Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Администрация муниципального образования
"Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы:________
(Юферева Е.В)
На методсовете
Протокол № 9
от « 29» августа 2022 г.
На педсовете
Протокол № 113
от « 30 » августа 2022 г.
Приказ № 306
от « 31 » августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID3399187)
учебногопредмета
«Биология»
для 5 класса основного общего
образования на2022-2023учебный год
Составитель:
Т.А. Ефремова, учитель биологии
поселок Кез.2022 год
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основеТребований к результатам освоения основной образовательной программы основного общегообразования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основногообщегообразования, а такжеПримерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии стребованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программыосновногообщего образования(ПООПООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся иорганизацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможностипредмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметнымрезультатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебныхпредметовна уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 5 класса основного общегообразования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные,предметные.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методахеё познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения ихполучать,присваиватьи применятьвжизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принциповчеловеческойдеятельностивприроде,закладываетосновыэкологическойкультуры,здоровогообразажизни.
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологическихсистемразного уровняорганизации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организмачеловека,условиях сохраненияего здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологическихсистем,втом числе и организмачеловека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в областибиологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельностисобственногоорганизма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей,значениебиологическогоразнообразиядлясохранениябиосферы,последствиядеятельностичеловекавприроде;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраныокружающейсреды.
приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения,жизнедеятельностиисредообразующейролиорганизмов;человекекакбиосоциальномсуществе;ороли биологическойнаукивпрактическойдеятельностилюдей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологическогооборудованияинаблюденияза состояниемсобственногоорганизма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современныхдостиженияхвобластибиологии, еёанализи критическоеоценивание;
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основногообщего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 5 классе - 1 час внеделю,всего -34 часа.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Биология—наукаоживойприроде
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.).Объектыживойинеживойприроды,ихсравнение.Живаяинеживаяприрода—единоецелое.
Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология,экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач,ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками(математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практическойдеятельностисовременного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами иинструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации сиспользованиемразличныхисточников(научнопопулярнаялитература,справочники,Интернет).
Методыизученияживойприроды
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение,классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы сувеличительнымиприборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения(инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названийорганизмов.Наблюдениеи эксперименткакведущиеметодыбиологии.
Лабораторныеипрактическиеработы
Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки.Правилаработы с оборудованиемвшкольном кабинете.
Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты),инфузориитуфелькиигидры(готовыемикропрепараты)спомощьюлупыисветовогомикроскопа.
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка —наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световыммикроскопом:клеточнаяоболочка, цитоплазма,ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.Жизнедеятельностьорганизмов.Особенностистроенияипроцессовжизнедеятельностиурастений,
животных,бактерийигрибов.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие,раздражимость,приспособленность. Организм— единоецелое.
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы,отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий ивирусоввприроде и вжизни человека.
Лабораторныеипрактическиеработы
Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельноприготовленногомикропрепарата).
Ознакомлениеспринципамисистематикиорганизмов.
Наблюдениезапотреблениемводырастением.
Организмыисредаобитания
Понятие о среде обитания. Водная, наземновоздушная, почвенная, внутриорганизменнаясредыобитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособленияорганизмовксредеобитания. Сезонные изменениявжизни организмов.
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевыесвязи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители иразрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес,пруд,озеро и др.).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причинынеустойчивостиискусственныхсообществ.Рольискусственныхсообществвжизничеловека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные икультурные.
Изменениявприродевсвязисразвитиемсельскогохозяйства,производстваиростомчисленностинаселения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологическиепроблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Путисохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники,национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великойценности.
Практическиеработы
Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольнойтерритории.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должнообеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательныхрезультатов:
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыковисследовательскойдеятельности.
Формированиекультурыздоровья:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха,регулярнаяфизическаяактивность);
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,связанныхс биологией.
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия врассматриваемыхфактахинаблюдениях;предлагатькритериидлявыявлениязакономерностейипротиворечий;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключенийпоаналогии, формулироватьгипотезы овзаимосвязях;
самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойбиологическойзадачи(сравниватьнесколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельновыделенныхкритериев).
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниемситуации,объекта,и самостоятельноустанавливатьискомое иданное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать своюпозицию,мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологическийэксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта(процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектовмеждусобой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения иэксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённогонаблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводовиобобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствияв аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии вновыхусловиях и контекстах.
Работасинформацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологическойинформацииилиданныхизисточниковсучётомпредложеннойучебнойбиологическойзадачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическуюинформациюразличных видовиформ представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,версию)вразличных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрироватьрешаемыезадачинесложнымисхемами,диаграммами,инойграфикойиихкомбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителемилисформулированным самостоятельно;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать ираспознаватьпредпосылкиконфликтныхситуацийисмягчатьконфликты,вестипереговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и вкорректнойформе формулироватьсвоивозражения;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологическойтемы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержаниеблагожелательностиобщения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживатьразличиеи сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,исследования,проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностейаудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованиемиллюстративныхматериалов.
Совместнаядеятельность(сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решенииконкретнойбиологической
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия прирешениипоставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметьобобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтенийи возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы ииные);
выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлениюикоординироватьсвои действиясдругими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельносформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей ивклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности ипроявлятьготовностькпредоставлениюотчёта передгруппой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечиваетсформированностьсоциальныхнавыковиэмоциональногоинтеллектаобучающихся.
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используябиологическиезнания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятиерешениявгруппе, принятие решений группой);
самостоятельносоставлятьалгоритмрешениязадачи(илиегочасть),выбиратьспособрешения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственныхвозможностей,аргументироватьпредлагаемые вариантырешений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний обизучаемомбиологическом объекте;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечиваетформирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненныхнавыковличности(управлениясобой,самодисциплины,устойчивогоповедения).
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого,сравниватьобъекты живой и неживойприроды;
иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание,транспортвеществ,раздражимость,рост,развитие,движение,размножение;
применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология,цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, системаорганов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость,рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество)всоответствии с поставленнойзадачей и вконтексте;
различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерныеорганизмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники,бактерии;природныеиискусственныесообщества,взаимосвязиорганизмоввприродноми
искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафтыприродныеи культурные;
проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделятьсущественные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризоватьорганизмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов,лишайников,бактерий и вирусов;
раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной,внутриорганизменной),условиях среды обитания;
приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания,взаимосвязиорганизмоввсообществах;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями поматематике,предметовгуманитарногоцикла,различнымивидамиискусства;
выполнять практические работы (поиск информации с использованием различныхисточников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа смикроскопом;знакомствосразличнымиспособамиизмеренияисравненияживыхобъектов);
применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение,эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты,процессыиявления;выполнятьбиологическийрисунокиизмерениебиологическихобъектов;
владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматриваниибиологическихобъектов;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,химическойпосудойвсоответствиисинструкцияминауроке,вовнеурочнойдеятельности;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии,справочныематериалы, ресурсы Интернета;
создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппаратизучаемогораздела биологии.
Проведение элементарных экспериментов и наблюдений напримерах растений (гелиотропизм и геотропизм) иодноклеточныхживотных(фототаксисихемотаксис)идр.сописанием целей, выдвижением гипотез (предположений),полученияновыхфактов;
Установление взаимосвязей между особенностями строенияи функциями клеток и тканей, органов и систем органов;Аргументированиедоводовоклеткекакединицестроенияижизнедеятельностиорганизмов;
Выявление сущности жизненно важных процессов уорганизмовразныхцарств:питание,дыхание,выделение,ихсравнение;
Обоснованиеролираздражимостиклеток;
Сравнение свойств организмов: движения, размножения,развития;
Анализ причин разнообразия организмов;Классифицированиеорганизмов;
Выявлениесущественныхпризнаковсредобитания:водной,наземно-воздушной, почвенной, организменной;Установление взаимосвязей между распространениеморганизмов в разных средах обитания иприспособленностьюкним;
Объяснение появления приспособлений к среде обитания:обтекаемаяформатела,наличиечешуииплавниковурыб,крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когти ухищныхптицидр.;
Аргументирование введения рациональногоприродопользованияиприменениебезотходныхтехнологий(утилизация отходов производства и бытового мусора);Определение роли человека в природе, зависимости егоздоровьяотсостоянияокружающейсреды;
http://proshkolu.ru– Бесплатный школьный портал.11.http://infourok.ru - Бесплатный конструктор сайтов для учителя.12.http://multiurok.ru-Бесплатныйконструкторсайтовдляучителя.13.http://bio.1september.ru - «Я иду на урок биологии. 1 сентября».14.http://dnevnik.ru-Дневник.ру.
15.http://www.krugosvet.ru - Энциклопедия Кругосвет.16.http://www.uchportal.ru/-Учительскийпортал.
17.http://priroda.ru - Природа России, национальный портал.18.http://zooclub.ru - Зооклуб. Мегаэнциклопедия о животных.19.http://www.darwinmuseum.ru/ - Государственный Дарвиновский музей.20.http://www.zin.ru/-ЗоологичекийинститутРоссийскойакадемиинаук.
21.http://www.livt.net/ - Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».22.http://www.zin.ru/BioDiv/index.html-Информационнаясистема«БиоразнообразиеРоссии».
23.http://zmmu.msu.ru - Зоологический музей МГУ им. М.В.Ломоносова.24.http://sci.aha.ru/biodiv/anim.htm-ЭнциклопедияФлораифауна.
25.http://biodat.ru/ - Информационный сайт о живой природе.26.http://www.unnat.ru/-Школаюннатов.