kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по природоведению для 5 класса МБОУ «СОШ № 4» г. Ефремова составлена в соответствии с требованиями Примерной  программы основного общего образования  по природоведению 2004г, федерального государственного стандарта 2004 г, программы  под ред. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Рабочей  программе соответствует учебник:  Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение 5»  – М.: Вентана-Граф, 2009. – 224 с.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)Настоящая рабочая программа по природоведению для 5 класса МБОУ «СОШ № 4» г. Ефремова составлена в соответствии с требованиями Примерной  программы основного общего образования  по природоведению 2004г, федерального государственного стандарта 2004 г, программы  под ред. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Рабочей  программе соответствует учебник:  Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение 5»  – М.: Вентана-Граф, 2009. – 224 с.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению 5 класс »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Рассмотрена и согласована УТВЕРЖДАЮ:

методическим объединением Директор МБОУ «СОШ №4»

Протокол №1 _____________Т.Н. Бирюкова

от ________________ 2014 г. Приказ №

от __________________ 2014 г.

Принята на педагогическом совете

Протокол №1

от _________________ 2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению

для 5 класса






Учитель Комиссарова Татьяна Анатольевна

Квалификационная категория высшая





Ефремов

2014

Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по природоведению для 5 класса МБОУ «СОШ № 4» г. Ефремова составлена в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования по природоведению 2004г, федерального государственного стандарта 2004 г, программы под ред. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Рабочей программе соответствует учебник: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение 5» – М.: Вентана-Граф, 2009. – 224 с.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)

В программу внесены следующие изменения:

Тема: «Многообразие тел, веществ и явлений природы» разделена на несколько подтем:

Химические явления в живой и неживой природе

Физические явления в живой и неживой природе

Биологические явления

Особенности живого организма

Движение в сферах планеты и в космосе

1. Увеличено число часов на изучение тем:

- Тема «Многообразие тел, веществ и явлений природы» - 52 часа вместо 40 часов, дополнительное время взято из резервного времени-10 часов и сокращения тем « Введение. Как человек изучает природу» и «Здоровье человека и безопасность жизни» по 1 часу.

2. Уменьшено

- «Введение. Как человек изучает природу» 9 часов вместо 10 часов.

- «Здоровье человека и безопасность жизни» 9 часов вместо 10 часов.

Данная программа конкретизирует содержание Примерной программы основного общего образования по природоведению, стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.















Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Лабораторные работы

Экскурсии

ВВЕДЕНИЕ. КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕ ПРИРОДУ

9








ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ


5



ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

6

1


БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

5

2


ОСОБЕННОСТИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА

27

2


ДВИЖЕНИЕ В СФЕРАХ ПЛАНЕТЫ И В КОСМОСЕ

9

1


ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ

9


2









Итого:

70

6

2





Основное содержание


  1. Введение. Как человек изучает природу (9 часов).

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. Признаки живых организмов. Среда обитания живых организмов (среды жизни). Приспособления живых организмов к условиям среды обитания. Единство живой и неживой природы.

Общие признаки тел живой и неживой природы (размер, форма, цвет, масса).

Вещества в окружающем мире и их использование человеком.

Многообразие тел и веществ в природе. Простейшая классификация веществ (органические, неорганические вещества). Обмен веществ между организмом и средой. Изменения, происходящие в природе. Физические процессы, происходящие в телах живой и неживой природы (испарение воды). Состояние воды (пар). Превращения веществ в живом организме. Регуляция химических процессов, происходящих в живом организме. Сезонные изменения, суточные изменения. Перемещение тел в пространстве. Явления природы.

Изменения, происходящие с относительно неподвижными телами (физические, химические, биологические). Химические и физические явления.


2. Химические явления в живой и неживой природе (5 часов).

Наблюдение признаков химической реакции. Признаки появления нового вещества (изменение цвета, вкуса, запаха вещества; выделение газа, тепла, света). Простые и сложные вещества, смеси. Условия, оказывающие воздействие на ход химической реакции (нагревание, измельчение, охлаждение, соприкосновение веществ друг с другом). Условия необходимые для реакции горения. Признак химической реакции горения, гниения (выделение света и тепла). Необходимые условия реакции горения (присутствие кислорода в воздухе; нагревание горючего вещества до температуры воспламенения). Правила противопожарной безопасности.

Правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом и меры предупреждения подобного отравления. Вещества, образуемые растениями (фитонциды, дубильные вещества, витамины и др.). Ядовитые растения.

Первая помощь при пищевом отравлении. Вещества в окружающем мире и их использование человеком.


3. Физические явления в живой и неживой природе (6 часов).

Что необходимо знать, изучая физические явления? Физические явления, происходящие с телами в природе (механические, звуковые, световые, тепловые, магнитные). Их использования в повседневной жизни. Молния - электрическое явление. Устройство компаса и магнита. Магнитные и электрические явления. Механическое движение в живой и неживой природе. Перемещение тел живой и неживой природы.

Скорость - физическая величина. Световые явления в живой и неживой природе. Искусственные и естественные источники света. Солнце – основной источник света на Земле. Отражение света. Основные цвета белого света. Свет в жизни живых организмов. Разнообразие органов зрения и их значение в жизни животных. Приспособление животных к условиям среды обитания (защитная окраска). Звуковые явления в живой и неживой природе. Источники звука. Низкие и высокие звуки; зависимость звука от частоты колебания тел и частиц воздуха. Значение звука в жизни живых организмов.

Лабораторная работа №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями».


4. Биологические явления (5 часов).

Размножение живых организмов, наличие необходимых для этого условий.

Прибор, открывающий «невидимое». Знакомство с микроскопом (его устройство); правила работы с микроскопом. Живое и неживое под микроскопом. Приготовление микропрепаратов (пузырьки воздуха, плесень); рассматривание их под микроскопом.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с микроскопом».

Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».


5. Особенности живого организма (27 часов).

Способы воспроизведения живых существ на нашей планете (две формы размножения – бесполое и половое). Формы размножения животных.

Способы размножения растений. Роль цветка, плода и семени в жизни растения. Строение семени. Строение семени на примере семени фасоли.

Необходимые условия для прорастания семян.

Размножение растений с помощью клеток или частей тела (бесполое размножение). Способы распространения плодов и семян у различных растений (животные, ветер, вода, саморазбрасывание). Благоприятные условия для прорастания семян. Влияние неблагоприятных условий на живые организмы.

Причины гибели живых организмов. Условия, необходимые для прорастания семян. Правила посева семян. Сроки посева и глубина заделки. Рост и питание проростка. Среда обитания живых организмов. Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни организмов, приспособленность организмов к неблагоприятным условиям. Взаимоотношения между живыми организмами. Растения – источник энергии для животных. Типы питания животных, особенности добычи пищи. Трофические типы взаимодействия.

Питание растений. Клеточное строение зеленого листа (столбчатая ткань, губчатая ткань), тельца содержащие зеленый пигмент - хлорофилл. Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.

Соцветия Биологическое значение соцветий. Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Обоеполые и раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Функции плода. Виды плодов: ягода,

костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.

Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды.

Питание паразитических форм. Минеральное питание. Минеральные соли. Значение испарения для жизни растения. Факторы окружающей среды, влияющие на испарение. Причины движения воды по сосудам стебля. Испарение воды. Транспорт веществ. Роль воды в питании растений

Фотосинтез. Условия для образования крахмала. Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты. Локализация процессов фотосинтеза.

Значение дыхания Опыты, подтверждающие дыхание растений.

Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями.

Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Биологическое значение рыхления. Приспособления животных и растений к зимним условиям. Особенности питания растений и животных.

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.

Лабораторная работа №4 «Изучение строения семени».

Лабораторная работа №5 «Рассмотрение под микроскопом клеток зеленого листа»


6. Движение в сферах планеты и в космосе. (9часов)

Изменение облика Земли и живых организмов. Какие изменения претерпевала планета во времена формирования, хронология жизни. Палеонтология как наука, доказывающая изменения в живом мире, этапы развития жизни.

Внутреннее строение Земли, теория литосферных плит, движение литосферных плит и значение движения для формирования крупных форм рельефа

Характеристика воздушной оболочки Земли. Воздушные массы особенности их движения, зависимость количества влаги от движения воздушных масс. Муссоны, бриз, ураганы, торн6адо, смерч. Водная оболочка Земли, состав гидросферы, движение воды (приливы, отливы, течения, волны).

Круговорот воды в природе. Мировой круговорот воды, как постоянно действующий процесс, связывающий гидросферу и атмосферу и обеспечивающий развитие жизни на земле.

Механизм циркуляции влаги на земле. Горные породы биогенного происхождения, особенности их формирования, их внешние характеристики, геологическое время происхождения.

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики. Особенности движения Земли в пространстве.

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н., Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)

Лабораторная работа № 6 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения».


7. Здоровье человека и безопасность жизни. (9 часов)

Роль современной науки в жизни человечества. Человек — часть природы. Влияние человека на биосферу. Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. Изменения окружающей среды в результате жизнедеятельности живых организмов. Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.)

Экскурсия № 1 «Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.)».

Экскурсия № 2 «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке. Изучение разнообразия растений на пришкольном дворе, определение их названий, определение степени и качества воздействия человека на санитарное состояние растительных организмов».









































Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

- знать/ понимать многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы; строение живой клетки (главные части);

-царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

-природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

Учащиеся должны уметь:

-узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

-приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

-сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

-использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

определения наиболее распространенных в нашей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;















































Список литературы:

дополнительная литература для учителя:

Горбунов Е.Л. Физическая география Тульской области:-Тула, Пересвет, 2002;

дополнительная литература для учащихся:

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +,


http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.


http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


http://videouroki.net.justclick.ru/ac2/ekXf/1044812/21921184/

Календарно - тематическое планирование


№ урока

Дата проведения урока

Название темы урока

Примечание

1


Введение. Как человек изучает природу (9 часов)

Живая и неживая природа. Опыт.

Наблюдение. Тела неживой природы и живые организмы.

Лабораторное оборудование: штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба.

ЭОР. Использование компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов

2


Загадки природы. Признаки живых организмов. Среда обитания живых организмов (среды жизни).

Приспособления живых организмов к условиям среды обитания.



3


Единство живой и неживой природы.

Общие признаки тел живой и неживой природы (размер, форма, цвет, масса).


4



Вещества в окружающем мире и их использование человеком.

Многообразие тел и веществ природы. Простейшая классификация веществ (органические, неорганические вещества). Обмен веществ между организмом и средой.



5


Изменяется ли окружающий нас мир?

Изменения, происходящие в природе.


6


Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?

Физические процессы, происходящие в телах живой и неживой природы (испарение воды). Состояние воды (пар).


7


Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?

Превращения веществ в живом организме. Регуляция химических процессов, происходящих в живом организме.


8




Всё течёт, всё изменяется. Сезонные изменения, суточные изменения. Перемещение тел в пространстве.

Явления природы.

Изменения, происходящие с относительно неподвижными телами (физические, химические,биологические).


9


Чем различаются химические и физические явления? Химические и физические явления.


10


Химические явления в живой и неживой природе (5 часов)

Наблюдение признаков химической реакции. Признаки появления нового вещества (изменение цвета, вкуса, запаха вещества; выделение газа, тепла, света).


11


Можно ли повлиять на химическую реакцию? Условия, оказывающие воздействие на ход химической реакции (нагревание, измельчение, охлаждение, соприкосновение веществ друг с другом).


12


Какие условия необходимы для реакции горения? Признак химической реакции горения (выделение света и тепла).

Необходимые условия реакции горения (присутствие кислорода в воздухе; нагревание горючего вещества до температуры воспламенения).

Правила противопожарной безопасности.

Правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом и меры предупреждения подобного отравления.


13


Вещества, образуемые растениями (фитонциды, дубильные вещества, витамины и др.). Ядовитые растения.

Первая помощь при пищевом отравлении.


14


Обобщение и систематизация знаний по теме: « Химические явления в живой и неживой природе»


15


Физические явления в живой и неживой природе (6 часов)

Что необходимо знать, изучая физические явления? Физические явления, происходящие с телами в природе (механические, звуковые, световые, тепловые, магнитные).

Молния - электрическое явление.

Устройство компаса и магнита.



16


Магнитные и электрические явления.

Лабораторная работа №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями».


17


Механическое движение в живой и неживой природе. Перемещение тел живой и неживой природы.

Скорость - физическая величина.


18


Световые явления в живой и неживой природе. Искусственные и естественные источники света. Солнце – основной источник света на Земле. Отражение света. Основные цвета белого света. Свет в жизни живых организмов. Разнообразие органов зрения и их значение в жизни животных. Приспособление животных к условиям среды обитания (защитная окраска).



19


Звуковые явления в живой и неживой природе. Источники звука.

Низкие и высокие звуки; зависимость звука от частоты колебания тел и частиц воздуха. Значение звука в жизни живых организмов.



20


Обобщение и систематизация знаний по теме: « Физические явления в живой и неживой природе»


21


Биологические явления

(5 часов)

Размножение живых организмов, наличие необходимых для этого условий.


22




23


Прибор, открывающий «невидимое».

Знакомство с микроскопом (его устройство); правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с микроскопом».


24




25


Живое и неживое под микроскопом.

Приготовление микропрепаратов (пузырьки воздуха, плесень); рассматривание их под микроскопом.

Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».


26


Особенности живого организма

( 27 часов)

Способы воспроизведения живых существ на нашей планете (две формы размножения – бесполое и половое).



27


Формы размножения животных.


28


Способы размножения растений. Роль цветка, плода и семени в жизни растения.


29




30


Строение семени. Строение семени на примере семени фасоли.

Необходимые условия для прорастания семян.

Лабораторная работа №4 «Изучение строения семени».


31


Размножение растений с помощью клеток или частей тела (бесполое размножение).


32


Способы распространения плодов и семян у различных растений (животные, ветер, вода, саморазбрасывание).

Благоприятные условия для прорастания семян.


33


Влияние неблагоприятных условий на живые организмы.

Причины гибели живых организмов.

Условия, необходимые для прорастания семян.


34


Среда обитания живых организмов.

Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни организмов, приспособленность организмов к неблагоприятным условиям.

Взаимоотношения между живыми организмами.


35


Растения – источник энергии для животных.


36


Обобщение и систематизация знаний по теме: «Размножение и распространение живых организмов»


37


Типы питания животных, особенности добычи пищи. Трофические типы взаимодействия.


38


Питание растений. Клеточное строение зеленого листа (столбчатая ткань, губчатая ткань), тельца содержащие зеленый пигмент- хлорофилл. Лабораторная работа №5 «Рассмотрение под микроскопом клеток зеленого листа»


39





40


Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.

Соцветия

Биологическое значение соцветий.

Обоеполые и раздельнополые цветки.

Однодомные и двудомные растения.

Обозначения различных частей цветка.

Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка.















Подготовка и рассмотрение презентаций учащихся

41


Функции плода.

Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.

Сухие и сочные плоды.

Односемянные и многосемянные плоды.

Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных, саморазбрасывание.

Подготовка и рассмотрение презентаций учащихся

42


Питание паразитических форм.


43


Минеральное питание. Минеральные соли. Значение испарения для жизни растения. Факторы окружающей среды, влияющие на испарение. Причины движения воды по сосудам стебля. Испарение воды. Транспорт веществ.



44


Роль воды в питании растений

Фотосинтез. Условия для образования крахмала. Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.

Локализация процессов фотосинтеза.


45



Значение дыхания

Опыты, подтверждающие дыхание растений.

Приспособления растений для дыхания.

Использование энергии растениями.

Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Биологическое значение рыхления.


46


Приспособления животных и растений к зимним условиям. Особенности питания растений и животных.

ЭОР. фотографии, гербарии, использование электронных коллекций изображений

47



Обобщение и систематизация знаний по теме: «Питание живых организмов»


48


Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом


Цифровой микроскоп

49




Разнообразие клеток многоклеточных организмов.


Цифровой микроскоп

50


Условия прорастания семян: температура, влажность. Правила посева семян. Сроки посева и глубина заделки. Рост и питание проростка.


51



Обмен веществами между окружающей средой и живыми организмами.

Изменения окружающей среды в результате жизнедеятельности живых организмов.


52


Обобщение и систематизация знаний по теме: «Особенности живого организма»


53


Движение в сферах планеты и в космосе (9часов)

Изменение облика Земли и живых организмов. Какие изменения претерпевала планета во времена формирования, хронология жизни. Палеонтология как наука, доказывающая изменения в живом мире, этапы развития жизни.


54



Внутреннее строение Земли, теория литосферных плит, движение литосферных плит и значение движения для формирования крупных форм рельефа


55


Характеристика воздушной оболочки Земли. Воздушные массы особенности их движения, зависимость количества влаги от движения воздушных масс. Муссоны, бриз, ураганы, торн6адо, смерч.


56


Водная оболочка Земли, состав гидросферы, движение воды (приливы, отливы, течения, волны).


57



Круговорот воды в природе.

Мировой круговорот воды, как постоянно действующий процесс, связывающий гидросферу и атмосферу и обеспечивающий развитие жизни на земле.

Механизм циркуляции влаги на земле.


58


Горные породы биогенного происхождения, особенности их формирования, их внешние характеристики, геологическое время происхождения.

Лабораторная работа № 6 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения».


59


Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики. Особенности движения Земли в пространстве. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н., Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)

ЭОР. Фотографии звездного неба. Модель Солнечной системы. Фотографии планет Солнечной системы с использованием компьютера.

60


Обобщение и систематизация знаний по теме: « Движение в сферах планеты и в космосе»


61-62


Здоровье человека и безопасность жизни

(9 часов)

Роль современной науки в жизни человечества. Современная наука ее достижения в деле освоения космоса, новейшие технические средства, применяемые в изучении космического пространства, история изучения космоса, громкие имена ученых и исследователей космического пространства.


63


Человек – часть природы. Взаимосвязь жизни и здоровья человека и окружающей среды. Значение для здоровья человека и нормальной жизнедеятельности живых организмов от чистоты воздуха, воды, почвы.


64-65


Влияние человека на биосферу. Живая оболочка земли, ее границы, состав, значение. Учение В. И. Вернадского о биосфере.


66


Типы воздействия человека на изменение окружающей среды. Экологические проблемы человечества.


67-68


Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.)

ЭОР. Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой.

69-70


Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке. Изучение разнообразия растений на пришкольном дворе, определение их названий, определение степени и качества воздействия человека на санитарное состояние растительных организмов.

ЭОР. фотографии, атлас-определитель, гербарий, электронные коллекции































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа по природоведению 5 класс

Автор: Комиссарова Татьяна Анатольевна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 135089

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение    5 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-programma-prirodoviedieniie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "224869"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439228559"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа 6 класс по биологии"
    ["seo_title"] => string(36) "rabochaiaproghramma6klasspobiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "310833"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459100107"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа 6 класс по биологии"
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaiaproghramma6klasspobiologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "310834"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459100114"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа по курсу "Введение в естественно-научные предметы. Природа. Живая и неживая". 5 класс "
    ["seo_title"] => string(116) "rabochaia-proghramma-po-kursu-vviedieniie-v-iestiestvienno-nauchnyie-priedmiety-priroda-zhivaia-i-niezhivaia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "188598"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426697717"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа по природоведению в 5 классе  ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК В.В.Пасечника  базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(127) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-v-v-pasiechnika-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111948"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408095256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства