kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 5 класса по программе Пономаревой рассчитана на 1 час.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 5 класса»

Рабочая программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;

Программы курса биологии для 5-9 классов И.Н.Пономаревой, В.С.Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С.Суховой (М.:Вентана-Граф, 2017);

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ – Первомайской ООШ, утвержденной приказом МБОУ – Первомайской ООШ от 28.08.2015 г. № 31

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Пономарева И.Н., Николаев И. В., Корнилова О.А. Биология : 5 класс .- М.: Вентана –Граф , 2020

Учебник для общеобразовательных организаций. Соответствует ФГОС ООО. Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации.

Срок реализации рабочей программы: 2019 /2020 учебный год

В соответствии с учебным планом МБОУ – Первомайской ООШ рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов в год (1 ч/неделю)



























  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты -

система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира;

выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.); умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация).

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе, проявление интереса к познанию живых организмов, понимание учебных задач и стремление их выполнить, своей успешности при изучении темы.)

Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность):

- проявлять личностное (эмоциональное) отношение к живой природе;

- принимать ценности природного мира;

- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

- осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД - умения организовывать свою деятельность; отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи):

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

удерживать цель деятельности до получения её результата;

- осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с

учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Осуществлять действия по реализации плана:

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности):

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

- выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; взаимооценку учебного задания.

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся по усвоению учебного материала;

- в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

- отвечать на итоговые вопросы тем.


Коммуникативные УУД – умения общаться, взаимодействовать с людьми; способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи:

- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

-  различать особенности диалогической и монологической речи;

описывать объекты живой природы: передавать их характеристики,

используя выразительные средства языка;

- характеризовать качества, признаки объектов живой природы, относящие их к определённому классу (виду);

- характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведённой классификации;

- выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи (писать мини-сочинения (сообщения, небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

- формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата;

- высказывать и аргументировать своё мнение по заданным утверждениям;

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;

- учиться критично относиться к собственному мнению.

Понимать другие позиции (взгляды, интересы):

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- учитывать разные мнения; намерения и способы коммуникации партнёра;

- действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

- вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

- вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща:

устанавливать необходимые контакты с другими людьми;

организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, планировать функции участников, способы взаимодействия и т.д.);

- управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли;

обсуждать проблемные вопросы тем и курса биологии, работая в парах и малых группах: может ли человек прожить без других живых организмов; стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника; роль органов животного в его жизнедеятельности; рисунки, иллюстрирующие методы исследования природы; способы оформления результатов исследования; причины сокращения лесов; состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу; ценность биологического разнообразия для природы и человека; планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.);

стремиться к сотрудничеству с учителем, сверстниками в рамках учебного диалога, при работе в группах, в поиске и сборе информации;

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.


Познавательные УУД – умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире; система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;

- проверять информацию;

самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

 применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

сопоставлять и отбирать информацию о живых организмах, полученную из различных источников (научно-популярная литература, энциклопедии, биологические словари, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

Выполнять универсальные логические действия:

структурировать знания;

- выполнять анализ (анализировать текст и рисунки учебника, результаты опытов, элементарных исследований; анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях; изображение внутреннего строения лишайника; пути расселения человека по карте материков Земли; выделять признаки живых организмов; главные особенности строения растительной и животной клеток, бактерий, грибов используя рисунки учебника; существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания);

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием: схем, таблиц);

- различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, описание, эксперимент, или опыт, сравнение, моделирование);

- выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов живой природы в процессе их рассматривания (наблюдения);

- выбирать основания для сериации, классификации объектов живой природы;

- выбирать основания для сравнения проявлений свойств живого и неживого; увеличения лупы и микроскопа; животной и растительной клетки; роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; цветковых и голосеменных растений; значения удлинённых и укороченных побегов у хвойных растений (на примере сосны); строения тела амёбы с клеткой эукариот; передвижения двух-трёх особей инфузорий; расположения и размеров материков Земли по карте, приведённой в учебнике; внешнего вида раннего человека с обезьяной и современным человеком;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- выстраивать логическую цепь рассуждений;

- доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе;

- выдвигать предположения о функциях частей цветкового растения;

- относить объекты к известным понятиям;

- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;

- использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму:

- представлять информацию в виде текста, таблиц, схем, графиков, иллюстраций, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

- составлять простой и сложный план текста;

- работая и с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Предметные результаты –

освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Знания: структуры учебника, целей и задач курса; определения науки биологии; об отличии живых тел от тел неживой природы; о признаках живого: клеточном строении (кроме вирусов), наличии органических веществ, обмене веществ и энергии с окружающей средой (питание, дыхание, выделение), движении, раздражимости, саморегуляции, росте и развитии, размножении; понятия об организме как единице живой природы; о значении согласованной работы органов; общих методов изучения природы: наблюдении, описании измерении, эксперименте, или опыте; методов изучения природы в лабораторных условиях: сравнении и моделировании; об увеличении, получаемом с помощью ручной и штативной луп; правил работы с микроскопом; клеточного строения живых организмов; частей и органоидов клеток (клеточной мембране, цитоплазме, ядре, вакуолях, клеточной стенки у растительных, грибных, бактериальных клеток), их функций; понятия о тканях; тканей животных и растений, их функций; химических веществ клетки: неорганических (воды, минеральных солей) и органических (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот), их значения для жизни организма и клетки; основных процессов, происходящих в живой клетке: движении цитоплазмы, обмене веществ (питании, дыхании, выделении), росте и развитии, делении (размножении); главных событий процесса деления клетки; значения взаимосвязанной работы частей и органоидов клетки, обусловливающей её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы; имён и портретов конкретных учёных-естествоиспытателей, областей науки, в которых они работали, сущности их открытий; имён отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии; основных таксонов классификации – «царство» и «вид»; отличительных признаков представителей разных царств живой природы; мер профилактики вирусных заболеваний; особенностей строения и процессов жизнедеятельности бактерий; понятий о прокариотах, эукариотах, автотрофах, гетеротрофах; роли бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы, снабжение атмосферы кислородом цианобактериями; болезнетворных бактерий, вызывающих отравления и инфекционные заболевания человека и животных; средств борьбы с болезнетворными бактериями; наиболее распространённых растений своей местности; роли растений в природе и жизни человека; терминов «корень», «побег», «цветковые растения», «голосеменные растения», «мхи», «папоротники», «хвощи», «плауны», «споры», «водоросли», «слоевище»; признаков растений разных групп; отличий между растительной и бактериальной клетками; особенностей животных – гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств; особенностей одноклеточных и многоклеточных животных; роли животных в природе и в жизни человека; общей характеристики грибов; одноклеточных и многоклеточных грибов; наличие у грибов признаков растений и животных; о строении тела гриба (грибницы, образованной гифами); типов питания и размножения грибов; значения терминов «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», «антибиотик», «пенициллин»; строения шляпочных, плесневых грибов, дрожжей; съедобных и ядовитых грибов ; правил сбора и употребления грибов в пищу; грибов-паразитов растений, человека и животных, их влияния на урожай культурных растений здоровье человека и животных; роли грибов в природе: участии в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком; общей характеристики лишайников, их многообразия, значения, местообитания, внешнего и внутреннего строения, питания, размножения; значения лишайников в природе и жизни человека; животных и растений, вредных для человека: грызунов, насекомых, сорных растений; живых организмов, полезных для человека: лекарственных растений и некоторых плесневых грибов, используемых в пищу; животных, уничтожающих вредителей лесного и сельского хозяйства; взаимосвязи полезных и вредных видов в природе; значения биологического разнообразия в природе и в жизни человека; многообразия условий обитания на планете; сред жизни организмов; особенностей водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред; примеров организмов – обитателей этих сред жизни; условий, влияющих на жизнь организмов в природе – экологических факторах среды; о факторах неживой природы, факторах живой природы и антропогенных; примеров экологических факторов; о влиянии среды на организмы; о приспособленности организмов к условиям своего обитания; примеров приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы; о биологической роли защитной окраски у животных, яркой окраске и аромата цветков, наличия соцветий у растений; о пищевых связях в экосистеме; понятия о круговороте веществ в природе, о природном сообществе как совокупности организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды; примеров природных сообществ; понятия природной зоны; различных типов природных зон: влажного тропического леса, тайги, тундры, широколиственного леса, степи; природных зон России, их обитателей; о редких и исчезающих видах природных зон, требующих охраны; понятия о материке как части суши, окружённой морями и океанами; о многообразии живого мира нашей планеты; об открытии человеком новых видов организмов; своеобразия и уникальности живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды; условий жизни организмов в водной среде - на мелководье, средних глубинах и на дне; обитателей мелководий - ската и камбалы; об обитателях средних глубин: быстро плавающих и планктонных; прикреплённых организмов: устриц, мидий, водорослей; о жизни организмов на больших глубинах; о проявлении приспособленности организмов к условиям обитания; когда и где появился человек; о предках Человека разумного: австралопитека, человека умелого, кроманьонца, родственника человека современного типа – неандертальца; об орудиях труда человека умелого; об образе жизни кроманьонца: постройке жилищ, охоте, собирательстве, использовании огня; биологических особенностей современного человека: большого объёма головного мозга, общения с помощью речи, творческой и мыслительной деятельности; о земледелии и скотоводстве; о деятельности человека в природе в наши дни; об изменении человеком окружающей среды, приспособлении её к своим нуждам (вырубке лесов под поля и пастбища, охоте, уничтожении дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий); об осознании современным человеком роли своего влияния на природу; о ценности лесопосадок; о взаимосвязи процессов, происходящих в живой и неживой природе; причин исчезновения многих видов животных и растений; видов, находящиеся на грани исчезновения; о проявлении современным человечеством заботы о живом мире; мероприятий по восстановлению численности редких видов и природных сообществ: создании Красной книги, заповедников, заказников, памятников природы, национальных парков; о ценности разнообразия живого мира; обязанностей человека перед природой; примеров участия школьников в деле охраны природы; результатов бережного отношения к природе; примеров увеличения численности отдельных видов; о расселении редких видов на новых территориях; правил поведения в природе.

Умения:

Объяснять назначение увеличительных приборов; функции тканей животных и растений; значение неорганических и органических веществ для организма; сущность терминов «обмен веществ», «классификация», «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты», «симбиоз», «спора», «пищевая цепь», «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество», «природная зона», «местный вид»; роль животных в жизни человека и в природе; необходимость охраны редких видов и природы в целом; воздействие на организм обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов; роль различных организмов в круговороте веществ; роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе; особенности животных разных природных зон; роль Красной книги в охране природы; причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб; роль речи и общения в формировании современного человека; значение Красной книги, заповедников.

Давать определение наукам биологии, систематике; терминам «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень»; понятий «экологический фактор», «фактор живой природы», «фактор неживой природы», «антропогенный фактор» .

Называть свойства живых организмов; части микроскопа; части клетки, ткани животных и растений по рисункам учебника; области науки, в которых работали конкретные учёные; отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов; основные части клеток простейших; многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника; факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных; части гриба; знакомые виды грибов; примеры сезонных изменений у организмов; элементы круговорота веществ; животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи; примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника; животных, истреблённых человеком; примеры животных, нуждающихся в охране.

Рассказывать о своих встречах с грибами в лесу; о собственном наблюдении действия факторов природы; о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами.

Характеризовать задачи, стоящие перед учёными-биологами; биологическое значение обмена веществ для организма; методы изучения живой природы; увеличение лупы и микроскопа; назначение частей клетки; ткани животных и растений по рисункам учебника; вид как наименьшую единицу классификации; разнообразие форм бактерий по рисунку учебника; важную роль бактерий в природе; использование процесса брожения в народном хозяйстве; главные признаки растений; мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения; значение растений разных систематических групп в жизни человека; особенности строения хвоинки; простейших по рисункам учебника; питание грибов; строение шляпочных грибов; значение лишайников в природе и жизни человека; особенности условий сред жизни на Земле; организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника; роль человека в природе как антропогенного фактора; приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника; значение природного сообщества для жизни его обитателей; природные зоны России по карте, приведённой в учебнике; расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике; особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания; условия обитания на больших глубинах океана; особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев; существенные признаки современного человека; запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа; рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

Описывать различия простейших, называя части их тела; внешнее строение тела гриба; строение плесневых грибов по рисунку учебника; свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях; разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника; внешний вид раннего предка человека; особенности строения тела и условия жизни кроманьонца по рисунку учебника.

Оценивать значение питания, дыхания, размножения; роль человека в сохранении местных видов на Земле; роль планктона для других живых организмов; роль деятельности человека в природе.

Различать методы изучения живой природы; ручную и штативную лупы; отдельные клетки, входящие в состав ткани; неорганические и органические вещества клетки; свойства прокариот и эукариот; части цветкового растения на рисунке учебника; беспозвоночных и позвоночных животных; съедобные и ядовитые грибы; типы лишайников на рисунке учебника; различать действие факторов среды на организм; особенности животных разных природных зон.

Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп; расположение почек на побеге цветкового растения; количество хвоинок на побеге; место царства Грибы среди эукариот; понятие «пищевая цепь».

Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды; действие факторов среды на организмы; взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности.

Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку; свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных; природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных; позвоночных животных; обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов; редких растений и животных, охраняемых государством; деятельности человека в природе; негативного воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и др.; заботливого отношения к растениям и животным.

Формулировать выводы о значении взаимодействия органов живого организма; о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества; о значении бактерий; многообразии побегов у растений; на основе строения амёбы с клеткой эукариот; значении движения для животных; о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

Аргументировать вывод о том, что клетка – живая система (биосистема); деятельность человека в природе как антропогенный фактор; приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания; необходимость охраны природы.

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Находить части микроскопа; различия между животной и растительной клетками; различные побеги у сосны.

Готовить микропрепараты культуры инфузорий, плесневого гриба мукора.

Использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами (микроскопом, лабораторным оборудованием).

Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы; живые организмы под микроскопом при малом увеличении; изображение живого организма и выявлять его органы, их функции; на рисунках учебника изображения животных и растений, процесс деления клетки; схему царств живой природы; изображения организмов планктона на рисунках учебника.

Рассматривать и пояснять рисунки учебника.

Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя; за движением инфузорий, отмечать скорость и направление движения.

Зарисовывать в тетради клетки; схему побега; общий облик инфузории; плесневого гриба мукора.

Рисовать (моделировать) схему строения клетки; схему круговорота веществ в природе.

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.





  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Биология – наука о живом мире -8 ч.

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химический состав клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы

Великие естествоиспытатели

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2«Знакомство с клетками растений».

Демонстрация

  • Обнаружение воды в живых организмах;

  • Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;

  • Обнаружение белков, углеводов, жиров в растительных организмах.

Раздел 2. Многообразие живых организмов -10 ч.

Царства живой природы

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Животные

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.

Лишайники

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением побегом растения».

Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».

Демонстрация

  • Гербарии различных групп растений.

Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля – 8ч.

Среды жизни планеты Земля

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Раздел 4. Человек на планете Земля- 7 ч.

Как появился человек на Земле

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменял природу

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Итоговый контроль



Резерв

Экскурсия. «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето.

































III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



уро-ка

Тема уроков

Кол-во

часов

Дата проведения


план

факт

Глава 1. Биология – наука о живом мире. - 8 ч

1

Наука о живой природе.

1



2

Свойства живого

1



3

Методы изучения природы.

1



4

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

1



5

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

1



6

Химический состав клетки.

1



7

Процессы жизнедеятельности клетки

1



8

Подведем итоги

1



Глава 2. Многообразие живых организмов -10 ч.

9

Царства живой природы.

1



10

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1



11

Значение бактерий в природе и для человека.

1



12

Растения.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»

1



13

Животные.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

1



14

Грибы.

1



15

Многообразие и значение грибов

1



16

Лишайники.

1



17

Значение живых организмов в природе и жизни человека

1



18

Подведем итоги.

1



Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля -8 ч.

19

Среды жизни планеты Земля.

1



20

Экологические факторы среды

1



21

Приспособления организмов к жизни в природе

1



22

Природные сообщества.

1



23

Природные зоны России.

1



24

Жизнь организмов на разных материках.

1



25

Жизнь организмов в морях и океанах.

1



26

Подведем итоги.

1



Глава 4. Человек на планете Земля -7 ч.

27

Как появился человек на Земле.

1



28

Как человек изменял природу.

1



29

Важность охраны живого мира планеты.

1



30

Сохраним богатство живого мира. Защита проектов «Человек и природа»

1



31

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов»

1



32

Итоговый урок

1



33

Задания на лето.

1



34

резерв

1




Итого

34 ч






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии для 5 класса

Автор: Нифакина Ирина Александровна

Дата: 16.10.2019

Номер свидетельства: 522856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа "Биология" (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaiaproghrammabiologhiia9klass"
    ["file_id"] => string(6) "339765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471474868"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Рабочая программа для 6 класса (по учебнику Пономаревой И.Н., концентрическая линия)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_dlia_6_klassa_po_uchebniku_ponomarevoi_i_n_kontsentricheskai"
    ["file_id"] => string(6) "565492"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607136312"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа "Биология. 7 класс" автор Н.И.Сонин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-biologhiia-7-klass-avtor-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "157441"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421593533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства