Федерального закона об образовании от 29.12. 2012 года №273 – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12. 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»
Примерная программа по биологии 5-9 классы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального закона об образовании от 29.12. 2012 года №273 – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12. 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»
Примерная программа по биологии 5-9 классы.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ « Малобуяновская ООШ» Шемуршинского р-на Чувашской Республики.
Учебный план МБОУ « Малобуяновская ООШ».
Программы основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Малобуяновская ООШ» и авторской программы И.Н. Пономарёвой и соответствует Федеральному Государственному Образовательному стандарту второго поколения.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования .
Для реализации программного содержания используются:
Программа переработана в соответствии с материальным оснащением кабинета.
Всего в течение учебного года предмет изучается 35 часов. Из них 15% учебного времени отводится на национальный региональный компонент (НРК). Остальное время разделяется между разделами программы.
Содержание курса направленно на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает реализацию следующих задач:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Обучающие: создать условия для формирования у учащихся предметных и учебно-исследовательских компетенций (усвоение знаний по биологии в 5 классе в соответствии с новыми ФГОС, понимание учащимися практической значимости биологических знаний, формирование общенаучных знаний). Развивающие: создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной сферы, развить уверенность в себе, умения достигать поставленных целей. Воспитательные: способствовать совершенствованию социально-успешной личности, развитию коммуникативных компетенций.
Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
— многообразие и эволюция органического мира;
— биологическая природа и социальная сущность человека;
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 класса 35ч (1ч в неделю). Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ
Содержание блока
Количество часов по программе
Введение
1
Биология – наука о живом мире.
8
Многообразие живых организмов.
12
Жизнь организмов на планете Земля.
7
Человек на планете Земля.
6
Заключение
2
Итого
35
Введение (1час)
Содержание и задачи курса. Инструктаж по правилам поведения в кабинете, во время лаб. раб. Введение в предмет «Биология».
Раздел I . Биология – наука о живом мире. (8часов)
Наука о живой природе. §1
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Ученик научиться: выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение; приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.
Ученик получит возможность научиться: характеризовать особенности и значение науки биологии; анализировать задачи, стоящие перед учеными-биологами.
Свойство живого. §2
Отличительные признаки живых организмов.
Ученик научиться: характеризовать свойства живых организмов; сравнивать проявления свойств живого и неживого.
Ученик получит возможность научиться: анализировать стадии растительных и животных организмов; характеризовать органы живого организма и их функции; формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма.
Методы изучения природы. §3
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы6наблюдение, измерение, эксперимент.
Ученик научиться: различать и характеризовать методы изучения природы.
Ученик получит возможность научиться: осваивать способы оформления результатов исследования.
Увеличительные приборы. §4
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.
Ученик научиться: объяснять назначение увеличительных приборов; различать ручную и штативную лупу.
Ученик получит возможность научиться: изучать устройство микроскопа, сравнивать увеличительные лупы и микроскоп, получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.
Лабораторная работа №1. Изучение устройства увеличительных приборов.
Ученик научиться: называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие. Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.
Ученик получит возможность научиться: изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.
Лабораторная работа № 2Знакомство с клетками растений.
Творческая работа: выполнение макета «Строение клетки», «Ткань»
Химический состав клетки. §6
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Ученик научиться: различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя.
Ученик получит возможность научиться:изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.
Процессы жизнедеятельности клетки. §7 (стр.28-29)
Основные процессы присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение.
Ученик научиться: оценивать значение питания, дыхания, размножения; характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ».
Ученик получит возможность научиться: объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события; устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника; аргументировать вывод о том, что клетка – живая система.
Великие естествоиспытатели. §7 (стр.30-32) Обобщение и систематизация по разделу I»Биология - наука о живом мире». (Стр. 33-34)
Рассказ учителя о великих учёных-естествоиспытателях (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов). Самостоятельная работа учеников с текстом учебника и электронными носителями информации в парах и малых группах.
Ученик научиться: анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях. Знакомиться с именами и портретами учёных, самостоятельно работая с текстом учебника.
Ученик получит возможность научиться: называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий. Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.
Обсуждать проблемные вопросы темы 1, работая в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Проектная работа: подготовка мини - проекта «Великие естествоиспытатели».
Раздел II. Многообразие живых организмов (12 часов).
Царства живой природы. §8
Разнообразие организмов, принципы их классификации; отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Ученик научиться: объяснять сущность термина «классификация». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.
Ученик получит возможность научиться: рассматривать схему царств живой природы,
устанавливать связь между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.
Бактерии: строение и жизнедеятельность. §9
Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов.
Ученик научиться: называть главные особенности строения бактерий. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника. Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Различать свойства прокариот и эукариот.
Ученик получит возможность научиться:характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе.
Творческая работа: выполнение макета «Строение бактерии»
Значение бактерий в природе и для человека. §10
Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии —поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств.
Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания.
Ученик научится: характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».
Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Различать бактерий по их роли в природе. Приводить примеры полезной деятельности бактерий. Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве.
Ученик получит возможность научиться: обсуждать значение бактерий для человека.
Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий.
Растения нашей местности. НРК §11
Представления о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства Растений на группы. Строение растений.
Ученик научится: характеризовать главные признаки растений.Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения обих функциях.Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия.Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, знать термин «спора». Определять по рисунку учебника различиемежду растениями разных систематических групп.
Ученик получит возможность научиться: сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека.
Исследовательская работа «Влияние алкоголя на организм человека на примере растений».
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строение побегов растения»
Ученик научится: рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки.Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием
Ученик получит возможность научиться: Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений..
Животные нашего края. НРК §12
Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных — гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Ученик научится: Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных.
Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть
части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.
Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных.
Ученик получит возможность научиться: объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных.
Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных».
Ученик научится: готовить микропрепарат куль туры инфузорий. Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей.
Зарисовать общий облик инфузории. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.
Ученик получит возможность научиться: формулировать вывод о значении движения
для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради.
Грибы. §13
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза)
Ученик научится: устанавливать сходство гриба с растениями и животными.
Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов.
Ученик получит возможность научиться: характеризовать питание грибов. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.
Проектная работа: выполнение мини-проекта «Грибы – за и против».
Многообразие и значение грибов. НРК §14
Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляпка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы -дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.
Ученик научится: характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.
Ученик получит возможность научиться: объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин», распознавать съедобные и ядовитые грибы, участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов, объяснять значение грибов для человека и для природы.
Лишайники. §15
Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.
Ученик научится: Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника.
Ученик получит возможность научиться:анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Творческая работа: выполнение макета «Лишайник».
Значение живых организмов в природе и жизни человека в Чувашской Республике. НРК §16 Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов». (Стр. 73-74).
Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные. Взаимосвязь полезных и вредных организмов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Ученик научится: рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы.
Ученик получит возможность научиться: доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
Подведение итогов по теме «Многообразие живых организмов». Контрольная работа.
Проверка знаний. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
Систематизировать и обобщать знания по теме. Использовать учебные действия для формулировки ответов.
Раздел III. Жизнь организмов на планете Земля (7 часов)
Среды жизни на планете Земля. §17
Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни.
Ученик научится: характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.
Ученик получит возможность научиться: называть и характеризовать организмы-паразиты, объяснять их воздействие на организм хозяина.
Экологические факторы среды. Проблемы экологии в Чувашской Республике. НРК §18
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Ученик научится: давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Выявлять и различать действие факторов среды на организмы.
Ученик получит возможность научиться: рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как
антропогенного фактора.
Приспособление организмов к жизни в природе. Изучение приспособленности к среде обитания на примере животных Чувашской Республики. НРК§19
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.
Ученик научится: Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.
Ученик получит возможность научиться: объяснять причины сезонных изменений у организмов.
Работать в паре — характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания.
Природные сообщества нашей малой Родины. НРК §20
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения -производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.
Ученик научится: объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».
Ученик получит возможность научиться: различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей.
Природные зоны России. Изучение растений наших природных зон. НРК§21
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Ученик научится: объяснять сущность понятия «природная зона».
Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.
Ученик получит возможность научиться: различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных.
Жизнь организмов на разных материках. §22
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира
материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Ученик научится: характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.
Ученик получит возможность научиться: описывать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.
Проектная работа: мини – проект «Редкие виды животных и растений *******».
Жизнь организмов в морях и океанах. §23. Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» (Стр. 104 -105)
Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Ученик научится: описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб, оценивать роль планктона для других живых организмов.
Ученик получит возможность научиться: характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.
Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.
Раздел IV. Человек на планете Земля (6 часов)
Как появился человек на Земле. §24.
Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мыслительная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни.
Ученик научится: описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.
Ученик получит возможность научиться: устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.
Как человек изменял природу. §25
Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы - необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека.
Ученик научится: приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок.
Ученик получит возможность научиться: анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.
Проектная работа: мини-проект «Взаимосвязь здоровья и образа жизни».
Важность охраны живого мира планеты. §26
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Ученик научится: называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране.
Ученик получит возможность научиться: объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.
Сохраним богатство живого мира. §27 Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля» (стр. 120-121)
Ценность разнообразия живо го мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Проверка знаний учащихся путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблем, за данных в учебнике, мнений учащихся. Работа в парах и малых группах. Оценка достижений учащихся по усвоению материалов темы.
Ученик научится: ценить биологическое разнообразие природы. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным.
Ученик получит возможность научиться: предлагать и разрабатывать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).
Отвечать на итоговые вопросы по теме. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах.
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класс.
Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
Ученик научится: систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.
Ученик получит возможность научиться: использовать учебные действия для формулировки ответов.
Экскурсия в природу «Многообразие живого мира». Обсуждение заданий на лето. (стр. 123)
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение эксперимент
Ученик научится: наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.
Ученик получит возможность научиться: систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. Выбирать задание на лето, анализировать его содержание.
Заключительный урок.
Лабораторные работы
Номер
работы
Наименование лабораторной работы
1
Л.Р. №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»
2
Л.Р. №2 «Знакомство с клетками растений»
3
Л.Р. №3 «Знакомство с внешним строением побегов растений»
4
Л.Р. №4 «Наблюдение за передвижением животных»
Содержание и объем самостоятельной работы ОБУЧАЮЩИХСЯ
Разделы и темы
рабочей программы самостоятельного изучения
Перечень домашних заданий и других
вопросов для самостоятельного изучения
Сроки
выполнения
Биология – наука о живом
Выполнить макет «Строение клетки», «Ткань».
Подготовка мини проекта по теме: «Великие естествоиспытатели»
I четверть
Многообразие живых организмов
Выполнения макета «Строение бактерии» (макет, журнал, газеты ит.д.).
Исследовательская работа «Влияние алкоголя на организм человека на примере растений». Поиск дополнительной информации в Интернете.
Мини – проект «Грибы – за и против».
Выполнение макета «Лишайник»
II четверть
III четверть
Жизнь организмов на планете Земля
Мини – проект «Редкие виды животных и растений в *******». Работа с дополнительной литературой, поисковая работа в Интернет.
III четверть
Человек на планете Земля
Мини проект «Взаимосвязь здоровья и образа жизни», работа с дополнительной информацией
IV четверть
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• формирование уважительного отношения к истории, куль туре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; •формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; •приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; •объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними.
Тематическое планирование
№
Тема урока
Основной вид деятельности
Примечание
Введение (1)
1
Введение
Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой.
Работать с рисунками учебника как источниками информации.
Биология – наука о живом мире (8)
Цель: раскрыть назначение курса «Биология», выяснить чем отличаются живые организмы от неживых тел, дать характеристику методам исследования в природе, раскрыть значение биологии для человечества.
2
Наука о живой природе
Работать с рисунками учебника как источниками информации.
3
Свойства живого
Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.
4
Методы изучения природы
Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах.
5
Увеличительные приборы
Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.
6
Строение клетки. Ткани.
Групповая, коллективная. Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание.
Приготовление микропрепаратов.
7
Химический состав клетки
групповая, коллективная Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки.
8
Процессы жизнедеятельности
Доказывать, что размножение – общее свойство всего живого. Давать определение понятию «размножение». Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.
9
Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация по разделу «Биология –наука о живом мире».
Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами
Многообразие живых организмов (12)
Цель: выяснить какие группы организмов существуют на Земле, выявить различия между многоклеточными, одноклеточными и неклеточными организмами, раскрыть значение многообразия живых организмов, продолжить формирование умения работать с увеличительными приборами.
10
Царства живой природы
Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения,
использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены
11
Бактерии: строение и жизнедеятельность
По рисунку учебника определить отличия в строении бактериальной и растительной клетки. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания
12
Значение бактерий в природе и для человека
Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания бактерий
13
Растения нашей местности. НРК
Уметь работать с гербариями, делать зарисовки в виде схем. Обобщать и делать выводы
14
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов Растения»
Систематизировать знания о строении растений, изучение побегов цветкового и голосеменного растения, роль растений.
15
Животные нашего края. НРК
Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.
Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.
16
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных»
Систематизация знаний о многообразии животных, знакомство с передвижением простейших (преимущественно инфузорий)
17
Грибы
По рисунку учебника определить отличия в строении грибного и растительного организмов. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов.
18
Многообразие и значение грибов.
НРК
Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Использовать свои знания о грибах, приобретённые в повседневной жизни
19
Лишайники
Использовать свои знания о грибах и водорослях. Объяснять особенности размножения растений частями тела на примере лишайников
20
Значение живых организмов в природе и жизни человека в Чувашской Республике. НРК
Обобщать знания, полученные при изучении данной темы. Приводить примеры, использовать информацию, полученную из дополнительной литературы.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»
Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами
21
Подведение итогов по теме «Многообразие живых организмов». Контрольная работа.
Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами
Жизнь организмов на планете Земля (7)
Цель: показать разнообразие мест обитания живых организмов, понять термин «экологические условия», раскрыть значение мероприятий по охране животных и растений.
22
Среды жизни планеты Земля
Работать с рисунками учебника, уметь сопоставлять факты, делать выводы о приспособлении организмов к среде обитания
23
Экологические факторы среды. Проблемы экологии. НРК
Взаимосвязи живой и неживой природы. Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа.
24
Приспособления организмов к жизни в природе.Изучение приспособленности к среде обитания на примере животных. НРК
Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа.
25
Природные сообщества нашей малой Родины. НРК
Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений. Устанавливать пищевые связи между живыми организмами.
26
Природные зоны России.Изучение растений наших природных зон. НРК
Умение работать с текстом. Определять роль в природе различных групп организмов; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение
27
Жизнь организмов на разных материках
Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Работать с рисунком как источником информации
28
Жизнь организмов в морях и океанах
Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля».
Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами
Человек на планете Земля (7)
Цель: понять исторический процесс появления человека на Земле, охарактеризовать основные этапы развития человека и его влияние на природу Земли, раскрыть значение бережного отношения к природе для человека и биосферы.
29
Как появился человек на Земле
находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение
30
Как человек изменял природу
Осознание своего влияния на природу. Формулировать проблему и предлагать пути её решения;
31
Важность охраны живого мира планеты. Красная книга России.
Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа
32
Сохраним богатство живого мира
Красная книга Чувашии. НРК
Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по проблеме спасения природы
33
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля».
Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами
34
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класс.
Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами
35
Заключительный урок. Экскурсия в природу «Многообразие живого мира»
Обсуждение заданий на лето
Приложение1
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения. Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации,
по строении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записейи воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер,мультимедиа проектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающиепрограммы, выход в Интернет.
Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, по строении индивидуальной образователь ной про граммы.
Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.Картотека с заданиями для индивидуального обучения,
организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ может быть использована как учителем, так и обучающимися в ходе самостоятельной подготов- ки к итоговой проверке и самопроверке знаний по изученному курсу. Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках биологии, относятся компьютер, цифровой микроскоп, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др. Объекты натуральные
набор муляжей плодов и корнеплодов,
плодовые тела съедобных и ядовитых грибов (муляжи).
Оборудование лабораторное
Приборы
Лупа (7-10*)
Приборы (демонстрационные)
Микроскоп учебный УМ-301
Оборудование для опытов
Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
Зажим пробирочный ЗП
Колба коническая Кн-1-500-34
Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
Мензурка 500 мл
Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
Цилиндр измерительный 250 мл
Чаша выпарительная
Шпатель фарфоровый
Штатив лабораторный Шлб
Лоток для раздаточного материала
Препаровальные инструменты
Иглы препаровальные
Ножницы с одним острым концом
Приложение 2
Котрольно-измерительные материалы
Материалы для составления вариантов тестовых работ
по теме: «Многообразие организмов, их классификация».
Часть А. К каждому из заданий даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Номер этого ответа обведите кружком.
Признаки живого.
А1. Главный признак живого –
1) движение;
2) увеличение массы;
3) рост;
4) обмен веществ и энергии;
А2. Что является единицей строения и жизнедеятельности организма?
1) Ткань.
2) Система органов.
3) Орган.
4) Клетка.
А3. Какие признаки характерны для всех живых организмов?
1) Активное передвижение.
2) Дыхание, питание, рост, размножение.
3) Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей.
4) Образование органических веществ из неорганических.
1) тело состоит из гифов, образующих мицелий; 2) наличие в клетках хлоропластов; 3) активное передвижение в пространстве; 4) образование на свету органических веществ.
А4. Грибы выделили из царства растений, так как в их клетках отсутствуют
А7. По какому из перечисленных признаков грибы похожи на растения:
1) имеют хитин в оболочке клеток; 2) неограниченно растут;
3) питаются готовыми органическими веществами; 4) состоят из грибницы и плодового тела.
А8. Какие особенности грибов сближают их с растениями?
1) питаются готовыми органическими веществами; 2) не содержат в клетках хлоропластов;
3) оболочки клеток гриба твердые и состоят из хитина 4) неподвижны и растут всю жизнь.
А9. Грибы, в отличие от растений,
1) имеют клеточное строение; 2) не могут активно передвигаться;
3) не способны к фотосинтезу; 4) не растут в течение всей жизни.
А10. Грибы сходны с животными по признаку:
1) питаются готовыми органическими веществами; 2) растут в течение всей жизни; 3) имеют грибницу; 4) размножаются только спорами.
А11. Грибы, в отличие от животных,
1) не имеют хлорофилла; 2) имеют клеточное строение; 3) питаются готовыми органическими веществами; 4) неподвижны и растут всю жизнь.
В1. Выберите три верных элемента из шести перечисленных.
Грибы, как и растения,
А) образованы клетками, содержащими хлоропласты;
Б) образованы клетками, имеющими прочные стенки;
В) неподвижны;
Г) растут всю жизнь;
Д) способны синтезировать органические вещества из неорганических на свету.
Е) питаются готовыми органическими веществами.
Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке без знаков препинания.
Ответ: ___________ .
В1. Выберите три верных элемента из шести перечисленных.
Грибы, как и бактерии,
А) выделены в особое царство органического мира; Б) по способу питания сапрофиты, паразиты, симбионты; В) выполняют роль разрушителей органических веществ; Г) самая древняя группа живых существ; Д) способны к фотосинтезу; Е) не имеют оформленного ядра в клетке.
Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке без знаков препинания.
Ответ: ___________ .
С1. Вставьте пропущенные слова.
1. Грибница, расположенная в почве, называется ..., наружная часть грибницы – это ...
2. Тело вируса не имеет ... строения.
3. Бактерии, существующие в ... среде называют аэробами.
4. Видом называют особи, имеющие сходство по морфологическим, ..., ... и биохимическим признакам, свободно ... и дающие ... потомство.
5. Большинство бактерий питается … . Бактерии, использующие при питании отмершие остатки растений и других организмов, называют … , а бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов, - … .
6. Грибы отличаются от растений тем, что их клеточные стенки содержат не целлюлозу, а … . Все грибы питаются … и поглощают их путём … . Грибы-сапрофиты питаются … , а грибы-паразиты - … .
Растения
А1. Что характерно для представителей царства растений?
1) рост в течение всей жизни; 2) клеточное строение;
3) питание, дыхание, рост, размножение; 4) образование органических веществ из неорганических на свету.
А2. Основные различия у растений и животных связаны с особенностями
А3. Какой признак у грибов и растений является сходным?
1) Наличие хитина в клеточной стенке. 2) Автотрофное питание.
3) Неограниченный рост. 4) Наличие плодового тела.
А4. Один ученик считает, что зелёная эвглена - это растение, так как у неё есть хлоропласты, в которых происходит фотосинтез. Другой ученик относит зелёную эвглену к царству животных, так как она активно передвигается и питается готовыми органическими веществами. Рассудите спорщиков и выберите правильный ответ.
3) Зелёная эвглена занимает промежуточное положение между растениями и животными. 4) Зелёная эвглена относится к особому царству.
А5. Фотосинтез – это процесс
1) превращения крахмала в сахар при прорастании семян;
2) использования органических веществ растением;
3) образования органических веществ на свету из углекислого газа и воды;
4) расходования органических веществ с освобождением энергии.
А6. Растения потребляют углекислый газ и выделяют кислород в процессе
1) фотосинтеза; 2) испарения; 3) дыхания; 4) питания из почвы.
А7. Вид ромашка аптечная объединяет
1) разнообразные цветковые растения; 2) множество особей на основе их родства; 3) родственные роды растений 4) растения одного природного сообщества.
А8. Учёные-систематики объединяют растения в группы на основе
1) их практического значения; 2) общности мест их обитания;
3) сходства организмов с учетом их родства; 4) сходства организмов без учета их родства.
А9. Главный признак, по которому растения относят к одному виду, -
1) совместное обитание; 2) сожительство, симбиоз;
3) сходство по внешним признакам; 4) наибольшее родство между собой.
А10. По каким признакам можно отличить растения от других царств живой природы?
1) состоят из разнообразных тканей; 2) их клетки содержат пластиды и вакуоли с клеточным соком; 3) питаются готовыми органическими веществами;
4) обитают в наземно-воздушной и водной среде.
В1. Из перечисленных признаков выберите признаки (не менее трех), характерные только для царства растений.
1) имеют клеточное строение;
2) содержат в клетках пластиды;
3) состоят из фотосинтезирующей ткани;
4) растут всю жизнь;
5) дышат, питаются, размножаются;
6) образуют органические вещества из неорганических с использованием энергии света
Ответ:
В2. Установите соответствие между признаками организмов и царствами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ЦАРСТВА
только одноклеточные; А) бактерии;
одноклеточные и многоклеточные; Б) растения
споры не выполняют функцию размножения;
споры выполняют функцию размножения;
питаются в основном готовыми органическими
веществами;
органические вещества образуются в процессе
фотосинтеза.
Ответ. Запишите в таблицу выбранные буквы.
1
2
3
4
5
6
Животные
А1. Клетки животных в отличие от клеток растений:
1) безъядерны 2) не имеют клеточной стенки
3) имеют другой генетический код 4) не имеют митохондрий
А2. Общим свойством всех животных считается:
1) многоклеточность 2) способность к автотрофному питанию
3) эукариотическое (ядерное) строение клеток 4) наличие нервной системы
А3. В клетке животных отсутствуют
1) ядро и цитоплазма; 2) сократительные вакуоли;
3) хлоропласты и оболочка из клетчатки; 4) плазматическая мембрана и пищеварительные вакуоли.
А4. Какой признак свидетельствует о принадлежности организма к царству животных?
1) Множество разнообразных клеток. 2) Отсутствие в клетке оболочки из клетчатки. 3) Наличие систем органов. 4) Неограниченный рост.
А5. Животные, в отличие от других организмов
1) имеют нервную ткань; 2) обладают раздражимостью;
3) состоят из разнообразных тканей; 4) дышат, питаются, размножаются.
А6. Что из перечисленного характерно для животных?
1) Состоят из одной клетки. 2) В клетках нет ядер.
3) Образуют органические вещества из углекислого газа и воды на свету.
4) Активно добывают питательные вещества.
А7. Все процессы жизнедеятельности происходят в одной клетке у
1) гидры; 2) инфузории; 3) медузы; 4) планарии.
А8. Простейшие животные обитают в:
1) водоемах; 2) почве; 3) организмах животных и растений; 4) все ответы верные.
А9. К обитателям водоёмов не относится
1) ондатра; 2) выхухоль; 3) барсук; 4) выдра.
А10. Выделите признак, общий для животных и других живых организмов.
1) обмен веществ; 2) самостоятельное добывание пищи;
3) реагирование на раздражения; 4) активное передвижение.
А11. Важнейшая отличительная черта животных от других живых организмов:
1) способность большинства из них к активному передвижению;
2) питание готовыми органическими веществами;
3) постепенное прекращение роста в процессе развития;
4) все перечисленные ответы верны.
В1. Выберите три верных ответа из шести. Чем животные отличаются от растений?
1) Состоят из клеток.
2) Тесно связаны со средой обитания. 3) Питаются готовыми органическими веществами.
4) Сами создают органические вещества из неорганических.
5) Активно передвигаются в пространстве в поисках пищи.
6) Обладают рефлекторной деятельностью.
Ответ:
В2. Установите соответствие между клетками разных царств и их свойствами:
СВОЙСТВА ВИДЫ КЛЕТОК
А) имеет в своём составе хлоропласты 1) бактериальная
Б) не имеет оформленного ядра 2) растительная
В) поверх клеточной мембраны 3) животная
располагается хитин 4) грибная
Г) клетка покрыта только клеточной
мембраной
Запишите буквы, соответствующие выбранным ответам.
1
2
3
4
Охрана биологического разнообразия живых организмов.
С2. Задание со свободным ответом. Как влияет деятельность человека на биологическое разнообразие? В чём это проявляется?
Элементы ответа:
1) биологическое разнообразие планеты уменьшается;
2) уничтожаются природные сообщества при строительстве городов, дорог, распашке земель, заготовке древесины, добычи полезных ископаемых;
3) происходит вымирание и сокращение численности многих видов растений и животных.
С2. Задание со свободным ответом. Какие меры применяются для сохранения биологического разнообразия нашей планеты?
Элементы ответа:
1) введение запрета на уничтожение видов, нуждающихся в охране (Красные книги)
2) разведение редких видов в ботанических садах, зоопарках, питомниках;
3) охрана природных сообществ в заповедниках и национальных парках.
Контрольная работа за год.
1 вариант
Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
А3. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций по отношению к нему, называется а) наблюдением б) рассматриванием г) экспериментированием д) измерением
А4. Основная и наименьшая единица классификации
а) класс б) царство в) вид г) род
А5. Ядро отсутствует в клетках
а) растений б) простейших в) грибов г) бактерий
А6. Зелёный пигмент хлорофилл находится в клетках
а) амёб б) растений в) грибов г) крокодилов
А7. Каков отличительный признак лишайников
а) сожительство гриба и корня растения б) обитание в организме хозяина
в) сожительство гриба и водоросли г) размножение спорами
А8. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология:: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2012. -126с.;
а также методических пособий для учителя:
1). И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология:.5 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2013;
для учащихся:
Основная:
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология:: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2012. -126с.;
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.
Дополнительная:
1) Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с. 92-684;
2) Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. -381с.: ил..