kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа рассчитана на 51 час. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса»



Рабочая программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;

Примерной рабочей программы по учебному предмету. Биология. 5-9 классы. ЛапшинаВ.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева А.М. М.: Академкнига/Учебник,2015г;

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ – Первомайской ООШ, утвержденной приказом МБОУ – Первомайской ООШ от 28.08.2015 г. № 31

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 кл. – М.: Академкнига/Учебник, 2016

Учебник для общеобразовательных организаций. Соответствует ФГОС ООО. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Срок реализации рабочей программы: 2018 /2019 учебный год

В соответствии с учебным планом МБОУ – Первомайской ООШ рабочая программа рассчитана на 51 учебных часов в год (1,5 ч/неделю)























  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию: самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

-формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационны технологий (далее ИКТ-компетенции);

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

-формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития ее естественно- научных представлений о картине мира;

-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

-формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

-освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

II. СОДЕРЖАНИЕ

Введение -1 час

Глава 1. Общая характеристика живых организмов - 10 часов

Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения и функции.

Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.

Демонстрация: Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.

Лабораторные работы

№1 Химический состав растительных организмов

№2 Строение растительной клетки

№3 Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.

№4 Ткани живых организмов.

Практические работы:

№1 Признаки живых организмов

№2 Чечевички – образования покровной ткани

Контрольная работа № 1 по теме «Общая характеристика живых организмов»

Глава 2. Многообразие живых организмов - 14 часов

Систематика живых организмов. Систематика – наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы классификации растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.

Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.

Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.

Биология – наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.

Демонстрация: Представители разных царств живой природы.

Практические работы:

№3 Определение систематической принадлежности видов растений и животных к более крупным группам.

№4 Особенности строения цветковых и споровых растений.

№5 Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.

№6 Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.

Лабораторные работы:

№5 Строение бактерий на примере сенной палочки.

№6 Разнообразие корневых систем цветковых растений.

№7 Строение цветка.

№8 Клубень – видоизмененный побег.

Контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов»

Тема 3. Основные жизнедеятельные функции организмов – 16ч.

Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений – фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной систем, пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.

Транспорт веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа, кровь, кровеносные сосуды и сердце.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды у насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.

Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткань. Позвоночник – опора и защита всего организма.

Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички и ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивное движение полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения Животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Рост и развитие живых организмов – важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Пряное и непрямое развитие.

Организм как единое целое. Растение - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой.

Демонстрация: Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.

Практические работы

№7 Питание комнатных растений.

№8 Изучение роли воздуха в прорастании семян.

№9 Чечевички и их роль в дыхании растений.

№10 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

№11 Передвижение растворов органических веществ по стеблю.

№12 Дыхание семян как доказательство обмена веществ.

№13 Передвижение дождевого червя.

№14 Вегетативное размножение растений.

№15 Образование и рост корней.

Лабораторные работы

№9 Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.

№10 Искусственное опыление сенполии.

Контрольная работа №3 по теме «Основные жизненные функции организмов»

Тема 4. Организмы и окружающая среда – 6 ч.

Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.

Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины сиены природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.

Демонстрации: Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязь животных организмов. Модели экологических систем, наглядные пособия, иллюстрирующие типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Практическая работа

№16 Природные сообщества

Повторение -1ч.

Итоговая годовая контрольная работа по теме «Живые организмы Земли»-1ч.

Резерв-2 часа.















III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п



Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

План

факт

Введение - 1 ч.

1

Введение. Правила техники безопасности

1



Тема 1. «Общая характеристика живых организмов» - 10 ч.

2

Чем живое отличается от неживого.

1



3

Практическая работа №1 «Признаки живых организмов»

1



4

Химический состав живого организма

1



5

Лабораторная работа №1 «Химический состав растительных организмов»

1



6

Клетка – основа жизни.

1



7

Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки»

1



8

Ткани. Лабораторная работа №3 «Изучение растительных тканей»

1



9

Практическая работа № 2 «Чечевички – образования покровной ткани»

Лабораторная работа №4 «Ткани животных организмов»

1



10

Органы и системы органов.

1



11

Контрольная работа №1 по теме «Общая характеристика живых организмов»

1



Тема 2. «Многообразие живых организмов» - 14 ч.

12

Систематика живых организмов

1



13

Основные царства живой природы

1



14

Практическая работа № 3 «Определение систематической принадлежности видов растений и животных к более крупным группам

1



15

Бактерии

1



16

Роль бактерий в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 5 «Строений бактерий на примере сенной палочки»

1



17

Растения.

1



18

Лабораторная работа № 6 «Разнообразие корневых систем цветковых растений

1



19

». Практическая работа № 4 «Особенности строения цветковых и споровых растений».




20

Лабораторная работа № 7 «Строение цветка». Лабораторная работа № 8 «Клубень – видоизмененный побег»

1



21

Животные.

1



22

Практическая работа № 5 «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок». Практическая работа № 6 «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака»

1



23

Грибы.

1



24

Обобщение. Биология – наука о живых организмах.

1



25

Контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов»

1



Тема 3. «Основные жизненные функции организмов»- 16 ч.

26

Питание и пищеварение.

1



27

Практическая работа № 7 «Питание комнатных растений».

1



28

Дыхание.

1



29

Практическая работа № 8 «Изучение роли воздуха в прорастании семян». Практическая работа № 9 «Чечевички и их роль в дыхании растений».

1



30

Транспорт веществ.

1



31

Практическая работа № 10 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» Практическая работа № 11 «Передвижение растворов органических веществ по стеблю»

1



32

Выделение. Лабораторная работа № 9 «Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях»

1



33

Обмен веществ и преобразование энергии. Практическая работа № 12 «Дыхание семян как доказательство обмена веществ»

1



34

Скелет – опора организма

1



35

Движение. Практическая работа № 13 «Передвижение дождевого червя»

1



36

Размножение (бесполое)

1



37

Практическая работа № 14 «Вегетативное размножение растений»

1



38

Размножение (половое). Лабораторная работа № 10 «Искусственное опыление сенполии»

1



39

Рост и развитие организмов. Практическая работа № 15 «Образование и рост корней»

1



40

Организм – как единое целое

1



41

Контрольная работа №3 по теме «Основные жизненные функции организмов»

1



Тема 4. «Организмы и окружающая среда» - 6 ч.

42

Среда обитания. Экологические факторы.

1



43

Природные сообщества .

1



44

Практическая работа №16 «Природные сообщества»

1



45

Значение живых организмов в природе

1



46

Человек и живые организмы

1



47

Охрана живых организмов и природных сообществ.

1



48

Повторение

1



49

Итоговая годовая контрольная работа по теме «Живые организмы Земли»

1



50-51

Резерв

2








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии для 6 класса

Автор: Нифакина Ирина Александровна

Дата: 30.11.2018

Номер свидетельства: 488400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа "Биология" (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaiaproghrammabiologhiia9klass"
    ["file_id"] => string(6) "339765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471474868"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Рабочая программа для 6 класса (по учебнику Пономаревой И.Н., концентрическая линия)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_dlia_6_klassa_po_uchebniku_ponomarevoi_i_n_kontsentricheskai"
    ["file_id"] => string(6) "565492"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607136312"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа "Биология. 7 класс" автор Н.И.Сонин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-biologhiia-7-klass-avtor-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "157441"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421593533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства