kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена по конструктору и сответствует обновленным ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Администрация муниципального образования

"Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики"




РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО


Директор школы:________

(Юферева Е.В)


На методсовете

Протокол № 9

от « 29» августа 2022 г.


На педсовете

Протокол № 113

от « 30 » августа 2022 г.


Приказ № 306

от « 31 » августа 2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID3399187)

учебногопредмета

«Биология»


для 5 класса основного общего

образования на2022-2023учебный год












Составитель:

Т.А. Ефремова, учитель биологии












поселок Кез.2022 год




Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основеТребований к результатам освоения основной образовательной программы основного общегообразования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основногообщегообразования, а такжеПримерной программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии стребованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программыосновногообщего образования(ПООПООО).

Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся иорганизацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможностипредмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметнымрезультатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебныхпредметовна уровне основного общего образования.

В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 5 класса основного общегообразования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные,предметные.

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»

Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методахеё познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения ихполучать,присваиватьи применятьвжизненных ситуациях.

Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принциповчеловеческойдеятельностивприроде,закладываетосновыэкологическойкультуры,здоровогообразажизни.

ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»

Целямиизучениябиологиинауровнеосновногообщегообразованияявляются:

  • формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологическихсистемразного уровняорганизации;

  • формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организмачеловека,условиях сохраненияего здоровья;

  • формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологическихсистем,втом числе и организмачеловека;

  • формирование умений использовать информацию о современных достижениях в областибиологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельностисобственногоорганизма;

  • формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей,значениебиологическогоразнообразиядлясохранениябиосферы,последствиядеятельностичеловекавприроде;

  • формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраныокружающейсреды.

ДостижениецелейобеспечиваетсярешениемследующихЗАДАЧ:

  • приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения,жизнедеятельностиисредообразующейролиорганизмов;человекекакбиосоциальномсуществе;ороли биологическойнаукивпрактическойдеятельностилюдей;

  • овладение умениями проводить исследования с использованием биологическогооборудованияинаблюденияза состояниемсобственногоорганизма;

  • освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современныхдостиженияхвобластибиологии, еёанализи критическоеоценивание;

  • воспитаниебиологическииэкологическиграмотнойличности,готовойксохранениюсобственногоздоровьяи охраныокружающей среды.


МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основногообщего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 5 классе - 1 час внеделю,всего -34 часа.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
  1. Биология—наукаоживойприроде

Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.).Объектыживойинеживойприроды,ихсравнение.Живаяинеживаяприрода—единоецелое.

Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология,экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач,ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками(математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практическойдеятельностисовременного человека.

Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами иинструментами.

Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации сиспользованиемразличныхисточников(научнопопулярнаялитература,справочники,Интернет).

  1. Методыизученияживойприроды

Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение,классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы сувеличительнымиприборами.

Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения(инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названийорганизмов.Наблюдениеи эксперименткакведущиеметодыбиологии.

Лабораторныеипрактическиеработы

  1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки.Правилаработы с оборудованиемвшкольном кабинете.

  2. Ознакомлениесустройствомлупы,световогомикроскопа,правилаработысними.

  3. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты),инфузориитуфелькиигидры(готовыемикропрепараты)спомощьюлупыисветовогомикроскопа.

Экскурсиииливидеоэкскурсии

Овладениеметодамиизученияживойприроды—наблюдениемиэкспериментом.

3.Организмы—телаживойприроды

Понятиеоборганизме.Доядерныеиядерныеорганизмы.

Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка —наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световыммикроскопом:клеточнаяоболочка, цитоплазма,ядро.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.Жизнедеятельностьорганизмов.Особенностистроенияипроцессовжизнедеятельностиурастений,

животных,бактерийигрибов.

Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие,раздражимость,приспособленность. Организм— единоецелое.

Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы,отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий ивирусоввприроде и вжизни человека.

Лабораторныеипрактическиеработы

  1. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельноприготовленногомикропрепарата).

  2. Ознакомлениеспринципамисистематикиорганизмов.

  3. Наблюдениезапотреблениемводырастением.

  4. Организмыисредаобитания

Понятие о среде обитания. Водная, наземновоздушная, почвенная, внутриорганизменнаясредыобитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособленияорганизмовксредеобитания. Сезонные изменениявжизни организмов.

Лабораторныеипрактическиеработы

Выявлениеприспособленийорганизмовксредеобитания(наконкретныхпримерах).

Экскурсиииливидеоэкскурсии

Растительныйиживотныймирродногокрая(краеведение).

  1. Природныесообщества

Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевыесвязи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители иразрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес,пруд,озеро и др.).

Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причинынеустойчивостиискусственныхсообществ.Рольискусственныхсообществвжизничеловека.

Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные икультурные.

Лабораторныеипрактическиеработы

Изучениеискусственныхсообществиихобитателей(напримереаквариумаидр.).

Экскурсиииливидеоэкскурсии

  1. Изучениеприродныхсообществ(напримерелеса,озера,пруда,лугаидр.).

  2. Изучениесезонныхявленийвжизниприродныхсообществ.

6.Живаяприродаичеловек

Изменениявприродевсвязисразвитиемсельскогохозяйства,производстваиростомчисленностинаселения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологическиепроблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Путисохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники,национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великойценности.

Практическиеработы

Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольнойтерритории.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должнообеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательныхрезультатов:

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическоевоспитание:
  • отношениекбиологиикаккважнойсоставляющейкультуры,гордостьзавкладроссийскихисоветскихучёных вразвитиемировой биологической науки.

Гражданскоевоспитание:
  • готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований ипроектов,стремление квзаимопониманиюи взаимопомощи.

Духовно-нравственноевоспитание:
  • готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и нормэкологическойкультуры;

  • пониманиезначимостинравственногоаспектадеятельностичеловекавмедицинеибиологии.

Эстетическоевоспитание:
  • пониманиеролибиологиивформированииэстетическойкультурыличности.

Ценностинаучногопознания:
  • ориентация на современную систему научных представлений об основных биологическихзакономерностях,взаимосвязяхчеловекасприродной исоциальнойсредой;

  • пониманиеролибиологическойнаукивформированиинаучногомировоззрения;

  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыковисследовательскойдеятельности.

Формированиекультурыздоровья:
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха,регулярнаяфизическаяактивность);

  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,курение)и иныхформ вредадляфизическогои психическогоздоровья;

  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природнойсреде;

  • сформированностьнавыкарефлексии,управлениесобственнымэмоциональнымсостоянием.

Трудовоевоспитание:
  • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,связанныхс биологией.

Экологическоевоспитание:
  • ориентациянаприменениебиологическихзнанийприрешениизадачвобластиокружающей

среды;

  • осознаниеэкологическихпроблемипутейихрешения;

  • готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.

Адаптацияобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды:
  • адекватнаяоценкаизменяющихсяусловий;

  • принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основаниианализабиологической информации;

  • планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологическихзакономерностей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальныепознавательныедействия

Базовыелогическиедействия:
  • выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакибиологическихобъектов(явлений);

  • устанавливатьсущественныйпризнакклассификациибиологическихобъектов(явлений,процессов),основаниядляобобщенияисравнения,критериипроводимогоанализа;

  • с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия врассматриваемыхфактахинаблюдениях;предлагатькритериидлявыявлениязакономерностейипротиворечий;

  • выявлятьдефицитыинформации,данных,необходимыхдлярешенияпоставленнойзадачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключенийпоаналогии, формулироватьгипотезы овзаимосвязях;

  • самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойбиологическойзадачи(сравниватьнесколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельновыделенныхкритериев).

Базовыеисследовательскиедействия:
  • использоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания;

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниемситуации,объекта,и самостоятельноустанавливатьискомое иданное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать своюпозицию,мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологическийэксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта(процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектовмеждусобой;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения иэксперимента;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённогонаблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводовиобобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствияв аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии вновыхусловиях и контекстах.

Работасинформацией:
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологическойинформацииилиданныхизисточниковсучётомпредложеннойучебнойбиологическойзадачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическуюинформациюразличных видовиформ представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,версию)вразличных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрироватьрешаемыезадачинесложнымисхемами,диаграммами,инойграфикойиихкомбинациями;

  • оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителемилисформулированным самостоятельно;

  • запоминатьисистематизироватьбиологическуюинформацию.


Универсальныекоммуникативныедействия Общение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполненияпрактическихи лабораторных работ;

  • выражатьсебя(своюточкузрения)вустныхиписьменныхтекстах;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать ираспознаватьпредпосылкиконфликтныхситуацийисмягчатьконфликты,вестипереговоры;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и вкорректнойформе формулироватьсвоивозражения;

  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологическойтемы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержаниеблагожелательностиобщения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживатьразличиеи сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,исследования,проекта);

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностейаудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованиемиллюстративныхматериалов.

Совместнаядеятельность(сотрудничество):
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решенииконкретнойбиологической

  • проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия прирешениипоставленной учебной задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметьобобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться;

  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтенийи возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы ииные);

  • выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлениюикоординироватьсвои действиясдругими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельносформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей ивклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности ипроявлятьготовностькпредоставлениюотчёта передгруппой;

  • овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечиваетсформированностьсоциальныхнавыковиэмоциональногоинтеллектаобучающихся.

Универсальныерегулятивныедействия Самоорганизация:
  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используябиологическиезнания;

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятиерешениявгруппе, принятие решений группой);

  • самостоятельносоставлятьалгоритмрешениязадачи(илиегочасть),выбиратьспособрешения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственныхвозможностей,аргументироватьпредлагаемые вариантырешений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний обизучаемомбиологическом объекте;

  • делатьвыборибратьответственностьзарешение.


Самоконтроль(рефлексия):
  • владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии;

  • даватьадекватнуюоценкуситуацииипредлагатьпланеёизменения;

  • учитыватьконтекстипредвидетьтрудности,которыемогутвозникнутьприрешенииучебной

биологическойзадачи,адаптироватьрешениекменяющимсяобстоятельствам;

  • объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкуприобретённомуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшей ситуации;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,установленныхошибок, возникших трудностей;

  • оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям.


Эмоциональныйинтеллект:
  • различать,называтьиуправлятьсобственнымиэмоциямииэмоциямидругих;

  • выявлятьианализироватьпричиныэмоций;

  • ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамерениядругого;

  • регулироватьспособвыраженияэмоций.


Принятиесебяидругих:
  • осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению;

  • признаватьсвоёправонаошибкуитакоежеправодругого;

  • открытостьсебеидругим;

  • осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг;

  • овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечиваетформирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненныхнавыковличности(управлениясобой,самодисциплины,устойчивогоповедения).


ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
  • характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого,сравниватьобъекты живой и неживойприроды;

  • перечислятьисточникибиологическихзнаний;характеризоватьзначениебиологическихзнанийдлясовременногочеловека;профессии,связанныесбиологией (4—5);

  • приводитьпримерывкладароссийских(втомчислеВ.И.Вернадский,А.Л.Чижевский)изарубежных(втомчислеАристотель,Теофраст,Гиппократ)учёныхвразвитиебиологии;

  • иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание,транспортвеществ,раздражимость,рост,развитие,движение,размножение;

  • применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология,цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, системаорганов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость,рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество)всоответствии с поставленнойзадачей и вконтексте;

  • различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерныеорганизмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники,бактерии;природныеиискусственныесообщества,взаимосвязиорганизмоввприродноми

искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафтыприродныеи культурные;

  • проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделятьсущественные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризоватьорганизмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов,лишайников,бактерий и вирусов;

  • раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной,внутриорганизменной),условиях среды обитания;

  • приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания,взаимосвязиорганизмоввсообществах;

  • выделятьотличительныепризнакиприродныхиискусственныхсообществ;

  • аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение;анализироватьглобальныеэкологическиепроблемы;

  • раскрыватьрольбиологиивпрактическойдеятельностичеловека;

  • демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями поматематике,предметовгуманитарногоцикла,различнымивидамиискусства;

  • выполнять практические работы (поиск информации с использованием различныхисточников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа смикроскопом;знакомствосразличнымиспособамиизмеренияисравненияживыхобъектов);

  • применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение,эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты,процессыиявления;выполнятьбиологическийрисунокиизмерениебиологическихобъектов;

  • владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматриваниибиологическихобъектов;

  • соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,химическойпосудойвсоответствиисинструкцияминауроке,вовнеурочнойдеятельности;

  • использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии,справочныематериалы, ресурсы Интернета;

  • создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппаратизучаемогораздела биологии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименованиеразделовитемпрограммы

Количествочасов

Датаизучения

Видыдеятельности

Виды, формыконтроля

Электронные (цифровые) образовательныересурсы

всего

контрольныеработы

практическиеработы

1.

Биология—наукаоживойприроде

4

0

0

01.09.2022

23.09.2022

Ознакомлениесобъектамиизучениябиологии,еёразделами;

Применение биологических терминов и понятий: живыетела,биология,экология,цитология,анатомия,физиологияидр.;

Раскрытие роли биологии в практической деятельностилюдей,значенияразличныхорганизмоввжизничеловека;Обсуждениепризнаковживого;

Сравнение объектов живой и неживой природы;Ознакомлениесправиламиработысбиологическимоборудованиемвкабинете;

Обоснованиеправилповедениявприроде;

Устныйопрос;

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76534/?interface=pupil&class=47&subject=27;http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76535/?interface=pupil&class=47&subject=27

2.

Методыизученияживойприроды

6

1

3

26.09.2022

18.11.2022

Ознакомление с методами биологической науки:наблюдение, эксперимент, классификация, измерение иописывание;

Ознакомлениесправиламиработысувеличительнымиприборами;

Проведение элементарных экспериментов и наблюдений напримерах растений (гелиотропизм и геотропизм) иодноклеточныхживотных(фототаксисихемотаксис)идр.сописанием целей, выдвижением гипотез (предположений),полученияновыхфактов;

Описаниеиинтерпретацияданныхсцельюобоснованиявыводов;

Письменныйконтроль;Устный опрос;Контрольнаяработа;

Зачет;Практическаяработа;

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76535/?interface=pupil&class=47&subject=27


http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76535/?interface=pupil&class=47&subject=27

3.

Организмы—телаживойприроды

7

1

3

21.11.2022

20.01.2023

Определениеповнешнемувиду(изображениям),схемамиописаниедоядерныхиядерныхорганизмов;

Установление взаимосвязей между особенностями строенияи функциями клеток и тканей, органов и систем органов;Аргументированиедоводовоклеткекакединицестроенияижизнедеятельностиорганизмов;

Выявление сущности жизненно важных процессов уорганизмовразныхцарств:питание,дыхание,выделение,ихсравнение;

Обоснованиеролираздражимостиклеток;

Сравнение свойств организмов: движения, размножения,развития;

Анализ причин разнообразия организмов;Классифицированиеорганизмов;

Выявление существенных признаков вирусов: паразитизм,большая репродуктивная способность, изменчивость;Исследованиеисравнениерастительных,животныхклетокитканей;

Письменныйконтроль;Устный опрос;Контрольнаяработа;

Зачет;Практическаяработа;Тестирование;Диктант;Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76556/?interface=pupil&class=47&subject=27

4.

Организмыисредаобитания

5

0

1

23.01.2023

24.02.2023

Раскрытиесущноститерминов:средажизни,факторысреды;

Выявлениесущественныхпризнаковсредобитания:водной,наземно-воздушной, почвенной, организменной;Установление взаимосвязей между распространениеморганизмов в разных средах обитания иприспособленностьюкним;

Объяснение появления приспособлений к среде обитания:обтекаемаяформатела,наличиечешуииплавниковурыб,крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когти ухищныхптицидр.;

Сравнениевнешнеговидаорганизмовнанатуральныхобъектах,потаблицам,схемам,описаниям;

Письменныйконтроль;Устныйопрос;

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76557/?interface=pupil&class=47&subject=27

5.

Природныесообщества

7

0

2

27.02.2023

21.04.2023

Раскрытиесущноститерминов:природноеиискусственноесообщество,цепиисетипитания;

Анализ групп организмов в природных сообществах:производители, потребители, разрушители органическихвеществ;

Выявлениесущественныхпризнаковприродныхсообществорганизмов(лес,пруд,озероит.д.);

Анализискусственногоиприродногосообществ,выявлениеихотличительныхпризнаков;

Исследованиежизниорганизмовпосезонам,зависимостьсезонныхявленийотфакторовнеживойприроды;

Письменныйконтроль;Устныйопрос;

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76559/?interface=pupil&class=47&subject=27

6.

Живаяприродаичеловек

4

1

1

24.04.2023

19.05.2023

Анализиоцениваниевлиянияхозяйственнойдеятельностилюдейнаприроду;

Аргументирование введения рациональногоприродопользованияиприменениебезотходныхтехнологий(утилизация отходов производства и бытового мусора);Определение роли человека в природе, зависимости егоздоровьяотсостоянияокружающейсреды;

Обоснованиеправилповедениячеловекавприроде;

Письменныйконтроль;Устный опрос;Контрольнаяработа;

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76556/?interface=pupil&class=47&subject=27

Резервноевремя

1


ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

34

3

10



ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Темаурока

Количествочасов

Датаизучения

Виды, формыконтроля

всего

контрольныеработы

практическиеработы

1.

Биология - наука о живойприроде

1

0

0

06.09.2022

Устныйопрос;

2.

Признаки живыхорганизмов. Стартовая работа.

1

0

0

13.09.2022

Устныйопрос;

3.

Разнообразие живойприроды

1

0

0

20.09.2022

Устныйопрос;

4.

Как работают влаборатории

1

0

0

27.09.2022

Устныйопрос;

5.

Методы изучениябиологии

1

0

0

05.10.2022

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

6.

Увеличительныеприборы

1

0

0

11.10.2022

Письменныйконтроль;

7.

Лабораторная работа № 1Изучение лабораторногооборудования.

1

0

0

18.10.2022

Практическаяработа;

8.

Лабораторная работа № 2"Ознакомление сустройством лупы,светового микроскопа,правилаработысними".

1

0

1

25.10.2022

Практическаяработа;

9.

Лабораторная работа № 3"Ознакомление срастительными иживотными клетками:томата и арбуза,инфузории туфельки игидры".

1

0

1

08.11.2022

Практическаяработа;

10.

Проверочная работа №1 по теме "Методы изучения живой природы"

1

1

0

15.11.2022

Контрольнаяработа;

11.

Химический состав клетки

1

0

0

22.11.2022

Устныйопрос;

12.

Строение клетки. Лабораторная работа № 4"Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом"

1

0

1

29.11.2022

Практическаяработа;

13.

Жизнедеятельность клетки

1

0

0

06.12.2022

Устныйопрос;

14.

Характеристика царства бактерии

1

0

0

13.12.2022

Устныйопрос;

15.

Роль бактерий в природе

1

0

0

20.12.2022

Тестирование;

16.

Обмен веществ – главный признак жизни. Лабораторная работа №5"Ознакомление с принципами систематики организмов".

1

0

1

27.12.2022

Практическаяработа;

17.

Питание бактерий, грибов ,растений и животных. Лабораторная работа № 6 "Наблюдение за потреблением воды растением".

1

0

1

10.01.2023

Практическаяработа;

18.

Понятие о среде обитания.Водная,наземновоздушная,почвенная,внутриорганизменнаясредыобитания.

1

0

0

17.01.2023

Устныйопрос;

19.

Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов

1

0

0

24.01.2023

Устныйопрос;

20.

Приспособления организмов к среде обитания Лабораторная работа № 7 "Выявление приспособлений организмов к среде обитания"

1

0

1

31.01.2023

Практическаяработа;

21.

Сезонные изменения в жизни организмов.

Экскурсия "Растительный и животный мир родного края"

1

0

0

07.02.2023

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;


22.

Проверочная работа по теме "Организм и среда обитания"

1

1

0

14.02.2023

Устныйопрос;

23.

Понятие о природном сообществе. Экскурсия «Изучение природных сообществ»

1

0

0

21.02.2023

Устныйопрос;

24.

Взаимосвязи организмов вприродных сообществах.Пищевые связи всообществах.

1

0

0

28.02.2023

Письменныйконтроль;

25.

Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ.

1

0

0

07.03.2023

Устныйопрос;

26.

Роль искусственныхсообществ в жизничеловека. Лабораторнаяработа № 8 "Изучениеискусственных сообществиих обитателей"

1

0

1

14.03.2023

Практическаяработа;

27.

Природные зоны Земли, ихобитатели

1

0

0

21.03.2023

Устныйопрос;

28.

Ландшафты: природные и культурные.

1

0

0

04.04.2023

Устныйопрос;

29.

Проверочная работа по теме "Природные сообщества"

1

1

0

11.04.2023

Устныйопрос;

30.

Почему исчезают растения и животные

1

0

0

18.04.2023

Устныйопрос;

31.

Красная книга.

1

0

0

25.04.2023

Устныйопрос;

32.

Итоговая контрольная работа за курс 5класса.

1

0

0

02.05.2023

Контрольнаяработа;

33.

Как сохранить растительный и животный мир.

1

0

0

16.05.2023

Тестирование;


34.

Практическая работа «Проведение акции по уборке мусора на пришкольной территории».

1

0

0

23.05.2023

Практическая работа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

34

3

7



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА

ПасечникВ.В.,СуматохинС.В.,КалиноваГ.С.идругие;подредакциейПасечникаВ.В.Биология,5класс/Акционерное общество«Издательство «Просвещение»;

Проект Вся биология;http://www.ebio.ru/index-1.html;Введитесвойвариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ

1.Фестивальпедагогическихидей"Открытыйурок"http://festival.1september.ru/articles/subjects/42.Учительскийпорталhttp://www.uchportal.ru/

  1. Завуч.инфоhttp://www.zavuch.info/


  1. Открытыйкласс(сетевоеобразовательноесообщество)http://www.openclass.ru/


  1. Педсовет.orghttp://pedsovet.org/


  1. Сетьтворческихучителейhttp://www.it-n.ru/


  1. Интернет портал ПроШколу.руhttp://www.proshkolu.ru/8.http://www.mon.gov.ruМинистерствообразованияинауки

9.http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений10.http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)11.http://www.probaege.edu.ruПорталЕдиныйэкзамен

15.http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»16.http://www.infomarker.ru/top8.htmlRUSTEST.RU-федеральныйцентртестирования.

17.http://www.pedsovet.orgВсероссийскийИнтернет-Педсовет.


ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ

Интернетресурсы


  1. http://www.e-osnova.ru/-Журнал«Биология.Вседляучителя!»


  1. http://digital.1september.ru–Общероссийскийпроект«Школацифровоговека».


  1. http://school-collection.edu.ru-Коллекцияцифровыхобразовательныхресурсов.

  2. http://www.electroniclibrary21.ru-Электроннаябиблиотека21века.


  1. http://www.ege.edu.ru-ОфициальныйинформационныйпорталЕГЭ.


  1. http://www.zavuch.ru-Сайтдляучителей.


  1. http://ecosystema.ru-Экологическийцентр«Экосистема».


  1. http://letopisi.org-Летописи.


  1. http://nsportal.ru-Социальнаясетьработниковобразования.


  1. http://proshkolu.ru– Бесплатный школьный портал.11.http://infourok.ru - Бесплатный конструктор сайтов для учителя.12.http://multiurok.ru-Бесплатныйконструкторсайтовдляучителя.13.http://bio.1september.ru - «Я иду на урок биологии. 1 сентября».14.http://dnevnik.ru-Дневник.ру.

15.http://www.krugosvet.ru - Энциклопедия Кругосвет.16.http://www.uchportal.ru/-Учительскийпортал.

17.http://priroda.ru - Природа России, национальный портал.18.http://zooclub.ru - Зооклуб. Мегаэнциклопедия о животных.19.http://www.darwinmuseum.ru/ - Государственный Дарвиновский музей.20.http://www.zin.ru/-ЗоологичекийинститутРоссийскойакадемиинаук.

21.http://www.livt.net/ - Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».22.http://www.zin.ru/BioDiv/index.html-Информационнаясистема«БиоразнообразиеРоссии».

23.http://zmmu.msu.ru - Зоологический музей МГУ им. М.В.Ломоносова.24.http://sci.aha.ru/biodiv/anim.htm-ЭнциклопедияФлораифауна.


25.http://biodat.ru/ - Информационный сайт о живой природе.26.http://www.unnat.ru/-Школаюннатов.

  1. http://plant.geoman.ru/-БиблиотекаЖизньрастений.

  2. http://www.learnbiology.ru/-Занимательнаябиология.


  1. http://med.claw.ru - Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас. 30.http://animal.geoman.ru/ -Мирживотных.


31.http://ru-biologia.livejournal.com/12284.html-Проблемыэволюции

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ

НатуральныеобъектыГербарии

Основныегруппырастений



Классификация растений иживотныхНаборымуляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибыПриборы

Демонстрационные

Для демонстрации всасывания воды корнями растенийручнаялупа

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытовЛабораторные

Наборпрепаровальныхинструментов

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)Спиртовкалабораторнаялитая

Печатные пособияДемонстрационные

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные иголосеменныерастения.

Комплекттаблиц«Ботаника2.Строениеисистематикацветковыхрастений»


Экранно-звуковыесредстваобучения

Комплектвидеофрагментовпорталаhttp://school-collection.edu.ru/идр.


ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХ,ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ,ДЕМОНСТРАЦИЙ

ноутбуки,проекционныйэкран,колонки,монитор



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии

Автор: Ефремова Татьяна Арефиевна

Дата: 15.06.2023

Номер свидетельства: 633724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Рабочая программа.Биология.9 кл"
    ["seo_title"] => string(36) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-kl"
    ["file_id"] => string(6) "292353"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455271360"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства