kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 11 класс (профильный уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная биология представляет собой комплекс биологических наук, изучающих живую природу как особую форму движения материи, законы её существования и развития. Рабочая программа по курсу биологии 11 профильного класса составлена на основе разработанной программы по биологии под редакцией И.Н. Пономарёвой в полном соответствии со стандартом биологического образования и базисным учебным планом.

Программа профильного курса 11 класса позволяет школьникам не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и реализовать свой творческий потенциал - получить необходимую базу для выбора своей будущей профессии.

При составлении программы учитывались потребности, склонности, способности и познавательные интересы учащихся.

В последовательном раскрытии учебного материала ведущая роль отведена фундаментальным идеям, важнейшим теориям, законам и понятиям биологии, современным проблемам общества, в решении которых необходима биологическая компетенция. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс (профильный уровень) »



«Рассмотрено»

Руководитель метод. кафедры

___________/ Азарникова Т.Н.

ФИО

Протокол № _____ от

«___»___________ 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «МЯГ № 4»

____________/Линовицкая Л.Г. /

ФИО

«___»_______________ 2014 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «МЯГ № 4»

_____________/Репина И. Г.

ФИО

Приказ № _____ от

« __ » _______________ 2014 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Линовицкой Ларисы Геннадьевны


по биологии, 11 класс (профильный уровень).





























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 11 «В» КЛАСС

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Профильный уровень на основе программы авторов: И.Н.Пономарёвой, О.А.Корниловой, Л.В.Симоновой



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная биология представляет собой комплекс биологических наук, изучающих живую природу как особую форму движения материи, законы ее существования и развития.

Основной целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде, обладать экологической культурой, ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знаний, знать биологические термины, понятия, теории.


Рабочая программа по курсу биологии 11 профильного класса составлена на основе разработанной программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой, в полном соответствии со стандартом биологического образования и базисным учебным планом.

Программа направлена на:

  • выработку учащимися основных компетенций в области биологии;

  • на развитие у школьников понимания величайшей ценности жизни и важной роли биологического разнообразия;

  • на формирование экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе;

  • на оказание помощи школьникам в определении направления дальнейшего образовательного и профессионального пути, связанного с биологической наукой.

Программа профильного курса 11 класса, позволяет школьникам не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и реализовать свой творческий потенциал - получить необходимую базу для выбора будущей профессии.

Структура целей изучения курса биологии построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает не только освоение знаний, но и овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитание и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Основными принципами построения образовательного процесса в ходе изучения биологии являются: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация. Место биологии 11 профильного класса в структуре средней школы отражает реальное положение с преподаванием этого курса и школе.

В соответствии с новой концепцией биологического образования и действующим в настоящее время учебным планом, утвержденным коллегией Министерства образования России, на изучение биологии на профильном уровне отводится 102 часа (3 часа в неделю).


При составлении программы учитывались потребности, склонности, способности и познавательные интересы учащихся.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач изучения курса «Биология» в 11 классе на профильном уровне:

  • системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте её исторического развития и на уровне современного её состояния в аспекте профильного обучения школьников;

  • овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;

  • раскрытие культурологического значения биологии в познании законов живой природы и материальном обеспечении развития цивилизации и жизни общества;

  • роли общего биологического образования для повышения культуры учащейся молодёжи и самостоятельного выбора правильных приоритетов и ориентиров в маршруте будущей образовательной и профессиональной деятельности;

  • формирование научного миропонимания как компонента научного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;

  • раскрытие красоты процесса самостоятельного познания живой природы, его возвышающего смысла, направленного на развитие интереса к познанию, к науке биологии и развитие внутренней мотивации учения как личностной предметно-биологической компетенции и ценности;

  • развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на достаточно высоком компетентностном уровне.


Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Федеральная программа развития образования.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года.

  4. Федеральный компонент образовательного стандарта по биологии.

  5. Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования.

  6. Образовательная программа МБОУ «Многопрофильная языковая гимназия № 4»

  7. Устав МБОУ «Многопрофильная языковая гимназия № 4»

  8. Программно-методические материалы по биологии.

  9. Учебник «Биология 11 класс» профильный уровень. Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова

  10. Обязательный минимум содержания основного общего образования курса биологии.


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные «Примерной программой». Лабораторные и практические работы проводятся как отдельными уроками, так и этапами комбинированных уроков (на проверку лабораторной и практической работ отводится 3 рабочих дня (за исключением тех лабораторных работ, у которых, согласно инструктивной карточке срок выполнения определяется несколько недель), проверке подлежат Л.Р. и П.Р. всех учащихся, выполнивших эти работы. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.


В условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования в преподавании биологии приоритетными являются следующие ориентиры:

  • Во-первых, наличие преемственности связей в содержании курса биологии определяет необходимость их учета в методике преподавания курса, усилению внимания к организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся при знакомстве с содержанием, которое уже изучалось на предыдущей ступени образования, обеспечивает целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

  • Во-вторых, учет метапредметных связей в методике преподавания биологии позволяет более рационально организовывать изучение нового материала.

Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:

  • Учебный план МБОУ «МЯГ № 4»

  • Примерные учебные программы по биологии.

  • Методические разработки и рекомендации.

  • Индивидуальные проблемные задания.

  • Занимательные задачи, викторины по биологии.

Для осуществления образовательного процесса используются следующие педагогические технологии: традиционное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, дифференцированное обучение, проблемное обучение.

В основу педагогического процесса заложены в основном традиционные формы организации учебной деятельности: комбинированный урок, изучение нового материала, обобщения и систематизации знаний. Методы обучения: репродуктивный, (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично – поисковый).

Основная форма деятельности - это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность обучающихся в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний обучающихся.

Формы аттестации: тематические зачеты, тематическое тестирование, биологические диктанты, решение задач, устные ответы, с использованием иллюстративного материала, письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям, итоговые контрольные работы, индивидуальные работы обучающихся (доклады, рефераты, проекты, презентации).

В 10 классе изложение учебного содержания приводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяци­онно-видового уровней организации жизни. В 11 классе идёт продолжение раскрытия содержания курса на примере организменного, клеточного и молекулярного уровней жизни. Та­кая последовательность изучения содержания биологии поз­воляет в 10 классе более подробно ознакомиться с учением о биосфере, с особенностями биогеоценозов (экосистем), с процессами многообразия видов, чтобы затем (в 11 классе) на основе этих знаний изучать свойства организма, клетки и материалы о молекулярных основах жизни.

В последовательном раскрытии учебного содержания ведущая роль отведена фундаментальным идеям, важнейшим теориям, законам и понятиям теоретической и прикладной биологии, современным проблемам общества, в решении которых необходима биологическая компетенция. Помимо основ наук, в содержание учебного предмета включен также ряд сведений занимательного, исторического, культурологического, экологического и практического характера, содействующих мотивации учения, формированию познавательных интересов и решению других задач развития личности.

Таким образом, настоящая программа по биологии профильного уровня полной общеобразовательной средней школы направлена на изучение как инвариантного содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по биологии (профильный уровень), так и важных вопросов научно-практического и культурологического содержания.






































ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ

(11 класс)

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

-формирование у обучающихся правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

-дифференциация обучения;

-обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ - обобщенное содержание образования. Обязательный минимум базового уровня для основной школы представлен в форме набора предметных тем «содержательных блоков»: Биология как наука. Методы биологии; Признаки живых организмов; Человек и его здоровье; Взаимодействия живых организмов и окружающей среды.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Общая биология» соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.












ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения  биологии  на  профильном  уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения  биологических  теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях  и  направлениях эволюции;  Н . И . Вавилова о центрах многообразия  и  происхождения культурных растений; В. И . Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов  и  их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности  и  происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение  биологических  объектов: клетки (химический состав  и  строение); генов, хромосом, женских  и  мужских гамет, клеток прокариот  и  эукариот; вирусов; одноклеточных  и  многоклеточных организмов; вида  и  экосистем (структура);

  • сущность  биологических  процессов  и  явлений: обмен веществ  и  превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический  и  энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений  и  позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений  и  позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего  и  стабилизирующего отбора, географическое  и  экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ  и  превращения энергии в экосистемах  и  биосфере, эволюция биосферы;

  • современную  биологическую  терминологию  и  символику;

уметь

  • объяснять: роль  биологических  теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой  и  неживой природы, родство живых организмов, используя  биологические  теории, законы  и  правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов  и  окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных  и  ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных  и  хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития  и  смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения  и  функций молекул в клетке; строения  и  функций органоидов клетки; пластического  и  энергетического обмена; световых  и  темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей  и  направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по  биологии ;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ  и  энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений  и  животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы  и  агроэкосистемы своей местности; готовить  и  описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы  и  идиоадаптации у растений  и  животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические  и  биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать  биологические  системы на  биологических  моделях (аквариум);

  • сравнивать  биологические  объекты (клетки растений, животных, грибов  и  бактерий, экосистемы  и  агроэкосистемы), процессы  и  явления (обмен веществ у растений  и  животных; пластический  и  энергетический обмен; фотосинтез  и  хемосинтез; митоз  и  мейоз; бесполое  и  половое размножение; оплодотворение у цветковых растений  и  позвоночных животных; внешнее  и  внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный  и  естественный отбор; способы видообразования; макро-  и  микроэволюцию; пути  и  направления эволюции)  и  делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать  и  оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни  и  человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в  биологической  науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск  биологической  информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет)  и  применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания  и  умения в практической деятельности  и  повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов  биологических  исследований;

  • обоснования  и  соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции)  и  других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных  и  других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
















Содержание курса общей биологии 11 класса

(102 часа, 3 часа в неделю)

Раздел V. Организменный уровень жизни (45 ч)

Живой организм как биологическая система. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятелыюсти одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотоофы (хемотрофы и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Размножение и развитие организмов. Воспроизве­дение организмов, его значение. Типы размножения. Беспо­лое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуаль­ное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эм­бриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на раз­витие зародыша человека.


Лабораторная работа № 1 «Свойства живых орга­низмов».

  1. Наблюдение за передвижением животных: инфузо­рии-туфельки, дождевого червя, улитки, аквариумной рыбки.

  2. Выявление поведенческих реакций животных на фак­торы внешней среды.


Основные закономерности наследования призна­ков. Наследственность и изменчивость — свойства организ­мов. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетика. Истории развития генетики.

Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследо­вания, установленные Г. Менделем, их цитологические осно­вы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономер­ности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Взаимо­действие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория наследственности.

Определение пола. Генетика пола и наследование, сце­пленное с полом. Наследственные болезни, их профилакти­ка. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека и об­щества.


Практические работы:

1. Решение элементарных задач по генетике «Моногибридное скрещивание».

2 . Решение элементарных задач по генетике « Дигибридное скрещивание».

3. Решение элементарных задач по генетике «Сцепленное наследование».

4. Решение элементарных задач по генетике «Генетика пола».

5. Решение элементарных задач по генетике «Неаллельные взаимодействия генов».

Основные закономерности изменчивости. Измен­чивость признаков организма и её типы (наследственная и не­наследственная). Закономерности изменчивости. Наследст­венная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Виды му­таций и их причины. Последствия влияния мутагенов на орга­низм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.


Лабораторная работа № 2 «Модификационная из­менчивость».

  1. Построение вариативной кривой (на примере разме­ров листьев).

  2. Построение вариативной кривой (на примере разме­ров плодов пастушьей сумки).


Селекция и биотехнология на службе человечест­ва. Селекция и её задачи. Вклад Н.И.

Вавилова в развитие се­лекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологически рядов наследст­венной изменчивости. Методы селекции, их генетические ос­новы. Особенности селекции растений, животных и мик­роорганизмов.

Биотехнология, её направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование че­ловека, направленное изменение генома).

Царство Вирусы, его разнообразие и значение. Царства прокариотических организмов, их разнообразие и значение в природе .Царства эукариотических организмов, их значение в природе. Царство неклеточных организмов — вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Организменный уровень жизни и его роль в природе.


Лабораторная работа № 3 «Вирусные заболевания растений» (на примере культурных растений (гербарий) и по справочной литературе).


Раздел VI. Клеточный уровень организации жизни (26 ч)

Строение живой клетки. Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей.

Строение клеток и внутриклеточных образований. Ос­новные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строе­ния и функций частей и органоидов клетки.

Хромосомы, их химический состав, структура и функ­ции. Значение видового постоянства числа, формы и разме­ров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.

Развитие половых клеток у растений и животных. Клет­ка — основная структурная и функциональная единица жизне­деятельности одноклеточного и многоклеточного организ­мов. Клетка — единица роста и развития организмов. Специа­лизация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесооб­разности в природе.

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.


Лабораторная работа № 4«Изучение многообразия в строении клеток» (на примере одноклеточных и многоклеточных орга­низмов).

  1. Сравнение строения клеток прокариот (бактерии, во­доросли) и эукариот (растения, животного, гриба).

  2. Сравнение строения клеток одноклеточного и много­клеточного организмов (хламидомонады, листа элодеи, эпи­дермиса лука).

Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств клетки».

  1. Исследование фаз митоза на примере микропрепара­та клеток кончика корня.

  2. Исследование проницаемости растительных и живот­ных клеток.

  3. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.


Практические работы:

6 Решение задач «Мейоз, митоз».


Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни (31ч)

Молекулярный состав живых клеток. Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке, Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке.

Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК.


Химические процессы в молекулярных системах.

Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Мо­лекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.

Преобразование энергии в клетке. Роль фермен­тов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательст­во родства разных организмов. Роль естественных и искусст­венных биополимеров в окружающей среде.

Молекулярный уровень жизни и его особенности.

Время экологической культуры. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценно­сти жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура — важная задача чело­вечества.


Лабораторная работа № 6 «Органические вещества клетки».

1.Выявление активности процесса фотосинтеза с помо­щью пероксида водорода и фермента каталазы, содержащейся в клетках зелёных растений.

2.Обнаружение органических веществ (крахмала, бел­ков, жира) в тканях растений.


Лабораторная работа №7. «Ферментативные процессы в клетке».

  1. Обнаружение фермента каталазы в клетках зеленых растений.

  2. Обнаружение фермента каталазы в сырыхъ и вареных продуктах питания.

Практические работы:

7. Решение задач «Молекулярная биология».







































Требования к уровню подготовки учащихся



Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):

  • основные положения клеточной теории;

  • общие признаки живого организма;

  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции;

  • законы наследственности;

  • примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

Учащиеся должны характеризовать (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • особенности строения и функционирования вирусов;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;

  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;

  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;

  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.


Учащиеся должны соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;

  • выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны владеть умениями:

  • излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.





































Тематический план курса 11 класса (профильный уровень)

102 часа (3 часа в неделю)

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Организменный уровень организации жизни

45ч


1.1. Живой организм как биологическая система


1.2. Размножение и развитие организмов


1.3. Основные закономерности наследования признаков

11ч


1.4. Основные закономерности изменчивости


1.5. Селекция и биотехнология на службе человека


1.6. Царство Вирусы, его разнообразие и значение

2

Клеточный уровень организации жизни

26ч


2.1. Строение живой клетки

16ч


2.2. Процессы жизнедеятельности клетки

10ч

3

Молекулярный уровень проявления жизни

31ч


3.1. Молекулярный состав живых клеток

11ч


3.2. Химические процессы в молекулярных системах

13ч


3.3. Время экологической культуры


3.4. Заключение.


Итого в 11 классе

102























Лабораторные работы:







№№

Название работы

Вид деятельности

Л/р 1

«Свойства живых организмов»

Парные:

Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет – ресурсов.

Л/р 2

«Модификационная изменчивость»


Парные:

Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет – ресурсов.

Л/р 3

«Вирусные заболевания растений»


Парные:

Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет – ресурсов.

Л/р 4

«Изучение многообразия в строении клеток»


Парные:

Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет – ресурсов.

Л/р 5

«Изучение свойств клетки»


Парные:

Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет – ресурсов.

Л/р 6

«Органические вещества клетки»


Парные:

Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет – ресурсов.

Л/р 7

«Ферментативные процессы в клетке»


Парные:

Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет – ресурсов.
































Практические работы

№№

Название работы

Вид деятельности

П.Р.№1

Решение элементарных задач по генетике «Моногибридное скрещивание».


Индивидуальные:

самостоятельная работа с использованием дополнительной литературы и интернет – ресурсов по обозначенной теме.

П.Р.№2

Решение элементарных задач по генетике «Дигибридное скрещивание».


Индивидуальные:

самостоятельная работа с использованием дополнительной литературы и интернет – ресурсов по обозначенной теме.

П.Р.№3

Решение элементарных задач по генетике «Неаллельные взаимодействия генов».


Индивидуальные:

самостоятельная работа с использованием дополнительной литературы и интернет – ресурсов по обозначенной теме.

П.Р.№4

Решение элементарных задач по генетике «Сцепленное наследование».


Индивидуальные:

самостоятельная работа с использованием дополнительной литературы и интернет – ресурсов по обозначенной теме.

П.Р.№5

Решение элементарных задач по генетике «Генетика пола».


Индивидуальные:

самостоятельная работа с использованием дополнительной литературы и интернет – ресурсов по обозначенной теме.

П.Р.№6

Решение задач «Мейоз, митоз».

Индивидуальные:

самостоятельная работа с использованием дополнительной литературы и интернет – ресурсов по обозначенной теме.

П.Р.№7

Решение задач «Молекулярная биология».

Индивидуальные:

самостоятельная работа с использованием дополнительной литературы и интернет – ресурсов по обозначенной теме.



















Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Оценка знаний учащихся.

Учитель должен учитывать:

  • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов;

  • степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

  • самостоятельность ответа;

  • речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • ответ самостоятельный;

  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий недостаточно четкие;

  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.



Оценка практических умений учащихся.

1. Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

  • правильность определения цели опыта;

  • самостоятельность подбора оборудования и объектов;

  • последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

  • логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

  • научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;

  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

  • в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта;

  • подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

  • допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта;

  • не подготовлено нужное оборудование;

  • допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

2. Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения наблюдений по заданию;

  • умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

  • допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;

  • допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

  • допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);

  • допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 11 класс (профильный уровень)

Автор: Линовицкая Лариса Геннадьевна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120656

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по биологии 11 класс. Профильный уровень "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-11-klass-profil-nyi-urovien-1"
    ["file_id"] => string(6) "167628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423123809"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа углубленного изучения геометрии 11 "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-ughlubliennogho-izuchieniia-ghieomietrii-11"
    ["file_id"] => string(6) "133693"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416568863"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства