kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 11 класс. Профильный уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии. Профильный уровень по учебнику Захарова В.Б. М.: Дрофа, 2010. Расчитана на 3 часа в неделю, 105 часов за год. Полностью описаны все разделы, представлены тесты. Добавлен региональный компонент по республике Бурятия. Программа полностью соответствует нормативам ФГОС. Содержит лабораторные и практические работы. Имеет приложения с тестами по проверке знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс. Профильный уровень »

МАОУ «НОВОИЛЬИНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»



Согласовано

Руководитель ЕНЦ «Планета»

____________ Спирина Н.В.

Протокол №_____ от

«____» __________ 2014г

Согласовано

Заместитель директора по УВР МОУ НАТЛ

____________ Зубарева Н.И.

«____» __________ 2014г

Утверждаю

Директор МАОУ НАТЛ

____________ Ардаева Г.С.

Приказ №_____ от

«____» __________ 2014г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

для учащихся 11 класса










Составитель: Ситникова Н.А.

Учитель биологии МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»


Учебник: «Общая биология. Профильный уровень.11 класс» Захаров В.Б.

М.: Дрофа, 2010.










2014 – 2015

С.Новоильинск


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии (11 класс)


I.Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального Закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы по биологии основного общего образования.

Учебный предмет «биология» является необходимым компонентом учебного плана образовательного учреждения, т.к. общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, развитие предметных и универсальных компетенций учащихся, определяющих современное качество образования. Обязательный минимум учебного предмета включает основные ценности и достижения национальной и мировой науки, фундаментальные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающих условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности.


Программа адресована учащимся 11 класса Новоильинского агротехнического лицея Заиграевского района Республики Бурятия, ориентирована для работы по учебнику для 11-х классов (автор В.Б.Захаров), учитывает агротехническую направленность обучения школьников НАТЛ.

Программа учитывает возрастные особенности школьников, а также обязательный минимум образовательного стандарта, представленный в форме набора предметных тем (модулей), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, обеспечивая преемственность ступеней общего образования в изучении учебного предмета.


Цели и задачи (обучения, развития, воспитания):


Изучение биологии в 11 классе НАТЛ предусматривает решение следующих задач:

Обучения:

  • овладение знаниями, умениями, навыками в рамках стандарта;

  • формирование навыков работы с учебной литературой;

  • применение полученных знаний для объяснения различных явлений и процессов, решения практических задач.

Развития:

  • овладение методами научного познания законов природы и формирование на этой основе представления о картине мира;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • приобретение умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы.

Воспитания:

  • формирование представлений о познаваемости законов природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества;

  • воспитание личностных качеств учащихся: трудолюбие, настойчивость в достижении цели, навыков общения, самоконтроля.


Основным требованием к содержанию школьного образования в настоящее время выступает фундаментальность знаний, что реализуется в изучении основных видов предметных явлений и средств их описания.

Кроме собственных предметных знаний в содержании биологии включается исторический материал, изучение культурного фонда эпохи, формируются эмоционально-целостные представления о мире, природе, о значении научных знаний.

Рабочая программа является интегрированным курсом классической дисциплины «Биология», включающим элементы разделов в области зоологии, анатомии, морфологии, экологии, физиологии. Особое место в данной программе уделяется национально-региональному компоненту. Разработка региональной составляющей содержания программы с экологическим подходом в обучении биологии, позволяет учащимся установить связь между известными фактами из окружающей действительности и изученным материалом. Рабочая программа включает в себя климатические, природные, экологические, исторические и экономические особенности Республики Бурятия и Заиграевского района, осуществляется интегрированная связь с такими предметами как экология, география, история


Характеристика предмета


Биология, как учебный предмет- неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание», биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и имеет целью развитие у школьников экологической культуры поведения в ней, воспитание ответственного отношения к природным объектам. Использование регионального компонента позволяет изучить местную флору и фауну, в том числе культурные и сельскохозяйственные растения. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира. На темы национально-регионального содержания выделяется 10-15 % учебного времени.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В данной программе выражена гуманистическая и химико-экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших биологических знаний, раскрыта роль биологии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности.

Все это дает учащимся возможность не только лучше усвоить собственно биологическое содержание, но и понять роль и место биологии в системе наук о природе. Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

На изучение курса биологии в 11 классе отводится 105 часов. Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.


Цели обучения


Основными целями обучения школьного курса биологии являются:

  • овладение знаний о живой природе, как важной составной части содержания образования в целом, методами познания, учебными умениями;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • формирование биосферного мышления, необходимого для полноценного функционирования в обществе, для гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле.


Задачи обучения:


  1. Сформировать представление о месте биологии в современной научной картине мира, понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач.

  2. Обучить владению основополагающими биологическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование биологической терминологией и символикой.

  3. Обучить владению основными методами научного познания, используемыми в биологии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач.

  4. Сформировать умения давать количественные оценки и проводить расчеты.

  5. Обучить владению правилами техники безопасности при проведении лабораторных работ.

  6. Сформировать собственные позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.


Формы текущего и итогового контроля

При работе по данной программе предусмотрены такие формы контроля: фронтальная беседа, фронтальный опрос, заполнение схем, таблиц( в течение года на уроках повторения), лабораторные работы, различные тесты ( открытые тесты на опознание, на дополнение, закрытый тест на исключение и т.д.). Формы итогового контроля: контрольная работа, тест.


Ожидаемые результаты(характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся):

На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть ключевыми компетенциями, социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:

  1. Ценностно-смысловые компетенции. Ориентация ученика на общечеловеческие, вечные ценности, перевод их в личные ценности каждого ученика на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества. К числу таких ценностей относятся человек, семья, труд, знания, культура.

  2. Общекультурные компетенции. Понимание и развитие личностного отношения, как к своей малой родине, так и к государству в целом- особенности национальной и общечеловеческой культуры, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.

  3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включая овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

  4. Социально-трудовые компетенции. Использование информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, интернет), умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

  5. Компетенции личностного самосовершенствования. Включают навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, работать как индивидуально, так и в группе и пр.


Требования к результатам обучения


Обучающиеся должны знать:

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого

  • сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их

  • цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полипоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;



уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В ходе освоения учащимися биологического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: развитие логического и критического мышления, воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения, формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

Метапредметными результатами обучающихся являются: формирование представлений о биологии как о части общечеловеческой культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного общества, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для человеческой деятельности.

Предметными результатами обучающихся являются: овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для формирования механизмов мышления.


Место учебного предмета в учебном плане

Программа составлена на учебный год для учащихся 11 класса Новоильинского агротехнического лицея и рассчитана на 3 часа в неделю. Всего 105 часов за учебный год.


II. Содержание учебного предмета «Биология 11 класс. Профильный уровень»



РАЗДЕЛ 1

Эволюционное учение (37 часов)

Тема 1.1 Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина (6 часов)

Развитие биологии в додарвиновский Период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Жана Батиста Франсуа де Ламарка.

Тема 1.2 Дарвинизм (10 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая ин­дивидуальная изменчивость и избыточная числен­ность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Лабораторные и практические работы: Изучение изменчивости. Вид и его критерии. Региональный компонент: Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений данной местности.

Тема 1.3 Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция (12 часов)

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ живых растений и животных; гербариев и коллекций, демонстрирующих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторная работа: Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Тема 1.4 Основные закономерности эволюции. Макроэволюция (8 часов)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс(А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Межпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца XV — первой половиныXVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

РАЗДЕЛ 2

Развитие органического мира (20 часов)

Тема 2.1Основные черты эволюции животного и растительного мира (8 часов)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Демонстрация. Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Тема2.2 Происхождение человека (10 часов)

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний че­ловек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; челове­ческие расы; расообразование; единство происхож­дения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма». Региональный компонент: основные расы людей, населяющие данную местность.

Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

Межпредметные связи. Физическая география. История континентов.

Экономическая география. Население мира. География населения мира.

РАЗДЕЛ 3

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (28часов)

Тема 3.1 Понятие о биосфере (6 часов)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природеДемонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе. Региональный компонент: разнообразия живых организмов биосферы данной местности.

Тема 3.2 Жизнь в сообществах (7 часов)

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоля­ция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

Демонстрация. Карты, отражающие геологическую историю материков; распространенность основных биомов суши.

Тема 3.3 Взаимоотношения организма и среды (10 часов)

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Тема 3.4 Взаимоотношения между организмами (5 часов)

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Демонстрация. Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.

Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов. Региональный компонент: экологическая ситуация в республике Бурятия.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства.

Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность


РАЗДЕЛ 4

Биосфера и человек (13часов)

Тема 4.1 Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы (11 часов)

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Региональный компонент: проблемы рационального природопользования, охраны природы республики Бурятия.

Демонстрация, Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Карты заповедных территорий нашей страны и ближнего зарубежья.

Тема 4.2 Бионика (2 часа)

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).

Демонстрация. Примеры структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).

Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки; Красная книга. Бионика. Генная инженерия, биотехнология. Умения. Объяснять необходимость знания и умения практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Региональный компонент: Красная книга Бурятии

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Заключение (2 часа)

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Резервное время- 4 часа



III. Учебно-тематическое планирование «Биология 11 класс. Профильный уровень» В.Б.Захаров. 3 часа в неделю, всего 105 часов

п\п

Название темы урока

Часы

Дата

Характеристика основных видов деятельности ученика


Контр., лаборат., практич. работы

Домашнее задание

Эволюционное учение (36ч)

1

Введение. Учение об эволюции органического мира. Сущность эволюционных преобразований.

1














сентябрь

называть предмет и задачи общей биологии


п.1.1

2

История представления о развитии жизни на Земле. Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Идеи креационизма. Созда­ние мира Творцом и неиз­менность живой природы.

1

характеризовать сущность эволюционного учения; знать теории развития жизни на земле


п.1.1.1

3

Система органической природы К. Лин­нея. Идея о постоянстве видов. Значение работ К.Линнея.

1

понимать суть теории Линнея


п.1.1.2

4

Развитие эволюционных идей. Естествен­ное происхождение живых организмов. Развитие от простого к слож­ному (принцип градации).

1




сентябрь

характеризовать развитие эволюционных идей


п.1.1.2

5

Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка Ошибочность взгляда на ме­ханизм эволюции. Представ­ления о слитной наследст­венности. Эволюционная единица - отдельный орга­низм.

Первая теория эволюции. Значение учения Ж.-Б.Ламарка

1













сентябрь

знать теорию Ламарка


п.1.1.3

6

Обобщающий. История представлений о развитии жизни на Земле в додарвиновский пе­риод.

Семинар по теме «Разви­тие эволю­ционных идей в додарвинов­ский период».

1



п.1.1.1- п.1.1.3

Дарвинизм (10ч)

7

Естественнонаучные предпосылки тео­рии Ч. Дарвина Геологические предпосылки. Достижения в области цито­логии и эмбриологии.

1








сентябрь

называть естественно- научные предпосылки теории Дарвина


п.1.2.1

8

Экспедиционный материал Ч. Дарвина

1

суть экспедиции Дарвина


п.1.2.2

9

Учение Ч.Дарвина об искусственном от­боре. Искусственный отбор. механизм ис­кусственного отбора. Проис­хождение домашних жи­вотных и культурных рас­тений от дикого предка.

1

знать механизм искусственного отбора


п.1.3.1

10

Учение Ч.Дарвина об искусственном от­боре. Формы искусственного отбо­ра: сознательный (методи­ческий) и бессознательный. Значение учения об отборе для формирования эволю­ционных взглядов.

1






сентябрь

характеризовать формы искусственного отбора


п.1.3.1

11

Учение Ч. Дарвина о естественном от­боре. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избы­точная численность потомства. Причины борьбы за сущест­вование.

1

знать причины борьбы за существования


п.1.3.2

12

Учение Ч. Дарвина о естественном от­боре. Формы борьбы за существование и естественный отбор. Естественный отбор. Направленность эволюции.

1




сентябрь

знать формы естественного отбора


п.1.3.2

13

Учение Ч. Дарвина о естественном от­боре. Образование новых видов. Видообразование на основе дивергенции. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

1














октябрь

понимать роль эволюционной теории в формировании мира


п.1.3.2

14

Обобщающий. Зачет №1. «Развитие представлений об эволюции живой природы» и «Дарвинизм»

1


Практиче­ская работа «Срав­нительная характеристи­ка естествен­ного и искусственного отбора».

п.1.2.1-1.3.2

15

Современные представления о меха­низмах и закономерностях эволюции. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Микроэволю­ция, Вид. Критерии и структура . Ареал, радиус индивидуальной активности.

1

характеризовать современные представления об эволюции


п.1.4

16

Другие критерии вида: онтогенетический, эволюционный, географический, репродуктивный, экологический.

1




октябрь

знать критерии вида

Лабораторная работа «Изучение мор­фологического критерия вида».

п.1.4

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция (12ч)

17

Синтетическая теория эволюции. Эволюционная роль мутаций . Исследования С.С. Четверикова. Популяционно-генетические зако­номерности.


1











октябрь

понимать суть исследования Четверикова

Лабораторная ра­бота «Выявление изменчивости у особей одного вида»

п.1.4.1

18

Генетическая стабильность популяций. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга.

1

характеризовать закон Харди-Вайнберга


п.1.4.2

19

Генетические процессы в популяциях. Популяция - элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции: популяционные волны; ми­грации; природные катаст­рофы (дрейф генов); изоля­ция. Изменение частоты встре­чаемости гена.

1
















октябрь

знать движущие силы эволюции


п.1.4.3-1.4.4

20

Формы естественного отбора

1

характеризовать форм естественного отбора

Практиче­ская работа «Срав­нение про­цессов дви­жущего и ста­билизирую­щего отбо­ров».

п.1.4.5

21

Приспособленность организ­мов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора Формирование приспособленности к среде обитания.

1

характеризовать приспособленность организмов к среде обитания


п.1.4.6

22

Приспособленность организ­мов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Адаптация физиологиче­ская. Маскировка. Мимикрия.Покровительственная ок­раска . Предупреждающая окраска.

1

октябрь

характеризовать приспособленность организмов к условиям внешней среды


п.1.4.6

23

Относительный характер приспособ­ленности организмов

1






октябрь

понимать характер приспособленности организмов


п.1.4.6

24

Приспособлен­ность организмов к среде обитания как результат дей­ствия естественного отбора

1

понимать приспособленность организмов к среде обитания

Лабораторная работа «Приспособлен­ность организмов к среде обитания как результат дей­ствия естественного отбора».

п.1.4.6

25

Видообразование как резуль­тат микроэволюции. Отличительные особенности способов видообразования. Этапы географического и экологического видообразо­вания.

1













ноябрь

суть микроэволюции


п.1.4.7

26

Срав­нение про­цессов эколо­гического и географиче­ского видооб­разования


1

понимать процессы видообразования

Практиче­ская работа «Срав­нение про­цессов эколо­гического и географиче­ского видооб­разования».


п.1.4.7



27


Семинарское занятие по теме «Эволюционная роль и значение естественного отбо­ра».


1



глава 1

28

Зачет 2 «Синтетическая теория эволюции..Микроэволюция»

1

ноябрь




ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (9ч)

29

Введение в проблему «Биологические последствия приобретения приспособлений. Макро­эволюция» Доказательства эволюции. Биологический прогресс и регресс



1





ноябрь

характеризовать процесс и регресс эволюции

Прак­тическая работа «Сравни­тельная характе­ристика микро- и макроэволюции».

п.2.1

30

Пути достижения биологического про­гресса (главные направления прогрессивной эволю­ции). Арогенез Ароморфоз

Дегенерация. Идиоадаптация. Биологическая роль ароморфозов и идиоадаптаций .Учение А.Н. Северцева и И.И. Шмальгаузена о глав­ных направлениях эволю­ции.

1









ноябрь

знать учения русских эволюционеров


п.2.1.1

31

Главные направления прогрессивной эволюции. Аллогенез. Катагенез


1













ноябрь

понимать главные направления прогрессивной эволюции.

Практиче­ская работа «Срав­нительная характеристи­ка путей и на­правлений эволюции».

п.2.1.2-2.1.3

32

Выяв­ление аро­морфозов у растений .

Выяв­ление аро­морфозов у животных

1

характеризовать ароморфозы у растений и животных

Практиче­ская работа «Выяв­ление аро­морфозов у растений».

Практиче­ская работа «Выяв­ление аро­морфозов у животных».

п.2.2

33

Выяв­ление идиоа­даптаций у растений. Выяв­ление идиоа­даптаций у животных.

1

характеризовать идиоадаптации у растений и животных

Лаборатор­ная работа «Выяв­ление идиоа­даптаций у растений». Лаборатор­ная работа «Выяв­ление идиоа­даптаций у животных».

п.2.2

34

Пути и направления эволюции. Основные закономерности биологиче­ской эволюции: дивергенция, конвергенция, паралле­лизм. Гомологичные и аналогичные органы . Формы эволюции. Условия проявления.

1

декабрь

знать основные закономерности биологической эволюции


п.2.2.1

35

Правила эволюции: необратимости эволюции; правило происхождения новых видов от на­именее приспособленных предков; прогрессивной, спе­циализации; правило соотношения главных направле­ний прогрессивной эволюции. Правило чередования на­правлений эволюции.

1






декабрь

знать правила эволюции


п.2.2.2

36

Обобщение

Семинар по

теме «Основ­ные законо­мерности эволюции».

1



глава 2

37

Зачет 3 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ.

1

декабрь




Развитие жизни на Земле (17ч)

Основные черты развития животного и растительного мира (8ч)


38

Введение в изучение темы «Развитие жизни на Земле». Отличительные признаки живого. Этапы эволюции органического мира на Земле. Геохронологическая история.

1









декабрь

характеризовать этапы эволюции органического мира на Земле


п.3

39

Развитие жизни в ар­хейской и протерозой­ской эрах. Главные эволюционные собы­тия: возникновение фотосин­теза; появление полового процесса и многоклеточности.

1

знать главные события эволюции


п.3.1

40

Развитие жизни в ран­нем палео­зое. Главные эволюционные со­бытия: кембрия , ордовика , силура .

1









декабрь

характеризовать развитие организмов в разные эпохи


п.3.2

41

Развитие жизни в позднем па­леозое. Главные эволюционные со­бытия: девона , карбона , пермского периода

1

характеризовать развитие организмов в разные эпохи


п.3.2

42

Развитие жизни в мезозойской эре .Главные эволюционные со­бытия: триаса ,юрского периода , мелового периода.

1

характеризовать развитие организмов в разные эпохи


п.3.3

43

Развитие жизни в кайнозойской эре . Главные эволюционные со­бытия: палеогена , неогена - появление че­ловекообразных обезьян.

1










декабрь

характеризовать развитие организмов в разные эпохи


п.3.4

44- 45

Обобщение знаний о развитии жизни на протяжении эр в истории Земли. Семинар на тему «Эволюционное разви­тие растений и животных в истории Земли».

1



глава 3

45

Зачет №4. «Основные черты эволюции растительного и животного мира»

1




Происхождение человека (9ч)

46

Введение в изучение темы «Происхож­дение человека». Гипотезы происхождения человека. Формирование эволюционных представлений о происхождении человека Этапы эволюции человека.

1








январь

знать теории о происхождении человека


п.4

47

Положение человека в системе живот­ного мира. Доказательства происхож­дения человека от живот­ных.

1

понимать положение человека в системе животного мира


п.4.1

48

Эволюция приматов .Происхождение человекооб­разных обезьян и человека от дриопитека. Отличительные признаки австралопитеков. Особенно­сти строения, связанные с прямохождением. Образ жизни.

1






январь

характеризовать эволюцию приматов, знать отличительные черты древних людей


п.4.2

49

Стадии эволюции, человека. Древней­шие люди Представители: умелый, человек прямоходящий.Особенности строения: фор­мирование центров Брока Вернике в головном мозге. Образ жизни: использование и добыча огня, приготовле­ние пищи, изготовление орудий труда.

1


















январь

знать особенности строения древнейших людей


п.4.3

50

Стадии эволюции человека. Древние люди Два пути развития неандер­тальцев. Особенности строения. Образ жизни: развитие внут-ригрупповых связей, изго­товление одежды и жилищ. Зачаточная речь. Распространение.

1

характеризовать стадии эволюции человека


п.4.3

51

Стадии эволюции человека. Первые со­временные люди крманьенцы..Особенности строения: уве­личение объема головного мозга. Образ жизни: появление членораздельной речи, за­рождение культуры, строи­тельство постоянного жили­ща, шитье одежды. Роль труда в происхождении человека. Распространение.

1

характеризовать первых современных людей


п.4.3

52

Современный этап эволюции человека . Влияние биологических и социальных факторов в эво­люции человека.

1

















январь

характеризовать современный этап эволюции человека


п.4.4

53

Расы. Происхождение человеческих рас. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Человеческие расы как при­мер идиоадаптаций. Моноцентризм и полицен­тризм. Антинаучная сущность ра­сизма. Доказательства ра­сового равенства людей. Антинаучная сущность расизма и социал -дарвинизма

1

характеризовать основные расы человечества

Практиче­ская работа «Анализ и оценка раз­личных гипо­тез формиро­вания чело­веческих рас».

п.4.4


54

Обобщение знаний на тему «Проблемы происхождения че­ловека». Зачет 5 по теме «Происхождение человека»

1


Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез возникно­вения происхож­дения человека».

глава 4

Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии (31ч)

Биосфера, ее структура и функции (7ч)

55

Введение в изучение темы «Взаимоот­ношение организма и среды». Экология как наука. Учение Вернадского о биосфере.

1




февраль


понимать учение Вернадского


п.5

56

Биосфера, ее структура. Границы биосферы и ее чер­ты. Эволюция биосферы. Косное вещест­во биосферы.

1







февраль


знать структуру биосферы; косное вещество биосферы


п.5.1

57

Структура биосферы. Живые организ­мы. Живое вещество. Функции живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле.

1

знать функции живого вещества


п.5.1.1

58

Круговорот веществ в природе. Биогенная миграция атомов. Закон биогенной миграции атомов. Круговорот воды. Круговорот углерода. Биогеохимический цикл уг­лерода.Пути миграции С02

1











февраль


круговорот веществ в природе


п.5.1.2

59

Круговорот фосфора и серы. Круговорот азота.


1

круговороты фосфора и серы


п.5.2

60

Составление схем круговорота углеро­да, кислоро­да, азота

1

уметь составлять схемы круговорота веществ

Пр.работа «Составление схем круговорота углеро­да, кислоро­да, азота».

п.5.2

61

Обобщение знаний на тему «Биосфера, ее структура и функции». Проблемы устойчивого развития биосферы.


1




февраль




глава 5

Жизнь в сообществах. Основы экологии (7ч)

62

Введение в проблему «Жизнь в сообщест­вах. Основы экологии» Взаимосвязи и закономерности существования организмов в природе.

1






февраль


знать и понимать основы экологии


п.6

63

История формирования сообществ живых организмов. Причины различий животно­го и растительного мира: геологическая история ма­териков, изоляция, различие климатических условий в широтном направлении.

1

понимать различия растительного и животного мира


п.6.1

64

Биогеография. Биомы . Основные биомы суши. Неоарктическая и палеарктическая области.

1








февраль


история биогеографии


п.6.2.1

65

Основные биомы суши. Восточная и Неотропическая области.

1

знать основные биомы суши


п.6.2.12

66

Основные биомы суши. Эфиопская и Австралийская области


1

знать основные биомы суши


п.6.2.3

67

Семинарское занятие на тему «Основные биомы суши».


1




март



глава 6.1-6.2

68

Описа­ние экосисте­мы своей ме­стности

1


Лаборатор­ная работа №17

«Описа­ние экосисте­мы своей ме­стности».


Взаимоотношения организма и среды (12ч)

69

Взаимоотношения организма и среды. Биоценоз. Биомасса. Биогеоценоз. Первичная продукция. Экосистема. Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистем.

1





март

знать состав биоценоза


п.6.3

70

Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Абиотические факторы среды. Темпера­тура. Свет. Биологические ритмы, фотопериодизм. Приспособле­ния у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды,светового режима


1








март

характеризовать абиотические факторы среды


п.6.3.1

71

Абиотические факторы среды, Влаж­ность. Адап­тации растений и животных к поддерживанию водного баланса. Ионизирующее излучение. Вредное влияние ионизирующего излучения на животный и растительный мир.

1














март

характеризовать абиотические факторы среды


п.6.3.2

72

Абиотические факторы среды. Загряз­няющие вещества. Интенсивность действия факторов среды. Пределы выносливости

Типы изменений факторов среды: регулярно-периодические, нерегуляр­ные, направленные. Интенсивность действия абиотических факторов сре­ды в городе и сельской мест­ности.


1

характеризовать абиотические факторы среды


п.6.3.2

73

Взаимодействие факторов среды. Огра­ничивающий фактор. Экологическая ниша. Закон оптимума. Закон минимума.


1











март

знать законы минимума и оптимума


п.6.3.3

74

Обобщение знаний на тему «Естествен­ные сообщества организмов. Воздействия абиотиче­ских факторов на организмы»,


1




75

Биотические факторы среды. Видовое разнообразие.

Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни.

1

характеризовать биотические факторы


п.6.3.4

76

Цепи питания. Правила экологических пирамид. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.


1

апрель

понимать цепи питания

Практиче­ская работа «Со­ставление схем перено­са веществ и энергии в эко­системах (пи­щевых цепей и сетей)».

п.6.3.4

77

Смена биогеоценозов. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Изменения сообщества в ходе сукцессии. Виды сукцессии: первичная и вторичная.

1








апрель

характеризовать саморегуляцию; знать виды сукцессии


п.6.3.5

78

Обобщение по теме «Взаимоотношения организма и среды».


1


Практическая работа

«Решение эко­логических за­дач».


79

Агроэкосистемы. Отличия агроценоза: возде­лывание монокультуры, вме­шательство человека в про­явление борьбы за существование; использование, кроме солнечной энергии, дополнительных источников энергии; неполный кругово­рот веществ; низкая устой­чивость; регуляция челове­ком; смена по воле человека; высокая продуктивность. Плодородие почвы.

1















апрель

характеризовать агроэкосистемы


п.6.3.5

80

Ис­следование изме­нений в экосисте­мах на биологиче­ских моделях.

Срав­нительная характеристи­ка экосистем и агроэкосистем

1

понимать характеристику экосистем и агроэкосистем

Ла­бораторная ра­бота «Ис­следование изме­нений в экосисте­мах на биологиче­ских моделях».

Практиче­ская работа «Срав­нительная характеристи­ка экосистем и агроэкосистем».

п.6.3.5

81

Зачет 7 «Взаимоотношения организма и среды»

1




Взаимоотношения между организмами (5ч)

82

Взаимоотношения между ор­ганизмами: позитивные, антибиотические, нейтральные.

1








апрель

понимать отношения между организмами


п.6.4

83

Позитивные отношения — симбиоз, его формы. Эволюционное значение симбиоза.


1

понимать отношения между организмами


п.6.4.1

84

Антибиотические отношения: конку­ренция, хищничество, паразитизм. Проявление и биологиче­ское значение.

1

понимать отношения между организмами


п.6.4.2

85

Нейтрализм. Целостность экологичес­ких систем.

1






апрель

понимать отношения между организмами


п.6.4.3

86

Обобщение знаний по теме «Разнообра­зие взаимоотношений между организмами».

1



глава 6

Биосфера и человек. Ноосфера (13ч)

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы (11ч)

87

Введение в изучение темы «Биосфера и человек. Ноосфера» Ноосфера высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов приро­ды с законами общества. Развитие учения о ноосфере В.И. Вернадским.

1






апрель

знать учения Вернадского


п.7

88

Воздействие человека на природу в про­цессе становления общества. Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

1







май

понимать цель воздействия человека на природу


п.7.1

89

Природные ресурсы и их использование Неисчерпаемые ресурсы: космические, климатические, водные. Исчерпаемые ресурсы: во­зобновляемые и невозоб­новляемые. Значение природных ресур­сов для деятельности чело­века.

1

знать виды природных ресурсов


п.7.2.1-7.2.2

90

Последствия хозяйственной деятельнос­ти человека для окружающей среды. Загрязнение воз­духа, пресных и морских вод

Причины и по­следствия загрязнения атмосферы, пресных и морских вод.

1






май

знать причины загрязнения биосферы


п.7.3.1-7.3.3

91

Антропогенные изменения почвы. Причины загрязнения почвы. Влияние загрязнений почвы на биоценоз. Эрозия.


1











май

знать понятие «эрозия почвы», понимать причины ее загрязнения


п.7.3.4

92

Влияние человека на растительный и животный мир . Прямое и косвенное влияние на изменения природной среды. Меры по охране раститель­ного и животного мира.

1

характеризовать прямое и косвенное влияние человека на растительный и животный мир


п.7.3.5

93

Радиоактивное загрязнение биосферы. Источники радиоактивного загрязнения биосферы. Влияние на живые организ­мы и последствия радиоак­тивного загрязнения.

1

влияние радиации на живые организмы


п.7.3.6

94

Охрана природы и природопользование. Пути решения экологических проблем. Стратегии развития сельско­го хозяйства, промышленно­сти и энергетики и борьба с загрязнениями; сохранение природных сообществ. Обязательный характер ме­роприятий по охране приро­ды.

1






май

мероприятия по охране окружающей среды


п.7.4

95

Природопользование. Перспективы рационального природопользования. Принципы рационального природопользования.

1









май

рациональное использование природных ресурсов


п.7.4

96

Семинарское занятие на тему «Биосфера и человек. Ноосфера». Современный этап развития биосферы. Проблема устойчивого раз­вития биосферы.

1



глава 7

97

Зачет 9 «Взаимосвязь природы и общества. Охрана природы»

1

май




Бионика (2ч)

98

Бионика как научное обоснова­ние использования биологических знаний для реше­ния инженерных задач и развития техники.

1






май

знать определение и значение бионики


п.8

99

Значение бионики для НТП. Биомеханика. Эхолокация. Электролокация.

1

знать определение и значение бионики



Заключение ( 2 ч)

100

Заключительный. Роль биологических знаний в XXI веке. Перспективы развития биологии. Этические аспекты биологии и биотехнологии.

1











май

понимать роль и значение биологических знаний в 21 веке


стр.273

101

Итоговые занятия на тему «Значение общебиологических закономерностей для науки и практической деятельности людей». Биотехнология. Нанотехнологии в биологии. Значение биологии для НТП и цивилизационных перспектив.

1

подвести итоги



102-105

Резерв









IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


В результате изучения предмета учащиеся 11 класса должны:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук.

  • доказывать, что организм – единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации
    живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы;

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.


V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература для учащихся


  1. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл. :учеб. для общеобразоват. Учреждений.-М. : Дрофа, 2010.-285 с.: ил.

  2. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009.

  3. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

  4. Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

  5. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

  6. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002



Литература для учителя


  1. Козлова Т.А. Общая биология. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне – М: Дроф, 2006, 47с.

  2. ЛернерГ.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

  3. Биология 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. мамонтова, Н.И. Сонина/авт.-сост. Т.И. Чайка – Волгоград: Учитель, 2007. – 205с.

  4. Биология 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. мамонтова, Н.И. Сонина/авт.-сост. Т.И. Чайка – Волгоград: Учитель, 2007. – 271с.



Учебно-лабораторное оборудование


  1. Комплекты микропрепаратов по зоологии и ботанике.

  2. Микроскопы, предметные и покровные стекла.

  3. Коллекции раковин моллюсков, насекомых, скелетов различных животных, перьев, муляжей, таблиц и картин.


Технические средства обучения


1.Мультимедийный компьютер.









Приложение


ТЕСТ № 1


1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:

А) формулирование биогенетического закона;   В) разработка теории естественного отбора;

Б)  создание первой эволюционной теории;        Г) создание закона естественных рядов.

            2. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

А) борьбу с неблагоприятными условиями;        В) межвидовую;

Б) внутривидовую;                                                 Г) все перечисленные формы в равной степени.

            3. Естественный отбор действует на уровне:

А) отдельного организма;                                     В) вида;

Б) популяции;                                                         Г) биоценоза.

            4.Гомологичными органами являются:

А) лапа кошки и нога мухи;                                  В) чешуя рептилий и перья птицы;

Б) глаз человека и глаз паука;                               Г) крыло бабочки и крыло птицы.

            5. К обезьянолюдям относят:

А) кроманьонца;                                                    В) питекантропа;

Б) австралопитека;                                                 Г) неандертальца.

            6. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называют:

А) стимулирующим;                                             В) абиотическим;

Б) лимитирующим;                                               Г) антропогенным

            7. Эукариоты:

А) способны к хемосинтезу;                                В) не имеют многих органоидов;

Б) имеют ДНК кольцевой формы;                        Г) имеют ядро с собственной оболочкой.

            8. Общим признаком растительной и животной клетки является:

А) гетеротрофность;                                              В) наличие хлоропластов;

Б) наличие митохондрий;                                     Г) наличие жёсткой клеточной стенки.

            9. Биополимерами являются:

А) белки;                                                                В) нуклеиновые кислоты;

Б) полисахариды;                                                   Г) всё перечисленное.

           10. Урацил образует комплиментарную связь с:

А) аденином                                                           В) цитозином

Б) тимином                                                             Г) гуанином.

           11. Гликолизом называется:

А) совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке;

Б) бескислородное расщепление глюкозы;

В) полное расщепление глюкозы;                   Г) полимеризация глюкозы с образованием гликогена.

           12. Очерёдность стадии митоза следующая:

А) метафаза, телофаза, профаза, анафаза;          В) профаза, метафаза, телофаза, анафаза;

Б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза;           Г) телофаза, профаза, метафаза, анафаза;   

           13. Удвоение хромосом происходит в:

А) интерфазе                                                          В) метафазе

Б) профазе                                                               Г) телофазе

           14. В анафазе митоза происходит расхождение:

А) дочерних хромосом                                          В) негомологичных хромосом   

Б) гомологичных хромосом                                  Г) органоидов клетки.

          15. Из перечисленных животных самая крупная яйцеклетка у:

А) осетра                                                                 В) ящерицы

Б) лягушки                                                              Г) курицы.

          16. из эктодермы образуются:

А) мышцы                                                              В) скелет

Б) лёгкие                                                                Г) органы чувств.

          17. При Менделеевском моногибридном скрещивании доля особей хотя бы с одним рецессивным геном во втором поколении будет равна:

А) 25%         Б) 50%        В) 75%         Г) 100%

           18. Сцепленными называют гены, находящиеся в:

А) одной хромосоме                                             В) половых хромосомах

Б) гомологичных хромосомах                             Г) аутосомах.

           19. Мутации проявляются фенотипически:

А) всегда                                                                В) только в гомозиготном состоянии

Б) только в гетерозиготном состоянии               Г) никогда.

           20. Полиплоидия заключается в:

А) изменении числа отдельных хромосом         В) изменении структуры хромосом

Б) кратном изменении гаплоидного числа хромосом;     Г) изменении  структуры отдельных генов.




ТЕСТ № 2


Макроэволюлюция – результат микроэволюции

Начало формы

1. Что представляет собой дивергенция?

приобретение узкой специализации
образование гомологичных органов
схождение признаков неродственных видов
расхождение признаков у родственных групп

Конец формы

2. В направлении возникновения новых видов в природе действует:

межвидовая борьба
естественный отбор
искусственный отбор
наследственная изменчивость

3. Несмотря на появление мутаций в популяции и борьбу за существование между особями, новый вид не может возникнуть без действия:

искусственного отбора
естественного отбора
механизма саморегуляции
уменьшения численности популяции

4. Образование новых видов в природе происходит в результате:

методического отбора
искусственного отбора
деятельности человека
взаимодействия движущих сил эволюции

5. Пример экологического (симпатрического) видообразования – это формирование:

видов вьюрков на Галапагосских островах
форм прострела: западной и восточной
многих культурных видов растений
видов лютика: ползучего, прышинца, едкого

6. Формирование приспособленности и образование новых видов в природе происходит в результате:

стремления особей к самоусовершенствованию
сохранения человеком особей с полезными для него наследственными изменениями
сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями
сохранения естественным отбором особей с разнообразными наследственными изменениями

7. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

дрейфа генов
искусственного отбора
изоляции популяции внутри старого ареала
распада или расширения сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями

8. Микроэволюция завершается образованием новых:

семейств
отрядов
видов
популяций

9. При экологическом видообразовании, в отличие от географического, новый вид возникает:

внутри нового ареала
внутри старого ареала
в результате распада исходного ареала
в результате расширения исходного ареала

10. На образование новых видов в природе не влияет:

мутационная изменчивость
борьба за существование
естественный отбор
модификационная изменчивость



ТЕСТ № 3


1.Кто в своих трудах писал о том, что человек и животные имеют единый план творения? 
А. Гераклит 
Б. Аристотель 
В. Линней 
Г. Анаксимен 

2.В средние века в науке господствовали … 
А. Метафизические взгляды 
Б. Трансформизм 
В. Креационизм 
Г. Верного ответа нет 

3.Первая эволюционная теория была разработана 
А. В 1809 
Б. В 1859 
В. В 1897 
Г. В 1976 

4.Выведением новых сортов и пород растений и животных занимается… 
А. Селекция 
Б. Генетика 
В. Физиология 
Г. Цитология 

5.Все новые признаки возникают в результате… 
А. Комбинативной изменчивости 
Б. Наследственности 
В. Мутационной изменчивости 
Г. Верного ответа нет 

6.Какая из видов борьбы за существование происходит наиболее остро? 
А. Межвидовая борьба 
Б. Борьба с неблагоприятными условиями 
В. Внутривидовая борьба 
Г. Верного ответа нет 

7.Закон стабилизирующего скрещивания установил… 
А. Шмальгаузен 
Б. Мюллер 
В. Северцов 
Г. Пирсон 

8.Сходство между незащищёнными и защищёнными видами – это… 
А. Демонстрационная окраска 
Б. Маскировка 
В. Мимикрия 
Г. Все ответы верны 

9.Морфофизиологический процесс, который ведёт к упрощению организмов, к морфофизиологическому регрессу – это… 
А. Идиоадаптация 
Б. Общая дегенерация 
В. Ароморфоз 
Г. Верного ответа нет 

10.Назовите социальный фактор антропогенеза: 
А. Общественный образ жизни 
Б. Развитие речи 
В. Развитие мышления 
Г. Все ответы верны 

ТЕСТ № 4



Биосфера

  1. Оболочка земли, населённая живыми организмами и преобразованная ими, -

А. атмосфера.

Б. биосфера.

В. Литосфера.

Г. гидросфера

2. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км, так как там

А. мало кислорода.

Б. мало света.

В. Низкая температура воздуха.

Г. размещается озоновый слой

3. Учение о биосфере разработал

А. В.В. Вернадский.

Б. Ж.Б. Ламарк.

В. Ч. Дарвин.

Г. К. Линней.

4. Масса, приходящаяся на единицу площади или объёма, -

А. плотность популяции.

Б. биомасса.

В. Видовое разнообразие

5. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

А. в верхних слоях атмосферы.

Б. в глубине океанов.

В. На глубине 1 км. в литосфере

Г. на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы.

6. В океанах с глубиной биомасса уменьшается, так как там

А. мало кислорода

Б. низкая температура.

В. Мало света

Г. нет почвы.

7. В биосфере

А. биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

Б. биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

В. Биомасса растений равна биомассе животных

8. Биомасса суши, почвы и океана

А. уменьшается от полюсов к экватору

Б. увеличивается от полюсов к экватору.

В. Увеличивается от экватора к полюсу.

9. Биологический круговорот – непрерывное превращение веществ между

А. растениями и животными

Б. растениями и микроорганизмами

В. Почвой, растениями, животными и микроорганизмами.

10. Роль грибов и бактерий в круговороте веществ состоит в том, что они являются

А. производителями органического вещества

Б. потребителями органического вещества

В. Разрушителями органического вещества

11. Роль растений в круговороте веществ состоит в том, что они являются

А.потребителями органического вещества

Б. производителями органического вещества

В. Разрушителями органического вещества

12. Роль животных в круговороте вещества состоит в том, что они являются

А. истребителями органического вещества

Б. производителями органического вещества

В. Разрушителями органического вещества.

13. Способность организмов поглощать один газ и выделять другой в ходе фотосинтеза и дыхания- это функция живого

А. концентрационная

Б. газовая

В. окислительно – восстановительная

Г. биохимическая

14. Способность организмов поглощать и накапливать в теле химические элементы – это функция живого вещества

А. концентрационная

Б. газовая

В. окислительно – восстановительная

Г. биохимическая

15. Способность организмов окислять и восстанавливать различные вещества – это функция

А. концентрационная

Б. газовая

В. окислительно – восстановительная

Г. биохимическая

16. Функция живого вещества, связанная со сложными превращениями различных веществ в процессе питания, дыхания, размножения, разрушения после смерти, - это функция

А. концентрационная

Б. газовая

В. окислительно – восстановительная

Г. биохимическая

18. Появление «озоновой дыры» приводит к

А. повышению температуры

Б. усилению ультрафиолетового излучения

В. Понижению температуры

Г. уменьшению прозрачности атмосферы

19. Поступление в атмосферу серы приводит к

А. разрушению озонового слоя

Б. разрушению атмосферы

В. Образованию кислотных дождей

20. В результате сведения лесов в атмосфере

А. увеличивается содержание азота

Б. уменьшается содержание кислорода.

В. Уменьшается содержание углекислого газа

Г. увеличивается содержание кислорода.


ТЕСТ № 5

Основы селекции

  1. Инбридинг представляет собой:

А. перекрёстное опыление у растений;

Б. отдалённую гибридизацию у растений и животных;

В. близкородственное скрещивание у растений и животных.

2. Случайно появившийся ягнёнок с укороченными ногами дал начало породе онконских овец. О каком типе изменчивости идёт здесь речь?

А. о коррелятивной;

Б. модификационной;

В.мутационной;

Г. комбинативной.

3. Гибриды первого поколения более жизнеспособны и продуктивны из – за;

А. модификации;

Б. гетерозиса;

В. точечных мутаций;

Г. полиплоидии.

4. Открытие Н.И. Вавиловым центров происхождения культурных растений имело огромное значение для развития:

А. экологии;

Б. селекции;

В. теории эволюции;

Г. биотехнологии.

5. В основе создания селекционерами чистых линий культурных растений лежит процесс:

А. увеличения доли гомозигот в потомстве;

Б. сокращения доли полипоидов в потомстве;

В. увеличения доли гетерозигот в потомстве;

Г. сокращения доли гомозигот в потомстве.

6. Выпишите лишнее слово:

- искусственный отбор;

- искусственный мутагенез;

- гетерозис;

-гибридизация;

- оценка племенных качеств по потомству;

- метод полиплоидии.


I Селекция

II Одомашнивание

III Искусственный мутагенез

IV Искусственный отбор

V Центры происхождения культурных растений и домашних животных


ТЕСТ № 6

Тест по теме: Основы экологии»


Часть А.

Выберите правильный ответ.

  1. Укажите явление, которое не является основным предметом изучения экологии:

А) влияние окружающей среды на организм;

Б) взаимоотношения между особями разных видов;

В) механизм возникновения мутаций под действием мутагенных факторов;

Г) влияние организмов на окружающую среду.

2. Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают её

А) динамичность;

Б) целостность;

В) смену;

Г) сходство с агроценозом.

3. Учёный – основоположник учения о биогеоценозах:

А) Докучаев В.В.

Б) Сукачёв В.Н.

В) Вернадский В.И.

Г) Вавилов Н.И.

4. Укажите фактор, который не относится к категории экологических факторов:

А) свет;

Б) температура;

В) забота о потомстве;

Г) газовый состав атмосферы.

5. Первым звеном пищевой цепи биогеоценоза является:

А) лягушка;

Б) кузнечик;

В) змея;

Г) растение.

6. Количество энергии, передаваемого с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

А) 15%;

Б) 10%;

В) 5%;

Г) 1%.

7. Крайние значения интенсивности экологического фактора, при которых ещё возможно функционирование организма:

А) норма реакции;

Б) ограничивающие факторы;

В) пределы выносливости;

Г) оптимальные значения.

8. Прирост за единицу времени биомассы экологической системы – это

А) производительность;

Б) продукция;

В) прибыль;

Г) эффективность.

9. Могут ли одни и те же живые организмы входить в состав сразу нескольких пищевых цепей?

А) да;

Б) нет.

10. Географическая область Земли, для экологических систем которой характерна большая биомасса растений и продукции:

А) тундра;

Б) пустыня;

В) леса средних широт;

Г) тропические дождевые леса.

11. В агроценозе пшеничного поля грибы и гнилостные бактерии относят к:

А) продуцентам;

Б) консументам;

В) редуцентам.

12. Вид борьбы за существование, результатом которой явилось формирование ярусности дубравы:

А) межвидовая;

Б) внутривидовая;

В) с неблагоприятными факторами среды.

13. Экологический фактор – главный регулятор сезонных явлений у растений и животных:

А) температура;

Б) влажность;

В) интенсивность солнечного излучения;

Г) продолжительность дня.

14. Основной причиной неустойчивости экосистем является:

А) колебание температуры среды;

Б) недостаток пищевых ресурсов;

В) несбалансированность круговорота веществ;

Г) повышенная численность некоторых видов.

15. Процесс саморазвития природной экосистемы можно наблюдать на примере:

А) весеннего размножения организмов;

Б) вырубки леса;

В) зарастания лесного озера;

Г) создания искусственного водоёма.


Часть В.

Выберите три верных ответа из шести.

В - 1. В экосистеме широколиственного леса консументами 1 порядка являются:

А) дуб черешчатый;

Б) жук - листоед;

В) почвенные бактерии;

Г) лось;

Д) куница

Е) сойка.


В - 2. Почему поле пшеницы считают искусственным сообществом?

А) имеет малочисленный видовой состав;

Б) отсутствуют редуценты;

В) неустойчивая система;

Г) короткие пищевые цепи;

Д) действует правило экологической пирамиды;

Е) имеет популяции растений и животных.


В - 3. Среди перечисленных типов взаимоотношений выберите конкурентные взаимоотношения:

А) бычий цепень и человек;

Б) клубеньковые бактерии и горох;

В) серая и чёрная крыса;

Г) рысь и заяц;

Д) самцы лося в период осеннего гона;

Е) соболь и куница.


В - 4. Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.

Особенности группы: Функциональная группа:

1) включает растения, некоторые бактерии; А – продуценты

2) поглощает готовые органические вещества; Б – консументы

3) поглощает неорганические вещества;

4) включает животных;

5) аккумулирует солнечную энергию;

6) источник энергии – животная и растительная пища.


В -5. Установите, в какой последовательности надо расположить звенья в пищевой цепи.

А) рачок дафния;

Б) фитопланктон;

В) выдра;

Г) уклея;

Д) щука.


Часть С. Дайте краткий свободный ответ на вопрос в заданиях С – 1,

С – 2, полный развёрнутый - в заданиях С - 3, С – 4.

С – 1 Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?

С – 2. Каковы причины «цветения» воды в водоёмах?


С – 3. Почему в наземном биогеоценозе наиболее важная роль принадлежит высшим растениям?

С – 4. Интенсивный выпас скота изменяет луговые и степные экосистемы, превращая их в бедные пустоши. Объясните, как это происходит?










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 11 класс. Профильный уровень

Автор: Ситникова Наталья Анатольевна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по биологии 11 класс (профильный уровень) "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-11-klass-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "120656"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413763154"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа углубленного изучения геометрии 11 "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-ughlubliennogho-izuchieniia-ghieomietrii-11"
    ["file_id"] => string(6) "133693"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416568863"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства