Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса»
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
Примерной рабочей программы по учебному предмету. Биология. 5-9 классы. ЛапшинаВ.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева А.М. М.: Академкнига/Учебник,2015г;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ – Первомайской ООШ, утвержденной приказом МБОУ – Первомайской ООШ от 28.08.2015 г. № 31
Учебник для общеобразовательных организаций. Соответствует ФГОС ООО. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Срок реализации рабочей программы: 2018 /2019 учебный год
В соответствии с учебным планом МБОУ – Первомайской ООШ рабочая программа рассчитана на51 учебных часов в год (1,5 ч/неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующихличностных результатов:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию: самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
-формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационны технологий (далее ИКТ-компетенции);
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
-формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития ее естественно- научных представлений о картине мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологическихэкспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
-формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
-освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
II. СОДЕРЖАНИЕ
Введение -1 час
Глава 1. Общая характеристика живых организмов - 10 часов
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения и функции.
Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.
Демонстрация: Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.
Лабораторные работы
№1 Химический состав растительных организмов
№2 Строение растительной клетки
№3 Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.
№4 Ткани живых организмов.
Практические работы:
№1 Признаки живых организмов
№2 Чечевички – образования покровной ткани
Контрольная работа № 1 по теме «Общая характеристика живых организмов»
Глава 2. Многообразие живых организмов - 14 часов
Систематика живых организмов. Систематика – наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы классификации растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.
Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.
Биология – наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.
Демонстрация: Представители разных царств живой природы.
Практические работы:
№3 Определение систематической принадлежности видов растений и животных к более крупным группам.
№4 Особенности строения цветковых и споровых растений.
№5 Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.
№6 Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.
Лабораторные работы:
№5 Строение бактерий на примере сенной палочки.
№6 Разнообразие корневых систем цветковых растений.
№7 Строение цветка.
№8 Клубень – видоизмененный побег.
Контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов»
Тема 3. Основные жизнедеятельные функции организмов – 16ч.
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений – фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной систем, пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.
Транспорт веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа, кровь, кровеносные сосуды и сердце.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды у насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткань. Позвоночник – опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички и ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивное движение полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения Животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитие живых организмов – важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Пряное и непрямое развитие.
Организм как единое целое. Растение - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой.
Демонстрация: Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Практические работы
№7 Питание комнатных растений.
№8 Изучение роли воздуха в прорастании семян.
№9 Чечевички и их роль в дыхании растений.
№10 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
№11 Передвижение растворов органических веществ по стеблю.
№12 Дыхание семян как доказательство обмена веществ.
№13 Передвижение дождевого червя.
№14 Вегетативное размножение растений.
№15 Образование и рост корней.
Лабораторные работы
№9 Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.
№10 Искусственное опыление сенполии.
Контрольная работа №3 по теме «Основные жизненные функции организмов»
Тема 4. Организмы и окружающая среда – 6 ч.
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины сиены природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
Демонстрации: Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязь животных организмов. Модели экологических систем, наглядные пособия, иллюстрирующие типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Практическая работа
№16 Природные сообщества
Повторение -1ч.
Итоговая годовая контрольная работа по теме «Живые организмы Земли»-1ч.
Резерв-2 часа.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
План
факт
Введение - 1 ч.
1
Введение. Правила техники безопасности
1
Тема 1. «Общая характеристика живых организмов» - 10 ч.
2
Чем живое отличается от неживого.
1
3
Практическая работа №1 «Признаки живых организмов»
1
4
Химический состав живого организма
1
5
Лабораторная работа №1 «Химический состав растительных организмов»
1
6
Клетка – основа жизни.
1
7
Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки»
1
8
Ткани. Лабораторная работа №3 «Изучение растительных тканей»
1
9
Практическая работа № 2 «Чечевички – образования покровной ткани»
Лабораторная работа №4 «Ткани животных организмов»
1
10
Органы и системы органов.
1
11
Контрольная работа №1 по теме «Общая характеристика живых организмов»
1
Тема 2. «Многообразие живых организмов» - 14 ч.
12
Систематика живых организмов
1
13
Основные царства живой природы
1
14
Практическая работа № 3 «Определение систематической принадлежности видов растений и животных к более крупным группам
1
15
Бактерии
1
16
Роль бактерий в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 5 «Строений бактерий на примере сенной палочки»
1
17
Растения.
1
18
Лабораторная работа № 6 «Разнообразие корневых систем цветковых растений
1
19
». Практическая работа № 4 «Особенности строения цветковых и споровых растений».
20
Лабораторная работа № 7 «Строение цветка». Лабораторная работа № 8 «Клубень – видоизмененный побег»
1
21
Животные.
1
22
Практическая работа № 5 «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок». Практическая работа № 6 «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака»
1
23
Грибы.
1
24
Обобщение. Биология – наука о живых организмах.
1
25
Контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов»
1
Тема 3. «Основные жизненные функции организмов»- 16 ч.
26
Питание и пищеварение.
1
27
Практическая работа № 7 «Питание комнатных растений».
1
28
Дыхание.
1
29
Практическая работа № 8 «Изучение роли воздуха в прорастании семян». Практическая работа № 9 «Чечевички и их роль в дыхании растений».
1
30
Транспорт веществ.
1
31
Практическая работа № 10 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» Практическая работа № 11 «Передвижение растворов органических веществ по стеблю»
1
32
Выделение. Лабораторная работа № 9 «Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях»
1
33
Обмен веществ и преобразование энергии. Практическая работа № 12 «Дыхание семян как доказательство обмена веществ»
1
34
Скелет – опора организма
1
35
Движение. Практическая работа № 13 «Передвижение дождевого червя»
1
36
Размножение (бесполое)
1
37
Практическая работа № 14 «Вегетативное размножение растений»
1
38
Размножение (половое). Лабораторная работа № 10 «Искусственное опыление сенполии»
1
39
Рост и развитие организмов. Практическая работа № 15 «Образование и рост корней»
1
40
Организм – как единое целое
1
41
Контрольная работа №3 по теме «Основные жизненные функции организмов»
1
Тема 4. «Организмы и окружающая среда» - 6 ч.
42
Среда обитания. Экологические факторы.
1
43
Природные сообщества .
1
44
Практическая работа №16 «Природные сообщества»
1
45
Значение живых организмов в природе
1
46
Человек и живые организмы
1
47
Охрана живых организмов и природных сообществ.
1
48
Повторение
1
49
Итоговая годовая контрольная работа по теме «Живые организмы Земли»