kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе выделены обобщающие уроки по темам, что способствует систематизации знаний и умений обучающихся и подготовки к сдачи ЕГЭ.

Изучение биологии в 10-11 классах осуществляется  по учебно-методическому комплексу В.В. Пасечника, который соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Представлено КТП по биологии для 10 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 10-11 классов»

Рабочая программа

среднего (полного) общего образования

по биологии 10 - 11 классы

(базовый уровень)


1. Пояснительная записка:

Изучение биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне направленно на достижение следующих целей:

- Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе: выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира: методах научного назначения;

- Овладение умениями обосновать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий: проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядах, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью, уважение к мнению оппоненты при обсуждении биологических проблем;

- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровых других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правила поведения в природе.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта дает распределение учебных часов по разделам курса в 10-11 классах, и рекомендуемую последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор лабораторных работ выполняемых учащимися. Такой подход соответствует познавательным возможностям учащихся соответствующего возраста.

В рабочей программе выделены обобщающие уроки по темам, что способствует систематизации знаний и умений учащихся и подготовки к сдачи ЕГЭ.

Изучение биологии в 10-11 классах осуществляется по учебно-методическому комплексу В.В. Пасечника, который соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Согласно стандарту среднего (полного) общего образования (базовый уровень) изучение биологии в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жиз­недеятельности и средообразуюшей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах позна­ния живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать инфор­мацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологи­ческие эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности но отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В рабочей программе среднего общего образования по биологии 10-11 классы предусмотрено формирование ключевых компетенций. Ключевые компетенции подразделяются на общепредметные и предметные


Ключевые компетенции

Общепредметные компетенции

Предметные компетенции, реализуемые в рамках школьного курса биологии

Общекультурные

Ответственность отдельного человека перед обществом

Соблюдение правил поведения в природе и участие в мероприятиях по ее охране

Понимание последствий бездумного использования природных ресурсов

Учебно-познавательные

Умение добывать знания на ос наблюдения за объектами или проводить исследования

Умение пользоваться микроскопом, школьным биологическим оборудованием

Систематизация и анализ объектов познания

Распознавание клеток и органоидов клеток растений, животных и человека

Установление взаимосвязи систем и процессов

Установление взаимообусловленности форм изучаемого объекта и его функции


Выявление причинно-следственных связей

Выявление связей в природных процессах и явлениях

Социально-трудовые

Забота о собственном здоровье

Обоснование отрицательного воздействия вредных привычек на организм человека

Рабочая программа по биологии соответствует примерной программе среднего общего образования по биологии 10-11 классы и рассчитана: 10 класс – 35часов, 11класс – 35часов, из расчета 1 учебный час в неделю



2. Содержание учебного предмета:

10 класс

РАЗДЕЛ 1

Биология как наука. Методы научного познания (4часа)

Тема 1.1.Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 часа)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Методы ис следования в биологии. Роль биологических те­орий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 1.2.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (2 часа)

Сущность жизни и свойства живого. Уровни ор­ганизации живой материи. Биологические систе­мы*. Методы познания живой природы.

Демонстрация

Портреты ученых.

Схемы: «Связь биологии с другими науками»,

«Система биологических на­ук»,

«Биологические системы»,

«Уровни организа­ции живой природы»,

«Свойства живой материи»,

«Методы познания живой природы».


РАЗДЕЛ 2

Клетка (10 часов)

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная те­ория и ее основные положения. Роль клеточной те­ории в становлении современной естественнонауч­ной картины мира. Методы цитологии.

Тема 2.2.

Химический состав клетки (4 часа)

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Тема 2.3. Строение клетки (3 часа)

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (2 час)

ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение пос­тоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

*Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки учащихся.

Тема 2.5. Вирусы (1 час)

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры про­филактики распространения вирусных заболева­ний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация

Таблицы «Строение молекулы белка»,

«Строение молекулы ДНК»,

«Строение мо­лекулы РНК»,

«Строение клетки»,

«Строение кле­ток прокариот и эукариот»,

«Строение вируса»,

«Хромосомы»,

«Характеристика гена»,

«Удвоение молекулы ДНК».

Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и живот­ных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.


РАЗДЕЛ 3

Организм (19 часов)

Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)

Организм — единое целое. Многообразие орга­низмов. Одноклеточные, многоклеточные и коло­ниальные организмы.

Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов (2 часа)

Обмен веществ и превращения энергии — свой­ство живых организмов. Особенности обмена ве­ществ у растений, животных, бактерий.

Тема 3.3. Размножение (4 часа)

Размножение — свойство организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у живот­ных.

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)

Индивидуальное развитие организма (онтоге­нез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктив­ное здоровье. Последствия влияния алкоголя, ни­котина, наркотических веществ на развитие заро­дыша человека.

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (7 часов)

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая термино­логия и символика. Закономерности наследова­ния, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные пред­ставления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчи­вость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. На­следование признаков у человека. Половые хромо­сомы. Сцепленное с полом наследование. Наследст­венные болезни человека, их причины и профилак­тика.

Тема 3.б. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3 часа)

Генетика — теоретическая основа селекции. Се­лекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах много­образия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искус­ственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование че­ловека).

*Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки учащихся.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов

«Многообразие организ­мов»,

«Обмен веществ и превращения энергии в клетке»,

«Фотосинтез»,

«Деление клетки (митоз, мейоз)»,

«Способы бесполого размножения»,

«По­ловые клетки»,

«Оплодотворение у растений и животных»,

«Индивидуальное развитие орга­низма»,

«Моногибридное скрещивание»,

«Дигибридное скрещивание»,

«Перекрест хромосом»,

«Неполное доминирование»,

«Сцепленное наследо­вание»,

«Наследование, сцепленное с полом»,

«На следственные болезни человека»,

«Влияние алко­голизма, наркомании, курения на наследствен­ность»,

«Мутации»,

«Модификационная изменчи­вость»,

«Центры многообразия и происхождения культурных растений»,

«Искусственный отбор»,

«Гибридизация»,

«Исследования в области биотех­нологии».

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей че­ловека и других млекопитающих как доказатель­ство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружаю­щей среде (косвенно) и оценка возможных послед­ствий их влияния на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.


11 класс

Раздел 4

Вид (20 часов)

Тема 4.1 История эволюционных идей (4 часа)

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 4.2Современное эволюционное учение (9 часов)

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический процесс и биологический регресс

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле. (3 часа)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Тема 4.4 Происхождение человека (4 часа)

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов: «Критерии вида», «Популяция – структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного вида», «Эволюция животного вида», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас».

Лабораторные и практические работы:

Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Раздел 5

Экосистемы (11 часов)

Тема 5.1.Экологические факторы (3 часа)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Тема 5.2. Структура экосистем (4 часа)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (2часа)

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

Тема 5.4. Биосфера и человек (2 часа)

Биосфера и человек. Глобальные и экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

*Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки учащихся.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов:

«Экологические факторы и их влияние на организмы»,

«Биологические ритмы»,

«Межвидовые отношения: паразитизм,

хищничество, конкуренция, симбиоз»,

Ярусность растительного сообщества»,

«Экологическая пирамида»,

«Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме»,

«Экосистема»,

«Агроэкосистема», «Биосфера»,

«Круговорота углерода в биосфере»,

«Биоразнообразие»,

«Глобальные экологические проблемы»,

«Последствия деятельности человека в окружающей среде»,

« Биосфера и человек»,

«Заповедники и заказники России»

Лабораторные и практические работы:

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Составление схем передачи веществ и энергии (Цепей питания).

Сравнительная характеристика природных экосистем на биологических моделях.(аквариум). Решение экологических задач.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Экскурсия.

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)

Заключение (1 час)

Резерв времени – 5 часов


3. Учебно-тематический план


10 Класс

11 Класс

П/П

Тема курса.

Кол-во часов

Тема курса.

Кол-во часов

1

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

Тема1.1. Биология, как наука. Методы научного познания.


4


2

Раздел 4. Вид.


Тема 4.1. История эволюционных идей.

20


4


Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи



2

Тема 4.2. Современное эволюционное учение.


9

2

Раздел 2. Клетка.

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория.

10



Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле


3


Тема 2.2. Химический состав клетки.

4

Тема 4.4. Происхождение человека.

4


Тема 2.3. Строение клетки

3

Раздел 5.

Тема 5.1. Экологические факторы

11

3


Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке

1

Тема 5.2. Структура экосистем

4


Тема 2.5. Вирусы.

1

Тема 5.3. Биосфера- глобальная экосистема.

2

3

Раздел 3.Организм

Тема 3.1. Организм - единое целое. Многообразие живых организмов

19+1 (р)


1

Тема 5.4. Биосфера и человек.

2+1(р)


Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов



2+1(р)

Заключение

1+2(р)


Тема 3.3. Размножение

4




Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

2




Тема 3.5. Наследственность и изменчивость

7




Тема 3.6. Генетика- теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.


3




Обобщение по биологии 10 класса

1(р)




Итого:

35

Итого:

35


Практическая часть рабочей программы


Количество часов в рабочей программе

Практическая часть

Количество лабораторных работ

Количество практических работ

Количество экскурсий

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

35

35

5

5

3

7

0

2


Распределение практической части в календарно-тематическом планировании

рабочей программы

10 класс

Урок

Раздел (тема)

Тема урока

Практическая

часть

Примечание

п/п

в разделе (теме)

20

9

Тема 1.2.

Клеточный

уровень

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

Л.Р.№1 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

Оценочная

38

13

Тема 1.3.

Организменный уровень

Выявление изменчивости организмов

Л.Р. №2 «Выявление изменчивости организмов»

Оценочная

40

1

Тема 1.4.

Популяционно-видовой уровень

Вид, его критерии

Л.Р. «Изучение морфологического критерия вида»

Обучаемая

44

2

Тема 1.5.

Экосистемный уровень

Популяция

Экскурсия «Изучение и описание экосистемы своей местности»

Обучаемая

46

4

Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

Экскурсия 1 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

Оценочная

49

7

Агроэкосистема своей местности (парк, сад, сквер, поле, пруд)

Экскурсия 2

«Агроэкосистема своей местности» (сквер «Алое поле»

Оценочная

50

8

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Экскурсия 3

«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»

Оценочная

52

2

Тема 1.6.

Биосферный уровень

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Л.Р. №3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Оценочная

57

4

Раздел 2

Эволюция

Приспособленность и ее относительность.

Л.Р. №4 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

Оценочная

61

8

Причины многообразия видов в природе

Экскурсия 4

«Причины многообразия видов в природе»

Оценочная

66

5

Раздел 3

Возникновение и развитие жизни

Доказательства эволюции

Л.Р. «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

Обучаемая

68

7

Эволюция органического мира

Экскурсия

«Эволюция органического мира» (Краеведческий музей, отдел палеонтологии)

Обучаемая

11 класс

Урок

Раздел (тема)

Тема урока

Практическая

часть

Примечание

п/п

в разделе (теме)

5

1

Раздел 4

Тема 4.2.

Современное эволюционное учение

Вид, его критерии

Л.Р.№1 «Описание особей по морфологическому критерию»

Оценочная

7

4

Тема 4.2.

Современное эволюционное учение

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

Л.Р. №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Оценочная

8

4

Тема 4.2.

Современное эволюционное учение

Возникновение адаптации и их относительный характер

Л.Р№3. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Обучаемая

10

6

Тема 4.2.

Современное эволюционное учение

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

Экскурсия: Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)

Обучаемая

26

3

Раздел 5

Экосистемы

Тема 5.2.

Структура экосистем

Причины устойчивости и смены экосистем.

Л.р.№4. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Л.Р.№5. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Оценочная


4. Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате из учения биологии ученик должен знать/понимать

  • признаки биологических объектов, живых организмов, генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий, популяций; экосистем и агроэкосистем. биосферы,

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питать дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах:

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи ор­ганизмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы: необходимость защиты окружающей среды, родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе, взаимосвязи человека и окружающей среды: зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и из­менчивости, проявления наследственных заболеваний: роль гормонов и витаминов в организме:

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

-распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, орга­низмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе срав­нения;

-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематиче­ской группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических слова­рях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходи­мую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных тех­нологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами:

ВИЧ-инфекции.


5. Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей

НРЭО отражают природно-климатические, экологические, социально-экономические особенности Челябинской области. В соответствии с областным базисным учебным планом 10% учебного времени в 10,11 классах отведены на реализацию НРЭО, которые преподаются диффузно.


Количество часов в рабочей программе

Региональный компонент

(количество уроков)

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

35

35

5

4



10 класс

Урок

п/п

урока

в теме

(разделе)

Раздел (тема)

Тема урока в разделе (теме)

Тематика НРЭО

14

1

Раздел 2

Клетка

Тема 2.5. Вирусы

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний

Статистика вирусных заболеваний

20

3

Раздел 3

Организм

Тема 3.3.

Размножение

Половое размножение


29

6

Тема 3.5

Наследственность и изменчивость

Значение генетики для медицины и селекции


30

7

Тема 3.5

Наследственность и изменчивость

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Наследование признаков у человека


31

1

Тема 3.6

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор



11 класс

Урок

п/п

урока

в теме

(разделе)

Раздел (тема)

Тема урока в разделе (теме)

Тематика НРЭО

5

1

Тема 4.2. Современное эволюционное учение

Вид, его критерии.

Описание особей вида по

морфологическому критерию (на примере растений Чел. области.)

7

3

Тема 4.2. Современное эволюционное учение

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере растений выращенных на пришкольном участке)

8

4

Тема 4.2. Современное эволюционное учение

Возникновение адаптации и их относительный характер.

Выявление приспособлений у организмов к среде

обитания(на примере растений Чел. области (озеро, лес, поле)

26

3

Тема 5.2.

Структура экосистем

Причины устойчивости и смены экосистем.

Проблема положительного и.отрицательного влияния антропогенного фактора на окружающую среду г.Челябинска и области.


6. Характеристика контрольно-измерительных материалов


Оценивание уровня подготовки учащихся по общеобразовательному предмету биология осуществляется через текущий, промежуточный и итоговый контроль. В рабочей программе среднего общего образования по биологии выделены обобщающие уроки по темам, что способствует систематизации знаний и умений учащихся 10-11 классов.

Данный компонент рабочей программы отражает критерии и нормы оценки, компетенций обучающихся, которые определяются применительно к различным формам контроля знаний: устному опросу, лабораторной работе, тестированию:

Критерии оценивания

Устный ответ*

Оценка "5"

Оценка "4"

Оценка "3"

Оценка "2"

Оценка "1"

Ученик показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала

Ученик показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя.

Ученик усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;



Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;.

Не делает выводов и обобщений.


Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;


Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии

Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу


Полностью не усвоил материал.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.


Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.


Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.



Оценка самостоятельных письменных работ.

Выполнил работу без ошибок и недочетов.

Допустил не более одного недочета

Ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

-не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов

Ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

-не более двух грубых ошибок;

-или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

-или не более двух-трех негрубых ошибок;

-или одной негрубой ошибки и трех недочетов; -или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Ученик:

-допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

-или если правильно выполнил менее половины работы.


Ученик не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.


Проверочные тесты

(тест, состоящий из 10 вопросов; время выполнения работы: 10-15 мин)

10 правильных ответов

7-9 правильных ответов

5-6 правильных ответов

менее 5 правильных ответов

Не приступил к работе, или 1-3 правильных ответа

Проверочные тесты

(тест, состоящий из 20 вопросов; время выполнения работы: 30-40 мин)

18-20 правильных ответов

14-17 правильных ответов

10-13 правильных ответов

Менее 10 правильных ответов.



Не приступил к работе, или 1-9 правильных ответа

Лабораторные работы

Работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы.

Работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.


Работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка. Работа выполнена с учетом техники безопасности

Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Работа выполнена не правильно, с нарушением техники безопасности.

*Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


7. Учебно-методическое обеспечение

Программа

Учебник

Учебная дополнительная литература для учащихся

Учебно-методическая литература для учителя

Инструментарий для проверки знаний учащихся (автор, название, издательство, год издания)

1

2

3

4

5

Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10-11 класс:М., Дрофа, 2008

Пасечник, В.В.. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» / В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов- М., Дрофа, 2011

Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника Введение в общую биологию и экологию» : Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2002


1. Никишов, А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 9 класс / А.И. Никишов, Н.Н. Пилипнко.- М.: Дрофа, 2011

2. Биология: ГИА2012: Контрольные тренировочные материалы для 9 класса с ответами и комментариями (Серия «Итоговый контроль: ГИА») / Г.Н. Панина, Г.А. Павлова.- М., СПб.: Просвещение, 2012

3. Лернер Г.И. ГИА 2012. Биология: сборник заданий: 9 класс / Г.И. Лернер.- М.: Эксмо, 2011- (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме).

4. ГИА- 2010: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / автор-составитель В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов., Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер.- М.: АСТ: Астрель, 2010.


Итоговая контрольная работа для 10 класса

Часть 1.

А 1. Какой уровень организации живого служит объектом изучения цитологии

1) клеточный 3) экосистемный

2) популяционно-видовой 4) биосферный

А 2. Выберите из приведенных ответов основное положение клеточной теории:

  1. клетка - структурная и функциональная единица живого

  2. клетка бактерии отличается от клеток растительного организма

  1. клетки организма имеют разные размеры

  2. клетка животного отличается от клетки гриба

А 3. Органическими веществами живых организмов питаются организмы:

  1. паразиты 3) сапрофиты

  2. автотрофы 4) простейшие

А 4. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:

  1. с помощью спор 3) с помощью семян

  2. путем деления 4)с помощью черенков

А 5. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации – это:

  1. покрытосеменные 3) папоротникообразные

  2. голосеменные 4) моховидные

А 6. Среди огромного разнообразия позвоночных животных в процессе эволюции наи­более высокого уровня организации достигли:

  1. рыбы 3) земноводные

  2. пресмыкающиеся 4) млекопитающие

А 7. Организмы, тело которых состоит из одной клетки, не имеющих оформленного яд­ра, питающиеся в основном органическими веществами, - это:

  1. грибы 3) простейшие

  2. водоросли 4) бактерии

А 8. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:

  1. не имеют клеточного строения 3) это спора

  2. это одна клетка без ядра 4) это дна клетка с ядром

А 9. Переход от человекообразных обезьян к человеку совершился путем:

1) ароморфоза 3) дегенерации

2) идиоадаптации 4) ароморфоза, дегенерации
А 10. Чем определяется устойчивость экосистемы?

  1. высокой освещенностью

  2. большой биомассой

  3. большой численностью особей в популяциях

  4. большим видовым разнообразием, саморегуляцией

А 11. Сохранение особей с полезными для жизни организмов в конкретных условиях среды признаками, оставление ими потомства - это:

  1. приспособленность 3) изменчивость

  2. наследственность 4) естественный отбор

А 12. Факторы неживой природы, воздействующие на организм, называются:

  1. биотическими 3) абиотическими

2) антропогенными 4) сезонными

А 13. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.


Основные положения

Характеристика

Клетка – основная структурная единица строения, развития и жизнедеятельности.


Вывод: Все живые организмы имеют клеточное строения, сходный биохимический состав клеток, образование клеток происходит сходным образом, что говорит об общности происхождения от единого предка.

На место пропуска в этой таблице следует вписать:

  1. Химический состав клеток (белков, нуклеиновых кислот, жиров и углеводов) сходен, сходно их строение и функции, которые они выполняют в различных организмах

  2. Рост организма происходит в результате клеточных делений, новые клетки могут образоваться только при делении исходных, материнских клеток.

  3. Процессы жизнедеятельности организма складываются из жизнедеятельности отдельных клеток

  4. Единицей строения живых организмов является клетка. Многоклеточные организмы развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки.

А14. Масса Дельфина 50 кг. Пусть только 10% энергии пищи переходит во вновь построенное вещество организма, 90% расходуется на различные процессы жизнедеятельности. Посчитайте массу съеденной дельфином рыбы, массу зоополанктона и фитопланктона в данной пищевой цепи







50 кг






Рыбы





Зоопланктон



Фитопланктон




  1. Масса съеденной рыбы 500кг, зоопланктона 5000 кг, фитопланктона – 50000 кг.

  2. Масса съеденной рыбы 50000кг, зоопланктона 5000 кг, фитопланктона – 500 кг.

  3. Масса съеденной рыбы 5000кг, зоопланктона 500 кг, фитопланктона – 50000 кг.

  4. Масса съеденной рыбы 500кг, зоопланктона 500000 кг, фитопланктона – 5000 кг.



Часть 2.

При выполнении заданий BI-B3 на соответствие; на определение последователь­ности биологических процессов, явлений, объектов; на конструирование биологическо­го текста запишите последовательность ответов в отведенном для этого месте.

В 1. Установите соответствие между строением и функциями эндоплазматической сети и комплекса Гольджи: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второю столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получив­шуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других симво­лов).

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОИДОВ ОРГАНОИДЫ

1) состоит из группы полостей с пузырьками на А) эндоплазматическая сеть

концах

2) состоит из системы связанных между собой Б) комплекс Гольджи

канальцев

3) участвует в биосинтезе белка

4) участвует в образовании лизосом

5) участвует и образовании клеточной оболочки

6) осуществляет транспорт органических ве­ществ

в разные части клетки

Ответ:

1

2

3

4

5

6








В2. В 2. Расставьте названные биологические системы в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую

последовательность букв.

А) клетка Б) орган В) ткань I') ген Д) ядро

Ответ:








В 3. Составьте текст на тему «Понятие агроэкосистемы».

Расположите приведенные девять предложений в такой последовательности, чтобы текст получился логически связным. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр

I. Примерами таких экосистем являются поля, огороды, сады, парки, луга, зеленые насаждения, наземные и морские пастбища.

2. В функционирование каждого звена пищевой цепи вмешивается человек, создавая с помощью агротехнических приемов благоприятную среду для получения высоких урожаев
выращиваемых растений.

3. В биосфере помимо естественных экосистем (леса, тундры, степи, пустыни, реки, моря
и т.д.) существуют агроэкосистемы (от rpeч.agros - поле) - сообщества растений, живот­ных, грибов и микроорганизмов, созданные человеком для получения сельскохозяйст­венной продукции или рекреации.

4. Эти взаимоотношения наиболее четко проявляются на уровне трофических связей меж­ду организмами, в которые вмешивается человек, регулируя их с пользой для выращи­ваемых организмов.

5. В таких агроэкосистемах человек создает благоприятные условия для выращиваемых
организмов, осуществляет полный контроль за всеми этапами производства полезной
для него продукции и развития самой системы.

  1. Как и любая природная экосистема, агроэкосистема обладает определенным составом организмов (культурные растения, сорняки, насекомые, дождевые черви и др.) и харак­терными взаимоотношениями между' ними и средой обитания.

  2. В агроценозе (например, пшеничного поля) складываются те же пищевые цепи, что и в природной экосистеме.

  3. Продуцентами являются пшеница и сорняки, консументами - насекомые, птицы, полев­ки, лисы, редуцентами - грибы и бактерии.

  4. Для этого он применяет специально разработанные агротехнические приемы посев (по­садка) высокопродуктивных сортов растений, при необходимости искусственное оро­шение, внесение удобрений, различные способы обработки почвы (вспашка, боронова­ние, дискование и др.), борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений


Ответ:











Часть 3.

Для ответов на задания этой части используйте специальный бланк ответов. С I. В настоящее время в печати широко обсуждается возможный вред (или его отсут­ствие) употребления в пищу генетически модифицированных (ГМ) продуктов и разведения ГМ сельхозкультур'. Приведите возможные биологические аргументы как сторонников, так и противников существования такого вреда.

Генетически модифицированные животные и растения - полученные с помощью разрабо­танных в последние годы технологий введения в геном организма генов, взятых из других (иногда совершенно не родственных) организмов либо сконструированных искусственным путем. Полученные из таких организмов продукты так же называют генетически модифици­рованными.

Прочитайте текст «Основные свойства живых организмов» и выполните задания С2-СЗ.

Основные свойства живых организмов.

Всякое живое тело, живое существо, которое является носителем жизни, называется организмом (от лат. organizo - устраиваю, сообщаю стройный вид). Живые организмы проис­ходят от одного зачатка: зиготы, споры, семени и т. д. Все живые организмы характеризуют­ся рядом общих свойств и признаков.

Так, для всех живых организмов структурной и функциональной единицей их тела явля­ется клетка.

Все организмы нуждаются в непрерывном поступлении веществ и энергии извне, так как они являются открытыми системами. Живые организмы извлекают, преобразуют и ис­пользуют вещества и энергию окружающей среды и возвращают в нее продукты распада и преобразованную энергию, например, в виде тепла. Таким образом, для организмов характе­рен обмен веществ с окружающей средой и знергозависимость.

Живые организмы способны поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность обменных процессов. Недостаток поступления каких-либо питательных ве­ществ мобилизует внутренние ресурсы организма, а избыток - вызывает прекращение синте­за этих веществ. Это свойство организма называется саморегуляцией.

В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных (возрастает число кле­ток, масса) и качественных (идет дифференцировка клеток, образование тканей и органов, старение) изменений, т.е. происходит рост и развитие.

Живые организмы размножаются, т.е. воспроизводят себе подобных особей. Воспроизведение себе подобных (самовоспроизведение) теснейшим образом связано с наследственностью способностью организмов передавать свои признаки и свойства в не­изменном виде своим потомкам. Это осуществляется с помощью носителей генетической информации - молекул ДНК и РНК. Генетический материал предопределяет возможные пре­делы развития организма, его структур, функций и реакций на окружающую среду. В то же время потомки обычно бывают похожи на своих родителей, но не идентичны им Способ­ность организмов приобретать новые свойства и признаки называется изменчивостью.

Живые организмы обладают свойством раздражимости - способности отвечать на оп­ределенные внешние воздействия определенными реакциями. Любое изменение в окружающей среде является раздражителем, а реакция организма - проявлением раздражимости. Сочетания раздражитель-реакция могут накапливаться в виде опыта и использоваться в дальнейшем.

Живые организмы способны адаптироваться к среде обитания. Особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу жизни и среде обитания. называют адаптациями.

Таким образом, благодаря перечисленным выше общим свойствам и признакам живые организмы осуществляют свою жизнедеятельность

С2. Заполните пустые графы в таблице «Основные свойства живых организмов»


Основные свойства живого

Характеристика

???1

Структурная и функциональная единица тела

Обмен веществ

???2

???3

Живые организмы извлекают, преобразуют и используют вещества и энергию окружающей среды и возвращают в нее продукты распада и преобразованную энергию например, в виде тепла.

???4

В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных и качественных изменений.

Размножение

???5

???6

Способность организмов передавать свои признаки и свойства в неизменном виде своим потомкам.

???7

Способность организмов приобретать новые свойства и признаки.

Саморегуляция

???8

???9

Особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу и среде обитания.

Раздражимость

???10


С3. Используя содержание текста «Основные свойства живых организмов» и знания курса, объясните, почему существует множество определений понятия «жизнь», но нет ни одного краткого.




8. Календарно-тематическое планирование. Биология. 10 класс


урока/

В теме

Дата


Тема урока (раздела)

Элементы содержания

Демонстрация

Практическая часть

НРЭО

Примечание


Раздел 1

Биология как наука методы научного познания (4 часа)

В результате изучения темы ученик должен знать/понимать

- признаки биологических объектов: живая природа (живые организмы).

Уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).


Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2часа)





1/1


Т/Б в кабинете биологии.

Краткая история развития биологии

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии.

Д-1

Д-2




2/2


Методы исследования в биологии.

Методы ис следования в биологии. Роль биологических те­орий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Д-3

Д-7






Тема 1.2.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.(2 часа)





3/1


Сущность жизни и свойства живого.

Сущность жизни и свойства живого.

Д-4

Д-6




4/2


Уровни организации живой материи.

Уровни ор­ганизации живой материи. Биологические систе­мы*. Методы познания живой природы.

(*Материал подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.)

Д-5





Раздел 2

Клетка (10 часов)

В результате изучения темы ученик должен знать/понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная);

-признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение транспорт веществ, размножение;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика: родство, общность происхождения растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на таблицах основные части вирусов;

- сравнивать биологические объекты (клетки, представителей отдельных систематических групп); химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения;

-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов: в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вирусами; ВИЧ-инфекции.


Тема 2.1.Методы цитологии. Клеточная теория. (1 час)





5/1


Методы цитологии. Клеточная теория

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная те­ория и ее основные положения. Роль клеточной те­ории в становлении современной естественнонауч­ной картины мира. Методы цитологии.

Д-11

Д-12

Д-13





Тема 2.2. Химический состав клетки (4часа)





6/1


Особенности химического состава клетки

Химический состав клетки.

Макро- и микроэлементы. Ультрамикроэлементы.






7/2


Неорганические вещества клетки.

Неорганические вещества и их роль в клетке и организме человека: вода и минеральные вещества





8/3


Органические вещества клетки

Органические вещества и их роль в клетке и организме человека: Углеводы. Липиды, белки.

Д-8





9/4


Нуклеиновые кислоты. АТФ

Нуклеиновая кислота. Нуклеотид. ДНК. РНК. АТФ. Макроэргическая связь. Комплементарность. Витамины.

Д-9

Д-10

Д-16





Тема 2.3. Строение клетки (3 часа)





10/1


Строение клетки.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции;


Л.р.№1



11/2


Эукариотические и прокариотические клетки.

Эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.


Д-12

Д-14

Л.Р.№2



12/3


Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Сапорофиты. Паразиты. Симбионты.

Д-11

Д-12


Л.р.№3




Тема 2.4. Реализация наследственной информации (1час)





13/1


Реализация наследственной информации в клетке.

ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке.* Значение пос­тоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка*.


Д-9

Д-16

Д-17





Тема 2.5. Вирусы (1 час)





14/1


Вирусы.

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры про­филактики распространения вирусных заболева­ний. Профилактика СПИДа.

Д-13


+



Раздел 3

Организм (19 часов)

В результате изучения темы ученик должен знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов;

- сущность биологических процессов: рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов: в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).


Тема 3.1. Организм - единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)





15/1


Организм – единое целое.

Организм — единое целое. Многообразие орга­низмов*. Одноклеточные, многоклеточные и коло­ниальные организмы.


Д-18





Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. (2 часа)





16/1


Обмен веществ и превращение энергии.

Обмен веществ и превращения энергии — свой­ство живых организмов.

Д-19




17/2


Особенности обмена веществ у растений, животных и бактерий.

Особенности обмена ве­ществ у растений, животных, бактерий.*

не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.)

Д-20





Тема 3.3. Размножение (4 часа)





18/1


Размножение- свойство живых организмов.

Размножение — свойство организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов.

Митоз. Амитоз.

Д-21

Д-16




19/2


Бесполое размножение.

Бесполое размножение. Вегетативное размножение.

Д-23




20/3


Половое размножение.

Половое размножение. Мейоз. Развитие половых клеток.

Д-24


+


21/4


Оплодотворение и его значение

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у живот­ных*.

Д-25





Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма. (онтогенез). (2 часа)





22/1


Онтогенез.

Индивидуальное развитие организма (онтоге­нез). Причины нарушений развития организмов.

Д-26

Л/Р №4




23/2


Индивидуальное развитие человека.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктив­ное здоровье. Последствия влияния алкоголя, ни­котина, наркотических веществ на развитие заро­дыша человека

Д-34





Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (7 часов)





24/1


Генетика как наука.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях. наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая термино­логия и символика: гибридологический метод, гибрид, чистые линии.

Д-1




25/2


Моногибридное скрещивание.

Аллельные гены. Гомозиготы. Гетерозиготы. Правило единообразия. Правило расщепления. Закон чистоты гамет. Закономерности наследова­ния, установленные Г. Менделем.

Д-27




26/3


Анализирующее скрещивание.

Неполное доминирование

Д-30




27/4


Дигибридное скрещивание

Закон независимого наследования признаков. Фенотип. Генотип.

Д-28




28/5


Хромосомная теория наследственности.

Хромосомная теория наследственности. Современные пред­ставления о гене и геноме.

Д-31




29/6


Значение генетики для медицины и селекции.

Наследственная и ненаследственная изменчи­вость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.

Д-35

Д-36

Пр.р.№1

+


30/7


Наследственная и ненаследственная изменчивость. Наследование признаков у человека.

На­следование признаков у человека. Половые хромо­сомы. Сцепленное с полом наследование.* Наследст­венные болезни человека, их причины и профилак­тика.


Д-24

Д-31

Л.р.№5

+



Тема 3.6. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3 часа)





31/1


Генетика- теоретическая основа Селекции.

Генетика — теоретическая основа селекции. Се­лекция. Основные методы селекции: гибридизация, искус­ственный отбор.


Д-37

Л.р.№6

+


32/2


Центры происхождения культурных растений.

Учение Н. И. Вавилова о центрах много­образия и происхождения культурных растений.*

Д-38




33/3


Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование че­ловека).


Л.р.№7




Повторение и итоговый контроль





34/1


Повторение по основным темам курса.






35/2


Итоговый контроль.









Календарно- тематическое планирование. Биология,11 класс

Урока

Урока в теме

Дата


Тема урока (раздела)

ФКГСО

Практическая часть

НРЭО

Примечание

Раздел 4. Вид - 20 час





Тема 4.1. История эволюционных идей- 4 час

Знать/понимать основные положения эволюционной теории Дарвина; строение вида. Сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов. Вклад К. Линнея, Ж. Ламарка в развитие биологической науки. Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины эволюции, изменяемости видов, необходимости сохранения многообразия видов. Описывать особей по морфологическому критерию.






1

1


Т/Б в кабинете биологии.

История эволюционных идей




2

2


Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка




3

3


Значение работ Ч.Дарвина




4

4


Роль эволюционной теории в формировании современной естественно научной картины мира.




Тема 4.2. Современное эволюционное учение-9 час




5

1


Вид, его критерии.

Л.Р.№1- Описание особей вида по морфологическому критерию

Описание особей вида по

морфологическому критерию (на примере растений Чел. области.)


6

2


Популяция- структурная единица вида, единица эволюции.




7

3


Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

ЛР №2 Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере растений выращенных на пришкольном участке)


8

4


Возникновение адаптации и их относительный характер.

Л.р.№3 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Выявление приспособлений у организмов к среде

обитания(на примере растений Чел. области (озеро, лес, поле)


9

5


Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.




10

6


Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Экскурсия: Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)



11

7


Причины вымирания видов.





12

8


Биологический прогресс и биологический регресс




13

9


Обобщение материала по теме «Эволюция»




Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле- 3 час





14

1


Гипотезы происхождения жизни.

Уметь анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни.

Пр.р.№1 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.



15

2


Отличительные признаки живого.




16

3


Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.




Тема 4.4. Происхождение человека- 4 час





17

1


Гипотезы происхождения человека

Уметь анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека. Уметь объяснять движущие силы

Пр.р.№2 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.



18

2


Доказательства родства человека с млекопитающими животными.




19

3


Эволюция человека.





20

4


Эволюция человека. Происхождение рас.




Раздел 5 – 11 час





Тема 5.1. Экологические факторы - 3 час

Знать, понимать учение В.И. Вернадского о биосфере, структура экосистем. Уметь объяснять устойчивость и смену экосистем. Выявлять антропогенные изменения в экосистемах Челябинской области, анализировать глобальные экологические проблемы




21

1


Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.




22

2


Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество.




23

3


Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз.




Тема 5.2. Структура экосистем- 4 час




24

1


Видовая и пространственная структура экосистем.




25

2


Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Пр.р.№3. составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).




26

3


Причины устойчивости и смены экосистем.

Л.р.№3. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Л.Р.№4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Проблема положительного и.отрицательного влияния антропогенного фактора на окружающую среду г.Челябинска и области.


27

4


Искусственные сообщества -агроэкосистемы

Пр.р.№4. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)



Тема 5.3. Биосфера- глобальная экосистема- 2 час




28

1


Биосфера- глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.




29

2


Роль живых живых организмов в биосфере. Биомасса. (биологический круговорот на примере С. Эволюция биосферы)

Пр.р.№5. Решение экологических задач.



Тема 5.4. Биосфера и человек- 2 час+1час




30

1


Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.




31

2


Последствия деятельности человека к окружающей среде.

Пр.р.№5. анализ о оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных проблем и путей их решения.



32

3


Правила поведения в природной среде


Пр.р.№6. решение экологических задач.



Заключение – 3 час





33

2


Обобщение материала изученного в 11 классе.





34

3


Повторение темы: «Уровни организации живой материи»





35

4


Повторение темы: «Наследственность и изменчивость»






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов

Автор: Михайлова Елена Алексеевна

Дата: 24.08.2020

Номер свидетельства: 556335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа "Биология" (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaiaproghrammabiologhiia9klass"
    ["file_id"] => string(6) "339765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471474868"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Рабочая программа для 6 класса (по учебнику Пономаревой И.Н., концентрическая линия)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_dlia_6_klassa_po_uchebniku_ponomarevoi_i_n_kontsentricheskai"
    ["file_id"] => string(6) "565492"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607136312"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа "Биология. 7 класс" автор Н.И.Сонин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-biologhiia-7-klass-avtor-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "157441"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421593533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства