целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности;
планировать свою образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану;
соотносить результат деятельности с целью;
различать способ и результат деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Познавательные:
Обучающийся научится:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельностью, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
Обучающийся получит возможность научиться:
представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
понимать систему взглядов и интересов человека;
владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы;
понимать не похожую на свою точку зрения(собеседника, автора текста);
понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и неявном виде;
объяснять смысл слов и словосочетаний с помощью толкового словаря, исходя из речевого опыта или контекста;
самостоятельно критично оценивать свою точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты освоения биологии:
Обучающийся научится:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• выявление эстетических достоинств объектов живой природы
Обучающийся получит возможность научится:
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Учебно-тематический план
Общая биология, 2 часа в неделю, итого 68 часов, УМК Д.К. Беляев
Тематический план
№
Название раздела, темы
Количество часов
Количество контрольных работ (лабораторных, практических или диктантов и т.д.)
1.
Раздел 1:Эволюция
37
3
Глава: Свидетельства эволюции
Глава: Факторы эволюции
Глава: Возникновение и развитие жизни на Земле
Глава: Происхождение человека
5
16
10
6
Л.р. 1,2,3
2.
Раздел 2. Экосистемы
23
4
3.
Глава: Организмы и окружающая среда
Глава: Биосфера
Глава: Биологические основы охраны природы.
Повторение
13
5
5
8
ПР-1,2
ПР-3
ПР -4
6.
Итого
68
7
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Эволюция ( 37 часов), в т.ч.:
Глава 1. Свидетельства эволюции ( 5 ч)
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч.Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции.
Глава 2. Факторы эволюции (16 часов)
Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция - элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направление эволюции.
Лабораторные работы:
1.«Морфологические особенности растений различных видов»
2.«Изменчивость организмов»
3.«Приспособленность организма к среде обитания».
Основные понятия. Эволюция. Вид. Популяция. Критерии вида. Борьба за существование. Естественный отбор. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Волны жизни (популяционные волны). Видообразование. Дрейф генов. Изоляция. Миграции. Гомологичные органы. Рудименты. Атавизмы. Аналогичные органы. Генетический полиморфизм популяций. Аллопатрическое видообразование. Симпатрическое видообразование. Биологический прогресс. Биологический регресс. Ароморфоз. Идиоадаптации. Общая дегенерация. Дивергенция. Конвергенция. Параллелелизм. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Синтетическая теория эволюции. Дарвинизм. Приспособленность к среде. Дизруптивный отбор. Необратимость эволюции. Биогеография. Эндемики. Реликты. Палеонтологический ряд. Филетическая эволюция. Филогенез. Популяционная генетика. Биологическая стабилизация. Палеонтология. Ископаемые переходные формы. Движущие силы эволюции.
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле ( 10 ч)
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Многообразие организмов как результат эволюции. Принцип классификации, систематика.
Глава 4. Происхождение человека ( 6 часов)
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство
Основные понятия. Палеонтология. Палеонтологическая летопись. Реликты. Палеонтологический ряд. Филогенез. Ископаемые переходные формы. Эра. Период. Антропология. Антропогенез. Австралопитеки. Дриопитеки. Питекантропы. Синантропы. Кроманьонцы. Неандертальцы. Расы. Метисация. Расизм. Движущие силы антропогенеза.
Демонстрация скелетов человека и животных, моделей, таблиц; схем, отражающих основные этапы антропогенеза и происхождение человеческих рас; видеофильмов об основных этапах эволюции человека.
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция — структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе»,«Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие виды»,«Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас.
РАЗДЕЛ 2. Экосистемы ( 23 часа), в т. ч. :
Глава 5. Организмы и окружающая среда ( 13 ч)
Экологические факторы и их влияние на организмы. Приспособления организмов к действию экологических факторов. Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия деятельности человека на экосистемы. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Практические работы:
Оценка влияния температуры воздуха на человека
Аквариум как модель экосистемы
Глава 6. Биосфера ( 5 часов)
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговорот веществ в биосфере.
Роль человека в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук.
Демонстрация коллекций, гербариев, живых организмов, моделей, аппликаций; схем, отражающих структуру биосферы и ее отдельные части, круговороты веществ в биосфере; примеров различных видов биотических взаимоотношений; карт, отражающих распространенность основных биомов суши; видеофильмов о структуре сообществ, экосистем и биосферы, приспособленности организмов к среде и действию экологических факторов; о типах биотических взаимоотношений; портретов ученых – экологов и их биографий.
Практические работы:
Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем
Глава 7. Биологические основы охраны природы ( 5 часов)
Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Биологический мониторинг.
Практические работы:4.Определение качества воды водоема
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие»,«Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде. «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».
Повторение -8 часов
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в год: 68
Количество часов в неделю: 2
Количество контрольных работ: 0
Количество практических (лабораторных) работ: 7
Учебник: Биология. 11 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень /Д.К. Беляев, Г. М. Дымшиц. – М.: Просвещение, 2021.
№
уроков
Наименование разделов и тем
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки (и/или коррекция)
Раздел 1. Эволюция – 37 часов
Глава 1.Свидетельства эволюции-5 ч.
1
Вводный инструктаж. Возникновение и развитие эволюционной биологии
2
Молекулярные свидетельства эволюции
3
Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции
4
Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции
5
Обобщающий урок по теме: Свидетельства эволюции
Глава 2.Факторы эволюции -16 ч
6
Популяционная структура вида. Вид. Критерии вида. Популяция
7
Л.р.№1 «Морфологические особенности растений различных видов»
8
Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции
9
Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции Роль изменчивости в эволюционном процессе
10
Л.р.№2 «Изменчивость организмов»
11
Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений
12
Формы естественного отбора в популяциях. Движущий отбор, стабилизирующий отбор
13
Формы естественного отбора в популяциях. Дизруптивный отбор, половой отбор.
14
Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Покровительственная окраска. Предостерегающая окраска
15
Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Подражающая окраска. Ароморфоз. Идиоадаптация. Биологический прогресс.
16
Л/р №3. «Приспособленность организма к среде обитания» .
17
Видообразование : географическое видообразование, экологическое видообразование
18
Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции
19
Макроэволюция.
20
Микроэволюция
21
Обобщающий урок по теме: Факторы эволюции
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.-10 ч
22
Современные представления о возникновении жизни. Абиогенез.
23
Современные представления о возникновении жизни. Биогенез.
24
Основные этапы развития жизни .Геохронология. Глобальные катастрофы.
25
Развитие жизни в криптозое. Первые следы жизни на Земле
26
Развитие жизни в палеозое. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Эволюция растений. Возникновение позвоночных
27
Развитие жизни в мезозое
28
Развитие жизни в кайнозое
29
Многообразие органического мира.
30
Многообразие органического мира. Систематика
31
Обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»
Глава 4. Происхождение человека-6 ч
32
Положение человека в системе живого мира
33
Предки человека: австралопитеки. Первые представители рода Номо: Человек умелый, Человек прямоходящий
34
Появление Человека разумного. Неандертальский человек. Человек современного типа.
35
Факторы эволюции человека. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека.
36
Эволюции современного человека . Человеческие расы
37
Обобщающий урок по теме: Происхождение человека
Раздел 2.Экосистемы – 23 часа
Глава 5. Организмы и окружающая среда -13 ч
38
Взаимоотношения организма и среда. Приспособленность организма
39
ПР №1 « Оценка влияния температуры воздуха на человека
40
Популяция в экосистеме.
41
.Экологическая ниша межвидовые отношения
42
Межвидовые отношения
43
Сообщества и экосистемы
44
Трофические сети.
45
Трофические сети и экологические пирамиды
46
Экосистема: устойчивость и динамика.
47
Экосистема: Консорции. Флуктация. Сукцессия.
48
ПР №2 Аквариум как модель экосистемы
49
Биоценоз и биогеоценоз
50
Влияние человека на экосистемы. Агроэкосистемы
Глава 6. Биосфера - 5 ч
51
Биосфера и биомы
52
Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере
53
Биосфера и человек. Концепция устойчивого развития.
54
ПР№3 « Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем»
55
Обобщающий урок по теме: Биосфера
Глава 7. Биологические основы охраны природы - 5ч
56
Охрана видов и популяций. Возможные причины вымирания видов и популяций.
57
Охрана экосистем
58
Биологический мониторинг
59
ПР№4 «Определение качества воды водоема»
60
Обобщающий урок по теме: Биологические основы охраны природы
Повторение – 8ч Подготовка к ЕГЕ
61
Основы селекции и биотехнологии
62
Генетика и ее задачи. Основные генетические понятия
63
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Г. Менделя
64
Решение генетических задач
65
Изменчивость признаков у организмов. Виды мутаций.
66
Систематика. Основные систематические категории. Живой природы Уровни организации
67
Клетка как биологическая система. Клеточная теория. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
68
Решение цитологических задач
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
Основная литература:
Биология 10 -11 классы: рабочая программы для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Г. М. Дымшиц , О.В. Саблина. – М.:Просвещение, 2018.
8. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993. – 240с.
9 .Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.
10. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
11. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
12. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
13. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
14.. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
15.. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
16.. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
17. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.