протокол № ____от «__»______________2014 г.
  -Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089  
  - примерная программа по биологии,созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
 - Основная образовательная программа МБОУ «ВерхнешипкинскаяСОШ»Заинского муниципального района РТ.
 Срок реализации программы 1 год.
 Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
  Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 ч,2часа в неделю.
  В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.  
  Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.  
  Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.  
  Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:  
  Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
  В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
  Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
  Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
  Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
  Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
  Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
  Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.  
  Вид, его критерии. Структура вида. Популяция. Популяция — форма существования вида Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экология как наука. Экологические факторы.
  Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Среда – источник веществ, энергии и информации.Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экологическая сукцессия.
  Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
  .Эволюция(7ч)  
  Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
  Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
            |   №   |    Тема урока   |    Количество часов   |    Тип урока   |    Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности   |    Виды контроля, измерители   |    Планируемые результаты освоения материала   |    Дата проведения   |  
  |   план   |    факт   |  
    -  
    |    .Роль биологии в фор-  мированиисовременнонаучной картины мира,в практической деятельности людей.Биология – наука о жизни.Методыисследо-  вания в биологии.   |    1   |    вводный   |    Фронтальный опрос,  работа с книгой   |    Упр. №1-3, 5-8  Вопросы к §2   |    Уметь самостоятельно  работать с текстом  учебника, выделять  главное и обобщать. Знать цели и задачи   курса, место предмета  в системе естественных  наук, методы   исследования в  биологии.   |    2.09   |         |  
    -  
    |    Сущность жизни и свойства живого.   |    1   |    комбинированный   |    Индивидуальный опрос   |    Устный опрос вопросы к §2   |    Уметь работать    терминами, текстом    учебника, составлять   обобщающие   таблицы. Уметь объяснять   основные свойства   живого как результат   эволюции жизни на Земле.   |    6.09   |         |  
    -  
    |    Молекулярный уровень.(7 ч)  Общая характеристика. Неорганические  вещества.   |    1   |    комбинированный   |    контрольная работа   |    Входная контрольная работа   |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы. Уметь характеризовать  УОЖ, молекулярный   уровень,   неорганические   вещества.  Уметь объяснять   качественный   скачок от неживой  к живой природе.   |    9.09   |         |  
    -  
    |    Углеводы. Липиды.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос       |    Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий.  Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. Знать характеристику  какие углеводы и   липиды   входят в состав живых организмов, их функции.  Приводить примеры   |    13.09   |         |  
    -  
    |    Белки. Состав и строение.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Тест по теме: Углеводы   |    Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий. Уметь объяснять   состав и строение  белков   |    16.09   |         |  
    -  
    |    Функции белков. Биологические    катализаторы.       |    1   |    комбинированный   |    Лабораторная работа №1.  «Действие ферментов живых клеток  на пероксид водорода»   |    Устный опрос   |    Пользоваться исследовательскими умениями  объяснять понятия. Знать функции белков, приводить примеры.  Описывать, объяснять сущность опытов.   |    20.09   |         |  
    -  
    |    Нуклеиновые кислоты.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Тест по теме:  Белки.   |    Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий Знать особенности   строения и   функционирования  нуклеиновых кислот.   |    23.09   |         |  
    -  
    |    АТФ другие органические    соединения клетки.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Тест по теме:  Нуклеиновые кислоты.   |    проводить самостоятельный поиск биологической информации. Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий Знать особенности   строения и   функционирования  АТФ.   |    27.09   |         |  
    -  
    |    Вирусы..Меры профилактики заболеваний.вызываемые вирусами.   |    1   |    комбинированный   |    составление конспекта, диалог   |    Проверочная работа по теме:  Клеточный уровень.   |    Уметь работать с    дополнительной    литературой,    рецензировать ответы Знать особенности   строения вирусов,  жизненный цикл.   |    30.09   |         |  
    -  
    |    Клеточный уровень. (12 ч)  Основные положения клеточной теории.   |    1   |    Усвоение новых знаний   |    Экскурсия  «Антропогенное воздействие на природную среду».   |    Устный опрос   |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы. Знать и уметь   объяснять основные  положения клеточной  теории.   |    4.10   |         |  
    -  
    |    Общие сведения о клетках.Химический состав клетки и его постоянство.   Клеточная мембрана.       |    1   |    комбинированный   |    Лабораторная работа №2  «Рассматривание клеток растений,    животных под микроскопом»   |    Устный опрос   |    Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание  биологических объектов, проводить  сравнение,  формулировать  выводы. Знать особенности    строения и    функционирования    клеточных мембран.Уметь работать с    микроскопом   |    7.10   |         |  
    -  
    |    Ядро.  Гены и хромосомы. Хромосомный набор клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    проводить самостоятельный поиск биологической информации:  Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий Знать особенности   строения и   функционирования  клеточного ядра.   |    11.10   |         |  
    -  
    |    Органоиды клетки.Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный   опрос   |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы Знать особенности   строения и  функционирования  клеточных органоидов.   |    14.10   |         |  
    -  
    |    Митохондрии и пластиды.Лизосомы.Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    проводить самостоятельный поиск биологической информации:  Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий Знать особенности   строения и  функционирования  клеточных органоидов   |    18.10   |         |  
    -  
    |    Различия в строении клеток прокариот  и эукариот.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Тест по теме:  Строение клетки   |    Уметь работать    терминами, текстом    учебника, составлять   обобщающие    таблицы. Проводить сравнение. Знать особенности   строения   прокариотической  клетки,  ее отличие от  эукариотической,  уметь сравнивать их.   |    21.10   |         |  
    -  
    |    Ассимиляция и диссимиляция.  Метаболизм.  Энергетический обмен в клетке.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь раскрывать  содержание основных   биологических понятий. Проводить сравнение Уметь объяснять  что такое  ассимиляция и  диссимиляция.  Знать основные этапы  энергетического   обмена в клетке.   |    25.10   |         |  
    -  
    |    Питание клетки. Аэробное и анаэробное дыхание.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы.  Сравнивать, приводить примеры. Знать особенности   питания автотрофов и гетеротрофов   |    28.10   |         |  
    -  
    |    Фотосинтез и хемосинтез.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь работать    терминами, текстом    учебника, составлять   обобщающие   таблицы. Пользоваться компьютерным Уметь объяснять   значение фотосинтеза,  знать особенности   световой и темновой  фазы фотосинтеза.  Объяснять, что такое  хемосинтез.   |    1.11   |         |  
    -  
    |    Синтез белков в клетке.Генетическийкод. Транскрипция.. Т-РНК. Трансляция   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    проводить самостоятельный поиск биологической информации. Уметь работать    терминами, текстом    учебника, составлять   обобщающие   таблицы. Знать основные этапы  Синтеза белков.  Объяснять, что такое  Генетический код.   |    10.11   |         |  
    -  
    |    Деление клетки. Митоз.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Тест по теме:  Метаболизм   |    Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий. Знать основные  фазы жизненного  цикла клетки, уметь   объяснять   биологическое значение  митоза   |    15.11   |         |  
    -  
    |    Организменный уровень. (14 ч)  Бесполое размножение организмов.   |    1   |    Комбинированный   |         |    Устный опрос   |    Уметь работать    терминами, текстом    учебника,  Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. Знать способы  размножения   организмов,  характеризовать  бесполое размножение.   |    18.11   |         |  
    -  
    |    Половое размножение  организмов. Половые клетки. Мейоз. Оплодотворение   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь самостоятельно  работать с текстом  учебника, выделять  главное и обобщать Уметь характеризовать  Половое размножение,  Знать сущность мейоза,  Оплодотворения, их  Значение   |    22.11   |         |  
    -  
    |    Индивидуальное развитие  организмов. Биогенетические закон.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Тест по теме:  Деление клетки   |    Уметь работать    терминами, текстом    учебника,  Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. Уметь объяснять   процесс развития   живых организмов как   результат реализации  наследственной   информации   |    25.11   |         |  
    -  
    |    Наследственность и изменчивость.Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости .Г.Мендель  Моногибридное скрещивание.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    проводить самостоятельный поиск биологической информации:  Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий Знать сущность закономерностей  наследования,  установленные  Г.Менделем.   |    29.11   |         |  
    -  
    |    Неполное доминирование. Генотип  и фенотип. Анализирующее    скрещивание.   |    1   |    комбинированный   |    фронтальный опрос, индивидуальный опрос, решение генетических задач   |    Устный опрос   |    Уметь самостоятельно  работать с текстом  учебника, выделять  главное и обобщать. Знать и уметь   раскрывать основные   понятия генетики.  Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи   |    2.12   |         |  
    -  
    |    Дигибридное скрещивание. Закон   независимого наследования признаков.   |    1   |    комбинированный   |    фронтальный опрос, индивидуальный опрос, решение генетических задач   |    Устный опрос   |    Уметь работать    терминами, текстом    учебника, Пользоваться компьютерным источником информации. Знать сущность   дигибридного  скрещивания.  Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи.   |    6.12   |         |  
    -  
    |    Сцепленное наследование признаков.  Закон Т. Моргана. Перекрест.   |    1   |    комбинированный   |    решение генетических задач   |    Биологический диктант.   |    Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий Уметь объяснять  почему иногда не   соблюдается закон   независимого   наследования признаков.   |    9.12   |         |  
    -  
    |    Взаимодействие генов.   |    1   |    комбинированный   |    фронтальный опрос, индивидуальный опрос, решение генетических задач   |    Устный опрос   |    Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации:  уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий  Уметь раскрывать  сущность  взаимодействия генов,  приводить примеры  Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи   |    13.12   |         |  
    -  
    |    Генетика пола. Сцепленное  с полом наследование.   |    1   |    комбинированный   |    фронтальный опрос, индивидуальный опрос, решение генетических задач   |    Устный опрос   |    Уметь работать с    дополнительной    литературой.  Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии Уметь объяснять  механизм   генетического   определения пола,  сцепленного   наследования   |    16.12   |         |  
    -  
    |    Закономерности изменчивости:  модификационная изменчивость.  Норма реакции.   |    1   |    Урок закрепления знаний   |     решение генетических задач   |    Самостоятельная работа по решению генетических задач.   |    Уметь самостоятельно  работать с текстом  учебника, выделять  главное и обобщать. Знать сущность  модификационной  изменчивости, уметь   пояснять, что такое   норма реакции. Объяснять причины наследственности и изменчивости   |    20.12   |         |  
    -  
    |    Закономерности изменчивости:  мутационная изменчивость.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы Знать сущность  мутационной  изменчивости,  причины мутаций.   |    23.12   |         |  
    -  
    |    Применение знаний о наследственности и изменчивости,искуственномотборе при выведении новых пород и сортов. Основы селекции. Работы Н.И.    Вавилова.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь самостоятельно  работать с текстом  учебника, выделять  главное и обобщать.знать центры   многообразия и происхождения  культурных растений,  уметь объяснять закон   гомологических рядов  наследственной  изменчивости.   |    27.12   |         |  
    -  
    |    Основные методы селекции растений,  животных, микроорганизмов.Приемы   выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ним.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    проводить самостоятельный поиск биологической информации:  Уметь конспектировать,  формулировать выводы Уметь называть  основные методы   селекции растений,  животных и   микроорганизмов   |    13.01   |         |  
    -  
    |    Урок обобщения по теме:  «Организменный уровень».       |    1   |    комбинированный   |    Лабораторная работа №3.  «Выявление изменчивости организмов»   |    Проверочная работа по теме:  Организменный уровень.   |    Уметь Пользоваться исследовательскими умениями,  осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности   |    17.01   |         |  
    -  
    |    Популяционно-видовой уровень.(3 ч.)  Критерии вида.Структура вида           |    1   |    комбинированный   |    Лабораторная работа №4.  «Изучение морфологического критерия    вида»   |    Устный опрос   |    Уметь проводить описание  биологических объектов, проводить  сравнение,  формулировать  выводы. Уметь объяснять.  что такое    биологический вид,  каковы критерия  вида, его структура.   |    20.01   |         |  
    -  
    |    Популяции.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий Уметь объяснять   понятие «популяция»,  ее «демографические»  показатели.   |    24.01   |         |  
    -  
    |    Биологическая классификация.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий Знать принципы  бинарной номенклатуры,  уметь доказывать,  что классификация и   эволюция   взаимосвязаны   |    27.01   |         |  
    -  
    |    Биогеоценотический (экосистемный)  уровень (6 ч).  Экосистемная организация живой природы.  Сообщество, экосистема, биогеоценоз.  Особенности агроэкосистем   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий Пользоваться компьютерным источником информации Уметь различать   Понятия «биоценоз»,  «биогеоценоз»,  «экосистема».   |     31.01   |         |  
    -  
    |    Состав и структура сообщества.Рольпроизводителей,потребителей и разрушителей органических веществ и кругообороте веществ в природе.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь работать    терминами, текстом    учебника, составлять   обобщающие   таблицы Знать состав, свойства  и структуру экосистем,  на практике   использовать   полученные знания для  охраны природы.   |    3.02   |         |  
    -  
    |    Пищевые связи.Потоки вещества и энергии в экосистеме.   |    1   |    комбинированный   |    Лабораторная работа №5.  «Выделение пищевых цепей в искусственном биоценозе»   |    Устный опрос   |    Уметь раскрывать  содержание основных   биологических понятий Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. Уметь объяснять  сущность пирамиды  численности и биомассы   |    7.02   |         |  
    -  
    |    Продуктивность сообщества.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Биологический диктант.   |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы Уметь пояснять, что  такое продуктивность,  продукция   |    10.02   |         |  
    -  
    |    Саморазвитие экосистемы.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь работать    терминами, текстом    учебника, составлять   обобщающие   таблицы Знать процессы   саморазвития   экосистем, уметь   объяснять термин   «сукцессия» и ее  значение.   |    14.02   |         |  
    -  
    |    Экскурсия «Биогеоценоз. Причины многообразия видов в природе»   |    1   |    Усвоение новых знаний   |    Экскурсия «Биогеоценоз. Причины многообразия видов в природе»   |         |    Умение работать в группе.    Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности Соблюдать правила поведения в природе.анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;     |    17.02   |         |  
    -  
    |    Биосферный уровень (3ч)  Биосфера-глобальная экосистема. В.И.Вернадский-основоположник учения о биосфере.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий Знать понятие   биосферы, жизненные  среды   |    21.02   |         |  
    -  
    |    Роль человека в биосфере.  Средообразующая деятельность    организмов.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы Знать о средообразующей роли живых организмов, в чем проявляется  Воздействие живых  Организмов на среду   Обитания, их виды.   |    28.02   |         |  
    -  
    |    Круговорот веществ в биосфере.  Экологические проблемы,  их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.Последствия деятельности человека в    экосистемах,влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий  Знать какие типы   организмов играют   основную роль в  поддержании  круговорота биогенных  элементов.   |    3.03   |         |  
    -  
    |     Учение об эволюции органического мира.    Ч. Дарвина-основоположникучения об эволюции  Основные положения теории эволюции   |    1   |    Усвоение новых знаний   |    составление конспекта   |         |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы Уметь объяснять   основные положения  эволюционной  теории Ч. Дарвина.   |    7.03   |         |  
    -  
    |    Движущие силы эволюции Изменчивость организмов.  Наследственная,  ненаследственная изменчивость.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь работать    терминами, текстом    учебника,  Пользоваться компьютерным источником информации Уметь объяснять и  приводить примеры  наследственной и  ненаследственной  изменчивости выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания   |    10.03   |         |  
    -  
    |    Генетическое равновесие в популяции  и его нарушения.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь самостоятельно  работать с текстом  учебника, выделять  главное и обобщать. Знать о происходящих  в популяциях   эволюционных   изменений.   |    14.03   |         |  
    -  
    |    Борьба за существование и    естественный отбор.  Искусственный отбор.         |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы Знать в чем состоит  действие борьбы  за существование  и естественного отбора.выявлять приспособления организмов к среде обитания   |    17.03   |         |  
    -  
    |    Формы естественного отбора.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь работать    терминами, текстом    учебника, составлять   обобщающие   таблицы. Знать формы   естественного отбора,  уметь приводить  примеры.   |    21.03   |         |  
    -  
    |    Изолирующие механизмы    видообразования. Видообразование.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Тест по теме.   |    Уметь самостоятельно  Работать с текстом  учебника, выделять  главное и обобщать Знать и пояснять   значение изолирующих  механизмов,  способы   видообразование.   |    4.04   |         |  
    -  
    |    Макроэволюция.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь самостоятельно  работать с текстом  учебника, выделять  главное и обобщать Уметь сравнивать  макро- и  микроэволюцию,  называть движущие  силы макроэволюции   |    7.04   |         |  
    -  
    |    Основные закономерности эволюции.   |    1   |    Урок обобщения знаний   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос   |    Устный опрос   |    Уметь работать    терминами, текстом    учебника, составлять   обобщающие   таблицы. Знать основные типы  эволюционных   изменений,  главные линии   эволюции.   |    10.04   |         |  
    -  
    |    Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.       |    1   |    Усвоение новых знаний   |    составление конспекта   |         |    Уметь самостоятельно  работать с текстом  учебника, выделять  главное и обобщать. Уметь называть и   характеризовать  гипотезы возникновения  жизни на земле.   |    14.04   |         |  
    -  
    |    Гипотеза Опарина-Холдейна.  Современные гипотезы происхождения   жизни.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы  Уметь работать с    дополнительной    литературой. Уметь перечислять  основные положения  теории А.И. Опарина,  сравнивать ее с теорией  Дж. Холдейна.   |    18.04   |         |  
    -  
    |    Основные этапы развития жизни на  Земле.Развитие жизни в архее, протерозое   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы Пользоваться компьютерным источником информации. Знать гипотезу   происхождения  клетки,  основные этапы  развития жизни в архее,  протерозое,  палеозое.   |    21.04   |         |  
    -  
    |    Основные этапы развития жизни на  Земле.Развитие жизни в палеозое,мезазое,кайнозое   |    1   |    Урок обобщения знаний   |    фронтальный опрос, письменная работа   |    Самостоятельная работа по теме.   |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы Знать основные этапы  развития жизни  в мезозое, кайнозое.   |    25.04   |         |  
    -  
    |    Среда- источник веществ  энергии и информции.  Экология как наука.  Экологические факторы.  Условия среды.Экологическая сукцессия. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.       |    1   |    Усвоение новых знаний   |    фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий Знать экологические   факторы, экологические   условия   |    28.04   |         |  
    -  
    |    Общие закономерности влиянияэкологических  факторов на организмы.  .   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы Знать что такое   толерантность,  какие факторы  называют  лимитирующими,  закон минимума.,  называть виды   ресурсов животных и   растений.   |    2.05   |         |  
    -  
    |    Адаптация организмов к различным  условиям существования.   |    1   |    комбинированный   |    Лабораторная работа № 6  «Строение растений в связи с условиями жизни»   |    Устный опрос   |    Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания,   Уметь доказывать  зависимость строения   и образа жизни   организмов от среды   обитания   |    5.05   |         |  
    -  
    |    Межвидовые отношения организмов.      Взаимодействия разныхвидив   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы Уметь приводить  примеры   положительных и   отрицательных взаимоотношений  организмов.выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме;    |    9.05   |         |  
    -  
    |    Колебания численности организмов.  Экологическая регуляция.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Тест по теме:  Взаимоотношения организмов.   |    Уметь раскрывать  содержание основных  биологических понятий Уметь объяснять какие   факторы вызывают  колебания численности  популяций   |    12.05   |         |  
    -  
    |    Эволюция биосферы.   |    1   |    Усвоение новых знаний   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь конспектировать,  формулировать выводы Уметь доказывать  взаимосвязь  развития органического  мира и эволюции  биосферы.   |    16.05   |         |  
    -  
    |    Антропогенное воздействие на  биосферу.   |    1   |    комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь работать с    дополнительной    литературой. Понимать причины экологического  кризиса на земле.   |    19.05   |         |  
    -  
    |    Экскурсия  «Антропогенное воздействие на природную среду».   |    1   |    Усвоение новых знаний   |    Экскурсия  «Антропогенное воздействие на природную среду».   |    Устный опрос   |    Умение работать в группе. Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.  анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;     |    19.05   |         |  
    -  
    |    Основы рационального  природопользования.   |    1   |    Комбинированный   |    индивидуальный опрос, фронтальный опрос, составление конспекта   |    Устный опрос   |    Уметь работать с    дополнительной    литературой. Уметь обосновывать  необходимость  рационального  природопользования.   |    23.05   |         |  
  |   68   |    Обобщение по курсу  биологии.   |    1   |    Урок обобщения знаний   |    Письменная работа   |    Итоговое тестирование   |         |        23.05   |         |  
  |        |         |         |         |         |         |         |         |         |  
 
   1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;
 2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дро фа, 2006;
 1)  Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьни ков и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;
 2)  Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
 3)  Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;
 4) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
 / 5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био логия». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
 6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;
 7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
 В.В.Пасечник, ГГ. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь кучебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2011 - 96