kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 5 класс 2021 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует ФГОС. Включает календарно-тематическое планирование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс 2021 г.»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Департамент образования г. Шахты

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области «Лицей № 3 имени академика В.М.Глушкова»

ул. Шевченко 94, г. Шахты,346500

Тел./факс (8636) 22-57-59, e-mail: [email protected]

ОКПО 48235416 ОГРН 1026102777084 ИНН 6155921076 КПП 615501001



«Утверждаю»


Директор МБОУ г.Шахты «Лицей №3»

__________ А.И. Файзулина

Приказ №___от «01»сентября2021г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по_______биологии_________________________________________________


Уровень общего образования (класс) основное общее, 5А,Б,В___________


Количество часов в неделю___1___


Учитель ___ Борисенко Ирина Геннадьевна __________


Программа разработана на основе _программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой (Программы для общеобразовательных учреждений.Биология: 5-11 классы: программа.-М.:Вентана-Граф, 2018-304с.)___








г.Шахты 2021г.



1.Пояснительная записка

1.Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа по биологии:

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

- Федерального закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

Программы:

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).

- В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) санитарными правилами СП 3.1/2.4.3598-20 которые применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным вступившими в действие с 2021 года санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".


Приказы:

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180)

- приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 N 249 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345"

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);

- приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;

- приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;

Письма:

- приложение к письму минобразования Ростовской области от 13.05.2020 № 24/4.1-6874 «Реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2020-2021 учебный год.

- письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;

- письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;

- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)

- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);

Примерная программа по предмету Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф,2018. — 304 с. (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Дра гомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.)

- Учебный план на текущий год

Рабочая программа ориентирована на использование учебников, имеющих грифы Министерства образования и науки Российской Федерации.

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Предмет «Биология» изучается 1 ч в неделю в 5 классе (34 часа в год).

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методической литера­туры: Издательство «Вентана-Граф» представило программу под редакцией И.Н. Пономаревой

Используемый учебно-методический комплекс

  1. Биология. 5-6 классы (авт. Сухова Т.С., Строганов В.А.)

Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана- Граф, 2021.

  1. Биология. 5-6 классы (авт. Сухова Т.С., Строганов В.А.)

Рабочая тетрадь .М.: Вентана-Граф, 2021.

  1. Пономарева Л. И. у Кунменко B.C. и др. Програм­мы курса биологии для 5—11 классов (с CD-диском). М.: Вентана-Граф, 2018.

  2. Биология. 5-6 классы (авт. Сухова Т.С., Строганов В.А.). Дидактиче­ские материалы. М.: Вентана-Граф, 2021.


Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена на основе требо­ваний ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного об­щего образования по биологии, базисного учебного плана. Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

Данный курс является вводным. Он дает обобщенные представления о жизни на Земле: ее разнообразии, взаимосвязи живых организмов, о роли человека в сохранении жизни.

Особое внимание уделено экологическим аспектам взаимосвязи живой и неживой природы. Текстовый материал дополняют вопросы, поисковые задания, домашние наблюдения. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены практические, лабораторные работы, экскурсии.

В программе указывается тип урока, вид контро­ля, описание приемов, помогающих учителю в фор­мировании у школьников познавательных, коммуни­кативных и регулятивных универсальных навыков, а также технологии, обеспечивающие эффективную работу преподавателя и ученика на уроке.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволя­ет всем участникам образовательного процесса по­лучать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащих­ся средствами данного учебного предмета;

Организационно-планирующая функция предусма­тривает выделение этапов обучения, структурирова­ние учебного материала, определение его количе­ственных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цели и задачи преподавания биологии на ступени основного общего образования

Изучение биологии как учебной дисциплины предметной области «Естественно-научные пред­меты» обеспечивает:

  • формирование системы биологических зна­ний как компонента целостной научной кар­ты мира;

  • овладение научным подходом к решению раз­личных задач;

  • формирование и развитие умений формули­ровать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные резуль­таты; сопоставлять экспериментальные и тео­ретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отно­шения к окружающей среде, осознание значи­мости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффек­тивного использования лабораторного обо­рудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов;

  • овладение методами научной аргументации своих действий путем применения межпред­метного анализа учебных задач.

Программа по биологии строится с учетом сле­дующих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира;

  • биологическая природа и социальная сущ­ность человека;

  • структурно-уровневая организация живой природы;

  • ценностное и экокультурное отношение к природе;

  • практико-ориентированная сущность биоло­гических знаний.

Цели биологического образования в основной шко­ле формулируются на нескольких уровнях: глобаль­ном, метапредметном, личностном и предметном, с учетом требований к результатам освоения содер­жания предметных программ.

Глобальные цели являются общими для основ­ного общего и среднего (полного) общего образова­ния. Они определяются социальными требования­ми, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, из­менением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Глобальные цели фор­мулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

Таким образом, глобальными целями биологиче­ского образования являются:

  • социализация (вхождение в мир культуры и со­циальных отношений) - включение обучаю­щихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как си­стеме познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологиче­ской науки.

Основные задачи обучения (биологического об­разования):

  • ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направлен­ных на получение нового знания о живой при­роде; познавательных качеств личности, свя­занных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетенциями: учеб­но-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Общая характеристика курса «Биология. 7 класс»

Курс биологии на ступени основного общего образования в 7 классе посвящен изучению пред­ставителей царства Животные, включает сведения

об особенностях строения и жизнедеятельности жи­вотных, их многообразии. Он направлен на развитие знаний об отличительных особенностях живой при­роды, методах ее научного познания, о многообра­зии и эволюции животных. В результате освоения курса у обучающихся продолжается формироваться устойчивый интерес к естественно-научным дисци­плинам.

Отбор содержания проведен с учетом культу­рологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.


2.Содержание учебного предмета «Биология»

  1. класс (34 ч)

Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов

Тема 1.Отличие живого от неживого (6 ч)

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем

Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение.

Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами.

Различаются ли тела живой и не­живой природы.

Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путём признака органических веществ – обугливания при горении.

Какие вещества содержатся в жи­вых организмах.

Белки, жиры, углеводы – важнейшие органические вещества, необходимы для жизни.

Вода – необходимое условие жизни. Содержание воды и минеральных солей в живых организмах. Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов.

Какие свойства живых организ­мов отличают их от тел неживой природы.

Свойства живых организмов - обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология – наука о живом

Опыт в домашних условиях - «Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян»

Контрольная работа по теме «Отличие живого от неживого»

Экскурсия «Живая и неживая природа»

Тема 2.Клеточное строение организмов ( 6 ч )

Клеточное строение — общий признак живых организмов.

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие.

Понятие об органоидах клетки. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра.

Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды – органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов.

Прибор, открывающий невиди­мое.

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Лабораторная работа №1«Знакомство с микроскопом»

Твоё первое исследование. Жи­вое и неживое под микроскопом

Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения».

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

Клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо.

Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие о ткани.

Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

Опыт в домашних условиях «Приготовление теста с использованием одноклеточных грибов — дрожжей.

Контрольная работа по теме «Клеточное строение организмов»

Тема 3. Жизнедеятельность организмов (22 ч)

3.1 Размножение организмов (7ч.)

Как идёт жизнь на Земле.

Продолжительность жизни разных организмов. Экспериментальные доказательства появления живого от неживого. Опыты Ф. Реди и Ван Гельмонта.

Опыт в домашних условиях «Выращивание плесени на хлебе».

Как размножаются живые орга­низмы.

Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образование

зиготы. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание употомков признаков обоих родителей при половом размножении. Появление точных копий материнского организма при бесполом размножении.

Как размножаются животные.

Бесполое и половое размножение у животных. Клетки, участвующие в половом и бесполом размножении животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Дождевой червь и виноградная улитка – гермафродиты. Миф о Гермафродите.

Практическая работа «Уход за аквариумными рыбками»

Как размножаются растения.

Цветок, плод, семя – органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножении цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения.

Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени фасоли (гороха)»

Могут ли растения производить потомство без помощи семян.

Бесполое размножение растений: частями, стебля, корня, листьями, усами и др. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян.

Практическая работа «Уход за комнатными растениями».

Контрольная работа по теме «Размножение организмов»

3.2 Питание организмов (6 ч.)

Как питаются растения.

Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл. Экспериментальные подтверждения образования растением органических веществ из неорганических (опыт ван Гельмонта). К.А. Тимирязев о значении зелёных растений на Земле.

Только ли лист кормит растение.

Роль корней в жизни растений. Корень – орган минерального питания.

Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники.

Лабораторная работа № 5 «Рассматривание корней растений»

Как питаются разные животные.

Питание животных и человека готовыми органическими веществами.

Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей. Наблюдение за питанием домашних животных.

Практическая работа «Подкармливание птиц зимой»

Как питаются паразиты.

Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Общие признаки паразитов. Роль паразитов в регулировании численности других организмов.

Контрольная работа по теме «Питание организмов»

3.3. Без чего невозможна жизнь (9 ч.)

Нужны ли минеральные соли жи­вотным и человеку.

Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах, их отрицательном влиянии на организм.

Можно ли жить без воды.

Вода – необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов. Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода – растворитель веществ, входящих в состав живого организма.

Испарение воды листьями. Значение процесса испарения в жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле.

Опыт в домашних условиях «Изучение испарения воды листьями»

Практическая работа «Наблюдение за расходом воды в школе и в семье»

Можно ли жить не питаясь.

Пища – источник энергии, необходимой для жизни. Растения – преобразователи энергии. Солнца, создатели органического вещества богатого энергией. Растительная пища – источник энергии для растительноядных животных. Растительноядные как источник энергии для хищника. Процесс питания как процесс получения энергии.

Как можно добыть энергию для жизни.

Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Активное передвижение – свойство животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи – источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита.

Наблюдение за движением домашних животных.

Опыт в домашних условиях «Изучение направления роста корня»

Зачем живые организмы запаса­ют питательные вещества.

Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятия о росте организма за счет деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах – источниках энергии.

Можно ли жить и не дышать.

Дыхание – общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена. Экспериментальное доказательство отличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма.

Годовая контрольная работа за курс 5 класса

Задания на лето. Составление и обсуждение «кодекса поведения» в природе (с учётом местных условий). Обсуждение содержания заданий и форм подготовки отчёта о проведенной работе.

Лабораторные работы:

  1. Знакомство с микроскопом.

  2. Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроско­пом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа.

  3. Рассматривание под микроско­пом клеток одно­клеточных и многоклеточ­ных организмов.

  4. Изучение строе­ния семени фа­соли (гороха).

  5. Рассматривание корней растений.

Опыты, выполняемые в домашних условиях:

  1. «Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян».

  2. «Выращива­ние плесе­ни на хлебе».

  3. «Изучение испарения воды листь­ями».

  4. «Изучение направле­ния роста корня».

Практические работы:

  1. «Уход за аквариумными рыбками».

  2. «Уход за комнатными растениями».

  3. «Подкармливание птиц зимой»

  4. «Наблюдение за расходом воды в школе и в семье».

Экскурсии:

1.«Живая и неживая природа»


3.Требования к результатам обучения


Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Биология» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Биология 5-6 класс» являются следующие умения:

- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника

Метапредметными результатами изучения курса «Биология 5-6 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- Вычитывать все уровни текстовой информации.

- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

– осознание роли жизни;

– рассмотрение биологических процессов в развитии;

– использование биологических знаний в быту;

– объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД:

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология 5-6 класс» являются следующие умения:

осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

–различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Место предмета в базисном учебном плане

В Федеральном базисном учебном общеобразо­вательном плане на изучение биологии в 5 классе отведено 1 ч в неделю (всего 35 ч ) Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабо­раторным работам, минимум которых определен в программе.

Содержание курса биологии в основной шко­ле является базой для изучения общих биологиче­ских закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образова­ния и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

3. Тематическое планирование

Тема

1

Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов

Тема 1.Отличие живого от неживого (6 ч)

2

Тема 2.Клеточное строение организмов ( 6 ч )

3

Тема 3. Жизнедеятельность организмов (22 ч)


4.Календарно-тематическое планирование

5 класс

уро­

ка

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту


Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов

Тема 1.Отличие живого от неживого (6 ч)



1.

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем

1-3.09


2.

Различаются ли тела живой и не­живой природы.

6-10.09


3.

Какие вещества содержатся в жи­вых организмах.

13-17.09


4.

Какие свойства живых организ­мов отличают их от тел неживой природы.

20-25.09


5.

Контрольная работа по теме «Отличие живого от неживого»

27-30.09


6.

Экскурсия «Живая и неживая природа»

4-8.10



Тема 2.Клеточное строение организмов ( 6 ч )



7.

Клеточное строение — общий признак живых организмов.

11-15.10


8.

Прибор, открывающий невиди­мое. Лабораторная работа №1

18-22.10


9.

Твоё первое исследование. Жи­вое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа №2

25-29.10


10.

Одноклеточные и многоклеточные организмы

1-12.11


11.

Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

15-19.11


12.

Контрольная работа по теме «Клеточное строение организмов»

22-26.11



Тема 3. Жизнедеятельность организмов (21 ч)




Размножение организмов (7ч.)



13.

Как идёт жизнь на Земле.

29.11-3.12


14.

Как размножаются живые орга­низмы.

6-10.12


15.

Как размножаются животные.

13-17.12


16.

Как размножаются растения. Лабораторная работа №4

20-24.12


17.

Могут ли растения производить потомство без помощи семян.

27-30.12


18.

Практическая работа «Уход за комнатными растениями».

10-14.01


19.

Контрольная работа по теме «Размножение организмов»

17-21.01



Питание организмов (6 ч.)



20.

Как питаются растения.

24-28.01


21.

Только ли лист кормит растение. Лабораторная работа №5

31.01-04.02


22.

Как питаются разные животные.

7-11.02


23.

Практическая работа «Подкармливание птиц зимой»

14-18.02


24.

Как питаются паразиты.

21-25.02


25.

Контрольная работа по теме «Питание организмов»

28.02-4.03



Без чего невозможна жизнь (9 ч.)



26.

Нужны ли минеральные соли жи­вотным и человеку.

9-11.03


27.

Можно ли жить без воды.

14-18.03


28.

Можно ли жить не питаясь.

21-8.04


29.

Как можно добыть энергию для жизни.

11-15.04


30.

ВПР за курс 5 класса

18-22.04


31.

Зачем живые организмы запаса­ют питательные вещества.

25-29.04


32.

Можно ли жить и не дышать.

4-13.05


33

Годовая контрольная работа за курс 5 класса

16-20.05


34.

Обобщающий урок «Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?»

23-31.05






Лист коррекции

Дата

Причина корректировки

Роспись

По плану

По факту


















































































































































31



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 5 класс 2021 г.

Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна

Дата: 29.12.2021

Номер свидетельства: 596582

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства