kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 5-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует стандарту второго поколения (ФГОС)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5-9 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7 им. Д.П. Галкина» города Магнитогорска


Приложение к ООП_ООО ФГОС






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный предмет «Биология»



основное общее образование, 5-9 класс срок реализации 5 лет




















1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результатов:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного населения народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов:

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, языкам, ценностям народов России и народов мира: готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества: участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех

еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества: принятие ценности семейной жизни: уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного населения народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:
  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать

для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5) умение определять понятия, создавая обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения учебных и познавательных задач;

7) смысловое чтение;

8)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать конфликт на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать,

аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для

выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности:

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии

являются:

  1. формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере,

наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  1. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

  2. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  1. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приѐмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и

отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Предметные результаты:

Живые организмы

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых

организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приѐмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе,

биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать еѐ и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки при изучении организма человека: приводить

доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать на практике приѐмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

  • выделять эстетические достоинства человеческого тела;

  • реализовать установки здорового образа жизни;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять еѐ в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

  • характеризовать общие биологические закономерности; их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

  • владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих

биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов, существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и

биосфере; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

Содержание курса «Биология» 5 класс
  1. Введение

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

  1. Клеточное строение организмов

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

  1. Царство Бактерии. Царство Грибы

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

  1. Царство Растения

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

6 класс

Введение. Общий обзор организма растений

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Раздел 2. Жизнь растений

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Раздел 3. Классификация растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений.

Л/р №13. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

Раздел 4. Природные сообщества

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

7 класс

Введение

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Раздел 1. Многообразие животных

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Демонстрация

Живые инфузории. Микропрепараты простейших. Беспозвоночные животные.

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла.. Видеофильм.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Многообразие моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические

и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические

и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Хордовые

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности;

значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды

Демонстрация

Видеофильм.

Раздел 2. Строение, индивидуальное развитие, эволюция

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных. Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Демонстрация

Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Демонстрация

Палеонтологические доказательства эволюции.

Экскурсии

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

8 класс

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека

Место и роль человека в природе. Науки о человеке. становление наук о человеке. Значение знаний о человеке в современной жизни. Методы изучения организма человека.

Раздел 2. Происхождение человека.

Место человека в системе органического мира, систематике. Черты сходства и различия человека и животных. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

Раздел 3. Строение и функции организма

Общий обзор организма человека. Уровни организации. Строение организма человека: клетки, ткани, органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и

периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Раздел 4. Опорно-двигательная система

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Скелет человека. Осевой скелет. добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей. Строение мышц. Работа скелетных мышц и их регуляция. Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Раздел 5. Внутренняя среда организма

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Иммунология на службе здоровья.

Внутренняя среда организма, значение еѐ постоянства. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Кровь. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свѐртывание крови. Роль кальция и витамина Kв свѐртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Лимфа. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Аллергические реакции. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и виру- соносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Раздел 6. Кровеносная и лимфатические системы

Транспортные системы организма. круги кровообращения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Раздел 7. Дыхание

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голособразование. Заболевание дыхательных путей. Легкие. Газообмен в легких и других тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.

Лаб.раб №11 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

Раздел 8. Пищеварение

Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Раздел 9. Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион.

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Терморегуляция организма. Закаливание. Выделение.

Раздел 11. Нервная система.

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг. Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг. Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств.

Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Слуховой анализатор. Органы равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельные и

вкусовые анализаторы.

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение и психика.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретенные программы поведения. Сон и сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание.

Лаб.раб №15 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа

Лаб.раб №16 Измерение числа колебаний усеченной пирамиды в различных условиях

Раздел 14. Эндокринная система.

Роль эндокринной регуляции. Функции желез внутренней секреции.

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма.

Размножение. Половая система. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путем. Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.


9 класс

Введение.

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Уровни организации живой природы.

Раздел 1. Молекулярный уровень

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.

Раздел 2. Клеточный уровень.

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

Раздел 3. Организменный уровень.

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень.

Система и эволюция органического мира. Вид – основная систематическая единица.Критерии вида. Признаки вида. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные положения теории эволюции. Популяция — элементарная единица эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюци: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Доказательства эволюции. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Взаимосвязь организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организм. Приспособленность и еѐ относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Раздел 5. Экосистемный уровень. Экосистемная организация живой природы. Структура экосистемы. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.

Пищевые связи в экосистеме (цепи питания). Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Искусственные биоценозы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Экологическая сукцессия.

Раздел 6. Биосферный уровень. Биосфера – глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрации:

модели клетки;

микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом;

моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных;

гербаиев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных

расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах;

моделей экосистем.

моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

Лаб. раб №1 Расщепление Н2О2 ферментами клетки

Лаб. раб № 2 Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание*.

Лаб. раб №3 Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий*. Лаб. раб №4 Выявление изменчивости у организмов*.

Лаб. раб №5 Изучение морфологического критерия вида

Лаб. раб №6 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*. Экскурсия 1. Биогеоценозы. Изучение и описание экосистемы своей местности Демонстрации:

окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных; моделей.

Лаб. раб №7. Изучение палеонтологических доказательств эволюции. Экскурсия 3. В краеведческий музей или на геологическое обнажение. Демонстрации:

  1. Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм);

  2. Агроэкосистема

Лабораторные и практические работы:

8 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)*. 9 Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме*

10 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков и их влияния на живые организмы и экосистемы*

Календарно – тематическое планирование

5 класс

Раздел программы

Кол-во часов

Тема урока

Форма контроля

Содержание национальные региональные этнокультурные особенности (НРЭО)

Введение

6

Биология – наука о живой природе.

Текущий контроль (индивидуальный опрос)

Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Тест 1


Растения окрестности школы

Методы исследования в биологии

Входная контрольная работа. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.

Отличительные признаки живого от неживого.

Среды обитания живых организмов

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Обобщающий урок

Клеточное строение организмов

























12



























Устройство увеличительных приборов

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»






























Строение клетки

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы»

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Пластиды

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (2)

Текущий контроль (индивидуальный опрос), составление таблицы

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»


Жизнедеятельность клетки: рост и развитие

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Деление клетки

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Понятие «ткань» (2)

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Обобщающий урок

Тест 2

Царство Бактерии. Царство Грибы












7














Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Съедобные грибы Челябинской области

Ядовитые грибы Челябинской области











Роль бактерий в природе и жизни человека

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Шляпочные грибы

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Плесневые грибы и дрожжи

Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.».

Грибы-паразиты

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Обобщающий урок

Тест 3

Царство Растения

9

Ботаника — наука о растениях.

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Лишайники Челябинской области

Моховидные Челябинской области

Папоротникообразные Челябинской области

Голосеменные растения Челябинской области

Деревья Челябинской области, их охрана и использование


Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей.»



Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Лишайники

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Мхи

Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах)»

Папоротники, хвощи, плауны

Л.р.№10

«Строение спороносящего хвоща»

Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника»



Голосеменные растения

Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Л.р.№13

9. Экскурсия. Наблюдения за растениями на школьном дворе.

Покрытосеменные растения

«Строение цветкового растения»

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Контрольная работа


34














6 класс


Раздел программы

Кол-во часов

Тема урока

Форма контроля

Содержание национальные региональные этнокультурные особенности (НРЭО)

Введение

1

Общий обзор организма растений

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)


Строение и многообразие покрытосеменных растений













14
















Строение семян двудольных растений

Входная контрольная работа

Двудольные растения Челябинской области.



Однодольные растения Челябинской области.


Строение семян однодольных растений

Л/р №1 «Изучение строения семян двудольных растений »

Л/р №2. «Изучение строение семян однодольных растений».

Виды корней. Типы корневых систем

Л/р № 3 «Виды корней. Типы корневых систем».

Строение корней

Л/р № 4 «Корневой чехлик и корневые волоски».

Деревья Челябинской области, их охрана и использование.

Условия произрастания и видоизменения корней

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос), составление таблицы

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

Л/р № 5 «Строение почек. Расположение почек

на стебле».

Внешнее строение листа

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос), составление таблицы

Строение стебля. Многообразие стеблей

Л/р № 6 «Внутреннее строение ветки дерева».

Видоизменение побегов

Л/р № 7 «Изучение видоизменённых побегов

(корневище, клубень, луковица)

Строение цветка

Л/р № 8 «Строение цветка. Различные виды соцветий»

Тест 1



Соцветия

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос), составление таблицы


Плоды и их классификация

Л/р № 9 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».

Распространение плодов и семян

Контрольная работа за I полугодие

Жизнь растений































11































Минеральное питание растений

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

«Зимние явления в жизни растений». Наблюдение за сезонными изменениями растений на школьном дворе




























Фотосинтез

Дыхание растений

Испарение воды растениями. Листопад

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Л/р№10. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения»

Прорастание семян

Л/р№11. «Определение всхожести семян растений и их посев».

Способы размножения растений

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Размножение споровых растений

Размножение семенных растений

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Л/р №12. «Вегетативное размножение комнатных растений».

Тематический зачет по теме: Жизнь растений

Зачет с оценкой

Классификация растений

6

Систематика покрытосеменных растений

Л/р №13. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

Крестоцветные и Розоцветные растения Челябинской области.

Наиболее распространенные растения своей местности.

Злаковые культуры Челябинской области.

Важнейшие сельскохозяйственные культуры Челябинской области

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос), составление таблицы

Семейства Паслёновые и Бобовые

Семейство Сложноцветные

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

Важнейшие сельскохозяйственные растения

Природные сообщества

2

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)



Контрольная работа за год

Выявление приспособлений у растений к среде обитания.

Наблюдение за сезонными изменениями на пришкольном участке

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир


34





7 класс


Раздел программы

Кол-во часов

Тема урока

Форма контроля

Содержание национальные региональные этнокультурные особенности (НРЭО)

Введение

1

Зоология как наука

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)


Многообразие животных


























































































21






























































































Общая характеристика простейших

Входная контрольная работа

Исчезающие, редкие и охраняемые птицы Челябинской области. Птицы парков и садов населенного пункта

Исчезающие, редкие и охраняемые звери Челябинской области

Парно - и непарнокопытные Челяб. области

Ареалы обитания животных Челяб. области

Взаимосвязи в биоценозах окрестностей населенного пункта

Промысловые животные Чел. обл. Направления животноводства Чел. обл.












































































Многообразие и значение простейших

Лаб.раб. №1 «Знакомство с многообразием водных простейших»

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос), составление таблицы

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, образ жизни и значение

Черви. Общая характеристика и многообразие. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви

Лаб.раб №2 «Знакомство с многообразием круглых червей»

Лаб.раб №3 «Внешнее строение дождевого червя»

Тип кольчатые черви

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Тип Моллюски. Общая характеристика, многообразие

Лаб.раб №4 «Особенности строения и жизни моллюсков»

Тип Иглокожие

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные

Лаб.раб №5 «Знакомство с ракообразными»

Тип Членистоногие. Класс Насекомые

Лаб.раб №6 «Изучение представителей отрядов насекомых»

Отряды насекомых. Обобщение знаний по теме Беспозвоночные

Тест

Тип Хордовые. Общая характеристика, многообразие значение

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Классы рыб: Хрящевые, Костные

Лаб.раб №7 «Внешнее строение и передвижение рыб»

Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика, образ жизни, значение

Контрольная работа за I полугодие

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение

Класс Птицы

Лаб.раб №8 «Изучение внешнего строения птиц»

Многообразие птиц

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни, значение

Экологические группы млекопитающих

Значение млекопитающих в природе и жизни человека

Важнейшие породы млекопитающих. Обобщение знаний по теме Хордовые

Тест

Строение, индивидуальное развитие, эволюция















































12



















































Покровы тела. Опорно-двигательная система животных. Способы передвижения и полости тела животных

Лаб.раб №9 «Изучение особенностей покровов тела»

Лаб.раб №10 «Изучение способов передвижения животных»



















































Органы дыхания и газообмен

Лаб.раб №11 «Изучение способов дыхания животных»

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Кровеносная система. Кровь

Органы выделения

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. (2)

Лаб.раб №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение».

Лаб.раб №13 «Изучение органов чувств животных»

Продление рода. Органы размножения. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни

Лаб.раб №14 «Определение возраста животных»


Доказательства эволюции животных. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Биоценоз. Пищевые взаимосвязи, факторы среды

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Обобщение знаний по пройденному курсу

Контрольная работа


34





























8 класс


Раздел программы

Кол-во часов

Тема урока

Форма контроля

Содержание национальные региональные этнокультурные особенности (НРЭО)

Введение. Науки, изучающие организм человека

2

Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Возможности системы здравоохранения . Лечение и профилактика заболеваний

Становление наук о человеке

Происхождение человека

3

Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей

Следы древнего человека на Южном Урале

Многонациональный состав Челяб. области

Расы человека. Среда обитания

Входная контрольная работа

Тест

Строение организма

3

Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)


Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная

Лаб. раб№1. Изучение микроскопического строения тканей организма человека

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Опорно-двигательная система












8















Значение опорно - двигательного аппарата, его состав. Строение костей

Лаб.раб №2 Микроскопическое строение кости


Причины детского травматизма (по материалам местной прессы) и правила

оказания первой помощи












Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Соединения костей

Строение мышц. Обзор мышц человека

Лаб.раб №3 Мышцы человеческого тела

Работа скелетных мышц и её регуляция

Лаб.раб №4 Влияние статической и динамической работы на утомление мышц

Нарушения опорнодвигательной системы

Лаб. раб №5 Осанка и плоскостопие


Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Практическая работа

Обобщение и систематизация знаний

Тест

Внутренняя среда организма

3

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Лаб. раб №6 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

Система вакцинация жителей Южного Урала

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Иммунология на службе здоровья

Кровеносная и лимфатическая системы организма

6

Транспортные системы организма

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Характеристика сердечно сосудистых заболеваний жителей Челябинской

области и их профилактика

Круги кровообращения

Лаб. раб №7 Изучение особенностей кровообращения

Строение и работа сердца

Лаб. раб №8 Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Лаб. раб №9 Опыт доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Лаб. раб №10 Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку

Первая помощь при кровотечениях

Практическая работа

Дыхание










6












Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Статистические данные по Челябинской области по заболеваемости органов дыхания,

связанной с вредными привычками










Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

Лаб. раб №11 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации

Практическая работа

Обобщение и систематизация знаний по разделам 4-6

зачет с оценкой

Контрольная работа за полугодие

тест

Пищеварение

5

Пищеварение в ротовой полости

Лаб. раб №12 Действие слюны на крахмал

Причины и источники пищевых отравлений у жителей Челябинской области)

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

Регуляция пищеварения

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочнокишечных инфекций

Обмен веществ и энергии

4

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Витамины в продуктах питания жителей Челяб. области

Энерготраты работников различных производств

Витамины

Энергозатраты человека и пищевой рацион (2)

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

5

Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Подбор одежды и обуви в соответствии с климатическими условиями Челяб. области

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

Терморегуляция организма. Закаливание

Выделение

Обобщение и систематизация знаний по разделам 7-10

Тест

Нервная система

4

Значение и строение нервной системы. Спинной мозг

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)


Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Лаб. раб №13 Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка

Функции переднего мозга

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Анализаторы. Органы чувств

5

Анализаторы

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)


Зрительный анализатор

Лаб. раб №14 Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Слуховой анализатор

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус

Высшая нервная деятельность. Поведение и психика.





5








Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)









Врождённые и приобретённые программы поведения

Лаб. раб №15 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа

Сон и сновидения

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

Воля. Эмоции. Внимание

Лаб. раб №16 Измерение числа колебаний усеченной пирамиды в различных условиях

Эндокринная система

3

Роль эндокринной регуляции

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Экологическая ситуация в Челябинской области

как фактор риска. Заболевания желёз внутренней секреции и их профилактика.

Функция желёз внутренней секреции

Обобщение и систематизация знаний по разделам 11-13

Тест

Индивидуальное развитие организма




6






Жизненные циклы. Размножение. Половая система

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Влияние вредных привычек на здоровье подростков





Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности

Здоровый образ жизни

Контрольная работа за год

Тест


68








9 класс


Раздел программы

Кол-во часов

Тема урока

Форма контроля

Содержание национальные региональные этнокультурные особенности (НРЭО).

Введение

3

Биология — наука о живой природе

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)


Методы исследования в биологии

Сущность жизни и свойства живого. Входная контрольная работа

Тест

Молекулярный уровень

9

Молекулярный уровень: общая характеристика

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)


Углеводы

Липиды

Состав и строение белков. Функции белков

Нуклеиновые кислоты

АТФ и другие органические соединения клетки

Биологические катализаторы

Вирусы

Обобщающий урок

Тест

Клеточный уровень

14

Клеточный уровень: общая характеристика

Лаб. раб №1 Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание


Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Ядро

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы

Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр

Органоиды движения. Клеточные включения

Особенности строения клеток эукариот и прокариот

Лаб. раб №2 Сравнение строение клеток растений, животных, грибов, бактерий

Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. Энергетический обмен

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Типы питания клетки

Фотосинтез и хемосинтез

Синтез белков в клетке (2)

Деление клетки. Митоз

Обобщающий урок

Тест

Организменный уровень













16














Размножение организмов

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Закономерности наследования. Описание фенотипов местных видов.










Закономерности наследования. Описание фенотипов местных видов

Модификации на примерах местных видов

Районированные сорта и породы

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

Генетика как наука. Гибридологический метод. Единообразие первого поколения.

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание (2)

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Практическая работа

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. (2)

Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции

Лаб. раб №3 Выявление изменчивости организмов

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

Обобщающий урок

Тест

Популяционно-видовой уровень













8















Популяционно-видовой уровень: общая характеристика

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Критерии вида на примерах местных видов















Экологические факторы и условия среды

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

Популяция как элементарная единица эволюции

Борьба за существование и естественный отбор


Видообразование

Лаб. раб №4 Морфологический критерий вида

Макроэволюция

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Обобщающий урок

Экосистемный уровень

5

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

Экосистемы местности

Структуры цепей питания на примере биотипов Челябинской области

Состав и структура сообщества.

Межвидовые отношения организмов в экосистеме

Лаб. раб 5 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Потоки вещества и энергии в экосистеме

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия

Обобщающий урок

Тест

Биосферный уровень

11

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

Текущий контроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

Антропогенное воздействие на окружающую природную среду г. Магнитогорска

Круговорот веществ и влияние экологической ситуации на него

Круговорот веществ в биосфере

Эволюция биосферы

Гипотезы возникновения жизни

Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Антропогенное воздействие на биосферу

Основы рационального природопользования

Обобщающий урок - конференция

Практическая работа

Итоговая контрольная работа

Тест


66






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии 5-9 класс

Автор: Сорокина Татьяна Витальевна

Дата: 23.08.2022

Номер свидетельства: 612072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства