Рабочая программа по биологии для 7 класса включает 3 раздела: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета и тематическое планирование
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 7 класса»
МОУ Каргинская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор _____________ Т.А. Кошкина
Приказ № ____ от ____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Биология»
7 класс
( базовый уровень)
на 2020 – 2021 учебный год
2 часа в неделю, 70 часов в год
Составитель: Н. В. Прибылова
учитель биологии высшей
квалификационной категории
«Согласовано» Зам.директора по УВР
___________И. В. Подсевалова
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в редакции Приказов Министерства образования и науки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577 )
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 года )
Рабочаяпрограмма включает 3 раздела:
- планируемые результаты освоения учебного предмета в котором прописаны личностные, метапредметные и предметные требования к результатам обучения;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цели изучения биологии в основной школе следующие:
-социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
-приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки
-ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание иаивысшей ценностью жизни и здоровья человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
-формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
-овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
-овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
-воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической и экологической грамотности;
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280 часов, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 часа в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Согласно учебному плану МОУ Каргинская СОШ на изучение биологии в 7 классе основной школы отводится 2 часа в неделю, всего 70 уроков.
Ценностные ориентиры содержания курса биологии в основной школе определяются спецификой биологии как науки. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения биологии, проявляется:
в признании ценности научного знания, его практической значимости , достоверности;
в осознании ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
Ценностная ориентация содержания курса биологии может рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости эффективного и безопасного использования различных биологических устройств;
потребности в безусловном выполнении правил безопасности в природе и в повседневной жизни;
создание выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:
правильного использования биологической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
-формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
-освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
регулятивные
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собствен-
ные возможности ее решения.
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
коммуникативные
--умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
-выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления.
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений,
животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов ( животных)
на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии,
грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями,
закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе
основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
ориентироваться в системе познавательных ценностей –
воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах,
критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о животных, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
На основании письма Министерства образования и науки Ульяновской области от 15.04.2020 №73 ИОГВ-01/2738 исх. «Об организации образо-вательной деятельности» учебный год для 1-8 классов завершился 30.04.2020г. В связи с этим перенос освоения части общеобразовательной программы с 2019-2020 учебного года переносится на 2020-2021 учебный год с включением не пройденных тем в содержание программы и корректиров-кой календарно-тематического планирования.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Общие сведения о мире животных (6 ч)
Зоология – система наук о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различия животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и жизни человека.
Среды жизни. Места обитания наиболее благоприятные участки жизни. Экологические факторы. Среда обитания – совокупность всех экологических факторов. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания.
Наука систематика. Систематические группы. Прямое и косвенное влияние человека на природу. Красная книга. Заповедники. Краткая история развития биологии. Учёные-биологи.
Экскурсия № 1 «Разнообразие животных в природе».
(Из 6 кл.: «Совместная жизнь организмов в природном сообществе». «Смена природных и её причины»)
Тема 2. Строение тела животных (2 ч)
Наука цитология. Строение животной клетки. Сходство и различия животной и растительной клеток.
Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная, их характерные признаки. Органы, системы органов. Типы симметрии.
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч)
Общая характеристика подцарства Простейшие. Среда обитания, внешнее строение амёбы-протея, разнообразие саркодовых. Класс Жгутиконосцы, среда обитания, передвижение на примере эвглены зелёной. Особенности жизнедеятельности, сочетание признаков животных и растений. Разнообразие жгутиконосцев.
Тип Инфузории, среда обитания, особенности строения и размножения. Разнообразие инфузорий.
Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты, меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.
Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».
Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч)
Общая характеристика многоклеточных. Тип Кишечнополостные. Гидра – одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение. Особенности уровня организации по сравнению с простейшими.
Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы. Класс Сцифоидные, жизненный цикл. Значение в природе и жизни человека.
Тип Плоские черви, общая характеристика. Класс Ресничные черви, места обитания, черты строения на примере белой планарии. Более высокий уровень организации по сравнению с кишечнополостными. Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики, класс Ленточные черви. Особенности строения и жизненные циклы в связи с паразитическим образом жизни. Профилактика гельминтозов.
Тип Круглые черви, внешнее и внутреннее строение, взаимосвязь с образом жизни.
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые, места обитания, строение, уровень организации органов чувств свободноживущих кольчатых и паразитических круглых червей. Класс Малощетинковые. Особенности строения в связи с образом жизни. Роль в почвообразовании.
Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».
Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)
Общая характеристика: среда обитания, строение и жизнедеятельность, значение моллюсков. Черты сходства и различия моллюсков и кольчатых червей. Класс Брюхоногие, среда обитания, строение, жизнедеятельность. Особенности размножения и развития. Значение в природе и жизни человека.
Класс двустворчатые моллюски. Класс Брюхоногие, среда обитания, строение, жизнедеятельность. Особенности размножения и развития. Значение в природе и жизни человека.
Класс Головоногие, признаки более сложной организации в строении. Значение головоногих моллюсков.
Лабораторная работа № 3 «Внешне строение раковин пресноводных и морских моллюсков».
Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)
Общая характеристика типа. Класс Ракообразные, среда обитания, особенности строения и размножения на примере речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные, общая характеристика, особенности строения на примере паука-крестовика. Разнообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека. Клещи – переносчики заболеваний человека и животных, профилактика энцефалита и чесотки, укусов ядовитыми пауками.
Класс Насекомые, особенности строения, размножение. Типы развития насекомых, роль каждой стадии развития насекомых.
Общественные насекомые. Состав и функции обитателей пчелиной семьи координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые. Красная книга. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека и животных методы борьбы с насекомыми-вредителями. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого».
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 ч)
Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники, внешнее и внутреннее строение ланцетника, размножение и развитие. Черепные или Позвоночные. Общие признаки.
Надкласс Рыбы, общая характеристика, особенности внешнего строения в связи со средой обитания. Строение конечностей. Органы чувств. Внутреннее строение и размножение рыб, живорождение. Миграции. Черты более высокого уровня организации по сравнению с ланцетником.
Основные систематические группы рыб. Место Кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Промысловые рыбы, прудовые хозяйства, акклиматизация рыб, аквариумные рыбы. Значение рыб в биоценозах и жизни человека.
Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Особенности кожного покрова, опорно-двигательная система, системы внутренних органов. Более прогрессивные черты строения земноводных по сравнению с рыбами. Признаки приспособленности к жизни на суше и в воде. Годовой жизненный цикл земноводных, размножение и развитие. Доказательства происхождения.
Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах и жизни человека. Охрана, Красная книга.
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Сходство и отличие строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к наземному образу жизни. Размножение и развитие пресмыкающихся. Забота о потомстве. Зависимость жизненного цикла от температурных условий.
Разнообразие пресмыкающихся. Роль в биоценозах. Охрана редких и исчезающих видов. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся о древних амфибий.
Тема 11. Класс Птицы (9 ч)
Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности к полёту. Типы перьев. Сходство покрова рептилий и птиц. Изменения скелета в связи с полётом. Причины срастания некоторых костей. Особенности мускулатуры, строения внутренних органов, дыхания птиц. Прогрессивные черты строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления, брачное поведение, гнездование, кочёвки, миграции.
Систематические группы птиц. Признаки экологических групп, взаимосвязь внешнего строения, типа питания и мест обитания птиц. Значение и охрана птиц. Черты сходства птиц и рептилий.
Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».
Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы».
Экскурсия № 2 «Птицы леса /парка/».
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Общая характеристика, отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. Усложнение строения опорно-двигательной системы и внутренних органов млекопитающих.
Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Забота о потомстве. Изменение численности и её восстановление. Черты сходства млекопитающих с рептилиями, прогрессивные черты строения. Происхождение млекопитающих, разнообразие: отряды плацентарных.
Экологические группы млекопитающих. Происхождение домашних животных, животноводство. Редкие и исчезающие млекопитающие, их охрана.
Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих».
Экскурсия № 3 «Разнообразие млекопитающих (зоопарк или краеведческий музей)».
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (14 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Изучение ископаемых останков, особенностей индивидуального развития как доказательства эволюции. Основные положения учения Ч. Дарвина. Этапы эволюции животного мира. Уровни организации жизни. Состав биоценоза, цепи питания и превращение энергии. Экосистема, биогеоценоз, биосфера. Деятельность В.И. Вернадского, учение о биосфере, функции вещества в биосфере.
Экскурсия № 4 «Жизнь природного сообщества весной».
Из 6 класса темы «Смена природных сообществ и её причины», «Экскурсия «Совместная жизнь организмов в природном сообществе» внесены в раздел «Общие сведения о мире животных».
Учебно-методический комплект:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Константинов В.М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. – 5-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 288 с.
Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана–Граф, 2010. – 176 с.
Дополнительная литература для учителя:
Константинов В.М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. – 5-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 288 с.
Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. издательства «Дрофа».
Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл. Вопросы. Задания. Задачи. (Дидактические материалы)- М.: Дрофа, 2002.- 128 с.
4. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2006.-176 с.
5. Тихонова Л.В. Дидактические карточки-задания по биологии: 7 класс. К учебнику В.М. Константинова и др. «Биология. Животные.7 класс» /Л.В.Тихонова, В.Б. Захаров, В.А. Игнатов.- М.: Издательство «Экзамен»,2008.-80 с.
6. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 7 класс», М.: Вако, 2010
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998
8. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006.
9. Пономарева И.Н. «Экология. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Акимушкин И.И. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. – 3-е изд. – М.: Мысль, 1995. – 382, с.
Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. – 4-е изд. – М.: Мысль, 1995. – 462 с.
Акимушкин И.И. Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1998. – 445 с.
Акимушкин И.И. Мир животных. Млекопитающие, или звери. – 3-е изд. – М.: Мысль, 1995. – 382 с.
Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология / Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. – 206 с.
Жизнь животных в 7 томах / гл. ред.В.Е. Соколов.- М.: Просвещение, 1987.
Большой справочник для школьников и поступающих в « Биология».- М.: «Дрофа», 2002
Воронцов Н. Н., Сухова Л.Н. «Эволюция органического мира».- М.: Просвещение, 1991
Благосклонов К. Н. « Охрана и привлечение птиц».- М.: Просвещение, 1992
Алексеев В. Н., Бабенко В. Г., Сивоглазов В. И. « Членистоногие, ракообразные, паукообразные»- М.: Дрофа, 2004
Бровкина Е. Т, Сивоглазов В. И. «Млекопитающие».- М.: Дрофа, 2004
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С». Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.