. Поступление в атмосферу серы приводит к

А. разрушению озонового слоя

Б. разрушению атмосферы

В. Образованию кислотных дождей

20. В результате сведения лесов в атмосфере

А. увеличивается содержание азота

Б. уменьшается содержание кислорода.

В. Уменьшается содержание углекислого газа

Г. увеличивается содержание кислорода.


ТЕСТ № 5

Основы селекции

  1. Инбридинг представляет собой:

А. перекрёстное опыление у растений;

Б. отдалённую гибридизацию у растений и животных;

В. близкородственное скрещивание у растений и животных.

2. Случайно появившийся ягнёнок с укороченными ногами дал начало породе онконских овец. О каком типе изменчивости идёт здесь речь?

А. о коррелятивной;

Б. модификационной;

В.мутационной;

Г. комбинативной.

3. Гибриды первого поколения более жизнеспособны и продуктивны из – за;

А. модификации;

Б. гетерозиса;

В. точечных мутаций;

Г. полиплоидии.

4. Открытие Н.И. Вавиловым центров происхождения культурных растений имело огромное значение для развития:

А. экологии;

Б. селекции;

В. теории эволюции;

Г. биотехнологии.

5. В основе создания селекционерами чистых линий культурных растений лежит процесс:

А. увеличения доли гомозигот в потомстве;

Б. сокращения доли полипоидов в потомстве;

В. увеличения доли гетерозигот в потомстве;

Г. сокращения доли гомозигот в потомстве.

6. Выпишите лишнее слово:

- искусственный отбор;

- искусственный мутагенез;

- гетерозис;

-гибридизация;

- оценка племенных качеств по потомству;

- метод полиплоидии.


I Селекция

II Одомашнивание

III Искусственный мутагенез

IV Искусственный отбор

V Центры происхождения культурных растений и домашних животных


ТЕСТ № 6

Тест по теме: Основы экологии»


Часть А.

Выберите правильный ответ.

  1. Укажите явление, которое не является основным предметом изучения экологии:

А) влияние окружающей среды на организм;

Б) взаимоотношения между особями разных видов;

В) механизм возникновения мутаций под действием мутагенных факторов;

Г) влияние организмов на окружающую среду.

2. Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают её

А) динамичность;

Б) целостность;

В) смену;

Г) сходство с агроценозом.

3. Учёный – основоположник учения о биогеоценозах:

А) Докучаев В.В.

Б) Сукачёв В.Н.

В) Вернадский В.И.

Г) Вавилов Н.И.

4. Укажите фактор, который не относится к категории экологических факторов:

А) свет;

Б) температура;

В) забота о потомстве;

Г) газовый состав атмосферы.

5. Первым звеном пищевой цепи биогеоценоза является:

А) лягушка;

Б) кузнечик;

В) змея;

Г) растение.

6. Количество энергии, передаваемого с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

А) 15%;

Б) 10%;

В) 5%;

Г) 1%.

7. Крайние значения интенсивности экологического фактора, при которых ещё возможно функционирование организма:

А) норма реакции;

Б) ограничивающие факторы;

В) пределы выносливости;

Г) оптимальные значения.

8. Прирост за единицу времени биомассы экологической системы – это

А) производительность;

Б) продукция;

В) прибыль;

Г) эффективность.

9. Могут ли одни и те же живые организмы входить в состав сразу нескольких пищевых цепей?

А) да;

Б) нет.

10. Географическая область Земли, для экологических систем которой характерна большая биомасса растений и продукции:

А) тундра;

Б) пустыня;

В) леса средних широт;

Г) тропические дождевые леса.

11. В агроценозе пшеничного поля грибы и гнилостные бактерии относят к:

А) продуцентам;

Б) консументам;

В) редуцентам.

12. Вид борьбы за существование, результатом которой явилось формирование ярусности дубравы:

А) межвидовая;

Б) внутривидовая;

В) с неблагоприятными факторами среды.

13. Экологический фактор – главный регулятор сезонных явлений у растений и животных:

А) температура;

Б) влажность;

В) интенсивность солнечного излучения;

Г) продолжительность дня.

14. Основной причиной неустойчивости экосистем является:

А) колебание температуры среды;

Б) недостаток пищевых ресурсов;

В) несбалансированность круговорота веществ;

Г) повышенная численность некоторых видов.

15. Процесс саморазвития природной экосистемы можно наблюдать на примере:

А) весеннего размножения организмов;

Б) вырубки леса;

В) зарастания лесного озера;

Г) создания искусственного водоёма.


Часть В.

Выберите три верных ответа из шести.

В - 1. В экосистеме широколиственного леса консументами 1 порядка являются:

А) дуб черешчатый;

Б) жук - листоед;

В) почвенные бактерии;

Г) лось;

Д) куница

Е) сойка.


В - 2. Почему поле пшеницы считают искусственным сообществом?

А) имеет малочисленный видовой состав;

Б) отсутствуют редуценты;

В) неустойчивая система;

Г) короткие пищевые цепи;

Д) действует правило экологической пирамиды;

Е) имеет популяции растений и животных.


В - 3. Среди перечисленных типов взаимоотношений выберите конкурентные взаимоотношения:

А) бычий цепень и человек;

Б) клубеньковые бактерии и горох;

В) серая и чёрная крыса;

Г) рысь и заяц;

Д) самцы лося в период осеннего гона;

Е) соболь и куница.


В - 4. Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.

Особенности группы: Функциональная группа:

1) включает растения, некоторые бактерии; А – продуценты

2) поглощает готовые органические вещества; Б – консументы

3) поглощает неорганические вещества;

4) включает животных;

5) аккумулирует солнечную энергию;

6) источник энергии – животная и растительная пища.


В -5. Установите, в какой последовательности надо расположить звенья в пищевой цепи.

А) рачок дафния;

Б) фитопланктон;

В) выдра;

Г) уклея;

Д) щука.


Часть С. Дайте краткий свободный ответ на вопрос в заданиях С – 1,

С – 2, полный развёрнутый - в заданиях С - 3, С – 4.

С – 1 Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?

С – 2. Каковы причины «цветения» воды в водоёмах?


С – 3. Почему в наземном биогеоценозе наиболее важная роль принадлежит высшим растениям?

С – 4. Интенсивный выпас скота изменяет луговые и степные экосистемы, превращая их в бедные пустоши. Объясните, как это происходит?










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 11 класс. Профильный уровень

Автор: Ситникова Наталья Анатольевна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по биологии 11 класс (профильный уровень) "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-11-klass-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "120656"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413763154"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа углубленного изучения геометрии 11 "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-ughlubliennogho-izuchieniia-ghieomietrii-11"
    ["file_id"] => string(6) "133693"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416568863"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства