kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа.Биология.9 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 ч,2часа в неделю.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа.Биология.9 кл»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнешипкинская средняя общеобразовательная школа»

Заинского муниципального района РТ



«Рассмотрено»

Руководитель МО

Салихова Р.Н.

Протокол № ___ от «__»

__________________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ«Верхнешипкинская СОШ»

Низамиева М.Г.

«__»________________2014 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Верхнешипкинская СОШ»

Ишматов А.Х.

Приказ № ___ от «__»_________________2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по предмету


БИОЛОГИЯ

9 класс

на 2014/2015 учебный год

Салиховой РанииНаиловны,

учителя первой квалификационной категории


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»______________2014 г.


ВерхниеШипки, 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089

- примерная программа по биологии,созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

- Основная образовательная программа МБОУ «ВерхнешипкинскаяСОШ»Заинского муниципального района РТ.

-Базисный учебный план на 2014-2015 год МБОУ «Верхнешипкинская СОШ»

Срок реализации программы 1 год.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 ч,2часа в неделю.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
















Основное содержание программы


ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Введение (3ч)

Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Уровни организации живой природы (50ч)

Молекулярный уровень (10ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Клеточный уровень (15)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Организменный уровень (14ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Популяционно-видовой уровень (2ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция. Популяция — форма существования вида Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экология как наука. Экологические факторы.

Экосистемный уровень (6ч)

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Среда – источник веществ, энергии и информации.Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экологическая сукцессия.

Экскурсия в биогеоценоз.

Биосферный уровень (3ч)

Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

.Эволюция(7ч)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.

Возникновение и развитие жизни( 8ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.




Учебно-тематический план



Тема

Кол-во часов

В том числе

экскурсии

лаборат.

работы

1.

Введение

3



2.

Уровни организации живой природы

50



Молекулярный уровень

10





Клеточный уровень

15



1


Организменный уровень

14


1

Популяционно-видовой уровень

2


1


Экосистемный уровень

6

1



Биосферный уровень

3



3.

Эволюция

7

1


4.

Возникновение и развитие жизни

8


1


Итого

68

2

4









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;  

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

 

 

 



НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка "2"
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. 
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1) правильно определил цель опыта; 
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. или было допущено два-три недочета; 
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. или эксперимент проведен не полностью; 
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик: 
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 
2) допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 
2. или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. не более двух грубых ошибок; 
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 
2. или если правильно выполнил менее половины работы.





























































Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

план

факт

.Роль биологии в фор-

мированиисовременнонаучной картины мира,в практической деятельности людей.Биология – наука о жизни.Методыисследо-

вания в биологии.

1

вводный

Фронтальный опрос,

работа с книгой

Упр. №1-3, 5-8

Вопросы к §2

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять

главное и обобщать. Знать цели и задачи

курса, место предмета

в системе естественных

наук, методы

исследования в

биологии.

2.09


Сущность жизни и свойства живого.

1

комбинированный

Индивидуальный опрос

Устный опрос вопросы к §2

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять

обобщающие

таблицы. Уметь объяснять

основные свойства

живого как результат

эволюции жизни на Земле.

6.09


Молекулярный уровень.(7 ч)

Общая характеристика. Неорганические

вещества.

1

комбинированный

контрольная работа

Входная контрольная работа

Уметь конспектировать,

формулировать выводы. Уметь характеризовать

УОЖ, молекулярный

уровень,

неорганические

вещества.

Уметь объяснять

качественный

скачок от неживой

к живой природе.

9.09


Углеводы. Липиды.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос


Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. Знать характеристику

какие углеводы и

липиды

входят в состав живых организмов, их функции.

Приводить примеры

13.09


Белки. Состав и строение.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Тест по теме: Углеводы

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий. Уметь объяснять

состав и строение

белков

16.09


Функции белков. Биологические

катализаторы.


1

комбинированный

Лабораторная работа №1.

«Действие ферментов живых клеток

на пероксид водорода»

Устный опрос

Пользоваться исследовательскими умениями

объяснять понятия. Знать функции белков, приводить примеры.

Описывать, объяснять сущность опытов.

20.09


Нуклеиновые кислоты.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Тест по теме:

Белки.

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий Знать особенности

строения и

функционирования

нуклеиновых кислот.

23.09


АТФ другие органические

соединения клетки.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Тест по теме:

Нуклеиновые кислоты.

проводить самостоятельный поиск биологической информации. Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий Знать особенности

строения и

функционирования

АТФ.

27.09


Вирусы..Меры профилактики заболеваний.вызываемые вирусами.

1

комбинированный

составление конспекта, диалог

Проверочная работа по теме:

Клеточный уровень.

Уметь работать с дополнительной литературой,

рецензировать ответы Знать особенности

строения вирусов,

жизненный цикл.

30.09


Клеточный уровень. (12 ч)

Основные положения клеточной теории.

1

Усвоение новых знаний

Экскурсия

«Антропогенное воздействие на природную среду».

Устный опрос

Уметь конспектировать,

формулировать выводы. Знать и уметь

объяснять основные

положения клеточной

теории.

4.10


Общие сведения о клетках.Химический состав клетки и его постоянство.

Клеточная мембрана.


1

комбинированный

Лабораторная работа №2

«Рассматривание клеток растений,

животных под микроскопом»

Устный опрос

Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание

биологических объектов, проводить

сравнение,

формулировать

выводы. Знать особенности

строения и

функционирования

клеточных мембран.Уметь работать с

микроскопом

7.10


Ядро.

Гены и хромосомы. Хромосомный набор клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий Знать особенности

строения и

функционирования

клеточного ядра.

11.10


Органоиды клетки.Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный

опрос

Уметь конспектировать,

формулировать выводы Знать особенности

строения и

функционирования

клеточных органоидов.

14.10


Митохондрии и пластиды.Лизосомы.Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий Знать особенности

строения и

функционирования

клеточных органоидов

18.10


Различия в строении клеток прокариот

и эукариот.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Тест по теме:

Строение клетки

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять

обобщающие

таблицы. Проводить

сравнение. Знать особенности

строения

прокариотической

клетки,

ее отличие от

эукариотической,

уметь сравнивать их.

21.10


Ассимиляция и диссимиляция.

Метаболизм.

Энергетический обмен в клетке.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий.

Проводить сравнение Уметь объяснять

что такое

ассимиляция и

диссимиляция.

Знать основные этапы

энергетического

обмена в клетке.

25.10


Питание клетки. Аэробное и анаэробное дыхание.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь конспектировать, формулировать выводы.

Сравнивать, приводить примеры. Знать особенности

питания автотрофов и гетеротрофов

28.10


Фотосинтез и хемосинтез.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять

обобщающие

таблицы. Пользоваться компьютерным Уметь объяснять

значение фотосинтеза,

знать особенности

световой и темновой

фазы фотосинтеза.

Объяснять, что такое

хемосинтез.

1.11


Синтез белков в клетке.Генетическийкод. Транскрипция.. Т-РНК. Трансляция

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

проводить самостоятельный поиск биологической информации. Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять

обобщающие

таблицы. Знать основные этапы

Синтеза белков.

Объяснять, что такое

Генетический код.

10.11


Деление клетки. Митоз.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Тест по теме:

Метаболизм

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий. Знать основные

фазы жизненного

цикла клетки, уметь

объяснять

биологическое значение

митоза

15.11


Организменный уровень. (14 ч)

Бесполое размножение организмов.

1

Комбинированный


Устный опрос

Уметь работать терминами, текстом учебника,

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. Знать способы

размножения

организмов,

характеризовать

бесполое размножение.

18.11


Половое размножение

организмов. Половые клетки. Мейоз. Оплодотворение

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять

главное и обобщать Уметь характеризовать

Половое размножение,

Знать сущность мейоза,

Оплодотворения, их

Значение

22.11


Индивидуальное развитие

организмов. Биогенетические закон.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Тест по теме:

Деление клетки

Уметь работать терминами, текстом учебника,

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. Уметь объяснять

процесс развития

живых организмов как

результат реализации

наследственной

информации

25.11


Наследственность и изменчивость.Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости .Г.Мендель

Моногибридное скрещивание.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий Знать сущность закономерностей

наследования,

установленные

Г.Менделем.

29.11


Неполное доминирование. Генотип

и фенотип. Анализирующее

скрещивание.

1

комбинированный

фронтальный опрос, индивидуальный опрос, решение генетических задач

Устный опрос

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять

главное и обобщать. Знать и уметь

раскрывать основные

понятия генетики.

Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи

2.12


Дигибридное скрещивание. Закон

независимого наследования признаков.

1

комбинированный

фронтальный опрос, индивидуальный опрос, решение генетических задач

Устный опрос

Уметь работать терминами, текстом

учебника, Пользоваться компьютерным источником информации. Знать сущность

дигибридного

скрещивания.

Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи.

6.12


Сцепленное наследование признаков.

Закон Т. Моргана. Перекрест.

1

комбинированный

решение генетических задач

Биологический диктант.

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий Уметь объяснять

почему иногда не

соблюдается закон

независимого

наследования признаков.

9.12


Взаимодействие генов.

1

комбинированный

фронтальный опрос, индивидуальный опрос, решение генетических задач

Устный опрос

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации: уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий

Уметь раскрывать

сущность

взаимодействия генов,

приводить примеры

Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи

13.12


Генетика пола. Сцепленное

с полом наследование.

1

комбинированный

фронтальный опрос, индивидуальный опрос, решение генетических задач

Устный опрос

Уметь работать с дополнительной литературой.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии Уметь объяснять

механизм

генетического

определения пола,

сцепленного

наследования

16.12


Закономерности изменчивости:

модификационная изменчивость.

Норма реакции.

1

Урок закрепления знаний

решение генетических задач

Самостоятельная работа по решению генетических задач.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять

главное и обобщать. Знать сущность

модификационной

изменчивости, уметь

пояснять, что такое

норма реакции. Объяснять причины наследственности и изменчивости

20.12


Закономерности изменчивости:

мутационная изменчивость.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь конспектировать,

формулировать выводы Знать сущность

мутационной

изменчивости,

причины мутаций.

23.12


Применение знаний о наследственности и изменчивости,искуственномотборе при выведении новых пород и сортов. Основы селекции. Работы Н.И.

Вавилова.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять

главное и обобщать.знать центры

многообразия и происхождения

культурных растений,

уметь объяснять закон

гомологических рядов

наследственной

изменчивости.

27.12


Основные методы селекции растений,

животных, микроорганизмов.Приемы

выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ним.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь конспектировать,

формулировать выводы Уметь называть

основные методы

селекции растений,

животных и

микроорганизмов

13.01


Урок обобщения по теме:

«Организменный уровень».


1

комбинированный

Лабораторная работа №3.

«Выявление изменчивости организмов»

Проверочная работа по теме:

Организменный уровень.

Уметь Пользоваться исследовательскими умениями,

осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

17.01


Популяционно-видовой уровень.(3 ч.)

Критерии вида.Структура вида



1

комбинированный

Лабораторная работа №4.

«Изучение морфологического критерия

вида»

Устный опрос

Уметь проводить описание

биологических объектов, проводить

сравнение,

формулировать

выводы. Уметь объяснять.

что такое

биологический вид,

каковы критерия

вида, его структура.

20.01


Популяции.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий Уметь объяснять

понятие «популяция»,

ее «демографические»

показатели.

24.01


Биологическая классификация.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий Знать принципы

бинарной номенклатуры,

уметь доказывать,

что классификация и

эволюция

взаимосвязаны

27.01


Биогеоценотический (экосистемный)

уровень (6 ч).

Экосистемная организация живой природы.

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

Особенности агроэкосистем

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий Пользоваться компьютерным источником информации Уметь различать

Понятия «биоценоз»,

«биогеоценоз»,

«экосистема».

31.01


Состав и структура сообщества.Рольпроизводителей,потребителей и разрушителей органических веществ и кругообороте веществ в природе.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять

обобщающие

таблицы Знать состав, свойства

и структуру экосистем,

на практике

использовать

полученные знания для

охраны природы.

3.02


Пищевые связи.Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

комбинированный

Лабораторная работа №5.

«Выделение пищевых цепей в искусственном биоценозе»

Устный опрос

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. Уметь объяснять

сущность пирамиды

численности и биомассы

7.02


Продуктивность сообщества.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Биологический диктант.

Уметь конспектировать,

формулировать выводы Уметь пояснять, что

такое продуктивность,

продукция

10.02


Саморазвитие экосистемы.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять

обобщающие

таблицы Знать процессы

саморазвития

экосистем, уметь

объяснять термин

«сукцессия» и ее

значение.

14.02


Экскурсия «Биогеоценоз. Причины многообразия видов в природе»

1

Усвоение новых знаний

Экскурсия «Биогеоценоз. Причины многообразия видов в природе»


Умение работать в группе.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности Соблюдать правила поведения в природе.анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

17.02


Биосферный уровень (3ч)

Биосфера-глобальная экосистема. В.И.Вернадский-основоположник учения о биосфере.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий Знать понятие

биосферы, жизненные

среды

21.02


Роль человека в биосфере.

Средообразующая деятельность

организмов.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь конспектировать,

формулировать выводы Знать о средообразующей роли живых организмов, в чем проявляется

Воздействие живых

Организмов на среду

Обитания, их виды.

28.02


Круговорот веществ в биосфере.

Экологические проблемы,

их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.Последствия деятельности человека в

экосистемах,влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий

Знать какие типы

организмов играют

основную роль в

поддержании

круговорота биогенных

элементов.

3.03


Учение об эволюции органического мира.

Ч. Дарвина-основоположникучения об эволюции

Основные положения теории эволюции

1

Усвоение новых знаний

составление конспекта


Уметь конспектировать,

формулировать выводы Уметь объяснять

основные положения

эволюционной

теории Ч. Дарвина.

7.03


Движущие силы эволюции Изменчивость организмов.

Наследственная,

ненаследственная изменчивость.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь работать терминами, текстом учебника,

Пользоваться компьютерным источником информации Уметь объяснять и

приводить примеры

наследственной и

ненаследственной

изменчивости выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания

10.03


Генетическое равновесие в популяции

и его нарушения.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять

главное и обобщать. Знать о происходящих

в популяциях

эволюционных

изменений.

14.03


Борьба за существование и

естественный отбор.

Искусственный отбор.


1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь конспектировать,

формулировать выводы Знать в чем состоит

действие борьбы

за существование

и естественного отбора.выявлять приспособления организмов к среде обитания

17.03


Формы естественного отбора.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять

обобщающие

таблицы. Знать формы

естественного отбора,

уметь приводить

примеры.

21.03


Изолирующие механизмы

видообразования. Видообразование.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Тест по теме.

Уметь самостоятельно Работать с текстом учебника, выделять

главное и обобщать Знать и пояснять

значение изолирующих

механизмов,

способы

видообразование.

4.04


Макроэволюция.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять

главное и обобщать Уметь сравнивать

макро- и

микроэволюцию,

называть движущие

силы макроэволюции

7.04


Основные закономерности эволюции.

1

Урок обобщения знаний

индивидуальный опрос, фронтальный опрос

Устный опрос

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять

обобщающие

таблицы. Знать основные типы

эволюционных

изменений,

главные линии

эволюции.

10.04


Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.


1

Усвоение новых знаний

составление конспекта


Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять

главное и обобщать. Уметь называть и

характеризовать

гипотезы возникновения

жизни на земле.

14.04


Гипотеза Опарина-Холдейна.

Современные гипотезы происхождения

жизни.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь конспектировать, формулировать выводы Уметь работать с дополнительной

литературой. Уметь перечислять

основные положения

теории А.И. Опарина,

сравнивать ее с теорией

Дж. Холдейна.

18.04


Основные этапы развития жизни на

Земле.Развитие жизни в архее, протерозое

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь конспектировать,

формулировать выводы Пользоваться компьютерным источником информации. Знать гипотезу

происхождения

клетки,

основные этапы

развития жизни в архее,

протерозое,

палеозое.

21.04


Основные этапы развития жизни на

Земле.Развитие жизни в палеозое,мезазое,кайнозое

1

Урок обобщения знаний

фронтальный опрос, письменная работа

Самостоятельная работа по теме.

Уметь конспектировать,

формулировать выводы Знать основные этапы

развития жизни

в мезозое, кайнозое.

25.04


Среда- источник веществ

энергии и информции.

Экология как наука.

Экологические факторы.

Условия среды.Экологическая сукцессия. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.


1

Усвоение новых знаний

фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий Знать экологические

факторы, экологические

условия

28.04


Общие закономерности влиянияэкологических

факторов на организмы.

.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь конспектировать,

формулировать выводы Знать что такое

толерантность,

какие факторы

называют

лимитирующими,

закон минимума.,

называть виды

ресурсов животных и

растений.

2.05


Адаптация организмов к различным

условиям существования.

1

комбинированный

Лабораторная работа № 6

«Строение растений в связи с условиями жизни»

Устный опрос

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания,

Уметь доказывать

зависимость строения

и образа жизни

организмов от среды

обитания

5.05


Межвидовые отношения организмов.


Взаимодействия разныхвидив

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь конспектировать,

формулировать выводы Уметь приводить

примеры

положительных и

отрицательных взаимоотношений

организмов.выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

9.05


Колебания численности организмов.

Экологическая регуляция.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Тест по теме:

Взаимоотношения организмов.

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий Уметь объяснять какие

факторы вызывают

колебания численности

популяций

12.05


Эволюция биосферы.

1

Усвоение новых знаний

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь конспектировать,

формулировать выводы Уметь доказывать

взаимосвязь

развития органического

мира и эволюции

биосферы.

16.05


Антропогенное воздействие на

биосферу.

1

комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь работать с дополнительной

литературой. Понимать причины экологического

кризиса на земле.

19.05


Экскурсия

«Антропогенное воздействие на природную среду».

1

Усвоение новых знаний

Экскурсия

«Антропогенное воздействие на природную среду».

Устный опрос

Умение работать в группе. Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

19.05


Основы рационального

природопользования.

1

Комбинированный

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта

Устный опрос

Уметь работать с дополнительной

литературой. Уметь обосновывать

необходимость

рационального

природопользования.

23.05


68

Обобщение по курсу

биологии.

1

Урок обобщения знаний

Письменная работа

Итоговое тестирование



23.05














































УМК

А. А..Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учёб, для общеобразоват. учеб.заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с;

а также методических пособий для учителя:

1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;

2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дро фа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

1)  Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьни ков и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;

2)  Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3)  Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

4) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

/ 5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био логия». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;

6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

В.В.Пасечник, ГГ. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь кучебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2011 - 96




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа.Биология.9 кл

Автор: Салихова Рания Наиловна

Дата: 12.02.2016

Номер свидетельства: 292353


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства