kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 10 класса»

СОГЛАСОВАНО

Протокол педагогического совета

№____от«___» _______2019

УТВЕРЖДАЮ

приказ №____от«___» _______2019

Директор МОУ СОШ №20

___________________________




Рабочая программа

по Биологии

(базовый уровень)

10 А класс

на 2019-2020 учебный год



Учебных недель - 34

Часов в неделю - 2

Часов в год - 68





Составитель: Соловьев Сергей Михайлович

учитель биологии и химии

первой категории







Г.о. Подольск

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты (УУД):

Обучающиеся научатся:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

  • формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;

  • формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия;

  • уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

  • основ правовой культуры в области использования информации;

Обучающиеся получит возможность:

  • формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды;

  • формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов.


Метапредметные результаты освоения биологии:

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

Обучающийся получит возможность:


-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели;

  • умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;

  • умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата;

  • умение использовать различные средства самоконтроля.

Обучающийся получит возможность научится:

  • формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач;

  • формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным.

             Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи;

  • умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива;

  • умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения,  толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации;

  • формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

  • умение использовать информацию с учётом этических и правовых норм;

  • формирование умений использования иронии, самоиронии и юмора в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научится:

  • формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.


Предметные результаты освоения биологии:

Обучающийся научится:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

•  выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

•  приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

•  знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

•  анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

•  знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

•  соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

•  освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

•  выявление эстетических достоинств объектов живой природы

Обучающийся получит возможность научится:

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.



Биология: 10 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций: базовый уровень; под ред. Д.К.Беляева и Г.М.Дымшица.-6-е изд.-М.:Просвещение,2019.


Тематическое планирование

Содержание темы

Всего часов

Лабораторные работы



1



2

3





4

Раздел I. КЛЕТКА – ЕДИНИЦА ЖИВОГО (16часов).

Тема 1. Химический состав клетки.

(5ч.)

Тема 2. Структура и функции клетки. (4ч.)

Тема 3. Обеспечение клеток энергией.

(3ч.)

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.

(4ч.)

5





4

3





4





№1

№2,№3





тестирование



5

6


Раздел II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6часов)

Тема 5. Размножение организмов. (4ч.)

Тема 6. Индивидуальное развитие (2ч.)

6

4

2






7

8

9

Раздел III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (12часов)

Тема 7. Основные закономерности наследственности. (5 ч.)

Тема 8. Закономерности изменчивости. (4ч.)

Тема 9. Генетика и селекция. (3ч.)

12



5

4

3





Пр.Р.

Л.Р№4,№5.

письменная


Итого за учебный год

68

5


Содержание рабочей программы

Общая биология 10 класс 68 часа (2 час в неделю)

Раздел I КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО (16 ч)

Тема 1. Химический состав клетки (5 ч)

Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Л. Р №1. Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях.

Тема 2. Структура и функции клетки (4 ч) Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты

Л.Р.№2 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Л.Р.№3:«Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (3 ч) Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (4 ч) Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИДа. Демонстрации: схемы, таблицы, пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».

Раздел II РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 ч)

Тема 5. Размножение организмов (4 ч) Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2 ч) Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое. Демонстрации Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).

Раздел III ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (12 ч)

Тема 7. Основные закономерности наследственности (5 ч) Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.

Практическая работа. «Решение генетических задач»

Тема 8. Закономерности изменчивости (4 ч) Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Лабораторная работа №4. Фенотипы местных сортов растений.

Лабораторная работа №5 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой (на примере гербарных образцов или живых листьев деревьев, крупных семян растений, клубней, луковиц и т. п. или на примере сравнения антропометрических показателей школьников).»

Тема 9. Генетика и селекция (3 ч) Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование. Демонстрации Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).



Календарно – тематическое планирование

п/п

Содержание (Раздел, тема)

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение.

Основные признаки живых организмов.




2

Клетка – единица живого (7часов)

Химическая организация клетки. Неорганические

вещества клетки.



3

Углеводы, липиды



4

Органические вещества клетки. Белки, строение белков.



5

Функции белков. Л. Р №1. Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях.



6

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты



7

АТФ и другие органические соединения.




8

Обобщающий урок по теме.

Тестовая работа.




9

Структура и функции клетки (9часов)

Клеточная теория .



10

Строение и функции прокариотической клетки.



11

Структурно-функциональная организация эукариот.



12

Мембранный принцип организации. Цитоплазма. Органеллы цитоплазмы.



13

Мембранный принцип организации. Цитоплазма. Органеллы цитоплазмы.



14

Структуры клеточного ядра.



15

Лабораторная р.№2 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.



16

Лабораторная р №3. Строение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток под микроскопом.



17

Обобщающий урок по теме:

«Строение и функции клеток».

Тестовая контрольная работа.




18

Энергетическое обеспечение клетки (7часов)

Обмен веществ



19

Фотосинтез.



20

Обеспечение клеток энергией за счет окисление органических веществ без участие кислорода.



21

Биологическое окисление при участии кислорода.



22

Биологическое окисление при участии кислорода.



23

. Обобщающий урок по теме: «Энергетическое обеспечение клеток».

Тестовая работа.





24

Наследственная информация и реализация ее в клетке (8 часов)

Генетическая информация. Удвоение ДНК.





25

Образование и-РНК по матрице ДНК.



26

Генетический код.



27

Генетический код.



28

Биосинтез белка.

Решение задач по молекулярной биологии.



29

Регуляция транскрипции и трансляции.



30

Вирусы.



31

Генная и клеточная инженерия.

Обобщающий урок

Тестовая контрольная работа.




32

Размножение и развитие организмов (4часа)

Деление клетки. Митоз



33

Бесполое и половое размножение организмов.



34

Бесполое и половое размножение организмов.



35

Образование

половых клеток и оплодотворение.




36

Индивидуальное развитие организмов (3часа). Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов



37

Организм как единое целое.



38

Обобщающий урок

По теме.

Тестовая работа.




39

Основы генетики и селекции (12часов)

История развития генетики.



40

Моногибридное скрещивание. Законы Менделя.



41

Моногибридное скрещивание. Законы Менделя.



42

Дигибридное скрещивание.

Решение задач по генетике.



43

Дигибридное скрещивание.

Решение задач по генетике.



44

Сцепленное наследование генов.



45

Генетика пола.

Практическая работа. Решение генетических задач.



46

Генетика пола.

Практическая работа. Решение генетических задач.



47

Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность.



48

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признаков.



49

Повторение по теме

«Основы генетики и селекции»



50

Обобщающий. урок

Тестовая работа.




51

Основные закономерности изменчивости (7часов)

Модификационная и наследственная изменчивость.



52

Лабораторная р №4. Фенотипы местных сортов растений.



53

Лабораторная р №5. Изменчивость, построение

вариационного ряда и вариационной кривой.



54

Мутационная изменчивость



55

Наследственная изменчивость человека.



56

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.



57

Обобщающий урок. Тестовая работа.



58

Одомашнивание как начальный этап селекции.



59

Методы современной селекции.



60

Полиплоидия , отдаленная гибридизация.



61

Искусственный мутагенез и его значение в селекции..



62

Селекции растений.



63

Селекция животных,

достижения



64

Достижения биотехнологии.



65

Обобщающий урок. Тестовая контрольная работа.



66

Повторение

Методы современной селекции.



67

Достижения биотехнологии



68

Проектные технологии. Подведение итогов за год






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии для 10 класса

Автор: Соловьев Сергей Михайлович

Дата: 30.08.2019

Номер свидетельства: 518784

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа "Биология" (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaiaproghrammabiologhiia9klass"
    ["file_id"] => string(6) "339765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471474868"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Рабочая программа для 6 класса (по учебнику Пономаревой И.Н., концентрическая линия)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_dlia_6_klassa_po_uchebniku_ponomarevoi_i_n_kontsentricheskai"
    ["file_id"] => string(6) "565492"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607136312"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа "Биология. 7 класс" автор Н.И.Сонин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-biologhiia-7-klass-avtor-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "157441"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421593533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства