kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 9 класс 2021 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соответствует ФГОС.Включает календарно-тематическое планирование

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс 2021 г.»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Департамент образования г. Шахты

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области «Лицей № 3 имени академика В.М.Глушкова»

ул. Шевченко 94, г. Шахты,346500

Тел./факс (8636) 22-57-59, e-mail: [email protected]

ОКПО 48235416 ОГРН 1026102777084 ИНН 6155921076 КПП 615501001



«Утверждаю»


Директор МБОУ г.Шахты «Лицей №3»

__________ А.И. Файзулина

Приказ №___от «01» сентября 2021г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по_______биологии________________________________________


Уровень общего образования (класс) основное общее


Количество часов в неделю 2


Учитель Борисенко Ирина Геннадьевна


Программа разработана на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой (Программы для общеобразовательных учреждений.Биология: 5-11 классы: программа.-М.:Вентана-Граф, 2018-304с.)








г.Шахты 2021г.



1.Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа по биологии:

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

- Федерального закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

Программы:

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).

- В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) санитарными правилами СП 3.1/2.4.3598-20 которые применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным вступившими в действие с 2021 года санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

Приказы:

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180)

- приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 N 249 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345"

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);

- приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;

- приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;

Письма:

- приложение к письму минобразования Ростовской области от 13.05.2020 № 24/4.1-6874 «Реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2020-2021 учебный год.

- письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;

- письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;

- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)

- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);

  • Примерная программа по предмету Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2018. — 304 с. (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Дра гомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.)

- Учебный план на текущий год

Рабочая программа ориентирована на использование учебников, имеющих грифы Министерства образования и науки Российской Федерации.

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается 2 ч в неделю в 9 классе (6 в год).
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методической литера­туры: Издательство «Вентана-Граф» представило программу под редакцией И.Н. Пономаревой


Место предмета в базисном учебном плане

Отбор форм ор­ганизации обучения осуществляется с учетом есте­ственно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным работам, минимум которых определен в программе.

Содержание курса биологии в основной шко­ле является базой для изучения общих биологиче­ских закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образова­ния и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Используемый учебно-методический комплект

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О. А., Чернова Н.М. Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеоб­разовательных организаций организаций М.: Вентана-Граф, 2018.

2.Пономарева И.Н., Корнилова О. А., Чернова Н.М. Биология 9 класс: Рабочая тетрадь. М.: Вентана-Граф, 2018.

3.Пономарева И.Н. и др. Биология. 5—11 классы: Программа курса биологии в основной школе. М.: Вен­тана-Граф, 2018.

Рабочая программа составлена на основе требо­ваний ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

Программа ориентирована на использование учебника Пономаревой И.Н, Корниловой О.А., Чер­новой Н.М. «Биология. 9 класс» (М.: Вентана-Граф, 2018). Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха» (концентриче­ский курс) и посвящен изучению общих биологиче­ских закономерностей.

В программе указывается тип урока, вид контроля, описание приемов, помогающих учителю в формиро­вании у школьников познавательных, коммуникатив­ных и регулятивных универсальных навыков, а также технологии, обеспечивающие эффективную работу преподавателя и ученика на уроке.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся сред­ствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусма­тривает выделение этапов обучения, структуриро­вание учебного материала, определение его количе­ственных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Данная рабочая программа является примерной и может быть использована педагогом как полностью, так и частично в качестве основы при составлении соб­ственной рабочей программы.

Цели и задачи преподавания биологии на ступени основного общего образования

Изучение биологии как учебной дисциплины предметной области «Естественно-научные предме­ты» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний, как компонента целостной научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению раз­личных задач;

  • формирование и развитие умений формулиро­вать гипотезы, конструировать, проводить экс­перименты, оценивать полученные результаты;

сопоставлять экспериментальные и теоретиче­ские знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отноше­ния к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений и навыков безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов;

  • овладение методами научной аргументации сво­их действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Программа по биологии строится с учетом следую­щих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира;

  • биологическая природа и социальная сущность человека;

  • структурно-уровневая организация живой при­роды;

  • ценностное и экокультурное отношение к при­роде;

  • практико-ориентированная сущность биологи­ческих знаний.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, с учетом требований к результатам освоения содержания пред­метных программ.

Глобальные цели являются общими для основно­го общего и среднего (полного) общего образования. Они определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимо­действий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Глобальные цели формулируются с уче­том рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значи­мыми.

Таким образом, глобальными целями биологическо­го образования являются:

  • социализация (вхождение в мир культуры и соци­альных отношений) - включение обучающихся в ту или иную группу или общность как носи­телей ее норм, ценностей, ориентаций, осваи­ваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как си­стеме познавательных (научных) ценностей, на­копленных обществом в сфере биологической науки.

Основные задачи обучения (биологического обра­зования):

  • ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направлен­ных на получение нового знания о живой приро­де; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формирова­нием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетенциями: учеб- но-познавательными, информационными, цен- ностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование познавательной культуры, осваи­ваемой в процессе познавательной деятельно­сти, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Общая характеристика курса «Биология. 9 класс»

Курс биологии на ступени основного общего образования в 9 классе направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюционном развитии организмов. Курс имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о живой природе: цитологии, генетики, химии, эволюции, экологии.

Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Материал курса биологии в 9 классе разделен на пять глав.

В главе 1 «Общие закономерности жизни» раскрывается сущность биологии как науки. Школьники знакомятся с методами исследования, используемыми в биологии. Они учатся называть общие свойства живых организмов, объяснять общие закономерности живой природы, определять существующие в природе биосистемы по уровню организации, различать четыре среды жизни в биосфере.

В главе 2 «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне» представлены сведения об обмене ве­ществ — биосинтез белка и углеводов (фотосинтез), энергетический обмен. Обучающиеся углубляют знания о составе и особенностях строения и деле­ния прокариотических и эукариотических клеток, свойствах клеточных органоидов, о клеточном цикле и его фазах, процессах жизнедеятельности клетки.

В главе 3 «Закономерности жизни на организ- менном уровне» дается подробная характеристи­ка организма как открытой системы. Школьники знакомятся с закономерностями наследственности и изменчивости у организмов, с селекцией как на­укой и ее методами. Особое внимание уделяется обобщению ранее изученного материала о сходстве и отличии человека и животных, умственным спо­собностям человека, формируются представления о причинах, обусловливающих социальные свойства человека.

Обучающиеся углубляют и расширяют знания о типах и способах размножения, этапах индивиду­ального развития, особенностях организмов разных царств живой природы и их многообразии, а также

о вирусах как представителях неклеточной формы жизни.

В ходе изучения главы 4 «Закономерности про­исхождения и развития жизни на Земле» учащиеся знакомятся с гипотезами и теориями возникнове­ния жизни на нашей планете (эволюционная теория Ж.Б. Ламарка, основные положения эволюционно­го учения Ч. Дарвина, современные представления об эволюции), с условиями возникновения жизни на молодой Земле, с основными этапами развития органического мира.

Большое внимание уделяется виду, его крите­риям и структуре, процессам образования видов, раскрывается сущность процессов микро- и макро- эволюции. Материал главы поможет сформировать у обучающихся представления о факторах, направлениях и результатах эволюции, позволит приводить доказательства эволюции и примеры эволюционных преобразований живых организмов, объяснять ос­новные закономерности эволюции. Материал главы завершается рассмотрением вопросов антропогенеза.

Материал, представленный в главе 5 «Законо­мерности взаимоотношений организмов и среды», по­священ особенностям четырех сред жизни на Земле экологическим связям между организмами и их обитания. Знакомство с экологическими харак­теристиками популяций, сообществ и экосистем позволяет формировать у обучающихся представ- ление о взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов биосферы.

Курс завершается знакомством обучаюшнхся с закономерностями сохранения и с причинами устойчивости природных экосистем. Рассматриваются последствия деятельности человека в экосистемах, экологические проблемы, роль человека в биосфере. У школьников формируется понимание необходимости бережного отношения к при­роде.


2.Содержание курса «Биология. 9 класс -

В процессе изучения предмета «Биология» в 9 классе учащиеся осваивают следующие основные знания, а также выполняют лабораторные работы (далее — ЛР.).

Глава 1. Общие закономерности жизни Биология — наука о живом мире: биология- наука, исследующая жизнь; изучение природы в обес­печении выживания людей на Земле; биология — си­стема разных биологических областей науки биологии в практической деятельности людей

Методы биологических исследований: многообра­зие методов биологических исследований: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование; правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами. Общие свойства живых организмов: отличительные признаки живого и неживого — химически состав, клеточное строение, обмен веществ, раз­множение, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость; взаимосвязь живых орга­низмов и среды.

Многообразие форм жизни: среды жизни на Земле и многообразие их организмов; клеточное разнообразие организмов и их царства; вирусы - неклеточная форма жизни; разнообразие биосистем. от отображающее структурные уровни организации жизни Основные понятия, которые необходимо усвоитъ обучающемуся после изучения главы 1: биосистема биосфера, наблюдение, описание, измерение срав­нение, эксперимент (опыт), моделирование, признаки живого, биологическое разнообразие струк­турные уровни организации жизни (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видо- вой, биогеоценотический, биосферный.

Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточточном уровне

Многообразие клеток: многообразие типов клеток (свободноживущие и образующие ткани прокариоты, эукариоты); роль ученых в изучении клетки

Химические вещества в клетке: особенности химического состава живой клетки и его сходство различных типов клеток; неорганические и органи­ческие вещества клетки; содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и 5 организме и их функции в жизнедеятельности клетки.

Строение клетки: структурные части клетки — мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и вклю­чениями; цитоплазма — внутренняя среда клетки; отличия животной клетки от растительной. Органоиды клетки и их функции: мембранные немембранные органоиды, отличительные осо­бенности их строения и функции; клетка как эле­ментарная живая система.

Обмен веществ — основа существования клет-

понятие об обмене веществ как совокупности химических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки; значение ассимиляции и дис­симиляции в клетке; равновесие энергетического состояния клетки - обеспечение ее нормального функционирования.

Биосинтез белка в живой клетке: понятие о биосинтезе: этапы синтеза белка в клетке; роль цитоплазмы в биосинтезе белка; роль нуклеиновых кислот, рибосом в биосинтезе белков.

Биосинтез углеводов — фотосинтез: понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в клетке; две стадии фотосинтеза — световая и темновая; условия протекания фотосинтеза и его значение для природы.

Обеспечение клеток энергией: понятие о клеточном лыхании как о процессе обеспечения клетки энергией; стадии клеточного дыхания - бескисло­родная (ферментативная, или гликолиз) и кислород­ная роль митохондрий в клеточном дыхании.

Размножение клетки и ее жизненный цикл: размножение клетки путем деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Деление у прокариот — деление клетки надвое; деление клетки у эукариот; жизненный цикл клетки — интерфаза, митоз; фазы митоза; раз­деление клеточного содержимого на две дочерние клетки.

Основные понятия, которые необходимо усвоить обучающемуся после изучения главы 2: прокариогы. эукариоты, органоиды клетки, мономеры, по­лимеры, нуклеиновые кислоты, нуклеотиды, ДНК, РНК. АТФ, ферменты, биосинтез, фотосинтез, метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, гликолиз, клеточное (тканевое) дыхание, митоз, интерфаза, клеточный цикл.

Л.Р. № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»; Л.Р. № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися метками растения».

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне

Организмоткрытая живая система {биосисте­ма): организм как живая система; компоненты си­стемы, их взаимодействие, обеспечивающее целост­ность биосистемы «организм»; регуляция процессов в биосистеме.

Примитивные организмы: разнообразие форм ор­ганизмов — одноклеточные, многоклеточные и не­клеточные; бактерии как одноклеточные доядерные организмы; вирусы как неклеточная форма жизни; отличительные особенности бактерий и вирусов; значение бактерий и вирусов в природе.

Растительный организм и его особенности: глав­ные свойства растений - автотрофность, неспо­собность к активному передвижению, размещение основных частей (корня и побега) в двух разных средах; особенности растительной клетки - принад­лежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей; способы размножения растений - половое и бесполое; особенности поло­вого размножения; типы бесполого размножения — вегетативное, спорами, делением клетки надвое.

Многообразие растений и их значение в природе: споровые и семенные растения; особенности спо­ровых растений — водорослей, моховидных, папо­ротников, хвощей и плаунов; особенности семенных растений - голосеменных и цветковых (покрытосе­менных); классы отдела Цветковые — двудольные и однодольные растения; особенности и значение семени в сравнении со спорой.

Организмы царства грибов и лишайников: сходство грибов с другими эукариотическими организмами (растениями и животными) и отличие от них; специ­фические свойства грибов; многообразие и значение грибов — плесневых, шляпочных, паразитических; лишайники как особые симбиотические организмы; многообразие и значение лишайников в природе.

Животный организм и его особенности: особенно­сти животных организмов — принадлежность к эука­риотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жи­лищ (гнезд, нор); деление животных по способам добывания пищи — растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные.

Многообразие животных: деление животных на два подцарства — Простейшие и Многоклеточ­ные; особенности простейших — распространение, питание, передвижение; многоклеточные живот­ные — беспозвоночные и позвоночные; особенности разных типов беспозвоночных животных; особенно­сти типа Хордовые.

Сравнение свойств организма человека и живот­ных: сходство человека и животных; отличие чело­века от животных; системы органов у человека как организма — пищеварительная, дыхательная, крове­носная, выделительная; органы чувств; умственные способности человека; причины, обусловливающие социальные свойства человека.

Размножение живых организмов: типы размно­жения — половое и бесполое; особенности полового размножения — слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы; бесполое раз­множение — вегетативное, образование спор, деле­ние клетки надвое; биологическое значение поло­вого и бесполого размножения; смена поколений (бесполого и полового) у животных и растений.

Индивидуальное развитие: понятие об онтогене­зе; периоды онтогенеза - эмбриональный и постэмбриональный; стадии развития эмбриона — зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез; особенности процесса развития эмбриона, его зави­симость от среды; особенности постэмбрионального развития; развитие животных организмов с превра­щением и без превращения.

Образование половых клеток. Мейоз: понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке; женские и мужские половые клетки — га­меты; мейоз как особый тип деления клетки; первое и второе деление мейоза; понятие о сперматогенезе и оогенезе.

Изучение механизма наследственности: первые представления о наследственности; первый науч­ный труд по изучению наследственности Г. Менделя и его значение; учение о наследственности и измен­чивости; достижения современных исследователей в изучении наследственности организмов; условия для активного развития генетики в XX в.

Основные закономерности наследования признаков у организмов: понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству; набор хромосом в организме; ген и его свойства; генотип и фенотип; изменчивость и ее проявление в орга­низме.

Закономерности изменчивости: понятие об измен­чивости; роль изменчивости в жизнедеятельности организмов; наследственная и ненаследственная из­менчивость; типы наследственной (генотипической) изменчивости — мутационная, комбинативная.

Ненаследственная изменчивость: понятие о нена­следственной (фенотипической) изменчивости, ее проявление у организмов; роль ненаследственной изменчивости в жизнедеятельности организмов; знакомство с примерами ненаследственной измен­чивости у растений и животных.

Основы селекции организмов: понятие о селекции; история развития селекции; селекция как наука; общие методы селекции — искусственный отбор, гибридизация, мутагенез; селекция растений, жи­вотных, микроорганизмов; использование микробов человеком; понятие о биотехнологии. Обобщение и систематизация знаний по теме «За­кономерности жизни на организменном уровне».

Основные понятия, которые необходимо усвоить обучающемуся после изучения главы 3: биосисте­ма, бесполое размножение, половое размножение, гамета, зигота, хромосома, мейоз, перекрест (кроссинговер), диплоидная клетка, гаплоидная клетка, онтогенез, ген, генотип, фенотип, мутация, скрещи­вание, наследственность, изменчивость, селекция, гетерозис, биотехнология.

Л.Р. № 3 «Выявление наследственных и нена­следственных признаков у растений разных видов»; Л.Р. № 4 «Изучение изменчивости у организмов».

Глава 4. Закономерности происхождения и разви­тия жизни на Земле

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания: гипотезы происхождения жизни на Земле; опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опро­вергающие гипотезы о самозарождении жизни.

Современные представления о возникновении жиз­ни на Земле: биохимическая гипотеза А.И. Опарина; условия возникновения жизни на Земле; процесс коацервации; гипотеза Дж. Холдейна.

Значение фотосинтеза и биологического кругово­рота веществ в развитии жизни: особенности пер­вичных организмов; появление автотрофов — циано­бактерий; изменения условий жизни на Земле и их причины; появление биосферы.

Этапы развития жизни на Земле: общее на­правление эволюции жизни; эры, периоды и эпохи в истории Земли; выход организмов на сушу: этапы развития жизни — катархей, архей, протерозой, па­леозой, мезозой, кайнозой.

Идеи развития органического мира в биологии: по­явление и развитие идей об эволюции живого мира; теория эволюции Ж.Б. Ламарка.

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира: ис­следования, проведенные Ч. Дарвином: основные положения эволюции видов, изложенные Дарви­ном; движущие силы процесса эволюции — измен­чивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор; результаты эволюции; значе­ние работ Ч. Дарвина.

Современные представления об эволюции органи­ческого мира: популяция как единица эволюции; ос­новные отличия современного учения об эволюции от эволюционной теории Ч. Дарвина; важнейшие понятия современной теории эволюции.

Вид, его критерии и структура: вид — основная систематическая единица; признаки вида как его критерии; популяции — внутривидовые группировки родственных особей; популяция как форма суще­ствования вида.

Процессы образования видов: видообразование; понятие о микроэволюции; типы видообразования - географическое и биологическое.

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов: условия и значение дифференциа­ции вида; понятие о макроэволюции; доказательства процесса эволюции — палеонтологические, эмбрио­логические, анатомо-морфологические (рудименты и атавизмы).

Основные направления эволюции: прогресс и ре­гресс в

живом мире; направления биологического прогресса - ароморфоз, идиоадаптация, общая де­генерация организмов; соотношение направлений эволюции.

Примеры эволюционных преобразований живых организмов: эволюция — длительный исторический процесс; эволюционные преобразования животных и растений; уровни преобразований.

Основные закономерности эволюции: закономер­ности биологической эволюции в природе - необра­тимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, ^программированное развитие живой при­роды, адаптации, появление новых видов.

Человекпредставитель животного мира: эво­люция приматов; ранние предки приматов; гоминиды; современные человекообразные обезьяны.

Эволюционное происхождение человека: накопле­ние фактов о происхождении человека; доказательства родства человека и животных; важнейшие особенно­сти организма человека; общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека.

Этапы эволюции человека: ранние предки че­ловека - австралопитеки; переход к прямохожде­нию — выдающийся этап эволюции человека; ста­дии антропогенеза — человек умелый, архантропы, или древнейшие люди, палеоантропы, или древние люди, неоантропы, или современные люди; биосо­циальная сущность человека; влияние социальных факторов на действие естественного отбора в исто­рическом развитии человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение: человек разумный — полиморфный вид; понятие о расе; основные типы рас; происхождение и род­ство рас.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли: человек — житель биосферы; влия­ние человека на биосферу; усложнение воздействия человека на биосферу; сохранение жизни на Земле — главная задача человечества.

Основные понятия, которые необходимо усвоить обучающемуся после изучения главы 4: абиогенез, биогенез, эволюция, химическая эволюция, биологи­ческая эволюция, коацерваты, синтетическая теория эволюции, микроэволюция, макроэволюция, вид, по­пуляция, видообразование, борьба за существование, естественный отбор, мутационный процесс, популя­ционные волны, изоляция, дрейф генов, искусствен­ный отбор; биологический прогресс, биологический регресс, направления, антропогенез, австралопитек, архантроп, палеоантроп, неандерта­лец, неоантроп, кроманьонец, Человек разумный (Homosapiens), расы (негроидная, монголоидная, европеоидная), биосоциальная сущность человека.

Л.Р. № 5 «Приспособленность организмов к сре­де обитания».

Глава 5. Закономерности взаимоотношений орга­низмов и среды

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологиче­ские факторы: среды жизни организмов на Земле — водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная; условия жизни организмов в разных средах; экологические факторы — абиотические, биотиче­ские и антропогенные.

Общие законы действия факторов среды на орга­низмы: закономерности действия факторов среды — закон оптимума, закон незаменимости фактора; влияние экологических факторов на организмы; пе­риодичность в жизни организмов; фотопериодизм.

Приспособленность организмов к действию фак­торов среды: примеры приспособленности организ­мов; понятие об адаптации; разнообразие адапта­ций; понятие о жизненной форме; экологические группы организмов.

Биотические связи в природе: сети питания и спо­собы добывания пищи; взаимодействие разных ви­дов в природном сообществе — конкуренция, му­туализм, симбиоз, хищничество, паразитизм; связи организмов разных видов; значение биотических связей.

Популяции: популяция как особая надорганизменная система, форма существования вида в при­роде; взаимосвязи организмов в популяции; понятие о демографической и пространственной структуре популяции; количественные показатели популя­ции — численность и плотность.

Функционирование популяций в природе: демо­графические характеристики популяции — числен­ность, плотность, рождаемость, смертность, выжи­ваемость; возрастная структура популяции; половая структура популяции; популяция как биосистема; динамика численности и плотности популяции; ре­гуляция численности популяции.

Сообщества: природное сообщество как биоце­ноз, его ярусное строение, экологические ниши, пи­щевые цепи и сети питания; главный признак при­родного сообщества — круговорот веществ и поток энергии; понятие о биотопе; роль видов в биоценозе.

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера: экосистем- ная организация живой природы; функциональное различие видов в экосистемах (производители, по­требители, разлагатели); основные структурные компоненты экосистемы; круговорот веществ и пре­вращения энергии — основной признак экосистем; биосфера — глобальная экосистема; В.И. Вернад­ский о биосфере; компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы — живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество; роль живого вещества в биосфере.

Развитие и смена биоценозов: саморазвитие био­геоценозов и их смена; стадии развития биогеоце­нозов; первичные и вторичные смены (сукцессии); устойчивость биогеоценозов (экосистем); значение знаний о смене природных сообществ.


Основные законы устойчивости живой природы: цикличность процессов в экосистемах; устойчивость природных экосистем; причины устойчивости эко­систем — биологическое разнообразие и сопряжен­ная численность их видов, круговорот веществ и по­ток энергии, цикличность процессов.

Экологические проблемы в биосфере. Охрана при­роды: отношение человека к природе в истории человечества; проблемы биосферы — истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение био­логического разнообразия; решение экологических проблем биосферы — рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения.

Основные понятия, которые необходимо усво­ить обучающемуся после изучения главы 5: эко­логия, среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная), экологические факто­ры (биотические, абиотические, антропогенные), адаптация, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биосфера, биологический круговорот веществ, пи­щевые (трофические) связи, экологическая ниша, пищевая цепь, численность популяции, плотность популяции, смена биогеоценозов, сукцессия, пара­зитизм, хищничество, конкуренция, комменсализм, мутуализм, симбиоз, абиотический компонент, про­дуценты, консументы, редуценты.

Л.Р. № 6 «Оценка качества окружающей среды».

Содержание курса «Биология. 9 класс» строится на основе деятельностного подхода. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Резерв учебного времени целесообразно ис­пользовать для увеличения доли развивающих, исследовательских, личностно ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий. Желательно провести региональные модули, обеспе­чивающие (в зависимости от существующих в регио­не образовательных и воспитательных приоритетов) деятельность обучающихся по изучению и сохране­нию природы родного края, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Требования к результатам обучения (сформированность УУД)

Изучение курса «Биология» в 9 классе направле­но на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий — УУД):

Личностные результаты:

  • осознание единства и целостности окружаю­щего мира, возможности его познания и объ­яснения на основе достижений науки;

  • знание основных принципов и правил от­ношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих техно­логий;

  • развитие познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой при­роды; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравни­вать, делать выводы и др.); эстетического вос­приятия живых объектов;

  • осознание потребности и готовности к само­образованию, в том числе и в рамках само­стоятельной деятельности вне школы; умение определять жизненные ценности, объяснять причины успехов и неудач в учебной деятель­ности, применять полученные знания в прак­тической деятельности;

  • оценивание жизненных ситуаций с точки зре­ния безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • понимание основных факторов, определяю­щих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; формирование экологического мышления;

  • признание ценности жизни во всех ее про­явлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;

  • понимание значения обучения для повсе­дневной жизни и осознанного выбора про­фессии;

  • признание права каждого на собственное мне­ние; эмоционально-положительное отноше­ние к сверстникам;

  • уважительное отношение к окружающим, со­блюдение культуры поведения, проявление терпимости при взаимодействии со взрослы­ми и сверстниками;

  • критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; умение преодолевать трудности в процессе до­стижения намеченных целей.

Метапредметные результаты:

  1. познавательные УУД — формирование и раз- ие навыков и умений:

  • работать с разными источниками информа­ции, анализировать и оценивать информа­цию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

  • проводить наблюдения, ставить элементар­ные эксперименты и объяснять полученные результаты;

  • сравнивать и классифицировать, самостоя­тельно выбирая критерии для указанных ло­гических операций;

  • строить логические рассуждения, включаю­щие установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

  • определять возможные источники необходи­мых сведений, производить поиск информа­ции, анализировать и оценивать ее достовер­ность;

  1. регулятивные УУД— формирование и развитие навыков и умений:

  • организовывать свою учебную и познаватель­ную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозиро­вать результаты работы);

  • самостоятельно вьщвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства до­стижения цели, предвидеть конечные резуль­таты работы;

  • работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошиб­ки самостоятельно;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окру­жающих;

  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • владеть основами самоконтроля и самооцен­ки, применять эти навыки при принятии ре­шений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  1. коммуникативные УУД— формирование и раз­витие навыков и умений:

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  • слушать и слышать другое мнение, вступать в диалог, вести дискуссию, оперировать фак­тами, как для доказательства, так и для опро­вержения существующего мнения;

  • интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

  • участвовать в коллективном обсуждении про­блем.

Предметные результаты:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • владеть основами научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, вы­делять существенные признаки биологических объектов и процессов, основные свойства жи­вых систем, царств живой природы, система­тики и представителей разных таксонов;

  • объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли челове­ка в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; ме­ханизмов наследственности и изменчивости, видообразования и приспособленности;

  • характеризовать биологию как науку, уровни организации живой материи, методы биоло­гической науки (наблюдение, эксперимент, измерение), научные дисциплины, занимаю­щиеся изучением жизнедеятельности орга­низмов, и оценивать их роль в познании жи­вой природы;

  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных ре­зультатов, демонстрировать умения работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты;

  • понимать особенности химического состава живых организмов, роль химических элементов в образовании органических молекул, принци­пы структурной организации и функции угле­водов, жиров и белков, нуклеиновых кислот;

  • характеризовать вклад макроэлементов и ми­кроэлементов в образование неорганических и органических молекул живого вещества, химические свойства и биологическую роль воды, катионов и анионов в обеспечении про­цессов жизнедеятельности;

  • сравнивать клетки одноклеточных и много­клеточных организмов, знать строение про­кариотической и эукариотической клеток, характеризовать основные положения кле­точной теории строения организмов;

  • доказывать принадлежность организмов к раз­ным систематическим группам;

  • описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; приводить подробную схему процесса биосинтеза белков; характеризовать организацию метаболизма у прокариот; гене­тический аппарат бактерий, спорообразова­ние, размножение;

  • характеризовать функции органоидов ци­топлазмы; определять значение включений в жизнедеятельность клетки;

  • сравнивать различные представления есте­ствоиспытателей о сущности живой приро­ды; характеризовать основные положения эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, учения

Ч. Дарвина о естественном отборе, взгляды К. Линнея на систему живого мира; оцени­вать значение теории Ж.Б. Ламарка и учения

Ч. Дарвина для развития биологии;

  • определять понятия «вид» и «популяция», зна­чение межвидовой борьбы с абиотическими факторами среды; характеризовать причины борьбы за существование;

  • оценивать свойства домашних животных и культурных растений по сравнению с их дикими предками;

  • понимать сущность процессов полового раз­множения, оплодотворения, индивидуального развития, гаметогенеза, мейоза и их биологи­ческое значение;

  • характеризовать биологическое значение бес­полого размножения, этапы эмбрионального развития, этапы онтогенеза при прямом пост- эмбриональном развитии, формы постэмбрионального периода развития, особенности прямого развития; объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных га­мет; описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;

  • различать события, сопровождающие разви­тие организма при полном и неполном ме­таморфозе, объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;

  • использовать генетическую символику; вы­писывать генотипы организмов и их гаметы; строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании, сцепленном с полом; составлять простейшие родословные и решать генетические задачи; характеризовать генотип как систему взаимо­действующих генов организма;

  • распознавать мутационную и комбинативную изменчивость;

  • понимать смысл и значение явлений гетеро­зиса и полиплоидии, характеризовать методы селекции (гибридизацию и отбор);

  • характеризовать особенности приспособи­тельного поведения, значение заботы о потом­стве для выживания, сущность генетических процессов в популяциях, формы видообразо­вания;

  • описывать основные направления эволюции (биологический прогресс и биологический ре­гресс), основные закономерности и результа­ты эволюции;

  • приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски

покровов и поведения; объяснять, почему при­способления носят относительный характер; объяснять причины разделения видов, зани­мающих обширный ареал обитания, на по­пуляции; характеризовать процесс экологи­ческого и географического видообразования; оценивать скорость видообразования в раз­личных систематических категориях живот­ных, растений и микроорганизмов; характеризовать пути достижения биологиче­ского прогресса — ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию; приводить примеры гомологичных и аналогичных органов; описывать движущие силы антропогенеза, положение человека в системе живого мира, свойства человека как биологического вида, этапы становления человека как биологиче­ского вида;

характеризовать роль прямохождения, раз­вития головного мозга и труда в становлении человека; выявлять признаки сходства и раз­личия в строении, образе жизни и поведении животных и человека; осознавать антинаучную сущность расизма; описывать развитие жизни на Земле в разные периоды; сравнивать и сопоставлять совре­менных и ископаемых животных изученных таксономических групп между собой; характеризовать компоненты живого веще­ства и его функции, структуру и компоненты биосферы; осознавать последствия воздей­ствия человека на биосферу; знать основные способы и методы охраны природы; харак­теризовать роль заповедников в сохранении видового разнообразия; классифицировать экологические факторы: различать продуценты, консументы и ре­дуценты; характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность; описывать биологический круговорот веществ в природе: характеризовать действие абиотических, био­тических и антропогенных факторов на био­ценоз; описывать экологические системы: приводить примеры саморегуляции, смены биоценозов и восстановления биоценозов: характеризовать формы взаимоотношении между организмами;

применять на практике сведения об экологи­ческих закономерностях; в ценностно-ориентационной сфере: знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;

приводить доказательства взаимосвязи че­ловека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей

среды, необходимости защиты среды обита­ния человека;

  • оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни; различать съедобные и ядовитые растения и грибы своей местности;

  • анализировать и оценивать последствия дея­тельности человека в природе, влияние фак­торов риска на здоровье человека;

  1. в сфере трудовой деятельности:

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препароваль­ные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

  1. в сфере физической деятельности: демонстри­ровать приемы оказания первой помощи при отрав­лении ядовитыми растениями и грибами, укусе жи­вотными:

  2. в эстетической сфере: оценивать с эстетиче­ской точки зрения объекты живой природы.

Планируемые результаты изучения курса биологии к концу 9 класса

Изучение курса «Биология. 9 класс» должно быть направлено на овладение учащимися следующих умений и навыков.

Обучающиеся научатся:

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных орга­низмов в жизни человека;

  • выделять существенные признаки живых ор­ганизмов;

  • использовать методы изучения живых орга­низмов (наблюдение, эксперимент, описание, измерение);

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии;

  • работать с увеличительными приборами; на­блюдать микрообъекты и процессы; делать рисунки микропрепаратов, фиксировать ре­зультаты наблюдений;

  • устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями;

  • сравнивать химический состав живых орга­низмов и тел неживой природы, делать выво­ды на основе сравнения;

  • находить связь строения и функции клеток разных тканей; раскрывать сущность про­цессов жизнедеятельности клеток (питание, дыхание, обмен веществ, рост, размножение); выделять существенные признаки строения клеток разных царств; делать выводы о един­стве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;

  • доказывать родство организмов на основе их клеточного строения;

  • устанавливать взаимосвязи между строением и функциями тканей живых организмов;

  • выделять существенные признаки царств живой природы; сравнивать процессы жизнедеятель­ности растений и животных; объяснять общ­ность происхождения и эволюции системати­ческих групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

  • выделять основные признаки царства бакте­рий, различать по внешнему виду, изображе­ниям, схемам и описаниям представителей этого царства; раскрывать роль бактерий в природе и в жизни человека;

  • выявлять особенности сред обитания, раскры­вать сущность приспособления организмов к среде обитания;

  • выделять существенные признаки уровней организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне;

  • объяснять механизмы наследственности и из­менчивости; сравнивать наследственность и изменчивость, делать выводы на основе сравнения;

  • сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения;

  • выделять существенные признаки вида; объ­яснять причины многообразия видов;

  • описывать приспособленность организмов к действию экологических факторов;

  • выделять существенные признаки экосисте­мы, характеризовать роль редуцентов, проду­центов, консументов в экосистеме; приводить примеры разных типов взаимоотношений организмов в экосистеме; составлять схемы цепей питания;

  • аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы; анализировать и оценивать влия­ние деятельности человека на биосферу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель учеб­ной деятельности, выбирать тему проекта или исследования по биологии;

  • выдвигать версии решения биологических и экологических проблем, формулировать гипотезы;

  • наблюдать биологические объекты, проводить биологические эксперименты;

  • делать выводы, заключения, основываясь на биологических и экологических знаниях;

  • самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать проблему, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (вы­полнения проекта по биологии, проведения биологического исследования);

  • работая по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошиб­ки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать само­стоятельно выработанные критерии оценки;

  • работая по предложенному и (или) самостоя­тельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные сред­ства (справочная литература по биологии, биологические приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образова­тельную траекторию; работать по самостоя­тельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправлять ошибки, используя самостоятельно подобранные сред­ства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными кри­териями оценки и самооценки; осознавать причины своего успеха или неуспеха и нахо­дить способы выхода из ситуации неуспеха; оценивать степень успешности своей инди­видуальной образовательной деятельности по биологии;

  • в ходе представления проекта или биологи­ческого исследования давать оценку его ре­зультатам; давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («ка­ким я хочу стать», «что мне для этого надо сде­лать»);

  • анализировать, сравнивать, классифициро­вать и обобщать биологические факты и яв­ления, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических опера­ций; строить классификацию биологических объектов на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологического объекта; преобразовывать биологическую ин­формацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и пред­ставления информации; определять возмож­ные источники необходимых сведений, про­изводить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

  • давать определение понятиям на основе из­ученного на различных предметах учебного материала; устанавливать родо-видовые от­ношения биологических объектов; обобщать понятия — осуществлять логическую опера­цию перехода от биологического понятия с меньшим объемом к биологическому поня­тию с большим объемом;

  • использовать компьютерные и коммуника­ционные технологии как инструмент для до­стижения своих целей; выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппа­ратные средства и сервисы;

  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с дру­гом и т. д.);

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргу­менты, подтверждая их фактами, в дискуссии выдвигать контраргументы, владеть механиз­мом эквивалентных замен;

  • критично относиться к своему мнению, с до­стоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его:

  • различать мнение (точку зрения), доказатель­ство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных по­зиций;

  • наблюдать за состоянием собственного ор­ганизма, измерять пульс, артериальное дав­ление; применять приемы оказания первой помощи при кровотечениях, отравлении угар­ным газом, спасении утопающих, простудных заболеваниях;

  • соблюдать меры профилактики нарушений обмена веществ и развития авитаминозов, заболеваний, передающихся половым путем, СПИДа, нарушений работы органов чувств, вредных привычек;

  • соблюдать принципы здорового образа жиз­ни, рациональной организации труда и от­дыха.

3. Тематическое планирование

Тема

1

Глава 1. Общие закономерности жизни (5 ч)

2

Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (11ч)

3

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч)

4

Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (21 ч)

5

Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (11 ч)

4.Календарно-тематическое планирование

9 класс

пп

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту


Глава 1. Общие закономерности жизни (5 ч)



1

Биоло­гия — на­ука о жи­вом мире

1-3.09


2

Методы биоло­гических исследо­ваний

1-3.09


3

Общие свойства живых ор­ганизмов

6-10.09


4

Много­образие форм жи­вых орга­низмов

6-10.09


5

Контрольная работа по главе «Общие закономерности жизни»

13-17.09



Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (11ч)

13-17.09


6

Много­образие клеток

27-30.09


7

Л.Р. № 1 «Много­образие клеток эукариот. Сравне­ние расти­тельных и живот­ных кле­ток»

27-30.09


8

Хими­ческие вещества в клетке

4-8.10


9

Строение клетки

4-8.10


10

Органои­ды клет­ки и их функции

11-15.10


11

Обмен веществ — основа существо­вания клетки. Биосин­тез белка в клетке

11-15.10


12

Биосинтез углево­дов - фо­тосинтез

18-22.10


13

Обес­печение клеток энергией

18-22.10


14

Контрольная работа по главе «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»

25-29.10


15

Размно­жение клетки и ее жиз­ненный цикл.


25-29.10


16

Л.Р. № 2 «Рассма­тривание микро­препара­тов с де­лящимися клетками растения»

1-12.11



Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч)



17

Организм — открытая живая система


1-12.11


18

Примитивные организмы

15-19.11


19

Прими­тивные организ­мы

15-19.11


20

Расти­тельный организм и его осо­бенности

22-26.11


21

Много­образие растений и их зна­чение в природе

22-26.11


22

Орга­низмы царства грибов и лишай­ников

29.11-3.12


23

Живот­ный орга­низм и его особенно­сти

29.11-3.12


24

Разнооб­разие жи­вотных

6-10.12


25

Срав­нение свойств организма человека и живот­ных

6-10.12


26

Размно­жение живых ор­ганизмов

13-17.12


27

Индиви­дуальное развитие организ­мов

13-17.12


28

Обра­зование половых клеток. Мейоз

20-24.12


29

Изучение меха­низма наслед­ственно­сти

20-24.12


30

Основные законо­мерности насле­дования признаков у организ­мов

27-30.12


31

Законо­мерности измен­чивости. Л.Р. № 3 «Выяв­ление наслед­ственных и ненаслед­ственных признаков у растений разных видов»

27-30.12


32

Ненаслед­ственная измен­чивость. Л.Р. № 4 «Из­учение измен­чивости у организ­мов»

10-14.01


33

Основы селекции организ­мов

10-14.01


34

Контрольная работа по главе «Закономерности жизни на организменном уровне»

17-21.01



Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (21 ч)



35

Пред­ставления о возник­новении жизни на Земле в истории естество­знания

17-21.01


36

Совре­менные представ­ления о возник­новении жизни на Земле

24-28.01


37

Значение фото­синтеза и биоло­гического круго­ворота веществ в разви­тии жизни

24-28.01


38

Этапы развития жизни на Земле

31.01-04.02


39

Идеи развития органического мира в биоло­гии

31.01-04.02


40

Чарлз Дарвин об эволю­ции орга­нического мира

7-11.02


41

Совре­менные представ­ления об эволю­ции орга­нического мира

7-11.02


42

Вид, его критерии и струк­тура

14-18.02


43

Процессы образова­ния видов

14-18.02


44

Макро­эволюция как про­цесс по­явления надвидовых групп организ­мов

21-25.02


45

Основные направле­ния эво­люции

21-25.02


46

Примеры эволюционных преобразований преобра­зований живых ор­ганизмов

28.02-04.03


47

Основные закономерности эволюции

28.02-04.03


48

Л.Р. № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»


9-11.03


49

Человек — предста­витель животно­го мира

14-18.03


50

Административная контрольная работа

14-18.03


51

Эволю­ционное происхо­ждение человека

21-23.03


52

Этапы эволюции человека

04-8.04


53

Челове­ческие расы, их родство и проис­хождение

04-8.04


54

Чело­век как житель биосфе­ры и его влияние на приро­ду Земли

11-15.04


55

Контрольная работа по главе «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

11-15.04



Главa 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (11 ч)



56

Условия жизни на Земле

18-22.04


57

Общие законы действия факторов среды на орга­низмы

18-22.04


58

Приспо­соблен­ность организ­мов к дей­ствию факторов среды. Л.Р. № 6 «Оценка качества окружающей среды»

25-29.04


59

Биотиче­ские связи в природе

25-29.04


60

Популя­ции

4-6.05


61

Функцио­нирова­ние по­пуляции в природе

10-13.05


62

Сообще­ства

10-13.05


63

Биогео­ценозы, экосисте­мы и био­сфера

16-20.05


64

Развитие и смена биогеоце­нозов

16-20.05


65

Основные законы устойчивости живой природы

23-24.05


66

Эколо­гические проблемы в биосфе­ре. Охрана природы

23-24.05











Лист коррекции

Дата

Причина корректировки

Роспись

По плану

По факту






















































































































































1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 9 класс 2021 г.

Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна

Дата: 29.12.2021

Номер свидетельства: 596585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства