Рабочая программа по биологии 11 класс. Профильный уровень
Рабочая программа по биологии 11 класс. Профильный уровень
Рабочая программа по биологии. Профильный уровень по учебнику Захарова В.Б. М.: Дрофа, 2010. Расчитана на 3 часа в неделю, 105 часов за год. Полностью описаны все разделы, представлены тесты. Добавлен региональный компонент по республике Бурятия. Программа полностью соответствует нормативам ФГОС. Содержит лабораторные и практические работы. Имеет приложения с тестами по проверке знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального Закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы по биологии основного общего образования.
Учебный предмет «биология» является необходимым компонентом учебного плана образовательного учреждения, т.к. общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, развитие предметных и универсальных компетенций учащихся, определяющих современное качество образования. Обязательный минимум учебного предмета включает основные ценности и достижения национальной и мировой науки, фундаментальные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающих условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности.
Программа адресована учащимся 11 класса Новоильинского агротехнического лицея Заиграевского района Республики Бурятия, ориентирована для работы по учебнику для 11-х классов (автор В.Б.Захаров), учитывает агротехническую направленность обучения школьников НАТЛ.
Программа учитывает возрастные особенности школьников, а также обязательный минимум образовательного стандарта, представленный в форме набора предметных тем (модулей), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, обеспечивая преемственность ступеней общего образования в изучении учебного предмета.
Цели и задачи (обучения, развития, воспитания):
Изучение биологии в 11 классе НАТЛ предусматривает решение следующих задач:
Обучения:
овладение знаниями, умениями, навыками в рамках стандарта;
формирование навыков работы с учебной литературой;
применение полученных знаний для объяснения различных явлений и процессов, решения практических задач.
Развития:
овладение методами научного познания законов природы и формирование на этой основе представления о картине мира;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
приобретение умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы.
Воспитания:
формирование представлений о познаваемости законов природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества;
Основным требованием к содержанию школьного образования в настоящее время выступает фундаментальность знаний, что реализуется в изучении основных видов предметных явлений и средств их описания.
Кроме собственных предметных знаний в содержании биологии включается исторический материал, изучение культурного фонда эпохи, формируются эмоционально-целостные представления о мире, природе, о значении научных знаний.
Рабочая программа является интегрированным курсом классической дисциплины «Биология», включающим элементы разделов в области зоологии, анатомии, морфологии, экологии, физиологии. Особое место в данной программе уделяется национально-региональному компоненту. Разработка региональной составляющей содержания программы с экологическим подходом в обучении биологии, позволяет учащимся установить связь между известными фактами из окружающей действительности и изученным материалом. Рабочая программа включает в себя климатические, природные, экологические, исторические и экономические особенности Республики Бурятия и Заиграевского района, осуществляется интегрированная связь с такими предметами как экология, география, история
Характеристика предмета
Биология, как учебный предмет- неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание», биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и имеет целью развитие у школьников экологической культуры поведения в ней, воспитание ответственного отношения к природным объектам. Использование регионального компонента позволяет изучить местную флору и фауну, в том числе культурные и сельскохозяйственные растения. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира. На темы национально-регионального содержания выделяется 10-15 % учебного времени.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В данной программе выражена гуманистическая и химико-экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших биологических знаний, раскрыта роль биологии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности.
Все это дает учащимся возможность не только лучше усвоить собственно биологическое содержание, но и понять роль и место биологии в системе наук о природе. Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
На изучение курса биологии в 11 классе отводится 105 часов. Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
Цели обучения
Основными целями обучения школьного курса биологии являются:
овладение знаний о живой природе, как важной составной части содержания образования в целом, методами познания, учебными умениями;
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
формирование биосферного мышления, необходимого для полноценного функционирования в обществе, для гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле.
Задачи обучения:
Сформировать представление о месте биологии в современной научной картине мира, понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач.
Обучить владению основополагающими биологическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование биологической терминологией и символикой.
Обучить владению основными методами научного познания, используемыми в биологии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач.
Сформировать умения давать количественные оценки и проводить расчеты.
Обучить владению правилами техники безопасности при проведении лабораторных работ.
Сформировать собственные позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.
Формы текущего и итогового контроля
При работе по данной программе предусмотрены такие формы контроля: фронтальная беседа, фронтальный опрос, заполнение схем, таблиц( в течение года на уроках повторения), лабораторные работы, различные тесты ( открытые тесты на опознание, на дополнение, закрытый тест на исключение и т.д.). Формы итогового контроля: контрольная работа, тест.
Ожидаемые результаты(характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся):
На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть ключевыми компетенциями, социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:
Ценностно-смысловые компетенции. Ориентация ученика на общечеловеческие, вечные ценности, перевод их в личные ценности каждого ученика на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества. К числу таких ценностей относятся человек, семья, труд, знания, культура.
Общекультурные компетенции. Понимание и развитие личностного отношения, как к своей малой родине, так и к государству в целом- особенности национальной и общечеловеческой культуры, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включая овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Социально-трудовые компетенции. Использование информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, интернет), умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Компетенции личностного самосовершенствования. Включают навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, работать как индивидуально, так и в группе и пр.
Требования к результатам обучения
Обучающиеся должны знать:
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого
сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их
цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полипоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
устанавливать взаимосвязистроения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
решатьзадачи разной сложности по биологии;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информациив различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
В ходе освоения учащимися биологического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: развитие логического и критического мышления, воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения, формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
Метапредметными результатами обучающихся являются: формирование представлений о биологии как о части общечеловеческой культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного общества, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для человеческой деятельности.
Предметными результатами обучающихся являются: овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для формирования механизмов мышления.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа составлена на учебный год для учащихся 11 класса Новоильинского агротехнического лицея и рассчитана на 3 часа в неделю. Всего 105 часов за учебный год.
II. Содержание учебного предмета «Биология 11 класс. Профильный уровень»
РАЗДЕЛ 1
Эволюционное учение (37 часов)
Тема 1.1 Развитие представлений об эволюцииживой природы до Ч. Дарвина (6 часов)
Развитие биологии в додарвиновский Период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Жана Батиста Франсуа де Ламарка.
Тема 1.2 Дарвинизм (10 часов)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Лабораторные и практические работы: Изучение изменчивости. Вид и его критерии. Региональный компонент: Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений данной местности.
Тема 1.3 Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция(12 часов)
Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.
Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ живых растений и животных; гербариев и коллекций, демонстрирующих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторная работа:Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Тема 1.4 Основные закономерности эволюции.Макроэволюция (8 часов)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс(А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
Межпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца XV — первой половиныXVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.
Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.
РАЗДЕЛ 2
Развитие органического мира (20 часов)
Тема 2.1Основные черты эволюции животногои растительного мира (8 часов)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.
Демонстрация. Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.
Тема2.2 Происхождение человека (10 часов)
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.
Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма». Региональный компонент: основные расы людей, населяющие данную местность.
Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».
Межпредметные связи. Физическая география. История континентов.
Экономическая география. Население мира. География населения мира.
РАЗДЕЛ 3
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (28часов)
Тема 3.1 Понятие о биосфере (6 часов)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природеДемонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе. Региональный компонент: разнообразия живых организмов биосферы данной местности.
Тема 3.2 Жизнь в сообществах (7 часов)
История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.
Демонстрация. Карты, отражающие геологическую историю материков; распространенность основных биомов суши.
Тема 3.3 Взаимоотношения организма и среды (10часов)
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Тема 3.4 Взаимоотношения между организмами (5 часов)
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрация. Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов. Региональный компонент: экологическая ситуация в республике Бурятия.
Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства.
Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность
РАЗДЕЛ 4
Биосфера и человек (13часов)
Тема 4.1 Взаимосвязь природы и общества.Биология охраны природы (11 часов)
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Региональный компонент: проблемы рационального природопользования, охраны природы республики Бурятия.
Демонстрация, Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Карты заповедных территорий нашей страны и ближнего зарубежья.
Тема 4.2Бионика (2 часа)
Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).
Демонстрация. Примеры структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).
Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки; Красная книга. Бионика. Генная инженерия, биотехнология. Умения. Объяснять необходимость знания и умения практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Региональный компонент: Красная книга Бурятии
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
Заключение (2 часа)
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
Резервное время- 4 часа
III. Учебно-тематическое планирование «Биология 11 класс. Профильный уровень» В.Б.Захаров. 3 часа в неделю, всего 105 часов
№ п\п
Название темы урока
Часы
Дата
Характеристика основных видов деятельности ученика
Контр., лаборат., практич. работы
Домашнее задание
Эволюционное учение (36ч)
1
Введение. Учение об эволюции органического мира. Сущность эволюционных преобразований.
1
сентябрь
называть предмет и задачи общей биологии
п.1.1
2
История представления о развитии жизни на Земле. Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Идеи креационизма. Создание мира Творцом и неизменность живой природы.
1
характеризовать сущность эволюционного учения; знать теории развития жизни на земле
п.1.1.1
3
Система органической природы К. Линнея. Идея о постоянстве видов. Значение работ К.Линнея.
1
понимать суть теории Линнея
п.1.1.2
4
Развитие эволюционных идей. Естественное происхождение живых организмов. Развитие от простого к сложному (принцип градации).
1
сентябрь
характеризовать развитие эволюционных идей
п.1.1.2
5
Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка Ошибочность взгляда на механизм эволюции. Представления о слитной наследственности. Эволюционная единица - отдельный организм.
Первая теория эволюции. Значение учения Ж.-Б.Ламарка
1
сентябрь
знать теорию Ламарка
п.1.1.3
6
Обобщающий. История представлений о развитии жизни на Земле в додарвиновский период.
Семинар по теме «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период».
1
п.1.1.1- п.1.1.3
Дарвинизм (10ч)
7
Естественнонаучные предпосылки теории Ч. Дарвина Геологические предпосылки. Достижения в области цитологии и эмбриологии.
1
сентябрь
называть естественно- научные предпосылки теории Дарвина
п.1.2.1
8
Экспедиционный материал Ч. Дарвина
1
суть экспедиции Дарвина
п.1.2.2
9
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Искусственный отбор. механизм искусственного отбора. Происхождение домашних животных и культурных растений от дикого предка.
1
знать механизм искусственного отбора
п.1.3.1
10
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.Формы искусственного отбора: сознательный (методический) и бессознательный. Значение учения об отборе для формирования эволюционных взглядов.
1
сентябрь
характеризовать формы искусственного отбора
п.1.3.1
11
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Причины борьбы за существование.
1
знать причины борьбы за существования
п.1.3.2
12
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование и естественный отбор.Естественный отбор. Направленность эволюции.
1
сентябрь
знать формы естественного отбора
п.1.3.2
13
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов. Видообразование на основе дивергенции. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира.
1
октябрь
понимать роль эволюционной теории в формировании мира
п.1.3.2
14
Обобщающий. Зачет №1. «Развитие представлений об эволюции живой природы» и «Дарвинизм»
1
Практическая работа «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».
п.1.2.1-1.3.2
15
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Микроэволюция, Вид. Критерии и структура . Ареал, радиус индивидуальной активности.
1
характеризовать современные представления об эволюции
п.1.4
16
Другие критерии вида: онтогенетический, эволюционный, географический, репродуктивный, экологический.
1
октябрь
знать критерии вида
Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида».
п.1.4
Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция (12ч)
17
Синтетическая теория эволюции. Эволюционная роль мутаций . Исследования С.С. Четверикова. Популяционно-генетические закономерности.
1
октябрь
понимать суть исследования Четверикова
Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида»
п.1.4.1
18
Генетическая стабильность популяций.Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга.
1
характеризовать закон Харди-Вайнберга
п.1.4.2
19
Генетические процессы в популяциях. Популяция - элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции: популяционные волны; миграции; природные катастрофы (дрейф генов); изоляция.Изменение частоты встречаемости гена.
1
октябрь
знать движущие силы эволюции
п.1.4.3-1.4.4
20
Формы естественного отбора
1
характеризовать форм естественного отбора
Практическая работа «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов».
п.1.4.5
21
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора Формирование приспособленности к среде обитания.
1
характеризовать приспособленность организмов к среде обитания
п.1.4.6
22
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.Адаптация физиологическая. Маскировка. Мимикрия.Покровительственная окраска . Предупреждающая окраска.
1
октябрь
характеризовать приспособленность организмов к условиям внешней среды
п.1.4.6
23
Относительный характер приспособленности организмов
1
октябрь
понимать характер приспособленности организмов
п.1.4.6
24
Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора
1
понимать приспособленность организмов к среде обитания
Лабораторная работа«Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора».
п.1.4.6
25
Видообразование как результат микроэволюции. Отличительные особенности способов видообразования. Этапы географического и экологического видообразования.
1
ноябрь
суть микроэволюции
п.1.4.7
26
Сравнение процессов экологического и географического видообразования
1
понимать процессы видообразования
Практическая работа «Сравнение процессов экологического и географического видообразования».
п.1.4.7
27
Семинарское занятиепо теме «Эволюционная роль и значение естественного отбора».
1
глава 1
28
Зачет 2 «Синтетическая теория эволюции..Микроэволюция»
1
ноябрь
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (9ч)
29
Введение в проблему «Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция» Доказательства эволюции. Биологический прогресс и регресс
1
ноябрь
характеризовать процесс и регресс эволюции
Практическая работа«Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции».
п.2.1
30
Пути достижения биологического прогресса (главные направления прогрессивной эволюции). Арогенез Ароморфоз
Дегенерация. Идиоадаптация. Биологическая роль ароморфозов и идиоадаптаций .Учение А.Н. Северцева и И.И. Шмальгаузена о главных направлениях эволюции.
1
ноябрь
знать учения русских эволюционеров
п.2.1.1
31
Главные направления прогрессивной эволюции. Аллогенез. Катагенез
1
ноябрь
понимать главные направления прогрессивной эволюции.
Практическая работа «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции».
п.2.1.2-2.1.3
32
Выявление ароморфозов у растений .
Выявление ароморфозов у животных
1
характеризовать ароморфозы у растений и животных
Практическая работа «Выявление ароморфозов у растений».
Практическая работа «Выявление ароморфозов у животных».
п.2.2
33
Выявление идиоадаптаций у растений. Выявление идиоадаптаций у животных.
1
характеризовать идиоадаптации у растений и животных
Лабораторная работа «Выявление идиоадаптаций у растений». Лабораторная работа «Выявление идиоадаптаций у животных».
п.2.2
34
Пути и направления эволюции. Основные закономерности биологической эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Гомологичные и аналогичные органы . Формы эволюции. Условия проявления.
1
декабрь
знать основные закономерности биологической эволюции
п.2.2.1
35
Правила эволюции: необратимости эволюции; правило происхождения новых видов от наименее приспособленных предков; прогрессивной, специализации; правило соотношения главных направлений прогрессивной эволюции. Правило чередования направлений эволюции.
1
декабрь
знать правила эволюции
п.2.2.2
36
Обобщение
Семинар по
теме «Основные закономерности эволюции».
1
глава 2
37
Зачет 3 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ.
1
декабрь
Развитие жизни на Земле (17ч)
Основные черты развития животного и растительного мира (8ч)
38
Введение в изучение темы «Развитие жизни на Земле». Отличительные признаки живого. Этапы эволюции органического мира на Земле. Геохронологическая история.
1
декабрь
характеризовать этапы эволюции органического мира на Земле
п.3
39
Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах. Главные эволюционные события: возникновение фотосинтеза; появление полового процесса и многоклеточности.
1
знать главные события эволюции
п.3.1
40
Развитие жизни в раннем палеозое. Главные эволюционные события: кембрия , ордовика , силура .
1
декабрь
характеризовать развитие организмов в разные эпохи
п.3.2
41
Развитие жизни в позднем палеозое. Главные эволюционные события: девона , карбона , пермского периода
1
характеризовать развитие организмов в разные эпохи
п.3.2
42
Развитие жизни в мезозойской эре .Главные эволюционные события: триаса ,юрского периода , мелового периода.
1
характеризовать развитие организмов в разные эпохи
п.3.3
43
Развитие жизни в кайнозойской эре . Главные эволюционные события: палеогена , неогена - появление человекообразных обезьян.
1
декабрь
характеризовать развитие организмов в разные эпохи
п.3.4
44- 45
Обобщение знаний о развитии жизни на протяжении эр в истории Земли. Семинар на тему «Эволюционное развитие растений и животных в истории Земли».
1
глава 3
45
Зачет №4. «Основные черты эволюции растительного и животного мира»
1
Происхождение человека (9ч)
46
Введение в изучение темы «Происхождение человека». Гипотезы происхождения человека. Формирование эволюционных представлений о происхождении человека Этапы эволюции человека.
1
январь
знать теории о происхождении человека
п.4
47
Положение человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных.
1
понимать положение человека в системе животного мира
п.4.1
48
Эволюция приматов .Происхождение человекообразных обезьян и человека от дриопитека. Отличительные признаки австралопитеков. Особенности строения, связанные с прямохождением. Образ жизни.
1
январь
характеризовать эволюцию приматов, знать отличительные черты древних людей
п.4.2
49
Стадии эволюции, человека. Древнейшие люди Представители: умелый, человек прямоходящий.Особенности строения: формирование центров Брока Вернике в головном мозге. Образ жизни: использование и добыча огня, приготовление пищи, изготовление орудий труда.
1
январь
знать особенности строения древнейших людей
п.4.3
50
Стадии эволюции человека. Древние люди Два пути развития неандертальцев. Особенности строения. Образ жизни: развитие внут-ригрупповых связей, изготовление одежды и жилищ. Зачаточная речь. Распространение.
1
характеризовать стадии эволюции человека
п.4.3
51
Стадии эволюции человека. Первые современные люди крманьенцы..Особенности строения: увеличение объема головного мозга. Образ жизни: появление членораздельной речи, зарождение культуры, строительство постоянного жилища, шитье одежды. Роль труда в происхождении человека. Распространение.
1
характеризовать первых современных людей
п.4.3
52
Современный этап эволюции человека . Влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека.
1
январь
характеризовать современный этап эволюции человека
п.4.4
53
Расы. Происхождение человеческих рас. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Человеческие расы как пример идиоадаптаций. Моноцентризм и полицентризм. Антинаучная сущность расизма. Доказательства расового равенства людей. Антинаучная сущность расизма и социал -дарвинизма
1
характеризовать основные расы человечества
Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас».
п.4.4
54
Обобщение знаний на тему «Проблемы происхождения человека». Зачет 5 по теме «Происхождение человека»
1
Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека».
глава 4
Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии (31ч)
Биосфера, ее структура и функции (7ч)
55
Введение в изучение темы «Взаимоотношение организма и среды». Экология как наука. Учение Вернадского о биосфере.
1
февраль
понимать учение Вернадского
п.5
56
Биосфера, ее структура. Границы биосферы и ее черты. Эволюция биосферы. Косное вещество биосферы.
1
февраль
знать структуру биосферы; косное вещество биосферы
п.5.1
57
Структура биосферы. Живые организмы. Живое вещество. Функции живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле.
1
знать функции живого вещества
п.5.1.1
58
Круговорот веществ в природе.Биогенная миграция атомов. Закон биогенной миграции атомов. Круговорот воды. Круговорот углерода. Биогеохимический цикл углерода.Пути миграции С02
Обобщение знаний на тему «Биосфера, ее структура и функции». Проблемы устойчивого развития биосферы.
1
февраль
глава 5
Жизнь в сообществах. Основы экологии (7ч)
62
Введение в проблему «Жизнь в сообществах. Основы экологии» Взаимосвязи и закономерности существования организмов в природе.
1
февраль
знать и понимать основы экологии
п.6
63
История формирования сообществ живых организмов. Причины различий животного и растительного мира: геологическая история материков, изоляция, различие климатических условий в широтном направлении.
1
понимать различия растительного и животного мира
п.6.1
64
Биогеография. Биомы . Основные биомы суши. Неоарктическая и палеарктическая области.
1
февраль
история биогеографии
п.6.2.1
65
Основные биомы суши. Восточная и Неотропическая области.
1
знать основные биомы суши
п.6.2.12
66
Основные биомы суши. Эфиопская и Австралийская области
1
знать основные биомы суши
п.6.2.3
67
Семинарское занятие на тему «Основные биомы суши».
1
март
глава 6.1-6.2
68
Описание экосистемы своей местности
1
Лабораторная работа №17
«Описание экосистемы своей местности».
Взаимоотношения организма и среды (12ч)
69
Взаимоотношения организма и среды.Биоценоз. Биомасса. Биогеоценоз. Первичная продукция. Экосистема. Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистем.
1
март
знать состав биоценоза
п.6.3
70
Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Абиотические факторы среды. Температура. Свет. Биологические ритмы, фотопериодизм. Приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды,светового режима
1
март
характеризовать абиотические факторы среды
п.6.3.1
71
Абиотические факторы среды, Влажность. Адаптации растений и животных к поддерживанию водного баланса. Ионизирующее излучение. Вредное влияние ионизирующего излучения на животный и растительный мир.
1
март
характеризовать абиотические факторы среды
п.6.3.2
72
Абиотические факторы среды. Загрязняющие вещества. Интенсивность действия факторов среды.Пределы выносливости
Типы изменений факторов среды: регулярно-периодические, нерегулярные, направленные. Интенсивность действия абиотических факторов среды в городе и сельской местности.
1
характеризовать абиотические факторы среды
п.6.3.2
73
Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.Экологическая ниша. Закон оптимума. Закон минимума.
1
март
знать законы минимума и оптимума
п.6.3.3
74
Обобщение знанийна тему «Естественные сообщества организмов. Воздействия абиотических факторов на организмы»,
1
75
Биотические факторы среды. Видовое разнообразие.
Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни.
1
характеризовать биотические факторы
п.6.3.4
76
Цепи питания. Правила экологических пирамид. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
1
апрель
понимать цепи питания
Практическая работа «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)».
п.6.3.4
77
Смена биогеоценозов. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Изменения сообщества в ходе сукцессии. Виды сукцессии: первичная и вторичная.
1
апрель
характеризовать саморегуляцию; знать виды сукцессии
п.6.3.5
78
Обобщение по теме «Взаимоотношения организма и среды».
1
Практическая работа
«Решение экологических задач».
79
Агроэкосистемы. Отличия агроценоза: возделывание монокультуры, вмешательство человека в проявление борьбы за существование; использование, кроме солнечной энергии, дополнительных источников энергии; неполный круговорот веществ; низкая устойчивость; регуляция человеком; смена по воле человека; высокая продуктивность. Плодородие почвы.
1
апрель
характеризовать агроэкосистемы
п.6.3.5
80
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.
Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем
1
понимать характеристику экосистем и агроэкосистем
Лабораторная работа «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».
Практическая работа «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем».
п.6.3.5
81
Зачет 7 «Взаимоотношения организма и среды»
1
Взаимоотношения между организмами (5ч)
82
Взаимоотношения между организмами: позитивные, антибиотические, нейтральные.
1
апрель
понимать отношения между организмами
п.6.4
83
Позитивные отношения — симбиоз, его формы. Эволюционное значение симбиоза.
1
понимать отношения между организмами
п.6.4.1
84
Антибиотические отношения: конкуренция, хищничество, паразитизм. Проявление и биологическое значение.
1
понимать отношения между организмами
п.6.4.2
85
Нейтрализм. Целостность экологических систем.
1
апрель
понимать отношения между организмами
п.6.4.3
86
Обобщение знаний по теме «Разнообразие взаимоотношений между организмами».
1
глава 6
Биосфера и человек. Ноосфера (13ч)
Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы (11ч)
87
Введение в изучение темы «Биосфера и человек. Ноосфера» Ноосфера высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов природы с законами общества. Развитие учения о ноосфере В.И. Вернадским.
1
апрель
знать учения Вернадского
п.7
88
Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Глобальные антропогенные изменения в биосфере.
1
май
понимать цель воздействия человека на природу
п.7.1
89
Природные ресурсы и их использование Неисчерпаемые ресурсы: космические, климатические, водные. Исчерпаемые ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Значение природных ресурсов для деятельности человека.
1
знать виды природных ресурсов
п.7.2.1-7.2.2
90
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха, пресных и морских вод
Причины и последствия загрязнения атмосферы, пресных и морских вод.
1
май
знать причины загрязнения биосферы
п.7.3.1-7.3.3
91
Антропогенные изменения почвы.Причины загрязнения почвы. Влияние загрязнений почвы на биоценоз.Эрозия.
1
май
знать понятие «эрозия почвы», понимать причины ее загрязнения
п.7.3.4
92
Влияние человека на растительный и животный мир . Прямое и косвенное влияние на изменения природной среды. Меры по охране растительного и животного мира.
1
характеризовать прямое и косвенное влияние человека на растительный и животный мир
п.7.3.5
93
Радиоактивное загрязнение биосферы. Источники радиоактивного загрязнения биосферы. Влияние на живые организмы и последствия радиоактивного загрязнения.
1
влияние радиации на живые организмы
п.7.3.6
94
Охрана природы и природопользование. Пути решения экологических проблем. Стратегии развития сельского хозяйства, промышленности и энергетики и борьба с загрязнениями; сохранение природных сообществ. Обязательный характер мероприятий по охране природы.
Семинарское занятие на тему «Биосфера и человек. Ноосфера». Современный этап развития биосферы. Проблема устойчивого развития биосферы.
1
глава 7
97
Зачет 9 «Взаимосвязь природы и общества. Охрана природы»
1
май
Бионика (2ч)
98
Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники.
1
май
знать определение и значение бионики
п.8
99
Значение бионики для НТП. Биомеханика. Эхолокация. Электролокация.
1
знать определение и значение бионики
Заключение ( 2 ч)
100
Заключительный.Роль биологических знаний в XXI веке. Перспективы развития биологии. Этические аспекты биологии и биотехнологии.
1
май
понимать роль и значение биологических знаний в 21 веке
стр.273
101
Итоговые занятия на тему «Значение общебиологических закономерностей для науки и практической деятельности людей». Биотехнология. Нанотехнологии в биологии. Значение биологии для НТП и цивилизационных перспектив.
1
подвести итоги
102-105
Резерв
IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения предмета учащиеся 11 класса должны:
выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
отличать научные методы, используемые в биологии;
определять место биологии в системе естественных наук.
доказывать, что организм – единое целое;
объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
обосновывать единство органического мира;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
отличать теорию от гипотезы;
определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
отличать биологические системы от объектов неживой природы.
V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учащихся
В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл. :учеб. для общеобразоват. Учреждений.-М. : Дрофа, 2010.-285 с.: ил.
В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009.
Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002
Литература для учителя
Козлова Т.А. Общая биология. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне – М: Дроф, 2006, 47с.
ЛернерГ.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
Биология 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. мамонтова, Н.И. Сонина/авт.-сост. Т.И. Чайка – Волгоград: Учитель, 2007. – 205с.
Биология 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. мамонтова, Н.И. Сонина/авт.-сост. Т.И. Чайка – Волгоград: Учитель, 2007. – 271с.
Учебно-лабораторное оборудование
Комплекты микропрепаратов по зоологии и ботанике.
Микроскопы, предметные и покровные стекла.
Коллекции раковин моллюсков, насекомых, скелетов различных животных, перьев, муляжей, таблиц и картин.
Технические средства обучения
1.Мультимедийный компьютер.
Приложение
ТЕСТ № 1
1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:
А) формулирование биогенетического закона; В) разработка теории естественного отбора;
Б) создание первой эволюционной теории; Г) создание закона естественных рядов.
2. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:
А) борьбу с неблагоприятными условиями; В) межвидовую;
Б) внутривидовую; Г) все перечисленные формы в равной степени.
3. Естественный отбор действует на уровне:
А) отдельного организма; В) вида;
Б) популяции; Г) биоценоза.
4.Гомологичными органами являются:
А) лапа кошки и нога мухи; В) чешуя рептилий и перья птицы;
Б) глаз человека и глаз паука; Г) крыло бабочки и крыло птицы.
5. К обезьянолюдям относят:
А) кроманьонца; В) питекантропа;
Б) австралопитека; Г) неандертальца.
6. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называют:
А) стимулирующим; В) абиотическим;
Б) лимитирующим; Г) антропогенным
7. Эукариоты:
А) способны к хемосинтезу; В) не имеют многих органоидов;
Б) имеют ДНК кольцевой формы; Г) имеют ядро с собственной оболочкой.
8. Общим признаком растительной и животной клетки является:
А) гетеротрофность; В) наличие хлоропластов;
Б) наличие митохондрий; Г) наличие жёсткой клеточной стенки.
9. Биополимерами являются:
А) белки; В) нуклеиновые кислоты;
Б) полисахариды; Г) всё перечисленное.
10. Урацил образует комплиментарную связь с:
А) аденином В) цитозином
Б) тимином Г) гуанином.
11. Гликолизом называется:
А) совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке;
Б) бескислородное расщепление глюкозы;
В) полное расщепление глюкозы; Г) полимеризация глюкозы с образованием гликогена.
15. Из перечисленных животных самая крупная яйцеклетка у:
А) осетра В) ящерицы
Б) лягушки Г) курицы.
16. из эктодермы образуются:
А) мышцы В) скелет
Б) лёгкие Г) органы чувств.
17. При Менделеевском моногибридном скрещивании доля особей хотя бы с одним рецессивным геном во втором поколении будет равна:
А) 25% Б) 50% В) 75% Г) 100%
18. Сцепленными называют гены, находящиеся в:
А) одной хромосоме В) половых хромосомах
Б) гомологичных хромосомах Г) аутосомах.
19. Мутации проявляются фенотипически:
А) всегда В) только в гомозиготном состоянии
Б) только в гетерозиготном состоянии Г) никогда.
20. Полиплоидия заключается в:
А) изменении числа отдельных хромосом В) изменении структуры хромосом
Б) кратном изменении гаплоидного числа хромосом; Г) изменении структуры отдельных генов.
ТЕСТ № 2
Макроэволюлюция – результат микроэволюции
Начало формы
1. Что представляет собой дивергенция?
приобретение узкой специализации образование гомологичных органов схождение признаков неродственных видов расхождение признаков у родственных групп
Конец формы
2. В направлении возникновения новых видов в природе действует:
межвидовая борьба естественный отбор искусственный отбор наследственная изменчивость
3. Несмотря на появление мутаций в популяции и борьбу за существование между особями, новый вид не может возникнуть без действия:
искусственного отбора естественного отбора механизма саморегуляции уменьшения численности популяции
4. Образование новых видов в природе происходит в результате:
методического отбора искусственного отбора деятельности человека взаимодействия движущих сил эволюции
5. Пример экологического (симпатрического) видообразования – это формирование:
видов вьюрков на Галапагосских островах форм прострела: западной и восточной многих культурных видов растений видов лютика: ползучего, прышинца, едкого
6. Формирование приспособленности и образование новых видов в природе происходит в результате:
стремления особей к самоусовершенствованию сохранения человеком особей с полезными для него наследственными изменениями сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями сохранения естественным отбором особей с разнообразными наследственными изменениями
7. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:
дрейфа генов искусственного отбора изоляции популяции внутри старого ареала распада или расширения сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями
8. Микроэволюция завершается образованием новых:
семейств отрядов видов популяций
9. При экологическом видообразовании, в отличие от географического, новый вид возникает:
внутри нового ареала внутри старого ареала в результате распада исходного ареала в результате расширения исходного ареала
10. На образование новых видов в природе не влияет:
мутационная изменчивость борьба за существование естественный отбор модификационная изменчивость
ТЕСТ № 3
1.Кто в своих трудах писал о том, что человек и животные имеют единый план творения? А. Гераклит Б. Аристотель В. Линней Г. Анаксимен
2.В средние века в науке господствовали … А. Метафизические взгляды Б. Трансформизм В. Креационизм Г. Верного ответа нет
3.Первая эволюционная теория была разработана А. В 1809 Б. В 1859 В. В 1897 Г. В 1976
4.Выведением новых сортов и пород растений и животных занимается… А. Селекция Б. Генетика В. Физиология Г. Цитология
5.Все новые признаки возникают в результате… А. Комбинативной изменчивости Б. Наследственности В. Мутационной изменчивости Г. Верного ответа нет
6.Какая из видов борьбы за существование происходит наиболее остро? А. Межвидовая борьба Б. Борьба с неблагоприятными условиями В. Внутривидовая борьба Г. Верного ответа нет
7.Закон стабилизирующего скрещивания установил… А. Шмальгаузен Б. Мюллер В. Северцов Г. Пирсон
8.Сходство между незащищёнными и защищёнными видами – это… А. Демонстрационная окраска Б. Маскировка В. Мимикрия Г. Все ответы верны
9.Морфофизиологический процесс, который ведёт к упрощению организмов, к морфофизиологическому регрессу – это… А. Идиоадаптация Б. Общая дегенерация В. Ароморфоз Г. Верного ответа нет
10.Назовите социальный фактор антропогенеза: А. Общественный образ жизни Б. Развитие речи В. Развитие мышления Г. Все ответы верны
ТЕСТ № 4
Биосфера
Оболочка земли, населённая живыми организмами и преобразованная ими, -
А. атмосфера.
Б. биосфера.
В. Литосфера.
Г. гидросфера
2. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км, так как там
А. мало кислорода.
Б. мало света.
В. Низкая температура воздуха.
Г. размещается озоновый слой
3. Учение о биосфере разработал
А. В.В. Вернадский.
Б. Ж.Б. Ламарк.
В. Ч. Дарвин.
Г. К. Линней.
4. Масса, приходящаяся на единицу площади или объёма, -
А. плотность популяции.
Б. биомасса.
В. Видовое разнообразие
5. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается
А. в верхних слоях атмосферы.
Б. в глубине океанов.
В. На глубине 1 км. в литосфере
Г. на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы.
6. В океанах с глубиной биомасса уменьшается, так как там
А. мало кислорода
Б. низкая температура.
В. Мало света
Г. нет почвы.
7. В биосфере
А. биомасса растений во много раз превышает биомассу животных
Б. биомасса животных во много раз превышает биомассу растений
В. Биомасса растений равна биомассе животных
8. Биомасса суши, почвы и океана
А. уменьшается от полюсов к экватору
Б. увеличивается от полюсов к экватору.
В. Увеличивается от экватора к полюсу.
9. Биологический круговорот – непрерывное превращение веществ между
А. растениями и животными
Б. растениями и микроорганизмами
В. Почвой, растениями, животными и микроорганизмами.
10. Роль грибов и бактерий в круговороте веществ состоит в том, что они являются
А. производителями органического вещества
Б. потребителями органического вещества
В. Разрушителями органического вещества
11. Роль растений в круговороте веществ состоит в том, что они являются
А.потребителями органического вещества
Б. производителями органического вещества
В. Разрушителями органического вещества
12. Роль животных в круговороте вещества состоит в том, что они являются
А. истребителями органического вещества
Б. производителями органического вещества
В. Разрушителями органического вещества.
13. Способность организмов поглощать один газ и выделять другой в ходе фотосинтеза и дыхания- это функция живого
А. концентрационная
Б. газовая
В. окислительно – восстановительная
Г. биохимическая
14. Способность организмов поглощать и накапливать в теле химические элементы – это функция живого вещества
А. концентрационная
Б. газовая
В. окислительно – восстановительная
Г. биохимическая
15. Способность организмов окислять и восстанавливать различные вещества – это функция
А. концентрационная
Б. газовая
В. окислительно – восстановительная
Г. биохимическая
16. Функция живого вещества, связанная со сложными превращениями различных веществ в процессе питания, дыхания, размножения, разрушения после смерти, - это функция
А. концентрационная
Б. газовая
В. окислительно – восстановительная
Г. биохимическая
18. Появление «озоновой дыры» приводит к
А. повышению температуры
Б. усилению ультрафиолетового излучения
В. Понижению температуры
Г. уменьшению прозрачности атмосферы
19. Поступление в атмосферу серы приводит к
А. разрушению озонового слоя
Б. разрушению атмосферы
В. Образованию кислотных дождей
20. В результате сведения лесов в атмосфере
А. увеличивается содержание азота
Б. уменьшается содержание кислорода.
В. Уменьшается содержание углекислого газа
Г. увеличивается содержание кислорода.
ТЕСТ № 5
Основы селекции
Инбридинг представляет собой:
А. перекрёстное опыление у растений;
Б. отдалённую гибридизацию у растений и животных;
В. близкородственное скрещивание у растений и животных.
2. Случайно появившийся ягнёнок с укороченными ногами дал начало породе онконских овец. О каком типе изменчивости идёт здесь речь?
А. о коррелятивной;
Б. модификационной;
В.мутационной;
Г. комбинативной.
3. Гибриды первого поколения более жизнеспособны и продуктивны из – за;
А. модификации;
Б. гетерозиса;
В. точечных мутаций;
Г. полиплоидии.
4. Открытие Н.И. Вавиловым центров происхождения культурных растений имело огромное значение для развития:
А. экологии;
Б. селекции;
В. теории эволюции;
Г. биотехнологии.
5. В основе создания селекционерами чистых линий культурных растений лежит процесс:
А. увеличения доли гомозигот в потомстве;
Б. сокращения доли полипоидов в потомстве;
В. увеличения доли гетерозигот в потомстве;
Г. сокращения доли гомозигот в потомстве.
6. Выпишите лишнее слово:
- искусственный отбор;
- искусственный мутагенез;
- гетерозис;
-гибридизация;
- оценка племенных качеств по потомству;
- метод полиплоидии.
I Селекция
II Одомашнивание
III Искусственный мутагенез
IV Искусственный отбор
V Центры происхождения культурных растений и домашних животных
ТЕСТ № 6
Тест по теме: Основы экологии»
Часть А.
Выберите правильный ответ.
Укажите явление, которое не является основным предметом изучения экологии:
А) влияние окружающей среды на организм;
Б) взаимоотношения между особями разных видов;
В) механизм возникновения мутаций под действием мутагенных факторов;
Г) влияние организмов на окружающую среду.
2. Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают её
А) динамичность;
Б) целостность;
В) смену;
Г) сходство с агроценозом.
3. Учёный – основоположник учения о биогеоценозах:
А) Докучаев В.В.
Б) Сукачёв В.Н.
В) Вернадский В.И.
Г) Вавилов Н.И.
4. Укажите фактор, который не относится к категории экологических факторов:
А) свет;
Б) температура;
В) забота о потомстве;
Г) газовый состав атмосферы.
5. Первым звеном пищевой цепи биогеоценоза является:
А) лягушка;
Б) кузнечик;
В) змея;
Г) растение.
6. Количество энергии, передаваемого с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:
А) 15%;
Б) 10%;
В) 5%;
Г) 1%.
7. Крайние значения интенсивности экологического фактора, при которых ещё возможно функционирование организма:
А) норма реакции;
Б) ограничивающие факторы;
В) пределы выносливости;
Г) оптимальные значения.
8. Прирост за единицу времени биомассы экологической системы – это
А) производительность;
Б) продукция;
В) прибыль;
Г) эффективность.
9. Могут ли одни и те же живые организмы входить в состав сразу нескольких пищевых цепей?
А) да;
Б) нет.
10. Географическая область Земли, для экологических систем которой характерна большая биомасса растений и продукции:
А) тундра;
Б) пустыня;
В) леса средних широт;
Г) тропические дождевые леса.
11. В агроценозе пшеничного поля грибы и гнилостные бактерии относят к:
А) продуцентам;
Б) консументам;
В) редуцентам.
12. Вид борьбы за существование, результатом которой явилось формирование ярусности дубравы:
А) межвидовая;
Б) внутривидовая;
В) с неблагоприятными факторами среды.
13. Экологический фактор – главный регулятор сезонных явлений у растений и животных:
А) температура;
Б) влажность;
В) интенсивность солнечного излучения;
Г) продолжительность дня.
14. Основной причиной неустойчивости экосистем является:
А) колебание температуры среды;
Б) недостаток пищевых ресурсов;
В) несбалансированность круговорота веществ;
Г) повышенная численность некоторых видов.
15. Процесс саморазвития природной экосистемы можно наблюдать на примере:
А) весеннего размножения организмов;
Б) вырубки леса;
В) зарастания лесного озера;
Г) создания искусственного водоёма.
Часть В.
Выберите три верных ответа из шести.
В - 1. В экосистеме широколиственного леса консументами 1 порядка являются:
А) дуб черешчатый;
Б) жук - листоед;
В) почвенные бактерии;
Г) лось;
Д) куница
Е) сойка.
В - 2. Почему поле пшеницы считают искусственным сообществом?
А) имеет малочисленный видовой состав;
Б) отсутствуют редуценты;
В) неустойчивая система;
Г) короткие пищевые цепи;
Д) действует правило экологической пирамиды;
Е) имеет популяции растений и животных.
В - 3. Среди перечисленных типов взаимоотношений выберите конкурентные взаимоотношения:
А) бычий цепень и человек;
Б) клубеньковые бактерии и горох;
В) серая и чёрная крыса;
Г) рысь и заяц;
Д) самцы лося в период осеннего гона;
Е) соболь и куница.
В - 4. Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.
Особенности группы: Функциональная группа:
1) включает растения, некоторые бактерии; А – продуценты
2) поглощает готовые органические вещества; Б – консументы
3) поглощает неорганические вещества;
4) включает животных;
5) аккумулирует солнечную энергию;
6) источник энергии – животная и растительная пища.
В -5. Установите, в какой последовательности надо расположить звенья в пищевой цепи.
А) рачок дафния;
Б) фитопланктон;
В) выдра;
Г) уклея;
Д) щука.
Часть С. Дайте краткий свободный ответ на вопрос в заданиях С – 1,
С – 2, полный развёрнутый - в заданиях С - 3, С – 4.
С – 1 Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?
С – 2. Каковы причины «цветения» воды в водоёмах?
С – 3. Почему в наземном биогеоценозе наиболее важная роль принадлежит высшим растениям?
С – 4. Интенсивный выпас скота изменяет луговые и степные экосистемы, превращая их в бедные пустоши. Объясните, как это происходит?