Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»
Рабочая программа
по биологии
для 5 класса
на 2018-1019 учебный год
Составила:
Учитель биолоии
Губина Ирина Игоревна
Рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс» разработана на основе Примерной программы по биологии для 5-11 классов, авторской программы по биологии Н.И.Сонин, А.А. Плешаков . 5-11 классы и предназначена для обучения биологии учащихся основной школы общеобразовательного учреждения. Утверждена Министерством образования. Для реализации курса используется учебный комплект:
Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, 34 ч, 1 ч в неделю.
На преподавание биологии в 5 классе отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Согласно Региональному базисному учебному плану продолжительность учебного года в 5 классе 35 учебных недель, соответственно 35 часов. В основу планирования положен блочно-тематический принцип. Материал курсов изучается интегрировано. При изучении материала используется краеведческий материал .
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС.
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) Реализация установок здорового образа жизни;
3) Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения курса биологии являются:
1) Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание учебного предмета
В 5 классе учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляют знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется знаниям о распространении и значении бактерий, грибов растений и животных.
Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии и распределён по разделам:
1. Живой организм: строение и изучение (8ч);
2. Многообразие живых организмов (14ч);
3. Среда обитания живых организмов (4ч);
4. Человек на Земле (7ч).
I. Живой организм: строение и изучение
Что такое живой организм
Наука о живой природе
Методы изучения природы
Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1. «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»
Живые клетки Лабораторная работа № 2. «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Химический состав клетки Лабораторная работа №3 «Изучение химического состава семян»
Вещества и явления в окружающем мире.
Великие естествоиспытатели
II. Многообразие живых организмов
Как развивалась жизнь на Земле
Разнообразие живого. Бактерии.
Грибы
Растения. Водоросли.
Мхи
Папоротники
Голосеменные растения
Покрытосеменные (цветковые) растения
Значение растений в природе и жизни человека. Игра «Путешествие в мир лекарственных растений»