Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению»
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013г.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального уровня:
- федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант
- приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Школьного уровня:
- адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью ОГБОУ «Школа-интернат
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой
Курс «Природоведение» ставит своей целью: расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
― воспитание социально значимых качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета.
«Природоведение» 5 класс
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных начальных классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеетознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими животными, как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при изучении последующих разделов
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания начальных классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки. Здесь уместно систематизировать знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Природоведение» изучается в 5 классе – в объеме 2 часа в неделю, всего – 70 часов в год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Природоведение» 5 класс
Планируемые результаты освоения предметных программ образования являются одним из важнейших механизмов модернизации образования.
В соответствии с требованиями АООП с интеллектуальными нарушениями определяет два уровня овладения обучающимися предметными результатами по разделу: «Природоведение» минимальный (является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью) и достаточный (не является обязательным для всех обучающихся).
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных результатов освоения предмета
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
- испытывать чувство гордости за свою страну;
-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
- стремление к речевому самосовершенствованию;
Предметные результаты:
- представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
- знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
- знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
-выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
- описание особенностей состояния своего организма;
- знание названий специализации врачей;
- применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Содержание учебного предмета
Природоведение 5 класс
Введение
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух.Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Поверхность суши. Почва
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва — верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Охрана воды.
Растительный мир Земли
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края).
Животный мир Земли
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области ( края).
Человек
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного пункта). Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей.
Есть на Земле страна — Россия
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
Обобщающие уроки
Наш город (посёлок, село, деревня).
Рельеф и водоёмы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Учебно-тематический план 5 класс
№
Содержание тем
Количество часов
1
Введение
1
2
Вселенная
3
3
Наш дом - Земля
14
4
Растительный мир Земли
14
5
Животный мир Земли
14
6
Человек
8
7
Есть на Земле страна Россия
16
Резерв
Итого
1
70
Материально-техническое обеспечение
Планирование составлено на основе: программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013г.
Учебники:
Природоведение. 5класс: учеб. для спец.(коррекц) образоват. учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н.Соломина 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176с.
Приложение 1 Календарно – тематическое планирование природоведение 5 класс
Коррекция пространственного восприятия, восприятия схем и рисунков.
36
23.01
Насекомые
1
Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями.
37
28.01
Рыбы
1
Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости
38
30.01
Птицы
1
Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости
39
04.02
Звери
1
Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости
40
06.02
Животные рядом с человеком
1
Коррекция, обогащение и расширение биологического словаря.
41
11.02
Уход за животными в живом уголке
1
Коррекция, обогащение и расширение биологического словаря.
42
13.02
Певчие птицы. Птицы живого уголка
1
Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
43-
18.02
Аквариумные рыбки
1
Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
44
20.02
Собаки
1
Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
45
25.02
Домашние кошки
1
46
27.02
Охрана животные. Заповедники и заказники
1
Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Человек- 8ч
47
03.03
Как устроен наш организм
1
Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
48
05.03
Как работает наш организм
1
Коррекция восприятия времени.
49
10.03
Здоровье человека
1
Коррекция зрительного и слухового восприятия.
50
12.03
Осанка
1
Коррекция пространственного восприятия
51
17.03
Органы чувств
1
52
19.03
Здоровое питание
1
Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.
53
31.03
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены
1
Коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
54
02.04
Оказание первой медицинской помощи
1
Развитие способности обобщать и делать выводы.
Есть на Земле страна Россия- 16ч
55
07.04
Россия - Родина моя
1
Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
56
09.04
Население и народы России
1
Коррекция внимания (объем и переключение).
57
14.04
Москва- столица России
1
Коррекция эмоционально-волевой сферы.
58
16.04
Санкт- Петербург
1
Коррекция, обогащение и расширение биологического словаря.
59-60
21.04
23.04
Города России
2
Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
61-62
28.04
30.04
Золотое кольцо России
2
Коррекция восприятия времени.
63
07.05
Растительный мир России
1
Коррекция зрительного и слухового восприятия.
64
12.05
Животный мир России
1
Коррекция эмоционально-волевой сферы
65
66
14.05
19.05
Охрана природы. Заповедники и заказники
2
Коррекция эмоционально-волевой сферы
67
21.05
Наш город. Экскурсия по городу.
1
Развитие способности обобщать и делать выводы..
68
69
70
26.05
28.05
Повторение.
Итоговое занятие
Резерв
1
1
1
Из 70 часов по АООП УО запланировано 69 часов в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год. За счет резервных часов программа реализуется полностью.
Приложение 2 Контрольно-измерительный материал
Природоведение 5 класс.
I четверть.
1 вариант.
1. Название нашей планеты:
А) Венера
Б) Солнце
В) Земля
2. Наша планета совершает оборот вокруг Солнца:
А) за 365 дней
Б) за 6 месяцев
В) за 24 часа
3. Ветром называют:
А) движение воздуха
Б) движение воды
В) движение земли
4. Через северный и южный полюс проходит:
А) земная ось
Б) земной луч
В) экватор
5. День осеннего равноденствия:
А) 1 сентября
Б) 23 сентября
В) 22 декабря
6. Явление листопада отмечают:
А) весной
Б) зимой
В) осенью
2 вариант
1. Планета, на которой мы живем:
А) Земля
Б) Луна
В) Солнце
2. Земля вращается вокруг своей оси:
А) за 365 дней
Б) за 6 месяцев
В) за 24 часа
3. Ветер – это:
А) движение воздуха
Б) движение воды
В) движение земли
4. День весеннего равноденствия:
А) 21 марта
Б) 22 июня
В) 1 сентября
5. Самый короткий день в году:
А) 22 декабря
Б) 22 июня
В) 1 марта
6. Самое крупное животное на Земле:
А) слон
Б) синий кит
В) медведь
II четверть
1 вариант
1. Самая большая страна мира:
А) Россия
Б) США
В) Китай
2. Океан, который не омывает Россию:
А) Атлантический
Б) Тихий
В) Индийский
3. Городами называют крупные поселения, где проживают более:
А) 1 тыс. человек
Б) 5 тыс. человек
В) 12 тыс. человек
4. Столица РФ:
А) Ульяновск
Б) Москва
В) Самара
5. Жидкое горючее полезное ископаемое:
А) природный газ
Б) нефть
В) каменный уголь
6. Особо охраняемые природные территории:
А) заповедники
Б) санатории
В) курорты
2 вариант
1. Самая большая страна мира:
А) Канада
Б) Россия
В) Украина
2. Самый большой океан:
А) Атлантический
Б) Тихий
В) Индийский
3. Столица Ульяновской области:
А) Димитровград
Б) Ульяновск
В) Барыш
4. Твердое полезное ископаемое:
А) нефть
Б) каменный уголь
В) природный газ
5. Президент РФ:
А) Путин В.В.
Б) Морозов С.И.
В) Медведев Д.А.
6. 3. Городами называют крупные поселения, где проживают более: