kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа соответствует ФГОС. Включает календарно-тематическое планирование

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Департамент образования г. Шахты

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области «Лицей № 3 имени академика В.М.Глушкова»

ул. Шевченко 94, г. Шахты,346500

Тел./факс (8636) 22-57-59, e-mail: [email protected]

ОКПО 48235416 ОГРН 1026102777084 ИНН 6155921076 КПП 615501001



«Утверждаю»


Директор МБОУ г.Шахты «Лицей №3»

__________ А.И. Файзулина

Приказ №___от «01»сентября2021г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по______________________биологии____________________________


Уровень общего образования (класс) ____8 АБВ________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов в неделю __2___


Учитель _______Борисенко Ирина Геннадьевна, Сапун Сергей Николаевич


Программа разработана на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой (Программы для общеобразовательных учреждений.Биология: 5-11 классы: программа.-М.:Вентана-Граф, 2018-304с.)




г.Шахты 2021г.



Пояснительная записка

1.Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа по биологии:

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

- Федерального закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

Программы:

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).

- В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) санитарными правилами СП 3.1/2.4.3598-20 которые применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным вступившими в действие с 2021 года санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".


Приказы:

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180)

- приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 N 249 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345"

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);

- приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;

- приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;

Письма:

- приложение к письму минобразования Ростовской области от 13.05.2020 № 24/4.1-6874 «Реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2020-2021 учебный год.

- письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;

- письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;

- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)

- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);

  • Примерная программа по предмету Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2018. — 304 с. (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Дра гомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.)

- Учебный план на текущий год

Рабочая программа ориентирована на использование учебников, имеющих грифы Министерства образования и науки Российской Федерации.

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается 2 ч в неделю в 8 классе (68 в год).

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методической литера­туры: Издательство «Вентана-Граф» представило программу под редакцией И.Н. Пономаревой

 Используемый учебно-методический комплекс

  1. Драгомилов А.Г., Maui Р.Д. Биология. 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных органи­заций. М.: Вентана-Граф, 2018.

  2. Маш Р.Д., Драгомилов Л.Г. Биология. Человек.

  1. класс: Рабочая тетрадь. М.: Вентана-Граф, 2018.

  1. Пономарева И.Н. и др. Биология. 5—11 классы: Программа курса биологии в основной школе. М.: Вен­тана-Граф, 2018.

Рабочая программа составлена на основе требо­ваний ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

Программа ориентирована на использование учеб­ника Драгомилова А.Г., Маш Р.Д. «Биология. 8 класс» (М.: Вентана-Граф, 2018). Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха» (концентрический курс) и содержит материал по раз­делу курса биологии «Человек и его здоровье».

В программе указывается тип урока, вид контроля, описание приемов, помогающих учителю в формиро­вании у школьников познавательных, коммуникатив­ных и регулятивных универсальных навыков, а также технологии, обеспечивающие эффективную работу преподавателя и ученика на уроке.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся сред­ствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусма­тривает выделение этапов обучения, структуриро­вание учебного материала, определение его количе­ственных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Данная рабочая программа является примерной и может быть использована педагогом как полностью, так и частично в качестве основы при составлении соб­ственной рабочей программы.

Цели и задачи преподавания биологии на ступени основного общего образования

Изучение биологии как учебной дисциплины предметной области «Естественно-научные предме­ты» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний, как компонента целостной научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению раз­личных задач;

  • формирование и развитие умений формулиро­вать гипотезы, конструировать, проводить экс­перименты, оценивать полученные результаты;

сопоставлять экспериментальные и теоретиче­ские знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отноше­ния к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений и навыков безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов;

  • овладение методами научной аргументации сво­их действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Программа по биологии строится с учетом следую­щих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира;

  • биологическая природа и социальная сущность человека;

  • структурно-уровневая организация живой при­роды;

  • ценностное и экокультурное отношение к при­роде;

  • практико-ориентированная сущность биологи­ческих знаний.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, с учетом требований к результатам освоения содержания пред­метных программ.

Глобальные цели являются общими для основно­го общего и среднего (полного) общего образования. Они определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимо­действий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Глобальные цели формулируются с уче­том рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значи­мыми.

Таким образом, глобальными целями биологическо­го образования являются:

  • социализация (вхождение в мир культуры и соци­альных отношений) - включение обучающихся в ту или иную группу или общность как носи­телей ее норм, ценностей, ориентаций, осваи­ваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как си­стеме познавательных (научных) ценностей, на­копленных обществом в сфере биологической науки.

Основные задачи обучения (биологического обра­зования):

  • ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направлен­ных на получение нового знания о живой приро­де; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формирова­нием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетенциями: учеб- но-познавательными, информационными, цен- ностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование познавательной культуры, осваи­ваемой в процессе познавательной деятельно­сти, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Общая характеристика курса «Биология. 8 класс»

Курс биологии на ступени основного общего об­разования в 8 классе посвящен изучению человека как биосоциального существа, включает сведения о ста­новлении человека в процессе антропогенеза, месте человека в системе органического мира, знакомит обучающихся с основами анатомии, физиологии и ги­гиены человека.

Он направлен на формирование у школьников по­нимания необходимости вести здоровый образ жизни, более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

Методический аппарат учебника обеспечивает: овладение приемами отбора, анализа и синтеза ин­формации на определенную тему, формирование на­выков самостоятельной учебной деятельности, смыс­лового чтения, развитие критического мышления, возможность организации групповой деятельности обучающихся и коммуникации между участниками образовательного процесса, индивидуализации и пер­сонализации процесса обучения, применения полу­ченных знаний в практической деятельности. Курс по­строен в соответствии с возрастными особенностями и возможностями обучающихся, предусматривает учет актуализации жизненного опыта обучающихся и уста­новление межпредметных связей.

Отбор содержания проведен с учетом культуроло­гического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Материал курса биологии в 8 классе разделен на тринадцать глав.

В главе 1 «Организм человека. Общий обзор» раскры­вается биосоциальная природа человека, определяет­ся его место в природе, дается топография органов. Школьники знакомятся с разноуровневой организа­цией организма, его нервно-гуморальной регуляци­ей. В процессе изучения главы углубляются знания о строении животной клетки, тканей, органов и систем органов.

В главе 2 «Опорно-двигательная система» представ­лены сведения о строении систем опоры и движения. Обучающиеся знакомятся с особенностями скелета че­ловека, связанными с прямохождением, определяют взаимосвязь строения тканей и органов с их функция­ми, изучают принципы работы мышц. Особое внима­ние уделяется роли физической культуры и спорта для предотвращения нарушения осанки и профилактики плоскостопия; рассматриваются виды травм и приемы оказания первой доврачебной помощи при поврежде­ниях опорно-двигательной системы.

В главе 3 «Кровь. Кровообращение» дается подроб­ная характеристика внутренней среды организма. Школьники узнают о составе крови, лимфы и тканевой жидкости, рассматривают виды иммунитета, процесс свертывания крови. Они знакомятся с кровеносной и лимфатической системами (их значением, строением, особенностями функционирования). Особое внимание уделяется профилактике нарушений в работе сердечно­сосудистой системы, формируются представления о ти­пах кровотечений, рассматриваются правила оказания первой помощи при кровотечениях.

В ходе изучения главы 4 «Дыхательная система» обучающиеся знакомятся с органами дыхательной си­стемы человека, изучают механизм дыхания, процесс газообмена в тканях и органах, получают представление

о механизмах регуляции дыхания. Рассматриваются правила оказания первой медицинской помощи при остановке дыхания в результате разных причин, болез­ни органов дыхания и их профилактика, заболевания дыхательных путей и легких.

Материал, представленный в главе 5 «Пищевари­тельная система», посвящен значению и строению данной системы, процессам пищеварения в различных ее отделах. Особое внимание уделяется правилам ока­зания первой помощи при отравлении, заболеваниям органов пищеварения и их профилактике.

Глава 6 «Обмен веществ и энергии» знакомит обу­чающихся с особенностями пластического и энергети­ческого обменов организма. Школьники узнают о нор­мах и режиме питания, суточном рационе; получают представление о витаминах, методах их сохранения в продуктах питания и последствиях гиповитаминоза и гипервитаминоза.

Глава 7 знакомит школьников с мочевыделитель­ной системой человека. Обучающиеся получают пред­ставление о значении и функционировании органов этой системы, знакомятся с профилактикой заболе­ваний почек.

В процессе изучения главы 8 «Кожа» у обучающих­ся формируются представления о значении кожи и ее строении, о правилах оказания первой помощи при по­вреждениях кожных покровов, профилактике заболе­ваний кожи. Особое значение уделяется закаливанию.

В главе 9 «Эндокринная система» описываются типы желез, особенности их строения и значение для функ­ционирования всех систем органов, последствия нару­шений работы эндокринной системы.

В главе 10 «Нервная система» дается характеристика нервной и гуморальной регуляции, рассматривается взаимосвязь этих систем, строение и функции нервной системы.

Глава 11 «Органы чувств. Анализаторы» дает пред­ставление о принципах работы органов чувств и ана­лизаторов, их строении и функциях. Особое внимание уделяется профилактике заболеваний и гигиене орга­нов зрения и слуха.

Глава 12 «Поведение и психика» знакомит обучаю­щихся с врожденными и приобретенными формами поведения, закономерностями работы головного мозга, физиологией высшей нервной деятельности человека и познавательными процессами.

В завершающей главе 13 «Индивидуальноеразвитие организма» рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др. Обучающиеся знакомятся с последствиями употреб­ления наркогенных веществ.



2.Содержание курса «Биология. 8 класс»

В процессе изучения предмета «Биология» в 8 клас­се учащиеся осваивают следующие основные знания, а также выполняют лабораторные (далее — Л.Р.) и прак­тические (далее — П.Р.) работы.

Глава 1. Организм человека. Общий обзор:

  • науки об организме человека: анатомия, физио­логия, гигиена; методы наук о человеке; сани­тарно-эпидемиологические институты нашей страны;

  • структура тела, место человека в живой природе: искусственная (социальная) и природная сре­да; биосоциальная природа человека; части тела человека; пропорции тела человека; сходство человека с другими животными; обшие черты в строении организма млекопитающих, прима­тов и человекообразных обезьян; специфические особенности человека как биологического вида;

  • клетка: строение, химический состав и жизне­деятельность: части клетки; органоиды в живот­ной клетке; процессы, происходящие в клетке (обмен веществ, рост, развитие, размножение); возбудимость;

  • ткани: эпителиальные, соединительные, мы­шечные ткани; нервная ткань;

  • общая характеристика систем органов организма человека, регуляция работы внутренних органов: си­стема покровных органов; опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, иммунная, дыха­тельная, нервная, эндокринная, мочевыделитель­ная, половая системы органов; уровни организа­ции организма; нервная и гуморальная регуляция внутренних органов; рефлекторная дуга.

Основные понятия, которые необходимо усвоить по­сле изучения главы 1: природная (естественная среда), социальная (искусственная) среда, биосоциальная среда человека, древние люди, человек разумный; части тела, области тела, внешние органы, внутренние органы, по­лости тела (грудная, брюшная), анатомия, физиология, гигиена; клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, эн- доплазматическая сеть, комплекс Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, ядрышко; гены, АТФ; неорганические и органические вещества; ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная); жировая ткань, рыхлая соединительная ткань; мышечное волокно; гладкая, поперечнополосатая ске­летная и поперечнополосатая сердечная мышечные тка­ни; нейрон; дендрит; аксон; синапс; нейроглия; меж­клеточное вещество; органы; система органов; уровни организации организма; нервная регуляция; рефлекс; рефлекторная дуга; чувствительные, вставочные, ис­полнительные нейроны; рецепторы; гуморальная ре­гуляция; эндокринная система; гормоны.

Л.Р. № 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода», Л.Р. № 2 «Клетки и ткани под микроско­пом».

П.Р. «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение».

Глава 2. Опорно-двигательная система:

  • скелет; строение, состав и типы соединения ко­стей: общая характеристика и значение скелета; три типа костей; строение костей; состав костей; типы соединения костей;

  • скелет головы и туловища: отделы черепа; кости, образующие череп; отделы позвоночника; строе­ние позвонка и грудной клетки;

  • скелет конечностей: строение скелета поясов ко­нечностей, верхней и нижней конечностей;

  • первая помощь при повреждениях опорно-двига- тельной системы: виды травм, затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и закры­тые переломы); необходимые приемы первой помощи при травмах;

  • строение, основные типы и группы мышц: гладкая и скелетная мускулатура; строение скелетной мышцы; основные группы скелетных мышц;

  • работа мышц: мышцы-антагонисты и мышцы- синергисты; динамическая и статическая работа мышц; мышечное утомление;

  • нарушение осанки и плоскостопие: осанка; причи­ны и последствия неправильной осанки; преду­преждение искривления позвоночника, плоско­стопия;

  • развитие опорно-двигательной системы: раз­витие опорно-двигательной системы в ходе взросления; значение двигательной активности и мышечных нагрузок; физическая подготовка; статические и динамические физические упраж­нения.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 2: опорно-двигательная система; компактное вещество; губчатое вещество; надкостница; костные пластинки; красный костный мозг; желтый костный мозг; соединение костей (неподвижное, по­движное (сустав), полуподвижное); суставная головка, суставная впадина, суставная сумка; связки; отделы че­репа (мозговой, лицевой); отделы позвоночника (шей­ный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый); позвонок; тело, дуги, отростки позвонка; позвоночный канал; межпозвоночные хрящевые диски; крестец; коп­чик; грудная клетка; ребра; грудина; плечевой пояс, ло­патки, ключицы; плечо, предплечье, кисть; локтевая, лучевая кости; запястье, пясть, фаланги; тазовый пояс; газовые кости; бедро, голень, стопа; бедренная, боль­шеберцовая, малоберцовая кости; коленная чашечка; предплюсна, плюсна; сухожилия; жевательные и мими­ческие мышцы; мышцы туловища; мышцы конечно­стей; сократимость; сила мышц; амплитуда движения; мышцы-антагонисты, мышцы-синергисты; утомле­ние мышц; работоспособность; динамическая и ста­тическая работа; осанка; искривление позвоночника; плоскостопие; гиподинамия, тренировочный эффект; статические и динамические упражнения.

JI.P.№3 «Строение костной ткани», J1.Р. № 4 «Со­став костей».

П. Р.: «Исследование строения плечевого пояса и предплечья», «Изучение расположения мышц голо­вы», «Проверяем правильность осанки», «Есть ли у вас плоскостопие?», «Гибок ли ваш позвоночник?».

Глава 3. Кровь. Кровообращение:

  • внутренняя среда; значение крови и ее состав: жид­кости, образующие внутреннюю среду организ­ма человека (кровь, лимфа, тканевая жидкость); функции крови в организме; состав плазмы кро­ви; форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты);

  • иммунитет: иммунная система; важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета; виды иммунитета; прививки и сыворотки;

  • тканевая совместимость и переливание крови: причины несовместимости тканей; группы кро­ви; резус-фактор; правила переливания крови;

  • сердце и круги кровообращения: органы кровообра­щения; строение сердца; виды кровеносных со­судов; большой и малый круги кровообращения;

  • движение лимфы: лимфатические сосуды; лим­фатические узлы; роль лимфы в организме;

  • движение крови по сосудам: давление крови в со ­судах; верхнее и нижнее артериальное давление; заболевания сердечно-сосудистой системы, свя­занные с давлением крови; скорость кровотока; пульс; перераспределение крови в работающих органах;

  • регуляция работы органов кровеносной системы: отделы нервной системы, управляющие работой сердца; гуморальная регуляция сердца; автома­тизм сердца;

  • предупреждение заболеваний кровеносной системы: физические нагрузки и здоровье сердечно-сосудистой системы; влияние табака и алкоголя на состояние сердечно-сосудистой системы;

  • первая помощь при кровотечениях: значение кро­вотечения; виды кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное).

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 3: кровь; тканевая жидкость; лимфа; гомеостаз, плазма крови; форменные элементы крови: тромбоциты, эритроциты, лейкоциты (фагоци­ты, лимфоциты); гемоглобин; антиген, антитело; имму­нитет (клеточный и гуморальный, активный и пассив­ный, естественный и искусственный, наследственный и приобретенный); иммунная реакция; эпидемия; вак­цина; лечебная сыворотка; иммунная система; тканевая совместимость; группы крови; резус-фактор; антитела а и (3; групповая совместимость крови; сердце; пред­сердия, желудочки; створчатые и полулунные клапа­ны; аорта, артерия, капилляры, вены; органы крово­обращения; большой и малый круги кровообращения; лимфатические капилляры; лимфатические сосуды; лимфатические узлы; артериальное кровяное давление (верхнее и нижнее, систолическое и диастолическое давление); гипертония; гипотония; инсульт; инфаркт; пульс; частота пульса (частота сердечных сокращений); автоматия сердца; адреналин; ацетилхолин; абстинен­ция; тренировка сердца; функциональные пробы; дози­рованная нагрузка; кровотечение (капиллярное, арте­риальное, венозное); жгут; закрутка; давящая повязка.

Л.Р. № 5 «Сравнение крови человека с кровью ля­гушки».

П.Р.: «Кислородное голодание», «Пульс и движение крови», «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки», «Доказатель­ство вреда курения», «Функциональная сердечно-со- судистая проба».

Глава 4. Дыхательная система:

  • значение дыхательной системы; органы дыхания: связь дыхательной и кровеносной систем; строе­ние дыхательных путей; органы дыхания и их функции;

- строение легких; газообмен в легких и тканях: строение легких; процесс поступления кисло­рода в кровь и транспорт кислорода от легких по телу; роль эритроцитов и гемоглобина в пе­реносе кислорода;

  • дыхательные движения: механизм вдоха и вы­доха; органы, участвующие в дыхательных дви­жениях; влияние курения на функции альвеол легких;

  • регуляция дыхания: контроль дыхания централь­ной нервной системой; бессознательная и созна­тельная регуляция; рефлексы кашля и чихания; дыхательный центр; гуморальная регуляция ды­хания;

  • заболевания дыхательной системы: болезни ор­ганов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулез легких); рак легких; значе­ние флюорографии; жизненная емкость легких; значение закаливания, физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены по­мещений для здоровья человека;

  • первая помощь при поражении органов дыхания: первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, уду­шении, заваливании землей, электротравмах; ис­кусственное дыхание; непрямой массаж сердца.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 4: дыхательная система; легочное дыхание; тканевое дыхание; дыхательные пути; носовая и ротовая полости; носоглотка; ротоглотка; гортань; трахея; бронхи; альвеолы; легкие; легочная плевра, пристеночная плевра; плевральная полость; плевраль­ная жидкость; диафрагма, дыхательные движения; дыхательный центр продолговатого мозга; высшие дыхательные центры; регуляция дыхания (рефлектор­ная, гуморальная); чихание; кашель; грипп; туберкулез легких; рак легких; флюорография; жизненная емкость легких (ЖЕЛ); дыхательные упражнения; первая по­мощь при утоплении, удушении, заваливании землей; электротравма; обморок; клиническая смерть, биоло­гическая смерть; реанимация; искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

Л.Р. № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воз­духа», Л.Р. № 7«Дыхательные движения».

П.Р.: «Измерение обхвата грудной клетки», «Опре­деление запыленности воздуха в зимнее время».

Глава 5. Пищеварительная система:

  • значение пищи: значение и состав пищи; пита­тельные вещества; вода, минеральные вещества и витамины в пище; правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накап­ливающие вредные вещества; санитарная обра­ботка пищевых продуктов);

  • строение пищеварительной системы: значение пищеварения; органы пищеварительной систе­мы; пищеварительные железы;

  • зубы: строение зубного ряда человека; смена зубов; строение зуба; значение зубов; уход за зубами;

  • пищеварение в ротовой полости и в желудке: меха­ническая и химическая обработка пищи в рото­вой полости; пищеварение в желудке; строение стенок желудка;

  • пищеварение в кишечнике: химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание пита­тельных веществ; печень и ее функции; толстая кишка, аппендикс и их функции;

  • регуляция пищеварения: рефлексы органов пи­щеварительной системы; работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов; гуморальная ре­гуляция пищеварения; правильное питание;

  • заболевания органов пищеварения: инфекцион­ные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания: способы заражения и симптомы; пищевые отравления: симптомы и первая помощь. ^

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 5: питательные вещества; белки, жиры, углеводы; вода, минеральные соли; витамины; пищеварение; пищеварительная система; ротовая по­лость; глотка; гортань; надгортанник; мягкое и твердое небо; небный язычок; миндалины; пищевод; пищева­рительные железы; пищеварительный канал; желчный пузырь; тонкая кишка; двенадцатиперстная кишка; слепая кишка; толстая кишка; прямая кишка; зубы, резцы, клыки, малые и большие коренные зубы; вы­падающие (молочные) и постоянные зубы, смена зубов; коронка зуба, шейка зуба, корень зуба, эмаль, дентин, цемент, зубная пульпа; кариес; слюна; птиалин (амила­за), крахмал, глюкоза, желудок, желудочный сок, брю­шина; желчь, поджелудочная железа, поджелудочный сок, кишечный сок, брыжейка, кишечные ворсинки, незаменимые аминокислоты, гликоген, мочевина, аппендикс, аппендицит; пищевой рефлекс; условный и безусловный рефлексы; условное и безусловное тор­можение; ориентировочный рефлекс; режим питания; желудочно-кишечные заболевания, переносчики забо­леваний, глистные заболевания, пищевые отравления, промывание желудка.

Л.Р. № 8 «Действие ферментов слюны на крах­мал», Л.Р. № 9«Действие ферментов желудочного сока на белки».

П.Р. «Местоположение слюнных желез».

Глава 6. Обмен веществ и энергии:

  • обменные процессы в организме: стадии обмена веществ; пластический и энергетический обмен;

  • нормы питания: расход энергии в организме; факторы, влияющие на основной и общий об­мен организма; нормы питания; калорийность пищи;

  • витамины: роль витаминов в организме; гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз; важнейшие ви­тамины, их значение для организма; источники витаминов; правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 6: обмен веществ, пластический обмен, энергетический обмен; основной обмен, общий обмен; энерготраты человека; энергоемкость (калорий­ность) пищи, суточный рацион; витамины А, В,, С, D; гиповитаминоз, гипервитаминоз, авитаминоз, «кури­ная слепота», бери-бери, цинга, рахит.

П.Р. «Функциональная проба с максимальной за­держкой дыхания до и после нагрузки».

Глава 7. Мочевыделительная система:

  • строение и функции почек: строение мочевыде­лительной системы; функции почек; строение нефрона; механизм фильтрации мочи в нефро- не; этапы формирования мочи в почках;

  • заболевания органов мочевыделения; питьевой режим: причины заболеваний почек; значение воды и минеральных солей для организма; ги­гиена питья; обезвоживание; водное отравле­ние; гигиенические требования к питьевой воде; очистка воды.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 7: мочевыделительная система; почки, корковый и мозговой слои, почечные пира­миды, почечная лоханка; нефрон, капсула и каналец, капиллярный клубочек; первичная и вторичная моча; мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал; обезвоживание, водное отравление, гигиена пи­тья, кишечная палочка, жесткость воды.

Глава 8. Кожа:

  • значение кожи и ее строение: функции кожных покровов; строение кожи;

  • нарушения кожных покровов и повреждения кожи: причины нарушения здоровья кожных покро­вов; первая помощь при ожогах, обморожениях; инфекции кожи (грибковые заболевания, чесот­ка);

  • гигиена кожных покровов: участие кожи в тер­морегуляции; закаливание; первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 8: эпидермис, дерма, подкож­ная жировая клетчатку пигмент, загар; сальные и пото­вые железы; волосы, ногти; жирная, нормальная, сухая кожа; термический ожог, химический ожог, обморо­жение; стригущий лишай, чесоточный зудень, чесот­ка; теплообразование, теплоотдача, терморегуляция, закаливание (обтирания, обливания, душ, плавание); солнечный ожог, тепловой удар, солнечный удар.

Глава 9. Эндокринная система:

  • железы внешней, внутренней и смешанной секре­ции: отличия и сходства желез внешней, вну­тренней и смешанной секреции, их функции; эндокринная система;

  • роль гормонов в организме: роль гормонов в росте и развитии организма; влияние нарушений рабо­ты гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития; роль поджелудочной железы в организме; сахарный диабет; роль надпочеч­ников в организме; адреналин и норадреналин.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 9: железы внешней, внутрен­ней и смешанной секреции; эндокринная система; гипофиз, гормон роста, щитовидная железа, гормоны щитовидной железы; кретинизм, базедова болезнь, инсулин, сахарный диабет; надпочечники, адреналин, норадреналин.

Глава 10. Нервная система:

  • значение, строение и функция нервной системы: общая характеристика роли нервной системы; части и отделы нервной системы; центральная и периферическая нервная система; соматиче­ский и вегетативный отделы; прямые и обратные связи;

  • автономный отдел нервной системы: парасимпа­тический и симпатический подотделы автоном­ного отдела нервной системы;

  • нейрогуморальная регуляция: связь желез внутрен­ней секреции с нервной системой; согласован­ное действие гуморальной и нервной регуляции на организм; скорость реагирования нервной и гуморальной систем;

  • спинной мозг: строение спинного мозга; рефлек­торная функция спинного мозга (соматические и вегетативные рефлексы); проводящая функция спинного мозга;

  • головной мозг: серое и белое вещество головного мозга; строение и функции отделов головного мозга; расположение и функции зон коры боль­ших полушарий.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 10: центральная нервная систе­ма, периферическая нервная система; нервы, нервные узлы, нервные центры; прямые и обратные связи, сома­тический и автономный (вегетативный) отделы нерв­ной системы; симпатический и парасимпатический отделы автономной (вегетативной) нервной системы; симпатический ствол, нервное сплетение, блуждающий нерв, иннервация; гипоталамус, нейрогормоны, един­ство гуморальной и нервной регуляции; спинной мозг, позвоночный канал, спинномозговая жидкость, цен­тральный канал, серое и белое вещество, деятельность спинного мозга; головной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, мост, мозжечок, промежуточный мозг, большие полушария головного мозга, кора больших по­лушарий, ядра, борозды и извилины, доли коры (лоб­ные, теменные, затылочные, височные), зоны коры.

П.Р.: «Действие прямых и обратных связей», «Штриховое раздражение кожи», «Функции продол­говатого, среднего мозга и мозжечка».

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы:

  • принцип работы органов чувств и анализаторов: пять чувств человека; расположение, функции

анализаторов и особенности их работы; разви­тость органов чувств и тренировка; иллюзии;

  • орган зрения и зрительный анализатор: значение зрения; строение глаза; слезные железы; оболоч­ки глаза;

  • заболевания и повреждения глаз: близорукость и дальнозоркость; первая помощь при повре­ждении глаз;

  • органы слуха, равновесия и их анализаторы: зна­чение слуха; части уха; строение и функции на­ружного, среднего и внутреннего уха; шум как фактор, вредно влияющий на слух; заболевания уха; строение и расположение органа равновесия;

  • органы осязания, обоняния и вкуса: значение, расположение и устройство органов осязания, обоняния и вкуса; вредные пахучие вещества; особенности работы органа вкуса.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 11; анализатор, специфичность, иллюзии; глаз, брови, ресницы; глазницы, слеза, глаз­ное яблоко, белочная оболочка (склера), роговица, сосудистая оболочка, радужная оболочка (радужка), сетчатка, палочки, колбочки, зрачок, хрусталик, стек­ловидное тело, желтое пятно, «слепое пятно»; даль­нозоркость, близорукость; ухо, наружное ухо, ушная раковина; слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо, слуховые косточки, слуховая (евстахиева) труба, внутреннее ухо, улитка, спиральный орган, воло- сковые клетки; гигиена слуха; вестибулярный аппарат (орган равновесия), полукружные каналы, овальный и круглый мешочки; осязание, нервные окончания, тактильные рецепторы, кожно-мышечная чувствитель­ность; обонятельные клетки, вкусовые клетки; токси­комания, вкусовые сосочки, послевкусие.

П.Р.: «Сужение и расширение зрачка», «Принцип работы хрусталика», «Обнаружение “слепого пятна”», «Проверьте ваш вестибулярный аппарат», «Раздраже­ние тактильных рецепторов».

Глава 12. Поведение и психика:

  • врожденные формы поведения: положительные и отрицательные (побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы; явление запечатления (импринтинга);

  • приобретенные формы поведения: условные ре­флексы и торможение рефлекса; подкрепление рефлекса; динамический стереотип;

  • закономерности работы головного мозга: цен­тральное торможение; безусловное (врожден­ное) и условное (приобретенное) торможение; явление доминанты; закон взаимной индукции;

  • биологические ритмы; сон и его значение: сон как составляющая суточных биоритмов; медленный и быстрый сон; природа сновидений; значение сна для человека; гигиена сна;

  • особенности высшей нервной деятельности чело­века; познавательные процессы: наука о высшей нервной деятельности; появление и развитие речи в эволюции человека и индивидуальном развитии; внутренняя и внешняя речь; вос­приятие и впечатление; виды и процессы па­мяти; особенности запоминания; воображение и мышление;

  • воля и эмоции; внимание; регуляция поведения: волевые качества личности и волевые действия; побудительная и тормозная функции воли; внушаемость и негативизм; эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоцио­нальные отношения (чувства); астенические и стенические эмоции; непроизвольное и про­извольное внимание; рассеянность внимания;

  • режим дня; работоспособность: стадии работо­способности (врабатывание, устойчивая рабо­тоспособность, истощение); значение и состав правильного режима дня, активного отдыха.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 12: врожденные формы пове­дения, инстинкты, положительные и отрицательные рефлексы и инстинкты, запечатление (импринтинг); приобретенные формы поведения, условно-рефлектор­ные связи, динамический стереотип, рассудочная дея­тельность, подкрепление; возбуждение, торможение, центральное торможение, доминанта, закон взаимной индукции; физиология высшей нервной деятельности, подсознание, языковая среда, внешняя и внутренняя речь, подсознательные процессы; память, виды памя­ти, процессы памяти, долговременная и краткосрочная память; воображение, мышление, впечатление; воля, волевое действие, волевой акт; внушаемость, негати­визм; эмоции, эмоциональные реакции, эмоциональ­ное состояние, эмоциональные отношения (чувства); произвольное и непроизвольное внимание; работоспо­собность, врабатывание, истощение, активный отдых, режим дня; быстрый и медленный сон, электроэнце­фалограф, сновидения, гигиена сна.

П.Р.: «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма», «Изучение внимания при разных условиях».

Глава 13. Индивидуальное развитие организма:

  • половая система человека: факторы, определяю­щие пол; строение женской и мужской половой системы; созревание половых клеток и сопут­ствующие процессы в организме; гигиена вне­шних половых органов. Причины наследствен­ных заболеваний;

  • заболевания наследственные, врожденные, пере­дающиеся половым путем: врожденные заболева­ния; заболевания, передаваемые половым путем; СПИД;

  • внутриутробное развитие организма; развитие после рождения: созревание зародыша; законо­мерности роста и развития ребенка; ростовые скачки; календарный и биологический возраст;

  • вред наркогенных веществ: примеры наркогенных веществ; причины обращения молодых людей к наркогенным веществам; процесс привыка­ния к курению; последствия курения; влияние алкоголя на организм; опасность наркотической зависимости; реакция абстиненции;

  • психологические особенности личности: типы темперамента; характер личности и факторы, влияющие на него; экстраверты и интроверты; интересы и склонности, способности; выбор будущей профессиональной деятельности.

Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 13: яйцеклетка, сперматозоид, половые хромосомы, оплодотворение, зигота; женская половая система, мужская половая система, овуляция, менструация, поллюция, половое созревание; наслед­ственные и врожденные заболевания; СПИД, ВИЧ, венерические болезни, гонорея, сифилис; дробление, рост, развитие, календарный и биологический возраст; плод, зародыш, плацента, пупочный канатик; темпе­рамент, типы нервной системы (типы темперамента), меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник; экстра­верты, интроверты; интерес, склонность, способность (человека), характер (человека).

Содержание курса «Биология. 8 класс» строится на основе деятельностного подхода. Обучающиеся во­влекаются в исследовательскую деятельность, что яв­ляется условием приобретения прочных знаний.

Резерв учебного времени (2 ч) целесообразно ис­пользовать для увеличения доли развивающих, иссле­довательских, личностно ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий. Желательно провести региональные модули, обеспечивающие (в зависимости от существующих в регионе образова­тельных и воспитательных приоритетов) деятельность обучающихся по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.


Требования к результатам обучения (сформированность УУД)

Изучение курса «Биология» в 8 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение уни­версальных учебных действий - УУД):

Личностные результаты:

  • знание основных принципов и правил отноше­ния к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; ин­теллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • воспитание чувства гордости за российскую био­логическую науку;

  • понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готов­ность к самостоятельным поступкам и действи­ям на благо природы;

  • признание ценности жизни во всех ее проявле­ниях и необходимости ответственного, бережно­го отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, готовность и способность прини­мать ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • признание права каждого на собственное мне­ние; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

  • критичное отношение к своим поступкам, осо­знание ответственности за их последствия.

Метапредмет ные результаты:

  1. познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • владеть основами исследовательской и проект­ной деятельности — видеть проблему, ставить во­просы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, про­водить эксперименты, делать выводы и заклю­чения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

  • находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литера­туре, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность;

  • составлять сообщения на основе обобщения ма­териала учебника и дополнительной литературы;

  • строить логические рассуждения и умозаклю­чения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение;

  1. регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последова­тельность действий и прогнозировать результаты работы);

  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства дости­жения цели;

  • работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • выбирать целевые и смысловые установки в сво­их действиях и поступках по отношению к жи­вой природе, здоровью своему и окружающих;

  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  1. коммуникативные УУД — формирование и раз­витие навыков и умений:

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, срав­нивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • слушать и слышать другое мнение, вести дискус­сию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

  • строить продуктивное взаимодействие со сверст­никами и взрослыми;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметные результаты:

  1. в познавательной {интеллектуальной) сфере:

  • выделять существенные признаки биологиче­ских объектов (отличительные признаки живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, пита­ние, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жиз­недеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболе­ваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекцион­ных и простудных заболеваний;

  • объяснять роль биологии в практической дея­тельности людей; места и роли человека в при­роде; роли различных организмов в жизни че­ловека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наслед­ственности и изменчивости, проявления наслед­ственных заболеваний у человека, видообразо­вания и приспособленности;

  • устанавливать причинно-следственные связи между гибкостью тела человека и строением его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;

  • сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями;

  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

  • находить в учебной и научно-популярной ли­тературе информацию о заболеваниях сердеч­но-сосудистой системы, об инфекционных за­болеваниях, оформлять ее в виде сообщений, рефератов, докладов;

  • классифицировать типы и виды памяти, железы в организме человека;

  • устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регу­ляции;

  • определять и различать части и органоиды клет­ки и системы органов организма человека на ри­сунках и схемах;

  • сравнивать биологические объекты и процессы и делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявлять изменчивость организмов; приспособ­ления организмов к среде обитания; типы взаи­модействия разных видов в экосистеме; взаимо­связи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • владеть методами биологической науки — на­блюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспе­риментов и объяснение их результатов;

  1. в ценностно-ориентационной сфере:

  • знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;

  • приводить доказательства взаимосвязи челове­ка и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, не­обходимости защиты среды обитания человека;

  • анализировать и оценивать последствия деятель­ности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;

  1. в сфере трудовой деятельности:

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

  1. в сфере физической деятельности:

  • демонстрировать приемы оказания первой по­мощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • проводить наблюдения за состоянием собствен­ного организма;

  • владеть приемами рациональной организации труда и отдыха;

  1. в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Планируемые результаты изучения курса биологии к концу 8 класса

Изучение курса «Биология. 8 класс» должно быть направлено на овладение учащимися следующими уме­ниями и навыками.

Обучающиеся научатся:

  • выделять существенные признаки биологиче­ских объектов (животных клеток и тканей, ор­ганов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

  • приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с живот­ными и отличий человека от животных;

  • аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осан­ки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объ­ектов и других материальных артефактов;

  • выявлять примеры и пояснять проявление на­следственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

  • различать по внешнему виду, схемам и описа­ниям реальные биологические объекты (клет­ки, ткани, органы, системы органов), выявлять отличительные признаки биологических объ­ектов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умо­заключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенно­стями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: на­блюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования организма человека и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной органи­зации труда и отдыха;

  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

  • описывать и использовать приемы оказания пер­вой помоши;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачеб­ной помощи при отравлениях, ожогах, обморо­жениях, травмах, спасении утопающего, крово­течениях;

  • находить информацию о строении и жизнедея­тельности человека в научно-популярной лите­ратуре, биологических словарях, справочниках, на интернет-ресурсах, анализировать и оцени­вать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здо­ровью и здоровью других людей;

  • анализировать и оценивать целевые и смысло­вые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружаю­щих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • создавать письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учи­тывая особенности аудитории;

  • работать в группе сверстников при решении по­знавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма чело­века, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Место предмета в базисном учебном плане

В Федеральном базисном учебном общеобразо­вательном плане на изучение биологии в 8 классе отведено 2 ч в неделю (всего 68 ч + 2 ч резервного времени). Отбор форм организации обучения осу­ществляется с учетом естественно-научного содер­жания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых опреде­лен в программе.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основ­ной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


3. Тематическое планирование

Тема

1

Глава 1. Организм человека. Общий обзор (6 ч)

2

Глава 2. Опорно-двигательная система (9 ч)

3

Глава 3. Кровь. Кровообращение (7 ч)

4

Глава 4. Дыхательная система (7 ч)

5

Глава 5. Пищеварительная система (8 ч)

6

Глава 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)

7

Глава 7. Мочевыделительная система (2 ч)

8

Глава 8. Кожа (3 ч)

9

Глава 9. Эндокринная система (1ч)

10

Глава 10. Нервная система (4 ч)

11

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (6 ч)

12

Глава 12. Поведение и психика (8 ч )

13

Глава 13. Индивидуальное развитие организма (4 ч)

4.Календарно-тематическое планирование

8 класс

пп

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту


Глава 1. Организм человека. Общий обзор (6 ч)



1

Введение: биоло­гическая и соци­альная природа человека. Структу­ра тела.

1-3.09


2

Науки об ор­ганизме человека

6-10.09


3

Клетка. Л.Р. № 1 «Действие фермента каталазы на перок­сид водо­рода»

6-10.09


4

Ткани. Л.Р. №2 «Клетки и ткани под ми­кроско­пом»

13-17.09


5

Системы органов в орга­низме. П. Р. «Получе­ние мига­тельного рефлекса и условий, вызываю­щих его торможе­ние»

13-17.09


6

Контрольная работа по главе «Организм человека. Общий обзор»

20-25.09



Глава 2. Опорно-двигательная система (9 ч)



7

Скелет. Строение, состав и соеди­нение костей. Л.Р. №3 «Строение костной ткани». Л.Р. № 4 «Состав костей»

20-25.09


8

Скелет го­ловы и ту­ловища

27-30.09


9

Скелет конечно­стей. П. Р. «Иссле­дование строения плечево­го пояса и пред­плечья»

27-30.09


10

Первая помощь при трав­мах: рас­тяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

4-8.10


11

Мышцы. П.Р. «Из­учение распо­ложения мышц головы»

4-8.10


12

Работа мышц

11-15.10


13

Нару­шение осанки и плоско­стопие.

П.Р.: «Проверяем правильность осанки», «Есть ли у вас плоско­стопие?», «Гибок ли ваш позвоноч­ник?»

11-15.10


14

Развитие опорно-двига­тельной системы

18-22.10


15

Контрольная работа по главе «Опорно-двигательная система»

18-22.10



Глава 3. Кровь. Кровообращение (7 ч)



16

Внутрен­няя среда. Значение крови и ее состав. Л.Р. № 5 «Сравне­ние крови человека с кровью лягушки»

25-29.10


17

Имму­нитет. Тканевая совме­стимость и пере­ливание крови

25-29.10


18

Строение и работа сердца. Круги кровооб­ращения

1-12.11


19

Движение лимфы. П.Р. «Кисло­родное го­лодание»

1-12.11


20

Движение крови по сосу­дам. П.Р.: «Пульс и дви­жение крови», «Опре­деление скорости кровотока в сосудах ногтево­го ложа большого пальца руки», «Кисло­родное го­лодание»

15-19.11


21

Регуляция работы сердца и крове­носных сосудов. П.Р. «Доказательство вреда курения»

15-19.11


22

Преду­прежде­ние забо­леваний сердца и сосудов П.Р. «Функ­цио­нальная сердеч­но-сосу­дистая проба»

22-26.11



Глава 4. Дыхательная система (7 ч)



23

Значение дыхания. Органы дыхания

22-26.11


24

Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Л.Р. № 6 «Состав вдыхаемо­го и вы­дыхаемого воздуха»

29.11-3.12


25

Дыха­тельные движения. Л.Р. № 7 «Дыха­тельные движе­ния»

29.11-3.12


26

Регуляция дыхания. Л.Р. «Из­мерение обхвата грудной клетки»

6-10.12


27

Болезни органов дыха­ния и их предупре­ждение. Гигиена дыха­ния. П.Р. «Опре­деление запылен­ности воздуха в зимнее время»

6-10.12


28

Первая помощь при по­ражении органов дыхания

13-17.12


29

Контрольная работа по гла­вам «Кровь. Кровообращение. Дыхательная система»

13-17.12



Глава 5. Пищеварительная система (8 ч)



30

Значение пищи и ее состав

20-24.12


31

Органы пищева­рения. П.Р. «Ме­стопо­ложение слюнных желез»

20-24.12


32

Зубы

27-30.12


33

Пище­варение в ротовой полости и в же­лудке.

Л.Р. №8 «Действие фермен­тов слюны на крах­мал»,

Л.Р. № 9 «Действие ферментов желудоч­ного сока на белки»

27-30.12


34

Пище­варение в кишеч­нике. Всасыва­ние пита­тельных веществ

10-14.01


35

Регуляция пищеварения

10-14.01


36

Заболевания органов пищеварения

17-21.01


37

Контрольная работа по главе «Пищеварительная система»

17-21.01



Глава 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)



38

Обменные процессы в организ­ме

24-28.01


39

Нормы пита­ния. П.Р. «Функ­циональ­ная проба с макси­мальной задержкой дыхания и после нагрузки»

24-28.01


40

Витамины

31.01-04.02



Глава 7. Мочевыделительная система (2 ч)



41

Строение и функ­ции почек

31.01-04.02


42

Предупре­ждение заболеваний почек. Питьевой режим

7-11.02



Глава 8. Кожа (3 ч)



43

Значение кожи и ее строение

7-11.02


44

Нару­шения кожных покровов и повре­ждения кожи.

Роль кожи в терморе­гуляции.

14-18.02


45

Контрольная работа по гла­вам «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа»

14-18.02



Глава 9. Эндокринная система (1ч)



46

Железы внешней, внутрен­ней и сме­шанной секреции.


21-25.02



Глава 10. Нервная система (4 ч)



47

Значение, строение и функ­циони­рование нервной систе­мы. П.Р. «Действие прямых и обрат­ных свя­зей»

21-25.02


48

Автоном­ный отдел нервной системы. П.Р. «Штри­ховое раз­дражение кожи»

28.02-04.03


49

Спинной

мозг

28.02-04.03


50

Голов­ной мозг: строение и функ­ции. П. Р. «Функции продол­говатого, среднего мозга и мозжеч­ка»

9-11.03



Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (6 ч)



51

Как дей­ствуют органы чувств и анализа­торы

9-11.03


52

Орган зрения и зри­тельный анализа­тор. П.Р.: «Сужение и рас­ширение зрачка», «Принцип работы хруста­лика», «Обна­ружение “слепого пятна”»

14-18.03


53

Заболева­ния и по­врежде­ния глаз

14-18.03


54

Органы слуха, равно­весия. Их ана­лизато­ры. П.Р. «Проверь­те ваш вестибу­лярный аппарат»

21-23.03


55

Органы осязания, обоняния, вкуса. П.Р. «Раз­дражение тактиль­ных ре­цепторов»

4-8.04


56

Контрольная работа по гла­вам «Эндокринная система. Нервная система. Органы чувств. Анализаторы»

4-8.04



Глава 12. Поведение и психика (8 ч )



57

Врожден­ные фор­мы пове­дения

11-15.04


58

Приоб­ретенные формы поведе­ния. П.Р. «Пере­стройка динами­ческого стерео­типа: овладение навыком зеркаль­ного письма»

11-15.04


59

ВПР по биологии за курс 8 класса

18-22.04


60

Законо­мерности работы головного мозга

18-22.04


61

Биоло­гические ритмы. Сон и его значение

25-29.04


62

Особен­ности высшей нервной деятель­ности человека. Познава­тельные

процессы

25-29.04


63

Воля и эмоции. Внима­ние. П.Р. «Изуче­ние вни­мания при разных условиях»

4-6.05


64

Работо­способ­ность. Ре­жим дня

10-13.05



Глава 13. Индивидуальное развитие организма (4 ч)



65

Половая система человека. Наслед­ственные и вро­жденные заболе­вания. Болезни, передаю­щиеся половым путем

16-20.05


66

Годовая контрольная работа за курс 8 класса

16-20.05


67

Внутри­утробное развитие организ­ма. Разви­тие после рождения. О вреде наркогенных веществ

23-31.05


68

Психоло­гические особенно­сти лич­ности

23-31.05





Лист коррекции

Дата

Причина корректировки

Роспись

По плану

По факту


































































































































































20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии 8 класс

Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна

Дата: 29.12.2021

Номер свидетельства: 596583

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства