протокол № ____от «__»______________2014 г.
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089
- примерная программа по биологии,созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
- Основная образовательная программа МБОУ «ВерхнешипкинскаяСОШ»Заинского муниципального района РТ.
Срок реализации программы 1 год.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 ч,2часа в неделю.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция. Популяция — форма существования вида Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экология как наука. Экологические факторы.
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Среда – источник веществ, энергии и информации.Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экологическая сукцессия.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
.Эволюция(7ч)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения |
план | факт |
-
| .Роль биологии в фор- мированиисовременнонаучной картины мира,в практической деятельности людей.Биология – наука о жизни.Методыисследо- вания в биологии. | 1 | вводный | Фронтальный опрос, работа с книгой | Упр. №1-3, 5-8 Вопросы к §2 | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать. Знать цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, методы исследования в биологии. | 2.09 | |
-
| Сущность жизни и свойства живого. | 1 | комбинированный | Индивидуальный опрос | Устный опрос вопросы к §2 | Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы. Уметь объяснять основные свойства живого как результат эволюции жизни на Земле. | 6.09 | |
-
| Молекулярный уровень.(7 ч) Общая характеристика. Неорганические вещества. | 1 | комбинированный | контрольная работа | Входная контрольная работа | Уметь конспектировать, формулировать выводы. Уметь характеризовать УОЖ, молекулярный уровень, неорганические вещества. Уметь объяснять качественный скачок от неживой к живой природе. | 9.09 | |
-
| Углеводы. Липиды. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий. Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. Знать характеристику какие углеводы и липиды входят в состав живых организмов, их функции. Приводить примеры | 13.09 | |
-
| Белки. Состав и строение. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Тест по теме: Углеводы | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий. Уметь объяснять состав и строение белков | 16.09 | |
-
| Функции белков. Биологические катализаторы. | 1 | комбинированный | Лабораторная работа №1. «Действие ферментов живых клеток на пероксид водорода» | Устный опрос | Пользоваться исследовательскими умениями объяснять понятия. Знать функции белков, приводить примеры. Описывать, объяснять сущность опытов. | 20.09 | |
-
| Нуклеиновые кислоты. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Тест по теме: Белки. | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Знать особенности строения и функционирования нуклеиновых кислот. | 23.09 | |
-
| АТФ другие органические соединения клетки. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Тест по теме: Нуклеиновые кислоты. | проводить самостоятельный поиск биологической информации. Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Знать особенности строения и функционирования АТФ. | 27.09 | |
-
| Вирусы..Меры профилактики заболеваний.вызываемые вирусами. | 1 | комбинированный | составление конспекта, диалог | Проверочная работа по теме: Клеточный уровень. | Уметь работать с дополнительной литературой, рецензировать ответы Знать особенности строения вирусов, жизненный цикл. | 30.09 | |
-
| Клеточный уровень. (12 ч) Основные положения клеточной теории. | 1 | Усвоение новых знаний | Экскурсия «Антропогенное воздействие на природную среду». | Устный опрос | Уметь конспектировать, формулировать выводы. Знать и уметь объяснять основные положения клеточной теории. | 4.10 | |
-
| Общие сведения о клетках.Химический состав клетки и его постоянство. Клеточная мембрана. | 1 | комбинированный | Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» | Устный опрос | Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание биологических объектов, проводить сравнение, формулировать выводы. Знать особенности строения и функционирования клеточных мембран.Уметь работать с микроскопом | 7.10 | |
-
| Ядро. Гены и хромосомы. Хромосомный набор клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Знать особенности строения и функционирования клеточного ядра. | 11.10 | |
-
| Органоиды клетки.Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь конспектировать, формулировать выводы Знать особенности строения и функционирования клеточных органоидов. | 14.10 | |
-
| Митохондрии и пластиды.Лизосомы.Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Знать особенности строения и функционирования клеточных органоидов | 18.10 | |
-
| Различия в строении клеток прокариот и эукариот. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Тест по теме: Строение клетки | Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы. Проводить сравнение. Знать особенности строения прокариотической клетки, ее отличие от эукариотической, уметь сравнивать их. | 21.10 | |
-
| Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий. Проводить сравнение Уметь объяснять что такое ассимиляция и диссимиляция. Знать основные этапы энергетического обмена в клетке. | 25.10 | |
-
| Питание клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь конспектировать, формулировать выводы. Сравнивать, приводить примеры. Знать особенности питания автотрофов и гетеротрофов | 28.10 | |
-
| Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы. Пользоваться компьютерным Уметь объяснять значение фотосинтеза, знать особенности световой и темновой фазы фотосинтеза. Объяснять, что такое хемосинтез. | 1.11 | |
-
| Синтез белков в клетке.Генетическийкод. Транскрипция.. Т-РНК. Трансляция | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | проводить самостоятельный поиск биологической информации. Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы. Знать основные этапы Синтеза белков. Объяснять, что такое Генетический код. | 10.11 | |
-
| Деление клетки. Митоз. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Тест по теме: Метаболизм | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий. Знать основные фазы жизненного цикла клетки, уметь объяснять биологическое значение митоза | 15.11 | |
-
| Организменный уровень. (14 ч) Бесполое размножение организмов. | 1 | Комбинированный | | Устный опрос | Уметь работать терминами, текстом учебника, Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. Знать способы размножения организмов, характеризовать бесполое размножение. | 18.11 | |
-
| Половое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Оплодотворение | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать Уметь характеризовать Половое размножение, Знать сущность мейоза, Оплодотворения, их Значение | 22.11 | |
-
| Индивидуальное развитие организмов. Биогенетические закон. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Тест по теме: Деление клетки | Уметь работать терминами, текстом учебника, Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. Уметь объяснять процесс развития живых организмов как результат реализации наследственной информации | 25.11 | |
-
| Наследственность и изменчивость.Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости .Г.Мендель Моногибридное скрещивание. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Знать сущность закономерностей наследования, установленные Г.Менделем. | 29.11 | |
-
| Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1 | комбинированный | фронтальный опрос, индивидуальный опрос, решение генетических задач | Устный опрос | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать. Знать и уметь раскрывать основные понятия генетики. Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи | 2.12 | |
-
| Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | комбинированный | фронтальный опрос, индивидуальный опрос, решение генетических задач | Устный опрос | Уметь работать терминами, текстом учебника, Пользоваться компьютерным источником информации. Знать сущность дигибридного скрещивания. Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи. | 6.12 | |
-
| Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест. | 1 | комбинированный | решение генетических задач | Биологический диктант. | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Уметь объяснять почему иногда не соблюдается закон независимого наследования признаков. | 9.12 | |
-
| Взаимодействие генов. | 1 | комбинированный | фронтальный опрос, индивидуальный опрос, решение генетических задач | Устный опрос | Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации: уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Уметь раскрывать сущность взаимодействия генов, приводить примеры Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи | 13.12 | |
-
| Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | комбинированный | фронтальный опрос, индивидуальный опрос, решение генетических задач | Устный опрос | Уметь работать с дополнительной литературой. Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии Уметь объяснять механизм генетического определения пола, сцепленного наследования | 16.12 | |
-
| Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. | 1 | Урок закрепления знаний | решение генетических задач | Самостоятельная работа по решению генетических задач. | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать. Знать сущность модификационной изменчивости, уметь пояснять, что такое норма реакции. Объяснять причины наследственности и изменчивости | 20.12 | |
-
| Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь конспектировать, формулировать выводы Знать сущность мутационной изменчивости, причины мутаций. | 23.12 | |
-
| Применение знаний о наследственности и изменчивости,искуственномотборе при выведении новых пород и сортов. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать.знать центры многообразия и происхождения культурных растений, уметь объяснять закон гомологических рядов наследственной изменчивости. | 27.12 | |
-
| Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ним. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь конспектировать, формулировать выводы Уметь называть основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | 13.01 | |
-
| Урок обобщения по теме: «Организменный уровень». | 1 | комбинированный | Лабораторная работа №3. «Выявление изменчивости организмов» | Проверочная работа по теме: Организменный уровень. | Уметь Пользоваться исследовательскими умениями, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности | 17.01 | |
-
| Популяционно-видовой уровень.(3 ч.) Критерии вида.Структура вида | 1 | комбинированный | Лабораторная работа №4. «Изучение морфологического критерия вида» | Устный опрос | Уметь проводить описание биологических объектов, проводить сравнение, формулировать выводы. Уметь объяснять. что такое биологический вид, каковы критерия вида, его структура. | 20.01 | |
-
| Популяции. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Уметь объяснять понятие «популяция», ее «демографические» показатели. | 24.01 | |
-
| Биологическая классификация. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Знать принципы бинарной номенклатуры, уметь доказывать, что классификация и эволюция взаимосвязаны | 27.01 | |
-
| Биогеоценотический (экосистемный) уровень (6 ч). Экосистемная организация живой природы. Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Особенности агроэкосистем | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Пользоваться компьютерным источником информации Уметь различать Понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема». | 31.01 | |
-
| Состав и структура сообщества.Рольпроизводителей,потребителей и разрушителей органических веществ и кругообороте веществ в природе. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы Знать состав, свойства и структуру экосистем, на практике использовать полученные знания для охраны природы. | 3.02 | |
-
| Пищевые связи.Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | комбинированный | Лабораторная работа №5. «Выделение пищевых цепей в искусственном биоценозе» | Устный опрос | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. Уметь объяснять сущность пирамиды численности и биомассы | 7.02 | |
-
| Продуктивность сообщества. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Биологический диктант. | Уметь конспектировать, формулировать выводы Уметь пояснять, что такое продуктивность, продукция | 10.02 | |
-
| Саморазвитие экосистемы. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы Знать процессы саморазвития экосистем, уметь объяснять термин «сукцессия» и ее значение. | 14.02 | |
-
| Экскурсия «Биогеоценоз. Причины многообразия видов в природе» | 1 | Усвоение новых знаний | Экскурсия «Биогеоценоз. Причины многообразия видов в природе» | | Умение работать в группе. Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности Соблюдать правила поведения в природе.анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; | 17.02 | |
-
| Биосферный уровень (3ч) Биосфера-глобальная экосистема. В.И.Вернадский-основоположник учения о биосфере. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Знать понятие биосферы, жизненные среды | 21.02 | |
-
| Роль человека в биосфере. Средообразующая деятельность организмов. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь конспектировать, формулировать выводы Знать о средообразующей роли живых организмов, в чем проявляется Воздействие живых Организмов на среду Обитания, их виды. | 28.02 | |
-
| Круговорот веществ в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.Последствия деятельности человека в экосистемах,влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Знать какие типы организмов играют основную роль в поддержании круговорота биогенных элементов. | 3.03 | |
-
| Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвина-основоположникучения об эволюции Основные положения теории эволюции | 1 | Усвоение новых знаний | составление конспекта | | Уметь конспектировать, формулировать выводы Уметь объяснять основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. | 7.03 | |
-
| Движущие силы эволюции Изменчивость организмов. Наследственная, ненаследственная изменчивость. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь работать терминами, текстом учебника, Пользоваться компьютерным источником информации Уметь объяснять и приводить примеры наследственной и ненаследственной изменчивости выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания | 10.03 | |
-
| Генетическое равновесие в популяции и его нарушения. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать. Знать о происходящих в популяциях эволюционных изменений. | 14.03 | |
-
| Борьба за существование и естественный отбор. Искусственный отбор. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь конспектировать, формулировать выводы Знать в чем состоит действие борьбы за существование и естественного отбора.выявлять приспособления организмов к среде обитания | 17.03 | |
-
| Формы естественного отбора. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы. Знать формы естественного отбора, уметь приводить примеры. | 21.03 | |
-
| Изолирующие механизмы видообразования. Видообразование. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Тест по теме. | Уметь самостоятельно Работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать Знать и пояснять значение изолирующих механизмов, способы видообразование. | 4.04 | |
-
| Макроэволюция. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать Уметь сравнивать макро- и микроэволюцию, называть движущие силы макроэволюции | 7.04 | |
-
| Основные закономерности эволюции. | 1 | Урок обобщения знаний | индивидуальный опрос, фронтальный опрос | Устный опрос | Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы. Знать основные типы эволюционных изменений, главные линии эволюции. | 10.04 | |
-
| Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. | 1 | Усвоение новых знаний | составление конспекта | | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать. Уметь называть и характеризовать гипотезы возникновения жизни на земле. | 14.04 | |
-
| Гипотеза Опарина-Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь конспектировать, формулировать выводы Уметь работать с дополнительной литературой. Уметь перечислять основные положения теории А.И. Опарина, сравнивать ее с теорией Дж. Холдейна. | 18.04 | |
-
| Основные этапы развития жизни на Земле.Развитие жизни в архее, протерозое | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь конспектировать, формулировать выводы Пользоваться компьютерным источником информации. Знать гипотезу происхождения клетки, основные этапы развития жизни в архее, протерозое, палеозое. | 21.04 | |
-
| Основные этапы развития жизни на Земле.Развитие жизни в палеозое,мезазое,кайнозое | 1 | Урок обобщения знаний | фронтальный опрос, письменная работа | Самостоятельная работа по теме. | Уметь конспектировать, формулировать выводы Знать основные этапы развития жизни в мезозое, кайнозое. | 25.04 | |
-
| Среда- источник веществ энергии и информции. Экология как наука. Экологические факторы. Условия среды.Экологическая сукцессия. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | 1 | Усвоение новых знаний | фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Знать экологические факторы, экологические условия | 28.04 | |
-
| Общие закономерности влиянияэкологических факторов на организмы. . | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь конспектировать, формулировать выводы Знать что такое толерантность, какие факторы называют лимитирующими, закон минимума., называть виды ресурсов животных и растений. | 2.05 | |
-
| Адаптация организмов к различным условиям существования. | 1 | комбинированный | Лабораторная работа № 6 «Строение растений в связи с условиями жизни» | Устный опрос | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, Уметь доказывать зависимость строения и образа жизни организмов от среды обитания | 5.05 | |
-
| Межвидовые отношения организмов. Взаимодействия разныхвидив | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь конспектировать, формулировать выводы Уметь приводить примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов.выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме; | 9.05 | |
-
| Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Тест по теме: Взаимоотношения организмов. | Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Уметь объяснять какие факторы вызывают колебания численности популяций | 12.05 | |
-
| Эволюция биосферы. | 1 | Усвоение новых знаний | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь конспектировать, формулировать выводы Уметь доказывать взаимосвязь развития органического мира и эволюции биосферы. | 16.05 | |
-
| Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 | комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь работать с дополнительной литературой. Понимать причины экологического кризиса на земле. | 19.05 | |
-
| Экскурсия «Антропогенное воздействие на природную среду». | 1 | Усвоение новых знаний | Экскурсия «Антропогенное воздействие на природную среду». | Устный опрос | Умение работать в группе. Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; | 19.05 | |
-
| Основы рационального природопользования. | 1 | Комбинированный | индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта | Устный опрос | Уметь работать с дополнительной литературой. Уметь обосновывать необходимость рационального природопользования. | 23.05 | |
68 | Обобщение по курсу биологии. | 1 | Урок обобщения знаний | Письменная работа | Итоговое тестирование | | 23.05 | |
| | | | | | | | |
1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;
2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дро фа, 2006;
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьни ков и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;
4) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
/ 5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био логия». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;
7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
В.В.Пасечник, ГГ. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь кучебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2011 - 96