kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена по конструктору и сответствует обновленным ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Администрация муниципального образования

"Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики"




РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО


Директор школы:________

(Юферева Е.В)


На методсовете

Протокол № 9

от « 29» августа 2022 г.


На педсовете

Протокол № 113

от « 30 » августа 2022 г.


Приказ № 306

от « 31 » августа 2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID3399187)

учебногопредмета

«Биология»


для 5 класса основного общего

образования на2022-2023учебный год












Составитель:

Т.А. Ефремова, учитель биологии












поселок Кез.2022 год




Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основеТребований к результатам освоения основной образовательной программы основного общегообразования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основногообщегообразования, а такжеПримерной программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии стребованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программыосновногообщего образования(ПООПООО).

Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся иорганизацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможностипредмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметнымрезультатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебныхпредметовна уровне основного общего образования.

В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 5 класса основного общегообразования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные,предметные.

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»

Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методахеё познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения ихполучать,присваиватьи применятьвжизненных ситуациях.

Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принциповчеловеческойдеятельностивприроде,закладываетосновыэкологическойкультуры,здоровогообразажизни.

ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»

Целямиизучениябиологиинауровнеосновногообщегообразованияявляются:

  • формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологическихсистемразного уровняорганизации;

  • формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организмачеловека,условиях сохраненияего здоровья;

  • формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологическихсистем,втом числе и организмачеловека;

  • формирование умений использовать информацию о современных достижениях в областибиологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельностисобственногоорганизма;

  • формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей,значениебиологическогоразнообразиядлясохранениябиосферы,последствиядеятельностичеловекавприроде;

  • формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраныокружающейсреды.

ДостижениецелейобеспечиваетсярешениемследующихЗАДАЧ:

  • приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения,жизнедеятельностиисредообразующейролиорганизмов;человекекакбиосоциальномсуществе;ороли биологическойнаукивпрактическойдеятельностилюдей;

  • овладение умениями проводить исследования с использованием биологическогооборудованияинаблюденияза состояниемсобственногоорганизма;

  • освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современныхдостиженияхвобластибиологии, еёанализи критическоеоценивание;

  • воспитаниебиологическииэкологическиграмотнойличности,готовойксохранениюсобственногоздоровьяи охраныокружающей среды.


МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основногообщего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 5 классе - 1 час внеделю,всего -34 часа.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
  1. Биология—наукаоживойприроде

Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.).Объектыживойинеживойприроды,ихсравнение.Живаяинеживаяприрода—единоецелое.

Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология,экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач,ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками(математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практическойдеятельностисовременного человека.

Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами иинструментами.

Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации сиспользованиемразличныхисточников(научнопопулярнаялитература,справочники,Интернет).

  1. Методыизученияживойприроды

Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение,классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы сувеличительнымиприборами.

Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения(инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названийорганизмов.Наблюдениеи эксперименткакведущиеметодыбиологии.

Лабораторныеипрактическиеработы

  1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки.Правилаработы с оборудованиемвшкольном кабинете.

  2. Ознакомлениесустройствомлупы,световогомикроскопа,правилаработысними.

  3. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты),инфузориитуфелькиигидры(готовыемикропрепараты)спомощьюлупыисветовогомикроскопа.

Экскурсиииливидеоэкскурсии

Овладениеметодамиизученияживойприроды—наблюдениемиэкспериментом.

3.Организмы—телаживойприроды

Понятиеоборганизме.Доядерныеиядерныеорганизмы.

Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка —наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световыммикроскопом:клеточнаяоболочка, цитоплазма,ядро.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.Жизнедеятельностьорганизмов.Особенностистроенияипроцессовжизнедеятельностиурастений,

животных,бактерийигрибов.

Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие,раздражимость,приспособленность. Организм— единоецелое.

Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы,отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий ивирусоввприроде и вжизни человека.

Лабораторныеипрактическиеработы

  1. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельноприготовленногомикропрепарата).

  2. Ознакомлениеспринципамисистематикиорганизмов.

  3. Наблюдениезапотреблениемводырастением.

  4. Организмыисредаобитания

Понятие о среде обитания. Водная, наземновоздушная, почвенная, внутриорганизменнаясредыобитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособленияорганизмовксредеобитания. Сезонные изменениявжизни организмов.

Лабораторныеипрактическиеработы

Выявлениеприспособленийорганизмовксредеобитания(наконкретныхпримерах).

Экскурсиииливидеоэкскурсии

Растительныйиживотныймирродногокрая(краеведение).

  1. Природныесообщества

Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевыесвязи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители иразрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес,пруд,озеро и др.).

Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причинынеустойчивостиискусственныхсообществ.Рольискусственныхсообществвжизничеловека.

Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные икультурные.

Лабораторныеипрактическиеработы

Изучениеискусственныхсообществиихобитателей(напримереаквариумаидр.).

Экскурсиииливидеоэкскурсии

  1. Изучениеприродныхсообществ(напримерелеса,озера,пруда,лугаидр.).

  2. Изучениесезонныхявленийвжизниприродныхсообществ.

6.Живаяприродаичеловек

Изменениявприродевсвязисразвитиемсельскогохозяйства,производстваиростомчисленностинаселения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологическиепроблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Путисохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники,национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великойценности.

Практическиеработы

Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольнойтерритории.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должнообеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательныхрезультатов:

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическоевоспитание:
  • отношениекбиологиикаккважнойсоставляющейкультуры,гордостьзавкладроссийскихисоветскихучёных вразвитиемировой биологической науки.

Гражданскоевоспитание:
  • готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований ипроектов,стремление квзаимопониманиюи взаимопомощи.

Духовно-нравственноевоспитание:
  • готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и нормэкологическойкультуры;

  • пониманиезначимостинравственногоаспектадеятельностичеловекавмедицинеибиологии.

Эстетическоевоспитание:
  • пониманиеролибиологиивформированииэстетическойкультурыличности.

Ценностинаучногопознания:
  • ориентация на современную систему научных представлений об основных биологическихзакономерностях,взаимосвязяхчеловекасприродной исоциальнойсредой;

  • пониманиеролибиологическойнаукивформированиинаучногомировоззрения;

  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыковисследовательскойдеятельности.

Формированиекультурыздоровья:
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха,регулярнаяфизическаяактивность);

  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,курение)и иныхформ вредадляфизическогои психическогоздоровья;

  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природнойсреде;

  • сформированностьнавыкарефлексии,управлениесобственнымэмоциональнымсостоянием.

Трудовоевоспитание:
  • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,связанныхс биологией.

Экологическоевоспитание:
  • ориентациянаприменениебиологическихзнанийприрешениизадачвобластиокружающей

среды;

  • осознаниеэкологическихпроблемипутейихрешения;

  • готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.

Адаптацияобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды:
  • адекватнаяоценкаизменяющихсяусловий;

  • принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основаниианализабиологической информации;

  • планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологическихзакономерностей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальныепознавательныедействия

Базовыелогическиедействия:
  • выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакибиологическихобъектов(явлений);

  • устанавливатьсущественныйпризнакклассификациибиологическихобъектов(явлений,процессов),основаниядляобобщенияисравнения,критериипроводимогоанализа;

  • с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия врассматриваемыхфактахинаблюдениях;предлагатькритериидлявыявлениязакономерностейипротиворечий;

  • выявлятьдефицитыинформации,данных,необходимыхдлярешенияпоставленнойзадачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключенийпоаналогии, формулироватьгипотезы овзаимосвязях;

  • самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойбиологическойзадачи(сравниватьнесколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельновыделенныхкритериев).

Базовыеисследовательскиедействия:
  • использоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания;

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниемситуации,объекта,и самостоятельноустанавливатьискомое иданное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать своюпозицию,мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологическийэксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта(процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектовмеждусобой;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения иэксперимента;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённогонаблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводовиобобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствияв аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии вновыхусловиях и контекстах.

Работасинформацией:
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологическойинформацииилиданныхизисточниковсучётомпредложеннойучебнойбиологическойзадачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическуюинформациюразличных видовиформ представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,версию)вразличных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрироватьрешаемыезадачинесложнымисхемами,диаграммами,инойграфикойиихкомбинациями;

  • оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителемилисформулированным самостоятельно;

  • запоминатьисистематизироватьбиологическуюинформацию.


Универсальныекоммуникативныедействия Общение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполненияпрактическихи лабораторных работ;

  • выражатьсебя(своюточкузрения)вустныхиписьменныхтекстах;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать ираспознаватьпредпосылкиконфликтныхситуацийисмягчатьконфликты,вестипереговоры;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и вкорректнойформе формулироватьсвоивозражения;

  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологическойтемы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержаниеблагожелательностиобщения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживатьразличиеи сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,исследования,проекта);

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностейаудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованиемиллюстративныхматериалов.

Совместнаядеятельность(сотрудничество):
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решенииконкретнойбиологической

  • проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия прирешениипоставленной учебной задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметьобобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться;

  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтенийи возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы ииные);

  • выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлениюикоординироватьсвои действиясдругими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельносформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей ивклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности ипроявлятьготовностькпредоставлениюотчёта передгруппой;

  • овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечиваетсформированностьсоциальныхнавыковиэмоциональногоинтеллектаобучающихся.

Универсальныерегулятивныедействия Самоорганизация:
  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используябиологическиезнания;

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятиерешениявгруппе, принятие решений группой);

  • самостоятельносоставлятьалгоритмрешениязадачи(илиегочасть),выбиратьспособрешения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственныхвозможностей,аргументироватьпредлагаемые вариантырешений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний обизучаемомбиологическом объекте;

  • делатьвыборибратьответственностьзарешение.


Самоконтроль(рефлексия):
  • владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии;

  • даватьадекватнуюоценкуситуацииипредлагатьпланеёизменения;

  • учитыватьконтекстипредвидетьтрудности,которыемогутвозникнутьприрешенииучебной

биологическойзадачи,адаптироватьрешениекменяющимсяобстоятельствам;

  • объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкуприобретённомуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшей ситуации;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,установленныхошибок, возникших трудностей;

  • оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям.


Эмоциональныйинтеллект:
  • различать,называтьиуправлятьсобственнымиэмоциямииэмоциямидругих;

  • выявлятьианализироватьпричиныэмоций;

  • ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамерениядругого;

  • регулироватьспособвыраженияэмоций.


Принятиесебяидругих:
  • осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению;

  • признаватьсвоёправонаошибкуитакоежеправодругого;

  • открытостьсебеидругим;

  • осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг;

  • овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечиваетформирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненныхнавыковличности(управлениясобой,самодисциплины,устойчивогоповедения).


ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
  • характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого,сравниватьобъекты живой и неживойприроды;

  • перечислятьисточникибиологическихзнаний;характеризоватьзначениебиологическихзнанийдлясовременногочеловека;профессии,связанныесбиологией (4—5);

  • приводитьпримерывкладароссийских(втомчислеВ.И.Вернадский,А.Л.Чижевский)изарубежных(втомчислеАристотель,Теофраст,Гиппократ)учёныхвразвитиебиологии;

  • иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание,транспортвеществ,раздражимость,рост,развитие,движение,размножение;

  • применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология,цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, системаорганов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость,рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество)всоответствии с поставленнойзадачей и вконтексте;

  • различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерныеорганизмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники,бактерии;природныеиискусственныесообщества,взаимосвязиорганизмоввприродноми

искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафтыприродныеи культурные;

  • проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделятьсущественные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризоватьорганизмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов,лишайников,бактерий и вирусов;

  • раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной,внутриорганизменной),условиях среды обитания;

  • приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания,взаимосвязиорганизмоввсообществах;

  • выделятьотличительныепризнакиприродныхиискусственныхсообществ;

  • аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение;анализироватьглобальныеэкологическиепроблемы;

  • раскрыватьрольбиологиивпрактическойдеятельностичеловека;

  • демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями поматематике,предметовгуманитарногоцикла,различнымивидамиискусства;

  • выполнять практические работы (поиск информации с использованием различныхисточников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа смикроскопом;знакомствосразличнымиспособамиизмеренияисравненияживыхобъектов);

  • применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение,эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты,процессыиявления;выполнятьбиологическийрисунокиизмерениебиологическихобъектов;

  • владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматриваниибиологическихобъектов;

  • соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,химическойпосудойвсоответствиисинструкцияминауроке,вовнеурочнойдеятельности;

  • использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии,справочныематериалы, ресурсы Интернета;

  • создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппаратизучаемогораздела биологии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименованиеразделовитемпрограммы

Количествочасов

Датаизучения

Видыдеятельности

Виды, формыконтроля

Электронные (цифровые) образовательныересурсы

всего

контрольныеработы

практическиеработы

1.

Биология—наукаоживойприроде

4

0

0

01.09.2022

23.09.2022

Ознакомлениесобъектамиизучениябиологии,еёразделами;

Применение биологических терминов и понятий: живыетела,биология,экология,цитология,анатомия,физиологияидр.;

Раскрытие роли биологии в практической деятельностилюдей,значенияразличныхорганизмоввжизничеловека;Обсуждениепризнаковживого;

Сравнение объектов живой и неживой природы;Ознакомлениесправиламиработысбиологическимоборудованиемвкабинете;

Обоснованиеправилповедениявприроде;

Устныйопрос;

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76534/?interface=pupil&class=47&subject=27;http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76535/?interface=pupil&class=47&subject=27

2.

Методыизученияживойприроды

6

1

3

26.09.2022

18.11.2022

Ознакомление с методами биологической науки:наблюдение, эксперимент, классификация, измерение иописывание;

Ознакомлениесправиламиработысувеличительнымиприборами;

Проведение элементарных экспериментов и наблюдений напримерах растений (гелиотропизм и геотропизм) иодноклеточныхживотных(фототаксисихемотаксис)идр.сописанием целей, выдвижением гипотез (предположений),полученияновыхфактов;

Описаниеиинтерпретацияданныхсцельюобоснованиявыводов;

Письменныйконтроль;Устный опрос;Контрольнаяработа;

Зачет;Практическаяработа;

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76535/?interface=pupil&class=47&subject=27


http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76535/?interface=pupil&class=47&subject=27

3.

Организмы—телаживойприроды

7

1

3

21.11.2022

20.01.2023

Определениеповнешнемувиду(изображениям),схемамиописаниедоядерныхиядерныхорганизмов;

Установление взаимосвязей между особенностями строенияи функциями клеток и тканей, органов и систем органов;Аргументированиедоводовоклеткекакединицестроенияижизнедеятельностиорганизмов;

Выявление сущности жизненно важных процессов уорганизмовразныхцарств:питание,дыхание,выделение,ихсравнение;

Обоснованиеролираздражимостиклеток;

Сравнение свойств организмов: движения, размножения,развития;

Анализ причин разнообразия организмов;Классифицированиеорганизмов;

Выявление существенных признаков вирусов: паразитизм,большая репродуктивная способность, изменчивость;Исследованиеисравнениерастительных,животныхклетокитканей;

Письменныйконтроль;Устный опрос;Контрольнаяработа;

Зачет;Практическаяработа;Тестирование;Диктант;Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76556/?interface=pupil&class=47&subject=27

4.

Организмыисредаобитания

5

0

1

23.01.2023

24.02.2023

Раскрытиесущноститерминов:средажизни,факторысреды;

Выявлениесущественныхпризнаковсредобитания:водной,наземно-воздушной, почвенной, организменной;Установление взаимосвязей между распространениеморганизмов в разных средах обитания иприспособленностьюкним;

Объяснение появления приспособлений к среде обитания:обтекаемаяформатела,наличиечешуииплавниковурыб,крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когти ухищныхптицидр.;

Сравнениевнешнеговидаорганизмовнанатуральныхобъектах,потаблицам,схемам,описаниям;

Письменныйконтроль;Устныйопрос;

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76557/?interface=pupil&class=47&subject=27

5.

Природныесообщества

7

0

2

27.02.2023

21.04.2023

Раскрытиесущноститерминов:природноеиискусственноесообщество,цепиисетипитания;

Анализ групп организмов в природных сообществах:производители, потребители, разрушители органическихвеществ;

Выявлениесущественныхпризнаковприродныхсообществорганизмов(лес,пруд,озероит.д.);

Анализискусственногоиприродногосообществ,выявлениеихотличительныхпризнаков;

Исследованиежизниорганизмовпосезонам,зависимостьсезонныхявленийотфакторовнеживойприроды;

Письменныйконтроль;Устныйопрос;

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76559/?interface=pupil&class=47&subject=27

6.

Живаяприродаичеловек

4

1

1

24.04.2023

19.05.2023

Анализиоцениваниевлиянияхозяйственнойдеятельностилюдейнаприроду;

Аргументирование введения рациональногоприродопользованияиприменениебезотходныхтехнологий(утилизация отходов производства и бытового мусора);Определение роли человека в природе, зависимости егоздоровьяотсостоянияокружающейсреды;

Обоснованиеправилповедениячеловекавприроде;

Письменныйконтроль;Устный опрос;Контрольнаяработа;

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76556/?interface=pupil&class=47&subject=27

Резервноевремя

1


ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

34

3

10



ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Темаурока

Количествочасов

Датаизучения

Виды, формыконтроля

всего

контрольныеработы

практическиеработы

1.

Биология - наука о живойприроде

1

0

0

06.09.2022

Устныйопрос;

2.

Признаки живыхорганизмов. Стартовая работа.

1

0

0

13.09.2022

Устныйопрос;

3.

Разнообразие живойприроды

1

0

0

20.09.2022

Устныйопрос;

4.

Как работают влаборатории

1

0

0

27.09.2022

Устныйопрос;

5.

Методы изучениябиологии

1

0

0

05.10.2022

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

6.

Увеличительныеприборы

1

0

0

11.10.2022

Письменныйконтроль;

7.

Лабораторная работа № 1Изучение лабораторногооборудования.

1

0

0

18.10.2022

Практическаяработа;

8.

Лабораторная работа № 2"Ознакомление сустройством лупы,светового микроскопа,правилаработысними".

1

0

1

25.10.2022

Практическаяработа;

9.

Лабораторная работа № 3"Ознакомление срастительными иживотными клетками:томата и арбуза,инфузории туфельки игидры".

1

0

1

08.11.2022

Практическаяработа;

10.

Проверочная работа №1 по теме "Методы изучения живой природы"

1

1

0

15.11.2022

Контрольнаяработа;

11.

Химический состав клетки

1

0

0

22.11.2022

Устныйопрос;

12.

Строение клетки. Лабораторная работа № 4"Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом"

1

0

1

29.11.2022

Практическаяработа;

13.

Жизнедеятельность клетки

1

0

0

06.12.2022

Устныйопрос;

14.

Характеристика царства бактерии

1

0

0

13.12.2022

Устныйопрос;

15.

Роль бактерий в природе

1

0

0

20.12.2022

Тестирование;

16.

Обмен веществ – главный признак жизни. Лабораторная работа №5"Ознакомление с принципами систематики организмов".

1

0

1

27.12.2022

Практическаяработа;

17.

Питание бактерий, грибов ,растений и животных. Лабораторная работа № 6 "Наблюдение за потреблением воды растением".

1

0

1

10.01.2023

Практическаяработа;

18.

Понятие о среде обитания.Водная,наземновоздушная,почвенная,внутриорганизменнаясредыобитания.

1

0

0

17.01.2023

Устныйопрос;

19.

Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов

1

0

0

24.01.2023

Устныйопрос;

20.

Приспособления организмов к среде обитания Лабораторная работа № 7 "Выявление приспособлений организмов к среде обитания"

1

0

1

31.01.2023

Практическаяработа;

21.

Сезонные изменения в жизни организмов.

Экскурсия "Растительный и животный мир родного края"

1

0

0

07.02.2023

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;


22.

Проверочная работа по теме "Организм и среда обитания"

1

1

0

14.02.2023

Устныйопрос;

23.

Понятие о природном сообществе. Экскурсия «Изучение природных сообществ»

1

0

0

21.02.2023

Устныйопрос;

24.

Взаимосвязи организмов вприродных сообществах.Пищевые связи всообществах.

1

0

0

28.02.2023

Письменныйконтроль;

25.

Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ.

1

0

0

07.03.2023

Устныйопрос;

26.

Роль искусственныхсообществ в жизничеловека. Лабораторнаяработа № 8 "Изучениеискусственных сообществиих обитателей"

1

0

1

14.03.2023

Практическаяработа;

27.

Природные зоны Земли, ихобитатели

1

0

0

21.03.2023

Устныйопрос;

28.

Ландшафты: природные и культурные.

1

0

0

04.04.2023

Устныйопрос;

29.

Проверочная работа по теме "Природные сообщества"

1

1

0

11.04.2023

Устныйопрос;

30.

Почему исчезают растения и животные

1

0

0

18.04.2023

Устныйопрос;

31.

Красная книга.

1

0

0

25.04.2023

Устныйопрос;

32.

Итоговая контрольная работа за курс 5класса.

1

0

0

02.05.2023

Контрольнаяработа;

33.

Как сохранить растительный и животный мир.

1

0

0

16.05.2023

Тестирование;


34.

Практическая работа «Проведение акции по уборке мусора на пришкольной территории».

1

0

0

23.05.2023

Практическая работа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

34

3

7



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА

ПасечникВ.В.,СуматохинС.В.,КалиноваГ.С.идругие;подредакциейПасечникаВ.В.Биология,5класс/Акционерное общество«Издательство «Просвещение»;

Проект Вся биология;http://www.ebio.ru/index-1.html;Введитесвойвариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ

1.Фестивальпедагогическихидей"Открытыйурок"http://festival.1september.ru/articles/subjects/42.Учительскийпорталhttp://www.uchportal.ru/

  1. Завуч.инфоhttp://www.zavuch.info/


  1. Открытыйкласс(сетевоеобразовательноесообщество)http://www.openclass.ru/


  1. Педсовет.orghttp://pedsovet.org/


  1. Сетьтворческихучителейhttp://www.it-n.ru/


  1. Интернет портал ПроШколу.руhttp://www.proshkolu.ru/8.http://www.mon.gov.ruМинистерствообразованияинауки

9.http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений10.http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)11.http://www.probaege.edu.ruПорталЕдиныйэкзамен

15.http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»16.http://www.infomarker.ru/top8.htmlRUSTEST.RU-федеральныйцентртестирования.

17.http://www.pedsovet.orgВсероссийскийИнтернет-Педсовет.


ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ

Интернетресурсы


  1. http://www.e-osnova.ru/-Журнал«Биология.Вседляучителя!»


  1. http://digital.1september.ru–Общероссийскийпроект«Школацифровоговека».


  1. http://school-collection.edu.ru-Коллекцияцифровыхобразовательныхресурсов.

  2. http://www.electroniclibrary21.ru-Электроннаябиблиотека21века.


  1. http://www.ege.edu.ru-ОфициальныйинформационныйпорталЕГЭ.


  1. http://www.zavuch.ru-Сайтдляучителей.


  1. http://ecosystema.ru-Экологическийцентр«Экосистема».


  1. http://letopisi.org-Летописи.


  1. http://nsportal.ru-Социальнаясетьработниковобразования.


  1. http://proshkolu.ru– Бесплатный школьный портал.11.http://infourok.ru - Бесплатный конструктор сайтов для учителя.12.http://multiurok.ru-Бесплатныйконструкторсайтовдляучителя.13.http://bio.1september.ru - «Я иду на урок биологии. 1 сентября».14.http://dnevnik.ru-Дневник.ру.

15.http://www.krugosvet.ru - Энциклопедия Кругосвет.16.http://www.uchportal.ru/-Учительскийпортал.

17.http://priroda.ru - Природа России, национальный портал.18.http://zooclub.ru - Зооклуб. Мегаэнциклопедия о животных.19.http://www.darwinmuseum.ru/ - Государственный Дарвиновский музей.20.http://www.zin.ru/-ЗоологичекийинститутРоссийскойакадемиинаук.

21.http://www.livt.net/ - Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».22.http://www.zin.ru/BioDiv/index.html-Информационнаясистема«БиоразнообразиеРоссии».

23.http://zmmu.msu.ru - Зоологический музей МГУ им. М.В.Ломоносова.24.http://sci.aha.ru/biodiv/anim.htm-ЭнциклопедияФлораифауна.


25.http://biodat.ru/ - Информационный сайт о живой природе.26.http://www.unnat.ru/-Школаюннатов.

  1. http://plant.geoman.ru/-БиблиотекаЖизньрастений.

  2. http://www.learnbiology.ru/-Занимательнаябиология.


  1. http://med.claw.ru - Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас. 30.http://animal.geoman.ru/ -Мирживотных.


31.http://ru-biologia.livejournal.com/12284.html-Проблемыэволюции

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ

НатуральныеобъектыГербарии

Основныегруппырастений



Классификация растений иживотныхНаборымуляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибыПриборы

Демонстрационные

Для демонстрации всасывания воды корнями растенийручнаялупа

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытовЛабораторные

Наборпрепаровальныхинструментов

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)Спиртовкалабораторнаялитая

Печатные пособияДемонстрационные

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные иголосеменныерастения.

Комплекттаблиц«Ботаника2.Строениеисистематикацветковыхрастений»


Экранно-звуковыесредстваобучения

Комплектвидеофрагментовпорталаhttp://school-collection.edu.ru/идр.


ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХ,ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ,ДЕМОНСТРАЦИЙ

ноутбуки,проекционныйэкран,колонки,монитор



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии

Автор: Ефремова Татьяна Арефиевна

Дата: 15.06.2023

Номер свидетельства: 633724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Рабочая программа.Биология.9 кл"
    ["seo_title"] => string(36) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-kl"
    ["file_id"] => string(6) "292353"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455271360"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства